Как стало известно корреспонденту "Новых Известий", к будущей весне планируется разогнать большинство из 235 частных школ Москвы.
На дворе каникулы, но позавчерашний день 16-летний Никита Кейзеров провел под сводами любимой школы. Сначала подтянул четвертную отметку по русскому. Преподаватель-словесник Алексей Ковылин пригласил Никиту в школьное кафе. Никита взял себе капуччино, учитель – чашку чая с бутербродом. Слово за слово, беседуя за едой, они за полчаса одолели пропущенный девятиклассником по болезни курс фонетики. Потом Никита смотрел в том же кафе мультики, рисовал в художественной мастерской, стучал мячом в спортивном зале...
"Сложный мальчик", – говорят о Никите в стандартно-типовой государственной спецшколе с английским уклоном, которую он покинул из-за фатальной неуспеваемости. "Один из самых ярких интеллектуалов среди наших учеников, – отзывается о нем Светлана Харченко, директор частной школы. И добавляет: – С ленцой, правда. Но вот увидите, к концу года будет отличником!"
Таких "сложных", "проблемных", как Никита, в его школе – чуть ли не каждый второй. Но здесь им всем легко, и проблемы разрешаются как будто сами собой – вот так, в кафе, за чашкой капуччино...
Прежде здесь, на первом этаже типового жилого дома, размещался детсад. Потом из-за демографических проблем помещение естественным путем освободилось. Несмотря на тесноту, здесь одновременно работают около десятка творческих студий: от лепки, рисования и хореографии до класса семиструнной гитары (по индивидуальному заказу). Плата за обучение невысока, для ребят с хроническими недугами оно вообще бесплатное. И в этом тоже ее специфика и ее преимущество перед "госсектором". По данным Министерства образования РФ, органические нарушения – дисфункция головного мозга, нарушения слуха и зрения, дефекты речи, нервные заболевания – свойственны примерно половине учащихся негосударственных школ. При этом доля частных школ составляет по России лишь 0,9% от общего числа наших десятилеток.
Частная школа – это прежде всего школа частной жизни. Наша педагогика до сих пор помешана на духе коллективизма. Здесь же все пытаются уловить неповторимый дух личности.
В классах – по 10–12 детей. Доставка от дома до парты на длинном желтом автобусе. Вместо одиозного: "Я требую!" учитель обращается к ученику с учтивой просьбой: "Будьте так любезны". Плюс ипподром, теннисный корт, бассейн, домашний кинотеатр, джаз-клуб, внутренние лифты, зеркала, ковры, сверкающие чистотой уборные (ненужное вычеркнуть)...
И что же всему этому великолепию придет конец?
Не всему. Но в том и печаль. Истребление будет выборочным. Частные школы со связями во власти и глубокими традициями в обучении, бесспорно, выживут. Но это все дорогие, элитные, единичные заведения "с именем". Остальные школы – авторские, новаторские, "социального заказа" и, наконец, адаптационные – могут погибнуть, не завершив учебный год.
Причин тому несколько. Прежде всего резко возросшая стоимость аренды помещений. Во-вторых, старт нового этапа передела жилищного фонда в образовательном секторе (множество детских садов Москвы давно уже принадлежат частным лицам или сданы под офисы). В-третьих, неотвратимое приближение к вратам столицы Единого государственного экзамена, который грядущим летом будет сдавать каждый второй выпускник.
Наконец, как стало на днях известно редакции, из уст высокопоставленных московских руководителей все чаще и громче раздаются упреки в адрес школ "особых", "не таких", а, попросту говоря, частных. На одном из осенних многолюдных заседаний их наперебой честили с трибуны за то, что "не оправдали надежд москвичей": участились-де жалобы родителей на низкое качество обучения в них, и оценки, выставляемые частными педагогами, – сплошь липа. Да и вообще, "не вписываются частники в московское образовательное пространство": демонстративно, в открытую нарушают общепринятые в столице "правила игры". Недостаточно используют технические средства обучения, не умеют "проектировать благополучный образовательный климат". И, странное дело, в сокрушительных речах высших московских педагогических персон так и не прозвучало ни одной конкретной цифры, ни одного реального факта, ни одного названия какой-нибудь злокачественной приватной гимназии.
"Почему никто не говорит о скрытой миссии маленьких частных храмов знаний: ведь они оттягивают на себя самых проблемных, трудных, неуспешных ребят, с которыми обычная школа не справляется? – размышляет директор частной школы Светлана Харченко. – Вместо того чтобы в ножки поклониться энтузиастам, которые работают, за скромные, кстати, деньги, с "отходами педагогического производства", вместо того чтобы опереться на их опыт, устанавливая в городе перспективную модель полного дня, нас, наоборот, все последние годы всячески затирают, а теперь вот и уничтожают".
Последнему нечего удивляться: частная школа – реальная и действенная альтернатива школе типовой. Стало быть, первейший ее враг. (Новые известия).
Другие новости здесь.
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Частные школы Москвы под угрозой закрытия.
10.11.2003 17:36:18, Новостная лента...1 комментарий
Читайте также
Кулинарная география: готовим венгерский гуляш и чешскую рульку
Венгерский гуляш и чешская рулька - рецепты от Чадейки
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?