Раздел: Речь

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ТаВи

Развитие речи (для успокоения)

Дали в садике отпечатать, размещаю тут, может, кому пригодится
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно и очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладеет лишь постепенно.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся звуки А, О, Э, и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка; ма-ма, па-па, ба-ба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующих особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются на более простые для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например: Ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТБ. СБ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово шуба в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА и наконец ШУБА.
Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звука в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного костноязычия» является правильная, неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широкого распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает подражая родителям.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае так же отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребенком.
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, существует таблица, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст появления звуков (в годах)
ЗВУКИ
АОЭ - до 2 лет должны установится
ПБМ ИЫУ ФВТ ДНК ГХИ - 2-3 года
СЗЦ ШЖ 3-5 лет
ЛР - до 6 лет.

Родители так же должны знать, что в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относятся, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек) что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих звуков), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Может, кого заинтересует
31.10.2001 16:40:35,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
*Забава
Ой, ну спасибо :))) 01.11.2001 11:14:28, *Забава
Кондратея
Спасибо, я что-то серьезно подумываю, что надо бы нам проконсультироваться у логопеда, несмотря на очень юный возраст (полтора года). Дело в том, что у Кондрата решительно все не по правилам. Он очень чисто произносит А,Э,У,И, но с большим трудом изредка выговаривает О (а сказано, что должно быть наоборот:-( Также, к изумлению окружающих, у него четко поставлен звук "рррр", причем к счастью в русском произношении (у нас могли быть и варианты...). Но огромные трудности вызывает согласный К, а он, вроде, один из простых. Короче, надо узнать, в норме мы, или нет. 31.10.2001 23:18:54, Кондратея
Вот и у нас тоже с К большие проблемы, либо какой-то гортанный кхык получается, либо на т заменяем: Катя - Татя, киса- тиса... правда и с г похожая ситуация, но там мы все на д заменяем. Нам 1 и 8. Если вдруг что-то интересное об ътом разузнаете, свистнете и нам тоже, пожалуйста.
01.11.2001 10:13:19, val
ТаВи
Смотрите последний абзац :-)) Если такого "нестандартного" произношения нет - не переживайте, просто Кондрат "идет своим путем" :-)) У моей дочки еще раньше мамы-папы появилось слово "ехали" (обозначало катание на папе/дедушке, которые бродят на четвереньках по квартире, очень увлекательное занятие было :-))) Так что не расстраивайтесь, главное, что не опаздываете :-)) Сейчас убегаю на работу, а к вечеру вывешу, где-то у меня были игры на обучение буквам, там и "О" была. 01.11.2001 07:01:18, ТаВи
Будем ждать, особенно К, Г...
И спасибо за полезную инфу.
01.11.2001 10:14:49, val
гусеничка
Карин, а другие щелевые согласные - х, г - с ними как?
и еще д, т по идее должен хорошо говорить(д - тот же ррр, только без вибрации :)
01.11.2001 00:30:35, гусеничка
Кондратея
Г точно говорит ("га-га-га"), Д и Т отличные с самого начала ("дай", "тиса" вместо "киса", "та" видимо обозначает "отстань":-), а вот Х не припомню как. Надо будет проверить. Кроме всего прочего, он еще так мал, что неспециалисту трудно разобраться - повторяет он далеко не всегда и не все, не поймешь, то ли не может, то ли не желает. 01.11.2001 01:00:18, Кондратея
гусеничка
я немного "поднабралась " у лингвистов - д.т.р образуются при одинаковом положении языка - только р вибрирующий(поэтому в слове нрав(нравится) многим слышно ндрав(ндравится), потому что пока Р после Н не начал вибрировать - это полноценное Д.
А такие звуки как кгх - они образуются тоже при почти одинаковом положении языка. Возможно, раз трудности в одном положении языка - Кондрату трудно образовывать звуки одного типа :)
Как тренировать ...заднюю часть языка :) удаленную - можно придумать :)))

ещё английское r туда же %) или американское(одно из них произносится самой удаленной частью языка)

Лизать давно перестали?
Мы стали ребенку мороженое давать %) и тут же появился Х...
01.11.2001 09:10:05, гусеничка
Akimka
Господи, нам 1.3, а говорим мы только мама,папа, дедя, ам, ай-яй-яй, ну-ну-ну, на. Раньше говорил баба, а теперь наотрез не говорит. Можно сказать, что ребенок "говорит" жестами. Все эмоции на лице, тыкает пальчиком в то о чем "говорит",и все время твердит э-э-э.Когда он заговорит??? 31.10.2001 23:05:06, Akimka
Водолей
Забавно, у меня ребенок (1.5 года) нормально говорит всего несколько слов, но в их число входит "Щи" - в смысле суп. Совершенно правильно и осознанно произносит :) 31.10.2001 17:35:21, Водолей
У меня тоже,прикол: говорит как лев рычит РРРРРРРР, рама, рабамба, но зато на музыку говорит ра-ра вместо ля-ля :)) 31.10.2001 17:45:38, Смоля
Водолей
А, да у меня тоже еще "Бр" говорит, в смысле "брысь" кошке, например. Начала, видимо, со сложного, поэтому медленно продвигается :) 31.10.2001 17:59:10, Водолей
Действительно успокоили :)) Доча моя отдельно произносит все звуки алфавита (кроме р и щ) практически чисто, а говорит - большей частью только я ее и понимаю :)) Слабо, например, угадать, что значит "чупачяпа" :)) ? 31.10.2001 16:57:40, LadaO.
Хи-хи, не отдагадали: чебурашка :))) 01.11.2001 11:12:56, LadaO.
А что это означает? 31.10.2001 17:11:07, Катя+Юля
ТаВи
или чупачупс или что-то собачье :)) СлабО... 31.10.2001 17:09:25, ТаВи
Aya
А у моей в слове сумка буква м отсутствует. Так что если она на улице громко это слово произносит, я принимаюсь удивленным дяденькам и тетенькам втолковывать, что именно она говорит. А уж как в нашей интерпритации слово птичка звучит! Весело вобщем. 31.10.2001 20:36:30, Aya
))))) 01.11.2001 11:12:12, LadaO.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!