Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но в то же время ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.
Есть, конечно, люди, которым нравится эта методика в чистом виде, которые не хотят ее менять и не хотят ни на один шаг отступать от написанного в книге.
Идет много споров, хороша она или не очень, когда лучше начинать и как. Люди теряются перед огромным количеством работы, которую предстоит выполнить. Многие забывают о том, что есть, наверно, и другие способы обучения детей, и когда у них не получается работать по-Доману, они и вовсе бросают заниматься детьми.
Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты : слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы. Весь материал заранее готовит мама или вся семья. Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники. Ему отводится пассивная роль. то есть с самого раннего возраста мы растим человека-потребителя. Чтобы что-то узнать нужно усесться поудобнее и посмотреть.
Кстати говоря, на самом первом этапе, когда надо посадить ребенка и заставить его смотреть, заканчивается раннее развитие в очень многих семьях - так как ребенок не хочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, он хочет их взять, потрогать, поиграть с ними, хочет долго их рассматривать - ребенок тянется к ним. А согласно рекомендациям Глена Домана - все это неправильно. Родители не дают ребенку карточки в руки, убирают их поскорее как раз в тот момент, когда он заинтересовался и хочет услышать более подробную информацию, хочет продолжить разговор на эту тему. А по методике нужно только сказать одно предложение на эту тему и все. Причем прочитать именно ту фразу, которая написана сзади и никакую другую. Ведь ребенок должен выучить именно ее, а все остальное он узнает потом. То есть мы сознательно сужаем возможности ребенка - не даем ему услышать более подробно об увиденной картинке, каждый раз по новому, другими словами, не даем ему возможность задать свои вопросы, заглушаем его естественный познавательный интерес.
Я уже не говорю о трудоемкости процесса изготовления материалов: нужно каждый день писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины, рисовать красные точки, писать к ним примеры, подбирать картинки на разные темы, сортировать их наклеивать на картонную карточку гигантского размера (вне зависимости от величины самой картинки, ведь весь материал должен быть на одинаковых карточках и никак иначе). Потом нужно подбирать информацию к этой карточке и записывать ее сзади, и не как-нибудь, а от простого к сложному - а что делать если вся будет только простая или только сложная, а если наберется не десять пунктов, а по одной картинке - 2-3, а по другой 10-15, как тогда все это записывать, а главное, как прочитывать ребенку, ведь такой вариант нигде у Домана не предусмотрен.
Еще вопрос - а так ли важно ребенку знать, чем отличается палочник гигантский от еще нескольких палочников или ястребинка волосистая от лесной или еще какой-то другой. А кто ему расскажет, и главное, КОГДА - ведь у бедного ребенка совсем не остается времени, кто ему расскажет, кем были его бабушки и дедушки, кто такой повар и
плотник, почему вода течет из крана, как построен дом, что означает его имя и многое другое, что не укладывается в классификацию всех знаний по методу Домана.
Часто в семье, где растёт не один, а двое-трое детей родители пытаются всем детям предоставить необходимую им по возрасту нагрузку по Доману, и тогда сил хватает на ещё более меньший срок.
Есть ещё проблемы чисто методического характера :
- как показывать карточки, как их лучше держать, как в это время сидеть,
- с какой скоростью показывать карточки,
- как часто их менять, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,
- можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам не добавляя новый текст - если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет убранные вами карточки,
- как организовать свой день, исходя из всех необходимых рекомендаций,
- когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,
- можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно , то как и когда,
- что делать если ребёнок не хочет смотреть или хочет смотреть, но не хочет слушать,
- обязательно ли делать их указанного в книге размера (непомерного) и обязательно ли всё клеить на карточки одного и того же размера ( очень не хочется малюсенькую картинку клеить на громадную картонку - денег жалко),
и много-много других вопросов, на которые нет ответа.
И вот родители, отчаявшись сделать так, как велит Доман, бросают занятия с ребенком и всем потом говорят, что раннее развитие невозможно по определению, так как ребенок не желает ничего смотреть.
Но трудоемкость и малоэффективность работы по этой методике в чистом виде это не главный вопрос моего беспокойства. Так как проявив минимум творчества и максимум любви к ребенку можно изменить и дополнить методику.
Есть еще один взгляд.
Мне кажется, что вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный по принципу - картинка-подпись. Дети, привыкшие так воспринимать информацию просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение нужна будет картинка. А иначе они начнут скучать. А так как это все закладывается в очень нежном возрасте, то и усвоен такой способ получения информации будет накрепко.
Возможно, для американцев - это шаг вперед. Ребенку не просто дают комикс, а сообщают что-то важное и нужное. А для русских педагогических и культурных традиций, по-моему, это большой шаг назад. Вы откройте любую русскую книгу - художественную, научно-популярную, учебник - там будет много текста и мало картинок или вообще без них. И мы читаем такие книги и получаем удовольствие.
А если наши дети привыкнут к тому, что только картинка - это интересно, а то, что написано - если это больше, чем одно предложение - лучше не читать, так как скучно и долго. Мы потеряем свои культурные традиции, свою великую литературу.
Посмотрите на нынешних школьников - все учителя жалуются, что дети ничего не читают, а главное не хотят читать. А как следствие дети делают на письме чудовищное количество глупейших ошибок, каких никогда не сделал бы читающий ребенок, потому что, встретив это сл
Конференция "Ребенок от 1 до 3""Ребенок от 1 до 3"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Дорогая Лена! Спасибо, что не поленились так подробно изложить свои мысли по поводу Домана. Согласна с вами полностью. По-моему ни в коем случае нельзя применять эту методику к нашим детям в полном объеме. Каждая мама должна "настроить" ее на своего ребенка, а еще лучше просто почерпнуть из книг ДОмана какие-то идеи для своей собственной методике обучения. В конечном итоге, гораздо важнее чтобы ребенок чаще весело смеялся, чем чтобы он знал наизусть все исторические даты. К тому же, его методика обучения чтению рассчитана именно на англоязычных (франкоязычных и т.д.) детей. Наших детей гораздо проще учить традиционным способом: от букв к слову, так как в нашем языке "как пишется, так и слышится" (нет особых правил чтения буквосочетаний).
А кроме того, не лучше ли вместо того, чтобы тратить часы на изготовление пресловутых карточек, провести их вместе в ребенком (кстати, можно делать и карточки, только лучше вместе с малышом).
Всем удачи. Катя 27.05.1999 12:46:56, Kатя Алексеева
А кроме того, не лучше ли вместо того, чтобы тратить часы на изготовление пресловутых карточек, провести их вместе в ребенком (кстати, можно делать и карточки, только лучше вместе с малышом).
Всем удачи. Катя 27.05.1999 12:46:56, Kатя Алексеева
Согласна
27.05.1999 07:06:31, Мария
Лена, большое спасибо за твои рассуждения, я как раз из тех кто начал и бросил. После того как мы не смогли заниматься по Доману, казалось что что-то ни так делали.
Правда сейчас, когда Илюшке почти 4 я успокаиваюсь, то что мы не смогли сделать в год или два, сейчас приходит само собой.
Из всей методики раннего развития у нас осталось только плавание с 2 месяцев.
Мне кажется, что в методике Домана есть еще одна проблема.
Дети усредняются, пусть на высоком уровне развития, но все должны запомнить красные слова, потом красные точки и так далее.
А дети все разные, как и мы. Одни уже к году проявляют интерес к буквам, а другие могут часами строить башни из кубиков. И это здорово, пусть будут разными!
Пусть развиваются с разными скоростями, пусть уже в год или раньше имеют право выбирать.
Такая свобода + любовь родителей, мне кажется будет полезнее.
Это мое личное мнение и я вовсе не противник раннего развития.
Всем удачи! 27.05.1999 09:24:42, Лена Кожемякина
Правда сейчас, когда Илюшке почти 4 я успокаиваюсь, то что мы не смогли сделать в год или два, сейчас приходит само собой.
Из всей методики раннего развития у нас осталось только плавание с 2 месяцев.
Мне кажется, что в методике Домана есть еще одна проблема.
Дети усредняются, пусть на высоком уровне развития, но все должны запомнить красные слова, потом красные точки и так далее.
А дети все разные, как и мы. Одни уже к году проявляют интерес к буквам, а другие могут часами строить башни из кубиков. И это здорово, пусть будут разными!
Пусть развиваются с разными скоростями, пусть уже в год или раньше имеют право выбирать.
Такая свобода + любовь родителей, мне кажется будет полезнее.
Это мое личное мнение и я вовсе не противник раннего развития.
Всем удачи! 27.05.1999 09:24:42, Лена Кожемякина
Ваши рассуждения о методике Домана - просто бальзам на душу. Дело в том, что я что думаю, что у меня старомодный ребенок (дочери 4 года)и не уверена, что это хорошо. Поясню, что мне кажется старомодным: она не приучена смотреть телевизор, у нас нет дома компьютера, больше всего на свете любит общаться с бабушками и когда ей читают книжки (все взрослые). По причине последнего я и хотела бы научить ее читать самостоятельно, но по известным методикам у меня ничего не получилось, а теперь пытаемся читать обычным способом (как нас в свое время в школе учили), но особого энтузиазма у дочки нет, т.к. ей просто лень, но конечно, отдельные слова , особенно короткие она прочитать может. Что касается прочих знаний (не обязательно энциклопедических), мы просто очень много разговариваем, честно отвечаем на вопросы. Кстати о старомодности: она почему-то с рождения не очень любит слушать кассеты, всегда предпочитает, когда я или реже кто-то другой поет и сама поет как птичка, по принципу что вижу, то и пою.
27.05.1999 11:56:37, Ольга Гусева
27.05.1999 11:56:37, Ольга Гусева
Спасибо, Лена! У меня тоже не вышло "по Доману", - теперь карточки со словами (подходящие) я развесила на мебель, двери, крупные игрушки - может, мимоходом запомнит.
Что касается методики - действительно, есть 2 момента:
- русский язык гораздо гибче английского, и, выучив слово "ест", к примеру, поди пойми, что "ем" это просто иная форма, а не другое слово;
- когда я стала показывать карточки со словами своей дочке, она, вместо того, чтобы сидеть и радостно их разглядывать, немедленно протянула к ним ручонки, я - "по Доману" - не дала. Когда дошло до слез - обучение закончилось.
На вырезание и наклеивание кружочков (5050 шт.) для математики у меня просто не было времени.
Теперь потихоньку обучаемся "традиционными" методами.
27.05.1999 15:27:53, Anna M.
Что касается методики - действительно, есть 2 момента:
- русский язык гораздо гибче английского, и, выучив слово "ест", к примеру, поди пойми, что "ем" это просто иная форма, а не другое слово;
- когда я стала показывать карточки со словами своей дочке, она, вместо того, чтобы сидеть и радостно их разглядывать, немедленно протянула к ним ручонки, я - "по Доману" - не дала. Когда дошло до слез - обучение закончилось.
На вырезание и наклеивание кружочков (5050 шт.) для математики у меня просто не было времени.
Теперь потихоньку обучаемся "традиционными" методами.
27.05.1999 15:27:53, Anna M.
Читайте также
Процедура установления отцовства: какие документы необходимы и какие права это дает
Для чего вообще устанавливать отцовство?