Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

spravedlivaya

Вдогонку о Монтессори

Как по заказу встретилась удачная статья про мифы о системе Монтессори.[ссылка-1]
Сразу скажу, что она не универсальная и не обязательная для всех. Мне близка ее основная идея, а методики использую разные.
05.06.2016 10:50:16,

19 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А что-нибудь про обучение чтению не посоветуете? 06.06.2016 01:00:09, алёнка и ребёнки
spravedlivaya
От ребенка многое зависит. Прежде всего скажу, что у каждого ребенка свой возраст чтения. Каким то образом должен мозг созреть. Есть ребятишки, которые уже в полтора года как то слету запоминают буквы, а есть те, которые их не хотят видеть. У нас дома были и пластиковые буквы, и лото, и азбуки вскякие разные, но сын стойко игнорировал все способы. Потом раз и начал читать.
У той же Монтессори есть своя методика обучения чтению. Она заметила, что дети сначала с большим удовольствием учатся писать, а потом только читать. У нее в материале есть шершавые буквы. Дети сначала их трогают, обводят, потом с помощью взрослых начинают составлять слова. Постепенно начинают писать всякие записки. подписывать рисунки, а потом уже читать.
Есть методика раннего или глобального чтения Домана. Это так называемое чтение с пеленок. Там показывают карточки с картинками и словами называя их. Каждый день по немногу. Есть диски с читалкой. Эта методика подходит визуалам. Мы сейчас на языковых занятиях с особыми детками начинаем так читать. Вроде как исследования показывают, что нашим деткам так эффективнее.
Есть, конечно, и традиционная методика слогового чтения. У нас была азбука для слогового чтения 2-4 лет. Но старший ее воспринял только в шесть, как по заказу ФГОС )))
Наблюдайте за ребенком, пробуйте разные методы.
06.06.2016 03:30:38, spravedlivaya
Традиционная методика, кстати, как раз вместе с письмом обучает чтению. Просто рука для письма готова примерно в 6-7 лет в среднем, а читать всем в последнее время почему то ну очень-очень надо научить пораньше :) Вот многие и разделяют этот процесс, а потом прям как отдельную передовую методику про письмо говорят :))
И дозреть ребенок должен не для чтобы просто выучить и увидеть буквы. А для понимания абстракции и для умения связать эту абстракцию с образом. Именно поэтому детские книги с картинками, это помогает для представления образа. А когда маленький ребенок читает то часто просто не может представить образ прочитанного, это умение появляется в среднем с 4 лет, а у многих вообще к 6-7 годам. И именно с этим связаны трудности в раннем обучении чтению.
Ну и логопедические проблемы. В норме звуки сами встают начиная с 4 лет (в среднем). Соответственно и все сопутствующие процессы для развития речи тоже созревают параллельно к этим же срокам. А на чтение это очень даже влияет, просто на самом деле мало кто об этом знает.
06.06.2016 09:33:01, Иришка-Мартышка
spravedlivaya
Если речь идет о Монтессори, то по ее наблюдению дети как раз учатся читать в пять-шесть лет. Отличие именно в материале. В нашей традиционной методике используется карандаш или ручка и бумага, читают по книге, то есть все именно абстрактно. А в монтессори педагогике есть специально созданные шершавые буквы для сенсорики, трафареты, дети рисуют на крупе или песке. Ну и организация процесса разная. В традиционной системе детки все делают одновременно, усаживаются за стол пишут одинаковые слова из одинаковых тетрадей, а у Монтессори каждый ребенок работает индивидуально в то время, когда созрел конкретно он, на коврике, у себя на столе, пишет то, что хочет писать. По-другому стоится мотивация.
Если речь идет о Домане, то тут у меня, как и в Вас, много сомнений в отношении обычных детей. У детей с синдромом дауна и у слабослышащих немного по-другому формируется речь. Сначала знаки руками, активное развитие пассивной речи, в том числе чтение, а активная идет уже значительно позже. Глобальное чтение практикуют сейчас именно традиционные дефектологи, у нас ведет занятия доцент из педуниверситета. Вы сами знаете, что логопеды довольно рано начинают использовать буквы в обозначении звуков и почти одновременно учат и говорить, и читать.
Монтессори сложно назвать сейчас передовой методикой, во многих странах она давно уже стала традиционной, все-таки ей больше ста лет. В той же Великобритании по Монтессори занимались принц Гарри и его брат, а теперь учатся правнуки королевы.
06.06.2016 10:36:14, spravedlivaya
Моих читать не учили, они сами к этому пришли как только со звуками, а прежде всего со слухом стало в порядке. При этом у младшего чтение шло потяжелее, но у него проблема с образным мышлением. Причем не с образами букв, а с образами скорее слов. Зачем представлять образы букв я и не очень то понимаю, специалисты одну из проблем и называют что деетй начинают учить раньше чем надо конкретному ребенку. В итоге и читает и хорошо, а ни толку ни удовольствия нет. Потому что не понимает, нет картинки в голове. И картинка то не букв должна быть, а конкретных вещей о которых читает. Я об этом.
5-6 лет это достаточно средне, обычно так и начинают пробовать, у кого то сразу получается, кому то еще дозреть надо. Но я вообще во многом против ранних границ. Т.к. повторюсь - большинство реально не вникают в вопрос, а просто хотят пораньше. В итоге не выходит, почему не понимают, а привить ребенку что чтение это трудно и непонятно - запросто. Все имхо, конечно.
И да, я просто о детях, не о спец методиках.
06.06.2016 15:52:56, Иришка-Мартышка
В том и дело, что методика важна.
Если не умеет читать вслух, не значит, что не умеет читать вообще и не понимает смысл. Иначе, глухонемые не читали бы. И слепые же читают и воображение развивают.
И дело даже не в том, что родители здоровых детей не вникают. Просто это огромный труд с большой вовлеченностью. Им просто надоедает, так как ребенок в порядке и так. А вот у родителей особых детей, мотивация посильнее, оттуда и результаты.
06.06.2016 18:40:46, Madina
spravedlivaya
У особых детей родители тоже сильно разные. 07.06.2016 05:27:35, spravedlivaya
Возможно. У меня просто круг общения- из центра все, либо с тематических сайтов. 07.06.2016 11:57:07, Madina
spravedlivaya
Понятно. У нас с Вами просто разные дети, а за ними уже и убеждения складываются соответствующие. 06.06.2016 16:19:06, spravedlivaya
Доман объясняет свою позицию по здоровым детям. Все понятно и логично. Зависит только от родительских амбиций.

"Возьмем Ребенка А (среднестатистического). Ему восемь лет, и он соответствует среднему уровню развития, то есть может делать все, что обычно умеют делать дети в этом возрасте.
Теперь возьмем Ребенка Б (с повреждением головного мозга). Ребенок родился с сильным повреждением мозга, его мозг содержал миллионы, или скорее, миллиарды мертвых клеток. Мы обучили родителей этого ребенка, после чего они лечили его в течение пяти лет, и в настоящее время ребенку восемь лет, и он выполняет действия точно так же, как среднестатистический Ребенок А, хотя все так же имеет миллионы мертвых клеток головного мозга.
Это явление мы наблюдаем снова и снова. Сколько еще мы можем смотреть на это и не задавать себе вопроса: «Что, черт возьми, не так с Ребенком А (но ни в коем случае не с Ребенком Б)?»
Ведь очевидно, что если Ребенок Б с миллиардами мертвых клеток головного мозга делает все точно так же, как и здоровый (среднестатистический) ребенок того же возраста, то получается, что что-то не в порядке с Ребенком А. Долгие годы мы неизбежно наблюдали это.
А сейчас давайте возьмем Ребенка В (у ребенка В отсутствует одно полушарие мозга). После рождения Ребенок В не имел никаких отклонений, но через некоторое время у него возник сгусток крови в одном полушарии мозга. В трехлетнем возрасте у него полностью парализовало правую сторону тела. Кроме того, у него начались сильные судороги. Его состояние быстро ухудшалось, и стало ясно, что если не вмешаться, то он не выживет. Мы вмешались. Наш нейрохирург удалил ему левую половину мозга. Удалили не только кору, но полностью все полушарие, кроме гипоталамуса и хвостатого ядра. Сейчас Ребенку В восемь лет, и он может все, что может Ребенок А.
Как долго нейрохирург может смотреть на такое и не задавать себе вопроса: «Что, черт возьми, не так с Ребенком А? Почему Ребенок А с неповрежденным мозгом не делает все лучше, чем Ребенок В, у которого только одно полушарие мозга, а другое полушарие в стеклянной банке?"
Долгие годы нейрохирург наблюдал подобное.
Почему на самом деле оба ребенка, Ребенок Б и Ребенок В, с очевидными глубокими повреждениями мозга способны делать все точно так же, как и Ребенок А с относительно неповрежденным мозгом.
Если кто-нибудь наблюдал это и потом размышлял над этим много лет, то он неизбежно придет к простому и ясному заключению. Среднестатистический ребенок не выполняет и половину из того, что он способен делать, и любой, кто думал над этим, знает это."
06.06.2016 11:47:48, Madina
spravedlivaya
Да, с одной стороны, начинают играть амбиции родителей и ученых и хочется большего. Но, я сталкивалась с проблемой с другой стороны, когда обычный здоровый ребенок не справляется с слишком большим объемом усвоенной информацией. У перегруженных детей начинает страдать речь. У меня старший изначально опережает развитие, но переодически сталкиваемся с "потолком", когда психика не успевает справиться и приходится мне сдерживать себя и давать передышку ребенку.
Сейчас интересуюсь ментальной математикой и скорочтением, мнемотехниками, но объективно понимаю, что это только вопрос оптимизации времени по отношнию к отдыху, но ускорить в абсолютном значении не получится. То есть пружину можно сжать быстро или медленно, но бесконечно сжать не выйдет.
06.06.2016 12:02:23, spravedlivaya
Да конечно, у каждого свой предел. Он то не говорит, что каждый может быть гением. И он признает, что не всех больных детей они вытягивают в норму, к сожалению.
Суть его высказывания в том, что если не прилагать усилий, то здоровый ребенок не задействует весь свой потенциал, а просто сидит в своей норме.
Лично я, не считаю, что это плохо)) сидит и сидит, если всех устраивает.
06.06.2016 12:24:49, Madina
И в физическом плане я с ним полностью согласилась.
В центре, где сына реабилитируем, практикуют ДФН (дозированные физические нагрузки), там и пульс измеряют несколько раз за 30мин. занятия. И после каждого подхода посидеть надо ребенку.
Конечно, эффект есть безусловно- ребенок начал есть, одеваться/раздеваться сам. То есть, бытовые навыки все в порядке. А вот дальше (я же хочу больше и быстрее)), я уже начитавшись Домана, стала напрягать детеныша. На пределе возможностей. Ходим по 30мин. без остановки (перестал!! ходить на цыпочках, стал хорошо ходить, начинает хорошо бегать). Рукоход- значительно улучшилась координация и ориентация в пространстве.
Сейчас вот считать и читать учу по Доману. Мне нравится, но эффект не такой скорый.
06.06.2016 12:45:53, Madina
spravedlivaya
Интересно. Что то порекомендуете почитать по этой теме?
У обычных людей и в физическом смысле есть разумные ограничения. В этом плане профессиональный спорт калечит.
06.06.2016 12:53:32, spravedlivaya
Это да. Согласна. Здоровым, надо нащупывать свои границы и беречь, то что дано!)
Старшую я не трогаю- занимается, чем хочет, но я знаю, что она не перенапряжется, она такая))
Если вы не читали Домана "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга", то очень рекомендую. Там он описывает весь свой подход (физическое развитие толкает развитие мозга). Мало того, что я оттуда почерпнула много, еще и из депрессняка вылезла. Меня очень воодушевила книга. Физ. рекомендации простые, главное регулярность и частота.
06.06.2016 13:01:43, Madina
spravedlivaya
Уже стало многое яснее :) Я изначально с ним согласна. Именно поэтому в начальной школе старшему спорт поставила в приоритет, на втором месте творчество, а интеллект за ними подтягивается. Поэтому из школы и забрала. Движение - жизнь. 06.06.2016 13:07:43, spravedlivaya
На домашнее обучение забрали? 06.06.2016 13:19:39, Madina
spravedlivaya
Да, на семейное. В 3-7 недавно писала про наш опыт. 06.06.2016 16:14:33, spravedlivaya
spravedlivaya
Согласна. 06.06.2016 12:41:35, spravedlivaya


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!