Конференция "Раннее развитие"

Как и когда правильно научить ребенка читать?

Вот сообщение из Нового Уренгоя:
"Решил последовать Вашему совету: занялся самообразованием. Вот, например, хочу обучить ребенка нормально читать, по буквам, как положено. Собрал книжки всякие и одолели меня сомнения: нашел не менее пяти точек зрения, причём, разных! Монтессори, Никитин, Доман, Тюленев, Зайцев, Сорокин...
Кто поможет разобраться? Получилось много букафф...
Вот уж, поистине: чем меньше знаешь – крепче спишь.:))
1. Вот, Вы рекомендуете, да и везде рекламируют "метод Монтессори" (1870-1952 г.). Но она занималась, говорят, проблемными детьми, и к тому же 100 лет тому назад.
Вопреки распространяемому кем-то мнению, она считала, что от года до трех к ребенку подступиться невозможно, с чем ни я, ни многие другие не согласны. Неужели за это время наука не ушла вперед?!
Вот что пишет М. Монтессори, цитирую:
«В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений».
«На второй фазе – от трех до шести лет – тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию».
Вы это можете сами прочитать в книге: М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому. Разум ребенка. Раздел «Периоды роста». М., 2000.- с. 94.
Что произошло после? Непонятно, почему Монтессори приписывают раннее развитие, методы, созданные другими, в частности, российскими педагогами? Прорыв в раннее развитие совершили Никитин, Доман, Тюленев, но никак не Монтессори! Кому понадобилось приписывать ей украденные у других авторов достижения? Кто же решился на столь масштабное преступление и манипуляции в области интеллектуальной собственности?
Подведём итог. Мария Монтессори ясно высказывается против раннего обучения. Она отрицает саму возможность раннего развития до 1952 года, до самой её смерти. В уставе, подписанной самой М. Монтессори, запрещено принимать детей младше 3-х лет. Соответственно, последователи «метода Монтессори» тоже не могут и не могли быть знакомы с методами раннего обучения чтению до 3-х лет. И действительно, добросовестный директор Московского центра Монтессори, также пишет, уже в 1999 году: «Мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет» - в книге: К. Сумнительный, НОУ «Центр Монтессори», М., 1999. Беседа девятая. Родителям о детях.
2. Глен Доман, американский врач, наоборот, призывает к обучению «чтению» в возрасте с первых месяцев после рождения до 3-х лет. Но во всех книгах, которые широко рекламируются, Доман выступает категорически против освоения букв, и он предлагает просто запоминать целиком: слова, предложения и намекает даже на целые книги!
С этим я тоже не могу согласиться: представьте, сколько мне придётся делать карточек по 20 см со словами: сотни, тысячи, и показывать их.
Вот как Доман и его последователи сами объясняют свою позицию, цитирую:
«Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному." …
Вот еще цитата:
«Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." См. в книге: «Дошкольное обучение ребенка, М., 1996 г., с. 114. Так же могу дать ссылку на более подробный анализ ошибок Домана.
Критика: Тут, мне кажется у Глена Домана тут явные ошибки. Кто пробовал заниматься, в Интернете утверждают, что дети легко различают буквы еще до двух лет. Ну, и вместо методики Доман и сторонники предлагают просто по десять и более раз в день заниматься с ребенком, нагружать его: показывать большие карточки, запоминать тысячи слов, карточек, книг. Как-то уж слишком, напрямую, простите - туповато …
3. Павел Тюленев, президент академии раннего развития и образования: он единственный во всём мире не раз и не два показывал по ТВ читающих младенцев, в возрасте 1 года с небольшим... Он выступает за раннее обучение не только чтению, но и счету и другим предметам, что разрушает миф о том, что у нас было "самое лучшее в мире образование".
Он предложил методику УРАМИР, которая позволяет родителям начинать обучать именно с БУКВ, а не со слов, как Доман, или слогов (Зайцев). Тюленев впервые в 1988 году, при помощи пишущей машинки, компьютера и видеозаписей доказал, что можно научить ребенка "истинному чтению" не только в возрасте 3-х лет, как Доман и Никитин, но и еще раньше: к 6-9 месяцам жизни! Вот что он пишет:
«К 1988 году нами было впервые установлено, что при нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок в игровой форме может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни. В качестве доказательства мы приводим здесь, например, один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки (игре) ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке, то есть, когда речевой, голосовой аппарат еще не сформировался. … Приводимые тексты показывают, что ребенку уже вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ обучения счету, также сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года»
На вопрос, когда он научился читать: «Я всегда читал!» - отвечает двухлетний ребенок, Человек Развитый».
Это можно скачать в Интернете и найти в книге: «Читать – раньше, чем ходить. Что такое развивающий уход за ребенком? Вопросы, ответы и практические рекомендации родителям. Центр Содействие развитию и воспитанию детей, М., 1996». Гл. 3, Создайте наиболее эффективную развивающую среду вашему малышу! с. 43. Действительно, уникальные тексты, напечатанные ребенком от 1 года до 6-ти лет, можно самим посмотреть и проанализировать: [ссылка-1] .
Каковы результаты этой ситемы? Приводятся видео, аудиозаписи, тексты, напечатанные и написанные в возрасте от 1 до 7 лет. Установлено, что, судя по дальнейшим наблюдениям, раночитающие и раносчитающие дети становятся «одарёнными» во многих областях. Так, например, программу средней школы эти МИРные дети осваивают к 10-ти и даже к 8-ми годам. В 2006 году стали известны дальнейшие результаты: к возрасту 18 лет раночитающие дети смогли получить от двух до четырех высших образований!
Оказывается, покинувшие "традиционную систему", одаренные дети могут сдать все экзамены экстерном и никакие реформы и платное образование им не помеха.
- см: Продолжение
14.05.2013 14:30:29, Друг и товарищ
[ответить]
уважаемые родители!!! я сама есть педагог в дошкольном направлении и поверьте очень хорошо знаю все методики перечисленные вами!! эти все методики разработаны для детей с проблемами,они ни в коем мере не подходят детям у которых развитие физиологическое в норме!!! я руководствуюсь исключительно методиками которые давно себя оправдали и доказали результативность!!! 30.05.2013 14:39:26, freja
[ответить]
Традиционная "проверенная развалом СССР" педагогика на 350 лет отстаёт от идей и рекомендаций "Учителя европы" Яна Амоса Коменского, который предлагал перейти на методы обучения в форме театра, в форме игры, театральных постановок...
Традиционное образование на 3 тысячи лет отстает от иудейского ортодоксального образования, где дети начинают читать уже в возрасте трёх лет: "Обучать ребенка надо тогда, когда он поперек лавки лежит" (Талмуд).
Система христианского образования и воспитания на 1500 лет отстает от мусульманского, где отец обязан по пять раз в сутки читать ребенка вслух коран по специальному расписанию, поэтому христианские страны и вымирают так стремительно... Обо всём это можно, например, почитать здесь: [ссылка-1] и здесь: [ссылка-2]

Freja, а насколько вы отстаёте? :)
24.07.2013 14:50:18, Друг и товарищ
[ответить]
Хочу поделиться своим опытом. Моим двум детям по 7 лет. Раннее развитие у них уже в прошлом-). остались только воспоминания и несколько видео на память.
Я сторонница Глена Домана. Эта единственная методика которая доступна детям до 4-5 лет. К слову Зайцев приходит к тому же итогу -чтению целыми словами.
Про Тюленина очень много всякой ерунды написано, пытались в свое время докопаться до истины не получилось. диски которые он продавал- это смесь разных самоучителей скаченых из интернета, никакой системы никто не увидел.
Доман это не значит только карточки сейчас народ перешел на призентации которых в нете привеликое множество.
Мы даже пошли дальше, и после одного очень плодотворного разговора,с "товарищами, кто стоял вместе со мной у истоков" заказала книги в Японии по методике Шичиды . После этого пошла новая "волна" развития в интернет движении под названием "раннее развитие". Это шаг вперед по сравнению с Доманом.Но наши дети к тому времени уже умели читать. Между делом изучила многих зарубежных авторов, которые занимались этой темой- интенсификации обучения.
Впечатляет. Оказывается можно заниматься не только с младенцами , но и с младшими школьниками с привосходными результатами.
Мой собственный опыт: сыну 7 лет. Он учится в 3 классе(дом. образования в нашей стране не предусмотренно). Дочери 7 лет учится в 1 классе. У нее легостения, поэтому почти все раннее развитие- что касается математики и чтения прошло мимо-).
Сын начал читать -т.е. показывать карточки по просьбе, примерно в 1.5 года. В 2 года уже читал на 3 языках. В два с половиной года мы наконец сняли видео.Не потому что нечего было снимать раньше, а потому , что это все были рабочие моменты, а видео было сделано по просьбе тех кто был со мной в то время на сайте раннего развития.
Мои дети говорят на 3 языках русском, немецком и английском. К сожалению, школа нам подпортила наш билингвизм в первую очередь тем, что забирает уйму времени не оставляя на дополнительное развитие практически ничего, и второе тем, что дети выбирают язык общения который им близок на котором они говорят в школе с друзьями. Моих героических усилий не хватает на приодоление этого обстоятельства. Но на дошкольный период , они владели в одинаковой степени всеми тремя языками как родными. Сын умел писать и читать на всех трех языках. Мне было мало того обстоятельства что сын просто умеет читать, это было не достаточно эффективно, 250-300 слов в минуту. Я начала искать литературу по скорочтению, и в конце концов он вышел на 700-800 слов в минуту. Это дало ему возможность еще до школы перечитать практически всю литературу в местной библиотеке которая стояла на полках до 10 лет включительно. Кроме того он перечитал очень большое количество обычных (не адаптированных)английских книг которые закупались большими партиями в Англии и Америке, и русских книг, которые можно было скачать и распечатать из интернета. На обычную немецкую книгу для 8-10 лет (с картинками) в 100-120 страниц уходило 15-20 мин.Это помогло мне сэкономить время для других не менее важных дел. За 30 мин чтения он прочитывал пару книжек. Я не берусь утверждать, что он сейчас раскрыл в достаточной мере весь свой потенциал. Пока идет "обработка информации", которую он получил в таком огромном количестве. Так же он приуспел в математике, осваивая программу 5 класса Петерсон и в музыке. Но это отдельная тема не про чтение. Вот ссылка на видео по чтению. потом уберу сообщение , все же видео приват. [ссылка-1]
25.05.2013 19:44:01, olinka-ru
[ответить]
"Может быть, кто слышал или видел конкретные результаты перечисленных методик?"

Все это заманчиво, но...
Меня очень смущает судьба детей Никитиных. НИ ОДИН из них ничего существенного в жизни не добился и родителей своих не сказать, чтоб добрым словом поминали.

Много думаю.
20.05.2013 19:35:34, Почемунет
[ответить]
А знаете что я думаю про детей Никитиных? Во власти родителей дети только до определенного возраста, а дальше работает социум... Т.е. то как может реализовать себя в стране индивидуум есть показатель развития страны. Тут у нас все плачевно... реализовать себя могут только те кто у кормушки, либо очень целеустремленные... Дети Никитиных попали в период когда многие не могли себя реализовать. Да недоработки определенные в воспитании не надо сбрасывать со счетов, но не забывайте что их воспитывали советские родители (все работы хороши, деньги не главное и т.д.) а жить им пришлось в других реалиях. Как и большинству из нас. вспомните на какое время пришлось их взросление? Вспомните экономическую ситуацию и в стране и в семье...
Тем не менее опыт Никитиных бесценный, детей они вырастили хороших, все дети создали семьи..все объективно благополучны... труд родительский был колоссальный...
Я то же своих родителей за многое корю и объективно нет детей абсолютно довольных своими родителями и нет родителей абсолютно довольных своими детьми...
08.08.2013 16:26:28, блондинк@
[ответить]
Критика: Возражений против этой системы много: одни считают, что одаренность дается родителями через гены, другие говорят, что вредно иметь много высших образований... Другие требуют: Где теория процесса обучения чтению?! Без теории ничего не хотим видеть и знать не знаем... Словом, "рожденный ползать – летать не может". Мол, «не может ребенок читать в год – два, так как он еще не умеет говорить». Последний же аргумент сдающихся перед фактами противников системы Тюленева: «Зачем это нужно? Кто же будет работать грузчиками, сантеххниками, разнорабочими, если все станут одаренными? Что таким детям делать в школе? Кто будет содержать педагогов и их семьи?»
Все педагоги – естественно, против Тюленева, потому что ломается вся их привычная кормилица - традиционная система образования. По сути, педагоги, отнимающие около 10 лет жизни у всего населения, оказываются не нужны: дети с радостью избегают этого кошмара, под названием "школа" и сразу попадают в вуз - лучше в дистанционный, которых теперь немало.
4. Борис Никитин пишет, что научил своих детей читать в возрасте от 3-х до 4-х лет. Его дети ещё в 60-х годах окончили среднюю школу на 2-4 года раньше срока.
Психологи из Англии были шокированы: коэффициент интеллекта IQ у детей Никитина значился выше 150 баллов и выше, и было это давно – с 1965 по 1970 год. по сути, Борис Никитин первым выступил против авторитета Монтессори, которая как мы убедились, считала, что ребенок до 3-х лет не поддаётся никакому педагогическому воздействию.
По-Никитину обучать нужно как можно раньше, «своевременно.
В книге «Мы и наши дети», «Интеллектуальные игры» и других, вот что он пишет: «Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений и размышлений, исследований. Итогом этой работы была «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» (сб. «Социологические и экономические проблемы образования», Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124).
В этой статье впервые появилось новое слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. … каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности». Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. 1988 г. Владивосток, с.114.
Я обнаружил сведения о том, что Борис Никитин ещё в 1976 году предсказывал, что если старая система образования не будет ликвидирована, то страна - СССР - будет разрушена. Она не выдержит необходимости содержания всё возрастающей армии педагогов и членов их семей. По сути, растягивая сроки обучения, они эксплуатировали детей в школах по 10 лет и, как показывала статистика, отбирали способности и здоровье и ничего взамен не давали.
Какие были результаты? Шестеро детей Никитиных окончили школы на три – четыре года раньше срока, за что педагоги до сих пор их не могут простить и пишут "критические статьи" против "родительской педагогики Никитина".
Эта система имела и другую, не менее ценную составляющую. Все дети Никитина практически не болели и не ходили к врачам. Поэтому врачи тоже очень не любили и не любят "Никитинскую систему".
- см. продолжение 2.
14.05.2013 14:32:40, Друг и товарищ
[ответить]
Психологи и наркологи тоже не могут Б.П.Никитину простить того, что ни у кого из детей Никитиных не было вредных привычек, психозов и неврозов, несмотря на то, что на них обрушилась вся тогдашняя тоталитарная система образование и здравоохранения… Ну нет у нас нормальной, то есть, профилактической медицины! :(
Интересно, что и журналисты иностранного происхождения, не любящие СССР и Россию, немедленно приписали результаты и методики Бориса и Лены Никитина иностранным педагогам - той же Монтессори. Так, с легкой руки некоей Хилтунен, методы были приписаны Марии Монтессори и она, никогда не видевшая детей младше 3-х лет, и даже сдавшего своего новорожденного сына в приют, стала вдруг ... одним из основателей раннего развития! Почитать о Борисе и Лене Никитиных, о НУВЭРСе см.: [ссылка-1] , а также на сайте, который ведут их внуки.
5. Николай Александрович Зайцев (1997 г.) утверждает, что обучать нужно сразу со слогов, как он их называет: со складов, и считает, что его методика эффективна с трех лет, не раньше, хотя его последователи пытаются применить обучение чтению с кубиками (складами) начиная с 2-х лет. Здесь кубики и таблицы Зайцева часто обсуждались.
Критика в основном, несерьёзная: против Зайцева до сих пор выступают педагоги, потому что кубики в классах – это несерьезно, слишком весело и шумно, много движения и т.п. Срок обучения чтению слишком сокращается – нечем занять детей.
Психологи возражают: слишком много таблиц, наглядных пособий - не все, мол, дети - «визуалы», есть и «мануалы», и т.д. и т.п. Пишут те, кто никогда не занимался ранним обучением детей.
В общем, я обнаружил слишком разные точки зрения у всех. Нахожусь пока на распутье.
Хотя ясно то, что государство отказывается от предоставления бесплатного хорошего образования вообще и, как я понимаю, ни помогать родителям, ни контролировать платных педагогов не хочет, вводя плату даже за среднее образование.
Словом, спасайся - кто может.
Хотелось бы обсудить все «за» и «против». По чьей методике до возраста 2-х лет заниматься? Может быть, кто слышал или видел конкретные результаты перечисленных методик?
Даже если всё получится, возникают новые вопросы. Если рано начинать, то будет ли поддержка в создании детских садов, школ, вузов? Даже, по-видимому, нужно будет искать помощь в устройстве на работу особо развитого ребенка, с двумя, скажем, дипломами.
Слышал, что такие дети нуждаются в особом отношении, да и кто поверит, что дипломы у несовершеннолетнего – не липовые?
Хотелось бы найти единомышленников, чтобы выстроить в городе всю новую систему: от раннего развития и образования до трудоустройства, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не оставить ребенка в одиночестве. Видимо, всем желающим воспитывать детей по-новому, необходимо будет вступить в некую ассоциацию, в корпорацию или партию. Надо выбрать лучшую методику или систему, пригласить разработчиков.
Надо проинформировать руководителей города, района, области...
Необходимо постепенно создать в городе такую, собственную систему образования, которая будет учитывать современные достижения и будет соответствовать будущим потребностям детей.
Никто нам не поможет, кроме нас самих. Мы не должны остаться на задворках цивилизации.
Что делать, кому верить? :-((
14.05.2013 14:34:21, Друг и товарищ
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.