Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Заставлять или нет или об интеллектуальном кайфе

Заставлять или нет или об интеллектуальном кайфе

Заставлять или нет или об интеллектуальном кайфе

Я, конечно, подозреваю, что есть на свете дети, которые сами, так сказать, от природы обладают усидчивостью, врождённым умением концентрироваться на задаче, получать интеллектуальное удовольствие от решения этой задачи и, в конце концов, доводить это решение до конца, стремясь к ответу.
16.03.2005 10:33:24,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наталья, прочитала Вашу статью. Ваша проблема так близка мне. У меня сын (почти 5 лет). Сначала я не хотела его затсавлять, но потом поняла, что сам мой ребенок никогда не проявит желания заниматься интеллектуальной деятельностью. И я начала...заставлять. прошёл месяц. Мой ребенок сам подходит ко мне и говорит: "Мама, давай почитаем и ли посчитаем". Я сама не могу поверить в такую перемену сына... 05.09.2006 05:19:04, татьяна
дефектологу: я не подталкивал к "И.К" просто всегда точно отвечал ребенку на поставленные вопросы. Теперь ответы он ищет сам. А трудности не в подталкивании, а в той среде, что царит в школе. Например, у него часто крали или портили зачётные работы, а совсем недавно одна из учительниц раскопала (и поймала виновника), что на протяжении 2 последних лет мой сын исправляет двойки, которые ему ставят задним числом в журнал его однокласники! Прямо как в Пиноккио с акулой... Как хорошо, что я никогда за них его не ругал. Кстати четвертные оценки у него всегда 4-5, не ниже.
И очень тяжело в нашем обществе учиться среди тех, кто
14.07.2005 22:22:50, www.vedrussa.ru
Получается, что ответственность за интеллектуальный кайф полностью лежит на Вас, а не на ребенке... Не боитесь, что он всю жизнь будет нуждаться, чтобы его к чему-то подталкивали? 01.07.2005 20:14:56, дефектолог
Всё это хорошо, и мы раньше так думали. Но теперь знаем о порблемах, которые к таким обученным детям приходят лет в 8. Моему орлу сейчас 10, учится в седьмом классе. Читал в год, пошёл в 6 месяцев. Друзья, чем дальше, тем будет сложнее. Вы уверены,что готовы к этому? Раннее развитие это замечательНО, НОесть очень серьезные НО. Если что, готов обменяться опытом. 01.07.2005 19:07:07, www.vedrussa.ru
Я пока еще только задумываюсь о том, что я должна дать своему сыну, чтобы он был успешен в жизни. Ваша статья мне открыла новый аспект отношения к детям, в том числе к "Индиго". Если задуматься, то "уважение" к неумению ребенка вписываться в общие рамки в дальнейшем скажется на судьбе этого ребенка. Можно сто раз кричать о том, что такие дети талантливы, но... Где будут эти таланты в школе? А система образования как любая СИСТЕМА требует от человека определенных ограничений. И эти дети, привыкшие, что от всех их суждений взрослые впадают в трепет, удивятся, почему это учитель от них чего-то ТРЕБУЕТ.
Мне кажется, чтобы человек был успешен в жизни, он должен в том числе и вписываться в эту жизнь. А при неразумном подходе индивидуальность быстро превращается в эгоизм...
И еще одно - родители, которые сажают ребенка за мультики и стрелялки - попросту ленятся уделять внимание своему малышу. Поговорите с ним о том, что его интересует, приласкайте. Мой брат рос уже в атмосфере "у мамы свои дела, а за Сашей сестра присмотрит". Разница в возрасте 7 лет. Я развлекалась в детстве, читая книжки - мне это нравилось. Рисовала. Делала домики для игрушек. Ему достался компьютер с гонками и стрелялками. Ему сейчас 17 лет и он не знает, о чем ему поговорить с нашими родителями. Я завидовала ему, когда он был маленьким. Но мне досталось намного больше внимания и любви - это мне стало понятно только сейчас, когда я сама стала мамой.
Пусть ваши дети знают, что вы их ЛЮБИТЕ - это самое главное. А разумная любовь всегда накладывает ограничения. Вседозволенность - удел ленивых, по-моему...
Спасибо за статью!
25.04.2005 15:02:14, Юлия
И я согласна с автором и несогласна с Еленой. Точно знаю, что амбиции тут ни при чем. Телевизор и прочие легко доступные средства информации очень привлекают детей, да что там детей, полно взрослых, которые не могут оторваться от компьютера, телевизора, интернета и проч. А амбиции при развитии собственного ребенка ни при чем! Про амбиции надо говорить, когда малыш не успевает посещать 5 кружков и везде от него тебуют стать лучшим, а так мама хочет, чтобы малыш вырос изначально умненьким и надо ему в этом помочь, то есть отвлечь от телека. 16.04.2005 11:39:21, Tushik
Belinda
Не согласна с Еленой. Поддерживаю автора статьи, который как раз подчеркивает, что условная любовь тут ни при чем. Не показать ребенку мир во всем его многообразии, не дать выбрать из всех существующих возможностей то, что будет по вкусу, - значит лишить его всего этого, обеднить его мир и жизнь, духовную и, как следствие, в целом сделать существование примитивным. А потом будут неврозы на тему "все умные и все умеют, а я дурак убогий, где мои 4 года, когда я мог и язык выучить и книжки было время почитать".
У меня вот с ребенком почти нет проблемы, проблема с его папой-телеманом-компьютероманом. Я сама далеко не противница прогресса, работаю программистом(!), сыну скоро 7 лет, лет до 5-ти не бывало, чтоб ему было нечего делать, на компе играл в буквы, логику и математику. Теперь он плотно подсажен на стрелялки(кто их выдумал - застрелила бы) и мультяшки, если нет того и другого, он страдает, практически делать больше нечего.
21.03.2005 11:33:03, Belinda
irinad (мамин сын 4,6 г. и папина дочка 10 м.)
У меня такое впечатление, что все как-то в кучу навалено. Если сравнивать с методом "дите не оторвать от телевизора-компьютера", то такой подход - конечно, прогресс. Но в нормальной ситуации это не есть хорошо, имхо. Меня примерно так же в детстве воспитывали - учили. Я всегда училась оч. хорошо и больше всего на свете боялась расстроить или разочаровать родителей. А родители были полностью уверены, что я получаю интеллектуальный кайф:( С Леной соглашусь - неврозы на пустом, казалось бы, месте могут возникнуть. И с родителями отношения не ах:(
Своих деток так не учу. Лучше заинтригую:), сказку по теме придумаю и деть будет рваться чего-то узнавать, а я еще попридержу немного. Пусть ребенок научится чему-то, но для меня главное, чтобы он САМ захотел научиться, САМ выбрал. Он сам, он - личность и я уважаю его выбор.
18.03.2005 12:27:54, irinad (мамин сын 4,6 г. и папина дочка 10 м.)
Думаю, что Наталья права, потому что она Мама и это ее дети, и они пришли к ней за ее хорошим и за ее плохим.И даже если это принуждение оставит у них негативные эмоции, все равно это чему-то их научит. Главное, что мне хотелось бы добавить к статье, что дети учатся по делам. Можно заставлять,учить, просить, приказывать, вырастут - все равное будут поступать так, как их родители. Поэтому думаю, что очень важно самим родителям уметь испытывать "интеллектуальный кайф" от жизни и делиться этим с ребенком. Удачи Вам, Наталья. По-моему, Вы просто молодец, раз уделяете своим детям так много внимания и своей души 17.03.2005 00:12:01, Оптимист Машутка
Не нравится мне все это...
Какой кайф может быть из-под палки?
Интересно, как вы предполагаете строить отношения с детьми в дальнейшем?
С младшим все понятно, он будет тянуться за старшим братом. А вот старший сын... Это сейчас он маленький, послушный, и мама для него - непререкаемый авторитет. И даже в начальной школе еще все будет по инерции катиться в том же духе: будете проверять у него уроки, стоять над душой, пока не выпишет прописи, заставлять читать по 20 страниц и т. д. А вот что потом? Когда он вырастет? В средней школе у детей резко падает мотивация. Внешняя мотивация, созданная старательными мамами, которые вдруг понимают, что больше они для своего ребенка - не авторитет. И заставить его заниматься просто невозможно. А самому ему неинтересно, и привычки к самостоятельному интеллектуальному труду нет. Внутренней мотивации нет.
Я сама начинала примерно так же, как вы. Заставляла сына читать, не представляя, как это - не любить читать.
Хорошо, что вовремя остановилась в своем энтузиазме, не полностью в нем убила его собственные интересы.
Чего и вам желаю.
16.03.2005 23:38:13, Маграт
Ну, сказать, что сын мой сейчас послушный, нельзя. Он очень непоседлив, но это по возрасту. Именно поэтому и приходится быть иногда жёсткой. Но, впрочем, пока окупается. Последний месяц всё чаще берётся за книжку сам. Когда не хочет спать в дневной сон, то часто застаю его с энциклопедией, вычитывает всякие факты, потом я удивляюсь, откуда знает. Да и братику уже по собственной инициативе много раз начинал читать. Правда, тот книжку выдирает, сам хочет. Да и считать полюбил, когда понял, что я от него хочу. Сейчас сам задачки сочиняет.
А в школе, конечно, возникнут свои проблемы. Но будем их решать по мере поступления. Да, собственно, и не нужен он мне отличником, мне нужно, чтобы думать умел, и соглашусь, что пока это нужно мне, но в будущем пригодится и сыну, естественно.
17.03.2005 02:27:10, автор статьи
Хочется кинуть камень в Ваш огород. Вы ведь этого ждали? Сомневались, правильно ли Вы делаете?
Я-то сама сомневаюсь, поэтому и пишу, больше чтобы для себя прояснить :-)
Вы видите своих детей, решающих задачки, получающих удовольствие от чтения и пр, заинтересованных тем, что Вам интересно. Вы их видите в будущем отличниками, успешными, вдумчивыми, заинтересованными?
Это Ваши желания или их!? Это Ваше мнение, которые Вы навязываете своим детям, которые очень зависят от Вас во всех смыслах. Не дай бог мамочка рассердится или лишит ребенка своей любви. Условная любовь. Путь к неврозам в будущем.
Какие свои амбиции Вы удовлетворяете?
16.03.2005 22:21:47, Лена
Наталья, а поделитесь опытом как Вы учили учиться старшего ребенка? Моей дочке сейчас 1г и 3мес, все интересно, но занимается она не долго. Как только что-то не получается - все расшвыривает, пинает и ничего не хочет. Как можно объяснить/заинтересовать/, что приложишь небольшое усилие и все получится? Или в ее возрасте это нереально? Она у меня такая непоседа... Может мне по мылу ответите, была бы рада совету.
А про телевизор... Если б я одна с ребенком жила, выкинула бы к чертовой матери. Сама не смотрю практически, только вот бабушка (эти бабушки бывают невыносимы) считает, что ребенку полезно мультики смотреть и все тут! Хочется и бабушку сразу вслед за телевизором выкинуть.
16.03.2005 18:29:06, мама+Тата
Искать то, что ИНТЕРЕСНО ребёнку - тогда ребёнок будет дольше фокусироваться. Чем интересней, тем дольше :-) Если помогать ребёнку развивать и укреплять его интересы, то способность концентрировать внимание будет расти и расти, ребёнок будет учиться концентрироваться. И около пяти-шести лет научится переносить эти умения и на не очень интересные дела. Это называется "произвольным вниманием" и необходимо для успешного обучения "по программам", например, в школе. 16.03.2005 18:35:00, Мария Д.
Исследования нейрологов последнего десятилетия изменили до того общепринятое мнение о пассивности восприятия видео. "Просвечивая" мозги, учёные обнаружили, что мозг активно перерабатывает видеоинформацию. Ребёнок активно обдумывает мультик, компьютерную игру, фильм. Кроме того, книга, фильм, компьютерная программа - это не продукт, а материал, инструмент. Они бывают хорошие и плохие; можно поставить интеллектуальную задачу в компьютерной игре, а можно не поставить в учебнике математики.

Возникает вопрос: почему в школе скучно? Виноват ли телевизор? А может - виновато низкое качество школьных программ, их безграмотность в отношении развития детей, их непригодность фактически детям?

В хороших программах дети с горящими глазами рвутся изучать математику, чтение, решать задачки. Или, по крайней мере, спокойно и довольно соглашаются. Это им в радость. Вон можно посмотреть на "домашнюю школу" Надежды Григорьевны из "3-7" - с какой РАДОСТЬЮ детки учатся читать, считать. Иногда надо подобрать метод, например, слогами или целыми словами, иногда - интересную ребёнку тему. Некоторые детки любят утят-котят (это обычно всё же девочки), другие - покемонов и трансформеров, третьи - анатомию с генетикой, четвёртые, пятые, шестые... Решать задачки, читать можно про любую тему, это универсальные умения. Иногда надо подобрать время: какому-то ребёнку хорошо читать утром после завтрака, другому - на ночь. Стоит подумать и о месте: например, некоторые активные дети с удовольствием читают... на качелях! Другие любят устроить "гнёздышко" из одеяла, третьи - сидеть у мамы под бочком. Влиять на концентрацию может и освещение, например, очень многие дети не могут работать с лампами дневного света. Кому-то нужен яркий свет, кто-то лучше концентрируется в полумраке.

Всё это стоит изучать и изменять, если у ребёнка "не идут дела". Насилие не даёт возможности провести подобного рода анализ, маскирует возможные проблемы - и в этом его опасность.
16.03.2005 18:27:25, Мария Д.
soroka
Насчет подбора стратегии обучения. Не всегда это под силую обучающему. Я читала описание многолетнего исследования. Детям давали прослушать несколько музыкальных отрывков и просили по ходу слушания изготовить шпаргалки, чтобы при повторном прослушивании они могли узнать нужный фрагмент. Шпаргалки были очень разнообразны, но четко выделялись несколько типов стратегий.
В следующем эксперименте этим же детям показывали, как еще можно сделать шпаргалку. Дети удивлялись, радовались и при повторном прослушивании собирались воспользоваться не собственным способом - и очень мало кому это удавалось :). Все изменения были очень незначительны, а переход к другой стратегии у одного человека мог произойти только через несколько лет.

Педагогов протестировали тоже. Оказалось, что эффективнее всего обучение в парах, сходных по типам стратегий.
Предлагалась даже ввести систему тестирования педагогов и учеников в музыкальных школах :)

Так что у мамы может и не получится ЭФФЕКТИВНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ обучать ребенка. Я бы на месте автора поискала другого педагога.

18.03.2005 13:03:25, soroka
Какое интересное исследование! Мне эти данные говорят о том, что лекция и показывание как способы обучения очень неэффективны :-) Дети не сумели обучиться в лекции, ну, не удивительно. Если бы я захотела обучить детей пользоваться моим методом кодирования, я бы сделала примерно так:
- сначала бы дала детям приделывать "мои" коды к моей музыке - выбор из двух кодов к двум кусочкам, обсуждение, почему этот код - т.е. распознавание.
- кодировка детьми по моим принципам, в группах, обсуждение принципов в группе, рассказ другой группе
- кодировка по моим принципам с параллельным рассказом кодирующего группе
- и только потом - то, что в конце описано - индивидуальная кодировка без разговоров с другими.

Что может не получиться - совершенно согласна. Но если использовать насилие, то все другие методы практически блокированы, в том числе поиск помощи специалистов. Насилие маскирует необходимость помощи.
18.03.2005 16:04:29, Мария Д.
soroka
Ну не совсем дети :)
Участвовали, насколько мне помнится, пару классов общеобразовательной школы, пару классов музыкальной и студенты муз. училища.
Шпаргалки были разнообразнейшие: от общепринятой музыкальной терминологии (вальс, духовые 5 тактов, ритмично, субдоминанта-доминанта-тоника) до рисунков на тему (принцесса с цветочком), некоторые писали ("Кажется, что дождик идет").
Всем потом показывали варианты, обсуждали. Многие очень старались воспользоваться чужой стратегией, говорили: "Смотрите, я совсем по-другому сделал", показывая почти идентичную запись.
Те же дети через 5-7 лет остались при своих стратегиях, изменения были у обучающихся в музыкальных школах - сдвиг к общепринятому формализму (темп, размер, интструменты).
Ну и студенты, конечно, легче гораздо перестраивались. С возрастом человек вырабатывает умение маскироваться под чужую стратегию или выбирает новую, если найдет ее более удобной и примет как свою. НО не маленькие дети, им очень сложно "чужими глазами" информацию усваивать. Автор, имхо, и "насильничает", пытаясь свою стратегию прибить к ребенку :(, а он, может быть, на другой волне с миром общается.
18.03.2005 16:31:40, soroka
Вот последнее очень важно. Более старшие люди умеют, во-первых, понять чужое, во-вторых, перестроится. Дети того и другого не умеют и часто не хотят :-) У Пиаже об этом много исследований. 18.03.2005 23:09:34, Мария Д.
soroka
А ЕЩЕ БОЛЕЕ старшие люди опять НЕ УМЕЮТ понять чужое и перестроится. :)) 19.03.2005 01:37:22, soroka
Тут ещё вопрос власти (power) встаёт во всей его красе. Например, маленьких девочек гораздо сильней заставляют перестраиваться и переключаться, чем маленьких мальчиков. Бедные студенты сильней дрессированы на переключения, чем их профессора. И так далее, интересно. Думаю, люди постарше могут просто брать власть в свои руки сильней, сознательно или нет. 19.03.2005 04:11:56, Мария Д.
Маша, а как это -"маленьких девочек гораздо сильней заставляют переключаться и перестраиваться,чем маленьких мальчиков"? что это значит? 19.03.2005 16:46:26, Калипсо
Например, беготня и крики. От мальчиков этого ожидают, а на девочек, как правило, на порядок больше шикают и одёргивают, если они буйные и громкие. Я проводила эксперименты со своей активной двухлеткой: одевала её мальчиком (синие футболки с тракторами и т.п.) или девочкой. Реакция окружающих на ребёнка очень разная, и это в политкорректной Америке. Детей постарше поощряют за разное. Например, в моей области (математической педагогике) есть исследования, как девочкам чаще скажут "молодец, постаралась", а мальчикам - "молодец, сообразил". То есть девочка должна стараться внутри системы, а мальчик - сам соображать. Да много чего на эту тему. Отчасти это продиктовано биологией. 19.03.2005 17:14:59, Мария Д.
Дашук
Наталья, прочитала вашу статью с интересом, почти во всем с вами полностью согласна. Вы абсолютно правы - современные дети (многие)находятся в плену тв и компьютера, это проблема, требующая обсуждения и решения. Я с вами не согласна лишь в одном - слово "заставлять" в вашей статье я бы заменила на "учить". Да, нужно ребенка УЧИТЬ получать кайф от чтения, математики, постановки и достижения цели - это не совсем одно и то же, что заставлять. Ибо заставлять - это против воли ребенка, а учить - это значит "попасть в волну", в нужное время, в нужном месте. Грань между этими двумя понятиями расплывчатая, но психологически для ребенка очень чувствительная. Научиться УЧИТЬ очень сложно, но любящей маме под силу. Терпения вам, успехов вашим деткам! 16.03.2005 14:10:59, Дашук
Да, действительно, насильно заставлять ребенка, особенно дошкольного возраста, абсолютно не стоит. Можно тем самым, наоборот, настроить ребенка враждебно к подобным занятиям. Нужно заинтересовать и увлечь ребенка, чтобы в следующий раз он сам захотел позаниматься. 11.09.2013 07:36:34, Uliana_moon

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!