Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как появилась Никитинская система раннего развития

С чего началась Никитинская система? В 1957 году группа молодых педагогов, последователей великого Макаренко, возглавляемая Борисом Павловичем Никитиным, пошла на прием к Фурцевой, министру, супруге Генерального секретаря Хрущева, чтобы воспользовавшись "оттепелью" продолжить дело А.С. Макаренко. Дело заключалось в том, чтобы "перевести школы Москвы на самоокупаемость" - это был проект самого Антона Семеновича Макаренко, и просил он на это в 30-х годах всего два года; в результате чего, как известно, он "неожиданно скончался" в расцвете лет.
Фурцева согласилась с аргументами Б. Никитина и Ко, и дала "свое добро", но на исполнение отправила документы в махровый "Минпрос" и в пед. Академию. В результате начались репрессии, со смертными исходами, ссылками, лишением работы и проч. - около 40 человек. Б. Никитин и Лена Никитина (она была в составе этой группы) тоже остались без работы. Делать было нечего, выбора не было - они "решили идти другим путем" и поженились.
Каждый год у них появлялось по очередному новорожденному. Так началось раннее развитие в СССР.
Они столкнулись с нешкольными проблемами, а с проблемами раннего развития и, как исследователи, новаторы самого высокого класса, решали их по-научному, анализируя литературу, все доступные им тогда источники - благо, Лене Никитиной удалось устроиться библиотекаршей.
Именно они впервые рассказали родителям страны об опыте чукчей и эскимосов и многое другое.
Отец, Б. Никитин, фанатичный поклонник А.С. Макаренко, подрабатывал где придется, и занимался с малышами, не веря ни одному слову традиционных педагогов, академиков, врачей, педиатров и акушеров.
Он находил у них ошибки и разоблачал их ежедневно, ежечасно. Об этом рассказывают все, кто был в те годы у Никитина, разговаривал с ним.
При этом он всегда ставил условия: бечеда состояится, если вы позволите себя протестировать", на IQ. Ну это отдельный разговор. Также тестировались все дети, попадавшие в поле зрения Никитина. Все результаты тестов тысяч посетителей и гостей Никитиных до сих пор аккуратно хранятся в архиве семьи.
Все остальное можно найти у них в книгах и видеофильмах. :-))
Проект Никитина - Макаренко ждет своих продолжателей - Тюленев пишет, что Никитин готов был его передать в надежные руки.
Может кто еще знает что об истоках Никитинской системы? Поделитесь, плз! :-))
17.02.2005 01:35:55,

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Штуша
Ну, то, что группа педагогов отправилась к Фурцевой, мниистру культуры, еще как-то можно объяснить. Тогда обращались, к кому получалось. Предположим даже, что она согласилась их принять. В общем, это как-то за уши притянуть можно. Но вот супругой Хрущева Фурцева не была... 17.02.2005 11:46:49, Штуша
Популярны жанр "историческая фантастика", и есть ещё жанр "слэш" - это когда люди пишут, скажем, детектив с использованием известных персонажей книг, фильмов или реальной жизни... Чем эти жанры, на вид, отличаются от истории? 17.02.2005 03:07:02, Мария Д.
Нет, все эти факты можно проверить, тут нет ничего фантастического или придуманного.
Истоки самоокупаемых образовательных технологий можно найти еще в школах - колониях Песталлоцци.
В начале XX века в России существовало несколько педагогических школ, теоретических и практических, которые намного опережали тогдашнюю мировую педагогику.
"Традиционные педагоги" всегда боролись и стремились предать забвению идею и результаты самоокупаемости: кроме раннего развития по методу Моцарта, Витте и других, они пуще огня боялись, чтобы до родителей и нормальных педагогов - исследователей дошла информация о результатах методик самоокупаемости Песталлоцци, Шацкого, Макаренко и других. ИНформация об это вычищается из официальных учебников, а в США, как известно, лет через сто, все обычно появляется в американской упаковке. Ну, пока не появилось :-(( поэтому и выглядит как фэнтэзи.
Потому что для "консервативно - традиционной педагогики", которая так же пока еще господствует в США, идеи Никитина "смерти подобны": они соединяют технологию раннего развития с идеей самоокупаемости.
Первая, технология раннего развития пробилась при помощи самих родителей, без участия педагогического сообщества. Вторая технология - самоокупаемости тоже пробъется.
Только кто-бы облек ее в подходящую, неотпугивающую форму.
Мне кажется, она реализована в системе МИР, но пока там только намеки, что школы МИР могут быть реализованы в самоокупаемом варианте. Разумеется, если согласны будут все родители.
18.02.2005 03:06:00, Виталий
Система "мастер-подмастерье", существовавшая в каждой деревушке, тоже была самоокупаемой... 18.02.2005 05:06:30, Мария Д.
пчела Майя
Школы на самоокупаемость - это как? 17.02.2005 01:57:26, пчела Майя
Главная суть самоокупаемых школ: только практика дает от 95 до 100% усваиваемости учебного материала.
Кроме того, ясно, что такая школа учит главному: уметь жить развиваясь, не разоряться а обогащаться.
Например, в самоокупаемых школах по системе МИР дети учатся, но за это получают деньги.
В обычных же школах создается видимость, что дети учатся, потому что обычная методика дает только 15 - 20 % усвоения материала, но за эту видимость родителям приходится платить.

Куда деваются деньги, которые за свою учебу получают ждети? Деньги используются их для саморазвития или инвестируют, то есть учатся бизнесу, или приносят деньги домой, - это как Совет родителей, учредителей решит.
В школе Макаренко деньги шли на хорошую одежду, на хорошую еду, на посещение театров и новые книги для учащихся.
Вот что об этом в системе Тюленева-Никитина.
Никитин доказал на практике, что дети с удовольствием могут реализовать технологический процесс типа домашней швейной фабрики. Выполнялись также работы по набору текстов на пишмашинке. И прочее.
Тюленев пишет, что у них в семье дети участвовали в изготовлении портретов членов Политбюро: раскрашивали пиджаки, хвезды и ордена Брежневу и Малиновскому ... А также отливали гипсовые украшения - розетки для строящихся домов славного города Фрунзе и его окрестностей...
Кроме того, учились торговать, дети ездили по крупным городам Западной Сибири в качестве челноков, а на заработанные деньги учились, покупали учебники и прочее.
Советую почитать книги Макаренко: там о школах - заводах все до мельчайших психологических деталей описано.
Главное, на что обращал внимание Макаренко - дети учатся управлять своим сообществом, то есть это - школа жизни при капитализме.
Например, коротко, как делается в самоокупаемой школе МИР, по-Тюленеву. Кому дедйствительно что-то надо - обращайтесь к ним.
Я могу только в общих словах передать, что усвоил.
1. Родители - учредители "Акционерной школы".
2. Все педагоги имеют кроме того, менеджерское образование, полученное по собственной программе типа MBA. Они должны уметь видеть и уметь реализовать изучаемые школьные темы в виде бизнес - процесса, и уметь научить этому же своих учеников.
3. Дети, в лице своих выборных представителей, тоже участвуют в Совете акционеров и работе Правления.
4. Далее, технологическая концепция школы может быть выбрана по одному из нескольких вариантов.
Например, школа может выдавать разработки типа проектов - это - частный случай самоокупаемой школы, здесь неясно только, кто будет покупать эти проекты?
Вот диверсифицированный вариант.
Рекомендуется производить разные виды реальной продукции, от простых, которые могут делать первоклашки (например, шитье, сборка компьютеров), до продукции с использованием компьютеров: изготовление клипов и видеофильмов; разработка интернет сайтов и т.п.
Главная, слишколм, может быть жежсткая для кого-то идея самоокупаемых школ: если дети умеют воплотить свои знания и умения в продукт, за который платят деньги, значит они на 100 % усвоили учебный материал.
А в "предметы" входят не только "Чтение", "Письмо" и прочее, но и наука зарабатывать этим самым "Чтением", "Письмом" и прочим, а также самоуправлять школой, как народным предприятием.
То, что это возможно, доказал и Песталлоци, и Макаренко, и Шацкий, и Никитин, и Тюленев и еще десяток фамилий.
18.02.2005 03:06:21, Виталий
Самое то для развития ребенка к конвейеру приставить. Очень развивающе. 18.02.2005 11:14:38, Абрвалг
пчела Майя
Когда дети получают деньги - это не самоокупаемость, а лишний расход. 18.02.2005 10:25:56, пчела Майя
Где находится самоокупаемая школа "Мир"? 18.02.2005 05:08:58, Мария Д.
Это же конкретный вопрос! А последователи МИР на конкретные вопросы не отвечают! 18.02.2005 19:53:36, НедоВиталий
Видимо, как у Макаренко - чтоб дети на заводе работали вместе/вместо занятий... 17.02.2005 03:07:38, Мария Д.
У Макаренко дети не только учились в школе-заводе, но и выпускали супер - технологическую по тем временам продукцию.
Ну а Никитин утверждал, что это - единственный путь добиться 100 % усвоения современных знаний ребенком, все остальные методы менее эффективны.
Сегодня это бы выглядело типа как сборка, тестирование видео и аудио студий на базе компьютеров Пентиум-4. То, что для детей это просто - об этом каждый знает. Отверточная сборка - тем более. Любой, кто пробовал, это подтвердит.
Например, Тюленев пишет, что его Лариса собирала компьютер в возрасте 5 лет.
Эта идея самоокупаемости превратилась в методику "Предпринимать - раньше, чем ходить". Года три тому назад она тут, кажется, обсуждалась.
На самом деле, кто работал на заводе, знает, что технология, в основном так проста, что рассчитана на примитивные операции, которые любой ребенок может выполнять.
Но самое важное, особенно для современныфх ни щих школ - что дети в школах Макаренко не только были довольны своей учебой, но они и сами руководили заводом - учились менеджменту, с начальных классов.
Учились выборам, учились бухгалтерскому учету, умели подводить итоги и выставлять баллы за труд и учебу.
Все это - установленные факты, чтобы наша уважаемая Н.Д не высказалась опять что это фэнтэзи.
Ученики Макаренко были "миллионщиками" - так их называли с завистью, потому что они имели свой транспорт, могли позволить себе каждый месяц ездить за много километров в город в оперу!
Представляете?! Министрество просвещения и культуры, чиновники - педагоги всех окружающих областей задохнулись, когда Макаренко таким образом, невольно демонстрировал преимущества самоокупаемых школ.
Макаренко брал на себя обязательство за два года перевести все школы Москвы на самоокупаемость и сделать всех детишек "миллионщиками", за что, видимо, и умер от "сердечной недостаточности". Все это - факты.

18.02.2005 03:03:54, Виталий
Отверточная сборка - конвейер. Конвейер, т.е. монотонная работа отупляет. 18.02.2005 11:17:55, Абрвалг
Дети очень, очень многое могут делать. Отличнейшая идея. Теперь понять, что именно, как это реализовать. Желательно понять на практике. Модель Макаренко в том её виде рассчитана на интернат. Хорошо бы разработать современные подобные модели, и чтоб работали не только в интернатах. Главное, тщательно их ПРОВЕРИТЬ на практике... 18.02.2005 05:17:51, Мария Д.
Штуша
Кстати, была как-то передача об одном детдоме. Вот там у них как раз и была самоокупаемость реализована (ну, если верить передаче, конечно). Своим садом, огородом, цветником. Часть с сада-огорода ели, часть - продавали. На счет не сельскохозяйственного, а более "промышленного" труда уже не помню. Давно это было, и что конкретно за детдом - тоже не помню уже. 18.02.2005 08:53:30, Штуша
Я видела своими глазами семейный детдом (восемь детей, кажется), который держал в начале девяностых кооперативную кафешку в Крыму. Дети работали там. Выглядело симпатично. 18.02.2005 17:29:18, Мария Д.
Современный промышленный труд - это конвейер. 18.02.2005 11:20:06, Абрвалг
Штуша
Необязательно организовывать для детей современный промышленный труд. Ну, пусть это будет "ремесленный" труд. Зависит от того, как все организовать. К тому же, не предполагается 8-часового занятия этим трудом. 18.02.2005 11:25:14, Штуша
А ремесленного и так в Москве полно. И керамика, и роспись по батику, и резьба по дереву, и чеканка, и тиснение на коже, и ювелироное дело. 18.02.2005 12:12:35, Iren М. Kookliina
Акорса
Маш, не надо на Макаренко так. Он все-таки не в тепле светле задницей сидел, и на детях наживался. В его время, в той ситуации это мог быть, да и был ЕДИНСТВЕННЫЙ выход. 17.02.2005 11:38:15, Акорса
Наверное, я невнятно выразилась. Мне НРАВИТСЯ идея настоящей работы на настоящем заводе вместе с занятиями, или даже вместо "чистых" занятий. И других идей у Макаренко было много очень хороших. Пожалуй, те из них, что мне не нравятся сейчас - это дань тому времени, я бы удивилась, если бы было по-другому. И детей он много элементарно СПАС. У Корчака с ним много общего, кстати, хотя основы философии другие - а практика похожа. 17.02.2005 19:21:17, Мария Д.
Акорса
Угу, хотя конечно идея о том кому платье - прикольная :)) 17.02.2005 23:42:31, Акорса
Что за платье? Не помню. 18.02.2005 05:09:31, Мария Д.
Акорса
Ну если есть ОДИН отрез на платье - кому шить, маме или 18 летней дочери. 18.02.2005 19:57:23, Акорса


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!