Конференция "Раннее развитие"

Музыка у трехлетних

Выношу отдельной темой по просьбам трудящихся :-))

Сыну Сене 3 с небольшим года. У него явная склонность к музыке, любимое занятие - дирижировать с кисточкой в руках оркестровыми произведениями в записи. С 2 лет он любит живую оперу, хочет учиться музыке. "Я буду дирижером, буду играть на рояле, гитаре и виолончели" :-)))

В четверг на занятии в детском развивающем центре Сеня познакомился со студентом консерватории - пианистом. Тот решил проверить его данные. Попросил повторить отдельные ноты, результат был средненький, что меня, в общем, не удивило. Слух у Сени есть, но голос у таких маленьких обычно плохо подчиняется "голове" и уху. Попадает в тон после нескольких попыток. Потом музыкант сказал: "Я тебе похлопаю, а ты повтори". И тут получилось очень неожиданно. Студент хлопает - Сеня воспроизводит очень точно. Рисунок за рисунком. "А так можешь? А так? А... а... вот так? И так можешь?" Короче говоря, Сеня "сломался" уже на синкопированных ритмических рисунках, которые и взрослому-то неочевидны. И уж, конечно, барьер экзамена в музыкальную школу по ритму был бы позади. Студент предложил мне заниматься с Сеней прямо с этого возраста, как он есть. Я согласилась.

Начали. И сразу сложность - наш преподаватель никогда не видел таких маленьких детей, и стал обращаться с Сеней, как с 6-летним: "напишем нотку на первой добавочной..." а Сеня и карандаш еще правильно не держит. "нотка слева от двух черненьких клавиш - до". Для Сени все слова этого предложения - слабопонятная абстракция. "Лево", "два", "черный" - опознает со слуха только до первой усталости. В течение минут 10. Он и рад бы, но...
Под конец совсем смешно получилось. Студент: "Сеня, смотри сюда, не смотри туда, ну, смотри же сюда!"
Сеня (съежившись, тихо но твердо): "Я могу смотреть, куда хочу".
Мы засмеялись и прекратили урок.

Вот и проблема - как же выстраивать занятия музыкой с трехлетним?
06.04.2004 00:27:30, Emily
[ответить]
Аня, у нас совершенно потрясающая учительница музыки. ОНа рассказывает та-а-кие сказки про нотки! Маруся музыки ждет, как праздника. Живет она (учительница)в Ясенево, занимается с Марусей у нас дома (в Беляево). Напиши мне, если тебе интересно. 08.04.2004 13:27:44, Инес
[ответить]
Ура! Ура! Это же, практически, у нас!
Пишу.
08.04.2004 16:32:51, Emily
[ответить]
Саша занимается в музыкальной школе. Школа частная, хозяин ирландец. С сентября они прошли только 4 ноты, узнали, что такое четверть ноты, половина, целая и восьмая. Выучили несколько песен. Познакомились со многие музыкальными интсрументами (духовые, струнные и.т.д.). В основном занятия в музыкальной школе построены на игре с детьми. каждая серьезная тема проигрывается.
Расскажу коротко о некоторых занятиях.
Первые ноты A (ля) и С(до) вводились вместе. А назвли Анной, а С назвали Сэми. Нотный стан был изображен как многоярусная кровать. Анна и Сэми спали на разных этажах. Мы делали Анну и Сэми из надувных шаров, укладывали их спать. Потом рисовали ноты на нотном стане, естественно не в нотной тетради обычного образца, а в той, которую нам выдали в начале учебного года в школе. Там нотный стан большой, на весь лист А4. Через несколько месяцев мы строили домики из ЛЕГО. У каждой нотки свой этаж. Ребенок мыслит образно, астрактные вещи он не воспринимает или воспринимает по своему.
Мне нравится, когда педагог работает с кассетой, где записаны разные звуки. Дети показывают на картинке, что сейчас прозвучало.
С сентября мы будем играть песенки на металлофоне по нотам.
Могу отсканнировать и выложить пару страниц из Сашиной тетради. Когда мы пошли в музыкальную школу, нам было 3 года и 4 месяца. Остальным ученикам в группе от 5 до 6 лет.
06.04.2004 23:13:00, Наташа из Билефельда
[ответить]
На каждом занятие дети рисуют, дорисовывают. Домашние задание выглядит так: либо расскрасить рисунок(музыкальный инструмент), либо нарисовать (домик, в котором живут нотки, весну, ноты на нотном стане и без, приклеить к нотам хвостики -это наши быстрые нотки, либо вырезать и наклеить из каталогов или журналов картинки (низкие-высокие тона, тихий-громкий). У нас скорее всего сольфеджио, музыкальный инструмент начнеться через год, в наши 5 лет. Это и хорошо, за это время дети учатся читать ноты, получают представления не только о фортепьяно, но и о других музыкальных интрементах, вырабатывается усидичвость. Наша подружка на год нас старше. Она сейчас песенки на металлоне играет по нотам. 06.04.2004 23:25:36, Наташа из Билефельда
[ответить]
Очень, очень интересно! Спасибо!
Сене тоже 3г.4м. Хорошо, что мы не одни :-))
Чувствую, что мне придется самой заниматься с Сеней, по своему разумению. Вряд ли наш студент сможет так перестроиться под малыша - остальные ученики у него старше...
07.04.2004 00:03:38, Emily
[ответить]
Очень коротко, я в командировке :-) Но вдруг еще заниматься будете - просто делайте то, что УЖЕ получается. Ритмические рисунки; поворить ноту голосом (с пятого раза, ничего); угадать ноту на пианино среди заранее выбранной октавы; сыграть простое из двух-трех звуков, вроде до-ре - кукушка ку-ку, до-ре-ми-фа - петух ку-ка-ре-ку, до-до-до - машина сигналит :-)) Лучше заниматься с мамой, тогда мама может студента переключить, вовремя вопрос задав ;-)) 06.04.2004 15:40:05, Maria D.
[ответить]
Спасибо :-))
Так получается, что мы все на занятии присутствуем - и папа, и мама. И пытаемся режиссировать процесс :-))
07.04.2004 00:07:15, Emily
[ответить]
у нас занятия по 20 мин. Для малышей это более, чем достаточно.
Для удобства малышки сделала сама "нотный стан" из твердого картона А4, обтянутого тканью. Шнурочек в 5 рядов - линеечки, на которых нотки живут.
Нотки - из картона.

Сначала мы два меясца подряд читали книжку о нотах "Я учу нотную грамоту. Приключения Нот и Музыкальных знаков" для детей 4-6 лет,С-Пб, Изд.дом "Нева" Москва "ОЛМА-ПРЕСС Образование",
Ларионова Г.П., 2002 год.
ИМХО - я бы такую книгу читать и не стала бы, но дочь была в восторге, зачитали до дыр. Сама я придумывать ничего не умею, а в книге - сказка сказкой, все о нотах, скрипичном ключе, длительности нот, тактах и пр. С чудненькими рисунками :))

для занятий купили книгу "Азбука игры на фортепиано" для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ Ростов-на-Дону, "Феникс", 2003 год, составитель С.А.Барсукова - там простейшие пьесы, которые они с преподом разучивают.

Играют - в буквальном смысле слова :))) Т.е. с занятий дочка приходит возбужденно-радостная : "А мы с Натальей Юрьевной играли!!! Я угадывала, где какая нотка, а она ахала и охала !!! Говорила, что это я за девчонка такая, умница, все знаю!!!"
Я бы так заниматься со своим ребенком не смогла бы - я люблю серьезность, взялась бы за теорию, начала бы :(( долбить , а ей нужна игра, веселая, задорная.
Сейчас, спустя полгода, они занимаются подольше, минут по 30-40 - зависит от настроения. "Ставят" ручки, играют гаммы, осваивают третью октаву:))
Все, поделилась.
Удачи вам.
06.04.2004 13:50:33, Miril
[ответить]
Спасибо!
Нотный стан - точно такой - мне студент посоветовал сделать. Видно, где-то что-то слышал о методике :-). Я вот думаю, может, найти небольшую окрашенную металлическую доску, как для магнитной азбуки, разлиновать ее под нотный стан, и лепить на нее круглые цветные магниты как нотки? Они падать не должны, удобнее...

Книжки - записываю. Первую из них сегодня даже держала в руках в магазине, завтра зайду, куплю.
Вы в Москве? (шепотом) Ваша учительница в каком районе живет?
06.04.2004 23:56:58, Emily
[ответить]
Это Мария Д. так делает, кажется:)) с помощью магнитов. Я таких материалов не нашла, потому слепила из того, что было.
Мы не в Москве.
Книжка "Я учу нотную грамоту" - посмотрите внимательнее, :))), у нас ее только дочь обожает, я с трудом перевариваю, но читаю дочери:))
07.04.2004 09:14:35, Miril
[ответить]
Мы еще клеили лесенку из спичечных коробков, каждая ступенька - нотка. Помогает разобраться с понятиями "выше"-"ниже". 07.04.2004 00:23:31, Eden
[ответить]
Сложно с маленькими. Заниматься понемножку, только в игровой форме, попутно рисовать, петь, использовать игрушки (у нас преподавательница с мешком фигурок из киндеров на урок приходит :)).
Например, как мы учили ту же ноту ДО: две черненькие клавиши - это две елочки, три черненькие - три яблоньки. Ну-ка, давай выучим стишок: "Из-под каждой яблоньки выбегайте, заиньки!", и другой: "Из-под каждой елки разбегайтесь, волки!" А теперь сыграем (лупит поочередно по всем "елкам", чередуя руки и декламируя, потом по всем "яблоням" - учится не бояться клавиатуры, ориентироваться, свободному движению рук). Дальше - вот смотри, под елочкой живет нотка До, она всегда ходит в шляпе (а параллельно в тетради все рисуем - елки, яблони, девочку в шляпе. Позже До превратилась у нас в пограничницу, которая сторожит границу первой октавы и малоы - темного леса :)). А кто живет под яблонькой? Повар в Фартуке, он тут варит борщ с фасолью... ну и т.д., постоянно какие-то истории, сказки.
Упражнения, гаммы тоже играем с прибаутками, стишками.
М.б., если ребенок от природы усидчивый, серьезный, он сразу будет учиться по обычной схеме, но моя не такая, ей нужен игровой подход.
06.04.2004 13:01:41, Eden
[ответить]
Ого! Жалко, что мы не в Чернигове - очень люблю этот город, а там еще и детей так учат ))) Впрочем, все логично - мои тамошние четвероюродные братья-сестры школьного возраста достигли больших успехов на пианино, помнится, с успехом участвовали в республиканских конкурсах. 06.04.2004 23:39:58, Emily
[ответить]
Да, музыкальные традиции в городе хорошие :)
Мы начинали в 3,5 года в малышовой студии при муз. школе, но мне не очень понравилось, мы год оттерпели и ушли. Занимаемся теперь с преподавателем индивидуально. Мне нравится, что у нас свой темп, никто никуда не гонит... В 7-8, может быть, будем в школу поступать, не знаю. Говорят, при нашей муз. школе будут гимназию открывать, с уклоном скорее в общую музыкальную культуру, а не в исполнительское мастерство :) Если получится, то туда пойдем.
В студии, кстати, одна из проблем заключалась в том, что преподавательница не очень чувствовала разницу между трех- и шестилетками, а группа была смешанная...
07.04.2004 00:01:40, Eden
[ответить]
Ну, с такой учительницей никакая студия не сравнится. А в музыкальной школе будет она же? 07.04.2004 00:14:27, Emily
[ответить]
Если ничего не изменится, то она... Во вс. случае, мы очень хотим :) 07.04.2004 09:12:11, Eden
[ответить]
какая у вас учительница хорошая :)
У нас тоже очччень хорошая, но не настолько:))
06.04.2004 13:54:12, Miril
[ответить]
А какого возраста у вас детки? Мой вот например, 3 с половиной ему, может только как у Emily - похлопать ритм. Полупить по клавишам, поёт песни и сочиняет сам - типа как йойку у саамов - что вижу, то пою. А вот нотки - не начинала ещё и всё думаю, а надо ли начинать с нот? И нужны ли они вообще в начале обучения? Как считаете? я вот например, балдею от его обращения с музыкой, музыкальным материалом. Говорит мне сын так: " Садись мама. Я тебе песню про паровоз играть буду". Много времени уделяет рассказу про паровоз и подготовке к действу ( стул, меня посадить, предупредить, чтобы не шумела..)а потом вместо нот на подставку притаскивает.. паровоз. смотрит на него и начинает играть, ну типа бум-бум по клавишам. Всё думаю, какая же у маленьких в голове неразрывная связь между видами творчества - т.е. музыка и образы, как то едино они воспринимают. 06.04.2004 19:23:26, Semolina
[ответить]
Очень весело вы играете, молодцы :)

нашему ребенку 4.5.

в виде сказки, игры - почему бы и не рассказать? темпы изучения будут малышовые, ессно:) за зиму, например, освоить первую октаву :)

В книжке у Лены Даниловой читала про игры с нотами для малышей, понравилось. У Карины (Кондратеи) тоже что-то было, можно посмотреть.
07.04.2004 09:19:35, Miril
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.