Раздел: Иностранные языки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Лингвистические гении

Вот прочитала последние цепочки сообщений о языках и задумалась. Не о методиках, а о примерах из жизни, своей и чужой. У меня было так. Мама меня отдала в 5-летнем возрасте в кружок по изучению Английского при школе, тогда это ещё бесплатно было. Я туда проходила где-то полгода. Стихи и песенки там выученные до сих пор помню (мне 30 сейчас). После этого в школе помнится английский мне давался легче чем многим другим. Потом уже в институте появилась более глубокая заинтересованность языком, я стала пробовать читать книги на английском, вначале со словарём, после пары лет почти без него. Несколько лет назад сдала Toefl и поехала учиться в Штаты, где вышла замуж и теперь живу. На английском общаюсь ежедневно без особых проблем, но вот от акцента избавиться никак не могу. Лингвистическим гением меня никак не назовешь, т.к. училась я языку долго и с помощью других, хотя ранний старт и пригодился.
А вот несколько примеров другого поколения. Девочка Аня, была моей соседкой. Мама музыкант и актриса в драмтеатре. В доме полно записей и видеоклипов с зарубежной музыкой на английском. К 15 годам Аня умела петь и танцевать в разных стилях и ... свободно говорить по английски - без акцента. Сейчас она тоже где-то в Штатах учится на композитора. Другой пример - мальчик Женя, сын моих знакомых, выучил английский осваивая компьютер, между делом. С ним я недавно попала в одну компанию и американцы не знали что он из другой страны, настолько хорошо он говорит по английски. Вот эти дети, они действительно лингвистические гении или просто у них были возможности которых у других нет?
23.12.2002 21:22:14,

32 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Izbavit'sya ot akcenta na samom dele dovol'no prosto - okolo 10-20 zanyatii so spetcialistom. Ili nuzhno samomu zadat'sya etoi tcel'yu i postoyanno za soboi sledit'. Mne kazetsya chto sredi moih znakomyh naibolee sil'naya korrelyatciya ne s muzykal'nym sluhom, a s opredelennym tipom haraktera:) Bez aktcenta ili pochti bez akcenta govoryat te, kto krome togo sledyat za svoei osankoi, pohodkoi, za chistotoi svoego russkogo yazyka. A vot sredi nashih znakomyh s absolyutnym sluhom est' kak minimum troe s zhutkim akcentom posle 10 let zhizni v angloyazychnoi strane. Ih obshaya cherta - pofigizm v otnoshenii yazyka. Sredi detei videla to zhe samoe - odni govoryat po-russki bez aktcenta, drugie - net, u vtoryh obychno razvyazany shnurki i stoptany krossovki, a vot muz. sposobnosti ne obyazatel'no huzhe. 31.12.2002 02:42:17, .irina
Классная статья, Nenatasha, я так не могу! Ваши примеры нужно взять на заметку всем, кто хочет, чтобы ребеночек владел языком. Вы подтверждаете, что если раньше начинать, что ребенку будет легче даваться языки. Но если начинать позже, без специальных занятий … от акцента не избавишься. Я думаю, что таких примеров – миллионы, а других, наверное, и вовсе нет. Все получается, наверное поэтому по методике Тюленева дают прослушивать диски еще младенцу, едва ли не с самого рождения. Он пишет, что и до родов можно. Это называется создание «многоязыковой среды». Со вторым примеров не все ясно: вполне могло быть, что с этой девочкой были какие то специальные занятия, а вы о них так и не узнали. Но если ваша соседка любила петь по - Англиски, то видимо, могла избавиться от акцента. Это, мне кажется, нужно иметь в виду каждой маме, как дополнительное средство обучения языкам.
В отношении третьего примера - Вы замечательно сказали: мальчик осваивал языки с помощью «диска, между делом». Так что зря тут нападают на Тюленева. Что касается методик. Я рою: а сколько языков полезно и безопасно осваивать по максимуму, чтобы малыш не запутался? И еще. Как он пишет, связь языков и музыкального слуха тоже установлена, поэтому, чтобы развить одновременно музыкальный слух (абсолютный или относительный) он рекомендует давать ребенку сразу два языка: английский и китайский. Прописано утром - английский, а после обеда однозначно, китайский, в дозах по 3 часа как минимум! Ужас. А сколько будет максимум, и полезно ли таким путем освоить "пять - до трех лет" и десять - до пяти лет"?
То, что нотная грамота, обозначения всякие - это идет от математики, и должны способствовать развитию способностей к математике - вроде бы понятно, но почему - то этого не происходит. Между те, эту проблему тюленинская теория, вроде бы, тоже решает однозначно: я слышала, что грамоте он рекомендует учиться – раньше, чем ходить. Чтобы за младенческие месяцы наросли в мозгу ребенка горизонтальные переходы, между левым и правым полушариями, а иначе он гением не станет, только талантом, слышь.
Что касаемо задержек развития Эдисона - не согласна: у него со второго класса, кажется, была собственная химическая лаборатория, и вместо букваря он зачитывался вроде как "Физической энциклопедией" ... Ничего себе, задержки.
Про Эйнштейна Тюленев пишет, что тот с пяти лет упорно размышлял над причиной возникновения магнитного поля, ссылаясь, правда, на автобиографические данные и свидетельства, от того Эйнштейна школьная программа мало волновала, это насчет оценок. Но всем известно, что до появления первой жены, кажется Овна, энергичной и тщеславной физико - математички, Альберта считали безнадежным. В первое время, поначалу, он сам говорил, что всем обязан именно ей. Так что, думаю, теория относительности заслуга наша, женская. Если кто знает об этом - очень интересно! Потому что мужчины до нее, до специальной теории относительности не могли додуматься. Ведь знаете, что Пуанкаре, самый знаменитый академик того времени, два не повесился: у него за несколько лет до этого весь аппарат теории относительности был опубликован в виде готовой математической теории. Почему удалось Эйнштейну? Всему "виной" череп великого Альберта Однокамушкина: путь между левым и правым полушарием очень короткий, затылка у Эйнштейна почти не было. Поэтому он один из немногих, кто мог играть на скрипке, одновременно думая математическими образами. В одно ухо влетало, в другое - вылетало. Но помогла случайность: в одно ухо жена твердила про теорию магнетизма, в другое Пуанкаре докладывал математический аппарат - вот у Эйнштейна замкнуло... Так что наша роль, женщин в этих всех "поздних" открытиях еще до конца не прояснена. А так все одно: все таланты ребенка зависят только от нас, точнее от раннего старта. Везде где возникали гении - везде Тюленев обнаружил методы раннего развития. Исключений из этого нет. Даже касаемо Ломоносова не все ясно. Так что мы с вами, ИМХО, на самом переднем крае всей цивилизации.
25.12.2002 06:08:48, Лелена
Svetlana K.
Ну-ка, ну-ка, про Ломоносова можно поподробнее? Что-нибудь конкретное насчёт того, как "раннее развитие" имело к нему отношение? 25.12.2002 21:47:37, Svetlana K.
Этот вариант истории науки обязательно надо опубликовать. Вот тут: http://theonion.com/ 25.12.2002 21:25:36, Мария Д.
Наташа, спасибо что поделилась. Я вот тоже могу поделиться историей своего мужа, а заодно и спросить мнение конференции :)

Никакого раннего старта не было, до 11 лет - закоренелый троечник. В это время в школе проходит реорганизация, образовывают спецкласс по английскому. Мама умоляет учителя взять в класс и её сына (по конкурсу он не проходит). Сына берут, он приносит по-английскому пятёрки, заодно и другие предметы подтягивает, потому что стыдно перед классом не учиться (в классе все отличники). Заканчивает школу с серебряной медалью. Самый обыкновенный мальчик. Английский был средний.
Учиться он пошёл в универ, где все предметы на английском, и все преподаватели - американцы. Через три года, при общении на английском, нет ни то что акцента, но даже намёка на то, что это его не родной язык. Американцы теперь делают бо-о-ольшие круглые глаза, когда открывается, что мой муж русский :) Его принимают за своего!

Единственная мысль, которая мне приходит в голову, когда я анализирую эту историю, - это наличие замечательного музыкального слуха у моего мужа. Он с раннего детства прекрасно поёт (лет с четырёх, по его словам) Поэтому я сейчас усиленно пытаюсь найти информацию, которая бы пролила свет на связь музыкального слуха и акцента в языке. Может, стоит развивать у детей музыкальный слух, как подготовка к легкому улавливанию интонаций различных языков?
23.12.2002 23:31:39, Masha_mama
И мой тоже...Обладая абсолютным музыкальным слухом, через пару дней, проведенный в другой стране, начинает говорить с акцентом местного народа. Весьма забавно, как с иностранцами, у которых английский- не родной, он говорит на ИХ английском.
Кстати, и областные "выговоры" родного русского языка цепляются к нему моментом- по возвращению еще пару дней "ШО-кает" или "О-кает";)
24.12.2002 13:08:14, Инесса и сыновья (с работы)
Аня Ш.
Сначала надо определить, что мы будем понимать как гениальность. Есть множество определений, и все они разные. Я еще не встречала ни одного четкого определения. Его, скорее всего, пока и не может быть, так как не до конца понятно, насколько способности определяются генами, а насколько воздействием окружающей среды. В каждом конкретном случае соотношения различные. К тому же, способности определяются еще и тем, как формируется и развивается мозг. А факторов, влияющих на его развитие, много, и трудно разделить, какой из них на что влияет.
Первоначально, еще в античной культуре, под гением понимали нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком. ("genius" - дух)
То, насколько легко и глубоко разовьется какой-то навык, зависит от генов и окружающей среды. Те люди, у которых есть хорошие музыкальные способности, имеют большую склонность к языкам. А у детей, у которых с детства проявляются математические способности, у большинства из них идет отставание в лингвистической области. Например, Т. Эдисон и Эйнштейн в детстве обладали задержкой развития речи. Таких примеров, из разных областей, очень много.
23.12.2002 23:13:37, Аня Ш.
Аня, значит моя догадка правильная про связь языковых и музыкальных способностей? :))) Интересно.
Получается, развивая одно мы развиваем другое? Или имеются в виду природные способности?
24.12.2002 00:00:47, Masha_mama
ну так это понятно, те, кто владеет языками, построенными на изменение тональности, всегда музкальны:) 24.12.2002 01:30:31, Шин
Не могли бы Вы перечислить эти языки, построенные на изменении тональности? А разве не все такие? 24.12.2002 02:21:24, Masha_mama
Svetlana K.
Например, в китайском (и, вроде, во вьетнамском тоже) произнесённый на разной высоте одинаковый (как нам кажется) звук может означать разное. Так что абсолютный музыкальный слух для китайцев - не редкий дар природы, а просто развитая с рождения способность каждого.
P.S. Я этих языков сама не знаю, только слышала так :-)
24.12.2002 11:51:50, Svetlana K.
Все правильно:) Но это не мешает китайцам петь песни с жутким перевиранием мелодий:))))))) 26.12.2002 16:57:11, Спящая Бабочка
Крутая метафора о важности контекста в учении, и о не-автоматичности перехода между контекстами. Надо куда-нибудь вставить :-) 26.12.2002 23:15:57, Мария Д.
??? ого. любопытно 26.12.2002 19:43:42, Шин
Svetlana K.
Ну, наверно, всё-таки пение и речь (даже китайская) - не совсем одно и то же :-) Я про сложности именно в произнесении по-китайски слышала от одного израильтянина, который давно уже учит китайский, регулярно общаясь со своей учительницей из Китая по телефону.
К тому же, кстати, бывает просто неразвитая способность воспроизводить мелодию голосом, независимо от присутствия музыкального слуха. Может, и у китайцев такое встречается, несмотря на умение говорить по-китайски :-)
26.12.2002 17:46:19, Svetlana K.
:)) Меня всегда это удивляло - если человек может не только распознавать тоны, но и их произносить (причем делает это с рождения), то как можно фальшивить в пении??? Меня это всегда в китайцах удивляет:))) Одно дело петь скрипучим голосом, и совсем другое дело - фальшивить:)) (У моего брата абсолютный слух, поет он ужасно, т.е. "голоса" у него нет, но поет при этом совершенно правильно:)))) 27.12.2002 10:28:25, Спящая Бабочка
все. понял! так бывает часто. я и мой муж насмехаемся друг над другом по поводу пения , прекрасно слышим фальшь у других (точнее, я хорошо, он прекрасно) но петь не умеем оба. нет гармноии между голосом и слухом. говорят, это лечится, но нужно заниматься. 27.12.2002 17:10:04, Шин
гусеничка
:-) конечно, не все. На изменении тональности построен, например, вьетнамский язык - при разной высоте звука меняется слово(или его значение).

В языках синтетических(как русский или немецкий) происходит передача дополнительного смысла за счёт изменения флексий - окончаний(по родам, падежам..), приставок( для обозначения изменения направления движения, глубины действия, полноты - "объемные" такие процессы), суффиксов(отношение к объекту - уменьшительно-ласкательные, указание на принадлежность).
А английский - аналитический язык(хотя в нём тоже идут свои процессы), там смысл сильно зависит от ПОРЯДКА слов(rose garden <> garden rose)
Понятное дело, что модуляции голосом в английском языке более распространены - ну надо же им было хоть что-то изобрести вместо флексий :-)

На мой взгляд, развитый музыкальный слух помогает осмыслять чужой язык - как бы слух находится на уровне выше, чем просто слова чужого языка, потому ПОМОГАЕТ языку развиваться. А если слух неразвит, то человеку приходится делать двойную работу - сначала на слух чуть-чуть получше становится, потом понимание языка изменяется скачкообразно, потом опять - слух, снова язык...Всё имхо, конечно, я не нейропсихолог ;-)
24.12.2002 11:38:33, гусеничка
Svetlana K.
Ой, а тут уже более подробный ответ появился, зря я влезла :-) 24.12.2002 11:53:18, Svetlana K.
А я только с двух и поняла, так что всме спасибо. 26.12.2002 23:17:43, Мария Д.
Аня Ш.
Ага, кажется, догадка правильная. :)
И получается, что развивая одно, мы развиваем другое, потому как эти вещи взаимосвязаны, лежат в одной области.
Природные данные - это то, с чем человек родился, и если они есть в данной области, то начинаем не с нуля. А еще они ускоряют развитие данной области. Но если даже способности маленькие, а развивать их мы начинаем рано, то это влияет на спецаилизацию мозга. В общем, одно влияет на другое. :)
24.12.2002 00:22:23, Аня Ш.
Спасибо большое! Теперь я утвердилась в понимании, что эта взаимосвязь существует. До этого как то интуитивно и расплывчато осознавала.

А правильно ли, что занятия музыкой значительно влияют и на успехи в математике? Мой пожилой учитель фортепиано всегда утверждал, что хорошие пианисты - при желании легко становятся хорошими математиками.
24.12.2002 02:17:26, Masha_mama
Emily
Специалист по психологии одаренности Виктория Юркевич, автор книги "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность", кажется, писала (не то в книге, не то в специальной конфе в сети, не помню) что-то в таком духе. Что математически одаренные школьники часто проявляют большой интерес к музыке. В то же время среди музыкантов не замечено более высоких способностей к математике. То есть однозначной зависимости между обучением музыке и развитием математических способностей на практике не наблюдается. 24.12.2002 19:54:51, Emily
автор топика просто описал мою ситуацию в детстве. Кроме этого у нас домашним языком был финский, округа говорила по0-русски, а тетушка, которая мне была второй мамой, с 3-4 лет меня учила читать и английскому.
Но вот насчет корреляции математических и музыкальных способностей.... я сама в детстве училась - особенно по математике - тлоько на 5, и занималась музыкой. Мой же сын - 8 лет - играет на пианино, учится в школе в классе в английским уклоном (подготовка к полному обучению на англ. яз), дома читает и говорит по =-русски, в школе - по-фински. А вот осенью у них погла таблица умножения - от 2 до 5 - тут мы побиться были вынуждены, пока не выучил.... Хотя уже давно меня парит вопросами про устройство атома и прочее)) , и в шахматы с 6 лет играет... то есть вот такая история... главное не почивать на лаврах, так наверное, ведь говорят недаром, что гений это 99 процентов труда...
26.12.2002 23:35:23, WattRuska
Svetlana K.
Например, занятия на фортепиано - это же постоянные упражнения всех пальцев, т.е. регулярные упражнения на мелкую моторику. От одной учительницы фортепиано слышала, что не зря все, кто успешно учатся в музыкальной школе, обычно сообразительные и хорошо успевают в обычной школе.
А ещё мне в музыкалке всегда казалось, что сольфеджио (точнее, теория гармоний) - это практически из математики пришло :-), гораздо ближе к точным наукам, чем к искусству.
Как у Пушкина про Сальери: "Он алгеброй гармонию сверял"
24.12.2002 12:01:04, Svetlana K.
Emily
Мелкой моторике приписывают влияние на речевой центр, не более того. 24.12.2002 19:56:09, Emily
гусеничка
а я вот нынче про мелкую моторику всё думаю, ну нигде я не видела ланных о том НАСКОЛЬКО занятия мелкой моторикой развивают что-то там в мозге(понятное дело, что измерить что-то сложно, но и косвенных данных я не встречала) 24.12.2002 15:49:13, гусеничка
Косвенные данные есть в какой-нибудь "сенсорной интеграции" - связи между руками и мозгом двусторонние, это я читала точно, где, не помню - то есть не только мозг руками управляет, но и то, что руки делают, влияет на мозг. О, вспомнила еще, несколько терапий для очень сильных нарушений вроде аутизма, дауна основаны на том, что ребенка "двигают" и тогда мозг развивается. То есть берут и ребенкиными руками что-то делают много раз...

Да, а вот с дочкой - когда пыталась она научиться буквы различать, особенно симметричные, вроде t, f, да, так помогало единственное - взять ее пальчик и провести по крупной букве... В Монтессори такие штуки тоже есть.
25.12.2002 18:11:30, Мария Д.
Во всяком случае, точно не вредит:) Как правило, занимаются не одной мелкой моторикой, а кучей разных вещей, и весь комплект действительно помогает для развития речи 24.12.2002 19:09:43, Catty_
НУ так там суть в том, что зона мозга , отвечающая за руки (мелкую моторику) рядом с речевой зоной мозга. Типа тут развиваем, а там "разогреваем"
кстати, вчера у Гордона краем уха услышала, про произвольное внимание и в том числе и моторику, что у не очень развитых существ такая деятельность занимает все внимание, но мозг все равно развивается, человек уже пошел дальше, поэтоу может для него это не столь актульно для стимуляции мозга :), а исторически осталось.
24.12.2002 18:17:10, Шин
Аня Ш.
Всегда пожалуйста! :)

Про связь занятий музыкой и успехами в математике ничего не знаю. Возможно, в чем-то они пересекаются, но не очень понятно, в чем. Возможно, что даже если положительная связь (в смысле, что одно развивает другое) и есть, что мне кажется несколько сомнительным, то она не настолько явная. Интересно, какая статитика была у вашего знакомого преподавателя.
24.12.2002 06:05:17, Аня Ш.
Занималась с детьми по своей пр-ме англ.яз. Ни разу от их мам не слышала восторгов их мат способностями. Мой собств. малыш читает на англ. и понимает на слух, а мат- кой заним-ся не хочет. 25.12.2002 00:29:35, ALT

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!