Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Целостна ли методика Зайцева ?

Ребенок, научившись читать и считать за 3-6 месяцев, уже не будет позволять рассказывать ему про "лошади кушают овес и сено". В дальнейшем, непосредственность, мощное воображение и привитая любовь к ПРОЦЕССУ обучения дают ребенку "в легкую" начать осваивать фундаментальные науки. Адаптируйте физику, химию, географию, астрономию.
Говорить о нецелостности методики Зайцева, может тот, кто видел кубики, читал инструкцию, но не видел настоящих, живих занятий "по - зайцеву", где учат не только читать, а думать, сопоставлять, принимать решение.

Приглашаю во Дворец молодежи в Сокольниках. Занятия с детьми - на сцене. В зале можно находится родителям (не шуметь!). Полнокровные "зайцевские" занятия. Ведет педагог, работающий по этой системе в ШКОЛЕ(!). Можно получить информацию о преемственности для школьной программы.

Понедельник, четверг с 10.30
Дворец молодежи "Сокольники"
29.10.2000 11:54:48,

28 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Маша
Целостность методики подразумевает:

1) ее самодостаточность
2) ее базовость

Методику Зайцева нельзя назвать ни самодостаточной, ни базовой. Умение читать и считать - это лишь минимум того, что необходимо ребенку, особенно ребенку 3-4-5 лет, чтобы он нормально развиваться. Фундаментальные дисциплины - тоже в этом возрасте не имеют решающего значения.

Родители, которые зацикливаются только на чтении и счете не важно по какой методике: по Зайцеву ли, по Доману ли, просто недопонимают достаточно важных вещей. Основное: ребенок не должен быть объектом обучения, он должен быть его субъектом. Должны быть созданы такие условия, чтобы ребенок начал действовать, сам, по собственной инициативе. Не следует переусердствовывать с "готовыми знаниями". Надо с самого начала учить ребенка учиться, ориентировать его на саморазвитие, не давая ему знания на тарелочке с голубой каемочкой, а давая ему в основном инструменты и способы создания субъективно нового знания. В первую очередь следует развивать не интеллектуальность (это приложится при определенных условиях), а креативность.

Можно вообще не учить читать и, особенно, считать, но при этом заложить такую базу, что это вовсе не будет проблемой, получится как бы само собой, без видимых усилий. А можно убить массу времени на зубрежку складов. Сколько в среднем часов необходимо потратить, чтобы научить ребенка 5-6 лет читать по кубикам Зайцева? А ребенка 3 лет? Вместо того, чтобы в этом возрасте целенаправленно развивать мышление, речь, логику, память, эмоциональность, навыки анализа и синтеза, заниматься музыкой, рисованием, лепкой и др. предметами эстетического цикла и т.д. и т.п. Вместо того, чтобы создавать базу. Развитый, подготовленный ребенок либо сам научится читать, либо потратит на обучение гораздо меньше времени.

Кроме того, само обучение по Зайцеву построено по самой что ни есть традиционной системе, когда учитель вещает, а ребенок слушает. Когда ребенок не субъект обучения, а его объект. Красиво вещает, но не более того.

Гениальность методики Зайцева в стройной складовой системе, но никак не в самих методах преподавания. А то, что существует масса преподавателей, которые способны развить и усовершенствовать любую методику, включая Зайцевскую, до приличного уровня, ну и слава богу. Сомневаюсь, что успешные педагогики ограничиваются только Зайцевым, исключительно Зайцевым. Можно спросить, например, Надежду Григорьевну. Она - профессионально занимается по Зайцеву. Какой процент непосредственно Зайцевских вещей в ее занятиях? Уверена, что зайцевские занятия лишь часть целостной системы.

А живые уроки я видела. Куда уж живее. Сам Зайцев записал их на видеокассету. Лучше бы уж и не записывал. Худшую реализацию приличной методики трудно придумать :(
30.10.2000 16:12:29, Маша
ДЭН, а что Вы имеете в виду, говоря о целостности или нецелостности методики Зайцева? О методике обучения чтению, письму? А какая связь с т.н. фундаментальными науками? Я очень люблю кубики Зайцева, сама их идея кажется мне как филологу очень здравой, но и она не без греха (подробнее в моей статье "Об одной ошибке в складовой системе Н.А.Зайцева" в разделе "Публикации. Раннее обучение и развитие"). Могу себе представить, как кубики выводят в грамматику (сама занималась по ним с иностранцами). Но как выйти в химию, географию и пр., исходя из пособий по чтению и математике? Есть ли у Николая Александровича разработки по фундаментальным наукам? Мне просто ничего об этом не известно. Что Вы считаете целостностью авторской методики? 29.10.2000 22:05:44, Инес
У Зайцева есть пособия по математике и по английскому и русскому языкам. Но как выйти в химию и географию, а также другие науки, мне тоже не совсем понятно. 30.10.2000 00:23:29, Наташа Неткач
Это позиция Учителя.
Откройте учебники и адаптируйте материал. Дети оказываются более самостоятельными, чем их наставники. Предложите ребенку любую Энциклопедию дошкольника. Ему будет интересно. Уже. Толчок этому дают занятия "по-зайцеву" (динамичные, живые, непосредственные, с высоким темпом получения информации (ср: занятия в обычной школе)).Они прививают любовь к ПРОЦЕССУ обучения. Дальше зависит от педагога. Бегать по кругу или предложить новый маршрут.

Сделайте СВОЙ штрих в систему!
30.10.2000 07:42:36, ДЭН
Наталья Калугина
А при чем здесь кубики Зайцева? Моя дочь (5 лет), с большим удовольствием читает и рассматривает энциклопедию дошкольника, и учиться (хотя не скучно учиться, а познавать мир, все время узнавать новое и применять) ей нравится. И вечные "почему" вот уж сколько времени не иссякают. И опыты со всем, что под руку поподет. Причем кубики Зайцева ее не толкали вообще :). И как можете Вы сравнивать обучение детей "по Зайцеву" и школу?! Зайцевские - 1,5-3(4?) года, школа - 6(7)-15! Совершенно разные цели, что и объясняет (ну почти объясняет :) совершенно разные способы обучения. 30.10.2000 11:48:44, Наталья Калугина
Выражаясь слэнгом, пособия Зайцева - не "железо", а "софт". Здесь важен подход. Таблица Менделеева - не набор химических элементов, а система, позволяющая не только видеть целостность микоромира, но и предугадывать новые ее элементы.
Можно, конечно только выучить элементов перечень, но соль не в этом.

Педагог, использующий систему Зайцева, научив ребенка читать (считать, писать) может на этом и остановиться (деньги заработал). Но это только 1/3 учебного года. Что делать ребенку?
Результаты педагогов, взявших на вооружение идею целостного фонемотического восприятия, неразрывного математического ряда, Вы можете увидеть перелистнув середину книги Н.А. Зайцева "Письмо, чтение, счет. Книга для учителя нового типа".
"Зайчисты" по шаблону (в рамках приобретенных пособий)не работают. Они новаторы, - это дети их "перевоспитали"
30.10.2000 00:02:06, ДЭН
Новаторы ,предложите в качестве примера выход в химию или географию, только не скатывайтесь к банальному прочтению энциклопедии, это можно и без кубкиов Зайцева сделать.
ЗЫ: вообще ,чем больше выступления зайчистов, тем больше набивает оскомину не люблю фанатизм ни каком виде.
30.10.2000 11:07:13, Шин
Вот! То что надо! ДЭН, напишите, плз, трудно ли найти этот Дворец, может телефон. Мне, к сожалению, сейчас не просто выбраться будет в будний день в Сокольники. Может еще кто напишет, где зайчисты занимаются? Мне лично больше подходит Юг или Центр. Но я думаю про другие направления тоже кому-нибудь пригодиться :). 29.10.2000 19:49:15, Katejka
ДМ "Сокольники": м.Сокольники, мимо магазина "Зенит". (095)268-8701, 268-5600.
В занимающиеся группы набора нет. Идет запись в следующую (ждем преподавателя - скоро будет).
Приглашение на "просмотр" остается в силе.
29.10.2000 23:40:07, ДЭН
Список "по-зайцеву" заказал. Получу,-опубликую. Навскидку назову "Синюю птицу" (м.Аэропорт). 30.10.2000 00:10:23, ДЭН
ДЭН, большое спасибо. С нетерпением буду ждать список :))) 30.10.2000 13:36:00, Katejka
"Синяя птица", к сожалению, еще официально не открылась. Хотя там уже был День открытых дверей. И, кстати, сегодня, 29го. 30.10.2000 00:25:54, Наташа Неткач
А древние греки умели учить думать беседуя во время прогулок, без книжек. Обязательно ли нужно доктору наук писать учебник для своего сына или можно ограничиться наблюдением, игрой, экспериментом, беседой? Обучение - это все-таки интерактивный процесс, прежде чем читать книгу нужно научиться сначала слушать собеседника, учиться понимать услышанное, задавать вопрос собеседнику, интерпретировать ответ. Таким образом, внешние психические функции станут внутренними, сын научится вести внутренний диалог. А потом будет всю жизнь учиться останавливать внутренний диалог.
По старшему мальчику знаю, как трудно сомневаться в прочитанном, как трудно кроме учебника прочитать еще и несколько статей В Сайентифик Америкен. Подросток недоумевает: "А где же правильый ответ, что я должен отвечать на уроке?"
29.10.2000 18:24:47, Зануда
Один из основных принципов Н.А.Зайцева - "к чтению через ПИСЬМО". Под письмом понимается и клавиатура компьютера и кубики и таблицы. Таблицы надо петь (чтобы научиться читать) и т.о. с ребенком общаются (беседуют). Чтение у Зайцева не самоцель, а "побочный" продукт. Цель - научить самостоятельно думать, развивать в ребенке познавательные способности (мышление, логика, память ...) 29.10.2000 23:32:29, ДЭН
Маша
Общение подразумевает диалог. Какой же диалог у Зайцева? Все как в обычной школе: вопрос-ответ + хоровое воспроизведение готового знания. Хором попели. Учитель спросил, дети ответили. Учитель говорит, дети молчат внимают. Правильно ответили, молодцы идите гуляйте, неправильно, поем снова. Все хором. Вместе. Дружно. Шагом, шагом :( 30.10.2000 16:20:06, Маша
Допустим, можно говорить о стиле зайцевских занятий ("динамичные, живые, непосредственные, с высоким темпом получения информации"). Далее. Выход в другие науки предлагается сделать самомУ думающему и нестандартному педагогу, и этот выход называется СВОИМ штрихом в системе Зайцева (???). И это ответ на вопрос, что есть целостная авторская система?
Я совсем не отрицаю необходимости дальнейшего обучения после того и во время того, как ребенок читает и пишет по Зайцеву, и здесь много об этом говорилось. Но ведь это всем известно, и никто с этим не спорит. ДЭН, Ваш топик начался с утверждения, что дети, научившиеся читать по Зайцеву, легко и непринужденно осваивают фундаментальные науки, и это называлось "полнокровными зайцевскими занятиями". Но объясните мне вот что: как могут сочетаться "рамки приобретенных пособий" (если рамки, значит, за них не выходим?) с другими науками, кроме математики и грамматики, о которых я уже писала?
30.10.2000 10:18:34, Инес
Маша
Это именно то, что я имела в виду, когда написала, что методику зайцева нельзя назвать целостной. Для целостности еще надо так же подробно прописать как конкретно происходит переход в фундаментальные науки. Дать абсолютно конкретные законченные рекомендации и пособия. Все это пока существует только для чтения и счета.

Кстати, как человек с математическим складом ума я вообще против обучения _математике_ по Зайцеву. Уж в математике, если хошешь выполнить не только ближайшие, но и стратетические цели, уж точно нельзя скакать от зубрежки и абсолютной наглядности!
30.10.2000 16:25:55, Маша
М-м , это как? что самостоятельного в кубиках. Готовый продукт. С той лишь разницей, что это не комплексный обед, а шведский стол. Есть дети, которые сами учатся читать по вывескам и газетным заголовкам, вот у них самостояльный процесс мышления. Вычление общих звуков и изображений сопоставление их. Криптология чистой воды:) 30.10.2000 00:33:22, Шин
Маша
Высшая цель в обучении - это как раз создание условий для этой самой криптологии, имхо.

Другое дело, что это гораздо труднее. Умение же читать дает настолько мощный толчок для саморазвития в дельнейшем, что при обучении _чтению_ я допускаю применение любых методик, и Зайцевской, в том числе, лишь бы побыстрее :). Но только при обучении чтению, рассматривая чтения, как один из инструментов :)
30.10.2000 16:31:48, Маша
Да, греческая культура - устная, но уже их последователи, римляне, а за ними и вся средневековая Европа воспринимала информацию прежде всего через текст. Почему нужно думать, что этот способ восприятия хуже? Вы ведь не думаете, что им недоступен был внутренний диалог :-) Авторитет написанного (а тем более, напечатанного) слова, безусловно, велик, но и "слово изреченное есть ложь".
Мне кажется, что читать и считать следует учить хотя бы потому, что это учит думать, хотя, разумеется, существуют и другие способы. Почему они должны взаимоисключаться, почему их нельзя совместить?
29.10.2000 22:15:37, Инес
Вдогонку.
Не следует забывать и о том, что учениками в Аристотелевской "Перипатетике" (откуда, собственно, и возникла традиция учить философии во время прогулок) были уже взрослые люди. А когда они были детьми, им приходилось и зубрить грамматику, и учиться писать на табличках и быть битыми строгими учителями.
Второе. А не кажется ли Вам, Зануда, что получая информацию из книги, человек имеет гораздо больше возможностей для размышления и внутреннего диалога, чем при общении с авторитарным учителем?
29.10.2000 23:13:33, Инес
вообще спор мне кажется завязан на разном восприятии информации: Зануда лучше слышит (аудиал?) ,вы лучше видите (визуал?). вот если есть исслдедования, говорящие, что от способа подачи информации в детстве зависит преобладающий способ восприятия информации в будущем, то это уже интересно. 30.10.2000 00:29:26, Шин
Да, я тоже думала об этом. Мне кажется. что должны сочетаться оба способа (я писала об этом в реплике "греческая культура - устная"), я вовсе не отрицаю важность "аудиальной информации". Но ведь нельзя утверждать, что без текста как такового легче вырастить думающего человека! 30.10.2000 08:58:08, Инес
Сложно сказать. Писать далеко не все умеют. Опять же читать книу - это огромная работа. Помимо информация,в ней заключенной, у пишущего и читающего разные восприятия информации и мира вообще. Помню у Лондона было произведение про малодого человека ,который мог позволить себе собрать профессоров на своей яхте и изучить за короткое время интситутский несколькогодовой курс в процессе общения с этмими людьми. Это конечно литература, но от истины она недалека обычно. ОПять же вспомните ,до революции была очень хорошая традция - чтение вслух. Мне кажется ,тут кому как. Мне легче раз прочесть, посомтреть на карту ,чем выслушать объяснения или пересказ. Даже как-то проводились исследования текстов ,что в зависимости от типа восприятия человеком информации такие слова он использует.
К примеру описание дождя
визуал - мелкий крупный, серый, прозрачный
аудиал - шуршащий, бьющий, стучащий
кинестетик - холоджный, мокрый (:)), теплый, и т.д.
А человек думает вообще независимо от текстов. Тексты лишь помогают или мешают. :)
30.10.2000 10:39:44, Шин
На самом деле речь идет о детях. Они то воспринимают информацию по всем каналам восприятия. На том и построена методика Н.А. Зайцева. 30.10.2000 07:47:38, ДЭН
неа, не факт.
вот есть версия, что у каждого человека есть ведущая функция(допустим, логика, рациональная) - он по ней живет-извлекает максимум информации(тогда более слабая - этика), и творческая - допустим, сенсорика(он по ней творит, действует) и тогда болевая=самая слабая-интуиция(и человеку очень надо, чтоб ему подсказывали, что когда своевременно, чтобы кто-то другой проявлял неявные связи и т.п.) www.socionics.ru или com
Даже если подобный склад формируется в детстве(а мне кажется, врожденный), все равно в ДАННЫЙ момент времени у человека существует ЛЮБИМЫЙ способ воспрпиятия.
30.10.2000 10:23:23, гусеничка
[пусто] 30.10.2000 00:52:58
Мария, думаю, что с древности способы восприятия информации не изменились: это пресловутые зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Разумеется, у каждого свои предпочтения, и Вы совершенно справедливо заметили, что нужно исходить из индивидуальных склонностей к тому или иному виду восприятия. Мой пафос сводится к тому, что нельзя зацикливаться лишь на одном способе. 30.10.2000 10:21:02, Инес

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!