Далеко внизу :-) была тема о том, что ребёнок отвлекается на каждый шорох и шёпот в классе. Я написала, что могут быть трудности с "избирательным вниманием" - выделять звуки из кучи звуков. Я читала про такое у нейрологов. Обычно человеческий мозг умеет делать вот что: выделить, по тону, громкости, тембру, темпу и так далее "ключевой" звук (скажем, речь учителя), а остальные отфильтровать. Компьютеры такого пока делать не могут! Потому что это сложная и творческая задача, ну представьте, какая обработка данных там! Надо выделить ключевой звук, усилить его для обработки мозгом, а остальные все распознать и приглушить (не обрабатывать вовсе, не слышать). Большинство детей этому сами собой учатся годам к пяти. У многих взрослых с этим проблемы, а и любого взрослого можно перегрузить достаточным уровнем фонового шума, и мозг не справится с вычислениями. Но некоторые дети этому не учатся сами, они просто слышат ВЕСЬ фон одинаково сильно, не выделяют ключевое. Представьте такого ребёнка в классе.
Можно делать какие-то упражнения на выделение звуков, просто тренироваться на это всё дома, уже сознательно обращать внимание ребёнка на ключевые параметры важных звуков - высоту, громкость, тембр. Например, не слушать шёпоты вообще некоторое время, или слушать только их. Можно давать ребёнку с собой беруши на контрольную, договорившись с учителем. Можно фокусировать внимание на визуальном или тактильном "ключе" (мять игрушечку), если надо "ничего не слышать". Кто-нибудь знает хорошие идеи и ссылки по теме?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У подружки в Америке ребенок учится в школе. Так там все начальные классы занимаются в одном большом зале, а не как у нас в классах закрытых. Я не помню, наверно, там есть все-таки какие-то перегородки, а может и нет. Она говорит, что это сделано специально, чтобы дети умели работать в отвлекающей обстановке. Американские офисы тоже открытые, одни перегородки у стола. Подружка сказала, что по началу она совершенно не могла сосредоточиться в такой обстановке, где все ходят, говорят и думают одновременно. В средней школе уже можно выбирать в закрытом или открытом классе будет учиться ребенок. Так что я думаю, что все тренеруется.
14.04.2005 14:46:20, БФ
14.04.2005 14:46:20, БФ
Мда...Прочитала по ссылке. У нас в чистом виде: “Tolerance/Fading Memory” subtype.
Наблюдаются все признаки:
Often seems to “ignore” people, especially if engrossed.
Hears less well, or is less attentive/productive, in ordinarily busy surroundings.
Difficulty following a series of spoken directions.
Unusually forgetful of information previously memorized (such as multiplication tables, correct spelling), or of household or school routines and responsibilities, despite frequent reminders
Особенно последний :(((
Неужели ни у кого нет опыта тренировки? 14.04.2005 12:47:26, Клеточкина
Наблюдаются все признаки:
Often seems to “ignore” people, especially if engrossed.
Hears less well, or is less attentive/productive, in ordinarily busy surroundings.
Difficulty following a series of spoken directions.
Unusually forgetful of information previously memorized (such as multiplication tables, correct spelling), or of household or school routines and responsibilities, despite frequent reminders
Особенно последний :(((
Неужели ни у кого нет опыта тренировки? 14.04.2005 12:47:26, Клеточкина
Со всеми этими штуками работают. Повторюсь, компенсируют их через другие, сильные фильтры и каналы восприятия, а не исправляют напрямую (что невозможно). Поговорите вот с этой женщиной, occupation therapy этим тоже занимается:
14.04.2005 16:16:12, Мария Д.
Мария, спасибо еще раз огромное! Я получила столько информации для размышления, испытываю небольшой шок :))) Много еще непонятно, если признака 4, значит, наверное, с каждым можно работать отдельно, нужно искать методики, компенсирующие проблему через эти сильные каналы восприятия, знать бы еще, какие они :)), можно ли это делать дома самим или обязательно нужны специалисты. Нужно все обдумывать и выяснять. А это и есть тот самый дефицит внимания? Может искать нужно сразу тех, кто работает с СДВГ?
15.04.2005 08:53:32, Клеточкина
Лучше сначала ещё поразбираться, "переварить" эту всю информацию, и уже потом начинать как-то потихоньку, помаленьку действовать :-) Пробовать, смотреть, как ребёнок реагирует, обдумывать, ещё пробовать.
Кстати, банальное: Вы спрашивали у ребёнка, что ОН об этом своём свойстве думает? Мешает оно ему, или, с его точки зрения - помогает? Если мешает, что он пытался делать? Если помогает, то в чём? 15.04.2005 18:39:15, Мария Д.
Кстати, банальное: Вы спрашивали у ребёнка, что ОН об этом своём свойстве думает? Мешает оно ему, или, с его точки зрения - помогает? Если мешает, что он пытался делать? Если помогает, то в чём? 15.04.2005 18:39:15, Мария Д.
Не спрашивала, конечно... Действительно, с этого можно начать. Спасибо.
18.04.2005 09:23:04, Клеточкина
Про СДВГ можно прочесть на русском языке тут:
http://adhd-kids.narod.ru/
При этом сайте есть форум, на нём можно задать вопросы как родителям детей с СДВГ,
так и дежурным специалистам:
http://www.offtop.ru/adhdkids/
15.04.2005 18:18:16, suricat
http://adhd-kids.narod.ru/
При этом сайте есть форум, на нём можно задать вопросы как родителям детей с СДВГ,
так и дежурным специалистам:
http://www.offtop.ru/adhdkids/
15.04.2005 18:18:16, suricat
Мария, спасибо огромное за поднятую тему! Я и не догадывалась, что все так ужасно, в смысле, что совсем нетренируемо:((( В это уж совсем не хочется верить...
Да, у нас маленькая радость. Вчера было контрольное списывание с доски, получил четверку, ни одной помарки, всего одна буква пропущена в слове, за что и четверка. Значит, все-таки может сосредоточиться.
Огромное спасибо всем за ссылочки! Пойду изучать, не может быть, чтобы не было выхода.
14.04.2005 08:47:30, Клеточкина
Да, у нас маленькая радость. Вчера было контрольное списывание с доски, получил четверку, ни одной помарки, всего одна буква пропущена в слове, за что и четверка. Значит, все-таки может сосредоточиться.
Огромное спасибо всем за ссылочки! Пойду изучать, не может быть, чтобы не было выхода.
14.04.2005 08:47:30, Клеточкина
Может быть музыкальные упражнения могут помочь?
Мы с дочкой сейчас играем в музыкальную игру "Волшебная флейта". Музыкальные пазлы у меня сначала очень плохо получались, через неделю уже лучше :)
Мультяшный оркестрик играет отрывочек из моцарта, нужно определить, какие играют инструменты (все партии можно послушать отдельно), если инструмент правильный на сцену ставишь, то на нем мышка начинает играть.
Еще там есть заколдованные факелы - найти заданный музыкальный фрагмент, сильно искаженный посторонними шумами.
И парочки там музыкальные хорошие. 14.04.2005 09:11:40, soroka
Мы с дочкой сейчас играем в музыкальную игру "Волшебная флейта". Музыкальные пазлы у меня сначала очень плохо получались, через неделю уже лучше :)
Мультяшный оркестрик играет отрывочек из моцарта, нужно определить, какие играют инструменты (все партии можно послушать отдельно), если инструмент правильный на сцену ставишь, то на нем мышка начинает играть.
Еще там есть заколдованные факелы - найти заданный музыкальный фрагмент, сильно искаженный посторонними шумами.
И парочки там музыкальные хорошие. 14.04.2005 09:11:40, soroka
есть у меня подозрение ... только не драться :-).. что это не тренируемо.
уж слишком на физиологических спонтанных реакциях завязано. Представь, как легко контролировать процессы возбуждения в коре головного мозга :-))
То есть если уж сильно загнаться, кое-какие моменты, насколько знаю, фанаты изменяли. Но взрослые и действиетельно фанаты.
Детю так тренировать жалко :-))
Знаю как управлять избирательным вниманием, например, в рекламе. Но опят-таки используя физиологию потребителя рекламы:-) 13.04.2005 19:08:02, ABDDavidoff
уж слишком на физиологических спонтанных реакциях завязано. Представь, как легко контролировать процессы возбуждения в коре головного мозга :-))
То есть если уж сильно загнаться, кое-какие моменты, насколько знаю, фанаты изменяли. Но взрослые и действиетельно фанаты.
Детю так тренировать жалко :-))
Знаю как управлять избирательным вниманием, например, в рекламе. Но опят-таки используя физиологию потребителя рекламы:-) 13.04.2005 19:08:02, ABDDavidoff
Я разделяю Ваше подозрения. И добавлю - если пытаться тренировать, то можно сильно опкалечить какие-то центры восприятия.
13.04.2005 23:48:23, Паштет
Возможность при неправильных тренировках что-то нарушить всегда есть. Все вмешательства стоит осуществлять осторожно, с пониманием и любовью, и помня об опасностях механического применения любых методик, народом выраженной в поговорке: "Заставь дурака молиться - он лоб расшибёт".
14.04.2005 00:36:56, Мария Д.
Описываемое не совпадает с СДВ. Бывает одновременно, бывает отдельно. Выделяемо в отдельную категорию. СДВ само по себе не тренируемо, но можно натренировать компенсаторные механизмы.
13.04.2005 20:43:33, Мария Д.
Оно похоже на один из признаков СДВ - дословно, я это как-то читала.
13.04.2005 21:20:57, пчела Майя
Признак -да. Но он может и отдельно наблюдаться, без СДВ.
Насколько я представляю фильтры внимания, они следующие:
1. телесные фильтры
(мы не можем услышать или увидеть определенный ряд сигналов извне. Только потому, что нет соответствующих рецепторов. и наоборот, некоторые рецепторы у человека в предпочтении. поэтому говорят о аудиалах, визуалах, кинестетиках и т.п.))
некорректируемо практически, хотя можно что-нибудь отрезать и изменить таким образом прохождение сигналов через фильтр :-).
2. физиологические фильтры (мы одновременно получаем сигналы от всех рецепторов тела. но в здоровом теле сознанию не важно знать как работает желудок, например. и мы его не ощущаем. Если в локус внимания попадает сигнал из желудка -значит, там что-то не так. и это регулируется физиологическими фильтрами внимания)
некорректируемо практически
3. основные-животные фильтры (все сигналы, вопиящие об опасности, еде, секуальном интересе и т.п. - проходят эти фильтры быстрее, без препон)
нууу, иногда корректируется :-))
4. психологические фильтры (у нас есть свои склонности и предпочтения. например, понятия красоты. в зависимости от него, мы поневоле боольшее внимание обратим на вещи, кажущиеся нам более эстетными)
корректируется почти полностью в течении всей жизни, лишь малая часть -вне изменений
5. социологические-социальные фильтры (мы обращаем внимание на то, что может повлиять на нашу карьеру, что отвечает нашим хобби и другие социальные факторы, координирующие выборочное внимание)
корректируется полностью в течении жизни
то, что упиминала Мария Д - сильно в начале списка, имхо :-)) Хотя, признаю, можно поразмышлять.
З.Ы. Список -мое понимание, на последнюю инстанцию не претендует.
Следовательно - любой сбой в системе фильтров может как стать признаком какого-либо комплексного нарушения, так и существовать поотдельности, повествуя только о себе -маленьком и безобидном.
14.04.2005 09:44:06, ABDDavidoff
Насколько я представляю фильтры внимания, они следующие:
1. телесные фильтры
(мы не можем услышать или увидеть определенный ряд сигналов извне. Только потому, что нет соответствующих рецепторов. и наоборот, некоторые рецепторы у человека в предпочтении. поэтому говорят о аудиалах, визуалах, кинестетиках и т.п.))
некорректируемо практически, хотя можно что-нибудь отрезать и изменить таким образом прохождение сигналов через фильтр :-).
2. физиологические фильтры (мы одновременно получаем сигналы от всех рецепторов тела. но в здоровом теле сознанию не важно знать как работает желудок, например. и мы его не ощущаем. Если в локус внимания попадает сигнал из желудка -значит, там что-то не так. и это регулируется физиологическими фильтрами внимания)
некорректируемо практически
3. основные-животные фильтры (все сигналы, вопиящие об опасности, еде, секуальном интересе и т.п. - проходят эти фильтры быстрее, без препон)
нууу, иногда корректируется :-))
4. психологические фильтры (у нас есть свои склонности и предпочтения. например, понятия красоты. в зависимости от него, мы поневоле боольшее внимание обратим на вещи, кажущиеся нам более эстетными)
корректируется почти полностью в течении всей жизни, лишь малая часть -вне изменений
5. социологические-социальные фильтры (мы обращаем внимание на то, что может повлиять на нашу карьеру, что отвечает нашим хобби и другие социальные факторы, координирующие выборочное внимание)
корректируется полностью в течении жизни
то, что упиминала Мария Д - сильно в начале списка, имхо :-)) Хотя, признаю, можно поразмышлять.
З.Ы. Список -мое понимание, на последнюю инстанцию не претендует.
Следовательно - любой сбой в системе фильтров может как стать признаком какого-либо комплексного нарушения, так и существовать поотдельности, повествуя только о себе -маленьком и безобидном.
14.04.2005 09:44:06, ABDDavidoff
До некоторой степени тренируемо, но долго, дорого и без каких-либо гарантии. Мы, видимо, будем этим заниматься летом, посмотрим, что выидет.
13.04.2005 20:36:41, suricat
Ооо. А нельзя ли ссылочку общедоступно или на мейл под ником? Моему бы тоже потренировать бы
14.04.2005 00:00:55, Kiara
Пожалуиста. Только оно всё на английском, не знаю, насколько пригодится:
CAPD: общее чтение, программы для коррекции
Общее чтение:
http://www.firn.edu/doe/bin00014/pdf/y2001-9.pdf
http://www.hearing-speechstlouis.org/auditinfo.html
http://www.ldonline.org/ld_indepth/process_deficit/pro_deficits.html
http://home.earthlink.net/~mcoleman/cpdadd.html
Признаки, кратко:
http://www.braintraining.com/auditory.htm
Symptoms and subtypes checklist:
http://www.judithpaton.com/checklist.html
The Relationship of Learning, Attention Deficits & Auditory Processing Disorders
http://www.ncapd.org/php/articles.php?id=5
Central Auditory Processing Disorders (CAPD's)
http://www.ldonline.org/ld_indepth/process_deficit/capd_paton.html
- есть таблица с предложениями о том, что делать в классе
Запись-модель (simulation)
http://www.exploratorium.edu/exhibits/ladle/index.html
Dr. Teri James Bellis' Subprofiles (primary and secondary) of CAPD
http://www.angelfire.com/bc2/capd5/
- таблица локализаций поражений + предложения по аккомодациям
Remediation (лечение/программы):
http://www.concordspedpac.org/CAPD.html
http://pages.cthome.net/cbristol/capd-pr2.html#BRAIN
(в последнем списке работают не все ссылки, некоторые надо искать отдельно)
Earobics:
http://www.earobics.com/
Fast ForWord:
http://www.scilearn.com./
Dichonics:
http://www.sonidoinc.com/low/products/dichonics/dichonicsphil.htm
AIT:
http://www.judithpaton.com/index.html#AIT
Домашний вариант программы для улучшения именно слухового восприятия и внимания:
http://www.earobics.com/kstore/detail.cfm?ProductID=19729F77-C41D-11D4-A188009027F64740 14.04.2005 00:04:01, suricat
CAPD: общее чтение, программы для коррекции
Общее чтение:
http://www.firn.edu/doe/bin00014/pdf/y2001-9.pdf
http://www.hearing-speechstlouis.org/auditinfo.html
http://www.ldonline.org/ld_indepth/process_deficit/pro_deficits.html
http://home.earthlink.net/~mcoleman/cpdadd.html
Признаки, кратко:
http://www.braintraining.com/auditory.htm
Symptoms and subtypes checklist:
http://www.judithpaton.com/checklist.html
The Relationship of Learning, Attention Deficits & Auditory Processing Disorders
http://www.ncapd.org/php/articles.php?id=5
Central Auditory Processing Disorders (CAPD's)
http://www.ldonline.org/ld_indepth/process_deficit/capd_paton.html
- есть таблица с предложениями о том, что делать в классе
Запись-модель (simulation)
http://www.exploratorium.edu/exhibits/ladle/index.html
Dr. Teri James Bellis' Subprofiles (primary and secondary) of CAPD
http://www.angelfire.com/bc2/capd5/
- таблица локализаций поражений + предложения по аккомодациям
Remediation (лечение/программы):
http://www.concordspedpac.org/CAPD.html
http://pages.cthome.net/cbristol/capd-pr2.html#BRAIN
(в последнем списке работают не все ссылки, некоторые надо искать отдельно)
Earobics:
http://www.earobics.com/
Fast ForWord:
http://www.scilearn.com./
Dichonics:
http://www.sonidoinc.com/low/products/dichonics/dichonicsphil.htm
AIT:
http://www.judithpaton.com/index.html#AIT
Домашний вариант программы для улучшения именно слухового восприятия и внимания:
http://www.earobics.com/kstore/detail.cfm?ProductID=19729F77-C41D-11D4-A188009027F64740 14.04.2005 00:04:01, suricat
Там хитро: ЭТОТ механизм не тренируем, из того, что я читала - что родилось, то родилось :-) Но можно научиться компенсировать через ДРУГИЕ механизмы. Например, мой логопед тренировал меня через визуальный feedback: взрослое ухо тугое на иностранные звуки, но ГЛАЗ видит несовпадение профилей на осциллографе. Такие где-то штуки. Иногда совсем неожиданные, скажем, мелкие движения пальцами помогают "вышибить" фоновый шум...
13.04.2005 19:34:05, Мария Д.
Мария, мне кажется, вы пишете о CAPD. Если да, то кое-что сделать можно с помощью Томатисовского метода.
13.04.2005 20:07:42, suricat
Думаю, это должно очень пригодится! Спасибо за ссылку. Даже если у ребёнка это в мягкой степени, методы могут помочь.
13.04.2005 20:39:59, Мария Д.
У меня противоположная проблема:). Мой ребенок может не замечать окружающее вообще, если не хочет. Что с этим делать?
13.04.2005 18:45:13, ТаньЯ
Мне не нравится, когда я ему 10 раз повторила что-нибудь, а он после 10-го поднимает глаза и спрашивает: "Ты что-то сказала?":))))))) и т.д. и т.п.
14.04.2005 10:15:22, ТаньЯ
14.04.2005 10:15:22, ТаньЯ
Очень просто решается: первый раз сказать, если не слышит - взять за руку и потрясти тихонечко, дождаться, когда в глаза посмотрит, и ТОГДА уже повторять. Попросить повторить, что сказала. Через другой канал восприятия общаться. Дети делают ещё проще, если у родителей такое: ладошками поворачивают к себе голову мамы и в глаза смотрят :-)
14.04.2005 16:17:56, Мария Д.
Я часто практикую, повернуть его к себе. При этом он ко мне получается лицом, а глазами в старом направлении косит:)))))))))).
14.04.2005 16:38:47, ТаньЯ
:-)) Пауза нужна. Повернуть и подождать, пока переключится. Это секунд двадцать может быть, долго. При этом, хех, иногда надо повернуть на большее число градусов :-) 180, скажем. Чтоб глаза туда не скашивались, за спину-то :-) Но главное - пауза на переключение.
14.04.2005 17:12:10, Мария Д.
интонацию можно поменять. 8-) или неожиданные телодвижения. Хлопки в ладоши, например.
14.04.2005 16:50:04, Nata
зато мне такого качества очень не хватает. Особенно в очередях, поликлиниках, общ. транспорте, в гостях у родственников. Отключатсья полностью от реального мира.
А если серьезно, то нравится у дочки, когда она полностью концентрируется на занятиях, на объяснении учителя и работе в классе. Это и к школе, и к кружкам относится. Но приятно это только, когда интересы ребенка и то, чему учат и объясняют, совпадают. 14.04.2005 13:40:12, Nata
А если серьезно, то нравится у дочки, когда она полностью концентрируется на занятиях, на объяснении учителя и работе в классе. Это и к школе, и к кружкам относится. Но приятно это только, когда интересы ребенка и то, чему учат и объясняют, совпадают. 14.04.2005 13:40:12, Nata
Просто не всегда ребенок концентрируется на текущем необходимом действии (занятиях и т.п.)
14.04.2005 16:41:02, ТаньЯ
повернуть в нужном направлении для мамы или по необходимости - это самое сложное.
14.04.2005 16:51:25, Nata
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Стоматология и беременность: каким мифам не стоит верить
Как защитить зубы во время беременности