Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Про соревновательность

Это все в тему о группе и ее плюсах.
Я все-таки совершенно не понимаю, почему если есть дети, которых соревновательность напрягает, то не с этими детьми надо работать, а от самой практики такой вообще отказываться?

Возможно, имхо, надо формировать группы, с учетом этого признака, но не более того.

Ну вот не напрягает Ксюху соревновательность! Она хорошо работает. Она готовит ее к конкуренции в последующей жизни. Почему это не использовать?

К слову, вот недавно была тема про звездочки. Я даже участвовать не стала. Очевидно, что данному мальчику это не подходит, учительница делает это грубо, непрофессионально.

Но вот у Ксюши на курсах сейчас дают по монетке за каждое правильно выполненное задание, а потом тому, у кого больше монеток приклеивают наклейку. И я не вижу ничего в этом плохого. Только плюсы! Как если бы ребенку дарили где-то подарки. От того, что не каждый раз дарят, подарки подаренные в прошлый раз, и те, что подарят в будущем, не станут менее ценными!

Имхо, тут либо конкретного ребенка должны родители вывести из этой ситуации, если она травмирующая, либо, наоборот, я, например, стремлюсь к таким ситуациям.

С третьей стороны, вот я с малых лет играю в шахматы. Там либо выиграл, либо проиграл. Иногда ничья, когда противник слабый - тоже проигрыш. В турнире либо победил, либо не победил. И что? Вот хоть убей, ни помню ни одной психологической проблемы связанной с тем, что я достаточно редко выигрывала, на самом деле. Первые места занимала считанные разы.
29.09.2004 15:54:49,

100 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
здесь важно научить ребенка проигрывать, чтобы не переживало дите...если Вы умеет проигрывать и дите уже тоже умеет, то просто супре...
могу сказать на своем примере - не умела проигрывать в детстве, совсем..т.к. при проигрыше (занималась активно спортом) пока мы ехали с папой домой (1.5 часа) меня разбирали по косточкам, что и как я сделала не так, хотя папа этим спортом никогда профессионально не занимался....
30.09.2004 16:16:44, Дылда
Что дурного в соревновательности? :) Представьте маму, которая не ребенка воспитывает, а соревнуется со всем миром в воображаемом ею "мамском" виде спорта. Ребенок у которой - "прекрасное парикмахерское сырье", скаковая лошадь. Может, ребенок это поймет (чудовищный, скажу я вам, момент), а может, и не допустит в сознание мысль: "Маме важен не я, а мои выдающиеся успехи на фоне посредственных успехов остальных детей. В тех местах, где я не могу явиться предметом похвальбы, я для нее просто не существую." Все нормально с соревновательностью?

Вот и у пчелок то же самое. Соревновательность задвигает существо деятельности на задний план, превращается в самоцель и подпитывается собой же. Да, в школе, где ощущается хронический недостаток осмысленности действий, она может составить какой-то псевдосмысл занятий, но подобная замена (предметного смысла состязательностью) убивает остатки жизни в школьном обучении.

Кроме того, меня лично отвращает от состязательных технологий стадность: ВСЕ должны хотеть подвешенную морковку из папье-маше. Тот, кто не хочет этот комок бумаги и клея - неправильный. Тот, кто занимается только из интереса - или лицемер, или дурак.

30.09.2004 12:30:26, Базар-Вокзал
Красно Солнышко
Стоп-стоп.
Вот вчера у меня Ксюха изнылась, что им надо сделать поделку к конкурсу. И готова была бежать и делать ее на ночь глядя из картошки. Ни идеи, ни материалов у нее не было. Просто, чтоб было, хоть что-то. Потому что "многие уже сделали". Она уже увидела на выставке ежика из картошки утыканного палочками, ну хотя бы ежика...
Ну и что? Я ей сказала, что это вовсе не обязательно. Ничего страшного, если у нее не будет поделки не случится. Все, проехали!
30.09.2004 12:45:18, Красно Солнышко
колобоча
Если говорить про так называемые "оценки" : звездочки, цветочеки,медальки, то минус заключается в том,что дети себя отождествляют с оценкой.Поэтому,если у тебя мало звездочек,то подсознательно это не "твои знания недостаточны", а " ты по сравнению с другими такой".Скорее,соревновательность полезна далеко не всем детишкам,ИМХО. 30.09.2004 12:07:18, колобоча
Красно Солнышко
А поработать над этим? А объяснить?
Конечно, если как гром среди ясного неба, то да, тяжко.
Но точно так же будет тяжко взрослому, никогда не соревновавшемуся, во взрослой жизни.
А если с детства, как описала ABDDavidoff, это подается как игра?
30.09.2004 12:11:40, Красно Солнышко
колобоча
Почему "никогда не соревновавшемуся"?Элементы соревновательнрости в школе присутствуют с ищзбытком, В спортшколе они ,несомненно,нужнее. 30.09.2004 20:07:28, колобоча
СМ
Немного ОФФ, вспомнила цитату из "Гаража", стихотворение маленького мальчика: "У верблюда 2 горба, потому, что жизнь - борьба"... 30.09.2004 13:31:05, СМ
ABDDavidoff
Я за соревновательность для детей, которые ее любят и которых она не ранит.
То есть объявляется конкурс и участвуют в нем только те, кто хочет.
Мой за первое место горы свернет. Он многие игры с бабушкой пробегает исключительно в соревновательной манере. Кто первый вспомнит, решит, догадается, добежит и т.п. Помню я в детстве со своим дедушкой за дней 5 играючи выучила таблицу умножения. Мы время от времени "соревновались", отвечали на вопросы друг друга(сейчас, конечно, понимаю, что выигрывала у него в поддавки :-)).
Сейчас думаю повесить календарь успехов сына в школе. За каждый плюс давать что-то в виде ваших наклеек. Которые он будет тратить или на игрушки или на походы в цирк-театр, или на еще что.
Мысль пока зреет в моей голове.
30.09.2004 11:25:58, ABDDavidoff
Красно Солнышко
Вот-вот.
Все именно так с детсва.
Начиная, от
- не хочу одеваться
- ну и не надо, я быстрее тебя соберусь...
И все, быстро бежит.

Заканчивая решением конкретных учебных задач.
30.09.2004 11:30:06, Красно Солнышко
"- не хочу одеваться
- ну и не надо, я быстрее тебя соберусь...
И все, быстро бежит".

А ведь проблема с нежеланием одеваться осталась. Через неё перескочили к желанию победить через одевание. Точней: осталась нерешённой проблема с целеполаганием. Понятно, что через год соревнований таких одеваться ребёнок научится так быстро, что это перестанет быть проблемой и уйдёт вообще в незаметность. Но ставить цель одеваться ребёнок не учился. Он ставил цель побеждать. Разные совсем цели. Вплоть до учебных задач, ага.
30.09.2004 15:45:58, Мария Д.
Красно Солнышко
Ага. Гладнко было на бумаге. Ну предложи мне альтернативный способ, на каждый день. 30.09.2004 19:10:12, Красно Солнышко
Только разбор того, зачем одеваться :-) 30.09.2004 20:47:16, Мария Д.
Красно Солнышко
Проблема требует решения. Немедленного. Ну, максимум, в течение недели. Нельзя же везде опаздывать... Разборы ничего не дают! 30.09.2004 21:02:52, Красно Солнышко
Вот плохо, что разборы ничего не дают :-)) Значит, не понимает человек. Педагогическая проблема. Может, она не хочет туда идти. Может, одежда не удобная. Может, на сборы нужно в три раза больше времени (у нас так было, как выяснилось, я просто не давала достаточно времени, были трудности). Надо разбираться, через понимание.

Есть разница ещё. Проблема возникла в первый раз. Или она хроническая. Если один раз, вообще, конечно, что попало делаешь, не важно, лишь бы проехать. Особенно если НАДО идти. Я обычно прямо так вот говорю, надо, и всё.
30.09.2004 22:49:43, Мария Д.
ABDDavidoff
Мой такой же:-)
Я его даже спать укладываю -кто быстрее свет выключит.
и какое бы не было расчудесное занятие или увлекательная книга -бежит выключать :-)
30.09.2004 11:53:01, ABDDavidoff
Красно Солнышко
С возрастом работает хуже, надо признать, но все-таки работает.
Хотела бы я услышать, как еще можно так же бесболезненно мотивировать ребенка ложиться вовремя!
30.09.2004 11:59:40, Красно Солнышко
Пожалуйста, несколько наших способов:
- Завтра будет интересное, если не проснёшься рано - не сможем пойти (собственно, мотивация), и потом помощь в засыпании:
- Пойдём я тебе массаж сделаю (почитаю)
- Ванна с солями магнезии и ароматизаторами лавандовыми
- Час спорта, плотная еда, езда в машине

Дочка сама ложится спать или просит ей помочь уснуть.
30.09.2004 15:48:41, Мария Д.
У нас бы не прошла такая мотивация. Ребенок сразу бы пообещал, что проснется рано все равно. И главное - проснулся бы. Но стал бы накапливаться перегруз и нервное напряжение.

30.09.2004 17:26:22, Black
И у нас накапливается. А потом саморегулируется. 30.09.2004 20:47:57, Мария Д.
Красно Солнышко
Именно так и просходит.
Она говорит, что она и так проснется.
И даже кошмар следующего утра, ее не убеждает в том, что лучше все-таки лечь вовремя. Собственно, он и меня не напрягает. Я вечером сижу, если хочется, даже хорошо зная, как тяжело будет утром. Но я все-таки большая девочка, у меня нервная система покрепче.
С ванной еще хуже. Проблемы начинаются на этапе вылезания из этой ванной. С чтением - вообще кошмар. Именно потому она сейчас и не хочет ложиться, что хочет читать.
30.09.2004 19:12:49, Красно Солнышко
Хуже, по тому, что это чистой воды манипуляция,грубая . И старший ребенок это понимает.
Мотивировать спать во время может утреннее состояние для старших детей и режим для младших.
30.09.2004 12:13:25, Караул
Красно Солнышко
До того, что утреннее состояние начнет мотивировать, надо еще дожить! Нас до сих пор не мотивирует! Впрочем, у нас и такая манипуляция не проходит.
Но, не потому ли, что ребенок научился дифференцировать ситуации, в которых им манипулируют.

Кто никогда не манипулирует ребенком (а не только к этому стремится!), пусть первый бросит в меня камень
30.09.2004 12:25:33, Красно Солнышко
Лови :-) Я предпочитаю грубую силу, если хочу заставить. "Делай вот это прямо сейчас, я тебя заставляю".

Манипуляции иногда случайно случаются. Я очень стараюсь разбирать их как можно подробней с ребёнком. Пример разговора:
- Вот разберёшь посуду, и будем печь печенье.
- <возмущённо> Маша! Это как будто награда! Ты что, заставляешь меня разбирать?
- Да, извини. Мне надо было сказать "Я сейчас планировала делать другое. Ты можешь разобрать посуду для печенья, или мы можем сделать его поздней".
30.09.2004 15:51:56, Мария Д.
Красно Солнышко
Ты лукавишь, Маш. И второй пример, это тоже манипулирование. Ну потоньше, согласна. Так и я тоже чем дальше в лес, тем больше извращаюсь :) 30.09.2004 19:14:30, Красно Солнышко
Я пытаюсь сделать так, чтоб ребенок понимал:
1 - что он делает
2 - зачем он делает

Промежуточные шаги, которые НЕ нравятся, делаются ради цели, которая нравится. Но эта цель - именно то, чего ребенок и хотел изначально (печенье). Я стараюсь не привносить в ЦЕЛИ новых, не связанных с ними сущностей. Дочка думала сначала, что печенье - награда за посуду (т.е. нету внутренней связи) и обиделась. Когда я ей обьяснила связь, поняла. Можно назвать это манипуляцией, я не против, это тот вид манипулирования, который встроен в саму работу, как кататься и возить саночки :-)
30.09.2004 20:56:41, Мария Д.
Красно Солнышко
Хорошо. Когда я говорю, допустим, что для того чтобы не получать больше скучных упражнений и перепрыгнуть через класс, можно каждый день прописывать вот эти словарные слова, чтобы запомнить их и правильно писать в диктантах. Но ты можешь этого и не делать! Это подмена целей? 30.09.2004 21:08:20, Красно Солнышко
Совершенно не подмена. Словарные слова - средство для достижения целей. Примеры подмен:
- Словарные слова записывать, чтоб получить мороженое.
- Слова записывать, чтоб записать лучше Васи и Пети (выиграть соревнование слов).

При этом смешно. Если мороженое и так далее сам человек себе устраивает, с осознанием цели, просто как подспорье - это ещё ничего. Но если они становятся самоцелью, затмевают цель, если без них человек вообще бы этим всем не занимался... В общем, довольно тонкие вещи. И как-то у меня невнятно про них выходит.
30.09.2004 22:53:51, Мария Д.
СМ
По-моему, очень внятно. Полностью согласна. 01.10.2004 08:44:42, СМ
ABDDavidoff
:-) Я предпочитаю не манипулировать, а играть. Где все знают правила и каждый может инициировать изменения. 30.09.2004 13:26:54, ABDDavidoff
Красно Солнышко
Да хоть горшком назови :)
Очевидно, что ребенок понимает, что это игра, но охотно в нее включается и делает то, что мы, взрослые, запрограммировали.
30.09.2004 14:02:31, Красно Солнышко
Это смотря какой ребенок. Если моя знает, что в результате она получит то, что не хочет, то все игры будут посланы еще до их начала.
Охотно допускаю, что это я плохой программер, но и другим особо мою девочку запрограммировать не удается. Уговорить, объяснив, да, возможно. :)
30.09.2004 14:36:53, kateD
Некоторые дети не делают вещей, в которых не видят смысла или видят подвох:-) 30.09.2004 14:10:46, Караул
Красно Солнышко
Но, с определенного возраста. 30.09.2004 14:43:18, Красно Солнышко
С двух. Если обучать :-) А до двух и так защита стоит. 30.09.2004 15:52:33, Мария Д.
С какого? :-) 30.09.2004 14:49:00, Караул
Красно Солнышко
Индивидуально. Зависит от того, насколько тонко манипулируют. 30.09.2004 14:56:30, Красно Солнышко
Индивидуально, определенно. звисит от того, когда на это обращать внимания начинают родители:-) 30.09.2004 15:05:20, Караул
Светлана
Мне идея соревновательности глубоко несимпатична. Не случайно психологи, наверное, не советуют родителям сравнивать детей. А тут мы это предлагаем детям. Идея роста относительно "себя прежнего" мне как-то гораздо ближе. Маш, а тебе прямая дорога в школу к Гейдману, вот там все построено на жесткой соревновательности ;-). 30.09.2004 10:34:20, Светлана
Красно Солнышко
А в жизни все не так постороено???
Или ты думаешь, что ребенок всю жизнь будет сидеть в школьном "манеже"?
30.09.2004 10:52:02, Красно Солнышко
Не так в жизни всё построено. Точней: можно свою жизнь строить сотруднически. 30.09.2004 15:53:13, Мария Д.
пчела Майя
Это если ничего не нужно, потому что уже все есть. 30.09.2004 21:44:15, пчела Майя
А вожделенное все можно получить, только отобрав у другого, а не создав самостоятельно или вместе с другим? ;) 01.10.2004 07:48:22, Базар-Вокзал
пчела Майя
Например, собеседование на работу. Место одно, а кандидатов десять. А еще раньше - поступление в ВУЗ. Или не в ВУЗ, сейчас и школы с конкурсом сплошь и рядом. Получается, да. Отобрав у другого. Вот мой ребенок как раз не приспособлен для этого дела - конкурентоспособность нулевая. Ну и ничего хорошего из этого не выходит, и не выйдет. 01.10.2004 10:33:02, пчела Майя
А как вообще выглядит это собеседование? Кто первый задачку решит из толпы кандидатов? Или все же имеет место быть демонстрация личных достоинств? Я представления об этом не имею, в наших палестинах конкурсно-собеседовательные методы трудоустройства совершенно не распространены. :)

И обратите внимание на долю состязательности в жизни: полчаса (пять раз по полчаса) собеседования - и годы сотрудничества.
01.10.2004 14:48:53, Базар-Вокзал
пчела Майя
Собеседование на работу, насколько я понимаю, каждый проходит отдельно. Однако кому-то потом позвонят и скажут, что берут, а кому-то - нет. Оно может быть куда дольше, чем полчаса, и многое определяет для дальнейшей жизни. Умение проходить по конкурсу ничуть не вредит сотрудничеству, да и с чего бы. 01.10.2004 16:35:44, пчела Майя
Да я вообще не вижу в ситуациях поступления соревновательности. Вот перед начальством выслужиться или вывернуться в ситуации "Берем на испытательный срок двоих, тот, кто лучше себя покажет, останется на постоянку" - да, тут соревновательные навыки пригодятся. Но здесь чаще побеждают Том Сойеровскими методами - первым приходит бегун, нассавший противнику в кроссовки перед забегом. 02.10.2004 12:09:18, Базар-Вокзал
пчела Майя
А как можно не видеть соревновательности, если чисто арифметически: место одно, а людей много? 02.10.2004 14:59:44, пчела Майя
Можно смотреть на это с позиции уровня. Достигнешь уровня Х, и тебя возьмут. 02.10.2004 20:22:41, Мария Д.
пчела Майя
Но реально если достигнешь уровня Х, но кто-то другой - более высокого уровня У, то возьмут его. 02.10.2004 22:06:20, пчела Майя
Красно Солнышко
Вот именно.
Надо еще определить этот необходимый уровень X! А откуда он возьмется, если мы никого вокруг не видим и поглощены только собой? Надо, например, перераспределить ресурсы правильно, с учетом этой информацие: по-русскому уже достаточно, а математики пока не хватает. Много чего надо.
03.10.2004 09:10:31, Красно Солнышко
Красно Солнышко
И с примерами согласна. Только это еще раньше начинается, при поступлении в первый класс, при отборе детей в основной состав на танцах. Уйти от этого полностью все равно невозможно. Проще научить ребенка чувстсвовать себя комфортно и в таких ситуациях. Понимать, что происходит. Много таких ситуаций, откомментированных родителями грамотно - это один из способов. 01.10.2004 12:32:03, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Согласна. Точно подмечено. 30.09.2004 21:55:15, Красно Солнышко
Не так.
Мне, например, глубоко безразлично, что Маша/Оля/Коля что-то делают лучше меня. Но меня очень радует, когда я сегодня могу следать лучше/знаю бюльше, чем вчера.
И не чувствую необходимости с кем-то соревноваться.
30.09.2004 11:32:22, kateD
пчела Майя
Вам оно может быть и все равно, но в жизни так в том аспекте, что кто более способный или удачливый - тот больше и получает. Или в крайнем случае кто больше поработал. А в школе, как и в жизни, это тоже бывает все равно. Вот моему сыну, например, абсолютно безразлично. 30.09.2004 11:36:14, пчела Майя
Так в жизни и никто не озаботится созданием подходящей для роста среды. Можно попасть в окружение недостижимое и убиваться в бессмысленных попытках догнать и перегнать. Можно попать в колонию одноклеточных и спать всю жизнь мертвым сном, зная, что ни шага вперед не надо делать, чтобы быть впереди остальных. Можно попасть в ситуацию волейбольной команды, где команда - единый организм с общей ответственностью, и тягание одеяла на себя, мягко говоря, не приветствуется. Жизнь - она штука многогранная, и свести все в ней к состязательности ну никак не удастся. :) 30.09.2004 12:43:25, Базар-Вокзал
пчела Майя
А все и не надо сводить к состязательности. Однако совсем без состязательности тоже не получается. 30.09.2004 12:51:45, пчела Майя
Это не я свожу. :) Это Маша предлагает "поработать" над детьми, "объяснить" правила этих крысиных бегов и сделать как можно больше учебных ситуаций состязательными. :) 30.09.2004 14:43:08, Базар-Вокзал
Красно Солнышко
Ну вот только не надо утрировать!
Я не вижу смысла полностью исключать эти ситуации.
30.09.2004 15:11:41, Красно Солнышко
:) Маш, тут все ходы записаны. Вы предлагаете подгонять детей ("с этими детьми надо работать") под кажущийся вам удобным метод обучения, сам по себе очень даже небесспорный.

"Я все-таки совершенно не понимаю, почему если есть дети, которых соревновательность напрягает, то не с этими детьми надо работать, а от самой практики такой вообще отказываться?"
"А поработать над этим? А объяснить?"
01.10.2004 07:45:32, Базар-Вокзал
Красно Солнышко
Читай внимательнее. Я рассшифровываю, что значит "поработать" 01.10.2004 09:23:31, Красно Солнышко
Где? 01.10.2004 14:50:40, Базар-Вокзал
Красно Солнышко
Ну вот, например: 01.10.2004 23:24:16, Красно Солнышко
Угу, и все по ссылке - о том, что надо уходить от соревновательности. :)

Избегать расстройств следует при любой неудаче, это более общий навык, чем утешаться при проигрыше. И вырабатывается он с легкостию на стиуациях "не получается".
02.10.2004 11:57:29, Базар-Вокзал
Красно Солнышко
Возможно, мы просто разные вещи понимаем под одним и тем же.
Но если нет соревновательности, то нет и повода об этом говорить. Это для вас все одно, а для ребенка определенного возраста даже "Белоснежка и семь гномов" и "Царевна и семь богатырей" - разные сказки.
03.10.2004 09:12:16, Красно Солнышко
Красно Солнышко
А. Я трактую состязательность иначе. Как различные способы действий в рамках ситуации с состязательностью.
Это можно принять, это можно игнорировать, это нужно вовремя заметить, если появилось и так далее. Набор опыта таких различных ситуаций.
30.09.2004 12:48:38, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Ну да. А еще и неплохо бы вовремя подметить, где ты конкурируешь в силу обстоятельств, и своевременно решить эти проблемы:
1) Чтобы не возникло некорректной конкуренции (не подсидели, например)
2) Чтобы самому на месте не засиживаться.
30.09.2004 12:02:26, Красно Солнышко
Способный, удачливый и больше поработавший это совсем не означает, что стремящийся с кем-то все время соревноваться.
И потом более взросный ребенок уже в состоянии как-то нормировать свои устремеления к соревнованиям. Ну неразумно соверноваться в беге с человеком, который занимается спортом, если после твоего рекордного забега от подъезда до автобусной основки сердце выпригивает из ушей., и совсем не обидно от этого, особенно если в противовес умеешь быстрее всех задачки решать.
Но маленьким то это тяжеловато понять. Как следствие - неделание делать то, что не получается, зависть к другим, излешнее нервное напряжение. Вот оно надо младшим школьникам ТАК готовиться к жизни?
30.09.2004 11:52:11, kateD
Красно Солнышко
А откуда ребенок получит такой опыт?
Что безумно соревноваться с профессиональным бегуном?
Если он никогда не соревновался?

Имхо, соревновательность в том числе, как рабочий навык. Где она возникает, как тебя могут пытаться взять "на слабо", где надо уходить от соревнований вообще, не заводиться, как избегать негатива при проигрыше.
Почему, как правило, возникают проблемы у ребенка? Потому что поражение восприниматся болезненно. Не как повод остановиться подумать и решить: ты вообще не соревнуешься и вовремя выходишь из этой игры, ты работаешь больше, чтобы выиграть, но готов и к поражениям на промежуточных стадиях, ты удовлетворяешься тем результатом, который имеешь, потому что у тебя другие приоритеты и ЭТО НОРМАЛЬНО.
30.09.2004 12:06:14, Красно Солнышко
Если ребёнок мало соревнуется, он и с бегуном в том числе соревноваться не станет :-)) 30.09.2004 15:54:40, Мария Д.
<А откуда ребенок получит такой опыт?
Что безумно соревноваться с профессиональным бегуном?
Если он никогда не соревновался?>
ИМХО, оттуда, что сначала он побегал просто так, не ради выигрыша. И никто ему не сказал "а, ты самый последний", мы тебе звездочку не дадим.
Я не против соревновательности вообще, я не хочу ее видеть в первом классе, когда ребенок еще только учится быть школьником, и не представляет своих возможностей. И мне не совершенно не нравится в качестве мотивации к обучению стремление всех победить. Тогда получается, что если победить не можешь, то и учиться не надо.
30.09.2004 12:33:18, kateD
пчела Майя
А это не стремление всех победить. Еще бывает стремление сделать не хуже других. А если других нет - как узнать, хуже или не хуже? 30.09.2004 12:53:21, пчела Майя
А какая разница хуже или лучше? Главное - сделать. А хуже или лучше это потом.
30.09.2004 13:46:16, kateD
Красно Солнышко
Т.е. как это - какая разница хуже или лучше.
Во взрослой жизни это ОГО как какая разница именно в том, хуже или лучше. Вы куда помидоры пойдете покупать? Где их свежими, быстро доставили, аккуратно упаковали, при минимуме издержек и цена соответствующая, или где просто есть помидоры, в три раза дороже, сомнительной свежести?
30.09.2004 14:04:35, Красно Солнышко
Хуже или лучше помидоры относительно помидоров вообще - это одно. А вот купить помидоры хуже или лучше относительно тех, какие купила соседка... ;) 30.09.2004 14:38:59, kateD
Красно Солнышко
Ну так надо научиться соревноваться правильно! В разумных пределах. Если достигнут достаточный результат, все, хватит, остановились. Соревнование с другими лишь способ "себя показать, на других посмотреть" и сделать правильные выводы: можешь-не можешь, нужно-не нужно. 30.09.2004 14:46:07, Красно Солнышко
пчела Майя
А оно и бывает потом. Написал контрольную, а потом можно узнать, как остальные написали. Мой никогда не знает этого, между прочим. Так что кто не хочет соревноваться - тот не соревнуется. 30.09.2004 14:03:39, пчела Майя
Красно Солнышко
И, кстати, если все плохо написали, ну больше вероятности, что не в тебе проблема, а если все хорошо, ты один плохо, можно и немножко заняться самокопанием. Т.е. статистически, это хорошо работает на формирование здоровой рефлексии. 30.09.2004 14:47:43, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Почему это?
Ксюша учится на курсах, там вот такая игра. Она занимательна.
Она учится сама.
Она учится с репетитором.
Она учится со мной.

В трех последних случаях, никаких дополнительных бонусов!
30.09.2004 12:50:19, Красно Солнышко
Терпеть не могу подобную соревновательность ((
Моя мартышка, например, по грамотности обскачет любого в классе, т.е. теоретически она способна собрать наклейки вообще все по русскому языку. Какая-нибудь Маша Пупкина будет неделю пыхтеть и запомнит, как пишется "корова". И что? Маша должна комплексовать? Да она столько РАБОТАЛА, что моей и не снилось! Она бОльшей награды достойна, а получает наклейку кто-то другой, кто палец о палец не ударил, просто вот так повезло ему!
30.09.2004 10:23:11, Sofia
Красно Солнышко
Ну так это только вопрос критериев оценки! :) Кто сказал, что сравнивать надо только по абсолютным показателям???

Моя, например, вчера возмущалась, что она не получила наклейку, потому что работали командами: мальчики против девочек. Она ни разу не ошиблась, а девчонки ошиблись и они проиграли. Ну и что? Хороший опыт. В команде ребенку тоже придется работать. И проигрывать в команде, не по своей вине (вроде как), тоже.
30.09.2004 10:56:13, Красно Солнышко
СМ
Мне не очень нравится соревновательность между учениками по 2 причинам:

-то, что описала Мария Д (классика Том Сойер с "выкупленной" Библией) и
-вероятность превращения учебной группы (класса) в "террариум единомышленников". Далеко не каждому взрослому дано радоваться за соперника, выигравшего у него, а детям, ИМХО, еще сложнее.

Более-менее считаю приемлимым варинт элементов соревнований не в абсолютных, а в относительных величинах, как, например, предлагал Б.Никитин оценивать спортивные достижения, что-то в таком духе, а еще лучше - сравнивать "приросты" каждого ребенка. Т.е. результат на выходе минус то, что было. Кто круче в этом направлении? И не постоянное такое давление, а как-то изредка, не знаю пока, как грамотнее определить такие моменты, может, в период каких-то особенных трудных тем или этапов?
30.09.2004 09:10:27, СМ
Красно Солнышко
Том Сойера как раз недавно читала, вслед за Ксюхой.
И в этом месте подумала: Надо же, какие тупые учителя! У них что, настолько плохо с памятью, что они не помнят, кто из учеников у них реально учил Библию?

Конечно, такая работа требует особой внимательности от педагога! Конечно, она абсолютно не защищена от дурака. Но это работает! Если правильно организовано.
30.09.2004 09:22:08, Красно Солнышко
По разному у всех. Я люблю выигрывать, но если проигрываю, то меня это не беспокоит.
А дочка моя терпеть не может игр и других занятий, когда она не выигрывает. А когда она что-то "трепеть не может", она это игнорирует. Представив себе гонку за выигрышем в процессе получения знаний, я понимаю, что моя сразу отметет это занятие. Ей больше нравится именно заниматься, когда никто не гонит на результат. (И результат получается)
Может, и правда есть смысл делить детей на тех, кто любит соревноваться и кто нет. Только как их поделить?
А подарки дарят не за что-то, а просто так, чтобы приятно было одариваемому...
29.09.2004 21:19:58, kateD
За соревновательностью дети имеют тенденцию забывать от содержимом занятий, о самой ЦЕЛИ, зачем это всё. И именно те, кто любят соревнования, эти тенденции в бОльшей степени и имеют. Так что, парадоксально, именно для таких детей в соревновании есть повышенная опасность :-) То есть опасность НЕ в самом соревновании (Да это радость жизни просто! Я очень люблю соревноваться!), а в смене целей с учебных на внешние, другие. 29.09.2004 16:28:52, Мария Д.
Мартисия
имхо Маша(солнышко) попыталась как раз золотую середину найти, оптимальную для ребенка, а ты в другую сторону перегибаешь )
а родители на что? чтоб на путь истинный наставить
у тебя же по-моему и был хороший пример с центом, что есть символ, что есть цель, перефразируя тот пример, победа - это символ (как и оценка) достяжений, цель - сами достяжения
29.09.2004 16:36:00, Мартисия
Да, ты права, именно баланс важен. На мой вкус, соревновательность должна оставаться на периферии и никогда не становиться главным мотиватором учения. Красно Солнышко несколько раз писала о ситуации, когда дети НЕ занимались бы вообще этим делом без элемента соревновательности. Вот этот момент я и адресовала. 29.09.2004 18:04:32, Мария Д.
Красно Солнышко
Погоди. Наша задача - заинтересовать. Пусть мы зацепили за счет соревновательности. Сама деятельность то никуда не девается! Без нее предмет для соревнований просто исчезает!

Кстати, а какой был бы интерес играть в шахматы, если бы не было партнера, не было партии, в которой выигрываешь или проигрываешь?
Ну, есть, конечно, люди, которые решают этюды. Но, уверяю тебя, абсолютное большинство предпочтут этюду партию! Причем, чем сильнее соперник, тем интереснее. Я, например, почти не играю, потому что играть не с кем. С мужем, с Ксюшей - скучно. С машиной - нет того азарта. Но это не значит, что я не люблю шахматы!
29.09.2004 18:48:56, Красно Солнышко
Ольга Оводова
Я, когда только начала заниматься с детьми, давала им фигурки за решенные задачи. Началась такая гонка, что я от этой идеи быстро отказалась. Им интересно и без видимых поощрений.
Играют в значительной степени ради процесса, не только выигрыша.
29.09.2004 20:23:56, Ольга Оводова
Красно Солнышко
Так в шахматах этого не надо. Там и так есть элементы азарта. 29.09.2004 21:29:53, Красно Солнышко
Ольга Оводова
В решении задач? Ровнехонько столько же, сколько в математике. 30.09.2004 08:55:01, Ольга Оводова
Красно Солнышко
Тогда да, пожалуй. Но можно мотивировать той же игрой. Первые двое решивших идут играют, остальные ищут решение. 30.09.2004 09:03:55, Красно Солнышко
Ольга Оводова
И это не требуется. Есть удовольствие от процесса решения, и больше ничего не нужно. М.б. играет роль ощущение себя умнее, чем некие абстрактные черные. Не умнее Пети, а умнее воображаемого противника в этой задаче. 01.10.2004 11:04:41, Ольга Оводова
Прочитала, вздрогнула :-) Политкорректность. Потом вспомнила, что про шахматы :-))

Если по теме - "соревноваться" можно с какими-то УРОВНЯМИ в этой области. Например, есть уровень математики мех-мата. Ты его тянешь или не тянешь. И можешь соревноваться с собою вчерашним, совершенствовать себя, дотягивая до этого уровня.

Сейчас это очень удобно воплощаемо в компьютерных программах. Те же шахматы - учимся играть, пока не начинаем стабильно выигрывать у компьютера на уровне "новичок". Без сравнения себя лично с Васями и Дашами. То есть мерять свой уровень какими-то более "общечеловеческими" мерками :-)
01.10.2004 17:26:50, Мария Д.
Этот подход де-мотивирует задачи. Любая связка "А - дело, Б- награда" мотивирует Б и демотивирует А. 30.09.2004 16:03:38, Мария Д.
Наша задача - заинтересовать СОДЕРЖИМЫМ. "Зацепить за счёт соревновательности" можно один раз, пожалуй, чтоб ребёнок некоторое содержимое согласился попробовать. Если второй раз - очень большое подозрение, что интересует не содержимое, а соревновательность :-)

Ещё раз. Моей целью является не только и не столько "ребёнок занимается деятельностью на тему Х". Моя педагогическая цель - "ребёнок активно интересуется содержанием Х, планирует делать Х, хочет развивать свои знания по поводу Х". То есть фокус на ТЕМЕ, на содержимом. Мотивационный фокус в том числе.
29.09.2004 19:43:01, Мария Д.
Красно Солнышко
Ты идеализируешь. Это идеально, но далеко не всегда возможно. 29.09.2004 21:30:17, Красно Солнышко
Есть десятки разных методов мотивации. Сотни. Что невозможно? Это даже не сложно, не то что не невозможно :-)) Есть гораздо более сложные педагогические задачи, например, толково вести большую разноуровневую группу :-) 30.09.2004 02:30:49, Мария Д.
Красно Солнышко
Абстрактно, да. Но когда тебе нужно в конктретный момент ввести конкретное знание, то ничего иногда не получается.

Только не надо мне говорить, что если не найдено, зачем ребенку это нужно, то это вообще не нужно. Это не всегда так :)
30.09.2004 08:28:42, Красно Солнышко
Совершенно верно. Иногда в конкретный момент конкретные задания не получается вводить. И на это, как правило, есть конкретные причины. Момент неудачен. Задание не подходит ученику. Форма задания не подходит. И так далее и тому подобное. То есть надо сделать шаг назад, окинуть взглядом бОльшую картину, и изменить её так, чтоб гармония восстановилась. Если пилить "через немогу" на внешних механизмах, вот эти вот особенности можно и пропустить. Что сделает учение неэффективным на каком-то из следующих этапов.

Простой пример: таблица умножения. Можно пряниками и кнутами заставить ребёнка её вызубрить. А потом он доедет до алгебры, как тут недавно в примере было, и - опаньки! Умножательное мышление на место не встало.

Соревновательность и другие внешние мотиваторы "всю дорогу" сильно смазывают возможность такой диагностики. У нас нет возможности различать ситуации, когда ребёнку хорошо идёт дело, и когда оно идёт туго. На внутренней мотивации это сразу видно.

То есть для меня соревнование имеет две роли. Вводная - чтоб ребёнок что-то попробовал, начал делать (т.к. некоторые туго начинают новое). И потом, когда ребёнок уже абсолютно уверен, что хочет что-то делать, но не хватает техники, отрабатывать технику иногда можно на соревновательных упражнениях. Сегодня десять раз отжался, завтра одиннадцать. И тут надо быть осторожными и смотреть, чтоб не пропустить дырок в понимании - они иногда маскируются под недостаток техники :-)
30.09.2004 16:02:47, Мария Д.
Мартисия
подписываюсь под каждым словом 29.09.2004 16:07:38, Мартисия


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!