Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Еще вопрос (про письмо)
Сын пишет, как "курица лапой". Мне кажется, что рано паниковать, проучился всего месяц. Бабушка (моя мама), наоборот, в панике, заставляет его писАть дома, после продленки, доходит чуть ли не до слез, к уроку письма уже стойкое отвращение. Подскажите, кто сталкивался с такой проблемой? Может, действительно, бабушка права - чем больше писАть, тем лучше?
30.09.2003 09:43:24, кот Мурр
31 комментарий
Я думаю, не стоит формировать у ребенку стойкого отвращения к письму. Как было у нас (учительтзадавал непомерно много по прописям, в результате - лечше не стало, зато ребенок ненавидит письмо). Пусть все идет своим чередом. Процесс автоматизации письма в первом классе далеко не заканчивается, его еще просто нет у ребенка-первоклассника. Поэтому ему надо задуматься, какую букву писать следующую, как она буджет выглядеть, в какую сторону вертеть руку, в какую сторону крючки и т.п. А для этого нужна напряженная работа мысли. Вот почему письмо у малышей сразу не будет красивым. Всему свое время. У моего мальчика во втором классе ужасное письмо, но постепенно становится все лучше и лучше (хотя до идеала пока как до неба).
01.10.2003 20:40:05, Наташа и Игорек
Уважаемые дамы!
Я еще раз хочу поблагодарить всех вас за советы и отклики!
Будем работать и не будем паниковать!)))))) 01.10.2003 09:38:57, кот Мурр
Я еще раз хочу поблагодарить всех вас за советы и отклики!
Будем работать и не будем паниковать!)))))) 01.10.2003 09:38:57, кот Мурр
>>чем больше писАть, тем лучше?>>
Это распространенное заблуждение взрослых: плохо пишешь – надо больше писАть, плохо читаешь – больше читать. :(
Физиологи и педагоги в формировании навыка письма выделяют три этапа: 1) аналитический, когда ребенку необходимо понять, что и как нужно делать. Но не всегда взрослые объясняют это внятно, т.е. ребенок не до конца осознает смысл и порядок своих действий;
2) синтетический, когда отдельные элементы соединяются в целое действие, но при этом каждый из множества элементов он должен держать под контролем, т.е. действовать, как и на первом этапе, ОСОЗНАННО, а не механически;
3) этап автоматизации, когда такой тотальный контроль уступает место механическому навыку.
Мы с вами давно уже не задумываемся, откуда начинать писать каждую букву, куда вести, где закончить. Но ведь это не сразу получилось. Как с завязыванием шнурков: ну что такого? раз – и завязал. А вы проанализируйте, сколько действий нужно совершить последовательно.:) С письмом та же картина.
Так вот, тренировка в письме, в чтении может дать эффект только на этапе автоматизации навыка. На первых двух этапах она не только бесполезна, но и вредна. А тот, кто попытается "перепрыгнуть" через этапы, успеха такой своей "помощи" не увидит, это точно.
На прошлой неделе в рамках Соловейчиковских чтений была встреча с известным физиологом и психологом Марьяной Безруких. Если интересно, могу отдельно кратко изложить основные тезисы ее выступления.
Затрагивались там и вопросы почерка. Если очень кратко, основная мысль такая: не надо от первоклассника требовать невозможного, требовать от него идеального выполнения письменных работ. Вот слова Марьяны Михайловны: "Поразительно: ребенок начинает ходить в год, начинает писАть в 6-7 лет, но и ходьба, и письмо как произвольное движение окончательно формируются только к 10-12 годам".
Если учесть, что ребенок учится только месяц, то об автоматизации речь ведь не идет. Пока ребенок не понял и до конца не осознал ЧТО делать и КАК делать, форсирование и тренировка будут всячески тормозить формирование навыка. Правильно, не надо паниковать, надо просто сместить акценты своей помощи, разобраться что состовляет для него основную проблему.
И набраться терпения.:) 01.10.2003 09:25:02, Надежда Григорьевна
Это распространенное заблуждение взрослых: плохо пишешь – надо больше писАть, плохо читаешь – больше читать. :(
Физиологи и педагоги в формировании навыка письма выделяют три этапа: 1) аналитический, когда ребенку необходимо понять, что и как нужно делать. Но не всегда взрослые объясняют это внятно, т.е. ребенок не до конца осознает смысл и порядок своих действий;
2) синтетический, когда отдельные элементы соединяются в целое действие, но при этом каждый из множества элементов он должен держать под контролем, т.е. действовать, как и на первом этапе, ОСОЗНАННО, а не механически;
3) этап автоматизации, когда такой тотальный контроль уступает место механическому навыку.
Мы с вами давно уже не задумываемся, откуда начинать писать каждую букву, куда вести, где закончить. Но ведь это не сразу получилось. Как с завязыванием шнурков: ну что такого? раз – и завязал. А вы проанализируйте, сколько действий нужно совершить последовательно.:) С письмом та же картина.
Так вот, тренировка в письме, в чтении может дать эффект только на этапе автоматизации навыка. На первых двух этапах она не только бесполезна, но и вредна. А тот, кто попытается "перепрыгнуть" через этапы, успеха такой своей "помощи" не увидит, это точно.
На прошлой неделе в рамках Соловейчиковских чтений была встреча с известным физиологом и психологом Марьяной Безруких. Если интересно, могу отдельно кратко изложить основные тезисы ее выступления.
Затрагивались там и вопросы почерка. Если очень кратко, основная мысль такая: не надо от первоклассника требовать невозможного, требовать от него идеального выполнения письменных работ. Вот слова Марьяны Михайловны: "Поразительно: ребенок начинает ходить в год, начинает писАть в 6-7 лет, но и ходьба, и письмо как произвольное движение окончательно формируются только к 10-12 годам".
Если учесть, что ребенок учится только месяц, то об автоматизации речь ведь не идет. Пока ребенок не понял и до конца не осознал ЧТО делать и КАК делать, форсирование и тренировка будут всячески тормозить формирование навыка. Правильно, не надо паниковать, надо просто сместить акценты своей помощи, разобраться что состовляет для него основную проблему.
И набраться терпения.:) 01.10.2003 09:25:02, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна, давно хотела у Вас спросить по поводу письма:
1) В чем разница между началом обучения письму в 6 лет и в 7?
2) Надо ли на первом этапе школьного обучения использовать "дошкольные" прописи? С цветочками, зайчиками, белочками, многочисленными штриховками? Это нужно только ради увеличения интереса? По логике, с точки зрения аналитического этапа написания именно букв "...когда ребенку необходимо понять, что и как нужно делать" они должны быть абсолютно бесполезны? А с точки зрения постановки руки: расскраски, рисование - это все в огромном количестве уже и так присутствовало лет этак с 3! Ну и сколько же можно и, главное, нужно, чтобы не передозировать нагрузку?
01.10.2003 11:36:08, Красно Солнышко
1) В чем разница между началом обучения письму в 6 лет и в 7?
2) Надо ли на первом этапе школьного обучения использовать "дошкольные" прописи? С цветочками, зайчиками, белочками, многочисленными штриховками? Это нужно только ради увеличения интереса? По логике, с точки зрения аналитического этапа написания именно букв "...когда ребенку необходимо понять, что и как нужно делать" они должны быть абсолютно бесполезны? А с точки зрения постановки руки: расскраски, рисование - это все в огромном количестве уже и так присутствовало лет этак с 3! Ну и сколько же можно и, главное, нужно, чтобы не передозировать нагрузку?
01.10.2003 11:36:08, Красно Солнышко
Красно Солнышко
1) И у шестилетних, и у семилетних слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. Кроме этого, у детей еще низка выносливость к статическим нагрузкам, а ведь это одно из обязательных условий письма. Понятно, что для шестилеток, если рассматривать не только чисто техническую сторону, но и включить аналитическую составляющую, письмо представляет бОльшую трудность, чем для детей более старшего возраста. Бывают, конечно, и исключения.
2) Если, говоря о дошкольных прописях, мы имеем в виду, что в них нет написания конкретных букв, то и такие прописи тоже призваны решить важные задачи. Для 5-6-летнего ребенка трудно одновременно анализировать расположение букв или их элементов на строке и писАть их. Дошкольные прописи помогают разделить разные участки работы. Впрочем, сейчас дошкольных прописей очень много, но не все удачные.
Вот есть прописи разлинованные, как школьная тетрадка – в широкую и узкую строчку. Таких строк 3-4, внизу крупный рисунок (темы самые разные), а на строчках различные элементы, которые можно отыскать на большом рисунке (опять же развитие внимания).
И на примере одной такой страницы можно решать разные задачи.
Нужно правильно положить тетрадь - важно чтобы навык этот закрепился. Главным в задании будет не сам рисунок, а ориентация на пространстве строк. Это очень существенная подготовка к письму. Далее выясняем, что есть узкая (рабочая) строка, есть широкая (нерабочая), у самой строки есть пол и потолок. Необходимо проговорить и взрослому, и ребенку где что из рисунков располагается и обвести (или дописАть) карандашом, затем ручкой. Далее раскрасить рисунок. Чтобы максимально использовать всё, что возможно, я еще прошу детей придумать название к картинке и написать. Это может быть одно слово, словосочетание, предложение.
Так что и от дошкольных прописей может быть немалая польза.:)
>>Ну и сколько же можно и, главное, нужно, чтобы не передозировать нагрузку?>>
По ощущениям. Смотрим на ребёнка. Это ведь очень индивидуально и зависит от многих факторов. Прелагаю придерживаться тезиса "лучше меньше, да лучше".:) Как правило, после 3-5 минут такой сосредоточенной работы, рука у дошкольников устает, внимание притупляется, необходим перерыв. 09.10.2003 09:16:49, Надежда Григорьевна
1) И у шестилетних, и у семилетних слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. Кроме этого, у детей еще низка выносливость к статическим нагрузкам, а ведь это одно из обязательных условий письма. Понятно, что для шестилеток, если рассматривать не только чисто техническую сторону, но и включить аналитическую составляющую, письмо представляет бОльшую трудность, чем для детей более старшего возраста. Бывают, конечно, и исключения.
2) Если, говоря о дошкольных прописях, мы имеем в виду, что в них нет написания конкретных букв, то и такие прописи тоже призваны решить важные задачи. Для 5-6-летнего ребенка трудно одновременно анализировать расположение букв или их элементов на строке и писАть их. Дошкольные прописи помогают разделить разные участки работы. Впрочем, сейчас дошкольных прописей очень много, но не все удачные.
Вот есть прописи разлинованные, как школьная тетрадка – в широкую и узкую строчку. Таких строк 3-4, внизу крупный рисунок (темы самые разные), а на строчках различные элементы, которые можно отыскать на большом рисунке (опять же развитие внимания).
И на примере одной такой страницы можно решать разные задачи.
Нужно правильно положить тетрадь - важно чтобы навык этот закрепился. Главным в задании будет не сам рисунок, а ориентация на пространстве строк. Это очень существенная подготовка к письму. Далее выясняем, что есть узкая (рабочая) строка, есть широкая (нерабочая), у самой строки есть пол и потолок. Необходимо проговорить и взрослому, и ребенку где что из рисунков располагается и обвести (или дописАть) карандашом, затем ручкой. Далее раскрасить рисунок. Чтобы максимально использовать всё, что возможно, я еще прошу детей придумать название к картинке и написать. Это может быть одно слово, словосочетание, предложение.
Так что и от дошкольных прописей может быть немалая польза.:)
>>Ну и сколько же можно и, главное, нужно, чтобы не передозировать нагрузку?>>
По ощущениям. Смотрим на ребёнка. Это ведь очень индивидуально и зависит от многих факторов. Прелагаю придерживаться тезиса "лучше меньше, да лучше".:) Как правило, после 3-5 минут такой сосредоточенной работы, рука у дошкольников устает, внимание притупляется, необходим перерыв. 09.10.2003 09:16:49, Надежда Григорьевна
нагрузки при письме не статистические, а статические (неподвижность) :)
Хотя у моего ребенка получаются динамические - пишет сидя на вращающемся стуле и вращает попой, мышцы спины тренирует :) Качество письма при этом не ухудшается, проверяла на другом стуле 09.10.2003 11:01:12, НадяН.
Хотя у моего ребенка получаются динамические - пишет сидя на вращающемся стуле и вращает попой, мышцы спины тренирует :) Качество письма при этом не ухудшается, проверяла на другом стуле 09.10.2003 11:01:12, НадяН.
Надежда Григорьевна, а если к третьему классу почерк не устанавливается? У меня впечатление, что у Ильи только хуже становится, видимо потому, что теперь быстро писать нужно, и если в тетрадях по русскому он еще старается, то в остальных тихий ужас, что твориться, а хуже всего в дневнике, так как туда нужно быстро записать.
01.10.2003 10:48:42, Лена К.
Лена, окончательно почерк устанавливается в 10-12, но это средние нормы, возможны колебания как в ту, так и в другую сторону. Этап автоматизации и становление почерка затягивается по самым разным причинам: недостаточная сформированность зрительно-мотороной координации, общей моторики, трудности концентрации внимания. У многих детей почерк совсем ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Например, детям, у которых есть проблемы с грамотностью, категорически не рекомендуется искусственно форсировать скорость письма.
09.10.2003 09:19:05, Надежда Григорьевна
Вы там тоже были?:)) Я только собралась писать то же самое! Со слов Безруких:)
01.10.2003 09:34:35, Фунтик
Можно попридумывать всякие ИНТЕРЕСНЫЕ штуки с письмом. Например, чернильница, красивое перо (с пером настоящим, например), классическая музыка, книжка "взрослая" по каллиграфии. Или современные прикольные шрифты, и свои изобретать. А заниматься можно с утра, или по выходным, чтоб не усталым.
01.10.2003 01:01:25, Мария Д.
О! Как радостно снова увидеть тебя здесь!
OFF: Уже дошли до тебя диски? 01.10.2003 13:03:04, Красно Солнышко
OFF: Уже дошли до тебя диски? 01.10.2003 13:03:04, Красно Солнышко
Ya pisala zhutko koryavo v nachale pervogo klassa, a uzhe k kontcu goda byl chut' li ne luchshii pocherk v klasse. Perepisyvat' i pisat' bol'she chem zadano menya nikogda ne zastavlyali.
30.09.2003 22:16:35, irina.
мы тоже пишем, как курица лапой, даже еще хуже, на мой взгляд... Но я сразу же предупредила учительницу, что у дочки проблемы с моторикой (последствия родовой травмы). И выше головы мы не прыгнем при всем своем желании. Учительница прониклась и особо дочку за палочки-крючочки не шпыняет. А я тоже не заморачиваюсь: сама уже писать разучилась окончательно и бесповоротно, только свой "крестик" могу под распечатанным документом поставить:)
30.09.2003 22:08:43, Девочка, живущая в сети
Нам с первого класса сразу сказали, что в дальнейшем за 2 каллиграфические ошибки снижается оценка на 1 балл. Сразу оговорю, что это требование не самого учителя, а письменная директива "сверху". Результатами я довольна, он - второклассник и почерк видимо будет очень неплохой, хотя сын сам по себе непоседливый:)
30.09.2003 14:26:33, Астрель
А смысл-то какой (болше писать)? Развить полное отвращение к школе?
ИМХО, каллиграфия как искусство давно отошла в прошлое. Красивый разборчивый почерк - адресату на радость - тоже навык не самый востребованный, при нынешней-то компьютеризациии... Так зачем мучить ребенка тем, что ему никогда не понадобится в жизни? Просто "для порядка"? По-моему, это как-то недобро даже получается... так бабушке и скжаите! 30.09.2003 13:04:42, O'Merry
ИМХО, каллиграфия как искусство давно отошла в прошлое. Красивый разборчивый почерк - адресату на радость - тоже навык не самый востребованный, при нынешней-то компьютеризациии... Так зачем мучить ребенка тем, что ему никогда не понадобится в жизни? Просто "для порядка"? По-моему, это как-то недобро даже получается... так бабушке и скжаите! 30.09.2003 13:04:42, O'Merry
Мне кажется, Вы не совсем правы, насчет того, что понадобится, а что не понадобится в жизни. Куча школьных знаний нам "не надобится", но, тем не менее, приобретали))). Во-вторых, за плохое письмо упрекает учитель! бабушка просто по-своему пытается исправить положение (м.б. не совсем правильно). Я же пытаюсь найти некую "золотую середину", т.е. какими-либо забавными упражнениями, например, чуть-чуть подправить почерк, не прививая, конечно, отвращения к процессу и урокам письма.
А с учителем спорить...ох...ногами запинают))) 30.09.2003 13:50:46, кот Мурр
А с учителем спорить...ох...ногами запинают))) 30.09.2003 13:50:46, кот Мурр
"упрекает учитель" - в смысле, настаивает на доп. занятиях, специально вызывает вас в школу для беседы ? или прост сетует? не поверю, что у всех деток прямо-таки идеальный почерк... и что, всех, у кого буквы не очень похожи на те, что напечатаны в прописях, упрекают ?
30.09.2003 16:49:35, маро
Писать до слез - вредно однозначно.
Для улучшения почерка надо, что бы ребенок умел ориентироваться на листе. Т.е. точно знал что, как и куда закруглять и опускать или поднимать:-)
Можно руку тренировать, наклеив на лист в прописи кальку. Пусть обводит. 30.09.2003 15:06:23, Караул
Для улучшения почерка надо, что бы ребенок умел ориентироваться на листе. Т.е. точно знал что, как и куда закруглять и опускать или поднимать:-)
Можно руку тренировать, наклеив на лист в прописи кальку. Пусть обводит. 30.09.2003 15:06:23, Караул
Такая проблема у нас была. Я покупала забавные прописи, и дочка каждый день помимо домашней работы писала буквально по 2-3 строчки из прописей. Это совсем не затруднительно, но формирует внимание к почерку.
30.09.2003 12:53:58, Анаис
У нас в школе отличные прописи раздали. Называются Мальвина, автор - Тушканова. Интересные, и не однообразные, первая часть совсем простая, с картинками, а потом уже буквы. посмотрите, рекомендую...
30.09.2003 18:28:35, Морелошадь
Ой, ничего необычного. Забавные, я имею в виду, с картинками, где можно не только писать, но и раскрашивать, и обводить какие-то фигурки. Короче, шла в книжный и из всего многообразия выбирала то, что будет занятней дочке. Но самое главное, не надо заставлять писать по-многу, это совершенно не нужно. Просто ежедневно по чутельке уделять этому внимание, и все нормализуется. Хороший совет - обводить по кальке прописи, есть даже такая специальная форма обучения, просто в большинстве школ она не применяется, а может, и зря.
30.09.2003 17:35:52, Анаис
У нас слала стараться после покупки гелевых ручек с блеском! Этими ручками с удовольствием пишет, раскрашивает в прописи . Кстати пропись-Мои волшебные пальчики(Пронина).
30.09.2003 12:21:30, kati
30.09.2003 12:21:30, kati
Мой с такой же "лапой" :) Но я особо не заморачиваюсь, чистописание, это, конечно, замечательно, но в 1-м классе они и так сильно устают, зачем еще дома терроризировать? Я считаю, что мотивация должна идти "изнутри", захочет хорошие оценки - будет стараться, дома тренироваться, а если мотивация - так бабушке хочется, то и отношение соответствующее будет. Пока я своему сыну посоветовала не торопиться с выполнением письменных заданий, стараться сделать лучше, хоть и меньше, остальное - дома или в продленке. Дополнительно заставить его заниматься у меня "рука не поднимется" :) а так - повод есть, надо же доделать. Не знаю, что из этого выйдет, посмотрим.
30.09.2003 11:44:43, Елена Д.
Девочки,
спасибо всем за советы и отклики. Я тоже мамаша спокойная, по-моему - месяц учебы - не показатель. Tulpan, калечки попробую - нам учитель, в отличие от Вашего, советов не дает, только констатирует факт, что "ребенок плохо пишет", типа, рулите сами этой проблемой. Бабушка, правда, у нас ураган, напрягается всегда на всё и сильно(!)))), ее пед.рвение немножко урезонивать придется. А что касается продленки - там они практически не занимаются, т.к. учительнице некогда с ними сидеть и приглядывает за ними мама одной девочки из нашего класса, эта мама из Азербайджана и по-русски плохо говорит))))) Вот так))) Нам на собрании начальной школы директор сказала открытым текстом: "Занимайтесь образованием ваших детей!" Так что готовлюсь пока... 30.09.2003 11:30:32, кот Мурр
спасибо всем за советы и отклики. Я тоже мамаша спокойная, по-моему - месяц учебы - не показатель. Tulpan, калечки попробую - нам учитель, в отличие от Вашего, советов не дает, только констатирует факт, что "ребенок плохо пишет", типа, рулите сами этой проблемой. Бабушка, правда, у нас ураган, напрягается всегда на всё и сильно(!)))), ее пед.рвение немножко урезонивать придется. А что касается продленки - там они практически не занимаются, т.к. учительнице некогда с ними сидеть и приглядывает за ними мама одной девочки из нашего класса, эта мама из Азербайджана и по-русски плохо говорит))))) Вот так))) Нам на собрании начальной школы директор сказала открытым текстом: "Занимайтесь образованием ваших детей!" Так что готовлюсь пока... 30.09.2003 11:30:32, кот Мурр
после продленки сложно заниматься для такого возраста, это как прийти после работы и опять сесть за письменный стол и писать отчет. Конечно у него отвращение будет, может лучше перенести на выходные дни, будет понемножку тренировать почерк.
А паниковать бабушке не надо, так до конца школы никаких нервов не хватит.
30.09.2003 11:03:48, Шаффи
А паниковать бабушке не надо, так до конца школы никаких нервов не хватит.
30.09.2003 11:03:48, Шаффи
Я, наверно, пофигистичная мамаша, но я не заставляла сына переписывать и писать больше, чем задано в школе. Почерк был с самого начала не очень, да и сейчас далеко не каллиграфический.
Единственное, что мы требовали от сына, - написано должно быть аккуратно и разборчиво.
Мы не ругали сына за его каракули, не заставляли больше писать, а наоборот - хвалили за каждую красиво написанную букву, хвалили за аккуратность и грамотность, даже за минимальные.
Мне проще - я сама пишу как курица лапой, и муж тоже. А сын еще и левша к тому же, откуда тут почерку взяться красивому. Я глубоко убеждена - красивый почерк это талант.
Можно, конечно, вымуштровать ребенка и заставить его писать красиво, только зачем??? 30.09.2003 11:02:00, Marisha
Единственное, что мы требовали от сына, - написано должно быть аккуратно и разборчиво.
Мы не ругали сына за его каракули, не заставляли больше писать, а наоборот - хвалили за каждую красиво написанную букву, хвалили за аккуратность и грамотность, даже за минимальные.
Мне проще - я сама пишу как курица лапой, и муж тоже. А сын еще и левша к тому же, откуда тут почерку взяться красивому. Я глубоко убеждена - красивый почерк это талант.
Можно, конечно, вымуштровать ребенка и заставить его писать красиво, только зачем??? 30.09.2003 11:02:00, Marisha
тут, как вы сами понимаете, 2 варианта: либо вы щадите его и свои нервы и решаете, что "не все же к этому способны" и стараетесь не нервничать из-за красного цвета, преобладающего в прописях после учмительской проверки и возможные тройки (если ставят оценки), либо сидите по три часа каждый день в ущерб позвоночнику и своим нервам, но сын будет демнострировать красивые прописи и чему-то, кончно, научится.
30.09.2003 10:44:40, маро
мне кажется до слез доводить уж точно не надо, только хуже будет. Мы по совету учителя писали калечки, т.е. буквы в прописи обводили через кальку. Каждую букву на одной калечке размером 10х10, больше размер кальки не нужен, устает одно и тоже писать, а вот количество калечек - на ваше усмотрение. Очень помогает, советую
30.09.2003 10:21:47, tulpan
Читайте также
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?
Какой спектакль выбрать? Современная русская проза на театральной сцене
11 театральных постановок по произведениям лауреатов и номинантов премии "Ясная Поляна"