Раздел: Подготовка к школе

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Прописи

Буквари-азбуки уже обсуждались, а вот есть ли различия по прописям, может какие точно не стоит, а какие-то лучше? с чего начать?
нужны прописи для подготовки руки к письму у четырехлетки и в дальнейшем для обучения самому письму. у ребенка есть некоторые проблемы с мелкой моторикой.
22.05.2004 17:43:19,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
ABDDavidoff
Продаются "моющиеся" прописи.
Пишешь фламастером, смываешь потом тряпочкой.
Для моего сынули актуально и интересно ему самому.

Кроме того у нас в энциклопедиях по подготовке к школе есть замечательные занятие для постановки руки.
Между картинками дорожки и нужно провести линию внутри , не вылезая за края.
Дорожки все более узкие и замысловатые. Связывают как правило две картики.
Получается -"вертолет летит в облака", "мишка ищет мед" и т.п.
Сыну очень нравится, делает с удовольствием. Сам тащит книгу и давай "дорожки" проводить. Они есть и спиральками, и зигзагами. Рука крепчает на глазах.

24.05.2004 11:38:13, ABDDavidoff
Подумайте о каллиграфии, как интересной ребёнку альтернативе. Романтика - пёрышки, чернила, красивые шрифты, мы свечки зажигали :-) 23.05.2004 21:26:08, Мария Д.
мы пока "романтики большой дороги", это, наверное, для девочки и чуть постарше :) 24.05.2004 08:01:57, Посторонним В
Надежда Григорьевна
Различия простые.
Есть 1) прописи-раскраски для подготовки к письму (обводка, линии, штриховка и т.д. +часто к ним сюжетная картинка-раскраска);
2) есть прописи с написанием букв (печатных, письменных);
3) нечто среднее между 1) и 2) – половина листа раскраска, половина элементы букв на строчках в косую линейку;
4) рисование по клеткам.

ВСЁ нужно смотреть лично, держать в руках и оценивать самой. Главное, чтобы уровень сложности не превышал возможостей ребенка и чтобы размер элементов и рисунков на странице не был очень маленьким.

Например. Письменные буквы вам пока не нужны, точно.
Даже печатные буквы, если надо жестко располагать их по размеру маленьких клеточек – тоже.
Должно быть как можно меньше ограничений.
Это не исключает рисования по клеткам. Можно посмотреть здесь

У вашего сына есть стремление писать что-то печатными буквами? Тоже очень хорошо развивает и мышление, и моторику. Недавно здесь, в конференции, мы говорили об этом.

Что нужно сейчас. Главное – постепенно формировать зрительно-пространственные представления, зрительно-моторную координацию, графические навыки, а также правильные организационные навыки: правильно держать карандаш, правильно сидеть, уметь регулировать положение альбома в известных пределах (вправо-влево, но не "вниз головой") и пр.
О правильных организационных навыках в моем ЖЖ.

О принципах подготовки к письму, организации письма (выдержки из книг М.Безруких), упражнения для кистей рук, пальцев – на моей странице Домашняя школа в рубрике "Родителям".

Мне нравятся взгляд на письмо М.Безруких и ее сборники-прописи. Мы уже обсуждали это,
вот ссылки на обсуждение, там же и ссылки на прописи

Хорошие подготовительные прописи у "Карапуза", например. "Прежде, чем научиться писать". Только с их сайта не всё можно заказывать, там есть не всё, нужно смотреть в книжных магазинах, на ярмарке в Олимпийском. Там же много сборничков, типа "Обведи и раскрась".

Были хорошие альбомы для начинающих "От Я до А" (2 части), давно издавались. Если очень нужно, могу один подарить.:) Сейчас вижу похожие (но черно-белые) альбомы - 3 выпуска (разные уровни сложности), называются "Скоро буду первоклашкой", СПб, "Союз".

Для письма печатных букв пособие Н.А. Зайцева:
http://www.rustoys.ru/toys/describe.html?productid=1065

Неплохой комплексный сборник с пояснениями для родителей: Гатанова, Тунина "Развиваю мелкую моторику". Но его я предложила бы детям после 5 лет. Впрочем, как я уже сказала, всё нужно смотреть.

Хороши, также, задания, типа "Соедини по точкам и раскрась". Я вообще за то, чтобы как можно больше заданий для этого возраста были не просто заданиями, как таковыми, а прикладывались к какому-то делу.

! Очень! хорошие упражнения для моторики от Имы: http://www.livejournal.com/users/imacom/2625.html?mode=reply
23.05.2004 13:05:59, Надежда Григорьевна
Как интересно!

решила начать с клеточек и будем обводить по контуру и соединять по точечкам. это наш уровень сейчас. сегодня даже что-то подобрала в книжном на этот счет.

буквы ему интересны, мы ими сейчас занимаемся, естественно пытается воспроизводить, пока это больше рисунки, чем письмо :)
23.05.2004 15:31:48, Посторонним В
Я тоже за М.Безруких.
(шепотом: только не пережми... четыре года не рановато ему?)
23.05.2004 10:42:10, Ирен_ Адлер
:) тоже шепотом: если ему не нравится, то он ничем таким заниматься не будет - надо пока ему хочется ловить момент :) 23.05.2004 15:45:34, Посторонним В
Я занималась в свое время со старшим сыном и уже запаслась на будущее для младшего-трехлетки:
1. Прописи изд-ва “Росмэн” – они маленького формата, половина школьной тетрадки. На обложке их даже стоит возраст. Например “Прописи по клеточкам”, 4-5лет – очень интересные задания на обведение контура и самостоятельное построение фигурок по образцу, составленные на основе сказки “Теремок”. Есть пропись “Нарисуй и обведи” – подобного типа на морскую тематику. И наверное, много других – мне не встречавшихся.
2. Очень нравились моему детенышу прописи издательского дома “Карапуз”. Серия так и называется “Прописи для дошколят” – они сейчас то ли по второму кругу начали их выпускать, потому что встречаю в магазинах такие же, по каким занималась с сыном года 4 назад. Они такого же формата, как и Росмэновские. Внутри – небольшая история с цветными иллюстрациями, по ходу которой герою надо помочь. Например: Гном Растеряйка всегда теряет в лужах свои башмаки, а кот Ботик их находит. Нарисуй лужи по пунктиру и самостоятельно, а кота – по клеточкам. И – образцы.
3. и много-много других подобных: изд-ва “Адонис” серия “Скоро в школу”, Тетрадь для штриховки изд.”Детство-пресс”, “Наши прописи” Бунеева, не помню чьи: серии для подготовки к школе “Школа для дошколят”, “Розовый слон”.

Это все именно для дошколят – мне кажется, Вы ведь не собираетесь пока учить ребенка конкретно писать письменными буквами. А для развития руки – это самое то. А вот то, что действительно не стоит – так это такие прописи, где уже конкретное письмо “по письменному”. Сейчас множество разных программ, где разные даже правила каллиграфии (например, соединения букв очень отличаются в разных системах). Хорошо, если учитель будет закрывать глаза на “неверные” соединения – как я, например. По мне – лишь бы написано аккуратно и грамотно. Но ведь есть среди учителей и большие ревнители правильности, чтобы все – как положено. Вы еще не знаете, у какого учителя будете учиться, по какой методе – мне кажется, не стоит пока этому учить. Ма-а-аленький же еще.

А еще четырехлетке для моторики лучше всего подходит множество других занятий, помимо письма:

- раскраски: только не фломастером, так как для рисования ими не приходится прикладывать никаких мышечных усилий. Лучше всего обычные цветные карандаши.

- пластилин: и не только лепка фигурок, а еще лучше как бы пластилиновые картины. Знаете, наверное: нарисовать на картоне контур рисунка и раскрашивать (размазывать) пластилином.

- собирание бус, вышивка, мозаики: сейчас даже наборы целые продаются для этого. Моему сыну очень нравилось (и нравится до сих пор) вышивать на картоне. Точно так же на картон переносится рисунок, потом по его контуру делаются дырочки и он сам уже по этим дырочкам шьет иголкой и разноцветными нитками.

- аппликация. Особенно полезна мозаика методом отщипывания – когда рисунок заклеивается мелкими обрывками, причем не нарезанными мамой, а ребенок сам должен от цветной бумаги отщипывать по кусочкам.

Все и не вспомнишь сразу. Но, наверное, и этого уже достаточно. А, вот еще – гимнастика же специальная для пальчиков имеется, от нее тоже пользы немало. У нас тоже проблемы с речью: старший сын начал говорить только около четырех лет (сейчас успешно заканчивает второй класс – хотя в свое время участковый логопед огорошил заявлением, что говорить ребенок не будет вообще и в общеобразовательной школе учиться не сможет), а младшему сейчас три – и тоже пока не говорит. Могу посоветовать книжки, которыми пользуемся мы, но наверняка есть еще много подобных:

1. В.Цвынтарный “Играем пальчиками и развиваем речь”

2. И.Лопухина “Логопедия. Речь – ритм – движение”

3. Несколько картонных книжек – знаете, такие детские, твердые, кажется, изд-во “Линг”, по темам “Играем пальчиками”, “Играем ручками”.

4. Еще вот вспомнила – тот же “Карапуз”, серия “Для самых маленьких”.

А своих учеников-первоклашек еще учу массажу, не помню уже где и когда его выкопала, но на уроках письма у нас уже ритуал – сначала массаж под текст:

Раз-два-три-четыре-пять (соединяем попарно пальчики на двух руках, начиная с большого)
Вышли пальцы погулять (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик – самый сильный,
Самый толстый и большой (массаж большого пальца одной руки)
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его (массаж указательного пальца)
Этот пальчик – самый длинный,
И стоит он в середине (массаж среднего пальчика)
Этот пальчик – безымянный,
Он – избалованный самый (массаж безымянного пальчика)
А мизинчик хоть и мал –
Очень ловок и удал (массаж мизинчика)

Потом – все повторяется для другой руки. Для экономии времени можно на первую строчку массировать пальчик на одной руке, на вторую – на другой. А вообще таких упражнений для пальчиков много можно найти в сборниках для совсем маленьких детей типа “Потешки”, “Ладушки”.

Все у Вас получится!
23.05.2004 08:55:35, МИВ
Спасибо. это то, что нужно.

с моторикой так и "боремся", тоже с удовольствием играем в пальчиковые игры, расскрашиваем и рисуем. к сожалению, моторика у нас не основная проблема (мы тоже не говорим), но все это тоже на пользу.
23.05.2004 15:40:54, Посторонним В
Извините, пожалуйста – может, это уже и лишнее. Но у нас случилось вот что: после того, как на сына махнули рукой в поликлинике логопед и невропатолог, после того, как я уже всё выплакала по поводу того, что ребенок никогда не заговорит и в школе учиться не сможет, с каждым годом будет отставать в развитии от сверстников все больше и больше и вообще “есть признаки, что по физическому, а значит и по умственному развитию ребенок больше приближен к животному миру, чем к человеку” (ни словечка не придумала – это подлинные слова нашего поликлинического логопеда, я несколько дней после них рыдала – не могла остановиться)… В общем после всего этого мы совершенно случайно узнали о такой вещи как логопедический массаж. Делала нам его замечательная женщина-врач, на дому и через четыре или пять дней после того, как начали, во время завтрака сын отодвинул от себя тарелку, скривился и совершенно четко заявил: “Я не буду этот суп – он горячий”. Конечно, на этом все не закончилось – мне очень много с ним пришлось заниматься, но главное – он догнал сверстников и замечательно учится, заканчивает второй уже класс. А какое у меня желание – купить билет на самолет и вернуться в свой и сынов родной город, найти того логопеда и хотя бы просто посмотреть в глаза! Ведь нам помог элементарный случай – даже страшно подумать, что было бы с нами, если бы не он. До сих пор не говорили бы, наверное.

Вы не пробовали? Я теперь пытаюсь найти специалиста – кому можно доверить младшего с тем же массажем, и никак не могу. Купила даже книжку, так и называется “Логопедический массаж” – с очень подробными объяснениями, с картинками, с фотографиями. Чуть ли не наизусть ее выучила – и все же боюсь сама лезть своими граблями к ребенку. Даже с главой о самомассаже.
23.05.2004 19:52:34, МИВ
супер!

у нас логопед делает массаж плюс мы сделали уже пару курсов иглоукалывания - впечатления невероятные, может быть если бы у нас был чуть иной диагноз, он бы уже выдал нечто подобное :) у нас, к сожалению, сенсо-моторная алалия, продвигаемся, но очень медленно. а после массажа язычок совсем другой стал, подвижный, у нас после этого значительно больше звуков стало. сама делать тоже боюсь :( опять же логопед у нас делает специальными "загогулинками".
от нас тоже все отказались, занимаемся частным образом, настраиваемся на обычную школу.
23.05.2004 21:39:14, Посторонним В
Ну вот - а я наш диагноз даже и не знаю, какой был. Чтобы в амбулаторной карте логопедический почерк прочесть - Шерлоком Холмсом надо быть, а на словах нам диагноз был высказан - я уже писала выше какой.

Просто грустно, что теперь история повторяется с младшим - и никак не попадается и не отыскивается такой специалист, каким была дама, занимавшаяся старшим. Ведь она с ним отзанималась всего-то с месяц - потом мы переехали в другой город, он уже отлично говорил и больше мы ни к кому не обращались. А с младшим теперь вот - говорят, вроде все нормально, почему не говорит - неизвестно.
23.05.2004 21:56:20, МИВ
а вы где? можно попробовать поискать специалиста, например, через логопед.орг, там есть так же форум, где иногда отвечают специалисты. еще можно почитать наших "других детей", может найдете соседей, у многих есть речевые проблемки в той или иной мере, может они кого-то вам и присоветуют, если знают, для занятий. у меня на страничке есть несколько ссылочек на литературу - может вам и пригодится.

у меня младший тоже не говорит, даже не пытается, хотя развивается несколько иначе. к сожалению, достаточно часто так бывает :( прорвемся! :)
24.05.2004 07:59:52, Посторонним В
Спасибо за идею. Даже в голову не приходило обратиться за помощью в поиске врача в форумы. Мы в Новосибирске, живем здесь лет пять уже. Попробую кликнуть клич на Сибмаме. 24.05.2004 08:30:00, МИВ

Вдогонку вот еще что вспомнила. Когда я начинала работать – лет 15 назад – было очень туго с прописями, пособиями, но очень хотелось научить детишек аккуратно писать. Голь на выдумки хитра – до сих пор пользуюсь тогдашними придумками. Например, очень полезное упражнение на обведение по контуру и штриховка полученного изображения внутри. Это сейчас много прописей такого типа – я о них ниже уже писала. А тогда такого не было, мы брали старые детские плоские погремушки, вытаскивали из них шарики – вот и трафареты забавных зверюшек. Вырезали трафареты из картона – и занимались с ними так же. А сейчас – вообще красота, готовых трафаретов продается великое множество.
Повторюсь – прописей не было, каждому целую страницу образцов письменных букв для обведения не напишешь. Мы пользовались калькой – нарезали небольшими квадратиками, накладывали на мои образцы в тетради и обводили по многу раз – пока рука не привыкнет к правильному действию. Сейчас появилась такая вещь, как мультифоры – внутрь кладется листок из любой раскраски, и по мультифоре обводится фломастерами. Тоже интересное упражнение для развития руки. Одно плохо – видно слабо. Бывают мультифоры не гладкие, а как бы рельефные – на них лучше.
А сейчас еще есть краски по стеклу – “Витраж”, например. И полезно, и интересно – в мультифору кладется рисунок и обводится черной краской контур. Часа через два подсох – можно внутри закрасить. Сутки сохнет – и снимается с мультифоры многоразовой наклейкой. У нас в детской все окно обклеено летающими самолетами, воздушными шарами, Гарри Поттерами на метле, плавающими кораблями и дерущимися черепашками-ниндзя. В других комнатах я не разрешаю клеить что попало – но и туда доходит увлечение детей этими красками. Например, на кухне на подоконнике у нас много цветов – а по оконному стеклу летают разноцветные бабочки. Необычно, интересно и красиво.

Вообще, неплохое сейчас время – если походить по магазинам, столько всего интересного и полезного можно найти. Всего и не напишешь. Я стараюсь своим покупать всякие такие новинки – и ведь не залеживаются.
23.05.2004 09:17:23, МИВ
Mary M.
Есть много прописей для дошколят, в которых картинки обводить надо - хорошая подготовка к письму. Ну и для леворуких действительно хорошие. 23.05.2004 00:30:50, Mary M.
Марьяна Безруких - вне конкуренции, по-моему (Точное название пропимей не помню, но что-то вроде "Прописи для леворуких и детей с трудностямиобучения письму")
Только это все-равно не для четырехлеток, а для детек постарше. А четырехлетке зачем? Чтоб к проблемам с мелкой моторикой прибавить еще проблемы со зрением, с осанкой и с мотивацией?
22.05.2004 20:36:22, НадяН.
Совершенно с вами согласна. Всему своё время. А моторику можно развивать и по другому. 22.05.2004 22:55:58, Юлич
это все НЕ ТОЛЬКО для развития моторики, скажем так, моторику я упомянула, так как полагала, что могут быть различия в подходах. 23.05.2004 15:35:14, Посторонним В
У него достаточно серьезная логопедическая проблема, и чтобы быть боль-менее на уровне сверстников, с ним надо постоянно заниматься, но начинать с некоторым опережением, так как мы на всем очевидные вещи тратим больше времени в силу особенностей, чтобы к школе прийти с ручкой в руках, наверное, стоит начать уже сейчас, вроде есть интерес - хочу воспользоваться моментом. 22.05.2004 21:31:30, Посторонним В
Подготовка к письму, не всегда прописи. Хотя, мы учили писать до школы из-за леворукости.
Для малышей есть у Карапуза хорошие книжки. Для начального этапа очень подойдут.
22.05.2004 23:54:25, Караул

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!