Конференция "Ребенок от 3 до 7"

Alice и всем о пособии "65 уроков чтения" – субъективное мнение


Речь идет о пособии по чтению И.В. Ивановой "65 уроков чтения" (Олма-Пресс, 2001). Методический пакет включает в себя букварь и пособие для родителей.

Вполне допускаю, что мои замечания покажутся Вам несущественными:))). Опять же – всё зависит от целей и задач обучения, от подходов к этому делу.

Мой вывод таков. В целом, добротное:) пособие, построенное по традиционной схеме обучения со всеми недостатками и просчетами, ей присущими:)).

Материал дается в определенной системе, методичка послужит родителям своеобразным навигатором и … поставит взрослого и Ребенка в достаточно жесткие рамки.

Всё, что НЕ касается непосредственно самого чтения, а касается подготовительной работы – просто замечательно: полезно, весело, интересно (фонетические зарядки, логические и графические задания, скороговорки, физкультминутки и т.д.). Это я и считаю основным достоинством пособия. Материал собран из самых разных источников, автором в этом смысле действительно проделана огромная работа.

Поскольку меня просили сконцентрироваться на том, что меня смущает в пособии, то, еще раз отмечая безусловное богатство сопутствующего материла, говорю на "заданную тему" :)).

О чтении. Хотя я приветствую "новаторский":)) прием проработки-прочтения всех согласных в сочетании с буквой "А", а затем с остальными гласными, но всё, что касается чтения – на уровне любого "советского":) букваря (азбуки).
Поэтому и все мои замечания в полной мере можно отнести к любому традиционному букварю или азбуке.

Главная моя претензия (а для кого-то главное достоинство:)) ) - в том, что у Ребенка нет свободы выбора. Он ДОЛЖЕН читать то, что написано для среднестатистического ребенка. Это – настоящий УЧЕБНИК. Не забудем – пособие-то для малышей! И, чем меньше возраст Ребенка, тем меньше разного рода теории и регламентации ему нужны в обучении.
Ну и еще я бы сказала так: "бедное" чтение:)). "Бедное" – это в самом прямом смысле, если не пользоваться для самого чтения какими-то дополнительными материалами.

Последнее. Дело здесь не в той методической системе, которую я, лично предпочитаю; и не в тех пособиях, которыми лично я пользуюсь. Главное – в другом. Дело в самом подходе к основам обучения чтению. У меня и у автора пособия они во многом различны. Отсюда - и мои комментарии-замечания.
Вот некоторые их них:
==================
1. с.8 >>Ребенок может назвать среди слов, начинающихся со звука А [а]безьянку, [а]кно, [а]блака или [а]гурец. И он будет абсолютно прав с т. зрения фонетики. Не поправляйте его: придет время, и он во всем разберется!>>
?!!! КОГДА он разбрется? Лукавый какой-то подход…
Можно ведь и по-другому: там, где возможно, даем ребенку механизм проверки: говорим Акно, а пишем Окно, потому что Окна; говорим Аблака,а пишем Облака, потому что Облако; где такой вариат невозможен, просто: говорим Агурец, а пишем Огурец и всё тут.:). Без занудства, без терминов (типа "проверочное слово" и.т.п.) непроизвольно закладываются образцы ГРАМОТНОЙ письменной речи. А если еще пальчиком или указочкой простучать-написать (одновременно правильно орфографически проговаривая) эти слова по таблице, составленной из трех последних листов учебника, то и совсем хорошо будет… "Буквоград":))) – как только не называли таблицу Н.Зайцева! :) Теперь вот "буквоградом" назвали. Да хоть горшком назови, все равно она работает.:)))
==============
с.19 >>На конце слов звуки Б-Б" оглушаются и слышатся, как П-П", поэтому такие примеры не даны. Не акцентируйте на этом внимание ребенка >>

Почему же это? Вся теминология, ничего не говорящая малышу, выложена в полном объеме, а самое простое, что должно быть обязательно услышано Ребенком, утаивается. Не вижу никакой логики.
Конечно, если мы хотим учить сначала читать слоги-слияния и слова, с полным знанием очень УСЛОВНОЙ терминологии, а лишь потом в ряду очередности задач встанет грамотное письмо, выразительное и технически правильное чтение и т.д, то …:(((((

Но я, например, очень ценю целостный и системный подход в ЛЮБОМ деле и всегда предпочитаю теоретически-условным положениям настоящую практическую работу.

Кстати, в этом вопросе я полностью солидарна с подходом детей. Ведь ВСЕ они в жизни – большие практики:)).
И, как и все ленивые люди:), я не хотела бы дважды делать одну и ту же работу. Стараюсь поэтому (во избежание ненужных затрат энергии – моей и детей) по максимому сделать всё, что возможно, для практической деятельности.
Прием то же самый – арбуЗ, потому что арбуЗы, говорим медвеТЬ, а пишем медвеДЬ, потому что медвеДИ.
=================
Еще один пример лукавства. В стихотворениях, которые приводятся, звучат алфавитные названия букв. Автор подмечает:)), что это просто "для рифмы – "эль", "ша" и т.п. и просит "…не акцентировать на этом внимание"(с. 10). Двуличный какой-то подход. Что значит, не акцентировтаь внимание? Рифма сама собой его акцентирует, а если в стихотворении еще и образ достаточно яркий, то вполне можно ожидать, что Ребенок, с преобладанием у него образного восприятия, мгновенно запомнит и отложит в памяти этот рифмо-образ вместе с названием, непригодным для чтения. И что будем делать? Читать "ШАкола", "КАрыша" и т.д.?
Лучше уж или не читать эти стихи, или называть в них "опасную" букву коротко.
Допускаю, что не у ВСЕХ это сработает так явно, НО! если есть какие-то "опасные" моменты, способные отложить выход в чтение, надо быть настороже.
===============
12.04.2002 23:55:53, Надежда Григорьевна
[ответить]
Продолжение:)

Считаю, что неуместно искусственное теоретизирование. Если автор декларирует, что это пособие для детей дошкольного возраста от 3-х (!!!!) лет (что как-то не соответствует содержанию), то это тем более неуместно.
с.14 >>Во время игр с буквами и звуками не забывайте проговаривать: "Это буква А – знак для записи гласного звука А. Это буква М, она служит для записи звонких согласных звуков М и М". Это буква Л, с ее помощью можно записать и прочитать звонкие согласные звуки Л и Л"…>>
с. 29. >>Учим ребенка давать подробную характеристику. … Буква Р – это знак для записи звуков Р-Р". Звуки Р-Р" – звонкие согласные. Твердый звук Р мы слышим в словах… (примеры). Мягкий звук Р"мы слышим в словах.. (примеры). Звуки Р-Р" можно услышать в начале, в середине и в конце слов (пример на каждую позицию) >>
Правда, автор, спохватившись, уточняет: >>Эта работа может показаться вам и ребенку трудной и скучной, но, поверьте, она необходима, для того, чтобы свободно ориентироваться в звуковой системе русского языка>>.
с.83. Ну, тут уж просто, что называется, НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
>>Итоги занятия. 1.Ты повторил, что такое слог-слияние; 2. Ты внимательно читал слова и предложения, замечая, какие звуки произносятся слитно, а какие отдельно.>>
Вот он, метод настырных приставаний в действии:)))((((
=======
Две работы букв "Я", "Е", "Ё", "Ю". с. 167. >>…Вывод :буква Ё обозначает два звука: мягкий звонкий согласный Й" и гласный О;
вывод: в слоге-слиянии буква Ё указывает на мягкость согласного и обозначает гласный звук О >>
Ну и что 4-хлетний ребенок будет с этим делать?! Правильно, в соответствии со своим практическим образом мышления, он постарается всю эту "теорию" применить на практике. Вот тогда дети, наученные "по науке", начинают УВЕРЕННО пиСАть "ЙОЛКА", "ЙУРА", "ЙАХТА" и т.п.
============
Само чтение. Слова разделены горизонтальными черточками. Сделано это для удобства зрительного восприятия при слоговом чтении. Есть опасность сохранения на достаточно долгий срок "гавкающего" слогового чтения и, в связи с этим дроблением, существует опасность не всегда понимать прочитанное, повторять вновь и вновь это слово.
Если цель – просто научить послоговому чтению, то всё в порядке:). Если все же ставим цель СРАЗУ стараться читать целым словом, то советую маркером выделить ударный слог и при чтении его слегка протянуть, опереться на него. Тогда всё слово соберется, прозвучит более слитно, как единое целое и будет понятно читающему человеку:) с первого раза.
===========
Все буквы в пособии только заглавные. У некоторых детей потом затруднен переход на строчные. Хотя, строго говоря, только четыре буквы резко отличаются от своей пары ("а", "б", "е", "ё"). Желательно показывать-читать слова и с этими строчными буквами.
=============
Это – существенные моменты, на которые хотела обратить Ваше внимание.

Неприятно, что в методичке названы лишь некоторые авторы стихотворений. Как будто всё остальное – русское народное:)). Странный подход.

Методичка после первого же прочтения с пристрастием:))) развалилась на отдельные листочки.:(((
13.4.2002 0:0:1, Н.Г.
14.04.2002 19:39:00, Н.Г.
[ответить]
Добрый день!

Надежда Григорьевна, а какое практическое и последовательное пособие для родителей по обучению чтению и предварительной подготовке вы бы рекомендовали (элементы теории тоже бы очень помогли мне)?

Существует много разрозненных материалов в интернете, но хотелось бы прочитать что-то целостное, чтобы
сформировать в своей голове
правильное представление.

Я живу не в России, и не имею возможности пройти по книжным магазинам
и взглянуть на эти книги. Вашим "вкусам" и мнению я очень доверяю. Мой сын еще явно мал для обучения чтению (2 года), но мне хотелось бы почитать об этом сейчас, мне бы это помогло понять лучше детское восприятие.

Спасибо,
Даша
14.04.2002 10:03:19, DashaCh
[ответить]
Даша, к сожалению, не существует идеального букваря или азбуки просто потому, что все они рассчитаны на среднестатистического ребенка-дошкольника и не учитывают интересов, характера и проч. конкретного малыша. То, что возможно в школе, далеко не всегда подходит для детей дошкольного возраста. Пособие о котором здесь идет речь – действительно очень неплохое и весьма последовательное. О его "подводных камнях" я сказала.

Пособие и методика может быть любой, как я уже говорила, главное – это ПОДХОД. И здесь свобода выбора за каждым родителем и педагогом.

Первый, наиболее распространенный:((, это методика или пособие и к ним как бы "прилагается":) Ребенок.

Второй - идем от самого Ребенка и тогда любое пособие будет лишь инструментом в наших руках. Вот висит на стене географическая карта и висит себе:). И только от Вас, от интереса Вашего малыша, от того, насколько Вы хотите и умеете "поймать" этот интерес и идти за ним, зависит - как, в каком "контексте":)) ее использовать. Почему бы так же не действовать при обучении чтению?

Мне, лично, ближе второй подход. Я предпочитаю иметь в руках инструмент и гибко применять его к каждому конкретному Ребенку.

Что я могу посоветовать. В сети есть эти книги: Е.Бугрименко, Г. Цукерман "Чтение без принуждения" (или Царева "Мама, научи меня читать!") и Н.А. Зайцев. "Письмо. Чтение. Счет". Решите, что Вам ближе, тогда продолжим разговор:)).
14.04.2002 21:02:14, Надежда Григорьевна
[ответить]
Nadezhda Grigoryevna!

Spasibo vam bolshoe za otvet! Ya obyazatelno pochitayu te, knigi, o kotoryh vy skazali. Poka ya ishu imenno ne bukvar' ili posobie dlya rebenka, a knigu dlya sebya. Pri otsutstviii opyta obsheniya i igry s detmi (za isklucheniem svoego sobstvennogo pervogo rebenka - zdes' opyt "zadnim chislom" poluchaetsya, to est' kogda ya chto-to ponimayu iz sobstvennogo opyta, eto uzhe neskolko ustarevaet, i ya natykayus' na novye neizvestnye mne veshi), tak vot, pri otsutstvii takogo opyta mne hotelos' by pochitat' i "zaranee" pocherpnut' informatsiyu dlya budushego.

Vam, kak cheloveku, imeyushemu bolshoy opyt (obrazovanie / talant ...), legche ponyat', ulovit' osobennosti vospriyatiya rebenka i prepodnesti emu chto-to, chto zainteresuet ego, v nuzhnoy forme / vremeni / meste. Mne poka prihoditsya za kazhdoe takoe dostizhenie aktivno "borotsya", prilagaya bolshie usiliya.

Eto ya zametila i v svoey professii: to, chto kazhetsya znayushemu cheloveku ochevidnym, logichnym, i trivialnym resheniem, dlya novichka ili neprofessionala vyglyadit teoremoy Ferma. Konechno, u menya est' preimushestvo togo, chto ya mama svoego syna, i mnogoe ponimayu o nem prosto blagodarya etomu faktu i svoey intuitsii. No hotelos' by bolshe znat' o detyah "voobshe" prezhde chem pridumyvat' chto-to dlya svoego konkretnogo rebenka. Mne kazhetsya, chto ___horoshie___ knigi pro obuchenie chteniyu pomogut ponyat' luchshe osobennosti detskogo vospriyatiya "v srednem". Mozhet byt', vy porekomenduete i drugie knigi ob etom?

Proshu prosheniya za ptichiy yazyk!
Dasha
15.04.2002 11:39:05, DashaCh
[ответить]
Даша, я не совсем поняла, уточните, пожалуйста: Вас сейчас интересует именно литература про обучение чтению?

>>Конечно, у меня есть преимущество того, что я мама своего сына, и многое понимаю о нем просто благодаря этому факту и своей интуиции.>>
Как это хорошо и верно сказано!:)
16.04.2002 23:04:49, Надежда Григорьевна
[ответить]
Надежда Григорьевна!
У меня два направления мысли:

1) Как мы будем в играх осваивать, знакомиться с материалом для чтения
в ближайшем будущем и учиться читать, когда придет время.

Вы спросили выше, кто, как и когда научился читать. Я вот совсем ничего не могу про себя ответить - просто вообще ничего не помню. Даже обидно. Так что у меня совсем никакого опыта, даже негативного:)

2) Я хотела бы через призму методик и рекомендаций по обучению чтению лучше понять детское восприятие и мышление. Мне кажется, что авторы достойных и близких мне по духу пособий должны это очень хорошо понимать и учитывать.

Спасибо.
Даша
18.04.2002 10:57:59, DashaCh
[ответить]
Спасибо!!!
Для меня замечания ОЧЕНЬ существенные просто потому, что они Ваши:). Всегда предпочитаю в ЛЮБЫХ вопросах учитывать опыт тех людей, которые занимаются данной проблемой значительно глубже и дольше, чем я. "Отфильтровать":))) огромный опыт для собственного ребёнка я смогу. Главное, чтобы было, что фильтровать и определённая степень доверия источнику:))).
Про "жесткость" рамок методички.
Надя, мы уже не те...:))), причём оба:))). Мы их шатаем каждый в свою сторону:). Но, как "навигатор", она мне очень помогает. Хуже бывает, когда "творчеством" начинают душИть:), а с "традицией" мы справимся:).
Мы пока находимся именно на этапе подготовительной работы, поэтому про собственно чтение могу только догадываться и учитывать Ваши комментарии.
Про отсутствие свободы.
Возможно, Вы правы (специально дальше посмотрела). Но с ЭТИМ:))) ребёнком меня это мало пугает, потому, как "сам себе режиссёр":))). По-моему, он уверен, что весь "Буквоград" он сам придумал и написал:))).
Бедное чтение.
Пожалуй, соглашусь, хотя до собственно чтения дело ещё не дошло. Спасибо, добавим:))).
Абезьянка и агурец:))).
Уже отметила, благо мне специально намекнули, что "не надо обращать внимания":))). Волосы встали дыбом:) и собралась было обращать:))), но он не врёт:))), произносит только те слова, в которых, действительно, "А". Может она... пресловутая врождённая грамотность:)))? Пока не поняла.
Про алфавитные названия букв.
Ну просят меня "не акцентировать внимание". Хорошо, думаю, не буду:))). А они мне в ответ тут же пример-подкрепление на букву "М":))). Ребёнок правда тут же сказал: "Это - не "ЭМ", а "М", а стишок -хороший". Рассмеялась в голос:))). Интуитивно теперь не рифмую подобные штуки, пусть уж лучше с рифмой проблемы будут:))).
Звонкость/глухость и мягкость/ твёрдость идут безошибочно, хотя догадываюсь:))), что в этом нет заслуги ни моей, ни Ивановой. Правда, ребёнку уже на 3, а 4,9. Может быть, в этом разгадка?
До слогов-слияний мы ещё не дошли. Буду информировать:).
Отсутствие строчности/заглавности уже заприметила и пользуюсь кассой букв, как дополнительным материалом. Хотя здесь и возникает проблема: "Мам, а какая буква "А" ПРАВИЛЬНАЯ?":))).
А методичка у меня тоже развалилась (те страницы, которые я уже освоила:))) ), даже без пристрастного чтения:). Подклеиваю. Ведь надо же до конца "Буквограда" доехать?:))).
Ещё раз "спасибо" за уберегание от граблей. Можно я и дальше буду вопросы задавать:)))?
Сверив позиции, вижу только одно: пока ещё что-то ЗНАЧИМОЕ замечаю:))). Что меня радует в этом учебнике? Первый вопрос при выходе из сада: "Мама, а мы сегодня поедем в Буквоград?"
13.04.2002 02:05:43, Alice
[ответить]
Да уж, информируйте, пожалуйста:)).
И вопросы задавайте:). Это ж так стимулирует серые клеточки!:))) Серьезно, вопросы так часто направляют мысли в нужную:))) сторону!

Да, раз рвется в Буквоград, значит, Вы на верном пути:). И дело, я думаю, не только в учебнике, просто человек полностью созрел:)) для чтения. Теперь не передержать бы на предварительном этапе. А почему сразу-то не читать? Имена, например: свое, мамино, папино, брата, бабушек, дедушек, друзей и т.д.

>>Звонкость/глухость и мягкость/ твёрдость идут безошибочно…>> Да, у детей с нормальным слухом, подобный звуковой анализ идет, как правило, очень легко. Здесь, главное, не "задавить" терминологией.

Alice, вдогонку:)) В "Книжной лавке" там, выше:), я говорю о пособиях, которые Вам очень могут помочь.
14.04.2002 19:43:48, Н.Г.
[ответить]
Правильной дорогой идёте, товарищи, но путь Ваш будет тернист и извилист:))).
Надя, только тс-с-с-с:), а мы в Буквоград не читать ходим, а играть и путешествовать:))). А учиться читать он НЕ хочет, говорит: "рано мне ещё, маленький я:), вот пойду в школу, там всему научат":))). Поэтому-то сразу и не читаем:))). Против письма буквами магнитной азбуки пока не возражает, так что "чукча - не читатель, чукча - писатель":).
15.04.2002 00:34:00, Alice
[ответить]
И опять ВСЁ правильно!:))). Ой, ну даже не к чему придраться:)))). Это такой "правильный" Ребенок! И то, что он хочет играть, а не учиться; и то, что хочет пиСАть… Самый правильный, имхо, и простой путь к чтению – именно через письмо. Да и мама у ребенка тоже ничего…:))), "с понятием", как говорится:))).

Я вот еще по поводу приглашенной тетеньки-учительницы и мамы в парТЕре хочу сказать. Очень хорошо Вас понимаю:)). Рано или поздно это придется сделать, в том числе и для того, чтобы не произошло смеШЕния ролей:). Все-таки мама – это мама, а учитель – учитель.
Но! придется огорчить Вас (хотя, подозреваю, что Вы и так прекрасно это знаете:))) ): НЕ рисовать с ним по тем же клеточкам, НЕ читать, НЕ… у Вас все равно не получится даже при наличии самой лучшей тетеньки учительницы. Ей ведь можно делегировать только вполне определенную часть полномочий…
15.04.2002 22:30:12, Н.Г.
[ответить]
Надя:).
У меня на эту тему дежурная хохма есть.
Сидим мы чинно благородно за семейным ужином:))).
Я (дожёвывая кусок мяса и поддерживая светскую беседу, когда язык уже не ворочается)): Дим, а у Вас сегодня английский был?
Ребёнок (мрачно): Был.
- Что делали?
- Стишок учили.
- Какой?
- Не помню:))).
(Методом тыка:))) вычисляю, благо для данной возрастной группы их не так много:(.
(Ребёнок радостно): Точно, он:))).
- Прочти. (приходя в ужас по итогам чтения:(((, с полным ртом): Повторяй за мной.
(тишина)... Мам, слушай, ты сегодня своих студентов видела?
- Да.
- Учила их?
- Да.
- Неужели не устала?
- ОЧЕНЬ устала.
- Я тоже. А давай тогда СПОКОЙНО поужинаем?:))).
16.04.2002 00:47:21, Alice
[ответить]
:)))))))
No comment:).
16.04.2002 22:04:43, Н.Г.
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.