Как защитить права потребителя в супермаркете, в ресторане, в банке?

Нарушение прав потребителя: закон и сложные ситуации

Делая покупки в последние дни года, имея дело с банками и другими организациями, мы часто закрываем глаза на нарушения наших прав как потребителей: не хочется связываться с бумажной волокитой, доказывая свою правоту, да и время дорого. Для тех же, кому актуальна защита прав потребителей, кто не готов терять деньги, эксперты проекта "Финансовое здоровье" приводят список ситуаций, в которые чаще всего попадают посетители ресторанов, клиенты банков и покупатели, — и поясняют, что говорит в каждом случае о правах потребителей российское законодательство. Итак, что следует знать, чтобы не стать жертвой обмана?

Основные законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей

Основные законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей

Закон РФ от 4 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Закон регулирует отношения между потребителями и производителями (поставщиками) товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров необходимого качества. Закон защищает основные права потребителей на получение информации о товарах и их производителях, на просвещение, государственную и общественную защиту их прав.

Законом установлен механизм реализации прав потребителей. Так, например, в законе указывается, что потребитель всегда вправе потребовать у продавца информацию об изготовителе (фирменное наименование, фактический адрес организации, режим работы, реализуемые товары/работы /услуги). Информация о товарах, предъявляемая потребителю изготовителем (продавцом), должна содержать обозначения стандартов соответствия, сведения об основных потребительских свойствах продукта, цену и условия покупки, гарантийный срок, правила эффективного и безопасного использования.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". Закон устанавливает требования к качественной и правдивой рекламе. Целью закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции. В законе дается характеристика недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы. Распространение данной рекламы запрещено и влечет за собой ответственность.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Закон ограничивает права монополий на поставку продукции и оказывает поддержку новому мелкому и среднему бизнесу с тем, чтобы потребитель имел возможность альтернативного выбора из множества представленных на рынке товаров от различных производителей. Закон поддерживает конкуренцию, так как в процессе конкурентной борьбы происходит повышение качества продукции, устанавливаются конкурентоспособные цены, а значит, потребитель получает право на выбор того товара, который мог бы устроить его и в цене, и в качестве.

Основные законодательные акты в области защиты прав страхователей: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и др.



Защита прав покупателя: в магазине и супермаркете

Случайно разбив в магазине банку или бутылку, вы не обязаны оплачивать их стоимость. Согласно Гражданскому кодексу, при непредумышленном повреждении товара посетитель торгового заведения не должен компенсировать магазину причиненный ущерб. По статье 459 ГК, риски по сохранности находящейся в зале продукции и ответственность за неправильную организацию пространства торгового зала, повлекшие за собой материальный ущерб, возлагаются на продавца.

Чтобы вернуть продавцу некачественный товар, покупателю не обязательно предъявлять для этого чек на покупку. Для возврата денег за товар ненадлежащего качества клиенту магазина достаточно привлечь к этому мероприятию двух свидетелей совершения им покупки в этой торговой точке. Кроме того, ст. 18 Закона о защите прав потребителей определяет, что продавец не имеет права настаивать на обмене товара или уменьшении его стоимости, если покупатель выражает намерение вернуть свои деньги.

Сумма подлежит обязательному возврату в течение 10 дней после подачи клиентом магазина соответствующего заявления в администрацию торгового заведения (ст. 22 закона). При несоблюдении этого требования на продавца возлагается обязанность по выплате покупателю пени — 1% от суммы за каждый день просрочки оплаты. В случае, если продавец не удовлетворил законное требование потребителя, суд взыщет с продавца в пользу потребителя 50% от суммы требования в качестве штрафа.

Защита прав покупателя: в магазине и супермаркете

На что имеет право посетитель кафе или ресторана

Посетитель ресторана или кафе имеет право заказать только то, что хочет, и в необходимом ему количестве — заявляет действующее законодательство. Многие заведения откровенно игнорируют это правило, устанавливая минимальную сумму заказа для своих клиентов. Настойчивое предложение официанта увеличить объем заказа или отказ в обслуживании, мотивированный недобором блюд до установленного администрацией денежного минимума, чреваты для дирекции ресторана проверками и довольно крупными штрафами. Если при заказе банкета или иного мероприятия в ресторане вам выдвигают условие о минимальной сумме комплексного заказа — налицо грубое нарушение действующих правил работы заведений общественного питания.

Закон не предусматривает самостоятельное определение администрацией ресторана суммы чаевых. Оплата услуг официанта — добровольное действие посетителя заведения, поэтому вы всегда вправе отказаться от навязываемых вам дополнительных расходов.

Требования о дополнительной плате за живую музыку, которая звучит в ресторане, также являются нарушением прав посетителя. Ваш отказ от оплаты такого вида услуг в данном случае будет являться правомерным.

Потребитель вправе потребовать предоставления ему сведений о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе — наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с приме-нением генно-инженерно-модифицированных организмов).

Кто прав: физическое лицо или банк

Правовое регулирование отношений между физическими лицами и банком осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федерального закона "О потребительском кредите", Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2004 № 218 "О кредитных историях", Закона РФ "О защите прав потребителей", Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" и некоторых других документов.

Все вклады в банке должны быть возвращены по первому требованию вкладчика.

Согласно Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", вклады физических лиц в банках подлежат обязательному страхованию в государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и защищены на сумму 1 400 000 рублей по одному вкладу в одном банке на одного вкладчика. Страховым случаем для обращения в Агентство по страхованию вкладов является отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций (далее — лицензия Банка России) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Чтобы реализовать свое право на возмещение, вкладчику через 14 дней после наступления страхового случая необходимо прийти с паспортом в выбранный агентством банк (банк-агент), где нужно на месте заполнить заявление о выплате страховки. Деньги будут выплачены наличными или переведены на указанный вами счет.

Взимание разовых комиссионных сборов за рассмотрение кредитной заявки, выдачу кредита, а также начисление дополнительной суммы за погашение кредита наличными непосредственно в отделении банка также нарушают права потребителя финансовой услуги.

В случае ухудшения материального положения заемщика, но при отсутствии нарушений исполнения им кредитного договора банк не уполномочен требовать от него досрочного выполнения обязательств по возвращению кредита.

Штрафование заемщика или возлагаемые на него банком комиссионные сборы за досрочное погашение кредита не соответствуют требованиям законодательства, равно как и штрафные санкции в отношении клиента за его отказ от получения кредита в течение специального периода, предусмотренного действующим договором.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Как защитить права потребителя в супермаркете, в ресторане, в банке?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

29.12.2017
Обновлено 29.12.2017
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
7 шагов к зачатию: как планировать беременность
7 шагов к зачатию: как планировать беременность
Как подготовиться к беременности? Необходимые анализы и обследования
За границу — с ребенком: юридические аспекты
За границу — с ребенком: юридические аспекты
Как известно, путешествие является очень приятным занятием. А путешествие с ребенком — вдвойне приятным. Но гораздо более хлопотным.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!