Никогда не думала. что буду задавать такой вопрос...
По тем, кто покончил жизнь самоубийством, какую-то службу по-прежнему нельзя заказать? Никогда?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
На каждое правило, как известно, есть исключения. И мнения тут сильно разные.
Еще 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой, к удивлению
многих православных и к радости ее почитателей, по благословению Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня ("Большое Вознесение"),
что у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине.
По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских
Соборов (IV-VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается.
Существуют, однако, ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается
снисхождением к немощи человеческого естества. Как в Русской Церкви, так и в
других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав
обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать
отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии
засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни.
В случае Марины Цветаевой ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом,
разрухой.
Тут вроде благословление на эту службу было дано непосредственно Патрирахом.
Исторически
Это 14-й канон патриарха Александрийского Тимофея (385 г.) "Аще кто, будущи вне
себя подымет на себя руки или повержет себя с высоты, за таковаго должно ли быть
приношение или нет?" "О таковом священослужитель должен рассудити - подлинно ли
будучи вне ума соделал сие".
То есть вроде и сам священник имеет право принимать решение по такому вопросу. Но, видимо, предполагается, что священник сам знал самоуюийцу и знал о реальном положении дел.
Описаны ситуации, когда люди кончали самоубийством и причислялись к лику святых. Как тут разберешь, как быть? Но - у них были веские причины, например:
Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная своей красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попались в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход - бегство к Господу.(4) Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.
В ссылке к этому тексту говорится :"Евсевий рассказывает о мцц. Домнине, Веронике и Просдокии. Память их празднуется, по Мартирологу блж. Иеронима, 15 марта.
Обычно же, как и во всякой спорной ситуации решение принимается епархиальным архиереем (местным епископом).
Все зависит от обстоятельств. 02.08.2004 23:24:40, AleXXX
Еще 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой, к удивлению
многих православных и к радости ее почитателей, по благословению Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня ("Большое Вознесение"),
что у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине.
По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских
Соборов (IV-VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается.
Существуют, однако, ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается
снисхождением к немощи человеческого естества. Как в Русской Церкви, так и в
других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав
обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать
отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии
засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни.
В случае Марины Цветаевой ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом,
разрухой.
Тут вроде благословление на эту службу было дано непосредственно Патрирахом.
Исторически
Это 14-й канон патриарха Александрийского Тимофея (385 г.) "Аще кто, будущи вне
себя подымет на себя руки или повержет себя с высоты, за таковаго должно ли быть
приношение или нет?" "О таковом священослужитель должен рассудити - подлинно ли
будучи вне ума соделал сие".
То есть вроде и сам священник имеет право принимать решение по такому вопросу. Но, видимо, предполагается, что священник сам знал самоуюийцу и знал о реальном положении дел.
Описаны ситуации, когда люди кончали самоубийством и причислялись к лику святых. Как тут разберешь, как быть? Но - у них были веские причины, например:
Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная своей красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попались в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход - бегство к Господу.(4) Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.
В ссылке к этому тексту говорится :"Евсевий рассказывает о мцц. Домнине, Веронике и Просдокии. Память их празднуется, по Мартирологу блж. Иеронима, 15 марта.
Обычно же, как и во всякой спорной ситуации решение принимается епархиальным архиереем (местным епископом).
Все зависит от обстоятельств. 02.08.2004 23:24:40, AleXXX
В исключительных случаях можно. Насколько я знаю, если человек был душевнобольным, иногда разрешают. Поговорите со священником, можно еще вопрос задать на православном сайте.
02.08.2004 23:11:37, Shelly
Насколько я знаю, за упокой души самоубийц церковь не молится, но самим людям это не возбраняется совершенно.
02.08.2004 22:31:41, Айви
Есть даже особые молитвы о самовольно жизнь скончавших, я увидела здесь: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/molitvy_o_usopshih.htm
что они есть в составе молитвослова, но текста не нашла.
Очень сочувствую вам, что тема стала так горько актуальной. 02.08.2004 22:29:17, fat mouse
что они есть в составе молитвослова, но текста не нашла.
Очень сочувствую вам, что тема стала так горько актуальной. 02.08.2004 22:29:17, fat mouse
А у меня укладывается. Есть религия, а есть вера. Поэтому попов в их корпоративном стиле терпеть не могу. За бабки тебе чего хошь сделают, как в любой конторе - хотя в ценкви достаточно действительно верующих людей.
03.08.2004 11:41:54, Кабанъ Сидоровичъ
За хорошие деньги можно и отпеть самоубийцу. Знаю не по наслышке...
02.08.2004 22:10:20, РинА
А зачем? Отпевание ничего ведь не гарантирует, это не взятkа для поступления в рай, это прощание с ВЕРУЮЩИМ перед его дорогой.
02.08.2004 22:12:44, fat mouse
Дело не в том, что церковь это жестоко запрещает по своей ортодоксальности. Дело в том, что если человек в здравом уме решил уйти из жизни, то он этим самым -- сам -- отделил себя и от церкви, и от Бога. А заупокойные молитвы, если вы в них вчитаетесь, написаны именно о христианах, о тех, кто жил в вере и умер в вере, если хотите, я вам даже могу найти и процитировать. Ну какой же смысл пытаться надуть Бога и выдать покойного за христианина постфактум? Именно поэтому в церковных заупокойных службах не молятся о тех, кто не принадлежит к христианству, не крещен в него, отпал от него, принадлежит к другой конфессии и т. п.
Однако совсем отказывать самоубийцам в милосердии -- это едва ли. Личная молитва за них никому не возбраняется, как и за некрещенных усопших, даже и нужна. А доводилось мне и читать о священнике, который молился о душах самоубийц, -- но не церковно, это было его личное служение. Только не помню, где это я читала. Самоубийц поминают в церкви, если самоубийство было вынужденным (как выражаются официально, вследствие противоправных действий третьих лиц), или совершено в приступе безумия, или по неосторожности.
Церковная молитва - это когда церковь молится о своих членах, в данном случае -- умерших в православии. Это ее право: каждый молится о своих усопших (разве что святые и подвижники -- обо всех). Точно так же ваше право - молиться о тех, кого вы сами любите и о ком заботитесь. Здесь нет противоречия по существу, по-моему. 02.08.2004 22:08:58, fat mouse
Однако совсем отказывать самоубийцам в милосердии -- это едва ли. Личная молитва за них никому не возбраняется, как и за некрещенных усопших, даже и нужна. А доводилось мне и читать о священнике, который молился о душах самоубийц, -- но не церковно, это было его личное служение. Только не помню, где это я читала. Самоубийц поминают в церкви, если самоубийство было вынужденным (как выражаются официально, вследствие противоправных действий третьих лиц), или совершено в приступе безумия, или по неосторожности.
Церковная молитва - это когда церковь молится о своих членах, в данном случае -- умерших в православии. Это ее право: каждый молится о своих усопших (разве что святые и подвижники -- обо всех). Точно так же ваше право - молиться о тех, кого вы сами любите и о ком заботитесь. Здесь нет противоречия по существу, по-моему. 02.08.2004 22:08:58, fat mouse
Спасибо... Я церковь не обвиняю... просто может что поменялось.
А свечку поставить тоже нельзя?
02.08.2004 22:18:08, Анитка
А свечку поставить тоже нельзя?
02.08.2004 22:18:08, Анитка
Свечку поставить можно. И самой молиться. А вот отпевание и панихиду заказать, в записках писать - к сожалению, только если человек наложил на себя руки будучи душевнобольным :(
03.08.2004 00:06:38, Томасина
Нет, я и не говорю про обвинение, я просто пробую объяснить смысл этого положения.
Ну почему же свечку нельзя. Свечка - это просто наша жертва церкви, с одной стороны, и символ молитвенного горения, с другой. Сама по себе она никакой мистической нагрузки, по-моему, не несет. А жертвовать церкви в память об усопшем всегда было традицией, и милостыню раздавали в его память, и, конечно, личная молитва тоже нужна. 02.08.2004 22:22:26, fat mouse
Ну почему же свечку нельзя. Свечка - это просто наша жертва церкви, с одной стороны, и символ молитвенного горения, с другой. Сама по себе она никакой мистической нагрузки, по-моему, не несет. А жертвовать церкви в память об усопшем всегда было традицией, и милостыню раздавали в его память, и, конечно, личная молитва тоже нужна. 02.08.2004 22:22:26, fat mouse
Читайте также
Кулинарная география: готовим венгерский гуляш и чешскую рульку
Венгерский гуляш и чешская рулька - рецепты от Чадейки
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?