Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость...

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной...

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"


Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино... Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными... Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Почему они предпочитают компьютеры?

  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.
  3. Манипуляции с компьютером производятся легко. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  4. Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  5. Персонажи игр исключительно привлекательны. С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.
  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов. Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.
  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память. Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.
Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет... Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое "прикольное". После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: "Компьютер только по выходным!", "Или компьютер, или телевизор!", "Играем только вместе!". Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило "Играем только вместе!" особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов"

Вы не авторизованы.

Спасибо за статью. У меня три ребенка. Младшей 6 - почти 7 лет. Зависимости от компа нет. Она вообще не подходит к компьютеру, хотя умеет им пользоваться - играла не раз и фермы поливала когда-то... Она зависима от телевизора, причем не просто от телевизора, а от кабельных западных сериалов - преимущественно подростковых. Телевизор постоянно включает, сама может играть в куклы, офисы и др. ролевые игры, при этом фоном - телевизор. А комп. зависимость в нашем доме во всей своей мощи у двух подростков - у моих сыновей - 12 и 15 лет. Я пробовала и родительский контроль подключать - теперь никому не посоветую, потому что если раньше они хотя бы признавали, что время на компьютере в их возрасте надо ограничивать, то после подключения родительского контроля они решили, что во все остальное время - без родительского контроля - им можно законно играть...((( Контроль отключила - так теперь они весь день напролет и ночами в каникулы, если не отключить модем, играют, сидя на стуле. Сетевые игры, с наушниками, сессиями по 40 минут, сессия за сессией. Я работаю. А когда дома, то или на работу собираюсь, или на хозяйстве. Вывести или выгнать их из дома - в кино, на выставки, встречи с друзьями и т.п., стоит мне больших усилий, не всегда приводит к результату. Сама придумываю совместные мероприятия и в приказном порядке веду туда всех троих, хотя старшему совместные походы уже малоинтересны по возрасту... Летом и в каникулы специально вывожу их из дома в поездки - подальше от домашних компьютеров, так они умудряются в каждом месте найти комп. клубы. Но там легче - стоит денег, поэтому час-полтора, и они опять присоединяются к реальной жизни. А если есть вайфай, то старший предпочтет валяться в номере с телефоном((((((((((((((((( Меня ОЧЕНЬ волнует нахождение моих детей в сети больше 8-часовой рабочей смены ежедневно. Но в беге времени я не нахожу пока средств изменить эту ситуацию. Проблема.
2013-07-19, WeteRokkA
Спасибо. На вай-фай у нас пароль где менять - ума не пиложу. У меня дети более продвинутые - они точно знают... Честно говоря, я не хочу становиться технически более продвинутой, чем они. Если я не понимаю что-то - я к ним обращаюсь. Все провода, пароли - это к ним))) У меня старшему 16 лет. И он уже психологически взрослый мужчина. Вчера пыталась уйти на улицу гулять с младшей, пока средний с друзьями гулял. Хотела забрать с собой модем, т.к. старший отказывался покидать дом. ... В результате он предложил условия, от которых Я не смогла отказаться - убрать весь дом до нашего прихода - капитально - подразгрести некоторые завалы и окинуть мужским взглядом жилище - что и сделал в итоге - в обмен на то, чтобы быть в сети полчаса - с 20 до 20.30. И обещал в иное время туда не заходить - у него там ответственная сессия какая-то намечалась. Гуляли мы долго. Но по приходу дом дышал чистотой и порядком) В общем, нашел подход в очередной раз. Буду думать дальше. А пока у меня решение одно - выдернуть провода из модема и спрятать его в очередное новое место в квартире. Пушистые становятся сразу все, и через некоторое время модем все равно достается. Это себя надо на диету посадить - не разрешать себе притрагиваться к компу кроме четких промежутков в течение двух часов в день - один - утром - другой - вечером. На все оставшееся время - отсутствие сигнала. Режим.
2013-07-21, WeteRokkA
Систему ввода паролей поддерживают определенные программы. Какая разница стоит эта программа у программиста или у бухгалтера!

Программист же на будет извращатья, чтобы написать самому программу по вводу паролей для защиты компа, если есть уже готовые! А любую программу, если она не написана только что, взламывают и рассказывают пошаговые действия - как этот взлом повторить, или пишут другие программы, которые "обходят" ловушки этой программы.

Например, у меня ни на одном из трех компов не стоит программы ввода паролей. Просто включается комп кнопочкой и все.

Только на ноуте есть, то что Вы описали - Администратор. Он ставился не для ввода паролей, а совсем по другой причине, но систему ввода паролей поддерживает, если захочется можно подключить эту опцию.

А теперь представьте себе, что Вы забыли пароль! И что теперь никогда не включите комп?! Его выбрасывать?! Нет, вы сами будете искать программиста, который сможет взломать Ваш комп. И встречаются люди которые забывают пароли, для них и пишут в инете как открыть комп если пароль забыт.

Есть вирусные программы которые вскрывают запороленные папки на включенном компе без Вашего ведома.

Самый хороший пароль на комп - это выключенный комп в сейфе, а ключ от него в Вашем кармане.

Про 16 летних я ответила не Вам, а WeteRokkA.
2013-07-21, Lussi01
Я в компах чайник, поэтому обьясню как могу: когда включаешь комп, он на выбор предлагает 2 "пользователя", один - "администратор" (я), другой - "гость". Оба под паролем, сын моего не знает.
"Гостевой" знает, на весь его доступ стоит ограничение (с 8 утра до 10 вечера, потому что он у меня мало в компе сидит, но его можно легко ограничить, скажем, "с 16-00 до 18-00", только по полчаса нельзя, типа "18-30").
На мой дуступ ограничения, естессно, нет.
Если представить себе ситуацию, где он сидит за компом, и мне что то понадобилось, я подхожу, кликаю "сменить пользователя", делаю свои дела, кликаю снова "сменить пользователя".
Еще у него телефон и планшетка, через вай-фай. На вай-фай отдельный пароль, он его знает (он обычно сидит в телефоне или планшетке, я - за компом), когда я от него чего то хочу, а он пытается не слушаться, я просто со своего меняю пароль на вай-фай, и новый не даю пока не......
Вам надо - да, каждый комп настроить по отдельности, на каждом должен быть отдельно пользователь "администратор", вход по паролю, ктр знаете только вы, и отдельно пользователь - "гость" . Вы , как администратор, сможете что угодно настраивать и менять.
Можно ли такое сделать на планшетках, не знаю. Можете пригласить программиста, ктр всё настроит (я приглашала, я сама в этом не разбираюсь)
2013-07-21, Natalya d'Enretat
Не-а, не от воспитания. Не знаю от чего. У меня муж засыпает с пультом телевизора. Включен целыми днями. Я вечно его выключаю и из-за этого у нас прения с мужем. Выкинула бы его (телек) куда подальше.

Сын относится к телевизору совершенно спокойно, как и к компу.
Так что совсем не связано это, что если целый день кто-то у телека включенного сидит и ребенок это видит, то потом ребенка "не оттащишь".

Не от воспитания зависит, не от наглядного примера... От чего? Честно, не знаю.

У меня муж - телевизорозависим. При этом в его семье телека не было принципиально. От чего же он стал таким зависимым?! Что сидит работает за компом, а рядом телек включен как фон.

Я же телек терпеть не могу! У нас в семье всегда телек был и никто не ограничивал просмотр. Было б что смотреть! Я полдня после школы находилась одна дома - смотри не хочу, но не смотрела же!

Если бы все так было просто и зависело от воспитания, то не было бы алкоголиков, наркоманов, телекоманов, игроманов и курильщиков. Думаю, что в большинстве мамы, желают своим детям только хорошего, при этом не все дети вырастают без пагубных привычек.
2013-07-19, Lussi01
Моему младшему сыну два с половиной года, заметив его интерес, я умышленно решил познакомить его с компьютером в этом возрасте и использовать его любопытство для его обучения. Как это получилось можно посмотреть здесь [ссылка-1] и здесь [ссылка-2] старшему брату 9 и он, как и большинство его ровесников увлечен компьютером. Для того чтобы заинтересовать его чем-нибудь более полезным, чем игры и не использовать одни запреты ему было предложено изучить программу видеомонтажа. Фильм который можно посмотреть здесь [ссылка-3] результат его самостоятельной работы. На обучение сложной программе ему потребовалась одна неделя. Фильм далек от совершенства, однако это реальное дело, выполненное самостоятельно. Итог -осознание собственной значимости и повышение самооценки, что так необходимо в его возрасте. Кроме того, желание совершенствоваться в новом направлении
2013-08-15, cachuchero
Не знаю,какого возраста у вас дети... Я знаю,в какие игры они играют-каждый день и все время в одну и ту же. Один -в одну,второй-во вторую. У каждого-сообщество по этой игре. Интернациональна онлайн связь с кругом онлайн знакомых по этой игре,в скайпе-эти же котакты,создан свой сайт по этой игре,иногда проплачивают поле для совместной игры. У второго все это завязано на одноклассников-они все играют в жту игру одновременно. В одиночку ни тому,ни другому просто игры давно уже не нужны в компе. Речь не про компы,а про сеть. Про зависимость от сообществ. Как некоторые взрослые постоянно в соц.сети выходят-фотки выкладывают и оставляют комменты на чужие фото-так и дети,только мальчики не по фоткам,а по стрелялкам-кто кого перебегает-перехтрит-пересидит-перестроит. Их метлой на улицу выгонять надо на спорт. площадки. Но по одному они отказываются. Им важны их сообщества. Наверно,надо самой искать им новые круги знакомых... Целый год прошел без доп.занятий-вот результат. Когда были занятия кроме школы-было не так критично.
2013-07-21, WeteRokkA
Поделитесь:

18.07.2013
Обновлено 29.05.2019
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Давать ли ребенку гаджеты, с какого возраста и на какое время. Памятка для родителей
Компьютер спас от плохой компании. Армия спасет от компьютера?
Компьютер спас от плохой компании. Армия спасет от компьютера?
Компьютерная зависимость у подростка: купили компьютер – перестал учиться
Компьютерная зависимость у детей: как избавиться? 2 истории
Компьютерная зависимость у детей: как избавиться? 2 истории
Игры на компьютере без вреда для мозга: 30 минут в день
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!