Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

А почему, собственно, агрессия - это плохо?

Доброй ночи.

Дайте, плиз, ценный совет на тему: как мотивировать/учить ребенка какой-то доброжелательности нейтральной, вежливости, что ли, милосердности минимальной? Это ко многому относится. Сыну 3,8. А затруднения у нас такие примерно. Понравилось сыну, мягко говоря, хулиганить. Просто, пробегая мимо, стукнуть подвернувшегося ребенка. Наступить на жука какого-нибудь мимопролезающего. Дедушку своего песком обсыпать. Делается это все вполне бескорыстно и - как бы выразитьься - без всяких негативных эмоций. То есть он, допустим, котенка с удовольствием погладит-покормит (по его инициативе за сосисками в магазин идем), он же его же и пнет через две минуты, весело и азартно. Как донести, что нельзя?

Попытки мои донести примерно так классифицируются (в прозвольном порядке):

1. а если бы тебя так же - похоже, не может пока приложить к себе. Слушает, как пустые слова. Или заводит: а я его тогда ....

2. мне от этого очень грустно, стыдно и т.п. - жалеет меня, утешает, обещает больше не быть, ессно напрасно - не способен человек отказаться от этой своей потребности/удовольствия ради меня при всем (искреннем) желании.

3. опасно - вполне действует там, где опасность эта зрима. Например, на горке не дерется, оттуда явно (для него) можно упасть и расшибиться. Но опасность вроде "попадешь в глаза девочке песком, глаза у нее могут сильно заболеть, она в больницу попадет, а меня могут и в милицию забрать" впечатления не производят.

4. общечеловеческие ценности, этические нормы, и т.п. на возможно доступном уровне - как горохом об стену.

5. всяческие запугивания относительно реального толка (маму в милицию, кто-то даст сдачи и поранит, и т.п.) чаще всего превращаются в балаган на тему "а я тогда найду большую палку и побью милиционера".
Запугивания типа "люди недолюбливают тех, кто все время дерется" вообще не впечатляют.

Меня вот что затрудняет: если понятно, что сыну нужно (условно говоря, машинку другого ребенка) - мы всегда учим его придумывать никого не ущемляющие решения, которых много: поменяться, попросить, затеять общую игру, купить похожую, и т.п. и т.п. Но тут мне неясно просто, что ему надо, когда он жука этого топчет. От сына звучат гнилые отмазки вроде "тут проложены рельсы, жук вылез на них, когда ехал поезд, нарушил правила". (Поезд=сын).
Или "она хотела забрать мое ведро" ("она" стоит в трех метрах спиной к ведру и занята своим делом, а ведро вообще валяется забытое и просто попалось сыну на глаза в момент моего вопроса). Похоже, я твержу ему, что так делать "плохо", а он хочет проверить, чем же, собсно, плохо, и никаких подтверждений моему заявлению не видит. Я уже устала от этого всего, и ловлю порой себя на том, что неплохо бы, чтобы кто-то дал моему ребенку сдачи. Или чужая бабушка отругала его как следует, что ли. Вообще иногда это просто безобразно выглядит, ужасно. При этом мальчик вполне отзывчивый, голова болит - бежит за водичкой или таблетками, видит, что я расстроена - расстраивается тоже, но вот заставляет же что-то его...
Да, вот единственное, что зацепило как-то, но я не знаю, как развить: рассказывала на тему "война - это не наш метод", что есть места, в которых люди, выходя из дому в магазин, не знают, дойдут ли, или их убьют где-нибудь на полпути (отдельно про войну, отдельно про преступность), и что вот у нс с этим более-менее, а вот есть страны, где вообще можно и дом не запирать, и ночью бродить где угодно, не опасаясь. Заинтересовало, просил несколько раз рассказать "про то, какие бывают места". Жить среди воййны - не хочет. Пыталась рассказать, что тогда надо самому вокруг себя создавать не войну, а мир и доброжелательность - вот этим как раз и не проникся. как развить?

В общем, как донести, что "это" - плохо? Что-то я в тупике и в печали.

Да, сын вниманием особо не обделен, мультики "Том и Джерри" не смотрит, в садик не ходит, мы с мужем не деремся, его не наказываем...
02.08.2004 00:33:31,

55 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наташа Р
Да, и еще. Я изучила кучу книг по агрессии. Рекомендую некоторые из них:
1. К.Лоренц "Агрессия"
2. "Как справляться с гневом вашего ребенка" Автора забыла, дома посмотрю точно название и автора, напишу на мыло.

Если коротко полученную информацию можно изложить так.
Во-первых, агрессия как таковая - нормальное и жизненно необходимое свойство для многих видов животных. Хотя и есть виды вообще не агрессивные. Обычно хищник не испытывает агрессии к жертве (вспомните Дж.Лондона: улыбающихся и виляющих хвостом волков, которые окружают одинокого путника. Они воспринимают его как еду, а не как врага). Любовь и дружба - есть производные агрессии. Животные не способные на агрессию также не способны на эти чувства.
Во-вторых, агрессивность есть врожденное свойство. Одни люди рождаются более агрессивными, другие - менее. Изменить это не возможно, как невозможно изменить цвет глаз. Пытаться подавить агрессию невозможно, и даже опасно. Самое страшное для человека - скрытая агрессия, когда человек что-то делает "назло" часто даже не понимая причины своих действий. Соответственно можно и нужно учить (и учиться самому) выражать агрессию цивилизованными методами. Можно представить умение владеть своей агрессией как лестницу. НА самой нижней ступени - скрытая агрессия. Потом агрессия через физическое насилие. Потом различные варианты оскорбления словом, разрушение вещей, смещение агрессии на более безопасный объект (ото когда зло срывают на невиновном - очень распространенное явление) и т.п. А на самом верху умение превращать агрессию в энергию полезных действий. Скажем, вас бесит беззаконное поведение власти (например, у вас под окном строят дом в нарушение всех нормативов). Вы можете обматерить строителей и т.п., сорвать злость на ребенке и т.п., а можете организовать движение против этого дома, привлечь СМИ, подать в суд и выиграть дело. А вот как этому учить ребенка - уже сложнее. Авторы предлагают во-первых научиться самим подняться в своем поведении по этой лестнице как можно выше, чтобы подавать личный пример. Во вторых, предлагается не требовать от ребенка сразу всего. Ожидать, что за раз он сможет подняться хорошо если на одну ступеньку. и постараться его похвалить за это достижение, прежде чем начать критиковать ("я очень рада, что ты не ударил эту девочку, хоть и разозлился. Но вот если бы те еще высказал ей свою злость в более вежливых словах, я бы просто гордилась тобой"). Идеально, если ребенок достигнет верхних ступеней "лестницы гнева" хотя бы к совершеннолетию.

Впрочем по себе знаю, как красиво все это в теории и как непросто на практике :). Но "наверное" неплохо хотябы знать, к какой цели вы стремитесь.
И похоже, что все это не имеет отношения к жестокости из любопытства (раздавить жучка и т.п.), когда чувства гнева нет, а есть просто любопытство и жедание проверить, что из этого получится.
04.08.2004 21:30:39, Наташа Р
Спасибо. Книгу Лоренца я знаю и уважаю. Название и автора второй (и ссылку, если можно) напишите, плиз, здесь, подниковое мыло глючит.

С гневом у сына по-разному бывает. Но если его кто-то обидел, взял его машинку там, это как-то проще и понятнее.
05.08.2004 00:11:30, U
Лестница гнева (поднимаемся снизу вверх)
(Р.Кэмпбелл "Как справляться с гневом ребёнка")

05.08.2004 09:25:30, *
Наташа Р
Р.Кэмпбелл "Как справляться с гневом ребенка" 06.08.2004 19:55:08, Наташа Р
спасибо 09.08.2004 01:23:47, U
Наташа Р
Я тут под впечатлением начала перечитывать эту самую книгу Р.Кэмпбелла. И обнаружила там прямо высказанную мысль, что повышенная немотивированная агрессивность ребенка чаще всего связана со скрытым чувством гнева, которое ребенок не осознает и не может справиться. У детей это чаще всего гнев на родителей из-за недостаточного ощущения любви. При этом чаще всего родители реально любят ребенка, но не умеют выразить эту любовь на понятном их ребенку языке. Далее предлагается почитать книгу Р.Кэмпбелл "Как по-настоящему любить своего ребенка" (опять могу немного ошибиться в названии, пишу по-памяти), есть еще: Р.Кэмпбелл,Г.Чепмен "Пять путей к сердцу ребенка", ну и наверное опять же нелишне упомянуть небезызвестную Ю.Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком". От себя могу сказать, что когда я стала особо обращать внимание на достаточное телесное общение с моим сыном (это для него важно), чаще его хвалить, внимательнее выслушивать он стал заметно покладистее и его отношения с сестрой стали немного спокойнее. Хотя не скажу, что он тут же стал просто ангелом :), но некоторое улучшение было. Жаль, что не всегда у меня хватает сил, времени и терпения на все вышесказанное. Причем он и до этого не был заброшенным ребенком, но телесного общения с возрастом действительно стало меньше, да ругать его стала чаще из-за постоянных драк с сестрой. 10.08.2004 21:11:16, Наташа Р
Иронька
Прочитала и была просто в шоке, как мой сын похож на вашего. Ему тоже 3,8. Вот и говорят потом, что гороскоп туфта... А я читаю про вашего, а вижу своего Данилу-"Воина".
Дело в том, что старший у меня мягкий мальчик и вообще дипломат. Он своего добивается переговорами. А вот младший Данька совсем другой - он не Дипломат, он Воин. Расскажу, как мы "выживаем"...
Данька еще в младенчестве стал кусаться, только-только первый зуб вылез. А потом драться. Сначала на мне и папе "тренировался" - кулаченком в лицо, и так, чтоб обязательно попасть. Слова не помогали, поэтому я "плакала", а он потом обцеловывал меня и лез обниматься. Это прошло со временем. Потом он к коту приставал, на его реакцию смотрел, если за хвост потянуть - тут, конечно, попроще, кот у нас взрослый, сразу дал понять, что тот неправ. Cтарший брат тоже точно сдачи даст, ни на секунду не задумается. Но постоянно сынулькин вот таким образом "проверяет" реакцию: напр., чтО будет, если я жука задавлю?
Сразу скажу, мне легче, потому что старший помогает - он авторитет, и если мама сказала, что нельзя, а потом еще брат подтвердил, что таки нельзя, то уже сомнений нет.
А потом, я пытаюсь всегда его чувства озвучивать, т.е. называть словами. Например, он плачет чего-то, я говорю, ты что, обиделся? или тебе больно? неприятно? То есть если малыш "примерит" на себя, что значит "обиделся" или "больно", то он уже будет знать, что именно будет чувствовать кот, если его потянуть за хвост, к примеру, и как горько будут плакать детки жука, если его задавить и он не придет домой.
Вот пока так у нас получается. А дальше поживем-увидим.

03.08.2004 14:18:58, Иронька
Спасибо, обдумываю. Всегда приятно получить подтверждение того, что твоя проблема не уникальна :))

03.08.2004 23:13:40, U
Всем спасибо большое. Много ценного. Пишите еще, плиз, я все обязательно читаю, хотя иногда не могу ответить сразу. 03.08.2004 00:39:44, U
Anit of
У меня дочь в 4 года живя у бабушки начала кусаться(больно, до крови). Бабушка объясняла 2 месяца. Вылечилось за 2 раза. Оба раза (я и дедушка) на неожиданную боль отреагировали рефлекторно дернув рукой (то есть фактически дали сдачи). Очень помогает.
Один раз дочь попробовала меня ущипнуть, я ответила тем же. Больше не повторялось.
Как ребенок может примерять к себе то что не знает? У меня так не получается. Один раз вполне можно дать почувствовать на себе и фантазии про избиение взрослых палками закончатся.
03.08.2004 13:05:58, Anit of
Что почувствовать, избиение палками? Или вы думаете, что вот ребенку четыре скоро, а он ни разу не ударился и не знает, что такое больно? Или он думает, что избивая палками, сделает приятно?

Фантазии эти, кстати, смущают меня меньше всего из описанного. Потому что это явно только фантазии. И потому, что это как раз совсем не редкость,и в гораздо более жесткой форме (много кого родные детки и убить грозятся иногда :)) Меня дела смущают.
05.08.2004 00:17:28, U
Dinah
Я бы НЕ ДАВАЛА обижать живое. Объяснять - да, конечно, с примерами и т.п., но есть вещи, которые делать нельзя независимо от того, понимаешь ты почему нельзя, или нет. Иногда запрет, внедренный почти что в кровь, позже приводит к пониманию его причин особенно если таких запретов мало. 02.08.2004 18:01:35, Dinah
Я не даю, когда могу. Вы думаете, ребенок стоит и обижает живое, а я сижу рядом и нудным голосом объясняю? Конечно, предупреждаю/пресекаю первым делом. Но не всегда это возможно - раз, и я хотела бы узнать, может есть еще способы, кроме "не пущать" - два.

И я лично всегда хочу понять, почему мне нельзя делать какие-то вещи.
03.08.2004 00:36:59, U
Насчет "обижает живое" - у нас так - не ты создавал, не ты и разрушаешь (с оговоркой, если это не причиняет тебе боль - это про комаров, к примеру). Это моя дочка понимает. К примеру, если ты куличи сделал - ты его и ломаешь, а если кто другой сламает - тебе обидно. Так же и с жуками, муравьишками. А если интерес к тому, что получается, когда прихлопнешь - так полно всяких ос, мух сушеных можно найти и т.п. :)) Для моей это была очень понятная аналогия! 06.08.2004 22:04:48, Zmeika
Вы тоже мясо не едите? А тараканов не травите? А если хозяин куличика уже давно домой ушел, а куличик тебе мешает? А если жука сравнивать с куличиком, то кому обидно, когда его сломать? Эти вопросы не я выдумала, а сын мне задавал.
Понимаете, я тоже в общих чертах это так и преподношу, но тут много всего разного вылезает... Ребенок мой очень хорошо чувствует, когда в голосе убежденности нет, а в этой версии я не убеждена на все 100%. Поэтому именно эгоистическими мотивами стараюсь заинтересовать, это вроде больше помогает.
09.08.2004 01:43:31, U
Вы знаете, мясо действительно не едим:)) Но это совсем другая тема - еда, это вопрос выживания (рыбу едим). У нас тоже такие вопросы возникают, про куличики и т.п. С куличиками - если ушел, ломать можно, а иначе (если не ломать) - играть негде будет. И твой сломают, когда уйдешь. Ну что же поделаешь:(( На своей территории - не сломаеют, на общественной - увы...Тараканов у нас, к счастью, нет. Но морили бы, ессно, т.к. это нам МЕШАЕТ. Все обсуждать просто надо, и тонкостей много - с тем же самым муравьем - если по тебе ползет - стряхни, прихлопни, иначе укусит (и больно укусит), если же мимо ползет - смотри и радуйся...
А почему у вас в голосе убежденности нет? В чем именно нет убежденности?
09.08.2004 11:05:42, Zmeika
Dinah
А если сказку рассказать? Про того же жука, который жил себе своей жучьей жизнью, жену завел, детей, вышел на минутку за едой и уже совсем собрался домой, как вдруг на него наступили, просто так, забавы ради. Ну и со всеми вытакающими, как он умер, и как ему было больно, и как его дома ждут. Если ребенок впечатлительный, может подействовать.
Я вообще-то тоже люблю знать, почему нельзя. И если я не в состоянии внятно объяснить ребенку это почему, то почти всегда это значит "можно". Исключений два - безопасность и личное пространство окружающих. То есть и эти вещи я объясняю, но даже если ребенок не поймет, "нельзя" останется. С безопасностью как-то проще, тут он сходу соображает, да и показать можно на примере, с чужими чувствами сложнее. Но ИМХО ребенку полезно знать, что даже если очень хочется сделать кому-то неприятно, то стоит от этого воздержаться. При настойчивом отказе понимать чужие чувства я бы все-таки применила физические меры - дать ему почувствовать, как это, когда тебя толкнут, ударят или ущипнут.
03.08.2004 09:01:23, Dinah
Наташа Р
У нас удивительно похожая ситуация с сыном. И кусался он, и дрался. в период с 2 до 3,5 лет с ним невозможно было гулять на площадке - кидался на детей из-за каждой ерунды. И хотя ему сейчас уже 6 лет и он научился иногда добиваться своего методом переговоров, менее агрессивным он от этого не стал. Видимо, такой уж характер. И сказки мы не раз читали и рассказывали. В частности, есть очень впечатляющая книга про кузнечика, как он живет, что видит, стрекочет от радости и все такое. А в конце его поймали 2 мальчика и один предложил оторвать ему лапки. И он кричит " не надо, мне же больно! я же тогда ничего не буду слышать, я же ходить не смогу!" Так вот мой сын рыдал в голос на этом месте, кричал "не надо!" К счастью второй мальчик вмешался и попросил не трогать кузнечика. Или вот сейчас читаем книгу про муравьев "Муравьи не сдаются". Он тоже очень близко принимает к сердцу проблемы муравьев. Что не мешает ему периодически делать попытки давить их и все такое, которые я разумеется пресекаю в корне - когда я рядом. А когда меня рядом нет? Он уже нередко гуляет без меня. И как-то с гордостью доложил, что залил водой муравейник и было очень интересно наблюдать, как они спасались от потопа. И прямо как у вас, попытки изложить мысль: "а если бы твой дом залил великан?" и т.п. свелись к балагану "А я бы его тогда...!" но все-таки, кажется, задумался. Во всяком случае моя искренняя отрицательная реакция, кажется, повлияла на него. Во всяком случае хочется надеятся на это.
Один плюс - он никогда не позволял себя бить (бабушка раз попыталась его попугать ремнем - он потом за мной и бабой чуть что с ремнем стал гоняться) и запугивать. Надеюсь, что он из тех людей, кто не склонен идти за мнением толпы и все такое. Во всяком случае обычно он принимает решения сам и вообще весьма самостоятелен.
И еще плюс - дочка у меня тоже довольно агрессивна и характер и нее ого-го, но "сесть на шею" брату она так и не смогла. Как говорится, где сядешь - там и слезешь :). (А я знаю ситуации, когда агрессивный и напристый младший ребенок просто забивает мягкого и покладистого старшего, и родители не знают, что с этим делать.) Тут я стараюсь упирать, что в любой ситуации надо контролировать свою силу (уметь управлять своми кулаками), не забывать, что она слабее, так как младше и девочка. Кроме того, хотелось бы научить его в соответствующих ситуациях справляться хитростью, а не прямой силой. Иногда это ему удается, но терпения ему хватает очень не на долго. Кстати, и муж у меня не сразу этому научился. Только уже после появления второго ребенка он стал более-менее успешно хитрить и пользоваться дипломатическими методами. А раньше не умел этого и любое неповиновение ребенка воспринимал, как прямой вызов ему лично.
04.08.2004 20:42:34, Наташа Р
казку про жука не получится. Потому что я в это не верю, а мой ребенок легко такое просекает. Видите ли, при всем своем пацифизме, доходящем до вегетарианства, я все же прихлопну, например, комара, а ведь это мамочка, которая старается только и исключительно для своих деток и не может принести мне никакого серьезного ущерба - пару мг крови и легкий зуд это ведь мелочь по сравнению с отнятой жизнью, не так ли?

А с личным пространством, представляется мне, не так все однозначно, как с безопасностью. Хотя деть мой однозначно переходит черту.
03.08.2004 23:20:41, U
Dinah
Я упростила слегка для примера. Вы же комара прихлопните, чтобы не кусался, но забавы ради жука давить не будете? На охоту просто так, не с голоду, не пойдете? Вот и сделайте свою сказку, такую, которая отразит ваши настоящие чувства по этому поводу. Важно донести до него, что чувствуют окружающие, не абстрактно, а конкретно, чтобы пробрало. Не понимает просто разговоров - бить на эмоции, опять не понимает - показывать на практике, что такое "больно". 04.08.2004 14:24:00, Dinah
ABDDavidoff
Я когда-то по теме "уровни морально-нравственного развития" писала работы всякие.
Так вот, я о сыне своем высокого мнения :-), и стараюсь ему разъяснять и объяснять.
И понимает он, и реагирует.
И для ребенка такого характера вроде бы вполне хватает простых объяснений.
Но! Я "знаю", что в таком возрасте принципы нравственно-абстрактного характера усваиваются в основном по "реакции" взрослого. Эмоциональной.
Не "это не правильно", "подумай" и т.п.
А насупленные брови, удивленные взгляд, покачивание головой..

В общем, как бы мой сын (а он чуть младше вашего) не "схватывал" ситуацию, я ВСЕГДА с его младенческого возраста подкрепляю объяснения своей четкой оценочной реакцией.
Слова -не словами.
Жестами, мимикой и т.п.
Это хорошо, а это плохо.
Подкрепляю именно такие ситуации. Нравственные. Не умоляющим, не тихим, не расстроенным голосом-видом. А четко, оценочно.

Меня в свое время родители так до конца школы учили :-)
"Он/она курит?" У мамы поднималась бровь ...и немного снисходительным голосом. "Пожалей человека".
Очень лечит :-)
Трудно описать. Но я постаралась :-)

Причем я в редчайших случаях "говорю" слова "плохо-хорошо". Я ПОКАЗЫВАЮ отношение.
А "говорю", что "какую бы плохую вещь ты ни сделал, я буду любить тебя всегда. Ты сам знаешь когда ты правильно или не правильно поступаешь. Если не правильно, я расстроюсь. Но любить тебя буду любого".

И на воспитание и понимание сына не жалуюсь. Вообще проблем нет.

02.08.2004 17:57:28, ABDDavidoff
Очень полезно. Но я реагирую эмоционально. У меня ЕСТЬ это (негативное) отношение, и оно, по-моему, хотя бы поэтому не может не быть написано у меня на лбу. А актриса я так себе.

Слова "плохо" я тоже не говорю. Это я для упрощения для нас, больших теть и дядь. Ребенку я говорю больше "надо то-то" и "не надо то-то".

А этот абзац удивил меня: А "говорю", что "какую бы плохую вещь ты ни сделал, я буду любить тебя всегда. Ты сам знаешь когда ты правильно или не правильно поступаешь. Если не правильно, я расстроюсь. Но любить тебя буду любого". Мне всегда казалось, что вот это-то и надо "показать" в первую очередь. Ясно и крепко. Хотя и сказать не помешает.
03.08.2004 00:32:17, U
Насколько я поняла, для него это вообще не агрессия, не наказание для кого-то, а просто такой вот элемент "общения", проявления инициативы и ожидание ответной реакции.
В случае с жуком, он, возможно, "устранил препятствие", не отдав себе отчета, что жук живой. А с людьми - еще не разобрался, какие действия им приятны, а какие - нет.
В определенном смысле, если бы реакция людей была бы такой же искренней и однозначной, как и у природы (у огня, у кипятка, скажем, и т.п.), было бы проще - пару раз получил сдачи, и сделал соответствующие выводы, как себя вести не стоит. А тут - дедушка пожалеет и не скажет, девочка тоже не сообразит или постесняется ответить, и даже заплакать может не сразу.
Думаю, одноразовым действием тут не обойдешься.
Пожалуй, с дочкой я это с помощью ролевых игр и терапевтических историй постепенно "разгребала", ну а за более слабых заступалась сразу на месте.
А сейчас, пожалуй, я бы попробовала другой путь - не бороться с нежелательным поведением, а сконцентрироваться на желательном. Сформулировала бы для начала - как я хочу, чтобы ребенок себя вел с людьми (сохраняя все права на реализацию его собственных пожеланий - двигаться, играть, общаться, получать внимание и т.п.). Это не так просто, как кажется, потому что дети разные, а здесь речь идет о том, чтобы именно для его индивидуальности (с его подвижностью, чувствительностью, инициативностью) представить себе подходящие способы взаимодействия с людьми в разных ситуациях. Я про себя знаю, что если у меня в голове есть четкое представление того, чего я хочу, то в нужной ситуации найдутся способы донести это понимание до ребенка.
02.08.2004 16:32:05, Svetlana:)
И да, и нет. Уверена, что он отлично знает, что девочке это неприятно, и то, что я этого не одобряю. А не знает он - почему, если девочке неприятно, то я не должен этого делать? Мало ли кому что неприятно.

Ролевые не идут у нас. Желательное поведение я представляю себе, могу озвучить иногда (если девочка заняла всю песочницу, попроси ее подвинуться или копай с другой стороны или пойдем пока на качели). А иногда - не могу. Как сформулировать позитивно то, что мне хотелось бы, чтобы мой ребенок не толкал кого-нибудь просто так, ни за что, мимо пробегая, с выражеием озорного удовольствия?

Затруднение мое в том отчасти (от значительной части), что я не пойму, какую именно потребность свою он реализует так.
03.08.2004 00:24:31, U
Насчет "мало ли кому что неприятно" - вам уже про общественное устройсво можно и рассказать! Это вполне адекватно возрасту можно преподнести. 06.08.2004 22:08:45, Zmeika
Насчет потребности - мне кажется, что он в чем-то отражает твою потребность (в реплике для Dinah выше) - понять, почему нельзя делать какие-то вещи.
А насчет сформулировать позитивно - это, конечно, индивидуально очень. Могу только пример привести. Скажем, я бы хотела, чтобы мой сын, бегая и играя среди людей, плавно "обтекал" препятствия, как живые, так и неживые, а попозже научился обращать на них внимание и получать удовольствие от того, чтобы сделать им приятное (причем приятное с ИХ точки зрения, и при условии, что сейчас это будет для НИХ уместно).
Соответственно, мои эмоциональные реакции подкрепляют именно этот мой образ. А на негативе я стараюсь сейчас не концентрироваться, чтобы не фиксировать внимание на том, что НЕ нужно делать. Само отвалится :))
03.08.2004 15:35:31, Svetlana:)
Пример - очень ценный. Слово "обтекал" особенно понравилось. Спасибо.

А подкрепляют как? Я имею в виду, следует ли специально обращать внимание детя на то, что "мне понравилось, как ты "обтек" того мальчика" или достаточно просто тихо радоваться?

Что касается потребности, то у меня она в целом удовлетворена :)) Просто, мне кажется, это не моя потребность, а практически общечеловеческая :))
03.08.2004 23:25:29, U
:))
Насчет подкреплений - я особенно не морочусь, как получается, так и ладно. Наверное, радоваться достаточно - дети вообще нас без слов понимают :))
Иногда словами получается, но специально я не стремлюсь озвучить.
Насчет потребности - наверное, общечеловеческая, но, похоже, разные типы людей в разной степени склонны обдумывать это на сознательном уровне. Есть люди, которые принимают или перенимают поведение взрослых без сомнений и обдумывания, а есть те, кому нужно на собственном опыте убедиться в последствиях. Во всех формах есть свои плюсы и минусы, в зависимости от обстоятельств жизни :))
04.08.2004 11:33:03, Svetlana:)
Sivka(Дима-5л,Маша-2г)
Мне кажется, если ребенок до 3.8 не понимает, что еще так нельзя, то надо быть не мягкотелой, а жесткой. Я уводила с площадки ребенка, даже домой, когда он пару раз стукнул кого-то еще в 1,5 года. Очень быстро перестал. Когда мой сын очень назойливо щипался и кусался в 1г9м-1г10м, я почти все перепробовала: и увещевания, и строгий тон, и ругала, но помогло только тогда, когда стала давать сдачи сама лично, понял, что это и вправду больно. Не знаю, с 2 лет я и не вспомню, чтобы мой сын кого-то обидел, если только его не обидели. Когда он замахивался руками и говорил гадости в 3г, изображая, что он стукнет, перед родными и посторонними, если что-то не по нему, то завела цветок с лепестками и отрывала лепесток за каждое такую грубость, если оставался хоть один, то можно было смотреть мультик вечером (другой вариант: если остались 2 лепестка, то вы купите 2 вкусности и т.п.). Попробуйте. 02.08.2004 15:27:37, Sivka(Дима-5л,Маша-2г)
Наташа Р
Вообще-то мой сын как правило отвечает на агрессию агрессией. Именно поэтому с ним бесполезно быть жесткой, наказывать его и все такое. НО! наказание наказанию рознь. Например, в 3 года у меня сын очень бил детей на площадке, никто не хотел с ним играть, а он скучал. Однажды мы познакомились с девочкой 4 лет, которой тоже не с кем было играть, так как она была приезжая и еще не успела приобрести друзей. Они "сошлись". Разумеется почти при каждой прогулке мой мальчик бил ее, мне приходилось находиться "на короткой дистанции" непрерывно, чтобы пресечь нападение в самом начале, так как иногда это было просто опасно (например, как-то раз он кинул в нее камень - хорошо, промазал, другой раз - прокусил руку до крови). К счастью девочка оказалась необидчивой, а родители - относительно спокойные. Сыну так нравилось играть с этой девочкой, что если я после очередного нападения уводила его на другую площадку, это очень действовало на него. Особенно мой расстроенный вид при словах "боюсь, мама не разрешит ей с тобой играть после такого..." На удивление быстро подобные эпизоды почти исчезли. А злость свою сын именно от этой девочки научился выражать словами "ты плохая" и т.п. Уверена, что если бы я попыталась именно наказать его, то есть как-то агрессивно, зло на него воздействовать именно от моего лица, в ответ я получила бы только нападение на меня и полное отсутствие сожаления. Жаль, что не всегда удается обходится без злости с моей стороны. Огорчение и сожаление более эффективны, но что делать, если его поведение меня порою реально злит? 04.08.2004 20:58:29, Наташа Р
Я против "сдачи" по многим причинам. И против наказаний. Скорее, если будет хуже, мы перестанем гулять там, где бывают другие дети. 03.08.2004 00:16:12, U
Во-первых, "запугивания" почернушней устроить. По-моему, он не понимает, ЧТО значит получить дубинкой в лицо, например. Покажи кино ему на тему, что ли? С кровищей, я не знаю. Понятно, следи сама, чтоб не перегнуть и так далее, чтоб СПРАВЛЯЛСЯ. Но балаган на месте безопасности не дело вовсе. Покажи, как война бывает рядом, а не в дальних краях. Мельче война, но не менее противная. Мы через войну и объясняли.

Во-вторых, мне кажется, ему сейчас безразличны окружающие и их мнения. Дедушки, детей на площадке. Мне кажется, тут можно только добавить его зависимости от окружающих. Если они то-то, то у него... Что? Чем ЕМУ плохо то, что в дедушку песком?
02.08.2004 02:12:15, Мария Д.
Конечно, не представляет. И смотреть откажется – он почти-почти ничего не смотрит. Новости разве что ничать самой смотреть, как бы невзначай…Но я не думаю, что это очень поможет, потому что он чужой боли – не чувствует. А к себе приложить (мысленно) дубинку отказывается напрочь. Но на самом деле там где удаеся увязать с безопасностью – там у меня еще что-то выходит. Но вот, например, наступить кому-то на ногу со всей дури – и опасности особо нет, и агрессия налицо. Или, скажем, налить воды за шиворот.

Да-да, вот именно безразличны. Не знаю, чем ему плохо. Ничем, в том-то и дело. И что делать, кроме ждать? Я уже писала кому-то, людям от него сейчас больше надо, чем ему от них.
03.08.2004 00:13:57, U
Почему, реально, нельзя делать всё перечисленное? Какие человеку из этого проблемы следуют (по теории разумного эгоизма пока)? У тебя есть от этого проблемы? У сына? 03.08.2004 02:14:46, Мария Д.
Вчера писала-писала, и где оно? Зато сегодня буду короче :))

В общем, я считаю примерно так: мир в целом более или менее нейтрален, а то, каким он будет вокруг меня лично зависит от того, что именно я в него привношу. Поэтому то, что я не хочу видеть в своем мире - насилие, например, или хамство, или приторная сентиментальность - того я и избегаю в своем поведении. Проблемы, которые следуют (у меня) - да настроение портится. Жить меньше нравится. Проблемы у сына - нервозности явно больше вокруг него, но ему трудно уловить связь, он даже в связь голода и нервозности не очень верит.
04.08.2004 23:55:52, U
Теперь вопрос. Как УВИДЕТЬ то, что ты сказала сейчас? И потом, я замечала, некоторые мальчики хотят жить в войне (до какой-то своей детской степени). Специально привносят насилие, потому что им нравится. 05.08.2004 16:10:16, Мария Д.
Маша, я знаю этот вопрос :)) Я ответ не знаю. Я уже до того устала об этом думать, что на меня полное отупенние нашло, идей ровно нуль. Так что если у тебя есть чем поделиться на тему, плиз, колись прямо, а не пытайся натолкнуть мекня на мысль :))
По поводу "и потом" - тоже верно, пожалуй. Но что с этим делать - тоже не ясно. Вернее, ясно, что надо предлагать легитимные методы какие-то, но какие - не придумывается.
Одно радует - есть надежда, что то, что я уже сделала по этому поводу, зреет где-то внутри у детя и даст о себе знать. Были случаи :))
09.08.2004 01:36:17, U
Не знаю ответа. Через себя показывать про мир, сильней свои эмоции демонстрировать? Вот ещё вопрос зато есть. Как ЧАСТО случается вышеописанное? Какой процент всего времени игры занимают эти события? 09.08.2004 06:06:40, Мария Д.
Недели две назад за часовую прогулку могло и десять разных таких событий произойти. Или 2-3 раза за 15тиминутный поход в магазин. За сегодня, например, обошлось 1м топтанием муравья, но что специфично - после слов "мама, отвернись". Не умеет пока скрыть, но хочет :(( Вчера - раза 3 за час, наверное (это обсыпание песком не в лицо и т.п. относительно невинное) Но и сейчас, когда это бывает реже, у меня такое впечатление, что я почти физически держу сына за руки. Это не то, чего бы мне хотелось. 10.08.2004 00:03:05, U
По-моему, прогресс имеется. Понаблюдай ещё несколько недель, куда это всё идёт... 10.08.2004 02:52:10, Мария Д.
Ясень
Скажите, а для ребенка есть запреты, которые он не нарушает, хотя, возможно, не до конца понимает их смысл? Ну, скажем, запрет выходить на проезжую часть, даже если машин поблизости нет? С другой стороны, значит ли что-то для него слово Человек. То есть он понимает что-то о том, что он не животное? Есть ли для него уже какие-то ценности в дружбе? То есть можно ли говорить о том, что люди не будут с ним дружить, если он будет проявлять агрессию к слабым, а если и будут, то это будут такие люди, рядом с которыми никакую слабость проявить нельзя?

С третьей стороны - переживал ли он агрессию, направленную на него?

С четвертой - а Вы сами вообще уверены, что нельзя обижать беззащитного?
Встаньте прямо, уверенным голосом громко скажите (наедине с собой): "Недопустимо физическое насилие над беззащитным или тем, кто слабее тебя. Люди, которые это делают вызывают у меня такие-то чувства. Когда я вижу такие действия, мне хочется сделать то-то и то-то. С человеком, который это может сделать, у меня складываются такие-то отношения". Послушайте себя. В каких местах нет уверености в голосе? Насколько то, что Вы произнесли соответствовало тому, о чем Вы думали, когда заводили этот топик? НАсколько то, что Вы сказали, соответствует Вашему поведению после того, как Ваш ребенок пнул котенка или ударил другого ребенка?

С пятой - агрессия, это не только причинение ущерба окружающим, это и достижение желаемого, это и демонстрация мощи, это и выход силы. Каким другим способом ребенок может продемонстрировать силу и напор так, чтобы заслужить внимание и получить немедленный результат?
02.08.2004 01:07:10, Ясень
1) Не смогла припомнить. На проезжую часть не выходит, но понимает, почему. Может, еще варианты?
2) Трудно сказать, значит ли. Может, и нет пока. Близко ни с кем из детей не дружит, отчасти потому, что тянется к 7-8-10тилетним, а их он не привлекает. С мальчиками – околоровесниками – вечная конкуренция/война. С девочками лучше, но тоже дружбой не назовешь. При этом он и не самодостаточный такой тип – меня, например, ему надо много, и папы, и еще пары человек. Но в целом люди проявляют к нему заметно больше интереса и активности, чем он к ним. Не получается о дружбе говорить так, чтоб проникся.
3) Очень-очень мало. Ну вот отбирал как-то игрушку у двухлетки, тот его здорово укусил. Сначала успокоила, потом разобрали, что Даня его укусил, потому что он у него начал забирать машинку. Вывод, сделанный ребенком: если Даня будет у меня машинку отбирать, я его тоже укушу/палкой стукну…На замечание, что надо бы договориться мирно или маму позвать одну и другую – опять 25: а вот если он не договорится, а мама не услышит, тогда я его покусаю.
4) Уверена. Чувства (к человеку, делающему это): отвращение, тоска от бессилия изменить, страх, ощущение, что человек чужой абсолютно. Стыд (за него, за себя в некоторых воспоминаниях). Ощущение тошноты. Хочется – остановить или убежать. Отношения – не знаю даже. Среди своих приятелей (не говоря уж - друзей) таких не припомнила. Делаю – да так и делаю, останавливаю, если успеваю; извиняюсь, утешаю обиженного; убежать иногда тоже хочется, особенно когда десятый раз, да ведь свой ребенок. Отчасти это и пугает: к своему, любимому детю – вышеперечисленные чувства. Но вот если призадуматься глубже, два момента всплывают: во первых, все же не поручусь, что я _ни при каких_ обстоятельствах не ударю слабого. Мало ли что может вынудить, или там затмение какое страшное найдет… Но вот радоваться этому – совсем не представляю. А во вторых, чувства к ребенку все же не такие яркие, как если бы это был взрослый дядя. То есть я делаю скидку на то, что это ребенок и он еще не умеет/не понимает. Нет осуждения такого, хотя отвращение есть.
5) Понимаете, я никак не соображу, какой результат ему нужен. Да хоть заорать громко, со всех своих трехлетних сил «ту-ту» - чем не демонстрация силы и напора с привлечением внимания? У меня очень оручий ребенок. На детской площадке – спуститься с горки новым, невиданным способом, на спине вниз головой дрыгая пятками, например. Но сдается мне, что где-то в этом пункте собака и порылась. Как бы это развить? Как научить иначе демострировать силу и напор?
6) А вообще так вопрос сужается. То есть сын запросто может проявить эту самую агрессию и в направлении десятилетнего, или компании таковых. Те офигевают обычно от такой наглости, а то и восхищаются ею. Тоже не лучшая картинка. И не только об агрессии речь, речь вообще о недоброжелательности, что ли. Мне, например, кажется, что ответить «хорошо» на вопрос «как дела?» так же быстро, как и ответить «не скажу». А человеку приятно. А вот сыну так не кажется.Ничего не скажешь, это его личное право: отвечать «не скажу» - не песком обсыпать. Но зачем это право каждый раз упорно реализовывать?
03.08.2004 00:12:28, U
Ясень
Ребенок хорошо говорит и понимает речь? По вашим описаниям мне кажется, что очень хорошо. Вы не пробовали рассказывать ему о своих чувствах к людям, которые так себя ведут? Вы очень четко описали свои чувства здесь и мне кажется, ребенку они должны быть понятны в таком изложении. Ведь от Вас ребенку как раз многое надо? Так переложите на него часть проблемы. Вы испытываете такие чувства. Вам в такие минуты и некоторое время потом не хочется быть с ним в близком контакте, что он по этому поводу думает? Только не спршивайте ни в коем случае "что мне, милый с этим делать", этим Вы именно возмете всю проблему на себя. И не настаивайте на том, чтобы он обязательно что-то сказал или предложил какие-то решения, устраивающие Вас. Ребенку это трудно. Просто расскажите ему. В тихие минуты беседы, может вечером? возможно, если ребенок гений общения, что опять же, по описанию не исключено, можно задать вопрос, можете ли Вы как-то помочь ему избавиться от этой привычки пинать и обижать беззащитных (дедушка беззащитен тоже, очевидно, и ребенок это знает). Возможно, он сможет рассказать, что он чувствует, когда собирается наподдать :)) То есть я предлагаю сначала вместе с ребенком изучить проблему и с Вашей и с его стороны.

Вообще, это скорее всего скоро пройдет в отношении животных, если, конечно, на лице его, когда он жука давит, не написано сладострастие :)), а если написано, я бы к реальному психологу сходила, только к очень спокойному, это искать надо. А вот в отношении людей сложнее. И еще, это очень связано со скукой :((

Про остальное я еще подумаю :))

03.08.2004 02:23:03, Ясень
Сладострастия нет, к счастью. Есть выражение "он хотел созорничать, но не знал, с чего начать". Ну и задумчивое любопытство какое-то. Я тоже надеюсь, что пройдет.

Да, со скукой связано и еще с территориальностью тоже - например, немеряно возрастает в чуть большей тесноте. Только справляться с этим я еще не научилась.

Пробовала, реагирует любопытно. Он начинает вместе со мной осуждать "таких людей", зачастую перегибая (типа надо будет вызвать милицию, пусть их всех посадит в тюрьму). Со всей детской склонностью к черно-белому мышлению рисует их именно черными. Себя к таковым явно не относит (или, может, для себя делает исключение? но похоже именно не относит).

Вообще очень ценные мысли, спасибо. И про изучить, и про переложить ответственность. Я, кстати, очень склонна спросить "что мне, милый с этим делать", так что Ваше замечание учту обязательно.

04.08.2004 23:48:56, U
Irina L
Я бы в таком случае поступила бы в стиле "не понимаешь объяснений, значет будем действовать, так как я считаю нужным" (то бишь не хочешь по-хорошему, будет по-плохому) и при малейшем намеке на агрессию в сторону другого ребенка тут же увести с прогулки домой. 02.08.2004 00:45:17, Irina L
Иногда я так и делаю. Но порой это не имеет смысла. Скажем, по пути из дома в магазин пнул котенка – куда уводить? На даче у бабушки с дедушкой ущипнул бабушку – ессно, не уедешь. И др.

К тому же, тут такой аспект вылезает: по сути, таким образом мы скатываемся в стиль «кто сильнее, так и будет». Он толкнет ребенка – а я его силой уведу – он зол на ребена, меня и всех и всю дорогу рассказывает, что он сделает, если встретит того мальчика еще раз. В результате мне удается доказать утверждение «тебе не позволят так поступать», а не удается сделать так, чтобы «так» поступать ему не хотелось. Наоборот даже. Если я понятно выражаюсь. Все же это разные задачи, и если с первой я справляюсь с переменным успехом, то со второй – не похоже.

И еще момент. Это о предупреждении агрессии. Выходит так иногда: идем мы мимо этого самого котенка, сын к нему бросается, я наперерез, а он, оказывается, просто покормить его хотел (именно на этот раз действительно хотел, но не всегда разберешь). А своими наперерезами я помогаю сложиться у [censored]енка в голове стереотипу «я – пинатель беззащитных котят». Тоже фигня выходит.
03.08.2004 00:08:50, U
Ну знаете, вы мама и одна из ваших целей - выставить ребенку жесткие рамки. Так, что бы он НЕ МЕШАЛ ЖИТЬ ДРУГИМ, в том числе. Вы хотите убеждать его словами, ОБЪЯСНИТЬ ( я правильно поняла ??). Но, увы, во многом дети (во всяком случае, такого возраста) - неречевые существа. Тут достаточно бесполезно доказываеть, переубеждать и т.п. Т.е. действовать СЛОВЕСНО. Дети понимают через действие, дижение, органы чувств, в конце концов. Если не хотите давать сдачи - заострите его внимание на его ЧУВСТВАХ, ОЩУЩЕНИЯХ, когда его толкнет, обидит кто-то другой (возникают же такие ситуации неспециально??). Но у нас, например, так - есть что-то, что НЕЛЬЗЯ. Например, пнуть котенка, кинуть палкой в голубей - это мной жестко присекается (просто беру и утаскиваю), и тут уже не до словесных разговоров (хотя ПОТОМ мы об этом много и нудно разговариваем). А пока - в ситуации, только ДЕЙСТВИЯ, блок, НЕЛЬЗЯ.
Вы знаете, а может ваш сын вообще из ситуации такой вывод сделать - мама РАЗРЕШАЕТ пинать, токнуть (раз не ставит НЕМЕДЛЕНННЫХ блоков)??
06.08.2004 22:26:58, Zmeika
Я, видите ли, не монстр и не ниндзя. Я против пинания котят, но не всегда успеваю "поставить блок". В том, что это нужно, я не сомневаюсь, я спрашиваю, что бы ЕЩЕ сделать. 09.08.2004 01:28:22, U
Что ЕЩЕ? Акцент на ситуациях, в которых он сам оказывается "жертвой" (кто-то же его, наверняка, толкнет, ударит случайно). Если нет - можно и пойти на рынок потолкаться:)) Потом разобрать, как неприятно, когда тебе на ноги наступают...Разбор книжек, картинок, где кто-то в подобной ситуации. Тренинги различные на расчет собственной силы (знаете, как младенцы часто ударяют только лишь потому, что моторика еще плохо развита - хочет погладить, а дрегает за волосы). Ситуации разыгрывать дома с ним всякие аналогичные, можно с игрушками, можно самим...
Еще идея - может его на секцию контакной борьбы отдать? Или дома побольше всяких игр-"возьней" устраивать? (Побороться с папой, полазить по маме, подушками покидаться ну и т.п.)??? Еще - может, он таким способом ваше внимание привлекает? В каких ситуациях он чаще всего задирает?
09.08.2004 11:14:18, Zmeika
Dinah
Вы там выше написали, что вас и папые ему надо много. Я бы воспользовалась своим авторитетом и ценностью :-)) для ребенка. То есть не стала бы обсуждать, кто сильнее и впадать в балаган, а просто озвучила бы свою реакцию: "толкнул маленького - фу, какая гадость, я не хочу с тобой сейчас разговаривать. Я тебя люблю, но ты ведешь себя так, что мне противно." Плюс все же дать понять ему ощущения ударенного, раз теоретически чужая боль не ощущается. 03.08.2004 09:23:24, Dinah
Говорю. Ощущения ударенного он знает, а я ему могу подарить разве что ощущения человека, которого внезапно ударил некто самый близкий, и логичный вывод, что если уж мама может ударить слабого (не без причины, конечно), то и ему тоже можно (а причину найти всегда легко).
05.08.2004 00:03:50, U
Dinah
Возможно, разные люди разные выводы делают из одних и тех же вещей. Мой сын из отзеркаливания делает "правильный" вывод - неприятно, когда тебе делает больно самый близкий человек, значит, не надо так делать. 05.08.2004 11:15:57, Dinah
Irina L
Я глубоко убеждена, что в таком возрасте еще совершенно необязательно объяснять все "до копейки". Это только запутывает ребенка и заставляет нагружать мозги тем, чем ему еще не под силу. Некоторые вещи надо делать не по каким-то там высоким соображениям и из чувства сознательности, а потому что мама так сказала. Просто сказала - и все. Приказы не обсуждаются. За котенка я бы вообще "убила". Ненавижу когда обяжиют животных, тем более маленьких. И кстати, говоря, попадаются дети, которых нельзя не наказывать. Они по-другому не понимают. Сознательных с младенчества - очень мало. И шлепнуть иногда - совершенно не преступление. А в Вашем случае я бы все-таки применяла "сдачу". Когда я устала в тысячу триста первый раз объяснять дочке, что не надо обрывать листья на всех мимопопадающихся деревьях, я просто после очередного обрыва листика дернула ее за волосок, уточнив, что дереву так же больно (кстати я читала, что это научно доказанный факт). Помогло меж.прочим. 03.08.2004 01:31:50, Irina L
А попадаются дети, которых наоборот?

Про листья, кстати, я этому не верю, наоборот, читаю, что дереву не убудет, а ребенку приятно.

Не хочется начинать старый спор про сдачу. Я как раз и пытаюсь объяснить своему ребенку, что даже серьезные вопросы можно и нужно решать без рукоприкладства, и даже тогда, когда это значительно прибавляет сложностей в текущий момент жизни.
05.08.2004 00:00:06, U
Irina L
В таком возрасте ни один ребенок не будет вести "миротворческие переговоры". 06.08.2004 19:22:23, Irina L


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!