Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Cat-S

режим идеальной девочки 60-х

Купила ребенку (на самом деле для себя, такой у меня в детстве не было) книжку Софьи Могилевской "Девочки, книга для Вас". По домоводству для девочек. И обнаружила там режим дня примерной, собранной и аккуратной, "правильной" героини Тани. Цитата:

"Занятия в школе у нас бывают до двух часов дня. После школы я иду домой не торопясь, чтобы еще полчаса погулять. В 2 часа 30 минут обедаю. А потом до 5 часов у меня много разных хозяйственных дел. Бывают дни, когда у меня постирушка. Иногда нужно прибраться дома. Все это я делаю с 3 до 5. Потом быстро пью стакан кефира, или чая с бутербродом, или молока и принимаюсь за уроки. Для уроков у меня отведено три часа, с 5 до 8 . Иногда я успеваю сделать уроки быстрее. Тогда до ужина читаю или занимаюсь еще чем-нибудь."

Уклон книги - в домоводство, поэтому понятно, почему девочка с 2.30 до 5 занимается хозяйством. Это время, в принципе, можно заменить на кружки, спорт, чтение книг, прогулки и т.п. Меня поразило другое. Что идеально собранной, аккуратной девочке 60-х на выполнение уроков отводится целых три часа . Т.е., кхм, девочка с ленцой (Капа из той же книжки) эти три часа растянет на пять легко! Насколько я понимаю, именно в 60-х школьное советское массовое образование поднялось, а с 70-х начался медленный упадок, который бурно продолжился в 80-е. Я тратила на ДЗ в средних классах в 80-е от получаса до часа в день, училась хорошо. Мне сейчас кажется это "нормой", но вот, оказывается, норма-то в 60-е была другой совсем... ДЗ, видимо, гигантские были, если собранная девочка делала их за три часа.
19.05.2013 11:01:22,

88 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
LEXX
Это была моя любимая книжка!!!Но дочери,10-летке, не пошла:( 22.05.2013 14:03:13, LEXX
Нефигассе, какие все были золотые дети!

Я училась в 80-х. Время на уроке много тратила только в началке, когда к почерку придирались.
Остальное наловчилась писать на переменах. Ну да, было грязно, но "4" меня устраивало, меньше не ставили. На английский уходил час в день (спецшкола), или даже больше, остальное полная фигня.

Читала запоем дома. Выгулять выгоняли в приказном порядке 2 часа почти каждый день :-( Это мне было скучно, но я была послушная девочка. По хозяйству да, помогала, но не так чтоб ужас...готовила все только мама, за серьезными продуктами типа мяса ходил папа.

Но в школе мне было скучно. После 6 класса бросила школу вообще - вот тогда образовалось много времени, и на помощь маме в том числе. Как раз брат маленький родился.
21.05.2013 19:46:15, Иновара
Золотые - это ИМХО как раз те, которые умудряются при минимальных трудозатратах прилично учиться. А что золотого в том, что учишь-учшь - и все равно максимум 4? А как это - бросила школу после 6 кл, это в каком году и государстве? 22.05.2013 12:40:21, hanhi
Норма это три часа думать над одной задачей. Если такой задачи нет, значит и не учишься. Для старшеклассника.В средней школе час-полтора. А все уроки за 40 минут это профанация, лучше вообще не делать, чем делать так. 20.05.2013 13:10:55, Liskai
Cat-S
Я понимаю это сейчас :), только время-то назад не открутить. В старшей школе я гораздо серьезнее училась, чем в средней. Но это было уже после перехода в другую школу. 20.05.2013 14:51:04, Cat-S
хухра-мухра
Ой, у меня была в детстве эта безумная книжка!!!:)) Хотя я-то в школу ходила в 70-80. Но у меня львиную долю всего времени занимал английский (английская школа была). Эту книжку я читала, как сюжет "из жизни инопланетян" :) Нам задавали довольно много. Ну, например, бывало, что за вечер необходимо было написать сочинение по лит-ре, решить N примеров по математике (ничего сложного, сложение-умножение-деление-вычитание, но с дробями и скобками, длинные - если где-то ошибешься, то решение неправильное сразу), наваять какой-нибудь доклад по биологии или истории, и еще до кучи - по химии, причем с картинками, и прочитать главу на англ., например, из книжки про Хоббита. И не просто прочитать, а быть готовой к пересказу, и заодно выучить все новые слова оттуда. Может, я была туповата, но у меня на все это уходило больше 3х часов. А еще музыка - час. Смотришь, уже вечер, и погулять времени нет. Кстати, из школы я обычно приходила не раньше 3х: 6 уроков, пока соберешься, пока доберешься до дома (ехала на метро, потом шла пешком). 20.05.2013 11:08:50, хухра-мухра
Просто Так
Училась с 1981 по 1991. На уроки тратила максимум 40 минут в день - больше просто не было, была школа искусств- скрипка и большой теннис. Закончила школу с золотой медалью. 20.05.2013 10:26:22, Просто Так
VarNa
Училась в 80-е в обычной школе.
В началке точно не тратила 3 часа на уроки, потому что успевала, помимо уроков, погулять после школы и полтора часа отыграть на фоно до прихода отца с работы. А он приходил в 6 вечера.
В средней начались уже заучивания правил, теорем с доказательствами, сочинения и т.п., да и упражнений и задач стали задавать много. Так что 2-3 часа точно уходило на уроки. Правда, нас было 40 человек в классе, поэтому довольно быстро мы научились высчитывать время следующего вызова к доске. Соответственно, если тебя только что спросили, то ближайшие 2 недели можно было не особо усердствовать с заучиванием параграфов, что экономило время на домашку :)

И обязанности на мне были - помыть всю посуду и начистить картошки к отцовскому приходу с работы... :)
20.05.2013 10:05:39, VarNa
Я уилась в 80. У очень сильной учительницы математики. Кол-во номеров в нашем ДЗ могло исчисляться сотнями, поэтому 3 часа - это был минимум. А вот моя дочь делает меньше часа, да. Ну и задают ей намного намного меньше.
В общем это вопрос не быстроты а уровня обучения.
20.05.2013 09:46:11, старуха Изергиль
nastyk
училась в школе 82-92 гг. тратила на уроки час-два. но я была очень примерная девочка, и если задавали выучить одно из 3-х стихотворений по выбору, я учила самое длинное.
в старших классах тратила на уроки больше, т.к. иногда задавали на дом сочинение, я относилась к этому процессу ответственно, и каждый раз подолгу сидела в библиотеке, перечитывая критиков, и вообще писала по 3-4 черновика сочинения. и сами сочинения всегда были длинные. поэтому тратила на это несколько дней подряд.
а последние 2 года вообще ночами над уроками сидела. училась в мат. классе. у нас учитель задавал всегда основное д.з.+несколько ну очень трудных заданий дополнитель "на слабо". ну вот над этими "на слабо" и сидела. но мне это было интересно самой.
20.05.2013 08:13:20, nastyk
Cat-S
Я только про возраст конференции пишу. Про 10-13, среднюю школу. Понятно, что и в младшей, и в старшей уже все по-другому. 20.05.2013 09:25:56, Cat-S
Я училась в 70-е. Сильная англииская школа. Где-то в 6 - 7 классе среди родителеи начались обсуждения, что некоторые дети сидят с уроками до глубокои ночи. Примерные девочки не обремененные кружками и склонные помедитировать над уроками.
Я делала уроки часа полтора - два с учетом того, что минимум на 30 минут было задание по англиискому, то есть час-полтора на все остальные уроки. Сделать все уроки за пол-часа было нереально даже при том, что я была электровеником с великолепнои памятью и кучеи кружков, из-за которых я уроки делала в жестко отведенное на них время. Считаите сами, вот примерные уроки на каждыи день классе в 7 во времена моего детства.
Математика - 25-30 минут минимум: открыть дневник с д/з, наити задачи в учебнике, открыть тетрадь и вписать в нее решение 7-8 задач (предполагается, что над решением подавляющего большинства задач вы не задумываетесь и доказательство теорем запоминаете с одного прочтения). Русскии - 20 минут минимум: опять же - открыть учебники-тетради, переписать 2-3 упражнения (само по себе заимет минут 10-15), ну и что-то там подчеркнуть-обвести-выписать. Физика или химия - еще 20-30 минут, ибо они тоже почти всегда приходили с письменными задачами, решение которых нужно было записать. Оставался еще 1 предмет (история, литература, биология, география) - минут 10 минимум: достать учебник, тетрадь, атлас или какои-нибудь дневник метеонаблюдении и прочитать параграф перед перекладыванием всего этого в портфель (но бывали дни, когда эти контурные карты и дневники метеонаблюдении нужно было заполнять, или стихи учить, или таблицу какую-нибудь выдумывать - могло и 30 минут занять.
Для неторопливои девочки, которая над заданиями еще и размышляет, а не только ответы записывает, уроки легко могли 3 часа занять. Особенно с учетом того, что сюда входил хотя бы один перерыв минут на 10-15 (ибо положено).
19.05.2013 22:36:45, __nevazhno___
Cat-S
7-8 задач, 2-3 упражнения.
Не было уже у меня такого. Три номера по математике, 1 упражнение, контурные карты вот были, на них много времени уходило по географии. Более того, после 4-5 класса очень много детей перестало делать ДЗ вообще, даже такое минимальное... И с ними ничего сделать не могли. Но я в средней школе в совсем простой массовой школе училась.
20.05.2013 09:32:25, Cat-S
Ну тогда, получается, в 80-е был упадок. Или разница в школах.
У нас д/з нужно было иметь. Либо сделанное самостоятельно, либо списанное, но иметь обязательно. Тетради проверялись регулярно до конца 8 класса. Времени сисывание занимало немало - троечники караулили математику и физику у входа в школу за пол-часа до начала уроков и трудились в поте лица все перемены. Двоечников у нас не было (как это доносили до родителеи - не знаю, но самых слабых учеников обычно переводили в другие школы).
20.05.2013 18:38:25, __nevazhno___
Musenka
Училась с 74 по 84. Насколько я помню, в первые 2-3 года тратила немного времени на домашние задания, с 3 класса поняла, что их можно вообще не делать. В смысле - делать быстренько на подоконнике либо в день, когда заданы, либо непосредственно перед уроком. Первая четверка в четверти - в 7 классе. 19.05.2013 21:08:06, Musenka
Ну я как раз тогда училась, в 1961 году пошла в школу.
Первые 4 класса было по 4 урока, и пятый для отстающих.
Ну тогда мы с бабушкой еще жили, но в магазинчики за молоком, хлебом и пр. я бегала.
После школы и впрямь не сразу шли домой (у нас школа прямо во дворе была, та самая 179), а шли в магазин канцтоваров, покупали на сэкономленные денюжки перышки или карандаши. Или спускались в пассаж (ныне Петровский пассаж), там иногда привозили финские тетрадки с белой гладкой бумагой и яркой синей обложкой.
В общем, где-то в час я была дома. Обедала, потом уроки. Если светлое время года, то потом гулять. Но специально гулять ходила не каждый день. Т.к. был бассейн, танцы, языки. Но успевала как-то по дороге на занятия и погулять. Т.к. и в бассейн и на танцы мы ходили большой толпой. Бассейн, например, был за магазином Пионер, это почти у Белорусского вокзала. А на английский ходила к театру Станиславского, а на танцы в Дегтярный переулок.
Уход за формой (чистка, глажка, воротнички, галстук) все вечером. В 21:00 спать.
Успевала все, еще и поиграть, и почитать, и порисовать.

В пятом классе, когда уехали от бабушки в свою квартиру на окраину Москвы, на меня легло больше хозяйственных дел. По сути все закупки продуктов, вплоть до мяса, были на мне, т.к. родители теперь поздно приезжали с работы. И магазины были не так, как в центре все рядом. Это уже надо было идти сначала в одну сторону, потом в другую. Тащиться с сумками, с картошкой, молоком. Я и в прачечную белье сдавала и забирала. Но при этом я успевала и гулять, и драться, и ходить 3 раза в неделю в изостудию, и 3 раза в неделю на фигурное катание - все далеко, несколько остановок. На уроки много времени не уходило, математику так я всю на уроке же и делала. Учебники прочитывала еще на уроке, пока отвечали вызванные к доске. Очень много читала, рисовала.
Лет с 12 еще и готовила. Так, чтобы к приходу родителей был ужин. А после лета, проведенного в Ставрополе, где я научилась настоящей казацкой кухне, отец сказал, чтобы я супы варила, а не мама.
Все давалось легко. Я даже старшему брату помогала учиться в институте, делала черчение, радиотехнику и немного математику.

А вот последние 2 года в физмат школе, это да. там уж я сидела за уроками долго, т.к. и сложно было и много задавали. Ну и ездила далеко. Вся гулянка, пока из школы домой добираешься. Особенно первый год было тяжело, последний было как-то полегче. Даже иногда гулять ездили к школе, на концерты ходили, в театры.
В общем, все зависело и от человека, и от его "талантов" и организованности.
19.05.2013 19:30:15, litana
Jen1
У меня была такая книжка, еще до школы. Хорошо помню, потому что извлекла из нее полезный урок - готовила по рецепту соус из соленых огурцов, изводила весь огуречный запас. А насчет 3 часов на уроки автор погорячилась. 19.05.2013 19:29:26, Jen1
В моей школе меньше 4х часов ежедневно не уходило на д\з. Пахали как папы карлы. Это сейчас распустились:) 19.05.2013 18:53:41, lovecats
"Девочки, книга для Вас" у меня была, в общем-то это беллетристика, написанная явно не деловым человеком. Нормальных советов там нет, так, треп один вперемежку с очевидным или несколько странным.
Например, по приведенному расписанию. Если после школы идти домой, гуляя те самые полчаса, то за обед сесть с 2-30 никак не возможно. Дома нужно, как минимум, раздеться, переобуться, помыть руки (возможно, зайти в туалет, школьные не сильно располагают). В идеале не бросать сумку в коридоре, а отнести её в комнату (коридоры во многих квартирах были маленькими, а следующий пришедший домой тоже должен иметь некоторое место). Если бабушки нет, то обед надо погреть самолично. Это еще минут 10-15 (СВЧ-печей тоже еще не было). Значит, сесть на еду получится самое раннее либо в 2-40 (если стол накрыт), либо в 2-50 - 2-55 (если греть самолично).

Далее же не по счету времени, а по смыслу.
Детям лет 10-12 медицина 60-х предписывала гулять не менее 4-х часов на свежем воздухе. Если «там режим дня примерной, собранной и аккуратной, "правильной" героини», гулять следовало бы по расписанию не "почаса по дороге домой", а пусть не 4, но хоть еще пару часов, причем гулять засветло; т.е. пообедать и гулять. Если "с уклоном в домоводство", то сходить в магазин за хлебом, молоком, кефиром, т.е. продуктами, покупаемыми ежедневно (в 60х "долгоиграющих" упаковок молока не было). Но тогда и домой можно идти побыстрее, а не гулять с портфелем. Потом поесть и выходить. Побегать часок, потом в магазин.
После прогулки логично садиться за уроки, чтобы, если вдруг потребуется больше времени, оно было. А потом, под вечер, можно и убираться, гладить одежду к следующему дню и так далее.

О времени, необходимом для выполнения дз. Я училась отлично со 2-го класса по выпускной, включая полтора последних года в физико-математической школе. Училась относительно легко, не считая ненависти к сочинениям и нелюбви к русскому и литературе. Тем не менее, уроки я НИКОГДА не делала за время «от получаса до часа в день», а гораздо дольше. Но при этом никогда не списывала и не откладывала на «прочитать на перемене». Что-то делала быстрее, что-то дольше. Скажем, если задавали прочитать нечто в детской энциклопедии, то эту самую энциклопедию (не только заданное, но и дальше) могла читать несколько часов. Если по химии лезла в Глинку (в начале изучения) или в Реми (позже), то вообще окружающее исчезало, настолько занимало чтение. Если сочинение, то совсем трагедия: сначала пару часов «высиживала», что бы написать… потом ждала маму и просила объяснить (это еще минут 40), после чего за 2-3 часа заканчивала. Объяснения историка конспектировала карандашом в школе и аккуратно переписывала дома в тетрадь…
Задачи решала быстро, но писала аккуратно и медленно, но это не было главным по временным затратам в районной школе. Хотя час на геометрию с чертежами по линейке разноцветными карандашами уходил. И все доказательства я пересказывала, представляя себя у доски, пока не получался идеальный вариант.
А еще у нас было черчение. Выполнить чертеж занимало это часа 2-3.
Очень долго занималась заданиями по рисованию. Рисовать я любила. Могла все воскресенье просидеть над заданным рисунком, начать один вариант, другой... Красками и ожиданием, пока просохнет один участок, чтобы закрашивать другой... К великому возмущению мамы, призывавшей не заниматься ерундой.
С 5-го класса у нас было домоводство, мы шили сначала фартук, потом блузку, платье, шили образцы, вышивали, вязали. На это тоже уходило много времени.
В началке скорость выполнения дз определялась скоростью письма, а писала медленно и с перерывами на отдых рук. Переписывала, если получалось грязно (ручки тогда были перьевыми, кляксы не всегда от ученика зависели). При этом почерк, начиная со второго класса, был хорошим. В первом писала некрасиво и совсем медленно, страницу новых букв часа за 2…

Но, допустим, ученик стремится все сделать побыстрее… Сколько времени нужно думать над трудной задачей, если арифметика не твой конек?

Или в физ-мат, когда классе задачи стали сложными? У нас задавали часто такие, что решало четверо из класса – 3 парня и я. Но для меня было позором не решить САМОЙ. Значит, сидела и час, и два, думала… В классе сына и вовсе задавали нерешабельные на неделю, часто их вообще никто не решал… На уроке обсуждали подходы, кто чего надумал, математик кое-что предлагал и задавал еще на неделю…

Касательно объема заданий. Я училась, сын учился, в конфе пишут… Не вижу принципиальной разницы в объемах. Да и кто постарше меня – тоже считали, что задают примерно столько же, как раньше…
19.05.2013 18:44:12, Конек
Я тоже закончила в середине девяностых спецшколу. ДЗ было много: часа на 3-4 минимум для меня, очень организованной в школьные годы) и увлеченной учебой девочки.
Насчет образования в 60-е верю, что что оно было наиболее сильным в сравнении с другими годами советского периода. Вроде тогда и переводные экзамены из класса в класс сдавали.
19.05.2013 17:32:13, ЮВА
В 60-х уже не было переводных экзаменов, кроме 8-го класса. 20.05.2013 00:54:36, litana
Нет, вы что-то путаете, никаких переводных экзаменов не было - только в 8 классе и в 10-м. 20.05.2013 00:16:35, Почему?
Нет, не большинство сдавало, а только в некоторых республиках. 19.05.2013 18:45:24, Конек
Сдавало большинство, потому что в число "некоторых республик" входила РСФСР. 19.05.2013 23:03:43, __nevazhno___
Нет! Входила Украина! В Ленинграде тоже ежегодных экзаменов не было. 20.05.2013 10:14:42, Конек
Были, и в Питере, и в Москве. Моя мама их сдавала (он в 50-е училась). В начале 60х они еще были. Когда я училась, в 70-е, часто говорили про то, что экзамены были, а теперь нам повезло, и их отменили. И во всех детских книжках они еще были. 20.05.2013 18:54:55, __nevazhno___
Но никаких переводных экзаменов в Москве тогда не было. Вот когда моя мама училась в конце 40-х-начале 50-х, они каждый год экзамены сдавали. 20.05.2013 00:17:55, Почему?
Со слов родственноиков - они и в начале 60х еще были. Про конец 60х - не знаю. В 70-е уже точно не было. 20.05.2013 18:46:30, __nevazhno___
В середине 60х уже не было. 21.05.2013 14:28:07, Конек
Мама говорит,что не было в 60-е переводных,это в 50 -е было. Вот бабушка моя всего семь классов закончила, а сочинения пишет так складно и без ошибок до сих пор. И считает лучше моего сына. 19.05.2013 17:54:47, ольгастик
Писать сочинения - это литературный дар, или есть, или нет. 19.05.2013 18:47:03, Конек
Не знаю,не знаю. Бабушка в своё время очень много писем писала бесчисленным родственникам по Союзу. И такой борец ещё была,что жалоб на разные структуры строчила. Видимо всё же навык. А грамотность - это она спасибо учительнице своей говорит,кстати сельской. 20.05.2013 15:48:35, ольгастик
Это не книги писать, тут не столько дар, сколько навык. 20.05.2013 00:18:31, Почему?
Ну да, ну да, как навык решать пресловутые задачи о бассейнах, движении судов по и против течения и так далее... 20.05.2013 10:17:12, Конек
в рамках школы? легко дрессируемый навык, не более того. 19.05.2013 21:26:02, AleXXX
Не скажите. Разница "дрессированных" и талантливых всегда видна. 20.05.2013 10:16:04, Конек
+1 19.05.2013 23:09:00, __nevazhno___
С одной стороны соглашусь. Но я научилась писать сочинения классе в 7-м. До этого не получалось. А тут... какое-то раскрепощение что ли произошло. И стало трудно писать сочинения на конкретную тему по произведению, особенно, если оно тебе никак.

Вот у меня внучка, когда не надо, так здорово пишет. А как сочинение требуется, так ступор нападает. тут что-то другое.
19.05.2013 19:32:52, litana
Сейчас у мамы спросила - говорит так всё и было,на уроки часа три тратила и по хозяйству помогала: и стирала,и убиралась.Училась как раз в 60-е. 19.05.2013 17:12:22, ольгастик
Не все так жили, это точно. И по хозяйству очень многие совсем не помогали. 19.05.2013 17:19:19, Почему?
Это еще и от города зависело.
В Москве было много семей, где дети ничего не делали и не помогали. Там были и мамы не работающие, и бабушки, которые детей "берегли".
нельзя сказать за всю страну сразу. И даже за город, Москва, например, тоже. Многое зависело от района, окружения, как и сейчас.
19.05.2013 19:35:15, litana
Oazis
Всё же не "очень многие", а "некоторые" не помогали. Которых за это осуждало общество. Вспомните -хозяйство было полностью ручным. Плюс шитье и вязание были необходимостью. 19.05.2013 18:17:10, Oazis
Хозяиство не обязательно было полностью ручным в 60-е. Точнее, оно было не более ручным, чем в начале 90х. Были холодильники, были стиральные машины (да, не самые удобные, но автоматы до 90х были редкостью), были пылесосы, были кухонные комбаины, скороварки, сокоотжималки и все прочие кухонные деваисы за исключением ставших популярными сравнительно недавно.
А шили и вязали далеко не все. У меня в детстве самошитои одежды не было, а самовязаные только шерстяные носки были (бабушка вязала по 2-3 пары в год) и воротнички на школьную форму (но это, скорее, бабушкиным хобби было, а не необходимостью). Другие члены семьи тоже в самошитом не ходили - либо шили у портнихи, либо покупали готовое.
19.05.2013 23:35:53, __nevazhno___
Oazis
Знаете, я вам отсканирую завтра статью "стиральные машины" из КЭДХ 1959 года. Чтобы вы представляли себе процесс стирки на тех стиральных машинах.
Шить, кроме одежды, приходилось шторы, чехлы, постельное белье. И перешивать постоянно.
И еще. На пятидневку страна перешла только в 1964 году. А до этого был 1 выходной- на ту самую изнурительную стирку. Поэтому помощь по дому со стороны детей была необходимостью.
20.05.2013 00:02:34, Oazis
Можете не сканировать - я родилась в середине 60х, так что всю технику 50-60х годов видела в деиствии (сначала вв городскои квартире, потом - на даче). У нас в семье основные закупки шли как раз с конца 50х, когда за это взялась моя мама (бабушка к хозяиственным новшествам относилась настороженно).
А черные субботы были и в 70е, я их хорошо помню летом - родители в эти выходные на дачу не приеззнали.
Шторы все время моего детства висели одни и те же - никто их каждыи год не шил. Зачем? И никто ничего не перешивал. 60-е годы как раз были очень обеспеченные, уровень жизни был очень высоким. Пожалуи, самым высоким за все время существования СССР.
20.05.2013 21:23:15, __nevazhno___
Oazis
у кого обеспеченные, у кого нет. 20.05.2013 22:10:12, Oazis
Ну так расслоение есть всегда. И тогда было. И сеичас. Но по сравнению с 50ми и 70ми как раз 60е были очень благополучными и комфортными. 21.05.2013 00:57:36, __nevazhno___
Ну и что? Я и сейчас ни стиральной машиной, ни устройствам для мытья посуды, ни кухонным комбайном не пользуюсь, однако сына домашей работой не загружала...
А в 60х было не модно с родителями разъезжаться, а если бабушка дома, зачем деть ей мешать будет? Так, в магазин сходить - да, а на кухне точно нет.
20.05.2013 10:20:48, Конек
Oazis
Вы не те термины употребляете. Не "модно/не модно", а "жилье одно и другого не предвидится".

Одно дело иметь возможность и не пользоваться, а другое не иметь возможности и поэтому не пользоваться (то же о загрузке сына). О чем спор-то? :)
20.05.2013 15:38:12, Oazis
Не совсем так. Тогда активно расселяли на капремонт старые дома и активно стоили кооперативы. Соответственно, часто был выботр. Можно было кому-то вступить в кооператив, а оставшеися части семьи получать небольшую квартиру при расселении. Или расселяться всем вместе в бОльшую квартиру. И многие выбирали расселяться вместе. 20.05.2013 21:35:29, __nevazhno___
ППКС: "И многие выбирали расселяться вместе." 21.05.2013 14:29:34, Конек
Татуня
может, конечно, это две большие разницы - 60-е и 70-е, но у нас в классе (79-89 гг) было крайне мало тех, кто жил с бабушками и широко пользовался их помощью по хоз-ву... 20.05.2013 12:30:41, Татуня
Ну, в Москве никто в 60-70-ые годы постельное белье точно не шили. У нас в семье вообще никто не шил, не вязал и не перешивал, не умели. Белье постельное в прачечную сдавали. Большинство семей было 3-поколенными, бабушки хозяйством в таких семьях в основном занимались. И детьми тоже. 20.05.2013 00:21:21, Почему?
Вы так уверенно за всю Москву? Москва большая и люди тут разные. Я и по сю пору наволочки сама шью, как мне удобно. 22.05.2013 12:44:44, hanhi
Oazis
а в нашей и шили, и вязали. Мои бабушки жили отдельно и работали. ПРадед жил с ними. И в прачечную белье сдавали, да. Я и носила, и получала. И квитанции у меня сохранились еще, если не выбросила. И что? Мы же в целом говорим.

Далее. Из той же энциклопедии: утюги бывают наплитные, духовые и электрические. Т.е. электрические уже есть, но везде ли? А страна-то наполовину аграрная. Муж вспоминает (Запорожье, детство с 66 по 84 год) мытье в тазиках и еженедельную баню (русскоязычный промышленный город, полностью восстановленный после войны). Друзья в Полтаве в 2010 году в частном секторе в городе -тазики, удобства на улице, летний душ.

Следующая статья: уборные. "В тех домах, где имеется канализация..." - это треть абзаца. И вдвое больше со схемами -устройство пудр-клозета и люфт-клозета. Для тех домов, где не имеется канализации. С выгребными ямами. ящиками, опорожнением раз в неделю... Напоминаю -Хрущев строил хрущобы, чтобы переселить народ из бараков. Эти бараки до сих пор регулярно в новостях показывают, всё никак не переселят.

Ялта. Центральная улица, спуск к гостинице "Ореанда". Элитное место, 5 минут от набережной. Дом трехэтажный, многоквартирный. Отопление дровяное, газовая колонка для нагрева воды.... Моя тетя там жила, я была в гостях у нее в 80-ые.

По стирке. Даже наиболее современная Харьковская ХЭМЗ машина требовала наливать в нее воду. Это на одну стирку 2-3 раза. То есть этот прибор избавил от "жамкания" белья, перетирания. Но и только. А водичку нагреть для машины нужно было отдельно... По ссылке обещанные сканы. Начинается процесс стирки с "придвинуть машину к водопроводному крану..."
:)
20.05.2013 01:14:36, Oazis
Так такие стиральные машины были практически во всех семьях до середины 90х! С этои точки зрения 60 год не отличался от 90.
Как и с точки зрения горячеи воды, ванн, парового отопления и канализации - где то они были и в 60-ом (и даже задолго до воины были), а где-то их и в 90-м не было (а где-то и сеичас нет).
20.05.2013 22:03:05, __nevazhno___
да-да, моя семья жила в небольшом городе Золотого кольца, пара сотен км от столицы, мама в молодости белье полоскала на реке, в т.ч. зимой, в проруби ( в половине домов старого фонда водопровода не было вообще , только общая уличная колонка) Прачечная отсутствовала как класс всегда, только химчистка.
Мне скоро 40. Когда родилась, жили уже в пятиэтажке, но горячая вода в доме появилась только к моим старшим классам, до этого ходили в платные общественные бани, с личными тазиками и очередями. Рассказ Зощенко понимаю очень хорошо) Помню, что лет в 12-13 очень смущалась тащиться с тазом через центр, из-за этого старалась пойти как можно раньше, к семи утра...Для современного ребенка, думаю, помыться в такой бане тот еще квест)))
Стирка в машине-полуавтомате, с нагреванием воды на плите и выдвигаем этой машины в коридор из комнаты, в ванной она не помещалась. Процесс на полдня. Ну, еще кипячение белья в огромном баке было. Шили и вязали много, магазинные полки практически пустые, только ткани. Ремонт кв тоже всегда сами, мы принимали активное участие. У всех участки в СНТ, после работы народ в 19-00 ехал туда , и только потом домой. В подготовительную группу детсада большинство детей ходили сами, дорога минут 20.Чтобы везде успеть,родители вставали очень рано. На нас магазин, мусор, прополка, часто уборка по дому, глажка, немного готовка, уход за формой класса с 5-го полностью самостоятельный, включая стирку и пришивание воротничков. В 14-15 лет нам реально можно было вести собственное хозяйство и не испытывать никаких сложностей) еще и учиться без помощи репетиторов - не было их как класса.
Школы мои - огромные, дореволюционной постройки, бывшая гимназия и реальное училище, в части помещений сохранились печи голландки. Огромные окна, залы, высокие потолки и чугунные лестницы восхищали. Вообще все было довольно строго по сравнению с сегодняшней школой детей, хоть она и спец. Требовали с нас жестко, по всем предметам. Поэтому мне что физика, что шитье, что розетку разобрать - всё легко. Да и общественной работой загружали будь здоров, приходилось крутиться. Половина класса закончила мш и спортивную, в библиотеку ходили часто. Как-то успевали гулять и играть во дворе. Но в нашей жизни практически не было ТВ , 1 канал всего.
20.05.2013 09:01:27, Констания
Еще как шили. Т.к. широких простыней днем с огнем купить можно было, то покупали полотно и сшивали его. Это в Москве. Правда не в 60-е, а позже, наверное 80-е годы.
Вы по своей семье о всех жителях Москвы судите???
Все было. И шили, и перешивали. И без бабушек жили.
20.05.2013 00:47:07, litana
зачем перешивать шторы? 20.05.2013 00:05:22, Шерлок
Oazis
перешивали одежду, постельное белье. Шторы шили. 20.05.2013 00:13:48, Oazis
Возможно. Но вот моя мама старшая из детей была, а отец с матерью на работе. Так помогала по хозяйству. 19.05.2013 17:51:33, ольгастик
Я закончила школу в середине 90-х, это была спецшкола. Мы заканчивали каждый день около 15:30, домой возвращалась в 16:30, по дороге никуда не заходила и не гуляла. Уроки начиналоа делать в 17:00 и заканчивала к полдесятому. Раз в неделю после школы нас возили в музей, также раз в неделю нужно было ходить в библиотеку писать доклады или рефераты. По русскому задавали обычно 2-3 упражнения и придумать на пройденное правило штук 30 предложений по определеннй схеме. 19.05.2013 15:47:12, Ириска
Pilar
Я училась в 80-е, класса с 5 точно все письменные задания делала на перемене, устные обычно читала прямо перед уроком. Дома только сочинения или переводы простынями (у нас язык сильный и загрузный был). В 10-11 в физико-математической школе делала 2-3 часа, как автор книги, но задавали очень много. В средней школе у меня домашние задания были значительно меньше, чем у моих детей сейчас, поэтому да, я считаю, что нынешние дети по сравнению с учнниками 80-х действительно сильно загружены. Справедливости ради, и с самоорганизацией у многих школьников сейчас проблемы. 19.05.2013 15:44:30, Pilar
Cat-S
Самоорганизация - это больная тема :( 19.05.2013 16:15:33, Cat-S
Я не была собранной девочкой, но мне хотелось учиться хорошо (хотелось-то отлично, но больше чем на 4 не получалось). Так вот на уроки (дворовая школа у кольцевой) я тратила ВСЕ время, свободное от школы и музыки, т.е. даже больше 3 - 5 часов. При этом физика так и осталась для меня абсолютно непонятной (хотя и параграфы переписывала чуть ли не дословно в тетрадь и с дедом сидела до полуночи). Музыка - 1 час в день ДЗ и 3 раза в неделю МШ. Музыка была по желанию мамы, но я была суперпослушной и бросить мне в голову не приходило. О чем ни капельки не жалею. Гулять - почти не ходила, телек не смотрела. Книги - в основном по программе. 19.05.2013 13:39:45, hanhi
Желток
ну это Вы так учились, а я в очень хорошей школе с очень сильным уровнем знаний больше часа не тратила обычно, разве что сочинение задавали - тогда уходило часа 3 написать 3-4 листа, отредактировать - проверить, переписать, проверить еще раз, устные уроки - просто читала минут за 10 - хорошая память все запоминала еще в классе, математика минут 15, русский 15 20.05.2013 10:53:35, Желток
Я на уроки тратила не "все время", но очень много, просто не могла чего-то не сделать в силу убеждений. Только с сыном поняла, что многое было пустой тратой времени, как и отличная учеба. , а от глупой писанины, аккуратности тетрадей прочей мути. 19.05.2013 18:49:29, Конек
в началке хуже всего было с чистописанием. По нему у меня была 4. И почему-то запомнилось природоведение, вечное заполнение дневников наблюдения природы (это в центре Москвы!), погоды, и прочей чепухи.
А вот в средней школе на уроки уходило минут 10, только написать русский. Ну или, если были еще письменные работы, то на них. Все остальное легко давалось.
Я не медалистка ни разу, средний бал 4,7 был
20.05.2013 01:02:02, litana
Cat-S
Вот, Вы постарше, поэтому у Вас так и получалось!!! Я пошла в школу только в 82, к 85-88 в школе уже требования к ученикам были сильно снижены. 19.05.2013 15:22:39, Cat-S
Я училась в 80-х, на уроки в средней школе обычно часа 2 уходило, это при том, что я совсем не тормоз и дома делала только письменные, к устным никогда специально не готовилась, память хорошая была. Но если доклад зададут или что-то в этом роде , то и полдня могла провозиться (библиотека+оформление). Школа была, правда, хорошая и сильная, учили на совесть.

А книжку эту мне подарили то ли на 9 и то ли на 10 лет, я потом года 2 всех домашних мучила сладкими песочными пирогами из нее, как сейчас помню, с творогом и с грецкими орехами. Мама мне намекала, что там есть и другие главы, но я на кулинарии застряла.
19.05.2013 12:34:58, Тетеря
Земляничный дождик
Класса до 9 я почти все уроки на переменах делала. И кружков не было (музыкалка в 7 закончилась), читала-читала-читала, а потом младший брат появился.
Дочь сейчас тоже так успевает. А вот сыну и трёх часов мало бывает.
19.05.2013 12:22:40, Земляничный дождик
да потому что учили лучше и больше. У них в каждом классе по пять экзаменов было.

Я уроки 2-3 часа делал, это норма была. в начале 80-х.
19.05.2013 12:11:51, AleXXX
Cat-S
Да. Я просто к тому, что очень часто рассуждения слышу, что дети сейчас очень загружены.
По сравнению с детьми, которые учились в конце 80-х- начале 90-х, очевидно, что это так. Но вот по сравнению с поколением, которое училось в 60-70, похоже, что нет, в общем-то.
19.05.2013 15:19:28, Cat-S
Нет. В 60-х не было моды на таскание детей по кружкам. Т.е. кружки были, но меньше и посещение одного уже считалось достаточным. Поэтому и загрузка была меньшей. 19.05.2013 18:52:24, Конек
В 60-х дети сами ходили на кружки. В школах дофига всяких было. Недаром даже стихотворение такое было про болтунью Лиду.
Кружки были бесплатные, при домах пионеров, при школах, Домоуправлениях.
Я так в первом классе ходила на рисование и немецкий при домоуправлении, на танцы в Дом пионеров, в бассейн в другой дом пионеров. А вот на платный английский ходила к учителю.
До конца началки все время какие-то кружки менялись, их так много было!

А вот когда переехали на окраину, там только один дом пионеров был с множеством кружков. А при школе были спортивные секции, радио, еще что-то.

Да. Не таскали, а дети сами ходили!
20.05.2013 00:52:57, litana
Oazis
Просто загрузка по-другому распределяется.Кружки тогда были рядом, их было немного и немногие туда ходили. Поэтому масса книг про двор и дворовые реалии. Не было ТВ (оно было, но для взрослых), компов и прочего. А не загружая мозги ерундой вроде сегодняшних сериалов/мультиков/игр/новосте­й, вполне можно спокойно интенсивно учиться. 19.05.2013 18:19:24, Oazis
5 экзаменов каждый год в 80-е годы? Если только в спец школе. В обычных такого точно не было. Правда я в 82 закончила, но сомневаюсь, чтобы после 82 вдруг ввели ежегодные экзамены. Брат учился в 86-96 и тоже экзамены только выпускные. 19.05.2013 13:42:06, hanhi
Желток
у нас после 3 класса каждый год экзамены были - 2-3 шт за год, пока в Москве не переехали, тут ничего не было - ни учебы, ни д/з, ни экзаменов - халява, училась 80-начало 90х 19.05.2013 17:56:50, Желток
в 60-е. Речь у ТС про них. Вот позвонил маме, она говорит, у нее экзамены были с 4 класса, каждый год. 5-6 экзаменов после каждого класса. Школу она, правда, в 1953 году закончила.

Прекрасная практика.
19.05.2013 13:47:40, AleXXX
я тратила больше. Училась отлично, легко,ваша ровесница, но школа была провинциально-строгой и дз большие. Доклады по истории, биологии, географии - чтобы написать, нужно было идти в детскую библиотеку, в читальный зал (ничего ценного на руки не выдавали). Много стихов наизусть (шокирую своих детей и мужа памятью до сих пор)На русский 15-20, сочинение 30 минут , при том, что я из тех, кто писал без черновика сразу. Математика-физика-черчение точно не менее 30 минут на каждый предмет. Так что никак не получается 30-60 минут на уроки в 80-е. Два точно требовалось 19.05.2013 11:24:54, Ольсетта
Да ничего гигантского не было, девочка такая, или автор книги :) 19.05.2013 11:15:02, Почему?
Cat-S
Если бы это показалось редакторам странным, они бы нашли способ этот кусок из книги исключить. В то время все же ничего случайного не печаталось. 19.05.2013 15:31:12, Cat-S
Видимо, это считалось правильным - хорошая девочка делает уроки долго - с толком, чувством, расстановкой :) А потом помогает маме. Я училась во второй половине 60-х-первой половине 70-х. Училась очень хорошо, почти без четверок. Уроки делала минут 40, не больше. Сын учился а матклассе 57-й - на уроки уходило не больше часа, а до этого еще меньше, хотя в этой же школе и был отличником. 19.05.2013 16:31:24, Почему?
я бы не ориентировалась на фантастическую книгу 19.05.2013 11:13:40, Шерлок
Cat-S
Эта книга была популярной, выдержала много переизданий. Я думаю, перед изданием ее прочла куча редакторов, педагогов, врачей и прочих консультантов.

Там информация может быть фантастической с точки зрения реальной жизни советской девочки, но совершенно точно истинной с точки зрения рекомендаций "как нужно".
19.05.2013 15:28:05, Cat-S
В те годы книга мне фантастической не казалась. Просто здесь собрались очнеьл способные люди, которые за 15 мин делали то,на что обычным надо неск часов. В реальной жизни мне и медалистов столько не попадалось. 19.05.2013 13:43:40, hanhi
Фантастичность книги не в том, что на дз 3 часа, в а целом. Я выше разбирала время обеда по этому расписанию. 19.05.2013 19:48:19, Конек
Cat-S
Тут люди из нескольких соседних поколений. Я обычных способностей, но просто когда я училась, требования были снижены по сравнению с вашим поколением. Цена пятерок, четверок и троек другая стала в массовой школе и объем ДЗ другой. 19.05.2013 15:40:07, Cat-S


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!