Вот меня тут просили ниже написать, что же хорошего я вижу в нынешних переменах. Так вот я отвечу – основное хорошее, что я наблюдаю, это попытка организовать образование таким образом, чтобы школы начали конкурировать между собой за ученика. Конкуренция всегда приводит к повышению качества.
Дальше я привожу примеры. Это не самые главные вопросы, которые лично я стала бы обсуждать, и их не стоит обсуждать в этой теме, дабы ее не засорять, я просто даю форму, в которой хотела бы видеть ваши комментарии. Кроме того, это вопросы как раз по теме того, как еще сильнее повысить в образовании конкуренцию, что мне кажется самым важным в нынешних преобразованиях.
В идеале, если вы сосредоточитесь на одном-трех самых важных с _вашей_ точки зрения вопросах. Возможно, потом я соберу их все в отдельную тему уже для обсуждения, что самое важное, а что второстепенное. Итак, чисто для затравки мой вариант:
1) Вопрос приписки. Уже сделаны серьезные и правильные шаги, но нет предела совершенству :) Мне кажется, что надо не дома прикреплять к школам, а школы к дому. Вот берем дом, прочерчиваем круг по санпину и в любой школе, которая в этот круг попала, должны ребенка брать в первую волну. Объясню на примере собственного дома. Он попал как раз на границу района и в результате сейчас прикреплен к двум школам. Однако ближайшими к дому школами в порядке удаленности и безопасной доступности, являются совсем не они. Вот как выглядит конкретный расклад по удаленности и прикреплению если мой дом поставить в центр окружности:
- Прогимназия (1) – 220 метров (не прикреплена, хотя ближе всего и удобнее всего к ней идти). Зато к ней относятся дома, которые расположены через дорогу с четырех полосным движением.
- СОШ (2) – 390 метров (одна из прикрепленных, самая худшая в районе, кстати, больше класса не набирают)
- СОШ (3) – 420 метров (не прикреплена)
- СОШ (4) с углубленным изучением английского языка – 450 метров (не прикреплена)
- СОШ (5) – 505 метров (не прикреплена)
- СОШ (6) – 643 метров (шестая по удаленности, но, между тем, почему то прикреплена!)
Никаких больших дорог к не прикрепленным школам нет, максимум у некоторых – две полосы с хорошо оборудованным наземным переходом, снабженным лежачими полицейскими. Если мы за здоровую конкуренцию, то почему только к двум школам прикрепили дом, почему бы не ко всем шести? Разве родители сами не разберутся, какая школа их ребенку подходит больше всего? Почему только к обычным школам, почему жители нашего дома вообще лишены возможностей отдать ребенка в школы с углубленным изучением, хотя такие есть и они рядом? К слову, дочь ходила в первую из списка школу, а сын учится в шестой из списка. Дети разные, да и мои взгляды на систему образования за шесть лет сильно изменились, иллюзий на предмет «сильных» школ заметно поуменьшилось. В любом случае, только родители могут сделать оптимальный выбор и учесть все нюансы. Среди прикрепленных школ должны обязательно быть не только школы, дающие обычную программу, но и школы, в которых ребенок имеет возможность получить углубленное образование. Не потому, что я считаю это важным, я вообще давно уже не вижу смысла в этой гонке вооружений, когда в третьем классе проходится материал четвертого, что приводит родителей от чего-то в безумный восторг, а потом в пятом дети повторяют все то же самое и все равно остаются там же, где и все остальные. Я то как раз не считаю нужными углубления. Но просто надо снять ажиотаж. Надо дать людям то, что они хотят, не надо создавать искусственный дефицит на пустом месте. Поэтому если в ближайших школах таких программ не предусмотрено и нет доступных школ с такими программами, тогда их надо там организовывать, обеспечив тем самым равный доступ к образованию для всех. Чтобы люди были спокойны, что у них этот равный доступ есть. Причем организовать не за счет увеличения количества часов, а за счет интенсификация обучения, то есть за те же самые бюджетные средства. Это снимет массу проблем.