Раздел: Школа (8+5 объяснить ребенку как решать)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как ваши дети решают задачи?

Скажите, ваш ребёнок ПОНИМАЕТ решаемые задачи, или научен "действовать по образцу"?

У меня сын и дочь на семейном обучении. У сына задачи вообще не вызывают никаких трудностей. С дочкой какой-то караул, нереальный затык с решением задач.
Весь первый класс мы учились решать задачи в одно действие. Весь второй класс с трудом освоили задачи типа "У Маши пять конфет. У Лизы на две больше. Сколько конфет у них обеих?"

Перерешали уже тонны задач. Каждый раз рисуем картинку, двигаем кубики, пишем условие.
Ещё пробовали такой метод: я рисую картинку с разными предметами, и про них пишу разные действия и прошу дочку пояснить, ЧТО эти действия означают в отношении данной картинки, например 3+5=8 (три больших мячика и пять маленьких, сколько всего вместе), 8-5=3 (всего 8 мячиков, из них 3 больших, сколько маленьких?), 5-3=2 (на сколько больших мячиков больше, чем маленьких).

Но, блин, шаг влево-вправо от этой схемы, и деточка "плывёт" :о(

По идее, надо уже давно переходить к задачам вида "Всего 8 мячиков. Из них 3 больших, остальные маленькие. На сколько маленьких мячиков больше, чем больших?" Но это уже высший пилотаж :о(

Умножение мы пока освоили только как некое элементарное действие. Задачи на умножение-деление очень простые, в одно действие, узнаваемые, проблем не вызывают.

Но вот задачи в 2-3 действия выбивают из колеи напрочь.

Школа нам пока идёт навстречу. По математике занимаемся по индивидуальному плану (за лето доползли до середины второго класса по Моро)....

Есть тут "товарищи по несчастью"? Может, вам самим в детстве задачи тяжело давались? Расскажите, как вы "выплыли"? Что помогло?

Спасибо!
02.09.2013 02:08:17, Мыся

28 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня такой мальчик. Отсутствует математическое мышление. Его можно формировать. Пропускать через руки... играть в три медведя. Не учить сначала а а играть что бы объективно ребенок пропустив 100 раз через руки понял что 3 тарелки + 1 будет четыре и т.д. Я это увидела у Даниловой в курсе "матемашка для малышей" и мы с ребенком это проделывали. В третьем классе стало получше.
Он у меня в задачах про путь мог посчитать путь от А до Б а вот от Б до А не знал сколько... шагали ногами, считали шаги...
04.09.2013 11:36:31, блондинк@
Отдайте на математический кружок. Это скучные задачи. Их неинтересно решать. Сразу все изменится. только учителя надо выбрать хорошего. 03.09.2013 20:31:53, мамаираклия
Поддержу советы ниже, действительно "конфеты" и пр. конкретика могут отвлекать и путать. Посоветую отойти от цветов, машин и т.п., заменить предметы, например, кружками (так в учебниках и предлагают), они м.б. разного цвета. Пусть ребенок начинает решать самостоятельно, предлагает разные подходы. Не получается, подскажите, начните вместе, пусть продолжает. Переходите постепенно от "все вместе" до "полностью сама". Варьировать - начала сама, вместе закончили; начали вместе, дальше сама.
Схемы и объяснения нужны обязательно, но не акцентируйтесь на конкретных предметах, старайтесь максимально упростить. Разбивайте задачи по группам, решайте вместе, потом сама; потом другая группа, потом повторение с названием группы ("в одно действие, на сложение", например). Задачи в 2-3 действия разбивайте на несколько задач в одно действие, так и говорите, называйте группы, это и подсказка и "дрессировка" в какой-то степени, потом сама пусть называет "на что" задача.
Автоматизация счета обязательно, без задач, много примеров. Гуляйте и считайте.
Присматривайтесь, как лучше ребенок понимает, пусть сама рассказывает, что понятно, как поняла, что нет. Повторяйте понятое. Пусть будет больше успеха, хвалите, не грузите.
Мне нравится учебник Гейдмана. Посмотрите дополнительные пособия, не только по своему школьному учебнику занимайтесь, ориентируйтесь на ребенка, что больше подойдет.
03.09.2013 09:48:31, E_VIKT
а как у девочки с логопедией? ЗРР не было? 02.09.2013 12:06:38, ex_muha
Было и есть. В этом направлении тоже работаем, конечно 02.09.2013 13:20:45, Мыся
ИМХО Вашей дочке не надо понимать задачу. Кубики и примеры на предметах только вводят в ее в ступор при следующей задачи, в которой уже другие предметы.
Ей нужен алгоритм решения. Не важно что там в задаче конфеты, вагоны или километры.
Такие дети легко осваивают, как ни странно, формулы. Нужно дать ребенку формулу и объяснить, что подставляешь в эту формулу цифры из задачи, не обращая внимание на "конфеты".

То есть решение с "х" и "у" это для Вашей девочки должно хорошо подойти. Осталось ее научить правильно присваивать "х".
Наймите хорошего преподавателя, который примерно за 3 занятия сможет это объяснить Вашей дочери легко и просто и она это усвоит без рисования абстрактных предметов (рисование это не для нее, а только сбивает с толку).
02.09.2013 11:05:31, Lussi01
Вы простите, но именно так отучают детей мыслить и творить. Самое худшее, что можно сделать с математикой - дать алгоритм решения. 02.09.2013 11:15:44, spravedlivaya
Вся математика - это алгоритм решений. Никто не рисует в сложных задачах два паровоза выехавших навстречу друг другу из пункта А в пункт В и пешехода, вышедшего из пункта С. НИКТО этой ерундой не занимается, а применяют алгоритм решения сразу.

Мыслить и творить это не мешает. А вот ненужное рисование мешает решать сложные задачи, так как они не требуют образного представления ситуации паровозов и пешеходов. Это только собьет того, кто хочет решить правильно задачу.

Чтобы мыслить и творить - дети могут выбирать правильные алгоритмы к решению данной задачи. Вот оно и творение.
И чем быстрее ребенок сможет отстраниться от конфет/пешеходов/паровозов и сможет за ними видеть только числа, тем быстрее он сможет понять математику.

А в общем математика, это формулы и цифры, и именно АЛГОРИТМЫ но никак не предметы и их образы.
02.09.2013 11:24:36, Lussi01
Не соглашусь. Моя именно алгоритм и знает и теперь начинает задачу под известный алгоритм подгонять. 03.09.2013 15:21:00, Gloria
Не.Вы спутали математику и арифметику думаю. Как раз летом решали с детьми именно математические задачи для 3-4 класса))-даже я решала их методом рисунка часто. 02.09.2013 12:44:01, Линдaaa
<даже я решала их методом рисунка часто>
Если бы Вы учились сами и решали бы много задач, то сами бы ушли от рисунка к алгоритму, так как это быстрее и логичнее. И не ко всем задачам можно нарисовать рисунки. И зачем рисовать рисунки (хотя каждому что нравится), если математика рассчитана как раз не на рисование, а на формулы и алгоритмы и умение их применить к нужной задаче.
02.09.2013 14:30:19, Lussi01
Да нет, не спутала. Вспоминаю свою высшую математику в Бауманском. Одни буковки и циферки и никак их с предметами не соединить как не пытайся и не выворачивайся.
И называется это МАТЕМАТИКОЙ, а не арифметикой.

Математика даже школьная, это именно числа, спрятанные в выдуманных образах задач. Все эти задачи можно описать одними числами, убрав предметы легко.
Или грубо говоря, если девочке нравятся конфеты, то все задачи в учебнике можно переписать на конфеты. Или вообще убрать конфеты обозвав их иксами.

То есть дело совсем не в конфетах (предметах), а именно в числах и в правильном их использовании, не более и не менее.
02.09.2013 14:15:28, Lussi01
[ссылка-1]
Не столько для Lussi01, сколько для автора топика.
02.09.2013 11:50:50, spravedlivaya
какая статья... ах...
Спасибо за ссылку.
02.09.2013 19:20:20, Cat-S
имхо, но нет. В началке надо именно _понимать_, (да и потом тоже), хотя бы чтобы понять, что в задаче - икс, а что будет в ответ записано. Учителя жалуются "натасканные" дети быстро решают по алгоритму, не понимая, что с чем складывают и что из чего вычитают. Выучили "(а-b) + a" - и все, плевать, что в данной конкретной задаче а и b совсем в других отношениях...

Они затем и условия задачи расписывают, чтобы _понимать_. Кому этого недостаточно - рисуют схемки на черновиках.

ЗЫ - а почему "никто не рисует"? Я в свое время сложные задачи именно набрасывала на листке - кто откуда вышел и с чем встретился. Чтобы уравнения составить ))
02.09.2013 11:34:14, УникаЛьнаЯ
Ну, дети которые решают по алгоритму, не понимая что с чем складывают, это плохо "натасканные" дети. )))
Я как раз и пишу, что наемный преподаватель (хороший) может быстро научить девочку правильно присваивать "х". И тогда она не будет вычитать из конфет минуты.

Расписывают условия в началке, чтобы да, не ошибаться. Но опять же повторюсь, если ребенку объяснить изначально все правильно, ему это расписывание не понадобится и он будет вычитать и складывать то, что нужно.

Но поймите, мы все разные и мозги у нас устроены по разному.
Для дочери автора не подходит такое расписывание/рисование. Оно ее сбивает. Зачем биться в стенку, если можно подойти с другой стороны?!
Пусть девочка применяет алгоритм и не рисует. Она так поймет быстрее и ей будет проще. А сейчас она как в темном лесу, в полных непонятках чего от нее хотят.
02.09.2013 11:50:58, Lussi01
Так ребенок автора как раз алгоритмом и пытается пользоваться. Только пока не поймет, что этот алгоритм в реальности означает, толку не будет ((( 02.09.2013 12:08:55, УникаЛьнаЯ
У автора, ребенок алгоритмом как раз не пользуется, так как никто девочке этот алгоритм не объяснил. Ей пытаются объяснить задачи образами, вместо того, чтобы объяснить как решать алгоритмами. 02.09.2013 14:17:57, Lussi01
Я так поняла "шаг влево-вправо от этой схемы, и деточка "плывёт"", что именно что по заученной схеме ребенок решает. Только не понимает смысла - соответственно, менять схему не может. 02.09.2013 14:26:20, УникаЛьнаЯ
А я поняла по-другому. )) Что мама пытается решать задачи образами и именно на этом девочка плывет, так как образы/предметы меняются.
Девочке надо уйти от этих предметов и ей станет легче.

Схему-то как раз никто и не предлагал ребенку.
02.09.2013 14:32:57, Lussi01
Поддержу. У дочери такое было, она сама сказала, что с цветочками проще решать, а если машинки - все, очень сложно. А в задачах то конфеты, то мячи, пойди разберись. Понятно, все разные, но и такое бывает.
Отойти от образов и вживания в них. Сухие цифры, сухие схемы, хотя бы на время, пока не "дойдет", потом уже проще, уже не будут "картинки" так отвлекать. Предметы, объекты и признаки (достаточно, что предметы разные, а красные, зеленые - все равно).
Лучше сейчас это сделать, потом будет сложнее.
03.09.2013 09:55:25, E_VIKT
Не знаю. У меня похожая деточка: ее в школе научили "из А вычитать Б, а потом складывать". И дома она пытается точно так решать, упирая на то, что "нас так учили!". Пока ей задачу не разрисуешь, не объяснишь, что есть "а", что есть "б" и как определить, складывать там или делить надо - не срабатывает "алгоритм". Реально, я сама "рисовала" сложные текстовые задачи вплоть до старших классов. Чтобы разложить все по полочкам и взаимосвязи стали наглядными, а из них уже алгоритм составляется или подбирается. И работать с чистыми переменными и числами это вообще никак не мешает ) 02.09.2013 14:36:24, УникаЛьнаЯ
Да, я поняла Вас.
просто я примерно такая же, как дочь автора. В школе долго не могла понять математику и меня так же пичкали образами/предметами, пока мама не догадалась обратится к репетитору.
Я уж точно не помню как мне объяснила репетитор задачи и как можно их решать, но уже после второго (!) занятия мне вдруг стало так легко и понятно без всяких рисунков, что математика стала моим любимым и легким предметом в школе и в институте.
И хватило то всего 5 занятий с репетитором на всю жизнь.))
02.09.2013 14:39:56, Lussi01
Жалко, что не помните. Может, так и проще, на самом деле... 02.09.2013 14:42:56, УникаЛьнаЯ
Согласна. 02.09.2013 11:32:10, Birke
Нормально решает.
В идеале вообще лучше на реальных задачах учиться решать. На кухне, в саду, игрушками, камешками. СО это позволяет. И только потом схемы и примеры, таблицы.
Логику развивать, в шахматы играть, даже в карты. Книжку порекомендую, которую тут советовали [ссылка-1] Только постарайтесь не показывать ей задания, а моделировать задачи в реальности. Например, мы цепи из бумаги делали, бревна из пластилина и резали.
02.09.2013 10:36:01, spravedlivaya
начните с простого - с таблицы сложения и состава числа, - сделайте логические кубики -пирамидки, у ребенка от зубов должно отскакивать - 2+3 =5, следовательно 5-2 =3, 5-3=2 , тогда ребенок будет сосредоточен на условии задачи, а не на решении примера 02.09.2013 10:17:53, Желток
Задачи наподобие "Маша и Лиза" - это уровень где-то конца 3 четверти 1 класса, про мячики - конец 1 класса (дочка учится по Петерсон).
Задачи моя дочка сразу начала решать хорошо, схемы не всегда правильно чертит, но я сама против схем.

Помочь ничем не могу, но мое мнение - если не дано, так очень трудно достичь больших результатов.
У дочки проблемы с русским языком, ну не дано и всё. Какой-то уровень есть, дальше - никак, просто вылетает из головы.
У меня было тоже самое в школе. Русский язык для меня был самый сложный предмет, всё остальное - легко давалось.
02.09.2013 09:35:26, ззз












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

21.01.2018 21:20:23

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!