Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Гостевой режим

Типа Памятка для начинающих.

Поскольку 11 января я, к сожалению, не смогу прибыть (меня не будет в этот день в Москве) на встречу всех тех, кто собирается пообщаться по поводу «гостевого режима», то выскажу некоторые свои соображения и рекомендации прямо тут. Постараюсь обойтись без научной терминологии и психологических обоснований, а остановиться на сугубо практических, иногда, в общем-то, очевидных вещах. Правда, сразу оговорюсь, вполне возможно, что многие со всем описанным и не встретятся вовсе. Но лучше перебдеть, чем… ну вы понимаете.
Кроме того, о чем-то здесь (в конференции) уже не раз говорилось, но лучше, наверное, повториться, чем рыскать по поиску. В общем, я надеюсь, что кому-нибудь этот опус пригодится или, по крайней мере, поможет взглянуть на проблему «гостевого режима» по-новому. Я не претендую на истину в последней инстанции – просто опыт «гостевой» есть (14 лет уже) и хочется слегка им поделиться.
И еще: я не буду обсуждать, нужен ли «гостевой режим» или нет, наносит ли это психологические травмы ребенку или нет. Практика показывает, что от «гостевого режима» все-таки гораздо больше пользы, чем вреда.
Если будет что сказать, опровергнуть или добавить, я думаю, можно будет добавлять свои мысли в этот топик, а не заводить новые. Итак,..
0. Прежде всего – еще раз подумайте: а надо ли вам это? Если надо, то будьте готовы заниматься этим ребенком долго и не бросать его ни при каких обстоятельствах. Это почти как усыновление или опека – ничуть не легче на самом деле.
1. Возраст ребенка. Я, конечно, понимаю, что всем хочется иметь дело с теми, кто помладше. А что старшеньким делать? Это раз. А два – вы вряд ли сможете объяснить 3-5-летнему и даже 6-летнему малышу, что вы его берете не навсегда, а только в гости. Поэтому брать детдомовского ребенка в гости лучше, начиная где-то лет с 7. Разумеется, бывают исключения, сердцу, как говорится, не прикажешь и т.д. и т.п. Но если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в вашей семье происходила более комфортно, и если вы не имеете в отношении него каких-то далекоидущих планов (опека, усыновление - по крайней мере, на первых порах), то лучше придерживаться этого правила.
А второе правило – НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАТЬ! Бывает так, что на вопрос – а вы меня заберете к себе навсегда? - некоторые сердобольные начинают отвечать: да, возможно, только не сейчас, а потом. Вот когда это «потом» наступит, тогда и говорите об этом. А сейчас – никаких обещаний!!!
Кроме того, субъективное наблюдение - со старшими гораздо интереснее иметь дело и общаться по жизни.
2. Выбор ребенка. Дело это деликатное, как вы понимаете. Не придешь же к директору детдома и не скажешь – дайте мне кого-нибудь в гости! (Хотя, судя по настроениям в нашей конфе, некоторые готовы действовать прямо так). Но, извините, вы к себе в гости взрослых также зовете? Приходи хоть кто-нибудь? Вариантов тут и поворотов судьбы может быть множество – вплоть до того, что вы на улице ребенка встретили, он вам понравился, а потом оказалось, что он из детдома. И такое бывает.
Оптимальный вариант – «сесть на хвост» кому-то, кто уже ездит в какой-нибудь детдом, знает тамошние порядки и тамошнее начальство, может порекомендовать вас тому же директору как замечательного человека и прочая-прочая. Сейчас масса всяких неформальных групп оказывает помощь детдомам – и вещами, и общением, и организацией праздников-экскурсий. Присоединитесь к ним, поучаствуйте в их делах, а там, глядишь, и образуется что-то и найдется кто-то, кому вы захотите подарить тепла чуть больше, чем остальным.
Если такого ну никак не находится, то вы просто идете в детдом, знакомитесь с директором, рассказываете немного о себе, о том, как вы «дошли до жизни такой», стараетесь произвести на него максимально благоприятное впечатление, спрашиваете – чем я могу помочь? Вряд ли вас сразу попросят «притаранить» стенку в игровую комнату – скорее, просто поделятся своими проблемами. А заодно не упустят возможности похвалиться своими достижениями – проведут по детдому, покажут игровые, спальни. (Разумеется, мы имеем в виду, что директор – нормальный, вменяемый и т. п. Обидные исключения встречаются, но это сразу видно, и вы вряд ли захотите с ним общаться долго). По ходу дела вы и ребятишек увидите. И будет повод самим напроситься к кому-то «в гости» - для начала просто пообщаться. Вы даже можете взять мини-шефство над какой-то группой понравившихся ребятишек, приходить к ним периодически, а заодно приглядываться к детям...
06.01.2004 15:07:18,

6 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
здравствуйте. мне понравилась девочка из приморского края и я хотела бы с ней общаться по типу гостевой режим. но я проживаю в италии. хотелось бы начать общение для начала заочно и может потом если она захочет пригласить ее в гости к нам. были ли такие случаи в вашей практике и как это возможно. спасибо 25.06.2016 17:04:53, irinakukla
Продолжение.

Типа Памятка для начинающих.

Поскольку 11 января я, к сожалению, не смогу прибыть (меня не будет в этот день в Москве) на встречу всех тех, кто собирается пообщаться по поводу «гостевого режима», то выскажу некоторые свои соображения и рекомендации прямо тут. Постараюсь обойтись без научной терминологии и психологических обоснований, а остановиться на сугубо практических, иногда, в общем-то, очевидных вещах. Правда, сразу оговорюсь, вполне возможно, что многие со всем описанным и не встретятся вовсе. Но лучше перебдеть, чем… ну вы понимаете.
Кроме того, о чем-то здесь (в конференции) уже не раз говорилось, но лучше, наверное, повториться, чем рыскать по поиску. В общем, я надеюсь, что кому-нибудь этот опус пригодится или, по крайней мере, поможет взглянуть на проблему «гостевого режима» по-новому. Я не претендую на истину в последней инстанции – просто опыт «гостевой» есть (14 лет уже) и хочется слегка им поделиться.
И еще: я не буду обсуждать, нужен ли «гостевой режим» или нет, наносит ли это психологические травмы ребенку или нет. Практика показывает, что от «гостевого режима» все-таки гораздо больше пользы, чем вреда.
Если будет что сказать, опровергнуть или добавить, я думаю, можно будет добавлять свои мысли в этот топик, а не заводить новые. Итак,..
0. Прежде всего – еще раз подумайте: а надо ли вам это? Если надо, то будьте готовы заниматься этим ребенком долго и не бросать его ни при каких обстоятельствах. Это почти как усыновление или опека – ничуть не легче на самом деле.
1. Возраст ребенка. Я, конечно, понимаю, что всем хочется иметь дело с теми, кто помладше. А что старшеньким делать? Это раз. А два – вы вряд ли сможете объяснить 3-5-летнему и даже 6-летнему малышу, что вы его берете не навсегда, а только в гости. Поэтому брать детдомовского ребенка в гости лучше, начиная где-то лет с 7. Разумеется, бывают исключения, сердцу, как говорится, не прикажешь и т.д. и т.п. Но если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в вашей семье происходила более комфортно, и если вы не имеете в отношении него каких-то далекоидущих планов (опека, усыновление - по крайней мере, на первых порах), то лучше придерживаться этого правила.
А второе правило – НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАТЬ! Бывает так, что на вопрос – а вы меня заберете к себе навсегда? - некоторые сердобольные начинают отвечать: да, возможно, только не сейчас, а потом. Вот когда это «потом» наступит, тогда и говорите об этом. А сейчас – никаких обещаний!!!
Кроме того, субъективное наблюдение - со старшими гораздо интереснее иметь дело и общаться по жизни.
2. Выбор ребенка. Дело это деликатное, как вы понимаете. Не придешь же к директору детдома и не скажешь – дайте мне кого-нибудь в гости! (Хотя, судя по настроениям в нашей конфе, некоторые готовы действовать прямо так). Но, извините, вы к себе в гости взрослых также зовете? Приходи хоть кто-нибудь? Вариантов тут и поворотов судьбы может быть множество – вплоть до того, что вы на улице ребенка встретили, он вам понравился, а потом оказалось, что он из детдома. И такое бывает.
Оптимальный вариант – «сесть на хвост» кому-то, кто уже ездит в какой-нибудь детдом, знает тамошние порядки и тамошнее начальство, может порекомендовать вас тому же директору как замечательного человека и прочая-прочая. Сейчас масса всяких неформальных групп оказывает помощь детдомам – и вещами, и общением, и организацией праздников-экскурсий. Присоединитесь к ним, поучаствуйте в их делах, а там, глядишь, и образуется что-то и найдется кто-то, кому вы захотите подарить тепла чуть больше, чем остальным.
Если такого ну никак не находится, то вы просто идете в детдом, знакомитесь с директором, рассказываете немного о себе, о том, как вы «дошли до жизни такой», стараетесь произвести на него максимально благоприятное впечатление, спрашиваете – чем я могу помочь? Вряд ли вас сразу попросят «притаранить» стенку в игровую комнату – скорее, просто поделятся своими проблемами. А заодно не упустят возможности похвалиться своими достижениями – проведут по детдому, покажут игровые, спальни. (Разумеется, мы имеем в виду, что директор – нормальный, вменяемый и т. п. Обидные исключения встречаются, но это сразу видно, и вы вряд ли захотите с ним общаться долго). По ходу дела вы и ребятишек увидите. И будет повод самим напроситься к кому-то «в гости» - для начала просто пообщаться. Вы даже можете взять мини-шефство над какой-то группой понравившихся ребятишек, приходить к ним периодически, а заодно приглядываться к детям.
06.01.2004 15:08:45, alexcale
Продолжение 2.

В любом случае, общение с человеком из «другого мира» для них будет полезным. Если есть финансовые или какие-то иные возможности, то вы им можете организовать «культпоходы» в кино или на выставки, экскурсии. А вы сами тем временем получите неоценимый опыт общения с детдомовцами, который позже, если дело дойдет до «гостевого режима», окажется для вас очень полезным. Только не усердствуйте очень уж сильно и не приходите слишком часто (каждый день) – вы ведь пока только присматриваетесь. И вам может что-то не понравиться, и вы решите более не продолжать эти походы. На раннем этапе это сделать легче, проще, а главное – это будет менее болезненно и для вас, и для детей.
А главное – не надо кидаться на первого попавшегося понравившегося ребенка и окружать его своей заботой и лаской. Еще не известно, насколько вы будете впоследствии с ним психологически совместимы. Дело это в какой-то степени даже более ответственное, чем усыновление малыша. Ведь здесь вам придется общаться с уже во многом сформировавшейся личностью, со своим характером, со своими привычками.
3. Предположим, вы нашли родственную душу, которая и к вам каким-то образом расположилась. Для начала постарайтесь узнать о ней (о душе этой) побольше всякой самой разной информации – ее можно черпать и из разговора с самим ребенком, и с его воспитателем, и с врачом, и с директором. НО: с самим ребенком вряд ли стоит говорить о его родственниках и о его прошлой жизни – для него это может быть травматичным моментом (не для всех, конечно, но лучше подстраховаться). Если он сам вам взахлеб рассказывает о своих братьях-сестрах, маме, папе, бабушке с дедушкой, о том, как его забирают домой или скоро заберут насовсем, о том, какие у него дома машины, компьютеры и т.п. – всем этим рассказам полностью доверять не стоит. Сочиняют они многое, хотят вам показать, что и сами «не лыком шиты».
Более объективную информацию по семье ребенка, его родителям, его статусу даст директор и воспитатель. Они же расскажут и о его характере, привычках, в том числе и вредных, навыках, умениях. Правда, и тут порой надо относиться к этой информации с известной долей скептицизма, поскольку у того же воспитателя могут быть не всегда отличные отношения с вашим потенциальным подопечным. Кроме того, в детдомах часто работают старые, еще «советские» кадры, у которых остались прежние «заморочки» и взгляды на воспитание и поведение детей. Поэтому их информацию обязательно стоит подкреплять собственными наблюдениями за ребенком.
У врача обязательно поинтересуйтесь состоянием здоровья ребенка – возможно, у него есть какие-то противопоказания, например, по еде. А то вы его накормите апельсинами, а потом будете мучаться с его аллергией. Или он вдруг страдает энурезом. Все это не фатально, но ко всему такому надо быть готовым.
И еще – не надо пытаться сразу осчастливить многих. Не надо приглашать в гости сразу большое количество детей. Все «воспитательные» моменты в этом случае могут пойти насмарку, из-за того, что, по сути, они не покинут детдомовскую среду, а фактически и у вас дома останутся в ней – со своими друзьями, со своими стандартами группового поведения. Перед своими товарищами они, вероятнее всего, будут вести себя так же, как привыкли вести себя в ДД. Один же ребенок более чутко «прислушивается» к окружающей его новой обстановке, более легко принимает новые правила игры. Исключение – братья-сестры, особенно примерно одного возраста. Их разлучать (даже для гостей) не стоит.
4. Прежде, чем вы заберете своего питомца в гости, давайте еще вот о чем договоримся – эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. Сам факт того, что вы взяли их к себе домой, их к долгосрочным и тесным отношениям с вами еще не обязывает. Вы берете их к себе в гости потому, что У ВАС, в первую очередь, есть такая потребность (у них, разумеется, тоже, но не об этом сейчас речь). Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вашей персоне и к вашим домашним не стоит. И обижаться на это не стоит. У многих из них такой «навык» просто еще не сформировался. Многие из них даже «спасибо» и «пожалуйста» не научены в должной мере говорить.
5. Еще один важный момент – домашних тоже необходимо подготовить к визиту чужого (надеюсь, пока) ребенка. И у них, и у вас в отношении него могут быть чересчур завышенные ожидания (ах, вот мы сейчас играть будем, мы сейчас читать будем, то-се, пятое-десятое, а он придет, уставиться в телевизор на весь день, да к тому же еще и «пошлет» вдруг кого, капризничать начнет – эти дети тоже ведь переживают своеобразный «стресс» от попадания в новую среду, им надо адаптироваться.
06.01.2004 15:10:25, alexcale
Продолжение 3.

И если к вам они, возможно, более или менее привыкли уже, то к вашему супругу или детям – нет, для них они – чужаки). Их (этих ожиданий) не должно быть в принципе. Это немного другие дети, практически не имеющие опыта нормального обитания в семье. И этому опыту обучить должны его вы. Это будет долго, сложно, но если вы готовы взвалить на себя такую ношу – то держитесь до конца. Может, от такого ребенка и проще «юридически» отказаться, если что-то пойдет не так, но это чревато очень серьезными психологическими травмами. И для вас, в том числе.
6. Наконец, ребенок у вас. Главное, что теперь вам понадобится – терпение и терпимость. Не надо думать, что все эти визиты будут наполнены сплошной радостью. Будут и проблемы. Оно и не надо, чтобы был сплошной праздник – на самом-то деле. Ваша главная задача – сделать жизнь ребенка чуть более комфортной в психологическом (да и в материальном, возможно) отношении и научить его тому, чему в детском доме он никогда не научится.
В чем могут быть проблемы? Во-первых, почти у всех детдомовских детей есть диагноз типа ЗПР – задержка психического развития. Надеюсь, объяснять это не надо – это совсем не значит, что это дурак по жизни. Просто ребенку в нужное время не уделяли достаточного внимания, поэтому некоторые психические, речевые, моторные и т.п. навыки у него развиты в меньшей, чем положено по возрасту, степени. При попадании в семью и должном обращении и внимании это компенсируется довольно быстро. Даже при «гостевом режиме» (если он регулярен).
Кроме того, у большинства из них был недостаток тактильных ощущений в раннем детстве. Поэтому по возможности (но тут важно не переборщить) не стесняйтесь – гладьте, обнимайте их, целуйте. Лучше, конечно, по поводу – за хорошо сделанное дело, например, за прочитанный до конца стишок. А можно и без повода – просто иногда прижать к себе.
7. Обязательно надо проверить ребенка у врачей-специалистов, хотя бы у основных. Плюс у тех специалистов, по профилю которых у ребенка уже есть какие-то показания, исходя из его детдомовской истории. У большинства ребятишек из ДД те или иные (чаще всего, не фатальные) расстройства, зрения, слуха, моторики, неявные физические недостатки присутствуют. Все это очень влияет на учебу, восприятие нового материала, способность сконцентрироваться, на поведение и стиль общения с другими людьми, в конце концов. Они быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом, даже самым для них интересным. Поэтому идут по пути наименьшего сопротивления и физических и моральных затрат – например, легче посмотреть телевизор, чем пособирать что-то из конструктора. НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе - им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро). Вообще, практически поголовная беда детдомовцев – неумение себя занимать.
8. Далее – у них довольно расплывчатое порой представление о собственности и ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какие-нибудь раздолбанные часы. Они иногда могут без спросу взять любую вещь в вашем доме и «разобрать». А если вы будете их ругать, будут обижаться – а что я, собственно, такого сделал? Просто потому, что это «не в их правилах игры».
Небольшое «лирическое отступление». Не исключено, что вы можете столкнуться в общении с ребенком и с воровством. Причем это может быть и элементарная клептомания, и то, о чем написано чуть выше, и интересный психологический момент, с которым я сам столкнулся однажды. Ребенок, например, может тырить у вас деньги, чтобы показать другим, какой ВЫ «богатый (-ая)» (в его понимании, конечно), явно гордясь при этом ВАМИ, демонстрируя другим, что ВЫ даете ему столько денег на «карманные расходы» и как ему хорошо с ВАМИ. Конечно, такое может случиться редко, но может…
06.01.2004 15:12:09, alexcale
Продолжение 4.

9. Поэтому, возвращаясь к теме, очень важно сразу установить свои «правила игры». Типа - у нас в доме не кричат, не ругаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п. Важно акцентировать внимание и на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его таким образом в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции. Может, он, конечно, и забудет об этом тут же, а, с другой стороны, возможно, заигравшись, все-таки поосторожнее с этой вазой будет обходиться в случае чего.
10. Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детдомовцев и таких элементарных навыков нет. (Впрочем, чего греха таить, и домашние дети зачастую об этом с большим удовольствием «забывают»). Для этого и нужно все это повторять неоднократно, напоминать (но опять же, не превращаясь в домомучительницу). Главное – без надрыва и чтобы ребенок понимал, что это, конечно, проступок, но не преступление, за которое его сейчас отправят на каторгу.
11. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка (типа «у нас в семье у каждого есть обязанности!»). Например, поручить ему вынос мусора или кормление рыбок в аквариуме.
Но при этом многому детдомовцев надо учить – и стирать (часто они вещи в ДД просто сдают на прачку), и зашивать (для этого в ДД частенько есть швеи, к которым они бегают, чтобы им что-то починили), и гвозди забивать (для этого в ДД плотник имеется)… Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д.
Очень хорошо, если у вас в семье у кого-нибудь есть какое-то хобби, к которому можно привлечь нового ребенка. Чтобы он понимал, что личные интересы могут не ограничиваться исключительно разглядыванием телевизора или игрой на компьютере.
12. По поводу занятий с ребенком. Тут не могу не процитировать Шурумуру (Shuramura) – лучше нее, наверное, все равно не скажу: «…им нужно научиться определять время - очень многие детдомовские в этом весьма нетверды. Нужно научиться составлять связные рассказы по картинкам. Выделять главное. Анализировать задачи. Как правило, детдомовские дети отстают в когнитивном развитии на два-три года. Нужно учить обращаться с деньгами, пользоваться транспортом. А деньги, кстати, неплохо как-нибудь зарабатывать. Пусть хоть коробочки клеют, хоть открытки рисуют, но узнают, что такое труд, и что все не с неба валится, а зарабатывается. Это очень важно, это как раз и определит в будущем, куда они пойдут - работать и учиться, или воровать и на панель». От себя еще добавлю – действительно: не стоит ориентироваться на фактический возраст ребенка. Ему «юридически» может быть 9, а фактически – по физическому, умственному развитию – не более 6-7. И на это надо делать поправку. И не обижаться на них, если они ведут себя слишком по-детски. И это, опять же, не потому, что все они дураки и дебилы, а просто так жизнь сложилась. Все это в большинстве случаев восстанавливается и компенсируется.
13. Об удовольствиях и подарках. Они должны быть заслуженными. А не даваться просто потому, что «ты бедная сиротка из детского дома». Этого «добра» у них в ДД и так достаточно и, кроме иждивенчества, ничего им не сулит в будущем. Почитай, прежде, чем сядешь поиграть за компьютер, помоги мне, прежде, чем усаживаться перед телевизором, выучи стишок, если хочешь получить игрушку в подарок. Я, конечно, утрирую – не всегда, может, стоит прямо такие строгие рамки устанавливать, но некое подобие этого должно присутствовать. И уж ни в коем случае не должно быть так: пришли в игрушечный магазин, глаза разбежались – это хочу, это, это… (у них ведь тоже своеобразные ожидания от гостей присутствуют – в их представлении это чуть ли не рай, где все можно, все разрешают, спать можно не ложиться допоздна, где купят все, что ни пожелаешь и т.п. - жалко, конечно, их в этом разочаровывать, но ведь для их же пользы!). Вы своим родным детям тоже все подряд покупаете? Или объясняете, что денег иногда нет или они отложены на другие нужды? И то, что это сиротка из ДД ничуть не извиняет такого его поведения. С этим нужно разобраться с самого начала, чтобы не было потом проблем. Самое интересное, что сами дети к такой постановке вопроса привыкают мгновенно и резко перестают канючить. Периодически, конечно, высказывая какие-то пожелания (дети все-таки!), но уже без истерик и обид.
06.01.2004 15:13:24, alexcale
Продолжение 5.

14. «Когда ничего не хочется». Вы им – пойдем в театр, в музей, а они – не, не хочу, лучше дома телек посмотрю… Иногда культурную программу надо «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у детдомовцев чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Но, во-первых, не надо это делать прямо с первых дней посещения вашего дома, а, во-вторых, не стоит их сразу тянуть в картинную галерею – не поймут, однозначно. А такой постановкой вопроса вы у них отобьете интерес к подобным походам надолго, если не навсегда.
Вот, например, в Дарвиновский музей – очень даже интересным поход может оказаться, особенно, если там ребенка взвесят и окажется, что он весит 1,5 тыщи мышей. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену – сейчас такого достаточно, по крайней мере, в Москве. Если этим заинтересовать, то и более серьезные спектакли и музеи потом «пойдут» легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже лучше не перебарщивать. Избыток впечатлений для детдомовцев может быть порой даже вреден. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.
Наверное, для начала хватит. Конечно, о многом здесь не написано. И уж, конечно, в любом случае к каждому ребенку надо относиться индивидуально. Вполне возможно, что со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или вы «переболеете» ими совсем в «легкой форме». На самом деле, все не так плохо и страшно. Просто готовым надо быть ко многому. И главное – не психовать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как вам хочется. Детдомовские ребятишки, на самом деле, очень ласковые и отзывчивые в большинстве своем, и обязательно подарят вам массу положительных эмоций. Но только и вы уж их не разочаровывайте! Ладно?

06.01.2004 15:14:14, alexcale


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!