Раздел: Адаптация к условиям детского сада

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ворчушка и Ярослав

вопрос про стресс в д/с

почитала инфу про адаптацию в саду. Пришла к выводу, что очень многие дети поначалу плачут. Идет адаптация. 1-2 месяца в среднем. Это вроде как нормально, поскольку ребенок переживает стресс.
Вопрос: а нужен ли ТАКОЙ стресс ребенку? Действительно ли пользы в дальнейшем больше, нежели последствий этого самого стресса?
06.07.2006 14:46:27,

107 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Елена Д.
я тоже считаю, что детям стресс не полезен, если можно избежать, то нужно избежать. Есть дети "садовские", которые спокойно остаются в коллективе и с чужими тетями, их нет необходимости держать дома, а есть дети абсолютно несадовские, я такой была, мне сад даром не нужен был лет до 5-6, когда уже хочется в групповые игры играть. Ребенок мой спокойно без сада обошелся, в школе с адаптацией проблем не было вообще. 21.07.2006 08:59:12, Елена Д.
ДА нет в этом никакой пользы, ИМХО! У моего от похода в садик начались нервные тики - моргания глазами и взжрагивания. Забрали - все прошло. И ничуть не жалею, что не ходили в садик. Нечего там делать. В школе сам адаптируется, потому что уже большой и нервная система более устойчивая. 11.07.2006 00:17:37, Natem
ворчушка и Ярослав
а как решаете вопрос с кем быть? няня? бабушка? 11.07.2006 16:40:14, ворчушка и Ярослав
Внизу есть, но еще раз повторю: а зачем отталкиваться от негатива?

Вот вы когда покупаете туфли, вы разве берете на размер-два меньше и гадаете: разносятся или все же натрут ноги, и если натрут, то слегка или придется идти к хирургу и лечить воспаление?

Или вы сразу выбираете среди удобную, нужную ВАМ вещь?

Смотрите на позитивные стороны, если они есть. И если ТОЛЬКО сад может дать то, что нужно ВАШЕМУ ребенку, и имеено сейчас, а не потом, чтобы не "разнашивать", то тогда имеет смысл оценивать минусы.

А то получается, вы берете минусы и думаете, выддюжит-не выдюжит...
10.07.2006 10:56:50, Умп
ворчушка и Ярослав
Не, Жень, не так. Я выделила слово "такой" не для того, чтобы подчеркнуть его негативный смысл.

Стресс - это не всегда жирный знак минус. Иногда он нужен для того, чтобы перейти на какую-то более высокую стадию развития, например. Поэтому изначально я не считаю, "ах, какой жуткий стресс". Адаптация (стресс) есть всегда. Это я у Леви вычитала, просто для каждого ребенка результаты оказываются индивидуальные.

Вопрос в том, что я для себя однозначно не решила, нужен ли моему ребенку сад. У меня есть возможность не водить его в сад (я вижу такие примеры, причем положительные). Но с другой стороны, есть примеры садовских детей, у которых сад - это не вынужденное времяпрепровождение. Вот и пытаюсь сделать выводы именно для себя: настроя, что моему ребенку будет там точно плохо нет, есть воспоминания собственного детсва не сильно приятные. Но я не хочу навязывать "свои" ощущения моему ребенку.
10.07.2006 16:14:01, ворчушка и Ярослав
Да, но ведь вы же все равно исходите из того, что ТАКОЙ стресс может быть отрицательным. Вопрос тогда - НАСКОЛЬКО, в вашем представлении:).

Мне кажется, пока вы будете отталкиваться от стресса, будет сложно. Я бы брала конкретные сады и смотрела, что в них есть ХОРОШЕГО для моего ребенка прямо сейчас, а не смутные "переходы на более высокую стадию развития".

Для развития: примеры "более положительного" стресса - поездки и путешествия, домашние/семейные праздники.
11.07.2006 10:29:10, Умп
ворчушка и Ярослав
варианта "садов" у нас нет. есть один. воспитательница именно нашей группы мне после 1 знакомства понравилась, так что попробуем ходить именно в то время, когда у них занятия - если сыну понравится, мне большего не надо:-)

Меня вот что волнует в вопросе стресса. Например, плачет ребенок. Воспитательница уверяет, что после твоего ухода он успокоивается через 15 мин. Это хорошо? Боюсь, что плачущего ребенка я просто не оставлю в саду.

За пример "положительного" - спасибо.
11.07.2006 16:37:08, ворчушка и Ярослав
для меня авторитет поведение ребенка и моя интуиция... если на душе скребет - значит ошиблась. У меня это - самый точный прибор :).

Ориентируйтесь по тому, который у вас :).
12.07.2006 16:47:11, Умп
Если Вам нужны аргументы в пользу - отложить сад еще на годик - в самом низу ссылка всплыла про давнишнее обсуждение - тема "Садик для цветов жизни".
Статья оригинальная, а отзывы и того интересней.
Если твердо решили отдавать - лучше не читайте :(((((
10.07.2006 02:40:22, Svetlana:)
ворчушка и Ярослав
Нет, твердо отдаватьь не решили. Хотим попробовать: будем смотреть на ребенка, если что отложим сад. Сейчас няню пытаемся найти.
Спасибо, что напомнили про статью. Я ее видела, а вот что отзывово уже столько даже и не заметила - пойду изучать.
10.07.2006 16:17:54, ворчушка и Ярослав
Никто не может ответить на этот вопрос. Одних детей стресс делает сильнее, других ломает, третьим как с гуся вода...
Но я бы (теперь, уже с опытом старшего ребенка) не хотела бы стать для своего ребенка источником стресса.
08.07.2006 17:50:12, Ррозовая
ворчушка и Ярослав
Как не может? Вы сами и ответили, кстати, психологи также отвечают:-) Я вот тоже не хочу потом жалеть. 10.07.2006 16:31:25, ворчушка и Ярослав
садик - полный ацтой для меня был, лажа полная, ненавидел его... но меня застваляли ходить :(, очень зря делали. кому-то садик нравится - гдето 50/50 детей... если ваш ребенок плачет и дальше не захочет туда ходить - не в коем случае не заставляйте его!!! если конечно хотите, чтоб ребенок рос психологически здоровым и уверенным в себе. лучше пусть ходит в какую-нибудь спортивную секцию: гимнастика, физкультура, карате...например.
07.07.2006 22:36:43, бочок
ворчушка и Ярослав
если категорически не захочет, то, конечно, не будем 10.07.2006 16:35:27, ворчушка и Ярослав
пчела Майя
а если он как раз на карате плачет и не хочет ходить? 07.07.2006 22:43:11, пчела Майя
если ребенок не хочет - не в коем случае заставлять нельзя, будь то карате или детский сад. в данном случае речь идет о д/с. я просто предложил альтернативу спорта - и организм укрепляет, и общается с другими детьми - социализируется...
все IMHO конечно.
08.07.2006 18:23:33, бочок
"Идет адаптация, 1-2 в среднем"
Видимо, не дописали - 1-2 чего? Дня? Месяца? Года?
Мой плакал по утрам всего 3 дня, причем успокаивался раньше, чем я выходила из здания (я под окном подсматривала:))). Мы ходим в садик уже 1,5 года, за это время пришло много новичков, и, поверьте, 1-2 месяца плачут единицы. Болшинству хватает недели.
Если вспомнить физиологическую теорию стресса, то Салье делил стресс на три фазы - мобилизации, резистентности и истощения. Причем первые две (ну первую точно) следует расценивать как полезные, третью - как вредную. То есть все зависит от силы и продолжительности стресса. Поплакать три раза по утрам - полезно (я чисто физиологически говорю, симпато-адреналовая система и прочее), три дня подряд - не знаю, 1-2 месяца - наверняка вредно.
А как понять, на какую фазу потянет этот стресс - ну, на то мы и мамы...
06.07.2006 16:47:20, маугленок
Что, значит, если не затягивать попытки и если вдруг срок плача подходит к месяцу, забрать, то не так вредно? :)
Дочка сегодня уговорила меня пойти гулять в садик во время прогулки детей. Я перекинулась парой слов с воспитательницей, спросила можно ли нам тут побыть. А она(дочка) вдруг решила, что я хочу ее тут оставить. Начала громко реветь и трястись от страха. Это фобия, видимо. Успокоилась моментально, как только увидела, что мы уходим вместе.
Наверное пореветь - это не вредно, но этот рев может вызвать/усилить фобию:(
07.07.2006 15:21:47, теоретик
Повторюсь: я говорю сейчас только с точки зрения физиологии. Стресс, сила и продолжительность которого не переходят в фазу истощения, для организма полезен. Можно сравнить с холодной водой: опрокинуть на себя ведро из колодца полезно практически любому (хотя и не всем приятно), а посидеть 15 минут в проруби для неподготовленного человека... Это и есть стресс в фазе мобилизации и истощения соответственно.
В вопросах психологии я менее подкована. О том, какое _психологическое_ влияние может иметь даже небольшой стресс, могу судить только на основе здравого смысла. Продолжу аналогию: у иного человека ведро из колодца, при всей его полезности, может вызвать стойкое отвращение к самому слову "закаливание".
Опять же между "опрокинуть на себя ведро воды" и "посидеть 15 минут в проруби" есть какие-то промежуточные варианты, и никто со стороны не скажет, где границы приемлимого. ИМХО всегда делать _только_ то, что приятно ребенку, так же вредно, как и наоборот. Но это не значит, что надо всех запихивать в прорубь или заставлять по целому месяцу плакать в садике.
Кажется, я уже сама запуталась. В общем, все неоднозначно :)))
off: У тебя проблемы были с инетом, ты получала мое письмо?
08.07.2006 00:10:05, маугленок
Почему, мне все показалось достаточно понятно и правильно. Наверное потому, что пример с ведром холодной воды мне сейчас более чем близок:)
Знаешь, я не помню, кто первый "ниатветил", но по крайней мере за последнее время писем не было точно.
08.07.2006 01:03:12, теоретик
Мое последнее было от 15 июня. Если ты его не получала, может, повторить? 08.07.2006 01:13:46, маугленок
ворчушка и Ярослав
1-2 месяца. Пойду инет лопатить на тему теории стресса - интересно стало:-) 06.07.2006 19:17:48, ворчушка и Ярослав
marigal
Лен, по мне однозначно НЕ нужен. И если бы Майя плакала и не хотела ходить в садик, ноги там бы нашей не было, если бы, конечно, не стоял вопрос о выживании. Но, опять же, у многих детей бывает так, что плачет утром, а потом плачет вечером, потому что из садика уходить не хочет:) Ты мама, и только ты можешь понять и почувствовать своего ребенка. Почему он плачет и что ему надо. У нас бывает иногда, что с садиком, что с няней. В прошлом году был период, когда нежно любимая няня встречалась в штыки и ребенок висел на мне с воплями и не отпускал никуда. Причем это было именно тогда, когда мне НУЖНО было уйти. Продолжалось пару недель. Я, конечно, сократила няню насколько могла, но полностью тогда обойтись без нее было нельзя. Ощущения ужасные, я через 5 минут бросалась звонить няне и спрашивать как дела. Потом как отрезало. С садиком тоже было несколько раз так. Причем я знала, что в садике ей хорошо, что она садик очень любит, но вот приходим с утра, переодеваемся, и тут начинается: мама, не уходи, я хочу домой и т.д. Я ни разу не бросила ее там просто рыдать, хотя и уверена, что она бы успокоилась через 5 минут. Сидела с ней по часу, договариваласьи уходила только после ее согласия. Но если бы это повторялось регулярно, то я бы не стала водить. Я думаю, ты сама увидишь, плохо ли твоему ребенку. Главное, не настраивайся заранее ни на что. Будешь смотреть по обстановке. И все время проговаривай Ярославу, что в садике хорошо, но мамы там нет по определению. Мне кажется, лучше не сидеть там даже в первый день. Лучше забрать буквально через 20 минут, но чтобы он там пробыл эти 20 минут сам. Чтобы потом не было непонимания, почему сначала мама бходила с ним, а потом нет. Я сразу Майе объясняла, что садик - это такое место, где мамы нет. 06.07.2006 16:16:34, marigal
Очень понравился Ваш ответ, и, думаю, ключевое - не уходить, не договорившись. Не бросать и не дожимать ребенка, а именно успокоить и договориться, тогда и будет понятно, нужно ли это ребенку или нет.

А Ворчушке с Ярославом:) про ее вопрос со слезами - у меня есть подобный пример в значительно более раннем возрасте. Меня дочь не хотела из дома (от себя) отпускать, когда мне по делам нужно было. До года я сама без нее никуда не уходила, а вот после начались истерики, а уже очень нужно было. Помогло только договориться, НЕ уходить от плачущего ребенка, быть отпущенной им. Т.е. даже отвлекать вмеру, чтобы этом ребенок смог принять решение сам.

06.07.2006 16:56:21, solo
ворчушка и Ярослав
не про более ранний возраст я не говорю, там я жесткая сторонница, что ребенок точно не готов быть без мамы. И у нас был период, когда совсем меня не хотел отпускать, даже с горячо любимой бабушкой не оставался. У нас проходил вариант ухода по-английски, чтобы просто не создавать ситуацию прощания. Само прошло.

Вы знаете, со мной в детстве тоже родители договаривались, никогда не бросали плачущую в саду, но но многие комплексы и последующие проблемы очень похоже, что оттуда.
06.07.2006 17:34:57, ворчушка и Ярослав
А у Вас был реальный выбор туда НЕ ходить?

Думаю, возможность оставлять ребенка, ходящего в сад, дома по его желанию достаточно часто (к сожалению, редкая возможность!) тоже помогает баланс найти. Если бы меня маленькую спросили, хочешь ли ты сегодня остаться дома, я бы отказалась ходить в сад - не пару-тройку раз или недель, а на месяцы (а как сейчас кажется, так и совсем).
У маленького ребенка есть подспудное чувство того, что все, что с ним происходит - неизбежно, и это чувство мешает решать проблемы. Если ребенок знает о необязательности сада - он и адаптируется легче (не значит быстрее, т.к. процесс может стать прерывистым), и относиться к этому будет как к эксперименту, как к опции в своей жизни. А значит легче и серьезнее одновременно. Если ребенок имеет РЕАЛЬНЫЙ выбор, ходить или нет, тогда эффективность решения проблем сильно возрастает (т.е. ребенок или уходит от проблем, если они не по силам-отказ от сада, или решает их сам, если хоть что-то в саду ему действительно интересно и нужно). Задача мамы - сделать так, чтобы выбор был.
06.07.2006 18:01:22, solo
Ясень
Кстати, про реальный выбор в таком вопросе - дело темное. Чувства детей к какому-то явлению (садик, занятия и т.д.)часто неоднозначны, а способность заглядывать в будущее - невелика, поэтому такой реальный выбор - большая нагрузка для ребенка, слишком большая ответственность и слишком большая неопределенность. Одному хорошо, другой может до нервного срыва дойти, а третий - сделать выбор, а потом скорбеть по этому поводу и казнить себя за то, что не так сделал :(( Зависит от возраста, темперамента, характера... Эх, да все равно не очень предсказуемо... 08.07.2006 01:44:02, Ясень
ворчушка и Ярослав
кстати впервые вижу такое мнение. В большинстве случаев мамы считают, что когда альтернативы нет, ребенок легче смиряется с неизбежностью.
У нас выбор есть, так что буду наблюдать. Спасибо за участие в дискуссии:-)
06.07.2006 19:19:51, ворчушка и Ярослав
Это рассказала нежно любимая мной Мария Д (раньше она здесь частенько появлялась) - не про садик, а про школу. Вопрос стоял - как ребенку-анскулеру (не обучающемуся в школе) в школу "сходить", почувствовать, а вдруг ему там лучше? И в то же время выпасть в случае проблем не сразу, чтобы какая-то серьезная информация, неповерхностная у него накопилась о школе и школьном стиле жизни. Так вот она предложила ребенку побыть исследователем в школе, дескать ощущение того, что это исследование, эксперимент вхождения можно в любой момент прекратить, а посмотреть на "кроликов" и побыть в их шкуре все-таки интересно, ребенок легче вопринимает возникающие проблемы и волен либо решать их, либо эксперимент закончить. Мне показалась эта модель вполне приемлимой и для сада. А в основе модели очень простое понятие - выбор (не манипулятивный, типа - "ты можешь не ходить в садик и не будешь уметь то-то и то-то, знать то-то и то-то и т.д.", а реальный, честный).
Но это - удел сильных и изобретательных родителей, которые считают (или могут себе позволить считать), что насилие над детьми возможно только в случаях, напрямую сопряженных с опасностью для жизни, но никак ни в случае посещения детсада.
06.07.2006 19:39:23, solo
При всем моем искреннем восхищении МариейД, здесь не соглашусь. Мне кажется. если выхода нет, то смириться ребенку легче. У нас выбора не было, но, правда и не плакал ни разу. 06.07.2006 21:00:38, ЮлияС
Наверное часто выбор есть, а родители считают, что его нет. Даже мать-одиночка может (гипотетически конечно) найти недорогую няню-соседку или работать на дому.
Наверное, важна уверенность родителей в том, что выбора нет:)
А есть случаи, когда даже при отстутствии выбора для ребенка это очень сильный стресс.
07.07.2006 21:11:24, теоретик
_Lissа_
Сорри, работать на дому с ребенком? Как ты себе это представляешь? :) 12.07.2006 16:09:19, _Lissа_
Тань, я ж говорю - гипотетически:) Я бы лично наверное не смогла. Я вообще не очень выносливый человек.
Как пример из жизни - женщина, которая стирала дома... ни в коем случае не как рекомендации.
12.07.2006 21:09:01, теоретик
_Lissа_
Ох, я работать дома категорически не могу. Меня обстановка домашняя расслабляет, и потом как объяснить ребенку, что мамы нет, она на работе и к ней не приставать? если бы отдельный флигель в загородном доме... 13.07.2006 11:36:08, _Lissа_
До какой-то степени - согласна. Это если выхода действительно нет и + ребенку не объяснишь "отрицательные" альтернативы отказа от садика. Но часто выход есть, а искать его нет привычки - стереотип воприятия садика как единственного места, где... (вписать нужное)+ в самом садике что-то менять (что иногда не так уж невозможно)

Я потому и написала - "родители, которые могут себе позволить так считать и так себя вести".
06.07.2006 22:52:06, solo
пчела Майя
Что там может понравиться, если одноклассников изначально считать кроликами, а себя - исследователем? 06.07.2006 20:02:19, пчела Майя
вообще-тоя фигурально выразилась. Считать - да хоть инопланетянами более высокого уровня развития;) А серьезно - никакого уничижения, просто другая субкультура. понравиться может многое (если школа хорошая:), а может и ничего. 06.07.2006 22:48:30, solo
пчела Майя
Что значит "другая субкультура" - вы сами-то поняли? Если ребенок в норме идет в школу, он идет учиться и сосуществовать с людьми, такими же как он. У него складываются отношения с учителями, с одноклассниками на этой основе. А если он идет наблюдать за насекомыми, то может оно и понравится - но это будет не то, что там происходит на самом деле, а того - он не узнает и не поймет. Таким образом, все мероприятие лишится смысла, который в него изначально заложен, и родителям только и останется сказать: "Мы же говорили, что в школе ему делать нечего" и забрать его оттуда. Мне совершенно не нравится эта идея. Она нужна только затем, чтобы ребенок в школе не остался. 06.07.2006 23:26:27, пчела Майя
И еще. Цель такого "эксперимента" - не остаться в школе (не адаптация), а информированный выбор. А уж в случае выбора в пользу школы (сада и чего угодно) адаптация пройдет легче. Так же, как взрослый привык решать свои проблемы на работе, которая по каким-то причинам ему нужна. Ребенок в большинстве случаев лишен возможности избегать дисциплинарных сообществ, он не имеет возможности их выбирать-отвергать. Своему ребенку я хочу такую возможность дать. И мне кажется, что такой выбор расширяет, а не сужает опыт. 07.07.2006 09:10:42, solo
пчела Майя
Если ребенку хочется избежать "дисциплинарного сообщества", он обычно об этом говорит, независимо от того, ставим мы опыты или просто живем. Чтобы дать ему возможность выбора, достаточно просто слушать, что он говорит. Идея приходить в школу в качестве исследователя сообщества не имеет прямого отношения к наличию или отсутствию выбора. Это просто такая игра, и я совсем не уверена, что ребенку она нужна. Родителям если только. 07.07.2006 10:37:37, пчела Майя
Не всегда, далеко не всегда ребенок говорит - его этому еще учить нужно специально. А уж с садиком - тем паче. Я поэтому и писала о подсознательной уверенности ребенка (и сама это слишком хорошо помню), что "только так все и может быть", без вариантов. А психологическая подоплека этой игры - парадоксальным образом именно отстраненность при включенности (исследователь включен в сообщество и одновременно отличается от его членов; он может прекратить исследование в любой момент по своему усмотрению - это уже именно выбор). Игра подчеркивает для ребенка его роль, ему самому говорит, что он м_о_ж_е_т решать, что он - не винтик в машине школы, а получает здесь свой собственный опыт. И игра (предложить ребенку такую игру, сыграть в нее) - такой же способ поговорить о его проблемах, услышать его, как и все остальные, более повседневные способы. 07.07.2006 13:40:51, solo
пчела Майя
У меня дети всё, что хотели, немедленно говорили. Нет у них никакой уверенности, что только так и может быть, да и откуда ей взяться? А играми я б их только запутала. И с другими детьми они б дружить не смогли тогда, потому что исследователь - он, видите ли, не такой, как же ему дружить, да еще и объяснить нужно, почему собственно он не такой, хотя на вид - такой же. А друзья - это для них было важно и являлось главным стимулом хождения в коллектив, зачем же это терять. Может гениальным людям такое и подходит, потому что им все равно с обычными не дружить. А нам - нет. 07.07.2006 21:07:59, пчела Майя
Интересно, а Вы допускаете, что в каждом конкретном возрасте для чего-то важного у ребенка просто нет подходящих слов, а лет через ...дцать эти слова и желание рассказать могут появиться? Ну, не для своих детей, так для других?:) 07.07.2006 21:27:24, solo
пчела Майя
А какие слова подходящие? По-моему, любые подходят. Если ребенок куда-то не хочет идти, это ясно даже если он вообще не умеет говорить, а плачет, упирается или что-то типа этого. А если ему еда не нравится, так он ее не ест, а если одежда, то снимает. Я не представляю, почему ребенок, имеющий конкретные антипатии, может их никак не проявлять. 07.07.2006 21:36:21, пчела Майя
Киплинг в детстве жил с теткой, которая очень плохо с ним обращалась, била его так, что у него даже зрение из-за этого ухудшилось. На праздники его брали к себе другие родственники, которые в свою очередь его очень любили. Впоследствие взрослые удивлялись, почему мальчик ни разу им не пожаловался. А сам он много лет спустя писал: "Ребенок может пожаловаться не больше чем животное, он воспринимает все, происходящее с ним по воле взрослых, как неизбежность..." Цитата, разумеется, неточная, но смысл примерно такой. 08.07.2006 00:15:57, маугленок
пчела Майя
А еще можно найти случай, где ребенка привязывали к батарее и не кормили. Но мы, кажется, не про эти случаи. Очевидно, что с ребенком надо обсуждать вопросы с ним связанные и слушать его мнение. Чтобы он не воспринимал происходящее по воле взрослых как неизбежность. Если бы написали такое, то у меня возражений бы не было. Возражения у меня были против идеи "исследователя" И как были, так и остались. 08.07.2006 00:34:59, пчела Майя
Ну да, наверное, если бы у него прямо спросили бы, хочет ли он к ней идти, он бы, скорее всего, ответил ьы по существу. Но ведь не все родители и спрашивают. Многим достаточно того, что ребенок не плачет и не жалуется. 08.07.2006 00:41:25, маугленок
Да-а, года два назад на этой конфе была душераздирающая тема про детсадовские переживания...
И все участники (а их набралось на удивление немало) писали, что родителям об унизительных и страшных поступках воспитателей не рассказывали. Либо воспитатели запугивали, либо детям просто в голову не приходило, что на это можно пожаловаться.
Родители были абсолютно не в курсе, и считали, что все хорошо, раз ребенок не жалуется :((((((
08.07.2006 02:48:10, Svetlana:)
пчела Майя
А что - идея "исследователя" от этого как-то спасает? От этого спасают совершенно другие вещи, вот ими и надо заниматься. Например, выбор детского сада, где никто никого не запугивает. К тому же, детские воспоминания взрослых людей не всегда соответствуют истине. И уж мотивы они точно могли сейчас придумать. Особенно здешние участники, перегруженные теорией. 08.07.2006 11:27:36, пчела Майя
Да, идея "исследователя" отчасти от этого тоже спасает. Как раз в таких случаях важна отстраненность, плюс - регулярное обсуждение "результатов" с родителями. Можно намного быстрее понять, что происходит в группе в отсутствие других взрослых.
Хотя то же самое можно и другими способами получить.
10.07.2006 02:16:28, Svetlana:)
идея исследователя вообще-то стимулирует описания, в том числе нейтральные, которые для мамы при этом будут хорошим материалом "для подумать", и для ребенка тоже. 08.07.2006 12:17:12, solo
пчела Майя
Выше уже сто раз написано, чем она концептуально неправильна с моей точки зрения. Тем, что отделяет ребенка от коллектива, и не дает ему туда нормально войти. Если подумать, получается так. 08.07.2006 13:05:38, пчела Майя
Вы задали конкретный вопрос, я дала конкретный ответ. А Ваше мнение мне давно понятно:) 08.07.2006 13:10:00, solo
пчела Майя
Так я задала-то его не вам. Ваше мнение я уже тоже знаю. 08.07.2006 13:28:30, пчела Майя
Вот именно "в голову не приходило", кстати, особенно, если это было связано не напрямую с тобой.
Есть куча нюансов в таких случаях - например, другого ребенка наказывают в моем тогдашнем понимании справедливо (за дело) и несправедливо одновременно (несоразмерными методами, да еще завязанными на чувство интимного, на сексуальность, публично да еще в день рождения и т.п.). Это самый простой случай - меня не наказали, но унизили (КАК ребенок может рассказать о таком непрямом унижении?). Ребенок удерживает в речи довольно простую структуру событий, он часто не может упомянуть всех важных моментов просто в силу построения своей речи.
Как я могла бы рассказать, что в принципе сад и школа, помимо "конкретных" текущих событий, не нравились мне как системы контроля и подавления, как места, где всякая способность распоряжаться своим временем и интересами полностью у меня отнималась? Причем это - не "более позднее мое умствование", а именно оформленные гораздо позже чувства.

А общее замечание по соотношению язык/чувства:
у ребенка язык формируется постепенно, а ведь именно язык дает возможность структурировать информацию - в том числе собственные переживания. Нет подходящих слов - ребенок может даже не осознавать свои чувства и эмоции, без подходящего описания (самой возможности описания) они просто не достигают того ясного слоя сознания, которое называют "Я" (я хочу..., мне не нравится...).. Мне кажется, это так понятно...
08.07.2006 08:40:37, solo
Может быть, самое печальное, что такое отношение к людям у детей надолго "впечатывается" как вполне обычное, а значит - приемлемое. И только через много лет, уже взрослые, осознают, что вообще-то тут есть повод возмутиться...
Ладно, похоже мы и вправду далеко ушли от исходной темы...
10.07.2006 02:13:52, Svetlana:)
Наверное, потому что не все антипатии обязательно конкретны (в Вашем понимании). В примеры из собственной жизни пускаться не буду;) - сойдемся просто на разнице в опыте:)
07.07.2006 21:40:42, solo
Достаточно ли полно здесь прозвучали цитаты?
Помнится, изначально этот прием - устроить исследование - предлагался как некая временная мера, чтобы помочь ребенку справиться с возникшим дискомфортом, в каком-то смысле - отвлечь от возникших проблем, взглянуть на ситуацию в коллективе со стороны, и найти некие новые способы поведения, чтобы жить в коллективе дальше. Этот прием, помнится, предлаглся Дорис Бретт в книжке "Истории про Энни".
Я думаю, это и обсуждалось в конфе.
А если заранее так настроить ребенка, отправляя в школу - по-моему, это значит заранее настроить его против школы или сада. Все-таки включенность в процесс - это как раз самое удовольствие. А наблюдение - оно выдергивает из процесса. Если уж очень дискомфортно - то полезно "выскочить" на время, а в остальном - лучше уж ыключаться от души. Иногда то, что поначалу кажется трудным, потом наоборот начинает радовать и т.д. В общем, просто жизнь лучше, чем такие игры без веских оснований, имхо.
А выбор - да, должен быть, я согласна.
07.07.2006 14:42:35, Svetlana:)
пчела Майя
Вот именно. Так - другое дело. 07.07.2006 21:08:42, пчела Майя
:)) Согласна в целом. Описанный прием - как минимум совсем отдельная тема, а основной мой тезис был именно о выборе, в том числе и для маленького ребенка. Спасибо за оглашение источника - посмотрю книгу обязательно:) 07.07.2006 15:12:44, solo
Вот тут есть:
http://child-stories.chat.ru/book_enny.htm#Когда%20ребенка%20дразнят
08.07.2006 02:42:12, Svetlana:)
Про выбор.
В книге Джона Грея "Дети с небес" прочитала недавно, что предоставлять маленьким детям выбирать - это для них слишком большая нагрузка. Это меня о-очень удивило, так как сама tuj концепция построена на максимальном уважении и сотрудничестве с детьми.
И я своим выбор чуть что не с рождения предоставляла, вроде неплохо все.
А Грей считает, что для детей до 9 лет лучше прямое (правда, вежливое) указание - сделай, пожалуйста, то-то... Но ребенку предоставляется право сказать НЕТ, то-то я не хочу, я хочу вот это... И дальше идет обсуждение - если возражение обосновано, то оно принимается и т.п. Утверждается, что малышу проще понять свои собственные желания "от противного", сопротивляясь предложениям и постепенно осознавая все нюансы своих желаний-нежеланий. Заодно учится отстаивать свое мнение в диалоге.
В общем-то, в этом что-то есть, наверное. Но мне как-то неблизко показалось.
Но! Подумав еще, пришла к такому выводу - пожалуй, речь идет о разных типах выбора. Есть краткосрочный выбор, причем из ясных, понятных ребенку вариантов - ты хочешь кашу или творог? Мы пойдем гулять в лес или к озеру? И т.п.
И есть выбор долгосрочный, с кучей неопределенностей, когда и взрослый-то толком не знает - как все будет, а ребенку и подавно не на что опереться в своем опыте. Какой же тогда выбор? С тем же садом - сможет ли вписаться в режим, понравятся ли воспитатели, потянет ли нервная система, интересен ли будет именно этот набор занятий и т.д., и т.п.
И я поняла, что тут, пожалуй, я как раз и пользуюсь методом, близким к Грею - для себя решаю, перевешивают ли видимые на сейчас плюсы сада его же видимые на сейчас минусы. И ребенку сообщаю уже готовое решение. И на него, соответственно, позитивно настраиваю. А дальше - внимательно слушаю и наблюдаю, что происходит - нравится ли ему или нет, какие моменты напрягают - может, что-то следует изменить, подогнать под ребенка (скажем - режим, утром привожу после завтрака, забираю перед тихим часом - так сына устраивает). Ну, и готовность совсем забрать, если уж "не пошло" категорически.
Так что - в этом смысле - это не есть однократный выбор ребенка, но и при этом он не является "винтиком", который, раз вкручен, обязан всю жизнь там крутиться.
Этакая "перманентная коррекция курса". Не знаю, можно ли это выбором назвать?
08.07.2006 02:40:18, Svetlana:)
Ну и у меня что-то типа того:) 08.07.2006 14:57:53, теоретик
интуитивно я, наверное, поступаю так же. Мне как раз нравится сравнение мамы с менеджером - ведь и стили менеджмента бывают разные (от авторитарного до..), и их эффективность в зависимости от управляемой ситуации и ребенка - тоже очень разная (например, краткосрочно в случае серьезной опасности именно авторитарный стиль принесет максимум пользы, но проиграть битву иногда полезнее для общего исхода войны - как всегда, нужно смотреть:)).

Разумеется, ребенок не может принимать все решения, особенно долгосрочные, требующие планирования тактического и стратегического. Но в саду ребенка хоть что-то (достаточно сильное и самим ребенком осознанное) должно удерживать из разряда внутренней мотивации, а иначе как можно соблюсти баланс между своим представлением о пользе для ребенка и его собственным? Помимо "не плачет-не жалуется" потребность внутренняя должна быть, и в разговорах можно попробовать помочь ее осознать. Но без этого даже мотивируя отложенной во времени или некой "общей" пользой я бы заставлять не стала (не исключаю, однако, самые крайние случаи - типа когда нужно научить ходить после операции, а каждый шаг дается с болью).

Короче, простая схема:
-большинству мам достаточно, чтобы не было негатива со стороны ребенка
-мне нужно, чтобы был осознанный позитив

Примитивно?:)

Кстати, про выбор - мне кажется, мама может не спрашивать о выборе и во многих повседневных очень простых случаях. Опять же, если интуитивно чувствует, что этот выбор ребенку не нужен/не важен сейчас. Иначе слишком увеличивается поток ненужных слов, да и ребенок может впасть в растерянность ("А зачем мама об этом спрашивает?"). Но тут уж - только интуиция и наблюдения мамы:)
08.07.2006 09:03:35, solo
О, как приятно...
Я тоже за осознанный позитив прямо сейчас, а не в далеком будущем.
Но вокруг столько людей, настаивающих на необходимости сада независимо от его интересности ребенку, что я уже сомневаться стала - может, я в гиперопеку впала...
10.07.2006 02:21:50, Svetlana:)
нет:))), это они впали:))))), уж во что не знаю.... 10.07.2006 10:44:58, Умп
ворчушка и Ярослав
не, ну и народ:-))) сидит тут явно компашка оппозиционеров сада и этак очень деликатно советует не настраиваться на негатив:-)) А может имнно ваше негативное мнение и поможет мне прийти к нужному выводу! 12.07.2006 16:27:46, ворчушка и Ярослав
Ну почему - оппозиционеров...
У меня и младший в сад ходит, пошел с 3.5. Сейчас думаю, чуть-чуть рановато ему было, еще бы 2-3 месяца лучше бы дома посидел.
И вообще - меня на это подвиг большой плюс - я знаю, что дети в возрасте 3-4 лет очень хорошо усваивают языки, и я хотела его отдать в развивающую группу с носителями языка. Но групп таких не нашла, а как раз около дома оказался британский детский сад, где из трех 2 препода из Англии, и с детьми в группе общаются по-английски, и дублируют по-русски при необходимости. Плюс занятия и наши все, как положено - песни, танцы, рисование. Плюс занятия по британской программе - английские песенки, их игры и т.п. И что для меня немаловажно - отношение в группе к детям - скорее европейское, довольно уважительное и бережное. И вожу после завтрака, и забираю перед тихим часом - то есть, всего часа 3 в саду проводит.
Но и то - я вижу, что ребенку 5 дней в неделю - тяжело. Устает.
Поэтому частенько пятницы мы пропускали, а иногда и подольше "гуляли". К концу весны (ходит с сентября) ему стало заметно легче, он стал выдерживать больше дней подряд в саду. Так что, надеюсь, с осени будет уже более плотно туда ходить.
Но вообще-то я пришла к выводу - с точки зрения удобного для ребенка режима лучше было бы в развивающую группу 3 дня по 3 часа водить, как мне врачи и советовали. Тогда и с болезнями легче разобраться, нет такой обязаловки со справками и деньгами, да и мне бы так было удобнее. Но у нас английский был приманкой сильной, ребенок еще до сада любил занятия английским.
А с точки зрения работы - я тоже думала, смогу нормально работать хотя бы первую половину дня. Как бы не так. Толком все равно не получилось, даже при наличии бабушки. Если бы я взяла няню, и она водила бы ребенка на занятия, я могла бы работать больше и спокойнее.
Кстати, мне бы дешевле вышло :))
Старшая пошла в сад в 3.5 года, весной на месяц, потом с осени. Тогда у меня выбора особо не было, я и так тянула до 3.5.
Сначала много болела, потом год ходила без особого желания. В старшую группу - бежала сама с большим энтузиазмом, а в подготовительной уже заскучала (была старше остальных), и мы плано перешли на подготовку к школе. Сейчас вспоминает о саде нейтрально, без восторга, но и без ужасов. Только вот тихий час она ненавидела всегда, и сейчас помнит это (заставляли лежать тихо, ругалиь) как пытку. Хотя примерно половина детей спит в саду с удовольствием.
Тут не попробуешь - не узнаешь. Вот только возраст начала... Не знаю. Я своих до 3.5 не считала готовыми, а у соседей девочка в 3 уже полгода радостно ходила в сад, и плакала, когда заболевала и оставляли дома...
13.07.2006 01:08:56, Svetlana:)
я, кстати, и не скрываю свою искреннюю нелюбовь :) к садам, школам, а еще к роддомам, районнным поликлинникам, большим офисам с перегородками и строгим дресс-кодом, общественному транспорту, макдональдсу и проч. -к любым системам, предлагающим дешево решить ВСЕ проблемы ВСЕХ...

признаю их необходимость для общества в целом, потому что "умереть не дадут", но и ... жить не помогут
12.07.2006 16:55:20, Умп
ворчушка и Ярослав
не скрываете, но и не голосите о ней:-) и правильно, потому что это уже ваше внутреннее решение, вы прошли период сомнений и терзаний. А я именно в процессе:-)) все перечисленное я тожене люблю, но оно мне сейчас неактуально, а вот сад и няня маячат на горизонте и очень пугают и повергают в панику 12.07.2006 18:05:11, ворчушка и Ярослав
паника уместна :)) - это нормальные переживания и ответственность за своего ребенка... 13.07.2006 11:53:16, Умп
_Lissа_
+1:) 12.07.2006 17:23:44, _Lissа_
очень точно:) 12.07.2006 17:15:43, solo
:))) 10.07.2006 15:00:41, Svetlana:)
:)) Да уж, а отчетливо увидеть, как мы ошибались, шанс появится только через несколько лет, наверное. 10.07.2006 10:31:24, solo
Пример старшей дочери пока обнадеживает - лично меня она радует :))), но выводы еще делать рановато - как она впишется в мир - пока мне не все ясно.
И все же - все равно по-другому не могу уже :))) Так что - будь что будет :))
10.07.2006 15:03:53, Svetlana:)
:))) "На том стою и не могу иначе" 10.07.2006 16:13:23, solo
пчела Майя
Интересно, какого возраста у вас ребенок? 08.07.2006 11:38:47, пчела Майя
2,4 08.07.2006 12:08:41, solo
пчела Майя
Я примерно так и предполагала. 08.07.2006 12:58:03, пчела Майя
1. Про субкультуру - не только поняла, но и почувствовала. проблемы можно решать по-разному. Я в школе училась:) и даже в 4-ех школах :) и лицее. А так же училась экстерном. Каждый опыт - весьма своеобразен, и стиль решения проблем в школе и даже в небольшой степени свободы от школы (экстернат) - две большие разницы. И отношения с учителями-одноклассниками выстраиваются совсем по-разному (кстати, многие остро чувствуют разницу, попав в ВУЗ, например).
2 опыт хождения в школу (читаю сообщество анскулеров в ЖЖ) показывает обратное:) Даже с такой исследовательской установкой.
Чтобы ХОРОШО изучить другую субкультуру, в ней нужно прижиться, это Вам любой исследователь скажет:)
07.07.2006 08:34:30, solo
ворчушка и Ярослав
да, МариюД я помню. Возможно, и стоит попробовать, но реально я ни рзу не слышала такого мнения именно саде. Пожалуй, со школьником такое и пройдет, а вот малыш...остается только вариант эксперимента:-)
ЗЫ: Но честно говоря, чем больше я ковыряюсь в этой проблеме, тем больше мне хочется оставить ребенка дома:-)
06.07.2006 19:49:19, ворчушка и Ярослав
Ну а какой Ваш сын? Как остается без Вас с другими людьми? Моя-то даже с бабушкой мне всегда соглашается остаться. А есть такие компанейские дети, их с соседкой оставь на полдня и они будут счастливы. 07.07.2006 21:14:54, теоретик
Не так однозначно насчет обязательни необязательности садика. Есть мамы, которые с первого дня "сдают" детей в садик и идут работать, а есть те, кто приучают плавно и постепенно и готовы забрать. В обоих группах бывают разные результаты. Я пыталась отдать дочку в садик слишком рано. Увидев, что не готова, сразу забрала. Что мне было интересно, я там посмотрела на разных детей. Мальчик Коля плакал три месяца. Его мама не могла не водить его. У него не было выбора. Поплакав три месяца, он смирился и успокоилася. А другая мама наоборот считала, что ее ребенок хорошо прижился в садике только потому, что у него не было выбора, ходить или не ходить. 06.07.2006 18:52:03, теоретик
Если честно, не совсем поняла Ваш тезис. Я же и писала про то, что адаптация может быть проигрышной (смириться, привыкнуть, сломать себя, если утрированно), а может быть со знаком "плюс" (осознать границы, минусы и плюсы ситуации, изменить то, что возможно и принять то, что приемлешь:). Думаю, маме мальчика из последнего примера такая адаптация сына достаточна (не сыну - маме!) - удобно, когда ребенок перестал плакать, загнал себя в рамки а не принял их. А то, что в обеих группах разные результаты - так и ежу понятно, что люди разные и дети имеют разные ресурсы и отношение к ситуации посещения садика и т.д. Я пишу о том, что может облегчить адаптацию (но этот облегчающий фактор может быть недостаточным для конкретного ребенка, которому сад=> просто не нужен). 06.07.2006 19:17:53, solo
ворчушка и Ярослав
Марин, вот честно, смущает меня подобное: "Причем я знала, что в садике ей хорошо, что она садик очень любит, но вот приходим с утра, переодеваемся, и тут начинается"
Хорошо, а почему слезы??
Интересный подход насчет "сад, это где мамы нет". Боюсь у нас в простом муниципальном не разрешат мне тусоваться по полчаса первый месяц, как Леви советует(
Я тут задумалась, не рано ли...
06.07.2006 16:31:17, ворчушка и Ярослав
marigal
Лен, до того, как слезы начались, мы туда уже ходили пару месяцев с радостью. И если в предыдущий раз ребенок не хотел уходить, а сегодня не хочет идти, то понятно, что это просто сиюминутное настроение. Было пару раз, потом прошло. То же, что и с няней было. У вас никогда не бывает, что Ярослав не хочет играть с бабушкой, а хочет с мамой, при том, что обычно бывает наоборот? Ты же не делаешь из этого вывод, что он бабушку не любит:) Просто именно СЕГОДНЯ ему понадобилась мама.
А вот насчет неразрешат тусоваться по полчаса - тебе не разрешат или ребенку? Ты думаешь, будут требовать чтобы ты сразу надолго оставляла? Я, конечно, не знакома с государственными садиками, но какая им от этого выгода? Можно, наверное, как-то договориться?
06.07.2006 16:47:25, marigal
ворчушка и Ярослав
Я видимо, криво выразилась, речь не о том, чтобы его сразу надолго, а о том, что мне не разрешат там сидеть.
Как мне сказал работающая в саду знакомая, для других детей плохо, когда чья-то мама тусуется со своим ребенком. Другие дети тоже могут начать плакать (по крайней мере в ясельной группе).
06.07.2006 17:37:13, ворчушка и Ярослав
marigal
Ну дык и я говорю не тусоваться. Оставлять сразу одного, но ненадолго. Уговорами заниматься в раздевалке. У нас воспитатели хоть и говорили, что в крайнем случае можно маме в группе с дитем посидеть, но на практике такого ни разу не было. 06.07.2006 17:40:54, marigal
Они не то что запрещают, но ребенок реально успокаивается быстрей без мамы. Я видела на чужих. Именно успокаивается, а не просто перестает плакать - начинает с интересом осматриваться, тянется к игрушке, подходит к другим детям... У нас хороший садик, воспитательницы новенького и на руки возьмут, и обнимут... 06.07.2006 17:25:34, маугленок
Нет универсальных ответов. Зависит от ребенка, от мамы, от воспитателя, от маминых взглядов на воспитание... Поэтому я лично ориентируюсь на несколько вещей:
- хороший, "мягкий" сад полезен (соц.психологи)
- возраст для "хорошей" адаптации в среднем - после 3 лет (гуманистически ориентированные психологи)
- собственный опыт посещения д/садика оцениваю как негативный (при отсутствии явных конфликтов и инцидентов)

Поэтому скорее всего попробую с ребенком сад не ранее 3 лет. Как осознанный выбор ребенка, поэтому БЕЗ серьезных капризов и стресса. При нерешаемых быстро проблемах с адаптацией из сада заберу. Но если буду вынуждена в сад отдать по объективным обстоятельствам, постараюсь помочь ей остаться в выигрыше (психологически)

Кратко: моему ребенку такой стресс не нужен. Ей нужны проблемы и задачи по силам, которые, напрягшись, она будет решать в свою пользу. "Адаптация" к садику на практике - это не всегда позитивное решение проблем, а часто решение проигрышное если не в краткосрочной, то в долгосрочной перспективе.
06.07.2006 15:58:56, solo
ворчушка и Ярослав
угу, вот и я такого мнения.
А как вы представляете "осознанный выбор ребенка"? Это когда в выходные ребенок в сал хочет?:-)
06.07.2006 16:27:12, ворчушка и Ярослав
Осознанный выбор - можно попробовать предоставить ребенку возможность в достаточном кол-ве общаться со сверстниками вне сада, создать создать действительно интересную развивающую среду дома - и при этом предложить походить сад. Ни один мой знакомый ребенок в такой ситуации сад не выбрал. 21.07.2006 11:46:18, Эль Нинья
ну, для начала устойчивый интерес - сады-то рядом и остальные дети видят, что там группа гуляет. У моей знакомой ребенок в 2,7 просился, рвался в сад. НО ОБЯЗАТЕЛЬНО потом - долгие разговоры: чем все это обернется (режим, правила, проигрывание наиболее типичных проблемных ситуаций - можно в картинках, есть у Карапуза книжка "Зайка идет в садик" и др.). Задолго до сада - развивающие занятия БЕЗ мамы. Объяснение разницы. Короче, долгая комплексная работа. Потом - просто пробовать, как пойдет. Сокращать-увеличивать время и т.д. и т.п. Мой ребенок обычно знает, хочет чего-нибудь или нет. Не захочет - не буду заставлять, перепробую все альтернативные способы социализации, развития и прочего:)

А уж если сад пойдет хорошо - то критерий тоже прост: утром - с удовольствием в сад, вечером - с удовольствием домой:)))
06.07.2006 16:48:19, solo
ворчушка и Ярослав
гы, мой тоже рвется, видя там яркие горки:-) но рвется именно к ним:-)
про Зайку есть у нас книжка:-)
а вот варианта занятий без мамы нет и не будет. Нет в нашей деревне такой альтернативы, увы. Нам как раз сад нужен с точки зрения их утренних занятийю

А вот интересно, в каком возрасте адаптация проходит легче всего.
06.07.2006 19:16:29, ворчушка и Ярослав
Ясень
Лучше всего адаптация происходит в возрасте около полутора лет. :)) или :((, уж не знаю. 08.07.2006 01:37:43, Ясень
Да наверное не у всех:)
Я в годик имела неосторожность съездить на море на один день. С шести утра до шести вечера. Расплачивалась потом полгода, даже в туалет сложно было выйти. Причем с родственниками дочка хорошо себя вела весь день, только с моим возвращением началось такое.
08.07.2006 14:59:26, теоретик
усредненные цифры Вам нужны? Вы же на своего ребенка довольно внимательно смотрите - подумайте сами, конкретно весьма (лучше, посетив ваш будущий сад), составьте список:
- какие требования сад предъявляет (не декларирует, а что ребенок должен реально в течении обычного дня делать)? бытовые навыки, способность объяснить проблему, способность выделять голос чужого взрослого из общего шума в группе:), понимать его и слушаться, играть рядом/вместе с другими детьми и т.д.?
- что из списка ребенок делает легко, что условно (и при каких условиях), чего не делает? Какова зона ближайшего развития вашего ребенка - т.е. чему он вот-вот научится без особых проблем? Что он сделать не сможет в ближайшее время, а в садике (или именно вашему ребенку в садике) это необходимо делать/уметь?
-посмотреть разрывы между одним и другим, необходимые ресурсы для сокращения разрывов
-какую зону развития обозначает сам садик (через занятия и в повседневности), нужно ли это вам?

Критерии оценки зрелости выставляет в итоге мама (как менеджер ребенка). В примере теоретика маме мальчика важен был один критерий - что ребенок не проявляет активного недовольства посещением садика. Он за три мес. свою "программу развития" выполнил - так развился, что плакать перестал. Его мама была готова заплатить за это теми внутренними ресурсами сына, которыми заплатила. Все пока вроде довольны, а мальчик сможет рассказать про этот опыт гораздо позже:(
06.07.2006 19:31:14, solo
ворчушка и Ярослав
спасибо! 06.07.2006 19:39:01, ворчушка и Ярослав
:)) Мне все это тоже предстоит, подозреваю, что все может получиться не так радужно, как хотелось бы. Но я действительно думаю так, как писала. Хорошо еще, чтобы обстоятельства не оказались слишком жесткими... 06.07.2006 19:47:16, solo
ворчушка и Ярослав
:-) 06.07.2006 19:50:34, ворчушка и Ярослав
"не читайте за обедом советских газет" (с) вменяемая мама и вменяемая воспитательница в д/с - гарантия отсутствия сильных потрясений. а если заранее быть уверенным, что психика бедного дитя будет подвергнута практически непереносимому, зверскому испытанию - тогда да, к садику лучше и близко не подходить. 06.07.2006 15:26:12, Lii
Моя дочь, имя вполне вменяемую мать, уверенную, что деточке там будет отлично (необходимости не было, кстати) и очень вменяемую воспитательницу, за три дня своей садовской жизни съела до мяса ногти на руках (до этого даже пальцев не сосала ни разу) - после невинной фразы кого-то из сотрудников о том, что "если будешь плакать - вообше маму твою сюда не пустим". Лучший в районе сад, с очередью в год, взносом боюсь даже сказать каким. Рай для детей, короче. 21.07.2006 11:37:09, Эль Нинья
ворчушка и Ярослав
а такая ли уж гарантия? Вот в чем вопрос. Вот сколько ни читала в архиве - все получается фатически 2 полярных мнения: 1. поплачет-перестанет ("все плачут") и 2. нет, моему ребенку этого не надо.
Но ни у кого нет ссылок на мнение психологов и пр.(
Я опускаю ситуацию, когда сад нужен маме. Меня интересует именно вопрос стресса и его последствий сам по себе.
И опять-таки речь не идет о негативном настрое мамы. Допустим, что мама в этом смысле нейтральна или даже "за" сад.
06.07.2006 16:25:31, ворчушка и Ярослав
Да, меня тоже заботит вопрос этих двух полярных мнений.
Я придерживаюсь мнения, что самым основным является вопрос внутренней зрелости и готовности. В случае положительного ответа, грамотные действия мамы и хорошая воспитательница.
Когда я пыталась отдавать, был полный провал. ТОЛЬКО МАМА. После этого она и бабушку к себе несколько месяцев не подпускала. Теперь потихоньку готовлюсь к следующему заходу.
06.07.2006 18:55:46, теоретик
ворчушка и Ярослав
залезла в регу - дети у нас ровесники:-)
Когда новый заход планируете? и какой сад у вас: простой или частный?
06.07.2006 19:23:53, ворчушка и Ярослав
Пока не знаю. Первый провал оказался для меня полезным. Теперь буду относиться к вопросу крайне бережно. Пока мы вдвоем со старшей закинываем удочки, подсовываем игру в садик. Это, конечно, мелочи. Возможно буду начинать с каких-то занятий. Даже не знаю. Пока нет уверенности, что дочка уже готова, но вроде движется в этом направлении. 06.07.2006 20:02:10, теоретик

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!