Вот у нас такая проблема. Дочка (4 года) - умница: усидчивая, с удовольствием читает, занимается, маме помогает и т.д. Словом, стремится быть очень хорошей. Но это стремление порой переходит все границы. Ладно, если она просто отнимает тряпку и веник со словами: "Я сама буду убирать", но ведь иногда доходит дело до скандала. Скажем, приехали к бабушке и дедушке на 23 февраля, а там уже стол накрыт. Так моя дочка тут же закатила истерику (!!!) на тему, почему,мол, без нее накрыли стол. И так чуть ли не во всем. Какое-нибудь замечание ей сделать невозможно: сразу начинается рев. Да еще с причитаниями: "Мама! ну я же хорошая? Скажи! скажи! Я же хорошая!" Отвечаю: "Ну конечно, хорошая, только..." В ответ - страдальческий плач. И ведь ревет натурально, с градом слез, с причитаниями и т.д. Еще при этом такие бывают душераздирающие слова: "Ма-а-ама! Ты меня любишь? Люби меня, мамочка!Пожа-алуйста!" Это при том, что мы ее постоянно хвалим, обнимаем. Я все время говорю, что ее люблю. Она ко мне тоже ластится постоянно. В последнее время, как я заметила, плач по пустяковым поводам занимает у нее гораздо больше времени, чем радость. Я и голос на нее боюсь повысить, зная, во что это выльется.
Стремление первой одеться, первой поесть, еще чтобы мама без нее никуда не уходила (каждый раз перед уходом веду с ней долгие уговоры-переговоры) - вот что мы имеем на сегодняшний день.
Еще пара моментов: в садик мы ходим нормально, она знает, что я ее вечером заберу, машет ручкой, уходит в группу, там себя ведет спокойно, тихо, с удовольствием занимается. Воспитатели ею довольны.
У нас неполная семья, живем мы с дочкой вдвоем, но очень часто наведываемся к моим родителям (они живут недалеко).
Подскажите, как скорректировать нежелательные проявления ее характера на сегодняшний момент, не дать развиться эгоизму, научить относиться ко всему окружающему по крайней мере спокойно.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Детско-родительские отношения
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Вот у нас такая проблема. Дочка (4 года)
25.02.2006 10:27:54, Valeo19 комментариев
Вроде при натуральном горе в таком возрасте причитаний быть не должно. Видимо это, как я своей дочке говорю, "симферопольский театр". У моей похожее поведение, но театр по плоше, чем ваш. Нам помогает - договариваться, обсуждать все возможные варианты - идете в гости - обсудите, что она там будет делать, и сразу обсудить, а что будет если это сделать будет невозможно.
Можно игру - плохо-хорошо, " плохо, что холод, а что хорошо, когда холод".
Ну и ролевые игры. Мы вчера вечером играли. Я была дочка, Юля мама. Она меня в угол поставила, за то, что я в машине по дороге из магазина "ныла", а я орала как ненормальная в этом углу. А она мне объясняла, почему я не должна орать, что всего меня на 5 мин. поставили. И виновата я за нытьё в машине. 26.02.2006 15:31:25, Tatulya
Можно игру - плохо-хорошо, " плохо, что холод, а что хорошо, когда холод".
Ну и ролевые игры. Мы вчера вечером играли. Я была дочка, Юля мама. Она меня в угол поставила, за то, что я в машине по дороге из магазина "ныла", а я орала как ненормальная в этом углу. А она мне объясняла, почему я не должна орать, что всего меня на 5 мин. поставили. И виновата я за нытьё в машине. 26.02.2006 15:31:25, Tatulya
Договариваемся. Помогает, но чаще получается обсудить уже случившееся. Не всегда я предугадываю плачевное (в прямом смысле :)) развитие событий. А потом - да, обсуждаем, пережевываем, она соглашается, но при следующем случае если не повторяет, но чувствую, что держит слезы изо всех сил.
26.02.2006 21:25:25, Valeo
Я думаю, что у Вас в похвалах присутствует оценка личности ("хорошая", "молодец" и т.п.) , а не оценка ПОСТУПКОВ. На вопрос:"Я хорошая?", мне кажется, нужно ответить:"Для мамы ты всегда хорошая. Даже если и на стол не накроешь. Даже если кричишь и бьешь ногами об стену. Даже если МАМА НА ТЕБЯ КРИЧИТ, мама тебя ВСЕ РАВНО ЛЮБИТ. (А кричит,-ну, устала,-бывает же)".
И хвалить более предметно,-за конкретные поступки. И не в виде ярлыков-шаблонов "хороший-плохой". Таким же образом и ругать: не личность, а конкретные факты. И не дать себя запугать истериками и нытьем.
Насчет переговоров. Да, в каких-то случаях, когда переговоры позволяют обговорить варианты. А когда вариантов нет? -Просто поставить перед фактом.
У меня тоже дочь 4 г. 4 мес. СТРРРАШНО, до истерики, обижается, когда ей не дают швабру. А старшенькая (13 лет)-не обижается. ее заставлять надо. :-) 26.02.2006 14:51:02, Змея Скарапея
И хвалить более предметно,-за конкретные поступки. И не в виде ярлыков-шаблонов "хороший-плохой". Таким же образом и ругать: не личность, а конкретные факты. И не дать себя запугать истериками и нытьем.
Насчет переговоров. Да, в каких-то случаях, когда переговоры позволяют обговорить варианты. А когда вариантов нет? -Просто поставить перед фактом.
У меня тоже дочь 4 г. 4 мес. СТРРРАШНО, до истерики, обижается, когда ей не дают швабру. А старшенькая (13 лет)-не обижается. ее заставлять надо. :-) 26.02.2006 14:51:02, Змея Скарапея
я думаю, все дело в "НО", нельзя хвалить ребенка и тут же говорить "но".. понимаете теряется смысл хваления, дети такие максималисты :) либо хвалишь, либо ругаешь, причем прежде чем отругать надо похвалить :)
26.02.2006 11:33:52, Елена Д.
Все-таки поблема видится глубже: зачем ей надо быть самой хорошей для Вас? Почему она боится оказаться плохой? Что тогда произойдет такого ужасного?
25.02.2006 22:59:55, Psymama
Мне кажется, в таком возрасте для детей характерна оценка окружающего мира как "плохое - хорошее", а "среднее" почувствовать очень непросто.
26.02.2006 21:20:45, Valeo
Ну да. И самооценка в этом возрасте обычно завышенная, и ребенок считает, что он априори хороший для всех. А Вашей дочке постоянно нужно подтверждение этого от Вас. Вот я и спрашиваю, почему?
26.02.2006 21:31:47, Psymama
Не знаю, хвалю я ее постоянно. М.б., даже слишком часто.
26.02.2006 23:44:28, Valeo
Этот вопрос, который я задала, не так прост и однозначен, как кажется с первого взгляда. Вы подумайте, понаблюдайте за дочерью, попробуйте поставить себя на ее место. Может быть девочка развита настолько, что сможет сама ответить на него: Что случиться такого ужасного (плохого), если я не скажу, что люблю тебя? (сформулируйте, как считаете нужным).
27.02.2006 00:46:50, Psymama
А мне кажется, что корень проблемы в Ваших словах: "Хорошая, ТОЛЬКО...". Она должна быть просто любима и хороша для Вас, без всяких "если" и "только". Может Вы ее и хвалите то, только когда она что-то делает. А если говорить дочке, что Вы ее любите просто так - вот проснулись с утра, она еще не успела даже и подумать как Вам угодить, а Вы уже обнимаете и говоритей что любите ее.
25.02.2006 19:26:12, ллл
Ну вот я и хочу спросить, каким образом мне делать ей замечания (я не говорю - ругать, но ведь и малейшее замечание воспринимается ею очень негативно). Всякое же бывает. Что ни скажи (помимо "какая молодец" или "Как я тебя люблю") - сразу плач и высказывания: "Больше так не говори!Ты же меня любишь? Я же хорошая?!"
25.02.2006 19:41:39, Valeo
А если "Какая молодец! Сама все сделала! И.. ты САМА придумала, КАК это сделать? Здорово, я бы не догадалась! А хочешь, покажу как это можно сделать по-другому, у меня так получается быстрее?"
Или "Ты же первый раз это делаешь, давай, помогу". Или "А можно тебе помочь?"
А вообще, имхо - "Ты хорошая" должно быть совсем отдельно от замечаний. Она должна понимать, что любят ее, а замечания и оценки - только по конкретным поступкам, этоо совсем разные уровни... Ну, как - вот любит она, предположим, кашу. А сегодня Вы кашу пересолили... И ей не понравилась сегодняшняя каша. А кашу в общем она любить не перестает же от этого.
Не знаю, как это объяснить, но сейчас пытаюсь донести до своей малявки, чтоо любят именно ее, а поступки - это другая статья совсем... 26.02.2006 00:50:26, ленУля
Или "Ты же первый раз это делаешь, давай, помогу". Или "А можно тебе помочь?"
А вообще, имхо - "Ты хорошая" должно быть совсем отдельно от замечаний. Она должна понимать, что любят ее, а замечания и оценки - только по конкретным поступкам, этоо совсем разные уровни... Ну, как - вот любит она, предположим, кашу. А сегодня Вы кашу пересолили... И ей не понравилась сегодняшняя каша. А кашу в общем она любить не перестает же от этого.
Не знаю, как это объяснить, но сейчас пытаюсь донести до своей малявки, чтоо любят именно ее, а поступки - это другая статья совсем... 26.02.2006 00:50:26, ленУля
Вроде бы умом это понимаю, кажется, и веду себя соответственно...
Наверное, вы правы. Надо следить за своим поведением и высказываниями. Я уже заметила, что иногда и хвалю автоматически, и отвечаю ей что попало, лишь бы ребенок отстал, а она ведь это все впитывает. 26.02.2006 21:29:07, Valeo
Наверное, вы правы. Надо следить за своим поведением и высказываниями. Я уже заметила, что иногда и хвалю автоматически, и отвечаю ей что попало, лишь бы ребенок отстал, а она ведь это все впитывает. 26.02.2006 21:29:07, Valeo
Да, забыла сразу написать - поменьше хвалите ее. Леви таких людей называет "хвалоголиками" - зависимость от похвал. Говорите ей добрые слова независимо от ее поступков, просто проходите мимо, на ходу обнимите и скажите "Как я тебя люблю!", а хвалить не надо. Если она что-то сделала, константируйте факт ("Интересно нарисовала...", "Аккуратно на стол накрыла..."), обсудите детали, но не хвалите.
25.02.2006 17:30:07, маугленок
Спасибо за совет, попробую.
25.02.2006 19:37:37, Valeo
Мне кажется, что это не эгоизм, а "невроз отличницы". Вы живете вдвоем - не слишком ли часто она слышит :"Ты моя опора!", "На кого, кроме тебя, мне надеяться?" и т.д.? Нет ли у нее чувства неуверенности в Ваших силах, чувства, что Вам во ВСЕМ нужно помогать, а то Вам самой тяжело? Нет ли у нее ощущения, что папа ушел потому, что она была плохая? Если так, то и надо работать в этих направлениях.
Умеет ли она "хулиганить"? А сами Вы умеете? Возможно ли в Вашей семье сесть смотреть мультики, оставив невымытую посуду? Или не готовить обед, а сьесть большую пачку мороженного вместо первого и второго (ну а на третье пусть крабовые палочки)?
В садике ее в пример другим детям ставят? Попросите, чтобы перестали. Не надо сравнений, не надо привычки-потребности-зависимости быть лучшей. Можно ведь просто похвалить, не упоминая других. 25.02.2006 13:19:52, маугленок
Умеет ли она "хулиганить"? А сами Вы умеете? Возможно ли в Вашей семье сесть смотреть мультики, оставив невымытую посуду? Или не готовить обед, а сьесть большую пачку мороженного вместо первого и второго (ну а на третье пусть крабовые палочки)?
В садике ее в пример другим детям ставят? Попросите, чтобы перестали. Не надо сравнений, не надо привычки-потребности-зависимости быть лучшей. Можно ведь просто похвалить, не упоминая других. 25.02.2006 13:19:52, маугленок
Синдром отличницы? Наверное, это у нас наследственное. У меня самой такое было в школе, в начальных классах: 4 - чуть ли не трагедия. С возрастом прошло :) Хотя некоторые комплексы еще долго продолжались. Сейчас я даже слишком пофигистка :)
Хорошо помня себя, я совершенно не напрягаю ее в том смысле, о котором Вы написали. О папе мы вообще говорим постольку-постольку. Она и не знает его практически, расстались мы, когда она была еще грудной.
Мне кажется, она от природы такая.
Уступаю ей во многом.
Сравнивать себя с другими - это да, это она любит, но мы каждый раз потихоньку сворачиваем на то, что не только она, но и другие дети могут делать все хорошо. 25.02.2006 15:14:58, Valeo
Хорошо помня себя, я совершенно не напрягаю ее в том смысле, о котором Вы написали. О папе мы вообще говорим постольку-постольку. Она и не знает его практически, расстались мы, когда она была еще грудной.
Мне кажется, она от природы такая.
Уступаю ей во многом.
Сравнивать себя с другими - это да, это она любит, но мы каждый раз потихоньку сворачиваем на то, что не только она, но и другие дети могут делать все хорошо. 25.02.2006 15:14:58, Valeo
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?