Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Жизнь без телевизора

Мы уже 3 года живем без телевизора. В семье 3 мальчика (5,6 и12 лет). Я долго пилил жену, чтобы
не смотрела бесконечные сериалы, отгонял детей от дурацких японских мульефильмов, и вот на
5-летие свадьбы жена приподнесла подарок - ночьью мы вынесли телевизор на помойку. Позднее
купили видеодвойку и смотрим теперь только то, что считаем нужным. Все бы хорошо, но
возникает проблема: дети идут в школу, начинают активно общаться со сверстниками и не
понимают много из того, что служит темой самого живого обсуждения! :(( Даже я, взрослый
человек, и то чувствую себя дискомфортно и нелепо, когда на работе цитируют только им
понятные фразы, обсуждают какие-то телесобытия и передачи. Не будут ли чувствовать дети некую
ущербность в общении с товарищами, не станут ли их подкалывать за "непросвещенность"? У
кого есть опыт в такой ситуации, подскажите, пожалуйста! А то уж очень не хочется, чтобы на
детей выливалась эта телезараза!
26.07.2000 16:38:21,

28 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Хотя я бы не принимала такие решения за детей, и не изолировала бы их от телевизора, но у меня есть много знакомых без телевизора, которые делились опытом адаптации, так что перескажу все же кратко... Многие нешкольники в Штатах телевизор не смотрят как правило, так что для них этот вопрос актуален.

Не обязательно смотреть тв целыми днями, чтобы знать, что там происходит, кто такие эти герои и с чем их едят. Такое знание никак помешать не может, по-моему. Оформить это можно как "антропологическое исследование" :-) Еще помогает иметь знакомого, который введет в дело быстро, подскажет, какие именно три минуты сериала достаточны для его понимания :-). Еще можно смотреть с точки зрения телекритики, спецэффектов, мультипликации и т.п. то есть рассматривать программу как материал и сырье для своих собственных исследований и интересов. В общем, если подойти к делу творчески, во всем можно найти много пользы и интереса. А уж в чем искать, по-моему, решать детям, а уж задача родителей - помочь найти...
27.07.2000 19:25:14, Мария Д.
Все прочитала, и скажу только одно - наличие или отсутствие телевизора не столь значимо. Если ребенку нечем заняться - он будет смотреть телевизор, если он привык к отсутствию работы мысли - значит он будет сидеть и глотать жвачку с МТВ, прочих развлекательных каналов. Примеры у меня есть, есть парень ,который смотрит почти целыми днями телевизор (если он дома, что бывает не так часто), но он смотрит Диксавери на английском и на русском, еще канал Культура, на НТВ етсь детские каналы на французком и английском - лучшей тренировки для языка трудно придумать.
Да ладно, возьму сегодняшнюю программу:
НТВ - Путешествия натуралиста, Антропология.
ОРТ- Цивилизация.
РТР - Диалоги о животных
ТНТ - Удивительные животные
Я намерена не брала политику и фильмы,
только естественные науки, историю, путешествия. Опять же много хороших фильмов я смогла посмотреть именно по телевизору, на видео, по крайней мере здесь, этих фильмов нет. Другое дело, что для восприятия хорощего фильма нужны и усилия определенные и уровень.
Так, что я н едумаю ,что причина отупления лежит в области телевидения. Кто хочет, умеет выбирать, возьмет то, что нужно, а если человек привык глотать все, что ни попадет ему, не задумываюсь, так и телевизор без толку убирать.
27.07.2000 16:41:51, Шин
Валерий, у нас на работе я знаю четверых (из ~30 c которыми общаюсь), которые вообще не смотрят телевизор. Смотрят только новости еще трое. Так что тенденция несмотрения наблюдается. Со "смотрящими" легко находятся другие темы разговора. Правда что происходит в детской среде не знаю. Своему даю посмотреть несколько кассет наших мультиков. 27.07.2000 12:09:23, Мамочка А
Валерий, извините, мне Вы вопрос не задавали, а я опять влезаю.
А зачем Вам адаптировать своих детей к сверстникам, чьи интересы не соответствуют интересам ВАШИХ детей?
Если Вы уже определили, что им смотреть, то почему Вы сомневаетесь?
Вам самому хочется быть адаптированным к сериалу, где какая-нибудь Хуанита 125 серий подряд пытается рассказать своему избраннику, что она беременна, и никак не может завершить этой фразы, потому что опять происходит что-нибудь такое, что не позволяет ей совершать простейших артикуляционных движений:)
Почему Вы вдруг засомневались?
27.07.2000 11:56:28, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Элла, вопрос-то очень серьезный. Я, например, тоже переживаю по этому поводу. Зачем адаптировать к тем, чьи интересы не соответствуют? А где же я возьму идеальный коллектив из 30 человек, интересы которых будут соответствовать? Даже если найти супер-школу, это не будет означать, что у родителей учеников представления о жизни сходны с моими. Безусловно, можно подыскать кружок, студию, где соберутся единомышленники, но этот круг не охватывает все контакты ребенка. Даже если броситься в крайность и совсем не отдавать в школу, все равно остаются те, кто бегает во дворе. Невозможно вырастить ребенка в колбе. Да и что он будет делать, выйдя из этой колбы? Быть белой вороной очень тяжело. Да и ребенок сам будет чувствовать, что он не такой, как все. Каждый ли справится с таким чувством?

Поэтому и мучаешься: хочется, чтобы ребенок был умным, развитым, независимым, и в то же время чтобы ему не было плохо среди людей.

(Не хочу сказать, что проблемы определяются ТОЛЬКО телевизором. Можно смотреть все подряд и все равно быть изгоем.)
27.07.2000 15:13:19, Ярослава М.
Ярослава! В любом обществе всегда будут люди, у которых не сто друзей, а один-два, зато эта дружба - на всю жизнь. Семьей они дорожат во сто крат больше, чем те, к которым их хотели адаптировать.
Такие дети - совесть детской группы, взрослые - опора государственной стабильности, они тихо, но твердо говорят: "Я не сделаю того, что противоречит моей природе, моим принципам, что может нанести вред тем, кем я дорожу на этой Земле..."
Я повторяла и буду повторять: нельзя адаптировать ребенка к задерживающей его умственное и духовное развитие среде.
Уж и не знаю, кто я сейчас, психолог или педагог-непрофессионал. С пафосом - перебор.
27.07.2000 15:31:59, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Элла! Я понимаю, что Вы хотите сказать. Я сама из тех, кто тихо, но твердо. НО боже мой, как же меня повозили лицом по грязи!!! Именно в школьные годы. Вся психика исковеркана, море комплексов. Не могу я пожелать такого своему ребёнку, не могу, хоть убейте. 27.07.2000 16:19:08, Ярослава М.
Вообще, отношение ребенка к тому, как его воспринимают сверстники, во многом определяется типом темперамента: меланхолики переживают больше всех, флегматики с сильным и стабильным типом нервной ситемы - отстраненно, холерики -агрессивно, а сангвиники - с юмором.
Это очень упрощенная схема. Но как базу ее использовать можно. Остается определить, какое место в круге взаимоотношений занимает Ваш ребенок, и дать ему точку опоры.
27.07.2000 16:35:49, Элла Прокофьева
Опасения у меня возникли, видимо от того, что я около двух лет работал в детском доме и наблюдал жизнь "детской стаи" изнутри. Конечно, у детдомовцев отношение к телевизору особое - для них это почти единственное окошко в мир. Тем не менее, для подросткового сообщества с его конформизмом и стремлением к унификации во всем, включая одежду и прически, ТВ - культовая вещь. Мой средний сын Фома (6лет) по складу характера - лидер. Если войдя в новый школьный коллектив, он не сможет утвердиться в нем, боюсь отношение к школе будет негативным, хотя способности у него неплохие. А без знания "языка стаи" это непросто. Я вспоминаю, как мы в детстве с удивлением и жалостью относились к мальчику из семьи алкоголика, у которого ДАЖЕ НЕТ ТЕЛЕВИЗОРА, о чем с ним и говорить! Глупость, конечно, но почти та же самая проблема и с компьютерными играми. 27.07.2000 13:01:54, Валерий
Валерий! Формат сообщения не позволяет мне передать свое профессиональное отношение к этому вопросу, поэтому я очень рекомендую Вам книгу М.И. Осориной "СЕКРЕТНЫЙ МИР ДЕТЕЙ в пространстве мира взрослых". Она очень много лет посвятила изучению законов детского мира, там есть ссылки на другие ее работы.
После прочтения этой книги, я думаю, Вы поймете, что у ребенка, желающего утвердиться в детском сообществе, есть масса других способов, кроме знания (с моей точки зрения) задерживающих развитие детей телевизионных просмотров.
27.07.2000 14:43:25, Элла Прокофьева
Спасибо, Элла за внимание к проблеме! А название рекомендуемой книгу и еще 2 других (из Вашего ответа на позавчерашней конференции) я уже скопировал себе на desktop, буду искать.
Всего доброго! (:0)#
27.07.2000 16:03:10, валерий
Валерий, я уже далеко не ребенок, а столкнулась с этой проблемой, когда только пришла на работу в детский сад.
Наверное, Вы представляете себе тест "Несуществующее животное", где ребенок должен сам придумать и нарисовать предмет своей фантазии. И когда один мальчик нарисовал мне то ли Бивиса, то ли Батхеда, и рассказал, что он говорит, что он ест, где живет, я написала интерпретацию, психологический портрет, рекомендации родителям, как поскорее помочь мальчику (все-таки, диагноз получился довольно-таки осложненный), и решила показать более опытной коллеге.
Оказалось, что это телевизионный персонаж с MTV, потом я посмотрела на этих красавчиков. Решила иногда поглядывать, что, все-таки, там происходит.
Так вот, если наивные психологи будут интерпретировать рисунки детей, все время сидящих у телевизора, большинство этих детей получит неадекватный диагноз.
Моя знакомая психиатр сказала, что тест "Несуществующее животное" она вообще не использует, потому что непонятно, кому она ставит диагноз, ребенку или режиссеру сериала.
Ребенок, которого я тестировала, конечно, был здоровым, нормальным мальчиком, но что произойдет с ним, если его мозг будет постоянно подвергаться таким атакам?



26.07.2000 17:30:30, Элла Прокофьева
Мне кажется, лучше научить ребенка (и самим научиться) правильно относиться к телевизору, чем просто изолировать. На примере своих знакомых, которые поступали так же как и Вы могу сказать что:

1) Дети, лишенные телевизора, встретившись с ним в последствии склонны воспринимать то, что из него несется - как истину в последней инстанции. Не умеют фильтровать текст, внимательно слушают весь бред из ящика.

2) "Залипают" - встретив телевизор в любом месте (в гостях, на витрине и т.д) не могут отвести от него взгляд.

3) Действительно, бывают не осведомлены о некоторых областях человеческой деятельности, которые не близки родителям, например о спорте.

4) Неоправданно повышается ценность фильмов, ребенок, смотрящий только фильмы, которые признаны родителями хорошими и полезными, не может понять, что бывает всякая дрянь. Пока до этого понимания доходит, психика ребенка может пострадать, достаточно слишком серьезно воспринять один пахабный фильм и все, расхлебывать можно годами.

Не знаю, насколько часто Вы позволяете детям смотреть видак и насколько серьезно выбираете фильмы, мои наблюдения относятся к тем временам, когда видак был роскошью, но у меня знакомые развелись, потому что муж не смотрел телевизор и кино около 10 лет, а потом он посмотрел один самый заурядный фильм, увидел в нем аналогию со своей жизнью и выгнал жену, приписав ей все чувства и грехи главной героини судьбоносного боевика :)) :((.



3)
26.07.2000 17:28:37, Яся
Большое спасибо Вам, Яся, за ценные наблюдения! Они заставили меня задуматься. Но и Вы, и многие участники обсуждения, как мне кажется, несколько сместили акцент вопроса. Что телевидение в ТАКОМ ВИДЕ, КАК СЕЙЧАС, - зло, для меня несомненно. Я ведь не лишаю детей важной, как выясняется для мальчиков, визуальной информации. Они смотрят не только классику, но и всякую милую дребедень вроде "Фантомаса", "Тома и Джерри" и пр.
Необходимый для понимания нашей жизни негатив старший сын с успехом черпает из газет.
Мой вопрос состоит в том, как смогут дети адаптироваться среди сверстников "телевизионного поколения"ю Кстати почти такая же проблема и с компьютерными играми. Старшего я уже упустил, попробую на младших исправиться.
27.07.2000 11:01:51, Валерий
Хотяла написать идентичное письмо, хорошо, теперь не придется. Я занималась математикой с одним мальчиком из семьи без телевизора (у нас дома), пришлось прекратить, потому что он приходил и именно прилипал к экрану, причем до смешного: смотрел с мужем "Андрея Рублева" на русском, а они американские японцы, то есть, понимал он в фильме ноль целых ноль десятых... Или младенческие какие-то мультики... Просто сам факт телевизора так действовал. 26.07.2000 23:18:11, Мария Д.
Мария! А Вам не приходилось заниматься РУССКИМ ЯЗЫКОМ и ЛИТЕРАТУРОЙ с ребенком, смотрящим телевизор с утра до вечера, причем все подряд?
Я думаю с проблемой "залипания" сталкиваются и те родители, у которых есть телевизор. Разница в том, что мои дети "залипают" от случая к случаю, а другим приходится вести затяжную войну за детей против ТВ. Я думаю, лучше смотреть на видео то, что хочешь, чем сопротивляться (а даже взрослому это нелегко) насильно и искусно навязываемому виду "досуга". Во-первых, освобождается куча времени для общения, во-вторых, мы избавляемся от "торговли с нагрузкой", когда на несколько хороших передач и фильмов приходится гора безвкусицы, глупости, цинизма, жестокости и пр., и пр.
Вы не видели КАКАЯ орфография и язык на молодежных конференциях и чатах? Боюсь, что для большинства юных телезрителей Марс - это батончик, а Суворов - это который "ждем-с".
27.07.2000 11:38:09, Валерий
Ну это и ежу понятно :-), что видео удобнее телевизора. При условии, конечно, доступности хорошей видеотеки. Мы обычно записываем с телевизора и потом прокручиваем рекламу, так всем больше нравится, ребенку тоже. 27.07.2000 19:12:19, Мария Д.
Я сталкиваюсь с подобной ситуацией при работе с мальчиками.
Так уж устроен мозг мужчины, что бОльшую часть информации он получает через зрительный анализатор.
Специалист по взаимоотношениям между мужчинами и женщинами Барбара де Анджелис очень интересно трактует эту способность мужчин, считая, что она вырабатывалась веками и досталась современным мужчинам по наследству от их далеких предков.
Очень интересная теория полового диморфизма Геодакяна, но феминисткам она не понравится.
27.07.2000 07:50:56, Элла Прокофьева
Анна Новикова
Есть у меня замечательный ученик 13 лет, который вообще не смотрит телевизор. При этом он читает книги, слушает радио, в результате уровень интеллекта гораздо выше чем у ровесников.
А то мои бедные дети (мой класс) как приходят домой из школы - бух перед телевизором часа так на 4 и все. Не читают, не гуляют, ничем больше не интересуются.

Тот мальчик, правда, готовит себя к монастырской жизни, собирается в семинарию поступать, так что это вообще особый случай.
27.07.2000 08:53:35, Анна Новикова
Анна! А Вы не обратили внимание, связано ли несмотрение телевизора с развитием воображения и творческого мышления?
Дело в том, что я занималась с девочкой, которая сама не любит смотреть телевизор. Она сочиняет такие сказки - заслушаешься!
27.07.2000 09:05:22, Элла Прокофьева
Анна Новикова
Обратила!
С удовольствием откликается на все творческие задания, и из любого банального упражнения по грамматике (мы английским занимаемся) может сделать что-то творческое.
А уж если сочинить что задашь...

С другой стороны у "телевизионных" детей фантазии хватает только на Бивиса и Батхеда (серьезно!).
Ещё отметила такую вещь - у них сформировалось то, что можно определить как "клиповое восприятие"., т.е. им требуется то же количество впечатлений (неважно каких) на единицу времени, что и в клипах. А в жизни-то не так!
Пример: возила детей в лесопарк Токсово.
Приезжают и делятся впечатлениями "ну и что, ну зубробизоны, ну мост какой-то, ну озеро"
При том, что зубробизоны даже меня поражают (хотя сто раз видела), мост был висячий на цепях через большой овраг а озеро вообще потрясающей красоты)

Грустно, и детей жалко.
30.07.2000 10:48:18, Анна Новикова
По своим наблюдениям, не соглашусь про фантазию детей, которые смотрят телевизор. И про то, что хотеть много информации на единицу времени - плохо. И про то, что всех должны поражать зубробизоны... Хотя меня поражают, например :-) 04.08.2000 17:18:37, Мария Д.
Большое спасибо! 30.07.2000 17:18:37, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Элла, а что, если в данном случае наоборот? Не несмотрение телевизора влечет развитие фантазии, а, наоборот, богато развитое воображение отторгает однозначную информацию из телевизора? Там все уже навязано. В фантазии героя можно домыслить так, как самому хочется, а по телевизору все статично, по шаблону. 27.07.2000 15:35:21, Ярослава М.
Очень интересно! Я сама на все люблю посмотреть с разных сторон, а здесь - не дошло. Спасибо! 27.07.2000 15:48:45, Элла Прокофьева
mamma
я тоже не смотрю телефизор. Не знаю, что там доджны показывать, чтобы заинтересовать меня. Думаю, что просто запретом ни чего не добиться. Телефизор дома должен быть, чтобы смотреть хоть изредко, да и не будет комплексов, что "у них даже телевизора нет". А вот дальше - забота родителей. Если родители сами не смотрят потсоянно телевизор, не включабт его просто для фона и т.п., а могут чем-то занять и себя и ребенка - то просто телевизор не будет культом. От телевизора не отлипают те, кто не УМЕЕт себя развлекать. 27.07.2000 14:18:53, mamma
Ярослава М.
Прочитала Ваше сообщение и просто на душе потеплело. Очень разумно Вы говорите. Есть живой пример. Я телевизор практически не смотрю. И сын днем про него тоже не вспоминает. А как приходит вечером наш папа (фанат телевизора в качестве фона), так сынок сразу усаживается на диван напротив экрана "как папа". И еще я прочитала в журнале "Наш малыш" высказывание, которое мне понравилось. Если пытаться оторвать ребенка от компьютерной игры словами "Иди, делай уроки", то результат очевидный, а если вместо этого - "Пойдем в зоопарк", то все не так однозначно. Это, конечно, упрощенно, но смысл ясен. 27.07.2000 15:21:40, Ярослава М.
Анна Новикова
Разрешите согласиться.
Для меня это, кажется, тоже наиболее примлемый вариант.
У нас с сестрой в детстве телевизор был, но смотрели часа 2 в неделю, не больше.
В-общем, когда у нас будет свой ребенок, телевизор унесем из нашей комнаты на кухню.
30.07.2000 10:55:13, Анна Новикова


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!