Раздел: Отношения с детьми

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Есть такое слово - "надо"(2 Ясень и всем)

Я хочу об этом поговорить :))

Есть такое слово, конечно, это трудно отрицать. Хотя и появляется куча дополнительных вопросов - кому, например надо и почему?

Вот Ясень ниже пишет
>>> Собственно, с детьми ситуация похожая. В рамках такого понимания проблемы, родители именно обязаны, а ребенок к определенному возрасту кое-что и "должен". Можно назвать это и другими словами, например "родителям хорошо бы", "ребенок мог бы" :))

А как можно уточнить, что это "кое-что", к какому возрасту и прочие подробности? Желательно табличкой, как про "гулить, сидеть, ходить" :))

Вот мой муж говорит, что нет такого слова, и нечего ребенка обманывать. Что человек может сам себе устроить жизнь так, чтоб не было мучительно больно, и этому надо учить вместо "надо" :))

Например, говорит и наше старшее поколение, нужен режим - иначе как будет в садик вставать? Ладно, скрепя сердце признает, что садик можно продинамить, но школу??? А коллектив? Ну хорошо, но на работу он у вас тоже не пойдет? На что муж отвечает, что если ему все еще будет важно не вставать с утра пораньше или не тусоваться с коллективом, он найдет себе соответственную работу, это вполне в человеческих силах.

А я пока еще ничего твердо не думаю, хотя чувствую, пора. Вот, хочу послушать умных людей.
Что и зачем надо ребенку 5ти, скажем, 7ми, 10, 15ти лет?

Я пока это вижу так: если у ребенка есть долгосрочная цель - ну там стать машинистом поезда или астрофизиком - а для этого надо-таки уметь читать и писАть, то можно бы и заняться этим малопрятным делом в свете далекоидущих планов. Но сын пока не ставит себе таких целей, вернее легко отказывается от них, если ему что-то не нравится в процессе достижения.

Ну и до кучи: мы пошли на айкидо 1,5 месяца назад примерно. Сыну все нравится, кроме того, что _надо_ делать упражгнения, которые задает тренер. То есть упражнения замечательные, тренер приятный, дома ребенок тренируется вовсю; а приходя на тренироки, устраивает показательную борьбу за то, что он не обязан и хочет-будет, хочет-не будет... А занятия не в группе, а один на один с тренером - еще гораздо хуже, так как все "надо" сваливается на него одного... Ну и что прикажете с этим делать? При том что айкидо это ему и в радость, и на пользу по многим признакам, тупо бросать - а с другой строны, тупо ходить, потому что надо учить слово надо, а долгосрочную пользу вижу я, но не сын.

Вот такая сумбурная тема. Что скажете?

15.10.2005 02:15:07,

215 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я опоздала и все пропустила, но все же... Интересно, что у нас с мужем та же дискуссия, только с точностью наоборот: про "надо" говорит он. А мне вот ничего не "надо", пока я не вижу реально достижимой и ЖЕЛАЕМОЙ участниками процесса цели.

В доступном для планирования отрезке времени - что позволяет решать проблемы по мере их поступления, а не готовить конкретного ребенка к абстрактному будущему в коллективе :), например.

Про преодоление: взвешиваю возможные потери по пути и вероятную пользу.

20.10.2005 13:36:31, Умп
weterok
После первого прочтения, "без ниже" - в психологии есть такое представление об этапах формирования детского самосознания: "Я-Петя(Ваня-Маня-Саня..)-хороший(ая)-мальчик(девочка)-был\есть\буду-имею право-должен. "Должен" без "имею право" не существует... И "должен" всегда накладывается на "был-есть-буду" и т.п. Более того, все эти "должен" на пустом месте не приживаются и не имеют смысла. Их можно привить только после того, как в голове ребенка сформируются, Вашими усилиями и ценностями, определенные идеальные представления о том, каким должен быть мальчик-девочка-человек вообще, в разных своих проявлениях - в отношениях с людьми, в работе, в умении мыслить и т.п. И, что интересно, нельзя идеал строить из образа своего ребенка, это образ похожего ребенка, но не конкретно Вашего. В сознании ребенка это другой мальчик-другая девочка, вымышленная, идеальный образ того, что может быть в наилучшем варианте. Можно дать имя этому образу, но не Вашего ребенка. И тогда (примерно, по Вашей конкретной заморочке 0), - нужно быть сильным, чтобы защищать слабых, чтобы суметь защитить себя, нужно знать приемы борьбы. Те мальчики, которые это умеют, сначала тренировались, ходили не тренировки, слушали тренера, повторяли упражнения. Сначала у них не очень хорошо получалось, им даже иногда не хотелось все это повторять, но они постарались, и у них получилось. Теперь они могут себя защитить, и т.д. Обратить внимание на какого-нибудь мальчика намного старше, у которого хорошие результаты, говорить, что у Вашего так же все будет получаться, со временем. Но только не с ровесниками сравнивать. Лучше стремиться-равняться с кем-нибудь отвлеченным, незнакомым или вымышленным. Идеал - это вещь! Сила! Двигатель прогресса! ... )) 17.10.2005 23:01:27, weterok
Спасибо. 19.10.2005 00:08:04, U
Елена Д.
я считаю, что слово "надо" все-таки нельзя совсем убрать из жизни.. ну вот например, назначили лечебные процедуры и, в общем-то, их выполнять "надо" иначе можно либо долго упорно болеть дальше, либо вообще помереть, в этом вопросе я считаю, что с ребенком вступать в дискуссии нельзя, надо и все! потому что он не может пока оценить последствия своего "своеволия". Далее, с учебой, не, если родители могут позволить себе вырастить ребенка, который либо найдет когда-нибудь работу, которая его будет устраивать и по режиму и по деньгам (или не найдет), а в это время его и его семью будут кормить родители, то право родителей конечно, не рассказывать что и зачем иногда взрослым "надо" делать.. у меня, например, такой возможности нет, поэтому моему ребенку "надо" закончить школу и, желательно получить высшее образование, а дальше пусть решает сам, по крайней мере возможности у него будут, а у меня будет моральное право не кормить его до старости.. На счет, допустим, тренировок, это просто один из наглядных примеров того, что иногда приходится делать то, что надо, а не то, что хочется, в Вашем случае, если следовать идеологии Вашего мужа - на фиг нужны такие тренировки, пусть дома, только в свое удовольствие занимается сам :) 17.10.2005 11:33:50, Елена Д.
Est u mena primer takogo molodogo cheloveka, kotorogo i kotorij posle sam ne lubil seba napragat nichem.. Ochen pechalno, rebenok prosto sovsem ne imel disciplini ni v chem, ne mog sam seba dla chego'to organizovat da i zachem? Koroche znanij - '0', interesov v zhizni nikakih, s devushkoj otnoshenija ne nalazhivautsa - absolutnij egoist i radi drugogo palcem ne poshevelit, da i zhizn tak povernulas, chto mama s papoj osobo ne mogut pomoch materialno, ved vse v zhizn mozhet sluchitsa, k sozhaleniu, vot tak i perebivaetsa... Ni za chto tolkom ne mozhet vzatsa. Ochen pechalno 16.10.2005 18:30:39, jeca
Я тоже знаю таких молодых людей. Меня профилактика интересует. Что предлагается сделать, чтоб так не вышло? 17.10.2005 01:34:16, U
если бы была профилактика, то не было бы такого, когда в одной семье два сына - один умирает от наркотиков в 24 года (имея в наличии судимость за кражи, кучу болезней, не имея ни работы, ни образования, ни друзей, ни личной жизни), а другой живет себе счастливо и красиво, имеет хорошую долю в строительном бизнесе, покупает квартиры родителям. 20.10.2005 13:06:57, Умп
Тема действительно сумбурная :)
Как можно определить, что на что влияет, я не представляю. Вы можете делать все с одной целью (ну, например, приучить к самостоятельности), а придете к совершенно неожиданному результату.
Лично для меня есть несколько основных правил отношения с детьми, но среди них нет "надо".
У сына есть только обязанности по отношению к собаке (на таких условияз мы ее взяли). И все. Никаких других обязанностей у детей в доме нет. Есть мои просьбы, но дети знают, что имеют право отказать:) И ведь отказывают частенько, козюлевичи такие :)))
И никак не узнаешь, правильно ли я себя с ними веду, сравнить ведь моожно только одного и того же ребенка в разных условиях воспитания.
Главный критерий моего отношения - счастлив ли ребенок. Если он несчастлив, значит направление выбрано неправильное.
Туу такие тонкие материи, что запросто можно перемудрить :)
16.10.2005 05:00:38, Рррозовая
"И нелепо делать вид, что я стою у руля,
когда вокруг столько кармы, и инь, и янь..." :))

Вот мне не нравится эта позиция про "неожиданный результат". Не обижайтесь, ничего личного :)) Я ее у Вас и у Несмеяны заметила в особо ярком виде. Такая позиция мне кажется уходом от ответственности. Мне было бы легко и удобно сказать ребенку "дорогой, это все так сложно, мне не понять... Так что делай, как тебе самому понравится."
Особенно удобно потому, что у моего конкретного ребенка желания и предпочтения достаточно ярко выражены, и как-то их корректировать подчас бывает очень энергозатратно. Потому очень заманчиво высоко поднять руку, потом резко ее опустить и пойти заниматься своими делами. Но что-то мешает :))

Но однако зрелище совершенно счастливого ребенка, неделями и месяцами питающегося конфетами, как-то не радует мое материнское сердце. Потому что хотя ВСЕ и не предусмотреть, но КОЕ-ЧТО предвидеть все же можно... Вот и стараюсь заменить периодически конфету на фрикадельку или болгарский перец, при этом не задев ничьих чувств.

Хотя, надо сказать, уход от ответственности это получается, когда я на себя примеряю такое мировоззрение. А есть такие гармоничные пары мать-ребенок, где мама, довольно цельная и счастливая личность, говорит "я никак его не воспитываю, оно само такое растет". И растет очень милое, гармоничное и счастливое дитя. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что мама влияет все-таки, просто как сороконожка, не задумываясь, не сомневаясь и не анализируя, такими мелкими действиями; а ребенок ей попался такой, как раз заточенный под то, чтобы слышать именно такие сообщения и не сопротивляться им. В общем, результат мне нравится в таких семьях, насколько сейчас можно судить; но не у все такая цельная позиция и такой резонанс с ребенком, поэтому переносить этот образ жизни в другие семьи (например, с такой матерью, как я, и таким ребенком, как мой) некорректно. Вот.

17.10.2005 01:32:21, U
Ты учитывай, что дети бывают очень и очень разные. Чтобы добиться от одного результата, который с другим получается сам собой, с первым нужен большой труд. Но зато у этого первого что-то другое опережает. Пожалуй, все равно очень важно ,чтобы ребенок был счастлив. И с тем ребенком, который поедает конфеты, нужно действовать в том направлении, чтобы он получал достаточную порцию счастья от тех дел, которыми увлекается. Вообще увлекающийся ребенок - это здорово. Это компенсирует какие-то недостатки. 17.10.2005 09:11:20, теоретик
С инями янями я не знакома вообще :)
А карму в химчистку сдавала, мне ее не вернули, кому-то приглянулась, видать :))))
Мне кажется, что я Вас понимаю, но... сказать не могу, как только пытаюсь написать, смысл весь коверкается :)
Попробую тем не менее :)
Мне кажется, Вы перемешали в кучу отношения с ребенком (я подразумеваю те слова и действия, с помощью которых Вы общаетесь) и собственную позицию (некую внутреннюю свободу от контроля за результатами что ли).
...Про маму - счастливую гармоничную личность Вы пишите. Это и есть ответ на Ваш вопрос :) - надо просто стремиться к тому, чтобы стать такой счастливой гармоничной личностью :) Делов-то :)
Некоторым людям везет, они либо уже рождаются такими, либо воспитывают их в каких-то уж очень гармоничных условиях.
А другие (как я) приходят к пониманию гармоничности далеко не в юношеском возрасте. И начинаются... эксперименты наж собственными детьми :))))Удачные, надо сказать! Старшего сына я в детстве муштровала, сильно, давила даже :( В его 8 опомнилась, было немного поздно. Его поведение начало становиться просто невыносимым. Противостояния случались на каждом шагу. Вот тут я и задумалась. И стала меняться сама,"гармонизироваться" :)
Результатом оооочень довольна :)))
А младшая моя попала уже на "гармоничную маму" :))) Там, где я не могу с ней справиться, а делаю вид, что мне это и не нужно :)) И в итоге получается, действительно, не нужно было, все само разруливается :)))
Хоть режьте меня, хоть клюйте - начинать надо ВСЕГДА с себя :) При ЛЮБОЙ проблеме!
Ну и по поводу ответственности.
Я считаю себя ответственной только за то, чтобы дети чувствовали себя счастливыми и любимыми :)
Ну не могу я взять ответственность за изучение моим ребенком иностранного языка, например. Считаю своим долгом предложить, предупредить о последствиях, расписать преимущества... Дальше сам.
Но согласна с Вами, что с социумом бодаться ооочень трудно, нужно иметь сильные аргументы внутри себя :)
А статистика, кстати, показывает, что большое количество очень успешных людей вышли из асоциальных двоичников :))))

17.10.2005 04:48:50, Рррозовая
Ну я с ними тоже так, шапочно :))

А начинаю я с себя, да :)) Я проясняю для себя свою позицию по этому вопросу, с вашей помощью.
17.10.2005 23:35:44, U
Ясень
О! Ребенок должен овладевать определенными навыками к тому возрасту, к которому родители уже будут не в состоянии в полной мере компенсировать ему отсутствие этого навыка. :)) Круто? 15.10.2005 23:12:43, Ясень
Только у ребенка к этому возрасту может выработся привычка, что он все получает на блюдечке с голубой каемочкой безо всяких усилий. И есть опасность, что вместо выработки навыков, ребенок займется поиском человека, который будет продолжать ублажать его и обслуживать.
То есть, задача в том, чтобы ребенок получал удовольствие от самостоятельного решения задач, которые жизнь ставит перед ним.
16.10.2005 10:42:07, Октябрина
Ясень
Ну, во-первых, мы там ниже про возраст поговорили, "этот возраст" понятие расплывчатое, кроме того с учетом времени, которое предположительно нужно на формирование навыка, начинать надо за некоторое время до "этого возраста" :))

А потом, может это и важно, уметь найти помошника, тем, кто не умеет вообще опираться на других, тоже тяжко приходится :((
16.10.2005 20:42:56, Ясень
Меня-то как раз последний вариант больше устраивает, т.к. те, на кого опираешься, часто подводят. Лучше бы мои дети привыкли рассчитывать только на себя. А я-то всегда свою помощь смогу навязать:)))) 16.10.2005 21:09:43, Октябрина
Ясень
Нет, рассчитывать только на себя и уметь просить поддержки и помощи - не антогонисты, одно другое не исключает. С другой стороны, не уметь рассчитывать на себя и не уметь просить поддержки - одинаково плохо, в смысле в трудных ситуациях приводит к нервному истощению. 16.10.2005 22:01:57, Ясень
Ну да, а когда просишь поддержки, слушаешь 10 обещаний, теряешь время, а потом самому приходится делать-переделывать нервов еще больше тратится. 16.10.2005 23:43:59, Октябрина
Oazis
по поводу просить поддержки. Есть такой конский детектив -Дика Френсиса "Последний барьер". Там постороннего человека просят провести опасное расследование. и в какой-то момент он оказывается в цейтноте, когд аему нужно везде успеть. И он вызывает помощь, как только получает возможность.

позже глава отдела разведки оценивает его личность. и говорит такую фразу: "Гордый, но без сомнений попросит помощь". Именно это качество, когда гордость не мешает здравому смыслу, делает его хорошим разведчиком. :)
17.10.2005 01:11:19, Oazis
Я здесь про гордость вообще не говорю. Исключительно про сохранение своей нервной системы. Мне спокойнее, когда я знаю, что все будет сделано и сделано вовремя, а знать это наверняка я могу только если все под моим контролем. 17.10.2005 08:39:28, Октябрина
Oazis
Это и есть гордыня. Т.е. предположение, что только Вы и никто другой не сможет хорошо выполнить данную работу. 17.10.2005 15:19:38, Oazis
Да нет, гордыня это другое. А это беспокойство за то, что дело не будет сделано. 17.10.2005 15:28:27, Октябрина
Ясень
Это стремление к гиперконтролю, по описанию. В принципе - нормально, в сложной ситуации может доканать. 17.10.2005 16:41:16, Ясень
Лучше пусть меня доконает гиперконтроль, чем сама сложная ситуация:)))) 17.10.2005 22:32:34, Октябрина
Ясень
Так это одно и то же :)) 17.10.2005 23:22:31, Ясень
Короче, все равно деваться некуда:))) 18.10.2005 08:44:19, Октябрина
Ясень
Да, конец всем нам один :)) 18.10.2005 12:42:14, Ясень
Вау :)) 16.10.2005 01:14:30, U
Ясень
:)) 16.10.2005 01:29:00, Ясень
Дык есть такие родители, которые всю жизнь будут обращаться с детьми как с детьми и настойчиво пытаться все им компенсировать.
16.10.2005 00:40:13, теоретик
Ясень
Есть. Но даже такие родители по идее понимают, что они смертны и тогда для них верно, что ребенок должен овладеть всеми навыками, необходимыми для жизни к тому моменту, как они станут немощны, а на овладение навыком нужно время :)) Если не понимают, то им уж никакие теории не помогут и имели они в виду все наши теории :)) 16.10.2005 01:27:06, Ясень
Эт точно:) 16.10.2005 12:02:49, теоретик
кстати, интересное определение. А в каком возрасте, по-Вашему, компенсирующая сила родителей начинает убывать? 16.10.2005 00:34:23, безымянная
Сразу :)) Родившись, ребенок должен как минимум приобрести навык дышать :)) 16.10.2005 02:12:39, U
не, то, что вот тут написали, я недавно прочувствовала: раньше всё-таки мне хватало внутренних сил "вести" ребёнка. Где-то с 4-ёх лет это дело пришло в равновесие, а вот теперь, к 6-ти и старше - я уже тоже стала обычным слабым человеком :), который уже не всегда может силой воли справиться с ситуаией. недавно дочке это прямо объяснила, что за то, что между нами происходит, она уже тоже ответственна, поскольку она стала достаточно сильной. Вот, короче, в наших с ней отношениях я этот возраст определённо прочувствовала - 6 лет. 16.10.2005 12:30:30, безымянная
не-а, не должен. У него просто инстинкт срабатывает. 16.10.2005 02:20:13, НадяН.
Корректнее - не ребенок должен, а навык должен. Возникнуть, выработаться и сработать :)) 16.10.2005 03:04:30, U
Ясень
Но если он не начнет, мы ж заставим? :)) 16.10.2005 02:26:43, Ясень
Ясень
С момента рождения ребенка :)) В первый раз мать может прямо вложить сосок ребенку в рот, а во второй раз обычно его уже просто подносят, а он сам засасывает :)) 16.10.2005 01:28:44, Ясень
Думаю постепенно и очень индивидуально 16.10.2005 00:40:53, теоретик
Мои родители очень интересно относились к слову "надо":))
Это слово звучало в течение дня достаточно часто.
Например, "надо помыть посуду", "надо вытереть пыль". И все, дальше - тишина.
Бывало, никто не вызывался мыть посуду, а пыль никто так и не вытирал, но утром я, почему-то, всегда видела чистую раковину и мебель без пыли.
Меня это заинтересовало. Лет эдак в восемь.
И я как-то увидела ночную работу того, кто все это делал:)
С восьми лет я стала мыть посуду, полы, вытирать пыль:)
Но так до сих пор и отношусь к слову "надо" как к возможности выбора, делать или не делать:)
Если Вы хотите, чтобы ребенок знал, что такое сиюминутное исполнение, используйте вежливо-повелительное наклонение:)
Не "надо сделать", а "сделай, пожалуйста!"
15.10.2005 17:26:31, Элла Прокофьева
С этим (сиюминутным) как раз проблем нет. А также с общим "надо" как-то разбираемся обычно :))

Сложноти с теми "надо", которые, как МНЕ кажется, НАДО РЕБЕНКУ. Вот такие три выделенные слова, все важные. А ему может казаться по-другому. А мне именно кажется, но на 100% уверенности нет. С этим что посоветуете? :))

Например: надо учиться читать , чтоб пойти в такую-то (лучшую) школу. А ребенок, может, вообще не понимает, почему в школу надо:))
15.10.2005 18:34:49, U
Здрассьте! Учиться читать, чтобы пойти в такую-то (лучшую) школу!
Хорошенькая мотивация.
Дети учатся читать, чтобы читать:)
С такой мотивацией ребенок поступит в любую школу.
Дорогие родители! Не делайте из детей следствий требований школьных программ.
Я сама сразу отказалась от участия в специальных программах подготовки детей к школе (по тому, по другому автору).
Несерьезно это:)
15.10.2005 19:10:18, Элла Прокофьева
Я не делаю следствий. Это вообще пример не из моей жизни, он просто часто встречается. Но вот мой, лично, сын не хочет читать. ему вполне и вполне годится, чтоб ему почитал кто-то, да и это ему не так уж нужно, он любит делать всякие штуки, а не читать. Так что делать со школой ;))? Маша Д. писала, гнекоторые к 10 только начинают хотеть читать. Ждать?

Вот про спорт я ниже писала еще, как пример. Ну не нужен малоподвижному ребенку спорт, что с ним делать?

Вы за то, чтоб изощренно мотивировать? Ждать, пока захочет? Искать супер-педагогов (КАК?)?

Как объяснять необходимость школы вообще, или отдавать, т.к. "надо"?
15.10.2005 19:43:53, U
Oazis
А я заметила слова "любит что-то делать". Имхо, сюда и надо двигаться. т.е. не НАДО, а ИМЕЕТ СМЫСЛ. Ибо, чтобы что-то сделать, НАДО кучу всего узнать и прочитать. И здесь реьенок сам получит необходимую мотивацию к освоению чтения. Имхо.

Насчет малоподвижных и спорта. Имхо, заинтересовывать. нестандартно. ставя в ситуации, где спорт необходим. почему? Перед глазами пример мужа. Малоподвижен, с детства, интеллектуал, прекрасный характер. Инфаркт в 38 лет и еще список болезней.
Имхо, здоровье первично. Без него реализовать свои мозги и чудесный внутренний мир будет ох как тяжко.
17.10.2005 01:18:12, Oazis
О, я и Вас попрошу, Вы мне пальцем покажите :)) Где эта нестандартная ситуация? Вот про здоровье я согласна. И где спорт необходим ребенку здесь и сейчас, а не на будущее? Я пока умею замотивировать только тем, как здорово будет в процессе. И напеваю, конечно, песни про будущую пользу, и ребенок слушает и кивает, но без радости прямо сейчас оно вылетает в другое ухо.

И про чтение то же. Мы все в семье ссчитаем, что ребенку хорошо бы уметь читать. И сын с этим совершенно согласен, глядя вообще. А когда именно сейчас ему прдлагают прочитать слово из трех букв (приличное), ему не хочется. И как сделать, чтоб захотелось? Или сказать "пока слово не прочитаешь, кувыркаться не пойдешь?" Сыну до узнавания нового посредством чтения пока как до неба. А пение скаладов как процесс не радует его, он лучше "вместе весело шагать" споет.

Тут опять я примеряю на себя. Я вот считаю, что научиться ремонтировать утюги вполне мне по силам, занефиг :)) И вообще говоря, такое умение не помешает в жизни. Но когда поломан конкретный утюг, с которым мужу возни - 2 минуты, а мне - неделю, я прошу мужа. И меня малость удивил бы ответ "я занят на этой неделе, так что чини, дорогая, сама, заодно потренируешься".
17.10.2005 01:46:23, U
Oazis
Где здесь и сейчас? Завтра, в субботу, мы пойдем в поход\по грибы. Сколько ты сможешь пройти по лесу? Как будешь себя после этого чувствовать?
А послезавтра мы едем на дачу, там пойдем гулять с Лизой. А гуляют они обычно по 2-3 часа. Еще мы будем играть в футбол с другими ребятами, и как ты будешь играть, если задыхаешься на втором шаге?
А когда пойдем в гости к Филе, он будет )возможно) висеть на турнике, а еще у них между яблонями натянут гамак. Влезть в него не так-то просто, нужна ловкость и сила. И так далее.
Замотивировать в процессе -т.е. сделать желанным сам процесс, так? Думаю, это идеально! Как раз будущую пользу нужно иметь в виду, а не озвучивать. Но торить дорожку к ней уже сейчас.

Насчет чтения я солидарна с вашим сыном. Не вижу необходимости до школы уметь читать. Было бы здорово, конечно, но НЕОБХОДИМОСТИ не вижу. В отличие от спорта, где я вижу НЕОБХОДИМОСТЬ уже сейчас.

Сама не пытаюсь даже намекать на прочтение слов или заучивание букв. Узнает в свое время, мы тоже чтениеориентированная семья. Но мы начали играть в слова -сам называет букву (как звук) и слова на нее.

Умение чинить утюги не равнозначно умению читать, неоходимому в нашей стране КАЖДОМУ, вплоть до отшельника с Библией и сохранению здоровья, также необходимому КАЖДОМУ. Имхо, конечно.
17.10.2005 15:50:56, Oazis
Про мое детство существует легенда, что три года подряд мне один раз в год задавался один и тот же вопрос, хочу ли я уже учиться читать.
В 4 и 5 я ответила нет, в шесть согласилась и якобы сама (!) научилась читать по азбуке. Твоему ведь пять? :) А в школу и сейчас многие родители отдают детей в семь. Между прочим в нашем классе из четырех "переростков" по возрасту - трое отличников. (один, правда, двоечник:))
17.10.2005 09:15:09, теоретик
Sivka(Дима-6.5л,Маша-3.5г)
У сына в классе почти все дети 7 лет. Это не переростки, а наоборот, нормально. Переростки - это если в 8 или почти в 8 лет в школу пойти. 17.10.2005 13:41:27, Sivka(Дима-6.5л,Маша-3.5г)
Начальная школа у вас три года или четыре? На Украине сейчас всеобщее образование с шести лет, начальная школа 4 года. Мы попали в последний год семилеток, пошли в школу в восемь. 17.10.2005 18:25:57, теоретик
Начнем с чтения:)
Как ребенок, с детства читающий с упоением, я прекрасно понимаю детей, которых чтение мало интересует.
Чтение заменяло мне очень многое в жизни - скуку, вечную занятость родителей на работе, уход от хандры, спасение от одиночества.
Возможно, я выскажу сейчас крамольную мысль, однако, большинство художественных произведений для детей - это разговор несчастного автора с таким же несчастным ребенком.
На самом деле, очень мало художественных произведений для детей, созданных психически здоровыми авторами.
И современные дети остались просто без адекватной художественной литературы.
Это проблема. Ее надо решать. Я согласна.
Но ее не решить, заставляя детей самостоятельно читать то, что читали мы.
Многие дети из моего класса сознаются, что им больше нравится чтение энциклопедий, нежели художественной литературы. Они тянутся к чистому знанию, лишенному страданий и противоречий. А "тяжелую" литературу предпочитают слушать, а не читать.
При этом прекрасно рисуют во время прослушивания.
Что касается спорта...
Многие считают, что спорт - это такое подпрыгивание бодряка:)
А спорт многолик:)
Как ребенок помогает своему телу расслабиться?
15.10.2005 20:07:59, Элла Прокофьева
Элла, смотрите, что я хочу спросить. Младенец может себе лежать и пускать пузыри, с него никому ничего не надо, все в радость. Взрослый, в общем и целом, со всем и оговорками :)), устаривает свою жизнь сам и тоже так, как хочет. Хочет, пашет и зарабатывает, хочет - гуляет и голодает. Хочет, трудится в коллективе, хочет - дома. Он ограничен, конечно, законами природы и социума, а также собственными способностями, но в этих пределах он делает, _что хочет_. Если он делает, что не хочет, это значит, что он этого хочет, просто надо взглянуть чуть отступив, как вот Юлия С. не хочет готовиться к урокам, но хочет преподавать. А вот школьник (часто и дошкольник, конечно) вынужден делать кучу всего малоприятного ему во имя некоего будущего. Я хочу понять: это обязательный этап? Или нет? И что мы можем сделать, чтобы облегчить человеку это бремя? Вот. 15.10.2005 20:54:40, U
Oazis
Для меня ключ в слове "малоприятный". Думаю, что есть смысл родителям помогать ребенку малоприятное с его точки зрения дело перевести в разряд нейтральных или даже замечательных. Судя по себе (т.е. необъективно) это возможно всегда. Часто детям не хватает информации о том, что то же самое дело можно делать по-другому, приятно. Здесь же, на конфе, было : Праздник Большой Уборки. Праздник Чистого Холодильника и т.д. Что за этим? банальная уборка и гениальный ход. :) 17.10.2005 15:55:59, Oazis
"...делать кучу всего малоприятного ему во имя некоего будущего..." - это великолепный тренинг для социально-одаренных добровольцев, гениев общения:)
Что касается детей, одаренных в других областях, то собственно школьные занятия не должны поглощать все их внимание.
16.10.2005 11:07:36, Элла Прокофьева
weterok
Делать малоприятные для тебя вещи - это вообще преступление против собственной личности. Делать можно только тогда уже, когда ты нашел в этом что-то приятное из тех или иных резонов... Альтруизм и самопожертвование - это даже вреднее, чем эгоизм для личности. Во как! Элла, Вы очень по-новому как-то выразили свои мысли, прогрессивно, особенно про школьные занятия. А как можно избежать этого "поглощения времени", если во втором классе задают столько, что с обеда до 21 часа ребенок делает уроки, и не потому, что задали очень много, а потому, что задали именно так - сплошные повторения с массой писанины, отчего мозги тормозят, отказываются работать и постоянно отвлекаются на "плевание в потолок" за рабочим столом с тетрадками, за моментальные переключения с выполнения уроков на обсуждения того, что было в школе, того, что за левая мысль пришла тебе в голову. Все это замечательно, и соответствует возрасту, именно этим развивается "ребенкина" личность, но не делать же из ребенка двоечника, позволяя ему "быть собой" в ущерб досконально выполненных уроков. Сделать уроки - это просто, но это очень муторно! Если бы все было устно...! Столько писанины...!!(( 17.10.2005 23:38:47, weterok
Тут такое дело - или научиться делать уроки быстро(кто-то ж умеет???), или мучиться все время.... У нас тоже с уроками проблема. Дочка в седьмом классе, она до сих пор все действия должна решать в тетрадке в стоблик. На калькуляторе только проверяет Я уже спрашивала, может отменили, а ты прослушала? Нет, говорит, надо решать. Потом. Уравнения дают всегда с каким-то нецелым ответом, некрасывые числа. Да, вроде бы бесконечные уравнения нужны для отработки навыка, но основное время уходит не на понимание сути решения уравнений, а на эти подсчеты в столбик:((( 19.10.2005 10:49:57, теоретик
(бормочет) вот... я всегда была против системы... :)) 20.10.2005 14:40:42, Умп
Я так и догадывалась :)) А сколько они должны поглощать (слово-то какое крокодилье :))? Вот до сколькИ мало, а со сколькИ - на крайний случай хватит?

И почему, елы-палы, нет школ по два-три раза в неделю по два-три часа?

Н-да, похоже, я торможу на три года примерно.
17.10.2005 01:50:58, U
Рассладиться? Гм... На руках, наверное. За компьютером, или задумчиво глядя в окно в транспорте. В ванне иногда. Закутавшись в комке из одеял валяться. Но вообще у него с этим сложно. А какой спорт способствует?

Слушать попробуем, я все расно собиралась :))
15.10.2005 20:34:11, U
Я старалась этому слову учить сразу же. Например, тот же сад. Мне не с кем его оставить дома и туда надо идти. (Ему там неплохо, но дома, конечно, лучше).Сейчас он хочет заниматься музыкой - там будет много "надо". И во взрослой жизни: я очень люблю свою работу (вести уроки), но совсем не люблю к ним готовиться - а надо:). 15.10.2005 15:44:42, ЮлияС
Если не с кем оставить, вопросов нет. Если хочет (сам!) заниматься музыкой - или Вы-преподаванием, и понимаете, что для этого вам нужно то-то, это другой вопрос. А я спрашиваю о некоем "надо", привнесенном извне, как то "надо учиться читать, т.к. в след. году в школу" или "надо учиться жить в коллективе, т.к. потом как работать во взрослом возрасте?" В качестве альтернативы муж предлагает школу-экстернат, допустим, а если не понравится в коллективе работать - можна заделаться смотрителем маяка и дистанционно подрабатывать программистом :)) Мне не нравится идея решать все вопросы левой ногой из-под правой подмышки, но определенная логика в этих ответах ведь есть? 15.10.2005 18:03:49, U
Логика слабая, по-моему. Для решения любой проблемы можно в теории выбрать миллиард путей. А на практике все сужается к одному-двум-трем. Потому что есть некий оптимальный вариант. Можно не учить ребенка читать, то есть создать себе проблему, а потом ее решать. Можно не пускать в общество, а потом отдать на всю жизнь на маяк. Зачем это делать, когда есть путь более простой, удобный, и еще такой момент - общепринятый. Последний довод убедит не всех, есть много людей, которые наоборот будут делать все не так, как принято. Но тогда надо и говорить именно об этом - я не хочу, чтобы мой ребенок шел по тому пути, по которому идут другие. Но это опять-таки будет навязывание ребенку, причем это будет более серьезное по большому счету навязывание, чем заставить учиться читать.

Вот мы с нашим укладыванием спать. ДОчка всячески изображает, что спать не хочет. Если я буду ей верить и не буду пытаться ее как-то заставить(уговорить), то она просто переутомится до истерики, до болезни, что иногда и бывает. Надо спать. Личность, та, которой нужна свобода, уверяет, что не хочет, а согласно голосу разума - пора. В общем, у кого что болит или мы о наших баранах :)
15.10.2005 22:32:13, теоретик
Не не пускать! А не заставлять! А в том-то и дело, что общепринятый путь иногда непростой и неудобный. Мне _гораздо_ проще не париться с этим детским общением, а потом пусть сам выкручивается. И физически проще, и психологически. В стиле Несмеяны, когда очень захочет, то сам себе устроит. Просто я не уверена, что это - действительно на благо ребенка, а не перекладывание ответственности на хрупкие детские плечи. А "как принято" или "как непринято" - это одинаково зависимость. Я бы хотела, чтоб ребенок делал, как ему лучше, вне зависимости :))

С укладыванием тоже сложно. Почему вы не укладываетесь в 9, как общепринято? Только потому, что укладывание, в общем - внутреннее дело семьи. А чтение почему-то - нет. Я точно знаю, что сын с чтением выровняется к 8ми-10ти годам, даже если ему вообще забыть сейчас буквы-книжки показывать (знать бы то же про общение... это мое больное место). А вот социум хочет от него чтение к шести. Но это бы все фигня и решалось бы, если бы не надо было выбирать между чтением и общением или отсутствием чтения и общения. Вот мне кажется, моему сыну нечто вроде детсада лет с 6ти-7ми было бы самое то. Так нет, тут примешивается эта дурацкая учеба. Или надо самой организовывать это общение, что тоже не очень вдохновляет... Посмотрим, еще год-другой есть на раздумья.
16.10.2005 02:02:27, U
Нет, это не перекладывание ответственности на хрупкие детские плечи - это предоставление права выбора. Это та же пресловутая ответственность, только на другом уровне. Не строгий короткий поводок, а прогулка, за которой ВЫ все равно следите. И все равно отвечаете, за плохой результат - точно:). За хороший все похвалят ребенка :).

Вы не отстраняетесь, вам все равно НАДО организовать это право выбора, и придется (=надо) за конечный результат по крайней мере чувстововать ответственность. :)

И еще, я тоже не уверена, что постоянно тащить/заставлять/стимулировать/мотивировать ребенка - на его благо. Это тоже часть отвественности за него - оставлять иногда его в покое, чтобы он научился слушать себя.
20.10.2005 14:58:06, Умп
"Социум" - он не только в школе есть. А поместить ребенка в школьный коллектив - это еще не значит научить общаться :) 16.10.2005 02:10:06, НадяН.
Ясень
Может Вы мне ответите, где, кроме школы, находится социум, в котором ребенок выстраивает отношения в отсутствие родителей дольше 10 минут до и 5 минут после занятий? Если мы говорим о ребенке до 12 лет. 16.10.2005 02:57:03, Ясень
В гостях у друзей. В местах и во времена, специально для этого отведённых (playdate, не знаю, как оно по-рюсски). В клубах по интересам, хе. 17.10.2005 19:13:54, Мария Д.
Ясень
В гостях у друзей - не может быть часто, синхронизация ритмов занятий с детьми-школьниками труднодостижима, малюсенькие группы. Расскажи про "специально отведенные места для детей 6-11 лет", я не понимаю о чем речь, к сожалению :((. Клубов по интересам для этого возраста я тоже особо не знаю, есть места дополнительных занятий, занятие час, и все - дуй домой. Только компьютерные клубы и залы игровых автоматов. Но я бы там ребенка одного в таком возрасте ни за что не оставила. Но, может я просто не знаю возможностей? 17.10.2005 21:00:46, Ясень
У нас часто в гостях у друзей. Несколько раз в неделю. И раз в две-три недели надолго, или на целый день, или с ночёвкой. Вот как раз в эти выходные у нас устроили вечеринку "джаз в пижамах" - дети играли на разных музыкальных инструментах, заранее подготовленное и импровизации; пели; подбирали песенку (из детских неприличных дразнилок, кстати, детский фольклор); подушками дрались; готовили печенье на музыкальную тему. Половина времени я им помогала с организацией (дочка попросила меня), половину они сами. Например, ролевую игру "свадьба котов" часа на четыре сами забацали :-)

Специально отведённое время, ну, есть встречи в парке регулярные, есть клубы в библиотеках, есть встречи нешкольников. Например, каждое воскресенье в таком-то парке в такое-то время собирается русскоязычный народ :-) А такие-то люди устроили клуб обсуждения книжек, дети собираются, час обсуждают, три часа играют.

А что для тебя "оставить одного"? Например, если ты в соседней комнате работаешь, это уже ребёнок оставлен? Если нет, то остаются организованные другими взрослыми места, к которым, кстати, и школа относится. Потому что БЕЗ взрослых детей такого возраста оставлять не стоит всё же.
17.10.2005 21:32:10, Мария Д.
Ясень
Нет, когда в соседней комнате, это не оставлен, то есть это оставлен для ребенка до 5,5 -6 лет, примерно, а потом этого, ИМХО, недостаточно, я уже превращаюсь в наблюдателя, сильно влияющего на систему :)) Нет, совсем без взрослых лет до 12 надолго не считаю возможным, но пусть это буду не я, для моих детей :))

Школа-то да, она, по-моему, частично для этого и нужна. Насчет других мест - я пока таких не вижу в своей реальности.
17.10.2005 23:41:00, Ясень
Основные "такие места" - это дома других людей, всё же. Что бы там ни организовывали, оно обычно "чур, в домике" :-)

А, вспомнила, театр ещё. Всякий. Танцы-манцы. Там как затянут репетицию на целый день...
18.10.2005 03:28:29, Мария Д.
пчела Майя
Видимо в нашей действительности недостаточно других людей, которым охота у себя часто и надолго видеть чужих детей, причем больше одного, и чтобы они там жили своей жизнью. 18.10.2005 13:49:10, пчела Майя
Видно, так... В нашей достаточно. У дочки "гости с ночёвкой" расписаны на месяц вперёд, приятели постоянно приглашают. Но, может, это потому, что мы регулярно что-то интересное у себя устраиваем? 18.10.2005 16:36:59, Мария Д.
пчела Майя
Вероятно поэтому. А это изначально ваши знакомые? Ведь прежде, чем ходить в гости, надо еще как-то познакомиться. 18.10.2005 17:06:39, пчела Майя
Не помню, курица или яйцо. Но у нас много знакомых. 18.10.2005 17:30:26, Мария Д.
пчела Майя
Знакомых и у меня много. Только ребенкины друзья - это другие люди. 18.10.2005 20:47:31, пчела Майя
Двор 16.10.2005 09:13:53, Шин
Ясень
Знаешь, я вот ни разу не видела родителей, которые сажают ребенка на домашнее обучение, но при этом позволяют самостоятельно гулять во дворе в той мере, в какой это нужно для построения отношений, вхождения в группу и т.д., может это у нас тут так, конечно. 16.10.2005 20:44:57, Ясень
ОФФ я буду в Москве с 20 по 30, встретится не хочешь? 16.10.2005 21:53:20, Шин
Ясень
ХАААчу!!! Напиши мне подробности! 16.10.2005 23:10:57, Ясень
написала в подниковое мыло.
если не дошло, то пиши сама на shin(очень злая собака) bk.ru
17.10.2005 09:34:25, Шин
в вопросе про домашнее обучение ничего не было сказано:))
двора моей юности нет, но какой-то есть . и я вижу что даже такой он помогает. ну а про домашних детей - последнее время все их как-то жалко становится
16.10.2005 21:51:54, Шин
Ясень
Это да, я согласна, но полностью школьного общения, которое в 10-11 лет уже, кажется, очень нужно, двор не заменяет. У нас вот осенью дети пропали, сейчас погода испортилась, сидят друг у друга в гостях малыми группами, в смысле парами :)) 16.10.2005 22:03:57, Ясень
ну вообщем в это время в нашем дестве мы еще в вышибалы играли или по подъездам болтались. подъезды - это не лучшая альтернатива, тут я согласна 17.10.2005 09:35:33, Шин
пчела Майя
А у нас и детей нет во дворе. 16.10.2005 21:14:21, пчела Майя
Ясень
У нас, вроде, есть и немало, но график у всех разный, поэтому практически нет группы. 16.10.2005 22:05:44, Ясень
Мои мысли.

Особенно если учесть плачевную нынешнюю ситуацию с самостоятельным дворовым гулянием - у нас его нет почти, а те, кто гуляют сам (лет до 11-12ти как раз) - сомнительная компания.
16.10.2005 03:38:38, U
Ясень
Есть такое :(( 16.10.2005 22:04:50, Ясень
Да, я слыхала что-то такое. Но между тем общение - не мой конек, вокруг меня нету пару десятков знакомых с детьми подходящего возраста, и сама я обучить общению не возьмусь, а организовать ребенку достаточно качественного социума :)) - это сложно для меня. Хотелось бы, конечно, сдать и забрать через 3 часа уже пообщавшегося :)) Не знаю, Вы писали, что Вам общение дочке не нужно специально устраивать, а друзей - искать; а мне вот нужно, к сожалению, само оно не вырастает. И школьного-стайного коллектива я сама не фанат, но и эпизодические коллективы игровых комнат или пятиминутное общение в раздевалке после айкидо - не кажется мне подходящей заменой. Вот и маюсь ночными размышлениями :))

Офф: Надя, а в какой Ваша дочка школе числится, если не секрет?
16.10.2005 02:28:22, U
Мне кажется, в таких случаях лучше, чтобы причины надо были понятны ребенку. Учиться читать ему точно "не надо". Но может захотеться, если процесс будет интересен. Они до конца началки - люди процесса, а не результата. Учиться читать можно в процессе интересной игры, драгоценного веселого общения с мамой, или чтобы выиграть приз за получившееся трудное задание.Насчет коллектива - тем более не надо. По серьезному - это очень непростой психологический процесс, и без сильного желания самого человека невозможен в принципе. Возможны простые и конкретные вещи: обижать людей нельзя, этого я тебе не позволю. Не сумеешь договориться с Васей - он уйдет, будешь играть без него.Если для ребенка это важно - сам спросит, как договориться. И вот тогда-то вы и сломаете голову!:) А надо - простые и конкретные: убраться, потому что придут гости, не шуметь, потому что мама устала и т.д. 15.10.2005 19:39:05, ЮлияС
Вдогонку - мужу. Экстернат в 1 классе не очень хорошо, все в школе, у всех куча событий, а у него нет. А если читать не научиться и пойти куда не попадя, то через полгода есть риск реально столкнуться с отвращением к школе. Так что это нужно не ради далекого вуза, а ради радости от близкой школы. А что у вас за проблемы такие с чтением, напишите на мэйл толком, может посоветую чего. 15.10.2005 20:55:02, ЮлияС
У нас нет проблем с чтением. У нас есть проблемы с мотивацией. Ребенок вполне справляется с 3-4-5-буквенными словами, если настоять на том, чтобы он прочитал или составил из букв, продиктовал. Но для того, чтоб еще продвинуться, нужно этот навык иногда использовать, так? А куда нам его использовать, пока неясно. Там, где ему нужны слова в любом виде, он очень мило просит меня ему помочь, на отказ реагирует непониманием :)) Так что записки от гномика и письма на деревню дедушке не катят. Где детям нужно чтение такого уровня?

Что до событий в первом классе, то и да, и нет. С 1й стороны, можно уйти на экстернат 3го сентября; с другой - все это имеет смысл только для тех, кто в этом варится, для кого это важная часть жизни. Вот у меня не было праздника конфирмации - и ничего :))
15.10.2005 22:36:00, U
Возможно секрет кроется в эмоциональной окраске. Когда дочке оставался год до школы, мы побывали в гостях у новоявленной первоклассницы, смотрели ее тетрадки и прочие причиндалы. Это все произвело очень большое впечатление, такое, что оно держалось целый год и у меня был замечательный аргумент в пользу занятий, частенько скучных.
То есть "надо" в голом виде надо приберечь до более поздних времен, а в таком возрасте надо заинтересовывать, сказки рассказывать и песни распевать... игровая форма... тогда все и пойдет.
А вот МарияД писала когда-то про внимание, что до какого-то уровня развития ребенок просто не может сконцентрировать свое внимание на том, что ему неинтересно.
А у нас со чтением так было - дочка умела читать, но мастерски притворялась, что не умеет. Выдала себя в шесть лет вопросом на улице "мама, что такое комиссионный", после чего мой взгляд упал на вывеску.
Тогда я начала ее выводить на чистую воду. Писала ей записки типа "пойди найди клад под яблоней" и там еще было много всяких штук. Первые тексты читались из супер-пупер-специальной книжки и т.д.
15.10.2005 22:54:43, теоретик
Я подозреваю, что у нас эти игры в записки и клады покатят только тогда, когда ребенок сам будет готов читать, а тогда как-нибудь научимся, не мытьем, так еще как :)) А пока что, я уже писала, он во всех ситуациях приходит с этими записками ко мне и просит о помощи.

А игры-песни... Сложно это. У меня довольно прагматичный ребенок, и его не очень-то реально заинтересовать "игровой формой" чего-либо. Вот сегодня были в планетарии, там лекция была для приятности детям устроена в форме разговора некоего дракончика с некоей девочкой. Так ребенка все заинтересновало, кроме этих драконьих подробностей. А раньше они его вообще бесили, это сейчас он их готов терпеть, чтобы зато узнать, что "наша галактика сделала всего 52 оборота".

Так вот с таким подходом куда деть это детское чтение? Где может быть нужно и важно прочесть 1-2 слова из 3х-4х букв? В каких-то суперлаконичных карикатурах или комиксах - так там обычно по картинке вссе ясно, да и где их взять? А больше - ну я не знаю. На вывесках, этикетках? Нет у него такой необходимости.

А причиндалы - посмотрим, но боюсь, что не впечатлят. Сына в школу можно было бы знаниями заманить, но не хочу так нагло врать ребенку, а по правде какие там знания в начальной школе? Чистописание одно.
16.10.2005 00:45:38, U
Ну, какие варианты есть для такого прагматичного, технически "подкованного" ребенка?
Можно найти книжку про инструменты, с крупными картинками и подписями.
Или конструктор, где тоже короткими словами и картинками процесс описан.
Мой муж рассказывает, что его первой книжкой была книжка про роботов (правда, ему лет 6 уже было) - так была интересна тема, что сам взялся читать.
Энциклопедии еще детские бывают, раз "52 оборота" - интересно.

Ну, и к вопросу ниже - что еще можно было бы добавить - я бы сказала, можно начать озвучивать целеполагание. Чем тебе интересно заняться? А что для этого нужно приготовить? Что нужно сначала? А что понадобиться потом? Что из этого ты готов сделать сам прямо сейчас? А в чем наша помощь понадобится? А о чем еще нужно подумать для этого проекта?
Ну, так, понемножку. Учить видеть перспективу, представлять желаемый результат и делать "раскадровку". Тогда сам процесс выполнения становится реальнее, легче - мотивация "пронизывает" его с начала и до конца.
16.10.2005 01:37:35, Svetlana:)
А озвучивать - это да, спасибо. 16.10.2005 03:23:23, U
Света, ну объясни ты мне на милость. Допустим, найду я подъходящую книжку с инструментами, конструкторы с описаниями и т.п. (энциклопедий есть у меня). И что? Положу. допустим, на видном месте. Ребенок полистает: так, это молоток, это пила, а это еще что за ерундовина? А там внизу подпись "рубанок". Ты думаешь, он его прочитает? Нет, он придет ко мне и спросит: "Что тут написано, дорогая мама?" И если я отвесу "а какая это буква?" или попросту "читай сам", он посмотрит на меня с непониманием и укоризной, так как прекрасно знает, что мне это прочесть - плевое дело, как моргнуть, а ему сейчас не хочется составлять из букв слово, а хочется узнать про инструмент. Так? Вот я и пытаюсь выяснить, что советует педагогика? Сказать "не прочту, и не проси, ради твоего же блага?" Я могу :)) Но не поймет. Проверено.

Но это чтение заняло пол-темы. Чтение - в общем вопрос технический, разберемся. Меня концепия волнует. Какие есть такие жизненно важные вещи, из-за которых можно взять это дите демократии за шкирки и сказать: "дорогой, есть такое слово - "надо!""?
16.10.2005 03:19:32, U
По первому - дочка умела читать в 5, но не хотела. И в школу пошла - читала нехотя и не быстро. В школе за компанию с классом стала читать чуть быстрее, по норме. Зато лет в 8 ей Гарри Поттер понадобился, осилила всю книжку за неделю, и с тех пор стала читать нормально. Сейчас читает быстрее всех в классе. Я ее сильно не заставляла, время от времени старалась заинтересовать, вот и Гарри Поттер был на этом пути - 125-й попыткой.. И вот - получилось :)) Хотя мне, читающей с 3-х лет и всю жизнь, это было странно. А до этого я ей читала все, что она просила - мне важно было, чтобы у нее МЫСЛЬ работала, а технические навыки (я верила) придут в свое время. По этой же причине и с почерком в младших классах не заморачивалась - известно, что концентрация идет у детей либо на содержание, либо на моторику. Я предпочитала содержание иметь. Позже почерк сам подулучшился. Да и натренировать теперь быстро умеем любой навык.
Так что я скорее за то, чтобы предлагать разное, и ловить моменты, когда это идет.

Насчет концепции.
Имхо, что именно "надо" - зависит от того, что тебе "важно". Что ты хочешь в конечном итоге для своего ребенка. Есть совершенно разные "способы жизни", они почти не пересекаются. Есть люди, для которых важно "быть как все", служить системе, идее и т.п.. Если они хотят для своих детей того же -им "надо" с раннего детства приучать ребенка подчиняться, делать не то, что сам считаешь нужным, жертвовать многим ради будущего.
Есть люди, для которых самое главное - быть первым и быть богатым. Тут тоже - "надо" учить заставлять и себя и других, скажем, работать по 20 часов в сутки и т.п. То есть, тоже - жертвовать многим, но хоть ради понятной и собой поставленной цели.
Есть те, для кого важно, чтобы не только им было хорошо, но и окружающие к ним хорошо относились. Эти тоже готовы жертвовать чем-то ради достижения компромисса и одобрения.
И есть еще слой тех, для кого важна функциональность - чтобы каждый был собой и был на своем месте и вся система в целом функционировала благополучно. Звучит не очень ласково, однако именно здесь речь идет о самой большой свободе, о самовыражении, причем таком, которое не мешает другим, а улучшает ситуацию для всех. Здесь требуется ясное представление о целях (своих и общих) и самая большая гибкость мышления, чтобы найти пути подходящие, не всегда стандартные. И здесь "надо" учить и целеполаганию, и представлению о процессах и системах, об взаимосвязях и т.п. И важно, чтобы ребенок понимал смысл происходящего вокруг него, и свои поступки согласовывал с этим. Да, тут тоже есть "надо" - но оно другое - если понимаешь смысл и последствия, то это не то, что - сказали и делаешь. Хотя разумеется, в цейтноте и в ситуациях опасности по-прежнему сохраняется необходимость подчиниться самому опытному в соответствующих вопросах.
Если правда любишь теории, можешь почитать вот здесь
http://newnlp.by.ru/gres.html
и вот здесь
http://www.leader3000.ru/articles.htm#spiral (Спиральная динамика)

Сначала может показаться, что это не имеет отношения к твоему вопросу. Однако имеет, и самое прямое. Даже если хотеть, чтобы ребенок "был как все", важно понимать - как все сейчас, или как все - через 20 лет, имхо.
17.10.2005 23:12:02, Svetlana:)
А компьютерные игрушки? Нам помогало!Или описание детских опытов в книжке, когда мама реально занята? 16.10.2005 13:11:01, ЮлияС
До чтения описания опытов еще даоеко, сын пока с трудом может сложить несколько букв в слово, до понимания смысла тут еще пилить и пилить. А компьютером как таковым его не удивить, то есть он и на компьютере хочет делать то, что ему интересно и приятно. Я вот думаю, может короткие ребусы? Да где их взять? 17.10.2005 00:49:50, U
Если сын прагматичный, то может покатят поощрения? Мне лично было бы диковато платить за прочитанную страницу, но я знаю семью, где именно так вырастили сынишку с весьма хорошей успеваемостью. Правда книги вне программы он не читает:) Но может он и так бы не читал, зато хоть учится хорошо. 16.10.2005 00:55:31, теоретик
Честно говоря, звучит не заманчиво :)) 16.10.2005 03:39:33, U
пчела Майя
А чем экстернат поможет с чтением? 15.10.2005 22:38:42, пчела Майя
Экстернат, конечно, с чтением ничем не поможет, просто тогда спешить особо некуда, а я абсолютно уверена, что в свое время ребенок читать научится, как научается любой здоровый ребенок и как вообще дети научаются ходить, есть ложкой и завязывать шнурки. Другое дело, что экстернат - это еще малость сложностей в жизни родителей, и неясно, стоит ли оно того. 15.10.2005 23:23:41, U
пчела Майя
Я как раз об этом. Получается - чтобы не учить читать, вы хотите принять на себя обязанность учить еще и всему остальному. Нелогично. 15.10.2005 23:33:59, пчела Майя
Не, я хочу пару лет продинамить, а потом готовенького сдать специальной тете, которая быстренько за год обучит. А не заниматься три года мотивированием, уговариванием, объясняниями, стращаниями, убежданиями, угрожаниями и прочей детской психологией. Но подозреваю, что тут может быть какой-то подвох и не все так просто :)) 16.10.2005 00:35:51, U
weterok
Боже, куда же Вы спешите! Посмотрела в регу - оказывается, Ваш сын еще и 5 лет не достиг, и в школу ему даже не в следующем году, а через год - в 6 и 10. Что Вы от него хотите? Неужели ему заняться нечем сейчас в таком нежном возрасте, кроме как учиться читать? Вы что, в самомо деле!!! И на тренировки еще рано ходить. В 5 лет берут только самых выдающихся, с огромным желанием. Зачем ему? Вы загубите все остальное, если будете его в таком возрасте подчинять своей воле. Правильно Вы спрашиваете, где должен и где не должен. Он пока должен только зубы чистить, сам одеваться, в туалет аккуратно ходить, иногда рисовать, вырезать, клеить и пытаться тренировать память, чтобы запомнить несколько стихов, познакомиться с детскими песенками. А Вы рассуждаете так, как будто ему уже завтра в школу. Вы сами, получается, очень зависимы от общественного мнения. И теперь я понимаю Вашего папу, который над Вами открыто подшучивает. Моему младшему на 2 месяца больше, чем Вашему. Не хочет он читать, и даже буквы учить не хочет. Моими несколькими подходами знает штук 5-6. Умеет писать свое имя и имя брата. Но это как рисунок. Попросил написать, с тех пор копирует на своих бумажках и заборах. )) Стихи он не запоминает, не нашел свои. )) Вот приемчики борьбы ему были бы интересны. Спорт - ему ближе. Но и его я пока не отдала в секцию. Успеется. Он ходит на развивающие занятия. И то, больше за компанию с ровесниками, потусоваться. Они там наклеивают, вырезают, рассматривают книжки, классифицируют, готовятся к Новогоднему утреннику - костюмы-стихи, с этого года и музыкой стали заниматься - ритмика и песенки. Исходите из своего ребенка. Купите ему энциклопедию по астрономии, адаптированную для пятилеток. И т.д. и т.п. Мал еще! Ну и общаться уже, конечно, надо. Может, в парке на детской площадке? Потом там познакомиться поближе, можно пару раз вместе куда-нить сходить, или даже друг к другу в гости заглянуть... ) ? Поактивнее сами себя ведите, тогда у Вашего сына появятся приятели по интересам. Сидя дома, манна не свалится. В редких случаях. 18.10.2005 10:37:27, weterok
Столько восклицательных знаков - я аж испугалась :))

Я на самом деле очень мало давящий родитель,как мне кажется. И про эти все "надо" говорю тут с мамами, а не применяю прямо сейчас к ребенку. И про чтение - это был пример всего лишь, это задача техническая, не горящая и вполне решаемая, когда придет время. И из перечисленных Вами "должен" ("он пока должен только зубы чистить, сам одеваться, в туалет аккуратно ходить, иногда рисовать, вырезать, клеить и пытаться тренировать память, чтобы запомнить несколько стихов, познакомиться с детскими песенками") мой сын, я уже писАла, должен только чистить зубы, ну и туалет. Одеваться помогаю, рисовать не заставляю. И энциклопедий есть у меня. И на детскую площадку мы ходим. Я НЕ ВЕРБЛЮД!

Что до общения, то мне кажется, что сыну не хватает регулярного общения в группе детей. Но ему, допустим, так пока не кажется. Так надо или не надо :))?
19.10.2005 16:31:11, U
А если просто отдать в школу на год позже? Из известной мне статистики это очень хорошо помогает. 16.10.2005 00:57:10, теоретик
Либо поискать школу, где работают с проектами конкретными, и в процессе учатся. Вот вроде Тубельского, что ли. Туда можно и раньше. 16.10.2005 01:46:07, Svetlana:)
Нет у нас такого :(( Я не нашла, во всяком случае.

А на год позже - да пожалуйста, я и так хочу не раньше 6,9 отдавать (а у нас, на минуточку, 12ти-летка); только что он там делать будет? Зачахнет ведь со скуки...

Я вот думаю, может сдать где-то в школе отдельно на продленку? Бывает, интересно, такое чудо природы или я первая придумала? Н-да, мы не ищем легких путей...
16.10.2005 02:32:50, U
По первому пункту - еще время есть, может, где что появится.

Со скуки - это да, бывает. У меня вообще насчет стандартной программы школьной вопросов - масса. По моему, скучно ужасно. Хотя от учителя многое зависит.
Вот вспоминаю, как же мы учились. Вроде без проблем. Интересны были не уроки, а все, что между и "за" :)) А уроки вроде как в нагрузку.

По третьему - варианты возможны, мне кажется. Только вопрос - что на этой продленке делают? Знаю, что часто под строгим надзором учителя сидят и делают уроки из-под палки. Хорошо, если прогулка предусмотрена, тоже никак не организованная. Так что - смотреть надо...
16.10.2005 02:56:22, Svetlana:)
Я - с проблемами. Меня в посреди первого класса в 2й перевели. потому что мне скучно было. А пошла я в школу в 6. И в результате мне было скучно на год меньше, но насколько же я была младше одноклассников! Как я сейчас вижу.

Между и за, да. Но ведь это глюк какой-то, уроки в нагрузку. А нагрузка больше общения в 5 раз. А общение - тоже не всегда в лучшем виде, бывают и вполне себе стайные разборки с травлей слабых и прочими прелестями.

На продленке - ну, теоретически, в хороших школах - кружки, факультативы, прогулки и уроки, игра в игровой, еда. Что-то такое. онечно, надо смотреть.
16.10.2005 03:30:34, U
А садик пробовали? Не то, чтобы ребенку там было хорошо, т.е. это не для удовольствия, но это естественыый треннинг общения. Я знаю много примеров, когда дети прекрасно шли в школу без садика, но для своего проблемного ребенка я выбрала именно путь садика и это было в высшей степени правильно. 16.10.2005 12:18:43, теоретик
Нет, садик не пробовали. Я к нему еще не готова :))

На самом деле сын только недавно, буквально несколько месяцев назад перестал явно избегать других детей. Сразу в сад - это было бы слишком, по-моему. Пробовали "группу общения", я тут уже взвывала не так давно. Все же занятия по интересам - это не так уж плохо для начала, имхо. Вот, астрономию еще попробуем, если возьмут.
17.10.2005 01:07:22, U
У меня младшая, к счастью, к детям неплохо относится. Но я думаю, она отнесется плохо к тем взрослым, которые будут ей навязывать, что ей делать. Хотя я бы хотела в садик.
офф - заснула только что:)))
один из эпизодов: улеглись мы очередной раз за вечер в темноте спать. Немного полежала, просит молока. Я уже несколько доведенная, надулась и игнорирую. Тогда она устроила сидячую забастовку. ДОлго сидела молча в темноте и сосала соску. Я пошла, принесла ей молока, даю бутылку. Она радостно: "О!".
17.10.2005 01:22:26, теоретик
:)) 17.10.2005 01:57:19, U

Показано 117 комментариев из 215



Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!