Раздел: Характер

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Самостоятельность

Куча вопросов к родителям школьников и всем, кто помнит себя в этом возрасте.
1. Дома.
До какого возраста вы играете с детьми в ролевые игры? До какого возраста собираете вместе пазлы, играете в настольные игры? Кто является инициатором? Бывает ли, что поиграть предлагают родители, а не ребенок, может ли ребенок при этом отказаться?
До какого возраста занимаетесь с ребенком по образцу занятий в период раннего развития: "А сейчас мы с тобой будем собирать узоры из кубиков"? ДОпустим, у школьника лежит несколько нетронутых развивающих наборов. Он к ним не подходит, предпочитая заниматься чем-то более привычным. Но если подойти самой с предоложением занятся одним из этих наборов, то соглашается с большим удовольствием. Нормально ли это, до какого возраста нормально? Если нормально, то как же инициатива и самостоятельность, где их брать и как их воспитывать?
2. Вне дома.
Знаю примеры, когда выросший ребенок обижается на родителей, что в свое время разрешили бросить плавание или не настояли, чтобы ходил на музыку. Масса примеров противоположных, когда под нажимом родителей тянули-тянули эту музыку, потом экзамены сданы и инструмент навсегда отправляется в дальний угол. Где разумный компромисс между предоставлением школьнику(подростку) свободы выбора и грамотным влиянием на него родителей, которое идет ему на пользу? Куда отдавать заниматься ребенка - туда, где ему легко, или туда, где у него пробелы? Мой конкретный пример - девочка увлекается биологией и на соответствующий кружок ходить бы не отказалась (впрочем, сама инициативы не проявляет). Зато приличные проблемы с движениями, ритмом, пластикой. Очень даже не мешало бы несколько лет позаниматься танцами, чтобы их уменьшить. Сужу по себе, сама жалею, что в детстве этим не занималась. Но если ее заставить туда ходить, сразу начнутся проблемы, будет выходить плохо, все будут это видеть, кто-то хихикнет, обиды, комплексы. Нужно большое личное желание преодолеть свои проблемы, а налицо желание такое только мамино. Если копнуть чуть глубже, обнаруживается, что мы имеем дело с инфантильностью ребенка. Что с этим делать? Прекратить опеку и совместные занятия - будет целыми днями лежать читать. Продолжать опекать и направлять - тема инфантильности встанет передо мной позже и не один раз. Рискуя окончательно перегрузить топик, не могу не упомянуть про русского педагога Лесгафта. Один из его коньков - не торопить развитие ребенка искусственно. Как пример, он считал, что младенца нельзя усаживать, нужно, чтобы он лежал тех пор, пока он САМ не захочет сесть. Заблуждался ли он, или тут есть какое-то здравое зерно? Буду благодарна тем, кто не забыл про первые вопросы насчет "до какого возраста".
27.01.2005 15:36:41,

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ada
С мужем обожаем играть в русское лото (которое с бочонками). Еще в настольные игры -кто придет первым, заведи 4 фишки в домик (на компе -"Pachisi") и многие другие. У нас на компе есть сборник игр "Логические игры", так с удовольствием играем во многие игры. Если это ролевые, то они нам нравятся.
Далее, нам с мужем скоро (в этом году) стукнет по 28. Львенок старший у нас, он родился 11.11.01, но очень любит играть на компе с нами в "Дойти первым", правда называет его "Крутилка", потому что надо крутить руль, чтобы выпал шарик с числом ходов. Иришка (04.06.03) от него не отстает. Тоже норовит с нами поиграть, особенно в те игры, в которых еще нет строго счета или где счет сделают за нее. Пазлы у нас не очень проходят по причине любви все пробовать на вкус и отрывать все отрывающееся. Зато азбука с вкладывающимися буквами -любимое развлечение :).
Потом, я согласна с теми, кто считает, что самостоятельность и инициативность не совсем связаны.
По поводу Вашего ребенка. Лично я считаю, что в каждом конкретном случае необходимо смотреть на индивидуальные особенности ребенка: интроверт/экстраверт, аудиал/визуал/кинестетик, флегматик/меланхолик/холерик/сангвиник/, загруженность ребенка прочими делами в каждой конкретной ситуации, влияние погодных условий (особенно в резкие скачки роста ребенка), влияние сезонных факторов
(зимой авитаминоз, оссень -подавленное состояние, перенастрой на зимнее время, летом влияние сильной жаоры и т.д.), личное настроение ребенка в определенный день, авторитетность того, кто предлагает поиграть. В общем, много чего. Так "забитый тихоня" может быть лидером в иных условиях, а "активный общительный лидер" скромным молчуном.
Кстати, игры могут надоедать. Даже (особенно) если их очень много.
31.01.2005 19:47:38, Ada
Всем спасибо, будем думать. 31.01.2005 09:03:37, теоретик
1. Я и сама играю в ролевые игры, в смысле, без ребёнка. Это же основа очень многих, гм, психотехник. Ребёнка иногда тоже приглашаю. Настольные не особенно любим, скорей с мужем поиграем, да и то раз в год, а паззлы вместе собираем (а иногда я без ребёнка, опять же). Вместе играем в Dance-Dance Revolution http://www.livejournal.com/users/maria_d/296474.html и в компьютерные игры часто, например, neopets.com

Развивающим занимаемся время от времени, например, вчера рисовали человеческий глаз и искали, какие у него детали есть. Нашли штук десять частей, ну и художественные средства изображения (градиент-штриховка-линия-тон...) Инициатива не значит "одиночество". У нас и в универе исследовательская ГРУППА, а у мужа в компании - парное программирование.

2. Решение - всегда за ребёнком; роль родителей в поддержке (средства-репетиторы-кисточки, подвезти-забрать, найти приятный народ, устроить дома тусовку...) и в предоставлении информации что-где-когда-зачем и в массе ВОЗМОЖНОСТЕЙ посмотреть-попробовать. Таким образом, считаю, родители могут и должны ребёнку предложить возможность посидеть, поддержать его ласковыми руками, обложить подушками, купить специальный детский стульчик - но если ему не нравится, не настаивать.
30.01.2005 00:11:43, Мария Д.
1. До какого возраста вы играете с детьми в ролевые игры?
пока играется, ведь чем ребенок старше, тем с ним интереснее.

До какого возраста собираете вместе пазлы, играете в настольные игры?
то же

Кто является инициатором? Бывает ли, что поиграть предлагают родители, а не ребенок, может ли ребенок при этом отказаться?

когда он, когда я. Отказаться- и его, и мое (тоже:-) право. Это должно быть двухсторонне.

До какого возраста занимаетесь с ребенком по образцу занятий в период раннего развития: "А сейчас мы с тобой будем собирать узоры из кубиков"? ДОпустим, у школьника лежит несколько нетронутых развивающих наборов. Он к ним не подходит, предпочитая заниматься чем-то более привычным. Но если подойти самой с предоложением занятся одним из этих наборов, то соглашается с большим удовольствием. Нормально ли это, до какого возраста нормально?

ИМХО нормально до 100 лет, конечно нормально! вы ведь тоже иногда забываете о чем-нибудь, а потом с радостью возвращаетесь к этому занятию.

Если нормально, то как же инициатива и самостоятельность, где их брать и как их воспитывать?

Инициатива должна проявлятья не только в выборе игр, но и в других сферах, их много. Я воспитываю инициативность (нам пока 4 и, простите, если вы и без меня это все знаете)путем предоставления дитю возможности принимать решения - уровень решения зависит от возраста. В чем вы можете доверить принятие решения ребенку? Но будьте готовы, что свобода выбора подразумевает ответственность. И если ребенок что-то решил, то он должен быть готов к последствиям. (мой решает, что он будет есть, и будет ли есть вообще; что надеть в какую погоду, как раскладывать игрушки, какую книжку читать на ночь, кого пригласить на свой др и т.д. Кроме того, абсолютно серьезно с ним согласовываются общесемейные мероприятия).
Если вас пугает безинициативность, замечу, что умение подчиняться тоже важно. Во всем нужна мера.

2. Вне дома.
Знаю примеры, когда выросший ребенок обижается на родителей, что в свое время разрешили бросить плавание или не настояли, чтобы ходил на музыку.

Мой пример - я два года занималась фигурным катанием и художественной гимнастикой одновременно. Получалось и очень нравилось! Но была еще английская школа, до которой надо было час добираться, и очень много уроков. От большой нагрузки часто болела. Решили бросить худ.гимнастику и катание. Я сейчас очень об этом жалею, но на тот момент по-другому не получилось бы. Жалею, что не занималась музыкой- какая-то дура на прослушивании сказала, что у меня нет слуха, а родители поверили. Я потом еще долго просила у них купить инструмент, и, если бы они купили, я бы сама занималась, наверное, по самоучителю :-))
Масса примеров противоположных, когда под нажимом родителей тянули-тянули эту музыку, потом экзамены сданы и инструмент навсегда отправляется в дальний угол.

Бывает, но у меня как раз наоборот - то, чем заставляли заниматься еще в школе (нравилось и получалось), до сих пор меня кормит.

Где разумный компромисс между предоставлением школьнику(подростку) свободы выбора и грамотным влиянием на него родителей, которое идет ему на пользу?

Очень сложный вопрос, тут наверное только конкретный родитель, тщательно наблюдая за конкретным ребенком, может предполагать и пробовать.

Куда отдавать заниматься ребенка - туда, где ему легко, или туда, где у него пробелы?

Я бы сделала и то, и другое. Только умерить нагрузку. У меня то, что получалось вылилось в специализацию в/о и работу.

Мой конкретный пример - девочка увлекается биологией и на соответствующий кружок ходить бы не отказалась (впрочем, сама инициативы не проявляет).

Зато приличные проблемы с движениями, ритмом, пластикой. Очень даже не мешало бы несколько лет позаниматься танцами, чтобы их уменьшить. Сужу по себе, сама жалею, что в детстве этим не занималась. Но если ее заставить туда ходить, сразу начнутся проблемы, будет выходить плохо, все будут это видеть, кто-то хихикнет, обиды, комплексы. Нужно большое личное желание преодолеть свои проблемы, а налицо желание такое только мамино.

А ребенок сам как-то страдает от недостатка пластики? Для преодоления комплексов можно не только танцами заниматься - или в качестве подготовки к танцам можно поробовать аэробику, шейпинг - там более простые движения, а координация явно улучшится. Есть много разных вариантов - главное, какие-то ритмичные движения. Даже строем маршировать : те, кто проходили строевую подготовку быстрее учатся танцевать и лучше танцуют!-:)).
И потом начните заниматься сами - глядишь, и дочка потянется за вами.

Если копнуть чуть глубже, обнаруживается, что мы имеем дело с инфантильностью ребенка. Что с этим делать? Прекратить опеку и совместные занятия - будет целыми днями лежать читать. Продолжать опекать и направлять - тема инфантильности встанет передо мной позже и не один раз.

Сочетать и то и другое. Не быть цербером, заставляющим ве время заниматься чем-то полезным, но и не давать бездельничать все время.

Рискуя окончательно перегрузить топик, не могу не упомянуть про русского педагога Лесгафта. Один из его коньков - не торопить развитие ребенка искусственно. Как пример, он считал, что младенца нельзя усаживать, нужно, чтобы он лежал тех пор, пока он САМ не захочет сесть. Заблуждался ли он, или тут есть какое-то здравое зерно? Буду благодарна тем, кто не забыл про первые вопросы насчет "до какого возраста".

Вот здесь я бы не путала кино с галошами- если говорить о физическом развитии (и особенно младенцев) - их действительно нельзя сажать, ставить и т.д., потому что ВСЕ системы организма должны ДОРАСТИ до физической нагрузки (особенно кости).

Если говорить об интеллектуальном развитии, тут все очень сложно и просто одновременно. Стимулировать нужно, я считаю. Свою роль вижу в том, чтобы помочь ребенку систематизировать полученные умения и знания, научить его искать информацию, научить думать и работать над собой. Искусственной стимуляция может быть тогда, когда то, чему учится ребенок, слишком для него абстрактно, неприменимо никак и нигде.
28.01.2005 16:52:24, читатель
Елена Д.
До какого возраста вы играете с детьми в ролевые игры?
не играла никогда :) с ребенком, сама играла в куклы класса до 5, правда не в "дочки-матери" :)

До какого возраста собираете вместе пазлы, играете в настольные игры? Кто является инициатором? Бывает ли, что поиграть предлагают родители, а не ребенок, может ли ребенок при этом отказаться?
пока еще играем и в настольные (думаю в некоторые игры можно до старости играть :))
Ребенок, безусловно, может отказаться :)

Но если подойти самой с предоложением занятся одним из этих наборов, то соглашается с большим удовольствием. Нормально ли это, до какого возраста нормально?
считаю нормальным, т.к. дети не любят самостоятельно осваивать неизвестные навыки, игры (кроме компьютерных :))

Если нормально, то как же инициатива и самостоятельность, где их брать и как их воспитывать?
самостоятельность с проведением досуга никак не связана, на мой взгляд

Где разумный компромисс между предоставлением школьнику(подростку) свободы выбора и грамотным влиянием на него родителей, которое идет ему на пользу?
я думаю, что если замечаешь определенные способноси у ребенка, но их реализация стопорится из-за элементарной лени, то можно и подтолкнуть..

Куда отдавать заниматься ребенка - туда, где ему легко, или туда, где у него пробелы?
вообще лучше заниматься тем, чем нравится, вне зависимости тяжело это дается или нет.. Мы своего отдали в бальные танцы, т.к. я видела, что у ребенка не развито чувство ритма и пластика тела (пластика это от папы :)), но у него не получилось получать от этого удовольствие, а потом ушла и любимая партнерша, ну мы и "завязали", если бы я видела, что ему это интересно, несмотря на то, что нелегко, нашли бы и партнершу и все другое, но свое он от танцев получил, конечно, теперь представляет как можно какими частями тела двигать :)

Но если ее заставить туда ходить, сразу начнутся проблемы, будет выходить плохо, все будут это видеть, кто-то хихикнет, обиды, комплексы.
я бы не стала создавать искусственных трудностей для ребенка, одно дело, если бы она "рвалась" на танцы несмотря на проблемы с пластикой, тогда да, тогда, может, овчинка стоит и выделки, а иначе - какой смысл? привить навсегда отвращение к одному только слову "танцы"?

Один из его коньков - не торопить развитие ребенка искусственно.
относительно младенцев полностью согласна, нельзя ребенка усаживать, ставить на ноги и т.д., если он не готов к этому, что касаемо более взрослых детей - не согласна, здесь можно ждать когда оно само разовьется и не долждаться ничего, т.к. очень небольшое количество людей имеет изначально свое предназначение и проявляют его с младенчества, остальным надо помочь самоопределиться.
28.01.2005 11:44:56, Елена Д.
Как самостоятельность связана с проведением досуга и что меня напрягает.
На самом деле слово самостоятельнось здесь подобрано неудачно. Скорее, инициативность или умение принимать решения. В общем, предыстория: несколько лет увлеченно играли с дочкой всем семейством. Ребенку, конечно, нравилось. Но у нее есть определенные психологические проблемы, а у меня определенные представления о том, что игры - это все-таки для детей, и ребенок должен хотя бы иногда просить: "давай поиграем". Иногда вставал вопрос -во что будем играть - "Я не знаю. Во что хотите". Можно, конечно, не играть, раз такое безразличие, но это же наш ребенок, какая нам радость от того, что он будет сидеть молча в своей комнате. А играет с удовольствием. Долгое время не заморачивались и сами выбирали, во что играть, но постепенно начало нарастать напряжение. Потом пошли вообще неприятные торги: "кто будет выбирать, во что поиграем", и в результате игры сошли на нет. Только пазлы вместе собираем, и еще устраиваем всякие занимательные игры на новый год, но это же явно редко. Поэтому я и интересуюсь всерьез этими показателями в годах, интересно, как с этим у других.
28.01.2005 17:25:17, теоретик
Елена Д.
ну вот нашему 8, сейчас он исключительно редко сам предлагает поиграть во что-нибудь, скорее все происходит так: "Виталик, у нас есть время, поиграем во что-нибудь?" если он говорит нет, значит нет, идет своими делами занимается (ведь дети могут играть и одни), если говорит "давайте", обычно я перечисляю то, во что готова с ним поиграть а он выбирает интересное ему, одно время несколько месяцев они вдвоем с папой играли в настольный хоккей, потом мы собирали пазлы, потом играли в "олигарха", потом лото и т.д.. т.е. мы ему регулярно предлагаем сами новые игры, шашки, нарды, карты, домино.. в общем, сейчас получается, что в совместных играх больше заинтересованы мы, ну и что? Это ему не мешает общаться в среде сверстников, не всем дано быть инициатором в играх и вообще быть "ведущим", да и не всем надо, если честно :) Связана ли "несамостоятельность" в выборе досуда с самостоятельностью в других областях не знаю, мне кажется, что не очень :) 31.01.2005 11:22:12, Елена Д.
Спасибо! 31.01.2005 15:31:26, теоретик
ИМХО, "помочь самоопределиться" не равно "подталкивать" ;-). 28.01.2005 15:12:35, Nesmejana
Елена Д.
нет, я считаю, что "подталкивать", это когда мой сын говорит, "не хочу на танцы!" а я ему, "зато смотри какая осанка у тебя стала красивая, да и денег уже столько угрохано :))" (например)
А помочь самоопределиться, это дать возможность попробовать себя в разных ипостасях, часто это могут сделать только родители, т.к. деть, например, не может куда-то ездить один и т.д..
31.01.2005 11:12:48, Елена Д.
1. Про игры: инициатива (Давай поиграем, чаще - поиграю - дочка вмоей помощи никогда не нуждалась) всегда шла от ребенка, играть она умеет в ролевые игры с года сама, професионально (многих детей именно она научила играть), развивающие ( в нашем случае - лего, паззлы, настольные бумажные) - интерес проснулся поздно, когда другие дети уже лавно перестали в это играть. Так, паззлы она научилась собирать только лет с 8-ми (до этого, сколько ни учили, ничего не получалось), ЛЕГО - с 6 (было и раньше, но не цепляло), теперь (4 кл. между прочим) с младшим играет в ДУПЛО - не оторвешь. У нас большая проблема - как ограничить эти игры, потому что мешают учебе.
2. О занятиях. Танцами на разных уровнях занималась до школы, перед самой школой бросилиа (устала, занятия по вечерам, после дня в саду), я пошла у нее на поводу (тоже устала), в результате - обе жалеем. Одновременно с 1-м кл, пошла в муз школу, по своему большому желанию. Но одно дело - расссуждать о том, как ты занимаешься музыкой, а другое дело - каждый день именно заниматься. Тут уж я ей настойчиво предлагаю бросить, тем более музыка ей в жизни мало чем поможет. Дочь тем не менее твердо намерена закончить муз. школу и однажды мне скзала такую фразу "ну заставь ты меня!"
В общем, заставлять надо, только трудно определиться с границами: сколько (если таких занятий много - музыка , язык, спорт и т.д.) и зачем.
28.01.2005 11:40:49, hanhi
1. До преклонного :-). У нас дома и взрослые играют, и выросшие дети. Лучше бы спросить "С какого возраста", а не "ДО какого" :-). Лет с 8-10 обычно детям становится интересно со взрослыми играть.
Дети, естестенно, всегда имеют право отказаться от игры.
"Занятий" у нас вообще нет и не было.
Инициатива и самостоятельность воспитываются не в совместных играх, а в совместной жизни :-). Впрочем, "что наша жизнь? Игра" ;-) (с)
2. Компромисс в нашей семье явно сдвинут в сторону прав ребенка (на самоопределение ;-) ). Взрослые никогда за ребенка не решают, чем ему заниматься и сколько лет. Обид и претензий выросшие дети не высказывали :-).
С Лесгафтом я согласна :-). Торопить не хочу, скорее даже предпочту притормозить (потому что первый ребенок развивался слишком быстро - ничего хорошего в этом я не вижу).
28.01.2005 01:29:53, Nesmejana
Девочку отдайте на фигурное катание в группу здоровья. я за ребятами наблюдаю, что там катаются.. Во-первых, возраст самый разный, очень меня впечатляет девочка лет 14-15, которая кататься не умеет и учится. Уважаю. Смеяться не будут, так как коллектив в этой группе не складывается в силу разновозрастности. Соревновательного момента нет. Еще вариант, по танцам. Я бы искала взрослую группу, если девочка уже подросток. Понятно, чтотам тетки над ней хихикать не будут:) А если мама пойдет с ней вместе в одну группу...
И на биологию запишите ребенка:)
27.01.2005 23:05:37, В6
Где есть в Москве группа здоровья по фиг. катанию? Сын очень хочет. 28.01.2005 20:06:39, Iren М. Kookliina
В ЦСКА точно есть, занятия суббота-воскр. по утрам, в суб. в 9.45 (с нами:), в воскр. не знаю точно, но утром. Есть на Москвиче, но там время кошмарное 7.30 утра, я осенью звонила - узнавала, пн, ср., пт. Придем с тренировки я отпишу точно, принимают детишек или нет, но в прошлом году брали в течении года всех желающих. 29.01.2005 08:52:37, В6
пчела Майя
Это прогресс. В напше время брали определенный год рождения (с 4 лет) и даже для четырехлетних был отбор. А теперь видимо платные группы есть? 29.01.2005 13:29:36, пчела Майя
там все группы платные. мы 1200 платим. 29.01.2005 20:25:32, В6
Я тоже считаю, что возраст - не помеха тому, чтобы начать чем-то заниматься :-). Даже фигурным катанием :-). И если не получится прямо сейчас, то и потом не поздно будет. А девочка, вполне вероятно, позже будет охотнее этим заниматься, чем сейчас - если сама дойдет до мысли, что ей это нужно. 28.01.2005 01:31:28, Nesmejana
Во-во-во, я тоже опасаюсь, что тянуть за уши без желания ребенка в лучшем случае не даст эффекта. Но одновременно у меня нехорошие подозрения, что именно мой ребенок может вообще не захотеть. Все ж дети разные... 28.01.2005 09:02:16, теоретик
ИМХО, если не захочет - значит, судьба такая :-). Если заставлять, желание от этого не появится :-(. 28.01.2005 15:13:54, Nesmejana
Плохая какая-то судьба :( 28.01.2005 16:32:53, теоретик
А что такое "плохая" ;-)? В рамках Вашего представления о "хорошей" ;-)? А других представлений не может быть? Не допускаете, что Ваше мнение - не единственно верное? 28.01.2005 17:06:50, Nesmejana
Я вообще имела в виду под "плохой судьбой" не отсутствие умения танцевать(да бог с ним), а я очень боюсь, что "не захочет" будет слишком во многом. Этакая хроническая пассивность по жизни, боязнь пытаться проявить себя из страха неудачи. В моем представлении это действительно плохо. 29.01.2005 21:01:33, теоретик
С фигурным катание не получится, мы не в Москве :). А насчет танцев - я как раз думала о том же, насчет вместе во взрослую группу. 28.01.2005 00:07:15, теоретик

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!