Раздел: Детское творчество

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Каляки-маляки и другое...

Очередной отрывок :-)
"...-Арсюша трудится: режет пластилин пластмассовой стекой. Режет уроки напролет. Заменила пластилин глиной - результат тот же. ТО лепешки, то котлеты, то пряники. Арсюша оправдывается сам перед собой: мол, у всех что-то понятное, и у него...... Арсюше эта музыка ни к чему. Войдя в класс, он хватает первую попавшуюся стеку и погружается в "резню". К концу урока пол-стола занято щедрой продукцией. Ножницы он не жалует - вещь заковыристая: то режут, то жуют лист, а стека врубается в мякоть пластилина. Раз - отсечено! Или он во что-то играет сам с собой? Что-то же нашептывает себе под нос, тюкая стекой по пластилину ?! На призывы отзывается с жаром. Стоит сказать:"А давайте", он громче других кричит :"Давайте!" Однако использовать свои "нарезки" для общего дела отказывается.
-Пусть лежит,- говорит твердо. - Это мне нужно.
...Арсюшина мама в претензии:
- Все с работами, мой - с пустыми руками. Что же он у вас делает ?
- Режет пластилин.
- Почему же все лепят, а он режет ?
- Не знаю. Может, вы запрешаете ему пользоваться ножницами и ножом ?
Разумеется. Мы и стеки из пластилина выкидываем.
Ясно, Арсюша рвется на лепку вкусить запретного плода. Все оказалось до обидного просто. В завершении беседы Арсюшина мама велела мне убрать из его коробки стеки.
Я не исполнила приказа. Когда-то же ему должно надоесть ! А может, это вовсе и не однообразное занятие ?! Мы не знаем, что постигает ребенок в процессе нудного, как нам кажется, дела. Может, он воображает себя Георгием-победоносцем, разящим змия ?
Сидит за столом, такой неприметный с виду, а на самом деле - герой с копьем.Скорее всего,он так себя и видит. Дома ему не доверяют, считают маленьким.
- Ты, храбрый парень, - похвалила его как-то.
Он победно улыбнулся, движением глаз показывая - да, вот сколько нарубал, ничего себе сила !
- А мог бы ты из всего этого гору сложить, огромную, скалистую? На ней ты стоишь, Илья Муромец, смотришь в даль: нет ли врагов за холмом?
- А где взять Илью Муромца?
- Вырубим! Прямо из целого куска, ножом.
Арсюша соорудил гору.Высоченую. Потом "вырубил" богатыря. Арсюша был изумлен, но и огорчен. Рассыпанные по столу куски пластилина ему были родными, понятными.
К чему бы он пришел сам, если бы я не влезла со своей горой?
Теперь Арсюша все делает наравне с детьми. Но того сияния, что излучали его глаза при "бессмысленной" рубке пластилина, уже нет. Я помешала ему. Процесс постижения мира ребенком должен быть сугубо самостоятельным. Помогать надо, когда просят. Арсюша не просил меня сооружать гору и Илья Мурмца.Арсюша рыл свой ход, прорывал с завидной систематичностью. И тут я преградила ему путь. Гора и богатырь - вещи сами по себе неплохие, да как-то ни к чему, все заслонили собой..."
Елена Макарова. В начале было детство.
12.10.2001 23:03:14,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
:)))
А дети, которым показали, как резать пластилин стеками, ломают стеки...:)
Формочки для вырезания из пластилина фигурок, после того, как я показала, для чего они, валяются под столом...:)
13.10.2001 20:26:10, Элла Прокофьева
Маша Говтвань
Ой, Элла, я тоже показала, но дочка ими НЕ ВЫРЕЗАЕТ, а играет совершенно по-своему - как мягкими игрушками:-))
Но вообще-то я тоже сторонник того, что детскому творчеству главное - НЕ МЕШАТЬ! Потому что показывая КАК НАДО, мы попросту убиваем это творческое начало. Пусть это будут не четкие домики-солнышки, а каляки-что- называется-маляки, но ребенок-то вполне может объяснить, ЧТО ИМЕННО он изобразил. На мой взгляд, это гораздо ценнее...
15.10.2001 12:55:29, Маша Говтвань
:) 15.10.2001 13:16:40, Элла Прокофьева
Не всегда... Мне кажется, вы черезчур категоричны в ваших призывах не демонстрирвоать детям как именно нужно что-то делать (изображать, резать и т.п.) Есть вещи, которые детям нужно показывать.
Учить их правильно плользоваться какими-то предметами. Есть дети, которым нужно до всего дойти самим, их интересует сам процесс познания. А есть дети, которым хочется скорее действовать. И им нужно быстро показать, как работает "эта штука", чтобы они могли скорее приступить к конкретному делу.
15.10.2001 12:34:12, Katya
Что, правда это так и выглядит? :) То есть, дети подходят ко мне и просят: "Элла, покажи, как этим пользоваться!", а я отвечаю: "Ни за фто!":))) ?
Понимаете, Katya, если я и категорична:), то я - категорично:) за спонтанное обучение детей до 6-ти лет...
15.10.2001 12:40:48, Элла Прокофьева
Элла, а что значит спонтанное ОБУЧЕНИЕ?:-)
И как Вы относитесь к теории Выготского о ЗБР?
15.10.2001 14:48:45, Нaта
Спонтанное обучение - это когда, лет до 6-ти, взрослые не проявляют излишней заинтересованности в том, чтобы ребенок научился именно тому, чему они хотят его научить, а с большой заботой и вниманием наблюдают за его спонтанным, "жизненным" развитием и оказываются рядом в нужную минуту, когда ребенку требуется помощь, или просто обеспечивая его нужными материалами для творчества.
Кстати, очень легко ориентироваться в познавательном продвижении ребенка, отмечая для себя, какой объем необходимой ему от взрослого помощи, ребенку требуется.
Чем младше ребенок, тем более целесообразно его поведение в отношении взаимодействия с взрослым - он подзывает взрослого именно тогда, когда самостоятельно он справиться не может, а не потому что боится, что у него не получится или что он делает неправильно - это издержки оценочного обучения.
Чем более взрослым становится такой ребенок, тем осознаннее он относится к необходимой ему помощи взрослых.
Если же за недостаточное усердие в учебе (в детском саду, дома) ребенка ограничивают в проявлениях родительской любви (у слабых, зависимых малышей возникает чувство вины, у сильных - агрессия против учебы вообще), то способность к осознанному, самостоятельному обучению отодвигается далеко-далеко, вплоть до окончания института и приступления к собственной практике, когда актуальные требования реальной жизни опять открывают в человеке тот бессознательный источник, из которого питается здоровое стремление к росту и развитию, и который в детстве так беспощадно перекрыли.
В современной культуре, где люди стараются подчинить себе природу, они так же эксплуатируют и подчиняют своих детей - для удовлетворения собственных амбиций или от невежества...
Что касается ЗБР, то я отношусь к ее открытию с радостью, но без фанатизма - ее ведь открыли для себя взрослые, а дети и так в курсе, к чему они стремятся:)
Значение ЗБР намного важнее для дефектологии, чем для дошкольной педагогики, где она предстала в виде календарных и годовых планов эксплуатации и подчинения мышления ребенка...
Еще хуже, когда истинная ЗБР ребенка находится за тридевять земель от той зоны, куда собирается его направить взрослый...


15.10.2001 15:57:58, Элла Прокофьева
Про ЗБР - это Вы серьезно?! И про 6 лет - ТОЖЕ?!!!
Выготский как раз и говорил о том, что ОБУЧЕНИЕ ИДЕТ ВПЕРЕДИ РАЗВИТИЯ. И, чем раньше взрослый может обнаружить зону актуального развития ребенка, тем интенсивнее ребенок развивается. Разве нет?:-)
16.10.2001 01:17:54, Нaта
Видите, что значит буквально перенести методологические принципы дефектологии на обучение и развитие обычных детей.
Обучение идет впереди развития и тянет за собой развитие "аномальных" детей, детей, с различными задержками в развитии...
17.10.2001 14:30:26, Элла Прокофьева
Может, если кто-то рисует каляки-маляки, ему это зачем-то нужно ?
P.S. Там еще кой-какие выводы есть :-)
13.10.2001 20:54:18, Бада
Нина
Элла,а это лучше да?!
Потому как Иван мой предпочитает всякие формочки,машинку для мороженного,для пластилина.Руками реже делает.
Я понимаю,что для пальчиков полезнее мять пластилин и лепить.Но ему нравится раскатывать,резать и вырезать формочками,или в формочки закладывать,для создания объёмных фигурок!:-)
13.10.2001 20:45:04, Нина
Я не совсем поняла, что Вы имели в виду под "это лучше" :) 15.10.2001 10:17:53, Элла Прокофьева
Нина
Да,вопрос то глупый вырвался!:-)
Просто у меня как раз и есть спонтанное воспитание:-)И не знаю хорошо это или нет порой:-)
А что такое ЗБР?
15.10.2001 16:48:51, Нина
Почему глупый? Я уже собиралась на него отвечать, но потом решила, вдруг Вы не то имели в виду, что я подумала:) Вот такие мы - спонтанные;)))
Я думаю, это хорошо:)
ЗБР - зона ближайшего развития. Открыл Лев Семенович Выготский. Это открытие имело большое значение для развития дефектологии во всем мире.
15.10.2001 17:57:24, Элла Прокофьева
Нина
Спасибо!
Глупый-потому что хотела спросить,лучше,когда с формочками,или когда сами:-).Но тут ведь дело индивидуальное,не так ли?!:-)
15.10.2001 20:21:53, Нина
Представьте, Нина, приходим мы с к ним с этими формочками - теми, что были мечтой для нас - и так происходит с кучей преподавателей, которые считают себя продвинутыми - они берут "современный материал" для обучения "современных детей" и считают, что если мы будем учить их на таком материале (первая половина прошлого века - Монтессори), они гениями станут. Но для настоящих современных детей - это тот же Неандертальский период, что и для того времени, когда мы были детьми.
Понимаете? Педагогика все время опаздывает...
15.10.2001 20:50:57, Элла Прокофьева
Нина
Элла,а вам иногда не кажется,что уж очень мы спешим иногда научить детей всему и сразу?!
Даже иногда не дожидаясь готовности ребёнка?!:-)
15.10.2001 22:03:25, Нина
:) 17.10.2001 14:32:08, Элла Прокофьева
Да, вот таких бы педагогов побольше, которые хоть и совершают ошибку, но понимают это, и, может, учатся на них (на ошибках)...

А вообще - как понять, где надо "как все", а где оставить человека в покое, пусть идёт своей дорОгой?
13.10.2001 16:50:03, Клавка
Баба Нюра
И мы режем увлечённо. Период был такой: изрезала два мотка ниток, пару журналов, упаковку цветной бумаги настругала як капусту. Меня старшее поколение чуть не съело: "Ребёнок такой маленький, а с ножницами в руках! Кошмар!!!!"
А уж пластилин как приятно резать :). А смешать, смять и, разрезав, посмотреть узор на срезе... :))).
13.10.2001 14:21:23, Баба Нюра
моя вот любит пластилин резать, хотя ножницы (ее личные) и нож я под контролем даю, что нож теперь без контроля давать? а рядом я сидела и лепила ей всякие фигурки, но моя мадамка девушка самолстоятельная, она все равно режет .
впрочем, дочка на мои воздействия вообще не поддается.
13.10.2001 00:40:29, Шин
:-)) С контролем, с контролем :-) Молода девица - красавица :-) 13.10.2001 10:30:55, Бада
Нина
Здорово:-)
Творчество-вещь непостижимая!
И чего мы иногда к ним лезем,чего добиться хотим?!:-)
Я только со вторым поняла,что не надо!:-)
12.10.2001 23:16:51, Нина
Поделитесь! Поделитесь! А то когда ещё второй-то будет! :) 13.10.2001 16:51:12, Клавка
Нина
Да,делится то нечем:-)
Просто со старшей много занималась,много учила.Ещё и из воспитательской практики брала чего то.А теперь мне кажется через -чур!
Просто насколько зажата была в своих проявлениях дочка,настолько свободен сын.С дочкой заметила в своё время,сейчас гораздо лучше,свободнее.
Так что....Мне эта конфа,кстати,и Элла,в частности на многое глаза открыли:-)
13.10.2001 20:15:45, Нина
Нина
P.S.Повесила свежую фотку. 13.10.2001 20:56:00, Нина


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!