Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Грустные размышления...

Учительница задает восьмилетнему мальчику вопрос: "Митя! Если красный треугольник больше желтого, но меньше зеленого, какой треугольник самый большой?"
- Зеленый, - мгновенно отвечает Митя.
- А если красный треугольник меньше желтого, но больше зеленого, какой треугольник самый маленький?
- Зеленый, - мгновенно отвечает Митя.
- Хорошо. А теперь объясни, как ты рассуждал.
- А я никак не рассуждал, Ольга Владимировна, я сразу знал ответ.
- Садись, двойка. Не думала, что ты способен подсматривать ответы.
- Нет, я не подсматривал. Я просто знаю, что, если задача представлена в такой форме, как первая, то самое большое, то, что названо последним.
А во второй задаче то, что названо последним, самое маленькое.
- И ты не представлял себе треугольники? Не рассуждал?
- А зачем, Ольга Владимировна, ведь это трата времени, за это время я еще десять таких задач решу.
- Но я хочу, чтобы ты порассуждал.
- Я буду рассуждать, когда Вы мне дадите задачу, более сложную. А такие задачки я решал еще в 6 лет.
- Ну, если эта задача такая легкая для тебя, объясни, хотя бы, классу, не мне, как же ты все-таки рассуждал?
- Зяк больше бяки, но меньше буки. Кто самый большой? - серьезно спрашивает мальчик.
- Ну, это уже просто издевательство. Родителей в школу, срочно!
- Я поняла! Самый большой бука! - с радостным криком подскочила самая тихая девочка из класса...
Конечно, я это сочинила, но так ли далек мой рассказ от истины?
27.06.2001 11:41:13,

15 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А мне кажется, тут все дело в репрезентативных системах.
Если ребенок визуал, то он визуализирует треугольники один за другим и смотрит, какой больше (меньше). Эта операция занимает у него секунды а то и доли секунд.
Меньше повезло аудиалам, к коим и отностися мальчик из примера. Аудиалу приходится воспринимать все это дело на слух. Соответственно, он выслушивает задачу, выясняет, что надо определить самый большой треугольник и начинает рассуждать. Из красного и желтого больше красный. Значит, выберем красный. Из красного и зеленого меньше красный. Значит зеленый больше. Выбираем зеленый. Зеленый самый большой".
Естественно, стратегия громоздкая, поэтому он рационализирует стратегию решения. Аудиалу легче всех заметить вербальные закономерности в речи учительницы.
Не легче, чем аудиалам, приходится кинестетикам. Кинестетику лучше всего нарисовать все это на бумажке и уколоть меньший треугольник значком.
29.06.2001 02:58:02, Artemis
Это прямо про Глеба моего. Самое печальное, когда у ребенка не хватает уверенности в себе, чтобы оценивать себя, не реагируя на мнение такого учителя. 28.06.2001 02:28:40, Сонечка
Нат
Элла, а как Вы думаете, возможен ли компромисс между педагогами начальной школы и активной креативностью ребенка, его оригинальным мышлением ? В идеале, да. Но на практике , обычно преподпватели начальной школы придерживаются отработанных методик и не хотят с ними расставаться. С одной стороны это оправдано. Ведь им надо приучить ребенка (помими прочего) к стандартам, к нормам и законам. Так как это можно сочетать с креативностью ?
А история правдивая.
27.06.2001 15:13:20, Нат
Конечно, правдивая. Я не такая талантливая, чтобы выдумывать подобные истории:)
Я пыталась пойти на компромисс. Практически все школьные годы я старалась и волков накормить, и овец сохранить:) Постарела на десять лет:)
А когда школа закончилась, было одно-единственное желание - устроить дикий туземный танец вокруг костра под названием "Прощай, школа!":)
Компромисс с учителями-женщинами возможен, если ребенок хорошо владеет логико-грамматической стороной речи, а это больше под силу девочкам.
С учителями-мужчинами проще. Они не так зациклены на словесности.
Мышление креативного ребенка позже начинает опираться на речь, но и развивается до более высоких стадий, например, дивергентное мышление...
27.06.2001 18:13:57, Элла Прокофьева
Нат
Ок. 28.06.2001 10:35:39, Нат
Совсем не далек :)
Но как наворочено! :)
Я тут напишу то, что подумалось мне в первый момент, можно? Скорее всего к психолог-аналитик из меня никакой :)

1. девочка - мальчик. действительно я заметила, что очень часто один ребенок может что-то объяснить другому гораздо проще и быстрее, чем это сделает профессионалный(офицально-профессиональный уитель). И пусть это объяснение не будет математически-верным, но для многих детей такое объяснение - это единственный шанс понять задачу :(

2. мальчик. Странно, что 5 не получил. Не потому, почему Вы подумали а потому, что как правило, такие люди довольно успешны в жизни. Он очень здорово анализирует ситуацию и использует этот анализ для "экономичного расходования энергии". Я не вполне верю, что встретив более умную учительницу он смог бы ответить на слегка измененную формулировку вопроса. А так, что же тут думать? Но свою учительницу он "изучил" здорово!
И все-таки он боец!

3. Учительница :( ну что тут сказать! Это и есть реальность :(
27.06.2001 13:59:37, ЛаМа
Да Вы здОрово все объяснили:) Ведь все эти выдуманные истории;) из реальной жизни, просто не хочется никого обижать.
Один подросток рассказывал мне, что всегда получал 4 за предмет, который знал лучше учительницы: он решал задачи самым экономным способом, а она могла понять только развернутые объяснения (Информатика). Пришлось менять учительницу на учителя:)
27.06.2001 14:44:10, Элла Прокофьева
Элла!как обяснить решение похожих на вашу задачек( девочке 10 лет)? 27.06.2001 12:54:56, Марина
Что отвлекает ребенка? Что мешает ему?
Наташа старше Маши, но младше Гали. Кто самый старший? Ребенок начинает представлять себе Наташу и Машу, хотя на их месте могут быть хоть трактор и самолет, хоть любой набор звуков.
Когда я занималась с детьми этими задачками ради развлечения, я никогда не вставляла между ключевыми словами реально существующих предметов.
Это были дрыки, мики, дуки, пляки и т.п.
Тогда ребенок начинает прежде всего опираться на больше-меньше, старше-младше, толще-тоньше и т.п.
Пляк толще плика, но тоньше плюка. Кто самый толстый? Когда я говорю: "Пляк толще плика", ребенок уже представляет себе более толстого, чем плик, пляка, а когда добавляю "но тоньше плюка", ребенок понимает, что плюк-то самый толстый и есть. Сначала можно делать зарисовки.
Ребенок начинает САМОСТОЯТЕЛЬНО выделять ключевые слова.
Затем САМОСТОЯТЕЛЬНО выводит закономерность: если а БОЛЬШЕ б, но МЕНЬШЕ в, то самое большое - это в.
Если а МЕНЬШЕ б, но БОЛЬШЕ в, то самое маленькое - это в.
Таких закономерностей можно вывести множество.
Таким образом, помочь ребенку в ускорении переработки поступающего на его мозг словесного мусора, отделяя существенное от несущественного, можно, давая побольше подобных задачек с реально не существующими персонажами, то есть такими, которых ребенок может представить себе, как ему вздумается. Тогда его не собьет впоследствии с толку желтый треугольник или Наташа.
Чего хочет учительница (в рассказе я немножко:) опиралась на собственный опыт общения с подобной учительницей)?
Она хочет, чтобы ребенок объяснил то, что для него стало очевидным. А в таком возрасте ребенок может объяснить только то, что осталось для него не вполне ясным (парадокс:)), но он запомнил ход рассуждений учительницы. Этим и отличается вербально-логическое мышление, которому учат(?!) в школе, от абстрактно-логического, к которому ребенок приходит сам.
Представьте, лето, дача, мама колдует над обедом на импровизированной летней кухне, а неподалеку, сидя где-нибудь у корыта с водой, ребенок самозабвенно переливает воду из ковшика в дуршлаг в течение часа, а то и двух, затем берет сито и замечает, что на нем остаются мелкие соринки, а с дуршлагом такого не было, затем идет в песочницу и просеивает песок через дуршлаг и сито, в дуршлаге остаются только большие камешки, а в сите и мелкие. Затем он берет ковшик и насыпает туда песок, смотрит, песок остается в нем вместе с камешками. Идет огромная самостоятельная исследовательская работа, вот-вот откроется Великий Закон Просеивания Мелкого и Застревания Крупного:) Потом ребенок говорит: "Ага".
А в это время мама химичит в своей лаборатории по превращению одних веществ в другие.
Затем они возвращаются в город, мама собирается напечь пирожков, по случаю радостной встречи с папой, и выясняется, что, пока их не было, в муке завелись жучки. Ах и Ох, причитает она (ведь она мудрая, просто не все поняли, что она наблюдала за открытием Великого Закона, но не вмешивалась раньше времени), что же делать? Ребенок говорит: "Ага" и среди дуршлагов, шумовок и ковшиков находит сито. Жучки отделены от муки, пирожки будут. Спасибо, говорит мама, ты меня выручил:)
А другая мама живет по соседству на даче. Она очень любит порядок, чистоту, чтобы никакой пыли, грязи и песка. Ей очень неприятно видеть, как соседский мальчик часами предоставлен самому себе, копаясь в куче песка и камней и переливая из пустого в порожнее, а его мама в это время занята чем-то своим.
Эта соседская мама не тратит времени на готовку и не владеет Тайной превращения одних веществ в другие:)
Ее мальчик играет в чистые игрушки, ест готовую, неизвестно откуда взявшуюся пищу, и ни на шаг не отпускается мамой, которая каждую минуту посвящает его развитию.
По возвращении в город она планирует отдать его в развивающий центр для занятий логикой.
Приходят они в центр, тетя раскладывает перед мальчиком карточки: "сито" и "ковшик" и просит разложить карточки "мука с жучками", "жучки" так, чтобы в сите и в ковшике остались только жучки. Мальчик смотрит на тетю с удивлением. Потом тетя ему объясняет, что через сито мука просеется, а жучки останутся. Он запоминает и в следующий раз раскладывает карточки правильно. Но сколько таких объяснений ему придется запомнить, прежде чем он сможет самостоятельно мыслить? И захочет ли мыслить самостоятельно?
Поэтому, чтобы Ваша девочка научилась выводить закономерности, мыслить самостоятельно, переносить по аналогии способ решения одной задачи на другую, максимально сворачивая, превращая в готовую схему ход своих рассуждений, чтобы каждый раз не рассуждать заново, необходимо дать ей возможность так же самостоятельно и действовать...
А разворачивать, объяснять ход своих рассуждений классу смешно и бессмысленно. Ведь они только запомнят, но сами не ДЕЙСТВОВАЛИ так, как она. А значит, это никак не поможет развитию их собственного мышления.
Поэтому мальчик из моего рассказа начал объяснение не с хода рассуждений, а с того, с чего начинал сам - с начала собственных опытов по решению таких задач.
И дети, которые привыкли слушать объяснения учителя, прежде чем действовать и мыслить самостоятельно, не смогли решить его задачку. Тогда как тихоня (плохо понимающая чужие рассуждения) нашла ответ сама.
27.06.2001 14:36:48, Элла Прокофьева
уфф!буду перевариваь. Огромное спасибо Элла. 27.06.2001 18:28:22, Марина
Спасибо за вопрос! Мне было приятно на него отвечать:) 27.06.2001 18:31:05, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Не далек:)). Но я "от противного" :) вдруг вспомнила, в какой ступор меня повергло утверждение об идентичности (смысловом равенстве) знака деления ":" и дробной черты. Ну, то есть равенство 1:2=1/2 очевидно по определению, а вот 4:5=4/5 было непонятно абсолютно. И никакому взрослому невозможно было объяснить, чего тут непонятного. Слов таких нету :))).

Вот в Вашем рассказе учительница и хочет, чтоб ребёнок уже понявший (увидевший, осознавший, почувствовавший, поверивший...?), что "2:3=2/3", объяснил, ПОЧЕМУ это так. Да ни по чему! Вы думаете та девочка сможет что-то объяснить? :)))

27.06.2001 12:27:50, Баба Нюра
Баб Нюр! Это вещь СОВСЕМ не очевидная, понять ее трудно и объяснить не просто. Все соглашаются так считать, не утруждая себя размышлениями! ИМХО 28.06.2001 02:30:46, Сонечка
Баба Нюра
Да я помню и знаю об этом :)). Странно, что многие этого не помнят. Я помню, как сложно учиться читать. Не в смысле складывать буквы в слова, а в смысле дочитать предложение до конца и не забыть его начала ;). Как неочевидны многие математические штучки. И как сложно объяснить словами, чего ты там и как поняла. Последний раз такое было классе в десятом. Изучали мы основы теорвера, и в какой-то момент до меня (так же как с дробной чертой) ДОШЛО, почему всё так. И я помню, каких трудов мне стоило даже просто попытаться объяснить одноклассникам (вместо вконец растерявшейся учительницы :) ), как оно там устроено. Эйфория пополам с бессилием... 28.06.2001 11:44:08, Баба Нюра
Конечно, нет! Поэтому я верю в их отлично развитое мышление:) 27.06.2001 17:46:45, Элла Прокофьева

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!