Раздел:

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Элле и всем

А как вам такой анализ?
АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ "КУРОЧКА РЯБА" В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Вигдорчик Марина Евгеньевна



Ключевые слова : сказка, родительский объект, травма, "Курочка Ряба", родительский сценарий.

Обычный подход в анализе русских сказок связывается с личностью ребенка, то есть лицом, которому сказка предназначена. Привычно понимается, что ее содержание сознательное и бессознательное трансактно связано с травмами развития ребенка. Выбор любимой сказки - это выбор некого стимула, который будоражит травму и ее же успокаивает. Количество переживаемых чувств от травмы у ребенка по всей видимости пропорционально частоте обращения к сказке, отвечающей этой травме. Но обращение ребенка не всегда являются самопроизвольными, зависящими от него, так как сказка обычно рассказывается взрослым человеком, одним из родителей. Поэтому она является также обращением родителя к своему ребенку. В теории объектных отношений эти обращения рассматриваются как то, что создает условия прохождения этапов развития или тормозит это прохождение. Таким образом, возможно, содержание сказки есть не что иное, как отражение отношений "родительского объекта" к "субъекту", то есть в ней должен неким образом отразиться чувственно-переживаемый опыт восприятия родителем своего ребенка, а также бессознательно передаваться паттерны семейного и родового поведения.Данная гипотеза может быть проверена на анализе русской народной сказки "Курочка Ряба", с использованием материалов устного народного творчества, работы Костомарова Н.И "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа", а также подходов используемых в теории объектных отношений. Основной принцип используемый в анализе сказки - это соответствие сказочных символов культуральному опыту того народа, которому она принадлежит. То есть, символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.Многие русские сказки начинаются со слов "жили-были дед и баба". Интерпретация этой фразы зависит от тех слов, которые идут следующими и являются объясняющими. Это можно увидеть на примере сказки "Снегурочка",в которой после начальной фразы идут слова о том, что "у них не было детей". Тогда становиться понятной первая фраза как нарушение детородной функции в семье, где муж и жена уже достаточно зрелые люди, а указание "дед" только усиливает переживания по поводу отсутствия детей. Этот же подход нам может объяснить и начало "Курочки Рябы". Но здесь уже появляется сама курочка, которую необходимо интерпретировать по ее символическому значению для русского народа. У Костомарова есть описание обряда разрывания жареной курицы над брачным царским ложем, как пожелание молодоженам множества детей. Таким образом функции "Курочки Рябы" и "Аиста" сходны, при этом рябая курица воспринимается как отличающаяся, красивая, следовательно и этими же функциями должен быть наделен ребенок ею приносимый. Тогда становится понятным, что золотое яйцо снесенное курицей - это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. Такую значимость несомненно имеет первый ребенок - первенец, особенно если он долгожданный. Его "золотое" происхождение подтверждает отношение матери к первенцу через ее слова : "драгоценный ты мой, бесценный ты мой, золотой".Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют - воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции. В том, что на следующего ребенка не будет возложено столько надежд, сколько на первого, а следовательно и отдано ему любви, "бития".Сказка рассказывается ребенку в период, когда анальная проблематика у него имеет самый высший пик своего развития. Отношения к родительским объектам амбивалентно, но и родители в свою очередь также амбивалентно реагируют на анальную стадию развития ребенка. Они сказкой выражают свою разочарованность в нем, проявляют свое недовольство им и передают опыт своих травм отрыва от детей, как последний отрыв от собственных родителей. Следовательно, сказка рассказываемая ребенку, это травма родителей ими переживаемая и передаваемая как семейный сценарий поведения.



02.12.2000 13:02:16, Шин

7 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Странно, что глубокий символизм в начале данной интерпретации почему-то переходит в поверхностно-бытовое объяснение образа Мыши. Мышь - это древнейший символ "близорукой" мудрости (мышь не видит дальше своего носа, но все, что находится рядом, рассматривает очень внимательно), а человек, ассоциирующийся с этим символом, появляется в жизни ребенка значительно раньше, чем жена-сноха: это мудрый учитель, который увидел в ребенке то, чего не замечали родители, пытаясь "разбить", сломать "золотого ребенка" несвоевременными методами "открывания" "яйца". С моей точки зрения, сценарий этой сказки несет ДЛЯ РЕБЕНКА не "дальнозоркое" (родительское) программирование будущего семейного сценария, а "близорукое" (мышиное) внимание к сегодняшнему дню развития малыша. То есть, ребенок, слушающий такую сказку, бессознательно настраивается не "разбиваться" от родительских методов воспитания, а ждать мудрого учителя, который "откроет" ребенка в подходящее для учебы время.
А родители, любящие читать эту сказку ДЛЯ СЕБЯ, а не ДЛЯ РЕБЕНКА, "дальнозорко" успокаивают себя тем, что после "золотого" родится простой ребенок, более податливый.

03.12.2000 10:58:02, Элла Прокофьева
Меня вот что смущает: анализ ведется адаптированной сказки. 03.12.2000 19:39:42, Шин
Шин! Я, конечно, не специалист по происхождению сказок, но тот хулиганский:) вариант "Курочки Рябы", который поверг нас в шок:) летом, с чисто психологической точки зрения, просто не может быть основным (не так наши далекие предки сказки сказывали). Это или детский, или революционно-агитационный фольклор, образца конца ХIХ - начала ХХ века:)
Убегаю на работу, до вечера!:)
04.12.2000 08:50:02, Элла Прокофьева
Шин! Забыла поблагодарить за очень интересную информацию:) Спасибо! Вы у нас - добытчик всего неординарного, что есть в психологии, мне это очень интересно:) Известно ведь, что как зациклился психолог на своей теории, и все, тушите свет:) А я очень интересуюсь альтернативными теориями, но плохо пока ориентируюсь в Интернете:))) Еще раз спасибо! 03.12.2000 15:55:18, Элла Прокофьева
Забавно! А я-то всю жизнь мучалась вопросом: "Зачем бить золотое яичко?" А курица - действительно, в русской культуре часто была символом плодородия (курник, например, - традиционно свадебный пирог). Но чтобы так интерпретировать сказку... Фрейд (и Пропп вместе с ним)"отдыхают"! 02.12.2000 17:22:22, Инес
Шин! Ну нельзя же так! :) Выходной сегодня, дочке время уделить надо (мне надо :) ). А тут такое. Оторваться невозможно :).
Это забавно. Чем шире общая эрудированность, тем больше несуществующих связей можно заметить и тем больше выводов "из ничего" можно сделать. По-моему ;).
02.12.2000 13:38:41, Баба Нюра
:))))))))))))).
Если бы не было так длинно, напоминало бы юмореску из капустника.
02.12.2000 13:24:16, Катя












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

16.12.2017 22:01:39

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!