Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О Люшере, цветотерапии и черной краске

Просто невероятным усилием воли заставляю себя писать на эту тему. И дело здесь не только в том, что тема достаточно обширна и до конца не исследована, но и в том, что по большому счету это может вызвать негативное отношение к цветотерапии, Люшеру, да и вообще ко всем психологам без исключения, т.к. знание и понимание не одно и тоже.
Сначала байка о Люшере.
Говорят когда Люшеру показали карточки, которыми у нас пользуются при применении его теста, он тут же засобирался приехать к сюда и разобраться. Дело в том, что настоящие карточки Люшера существенно отличаются от тех, которые используются у нас повсеместно.
Если кого-то тестировали с помощью карточек, похожих на кусочек цветной бумаги, то результат вашего предпочтения никак не связан с тем, что было бы при тестировании настоящими карточками Люшера. Они у Люшера другие. Я видела их один раз и на меня они оказывали АКТИВНОЕ действие. Один цвет манит, втягивает, другой будто удаляется, вызывая целый спектр ощущений.
Т.е. цвет воздействует на Вас и Вы начинаете ВЗАИМОдействовать с ним.
Главным достоинством теста Люшера является то, что он позволяет выявить дорефлексивные (несознательные), довербализуемые (непроизносимые, не выраженные в словесной форме) переживания и отношения. Так что приятного Всем тестирования.
Предпочтение же определенного цвета это с одной стороны социо-культурное, а сдругой - физиологическое явление.
Кроме того можно рассматривать соотношение внешнего и внутреннего в цветопредпочтении. Если давать обстоятельный анализ, можно углубиться в такие дебри из которых будет трудно выбраться и я не уверена, что и там найдем ответ. Не правда ли?
Очень коротко.
Традиция упорядочивания объектов и событий окружающего мира в их символической окраске восходит к глубоко архаическому мышлению.
В сознании человека наряду с мощными понятийными основаниями классификации и категоризации имеют место и слабые взаимодействия плана выражения и плана содержания.
Остро нуждающееся в упорядочивании и осмыслении мира, но еще не вооруженное понятийными формами мышление ребенка (как и архаического человека) улавливает и закрепляет эти слабые взаимодействия в цвето-символических классификациях.
Объединяя объекты, имеющие для ребенка (субъекта) сходный эмоциональный тон, он упорядочивает их, строя простые обобщения и выделяя некие закономерности, позволяющие ориентироваться в этом мире.
Механизмами соответствия цвета и эмоционального состояния, являются механизмы синестезии - ощущение одной модальности (5 органов чувств) оценивается и описывается в категориях другой сенсорной системы. Например: бархатный голос, кислая физиономия, скука зеленая.
С помощью этих механизмов синестезии на основе восприятия одной модальности (зрение) происходит воссоздание, реконструкция целостного интермодального образа.
По всей вероятности именно эти принципы и используется в цветотерапии волшебными красками.
Однако символизм цвета - это процесс, разворачивающийся во времени и пространстве.
В пространстве - т.к. окружающая действительность не бесцветна, а заполнена цветом. Эскимосы различают гораздо больше оттенков белого, чем мы. Во времени - т.к. происходит сравнение и обобщение предметов одной цветовой гаммы.
Обыкновенно основанием для обобщения является не качество цвета, а неизменный, всегда присутствующий объект - синий как небо, белый как снег. И только потом начинаются выделяться оттенки.
Если мы возьмем за пример не черную краску, а черный цвет, то основание для сравнения и обобщения ребенка необходимо искать в истоках, в том, что он видел ранее как неизменное.
Изначально это была материнская утроба. Если же ребенок ассоциирует черную краску с комьями земли, то давайте разбираться с символикой самой Земли.
Однако здесь очень трудно не уловить параллель: материнская утроба - земля. А там и смерть и рождение. Нигде не было сказано, что там пустота! Там непроявленность, там потенциал, ждущий своего часа.
Есть ли там полнота жизни? Нет! Полнота жизни в проявленном актуальном бытии, в радуге. В черном все скрыто. Это защита, это уход, регресс. Но это такой регресс, который ждет своего часа, чтобы проявить себя во всей полноте. Поэтому черный - скрытый потенциал. Земля скрывает семя, когда нет условий для роста.
Одно дело, если дети используют черную краску на занятиях. Здесь техника. Но совершенно иначе дела обстоят, когда ребенок самостоятельно выбирает черную краску. Ищите мотив!!! Ищите скрытый смысл. Ищите условия!
Можно написать еще целый трактат по физиологии, о том как стали нестись куры, когда на них воздействовали красным цветом (! не светом).
Я не стану этого делать, только напомню про орган зрения - глаз, который регистрирует цвет. Дорогие мамочки первое что необходимо сделать, если Ваш ребенок рисует только черным - обратитесь к окулисту, проверьте зрение...
04.11.2000 19:40:24,

4 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо за разъяснения. По крайней мере, это уже по существу и без ненормативной лексики.
Однако в исходном вопросе содержалась информация о том, что ребенок рисует фломастерами - разноцветными, а краской - черной.
Как объяснить это?
04.11.2000 23:47:37, Svetlana
:-) Вы , только не обижайтесь.Но, некоторые части Вашего сообщения , заставляют меня вспоминать анекдот о папе и ребенке -"Папа, а с кем это ты сейчас разговаривал?"
Не все же имеют психологическое образоваеие , а некоторые термины, все же тяжеловаты для восприятия. :-)))
04.11.2000 21:55:42, Баба Лена
Я "старалась", как могла. Значит буду и дальше "усердствовать" над стилистикой. Поэтому сюда и зашла.
Но непонятно могло быть только в середине, а не в начале и не в конце. Разве не так?
И если есть в том потребность, то укажите, что именно непонятно.
05.11.2000 00:09:24, Nataliana
:-) Я же так и говорю-некоторые места. 05.11.2000 11:40:33, Баба Лена


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!