Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Маленький манипулятор

Сыну почти 6 лет. Не знаю как себя вести с ним. Лучше расскажу одну из стандартных ситуаций, чтобы было понятно.

Типичная ситуация:
Я напоминаю сыну с утра что ему нужно сделать домашнее задание. Он говорит потом, вот поиграю и т.д. Я пару раз мягко напоминаю и оставляю его в покое (целый день впереди). Через пару часов я иду с ним в магазин. Он просит купить конфету. Говорю: "хорошо, но ты обещаешь что сразу как придем домой ты будешь делать задание". Он тут же обещает. Приходим домой, я говорю: "иди делай". Он садится, но не делает. Я ему: "я сделала то что ты просил, а ты обещал, значит должен выполнить". Он говорит: "Тогда помоги мне/купи еще то-то/и т.д...., а то делать не буду". Твердо отвечаю что не буду, еще раз обьясняя ему про его обещание. За последующий 1 час сидит и тупо смотрит в тетрадь и ищет чтобы еще у меня выпросить взамен и почему бы не делать задание и постоянно видвигает новые условия мне. Я игнорирую. В итоге я срываюсь и начинаю повышать голос. Он тут же говорит: "Будешь кричать, вообще не буду делать". :) В конечном итоге (через 1 час) он все же делает очень быстро задание, как только я срываясь говорю ему что в наказание выставлю его за дверь и делаю попытку его пару раз туда выставить. (это единственное что действует).

Такое, конечно, бывает не каждый день, но все-таки часто и касается что уборки игрушек, что переодевания одежды и других просьб. Воспитываю его одна (что тоже осложняет ситуацию). К сожалению чего-то вместо "выставлю за дверь" когда ничего больше не помогает я не могу придумать. Нет любимых игрушек, которую могу забрать в наказание. Он просто переключится на другую. Скажу не смотри ТВ, он не будет, пойдет с гордо поднятой головой делать что то другое или же сделает какую то пакость назло. Пыталась пару раз закрывать в комнате/туалете, в итоге он и там нашел себе занятие и "не жаловался". Сказать сделай сперва задание, а потом мама тебе это и это купит не работает вообще. Он не будет делать. При этом мы много раз на день обнимаемся, целуемся и т.д.
Надо срочно менять мне что-то в своем поведении и подходе, но я не знаю что.
Готова к любым советам.
02.03.2011 22:57:49,

122 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Dnnn
по-моему Вы "первая начали" ) "я тебе куплю, а ты сделай". "сделай, а то не куплю, не дам..."
вот он и привык, что можно и нужно поторговаться и вообще что эти задания нужны Вам )
04.03.2011 11:51:04, Dnnn
Елена Д.
в 6 лет я делала задания вместе с ребенком, моему банально скучно одному было заниматься этой хренотенью.. и вообще я стараюсь не бодаться с ребенком из-за ерунды.. 04.03.2011 10:20:07, Елена Д.
самое главное - перестать ПРОСИТЬ!! в этом вся манипуляция и есть. на просьбу можно отказать. А "сделай уроки" - это не просьба, это приказ, распоряжение, указание, все, что угодно, но только не просьба. И произноситься приказ должен соответствующим тоном и из соответствующей роли.
Почему-то считаетсЯ, что приказ - это нечто оскорбительное и унизительное. Вовсе нет. Спокойно распорядитесь: сейчас ты делаешь то-то и то-то. Не "мягко попросила", а "четко велела". ТОгда у детеныша не будет когнитивного диссонанса %-)) в тоне - просьба, по сути - приказ, а фактически - сплошное издевательство.
Короче. Вы его провоцируете на торговлю и манипуляцию. Какие, нафиг, конфеты в обмен на уроки??
03.03.2011 23:05:29, Кошка на раскаленной крыше
здорово написали. 04.03.2011 23:58:32, ЮлияФ
любопытная Анна
А мы в теме ниже выяснили, что если не уверен в исполнении - приказ лучше не отдавать, говорить в форме просьбы. 04.03.2011 08:29:11, любопытная Анна
да там в теме ниже вообще много интересного выяснили ;-)))
например, что это игра такая у мамы с мальчиком: "если слон залезет на кита - кто кого поборет?" ;-)
если бы с таким запросом пришли ко мне на прием, я, наверное, потратила бы час на подробное выяснение всех терминов и обсуждение мифов.
04.03.2011 12:29:03, Кошка на раскаленной крыше
любопытная Анна
Про термины и мифы я тоже люблю выяснить.
Но это не проясняет вопро, как обеспечить выполнение приказа и войти в роль, если нужно. Я пришла к выводу, что каждому свое - можешь настоять на своем в директивном порядке - действуй, не можешь - ищешь другие пути. "Войти в роль" - для меня абстракция, инопланетный язык. А советы, данные сторонниками "обходных путей" - более реальны.
04.03.2011 14:44:29, любопытная Анна
ой, ссылку-то забыла прицепить: 05.03.2011 13:49:53, Кошка на раскаленной крыше
Birke
Супер-статья, спасибо. С огромным интересом и вниманием прочитала. Но вот затык в том, что я живу на расстоянии 2500 км от тех, перед кем "надо "задрать подбородок и выпрямиться" :((
Поэтому и не знаю,как правильно выходить из ситуации, кроме как банально повесить трубку.
05.03.2011 14:11:07, Birke
И вешайте! сейчас вы даете человеку послание "на меня можно орать, если хочется". Обломайте ему (ей, я подозреваю) кайф. Нефига самоутверждаться за чужой счет.
я еще говорю в таких ситуациях что-то вроде "Извини, я не могу разговаривать в таком тоне". И вешаю трубку.
Кстати, по телефону тоже можно выпрямляться :-)
05.03.2011 16:11:41, Кошка на раскаленной крыше
ну, если вам ОЧЕНЬ интересно ;-) то это делается телом. там ниже по ссылке я подробно описываю, в чем различие между позициями "Родитель-Взрослый-Ребенок" на телесном уровне в ситуации "просить-отказывать". Принцип тот же. Не "Мягким просительным тоном, заглядывая в глаза и ласково прикасаясь к плечу", а "расправив плечи,голова ровно, макушкой тянемся вверх, голос ровный и спокойный".
У нас в культуре вообще сильно спутаны роли. Ругаемся из Родительской роли (а надо - из детской), и любовь показываем оттуда же, деловые решения принимает Ребенок (эмоции, а не рацио, "выбирай сердцем"),Взрослый практически исключен из процесса.
Паралич РОДИТЕЛЬСКОЙ власти. Родители стесняются и боятся установить границы и правила, доводят ситуацию до конфликта, эмоционально сердятся и огорчаются....Ох, так много всего.
05.03.2011 09:11:48, Кошка на раскаленной крыше
Birke
Скажите, а как реагировать правильно, если взрослые люди на взрослого же человека ругаются из Детской роли ? Проще говоря, орут , притом, в форме непрерывного монолога - потоком ругательств ?

Как надо отвечать ? Я так понимаю, не из Детской роли (т.е. не оправдываться). А как надо себя вести ?

Очень надо :(
05.03.2011 12:57:48, Birke
Гэллор
уйти или дать в морду,в зависимости от степени назойливости ора 05.03.2011 19:02:13, Гэллор
если взрослые люди на вас орут, надо выходить и ПЛОТНО закрывать за собой дверь. И стараться больше не общаться. Потому что роли тут не при чем, это просто хамство, насилие или психопатия. Все вышеперечисленное практически не лечится.
Ребенок внутри нас отвечает за эмоции. А ор с оскорблениями - это как раз из Родительской позиции, у Родителя есть оценка, критика, мораль и все способы сказать "ты плохой". И обращается он как раз к вашему Ребенку, который привычно пугается и горюет.
Единственное, что вы можете сделать (насколько я понимаю) - это начать из СВОЕЙ Родительской позиции защищать СВОЕГО внутреннего Ребенка. ВОт как если бы чужая тетка в трамвая начала орать на вашего детеныша, вы бы уж наверняка нашли, что ей ответить. Вот и отвечайте. кроме вас у вашего Дитя других родителей нет :-)
05.03.2011 13:48:36, Кошка на раскаленной крыше
Ой-ой, а я не согласна.
Я считаю, что разумное решение возможно только в ситуации взрослый - взрослый, и стремиться нужно именно к этому.
Возможно, в первые мгновения и нужно рявкнуть, чтобы прервать процесс неконтролируемых нотаций с той стороны, но дальше - я бы переводила в режим нормальных взрослых договоренностей. То есть - типа "ПРЕКРАТИ на меня орать!" (очень громко и ОЧЕНЬ твердо).
А дальше уже твердо, но спокойно - "Я взрослый человек и никому не позволяю так со мной разговаривать. Перезвони мне, когда будешь готов(а) обсуждать вопрос спокойно".
И - трубку бы положила.
И дальше - пока разговор идет в конструктивном ключе - он продолжается, если снова истерика или наезд - извини, в таком тоне я не разговариваю."
Ну, вот как-то так примерно. Обычно хватает одного-двух раз, и либо перестают доставать вообще, либо тон меняется.
А иначе - если мой внутренний Родитель начинает защищать моего внутреннего Ребенка - это куча обид со всех сторон и банальная базарная свара получается. Как-то не люблю я до этого доводить - потом вообще выбраться из этого невозможно...
05.03.2011 18:11:49, Svetlana:)
Birke
Спасибо и Вам за мнение.
Прямо не знаю как действовать :(. Надо бы мне с психологом поговорить, а местным я не доверяю...вот и собираю информацию по крохам.
05.03.2011 19:07:38, Birke
Пишите в личку :) 05.03.2011 20:43:51, Svetlana:)
Birke
Спасибо,напишу, если совсем край будет. 05.03.2011 22:09:30, Birke
Ну, до края лучше не доводить...
В любом случае - после праздников, сейчас на 3 дня уезжаю...
06.03.2011 01:45:21, Svetlana:)
Birke
Спасибо! А если по телефону орут ?
Я не голословно спрашиваю - у меня сейчас очень непростая ситуация.
05.03.2011 14:03:47, Birke
любопытная Анна
Ясно. Да я вроде и не просительным голосом говорю, ну осанка у меня в принципе не очень. Все равно права качают - или обходные пути, или скандал. 05.03.2011 11:03:39, любопытная Анна
если дети права качают - могу только посочувствовать и это, сил вам :-) держать границы и крепить оборону. Сама уже 20 лет почти этим развлекаюсь %-) 05.03.2011 13:42:56, Кошка на раскаленной крыше
любопытная Анна
Спасибо :) 05.03.2011 23:24:49, любопытная Анна
А сразу за дверь почему не выставить? Раз уж Вы всё равно практикуете запугивания, то и нечего давать ему поводов Вас шантажировать.
-За уроки садись!
-Попозже...
-Пошел вон за дверь, бездельник!
и никакого шантажа)
Помнится, как-то подруга попросила забрать её сына из детского сада к нам домой, они с мужем задерживались. Когда отец пришел вечером за мальчиком, он стал орать, что не пойдет и швыряться надеваемыми ему отцом ботинками. Отец спокойно попрощался с нами, взял в одну руку одёжки с ботинками, в другую орущего отпрыска и закинул и то и другое на заднее сиденье машины. Всё это не повышая голоса и не вступая с ребенком ни в какие переговоры. Я тогда была под впечатлением, признаться. Кстати, подруга ведет себя с сыном так же, как Вы - обещает различные блага и бесконечно объясняет, почему он должен что-то делать или не делать. Мне ближе позиция папы.
03.03.2011 16:32:14, BlondinkO
Хочется нормального общения, а не диктаторства и сплошных наказаний для ребенка. 03.03.2011 17:35:14, ne vazhno
разделите два этих обстоятельства. Про уроки-уборку-дела - да, диктат, такова наша чижооолая родительская доля. А вот потом и поваляться, и пообниматься, и конфету дать можно... :-) 03.03.2011 23:06:57, Кошка на раскаленной крыше
Шантаж - не нормальное общение. 03.03.2011 19:00:58, BlondinkO
Гэллор
ему еще рано самому делать домашку. делайте вместе. и интересней,и эффективней будет. через пару лет постепенно начинайте отцепляться 03.03.2011 12:43:17, Гэллор
УникаЛьнаЯ
Вообще откуда у Вас вот это "я тебе куплю, а ты мне за это..."? Имхо, изначально товарно-обменные отношения неудачный вариант. Вам сложно купить конфету? Не покупайте. Несложно? Купите - просто потому, что ребенок попросил. Тогда, возможно, и ребенок будет что-то делать, потому что Вы попросили, а не "в обмен на что-то" или "при условии, что". Вы же ему показываете пример манипуляции первая - так чего ж хотите?...
На самом деле, ребенку всего шесть. И совершенно нормально, что у него есть миллион занятий, более интересных, чем домашняя работа, и что он сам еще не в состоянии сосредоточиться и выполнить ее васю (даже спрашивать не хочу, откуда и зачем у шестилетки домашняя работа...). Чем мариновать ребенка над тетрадью, не проще ли сразу ему помочь с домашкой, хотя бы своим присутствием рядом, разговором и ободрениями?
03.03.2011 10:11:17, УникаЛьнаЯ
Задание какое? Школьное? Или подготовка к школе? В любом случае в таком возрасте домашние задания делаются вместе с родителем, родитель сидит рядом и создает для ребенка приятную атмосферу, подбадривает его, помогает ,поддерживает ,создает позитивное отношение к заданиям.
Ситуация "садись делать" (а ребенок раз - и сел) это удел чуть более позднего периода, когда у ребенка уже сформировалось позитивное отношение к учебе. Только с Вашими методами не факт, что оно сформируется:(.
03.03.2011 00:11:06, ЮлияФ
<Только с Вашими методами не факт, что оно сформируется:(.>

Ну так и подскажите какие методы должны быть. Если бы методы были эффективны или по крайней мере мне самой нравились, я бы здесь вопрос не задавала.

Задание школьное. Там работы на 10 минут. Но дело не в задании. Я же говорю, что вместо задания я могу попросить его убрать игрушки или переодется и в ответ будет тоже самоё "а если я уберу, то ты сделаешь это и то и вот это тоже?"
03.03.2011 00:35:27, ne vazhno
А какое школьное задание бывает в неполные 6 лет? Он с 5 лет в школу пошел, что ли? 03.03.2011 14:29:13, white-dove
Мы живем не в России. Дело не в задании. Это просто как пример был. 03.03.2011 16:46:31, ne vazhno
Елена Д.
а зачем Вам, чтобы он убирал игрушки,в этом есть какой-то смысл? ну вот, у нас была комната на троих, поэтому мой ребенок с рождения практически знал, поиграл одной игрушкой - убери, достань другую, все! у него рефлекс и слова "убери игрушки" не вызывают негатива вообще, как и раздеться.. пока был мелкий помогала раздеваться, одеваться.. у нас вообще конфликты бывают только в дни его или моих гормональных бурь, если я вовремя не соображу, что происходит.. я исхожу из принципа, что ребенок такой же человек имеет право на свои желания, если я считаю нужным чтобы он делал то-то и то-то, я должна доходчиво объяснить зачем ему (а не мне) это надо или как-то простимулировать (сначала делаем неприятную работу, потом занимаемся приятной).. 04.03.2011 10:30:36, Елена Д.
любопытная Анна
Может заграницей где-нибудь? 03.03.2011 14:51:55, любопытная Анна
О, Вы первая решились задать этот вопрос:) 03.03.2011 14:43:28, ЮлияФ
Самый основной метод - это прислушиваться к состоянию ребенка и трезво оценивать уровень его готовности к тому или иному действию. Если ему сейчас почти шесть, то значит в школу он пошел хорошо так до шести. В этом возрасте дети еще хотят играть и только играть, а произвольная деятельность - выполнить задание, пусть даже оно и на 10 минут и по сути сущая фигня - для них сложна. Нам кажется, что ерунда, но для них самое сложное заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется. В то же самое время дети того же возраста могут делать чудеса в плане и учебы и работы по дому, если они это сами захотят. Т.е. им сложно сделать это именно через надо. У меня дочка в 4 года брала книжки с развивающими заданиями и могла по часу сидеть и что-то там черкать, потому что она играла в то, что она учится. А в два года она однажды сказала, что перемоет всю посуду после праздника и таки сделала это. (Правда, после того 4 года к посуде не прикасалась). Также много мелких детей, которые и подметают, и готовят, но все это на энтузиазме, при поддержке взрослого, а не через силу.
В вашем случае нужно эти 10 минут провести рядом с сыном не отходя от него, и поддерживая и похваливая. его после написания каждого слова и примера. Причем даже если написал не очень - все равно найдите что-то, за что можно и похвалить. Я вот дочке даю задание переписывать тексты, она делает его сама (ну так, ей уже 7,5 и она тоже в первом классе!) а потом я даю словесную оценку. Всегда ищу за что похвалить, даже если сама ужасаюсь внешнему виду результата и количеству ошибок. Скажем, в один день грязно, но мало ошибок, в другой есть ошибки, но более аккуратно.
Вообще люди недооценивают важность умения "своевременно подать". Скажем, если ребенка начать через силу учить читать в пять, а мозг его созреет к этому действию в шесть, то у него на несколько лет останется ненависть к этому действию (хорошо если не на всю жизнь), в том время как если бы начали в шесть и на ура освоили навык, то это было бы его любимым действием.
Я это проверила на своем ребенке. До пяти я ее вообще в принципе не заставляла убирать в комнате, как впрочем и вообще ничего никогда не заставляла. С пяти до шести мягко-мягко приучала к уборке, обычно она это делала в форме игры (машина развозит кукол по домам). И вот в семь она вдруг, как всю жизнь этим занималась, полностью производит уборку на книжной полке - вытерла пыль, рассортировала, расставила. Ага, и с самостоятельным мытьем и вытиранием попы то же самое. Старшую в шесть заставляли это делать через крики и истерику, младшую я не трогала вообще, и вот в семь она просто сказала мне, что теперь будет делать это все сама, и делает. Не всегда все можно решить таким образом. Если у ребенка есть врожденные проблемы, то ждать пока он сам собой заговорит, если это алалия, или пойдет, если у него не дай бог ДЦП или более мелкие проблемы и ему нужен массаж и лфк естественно глупо. Однако здоровый ребенок обычно сама чувствует темп своего развития, (и стремится развиваться!) и если пытаться понять этот темп и не враждовать с ним, а сотрудничать, то будет всем только лучше.
Прошу прощения, что длинно.
03.03.2011 10:29:21, ЮлияФ
Мы живем не в России. Здесь школа начинается значительно раньше, но задания, конечно, ерундовые (нарисовать, раскрасить, написать несколько букв, и т.д.).

Спасибо. Поняла ваши мысли насчет учебы. Буду сидеть с ним и хвалить и подбадривать.

А что посоветуете делать когда он не хочет есть обед (пока не пообещаю что дам мороженое или даже 2 порции). Что делать когда не хочет раздеваться перед сном просто так (продолжать раздевать самой?). Что делать когда не хочет убирать свои игрушки? С уборкой игрушками я на самом деле всегда ему помогаю и всегда говорю: "Мама тебе поможет, я здесь начну убирать, а ты там". Но в итоге я свое убираю, а он часто как сидел на стульчике так и сидит и просто ждет когда я начну убирать уже и оставшиеся 2-3 игрушки.
03.03.2011 17:12:18, ne vazhno
1) голодных детей не бывает. Не ест - значит, не голоден. Встал, вышел. я бы тоже не стала обед есть, если бы знала, что все равно мороженку дадут.
2) вы от него много ждете, в 6 лет неполных дети редко-редко убираются-одеваются уроки делают самостоятельно, и обычно это девочки.
Игрушек оставьте две штуки в доступе - и можно вообще не убираться.
похоже, делает он вас на своем поле %-)))проблемы у вас, а должны быть - у него.
03.03.2011 23:10:08, Кошка на раскаленной крыше
Гэллор
не хочет - не надо. что-то вы много от него хотите? надо,чтоб он сам хотел 03.03.2011 21:02:26, Гэллор
А зачем заставлять и уговаривать есть обед?
Есть надо потому, что голоден, а не потому, что пришло время обеда и\или мама приказала.
Ни разу в жизни не заставляла детей есть.
03.03.2011 19:20:34, маугленок
Он голоден, но хочет мороженое, а не суп. 03.03.2011 19:48:43, ne vazhno
На этот счет вообще есть разные мнения.
Как-то мы были у специалиста по аюрведе - Настоящий индиец и т.п.
Один из его советов был - давать сладкое и фрукты (в умеренном количестве, конечно) ПЕРЕД едой, минут за 20.
Как-то он это убедительно аргументировал, к сожалению, не помню уже.
С моим вечно "неголодным" мальчиком очень хорошо срабатывает, я до сих пор пользуюсь.
Хоть как-то удается накормить, а то совсем беда.
05.03.2011 18:21:56, Svetlana:)
Значит, недостаточно голоден. 04.03.2011 09:04:09, маугленок
Елена Д.
э, мой вообще тогда лет до 14 не был голодным, но это не значит, что его не нужно было кормить :) другое дело, что я старалась все-таки согласовывать с ним то, что он будет есть и уж если сказал, что буду "это", то ел то, что дали, без вариантов.. кстати, супы как не ел никогда, так и не ест :) 04.03.2011 10:35:08, Елена Д.
любопытная Анна
Согласна. Но если хочет только мороженное и печенье - это скорее не голоден. 05.03.2011 13:00:16, любопытная Анна
Елена Д.
скорее да.. либо резко не хватает углеводов.. я своему иногда разрешаю питаться "только печеньем" как ни странно, более, чем на пару дней его не хватает :) 09.03.2011 09:31:59, Елена Д.
Не хочет есть - пусть не ест, не хочет раздеваться - пусть спит одетым, игрушки убирать - пустая трата времени. Я серьезно. У ВАС слишком много проблем) 03.03.2011 19:03:57, BlondinkO
У нас тут популярны передачи др-ра Комаровского, мы всей семьей их смотрим, с дочкой. Так дочка сама из его передачи запомнила фразу: "не хочешь есть -катись отсюда":))) Какое нафик мороженое? Кстати, ест дочка очень плохо, но никогда не заставляем и мороженым не шантажируем. Вернее, так: хочешь мороженое (конфетку) сьешь хоть пару ложек (учитываю ее плохой аппетит -ей действительно сложно всю тарелку съесть). Вернее, так говорю: "нужно съесть пару ложек супика, чтобы пузик нагреть -а то если в пустой живот положить конфетку, он заболит потом". Договариваемся про пару ложек, а там аппетит приходит во время еды, хоть чуть-чуть, но поест.
Про раздевание вечером -а почему бы не раздеть, собственно? Ребенок устать может к вечеру.
Уборка игрушек -активнее привлекайте, активнее. Не " я здесь, а ты там", а на одном участке вместе. Потому что ребенку сложно самостоятельно контролировать свой участок работы. Поручения давайте: "давай вот эти игрушки на полку поставим, эти в ящик сложим, а теперь возьмем тряпку и пыль протрем". Это должна быть именно ваша совместная деятельность, без акцента на том, что "ты ДОЛЖЕН убирать свои игрушки".
03.03.2011 17:55:43, white-dove
Ну если из моего опыта, то я пытаюсь заранее просчитать ход последующих событий - есть шансы, что уберет, или нет? Голодный или нет? И затеваю педагогическое мероприятие только если надеюсь на успех. Если вижу, что ребенок не голодный, то зачем его заставлять есть, дали чаю и отправили нагуливать аппетит. А вот если он голодный отказывается есть, чтобы вытребовать мороженое, то это уже капризы и они должны решительно пресекаться. И однозначно без мороженого. Другой вопрос, что можно использовать поощрения. Если раньше капризничал с каким-то блюдом, а вот сегодня решился, взял и съел - то это уже достойно поощрения мороженым.
Если Вы знаете, что ребенок обычно не убирает (из предыдущего опыта), то постарайтесь не создавать еще одну очередную ситуацию своего педагогического поражения. Лучше тихенько уберите игрушки сами, и подумайте над тем, как в следующий раз включить его в процесс уборки. Не делите территорию, а убирайте ВМЕСТЕ, реально вместе, ну, утрированно берите кубик вдвоем:). Идеально сейчас делать это в форме игры, чтобы не вызвать негатива.
Вообще я вижу в Вас действие стереотипа, такой встречается в обществе - ребенок должен, ребенку пора, ребенка нужно приучить а то так и будет неприученным. Лучше постарасться в этом плане расслабиться и включить здоровый пофигизм, а освободившуюся энергию направить на какие-то совместные действия, которые принесут вам обоим радость, куда-то сходить погулять, открыть для себя новые интересные места в городе, сделать совместную поделку, можно даже что-то креативно-дурашливое (ну типа рисовать носами на ватмане).
Вообще это тема целой книги, а не одного сообщения, не могу вместить все мысли в короткий текст:)
03.03.2011 17:39:09, ЮлияФ
<нужно приучить а то так и будет неприученным>

Вот с этим мне тяжело играть и включать пофигизм. Проблема в том, что такой вот пофигизм иногда не во что хорошее так и не перерастает. У меня есть еще старший ребенок. Она зубы утром не чистит, пока 10 раз не напомню. Почему? Потому что я не приучила вовремя и точно был пофигизм и думала подрастеть, тогда. :( Вечером да - душ, зубы и все остальное - это как закон и все сама сама. Утром ни в какую.
03.03.2011 18:01:19, ne vazhno
Потому что чистить зубы по утрам - ваша зона ответственности. Не напомнили - зубы чистить не надо. Вы не даете ей почувствовать ответственности хоть за что-то, всё контролируете. Я не вижу ничего страшного в не почищенных утром зубах, если вечером она чистит сама. 03.03.2011 19:08:53, BlondinkO
любопытная Анна
А если не напомнили, почему вдруг становится надо чистить зубы, если ей и с нечищенными хорошо? 05.03.2011 13:35:32, любопытная Анна
Когда то была моя зона ответственности и вечером душ/зубы. Но со временем дочка так привыкла и просто воспринимает как должное и не знает что можно не помыться на ночь или лечь в одежде или утром надеть грязное белье. Ей такое даже в голову не придет. А вот насчет зубов утром такого контроля у меня не было...а сейчас уже поздно ее контролировать. Так что я вижу страшное в непочищенных утром зубах. Есть вещи, которые ИМХО нужно делать. Да, спать в одежде в моем доме нельзя. Чистить зубы и умываться утром надо. Если на все забить, так можно таким образом вообще ребенка оствлять одного на весь день и пусть как хочет так и живет и сам себя воспитывает...авось выживет и что-то да вырастет. 03.03.2011 19:56:59, ne vazhno
Ну тогда у Вас всё нормально - дети под контролем, сыты, с почищенными зубами и убранными игрушками. Не важно, какой ценой. И еще одно: они не всегда будут детьми и лечь спать в одежде - не самое страшное, поверьте) 04.03.2011 00:15:05, BlondinkO
Спасибо. Попробую следовать вашим советам. 03.03.2011 17:44:24, ne vazhno
Birke
Ну вот за то, что обед сьел мороженое обещать - это прямой путь к ожирению и прочим "радостям" психологического характера :((

Не хочет есть - значит, не голодный. Пусть пропустит обед. зато за ужином будет не ковырять, а уплетать.

Что-то подсказывает мне, что Вы в Америке. Там как раз школы с 4-х лет начинаются. Если я правильно угадала - посмотрите, там очень много тучных людей. Которым обещали в детстве мороженное, если они хорошо покушают обедик, НЕ БУДУЧИ при этом голодными :((
03.03.2011 17:32:38, Birke
Я не автор, но в Америке.
Школы тут с 4-х лет не начинаются. с 5-ти. И то это что-то вроде подготовительного класса, где дети больше играют.И,во-многих штатах,это на 2.5 часа в день.
А про тучность-это ваша версия? или прочитали какую-нибудь статью?
04.03.2011 09:20:06, Я.
Birke
Нет, не моя. Статей на эту тему много. Поищите поиском темы предпосылки к ожирению или культуры питания. 04.03.2011 09:46:45, Birke
Кроме того, ребенка лишают наслаждения едой. Еда превращается в неприятную процедуру, за которую сулят награду. И да, приучают есть, не будучи голодным. 03.03.2011 19:13:18, BlondinkO
Ожирения я боюсь меньше всего на свете. Комплекция не та совсем и не в кого совершенно. 03.03.2011 17:39:04, ne vazhno
Бывает ожирение внутренних органов у совсем тощих людей. 03.03.2011 19:15:46, BlondinkO
Birke
Да всё равно - порочно это. Изначально порочный метод Вы избрали :"Ты...это, а я тебе за это - вот это".
Вы ничего ему не должны за выполнение элементарных правил. Вы должны (обязаны) его финансово обеспечивать, обучать, лечить, воспитывать и т.д.
Проще говоря, Вы обязаны предложить ребёнку обед. Но не обязаны платить (а Вы ему таки платите !) за сьеденный обед.

Если мальчик умный-разумный - так возьмите и зачитайте ему Конституцию. И Ваши обязанности как матери. Так и скажите :"По закону я обязана...и зачитайте.

А в конце спросите :"Там где-то было написано про то, что за убранные игрушки/сьеденный обед/выполненные задания я обязана давать тебе конфеты, мороженое и пр. и пр. ?"
03.03.2011 17:44:13, Birke
Согласна абсолютно.
Про уборку игрушек -мою пятилетку тоже бесполезно заставлять убирать самостоятельно. Просто потому что она ребенок увлекающийся и весь в своих играх:) Банально -подняла с пола игрушку, чтобы на полку ее поставить, и тут же начала с этой игрушкой разыгрывать длинный сказочный сюжет, забыв обо всем на свете- какая тут уборка?:))) Поэтому мы и убираем играючи. Например, играем в "игрушечный магазичик" -давай все игрушки красиво расставим на витрину нашего магазина. Или тоже "давай кукол отведем по домам". Или, как продолжение нашей игры в школу -а сейчас у нас урок труда, то есть уборки:), кто лучший ученик в нашем классе?:))) А рутинную работу (типа протереть пыль -подмести и т.д), я "как бы" делаю сама, ненавязчиво подключая дочку: "Олечка, пойди тряпку намочи, Олечка, протри стол, пока я подметаю". Или еще вариант : включить веселую музыку, радостно объявить: " а теперь у нас уборка" и начать убирать самой -дочка тут же подтягивается:)
03.03.2011 14:44:26, white-dove
В тот самый день, когда дочка убрала на книжкой полке, ее за это расхвалили, так она потом убрала еще на двух моих(!) полках, повытирала везде пыль, очень этим гордилась и радовалась. При этом она даже не глянула в сторону кучи игрушек в своем углу:) 03.03.2011 15:26:27, ЮлияФ
любопытная Анна
<В этом возрасте дети еще хотят играть и только играть, а произвольная деятельность - выполнить задание, пусть даже оно и на 10 минут и по сути сущая фигня - для них сложна. >
А как же дети занимаются на занятиях в д/c? Там занятия по 30 минут, кажется. И задания им дают - склеить, раскрасить, нарисовать.
03.03.2011 10:40:16, любопытная Анна
Ну так там 30 минут педагог непрерывно уделяет внимание детям! Если автор топика будет эти десять минут сидеть с ребенком, то ,проблем не будет, ей же важно, чтобы он эти десять минут сидел сам. На занятии педагог же не говорит детям "клейте" а сама книжку читает?
У меня дочка, 7 лет ,ходит на сольфеджио. Занятие раз в неделю 1,5 часа. Все полтора часа дети (все такого же возраста) работают в напряженном темпе без перерыва, материал сложный. Работают "как звери". потому что педагог умеет их "завести" своей энергией и энтузиазмом.
03.03.2011 10:56:37, ЮлияФ
Birke
Гы :) . Есть дети, которые красят и склеивают. А есть, которые бегают по комнате, разбрасывая бумажки :)
Или есть, как моя дочь - каля-маля за полминуты :"Я всё уже нарисовала!"
:))

Вот такого, как "Я нарисую, а Вы, Марь Иванна, мне за это что?" - я не встречала.
03.03.2011 10:43:41, Birke
любопытная Анна
Не знаю, я в саду регулярно видела стопку работ, вполне приличных, которая регулярно же обновлялась :) Не думаю, что один-два усидчивых ребенка вкалывали за всю группу :) Возможно, конечно, что это достигалось лраконовскими методами российской образовательной системы... 03.03.2011 10:48:16, любопытная Анна
Гэллор
им воспитатели помогают в ключевые моменты 03.03.2011 13:01:59, Гэллор
Birke
...или детей умели заинтересовать :)). Без "а я тебе за это конфетко дам" 03.03.2011 10:51:21, Birke
Какие методы? Да банально -хоть в школу поиграть:) Мы когда с дочкой уроки вместе делаем, так она меня по имени-отчеству называет, типа я учительница:))) Какие-нибудь игрушки можем подключить (для создания видимости класса), ну а самого ребенка постоянно нахваливаем как первого в классе ученика:) На "ура" задания делаются в такой обстановке. Ну маленькие еще дети в 5-6 лет, им еще играть и играть хочется, выполнять команду "иди делай уроки" им сложно. Это Вам кажется, что работы на 10 минут, плевое дело. . А ребенку надо от игры или какого-то интересного дела оторваться, сесть, сконцентрироваться -не так это просто в дошкольном возрасте, особенно если задания неинтересные, рутинные.
Ну с уборкой игрушек примерно так же. Тоже вместе убираем, и тоже в форме игры.
03.03.2011 10:08:31, white-dove
Спасибо, попробую. 03.03.2011 17:03:20, ne vazhno
Дикая хозяйка
Прямо с утра безо всяких условий, напоминаний и прочих танцев с бубнами сажать за домашние задания в директивном порядке. Демократия здесь неуместна. 02.03.2011 23:24:22, Дикая хозяйка
А как заставить его именно сидеть и делать задание, если он тупо смотрит в тетрадь и выдвигает свои условия каждые 5 минут? Обьяснения (как взрослому) для чего детям нужно делать задания не слушает вообще. 02.03.2011 23:40:35, ne vazhno
Вы должны дать ему определенное время на задание. поставить перед ним часы, чтобы он мог сам определить, когда время истечет. не сделал - все, задание убирается.
но вообще, еще согласна и с Гэллор. он еще маленький. первый год приходиться часто сидеть рядом, подбадривать. постепенно привыкнет, будет сам стремиться быстрее сделать, но это когда станет постарше.
03.03.2011 16:50:00, pumuckl.
Часы ставила. Также ставила и песочные часы и пыталась сделать в виде игры, что пока песочек высыпается нужно быстро успеть сделать вот это. Интересно было первый раз и первые 3-5 минут. Потом опять условия. 03.03.2011 17:41:16, ne vazhno
Дикая хозяйка
Пусть сидит. Пока не сделает не разрешать делать НИЧЕГО другого, на провокации и "условия" просто не реагировать. 03.03.2011 08:48:32, Дикая хозяйка
Мне кажется, что это не всегда эффективно. Я сама (в 7 лет) при таких условиях могла сидеть за столом и ничего не делать по 4 часа совершенно спокойно. 03.03.2011 15:05:52, Пароль забыла
Можно попробовать сбить шаблон.
ну, например, раньше него озвучить его же привычные действия.
1. Утром спрашиваете - Любопытно, сколько условий ты сегодня выдвинешь, прежде чем быстренько сделаешь домашнее задание?
И потом считаете :) Или - сколько времени ты будешь упрямиться, и за сколько потом сделаешь уроки? И засекаете время.
2. Если 1 не сработает - Напоминаете про про домашку - и сразу говорите, так сейчас ты мне скажешь, что сначала поиграешь, потом, что - то-то, потом, что ...
Давай-ка сразу "огласи весь список", и будем оба его придерживаться.

Но это - один вопрос, сбить неприятную привычку.
А вообще-то, видимо, нужно пока садиться рядом и помогать. Пока не войдет в привычку - сесть и быстро все сделать.
03.03.2011 01:34:24, Svetlana:)
Birke
+1, я тоже так действую. "Надо приступать к уборке. Можешь начинать ВЫТЬ прямо сейчас."
(сын ненавидит уборку :)
03.03.2011 09:49:51, Birke
Спасибо.

Хорошо, могу садиться рядом и помогать. А потом это не войдет в привычку, что я должна рядом сидеть все время? А как быть с уборкой игрушек? С надеванием одежды и раздеванием перед сном? Тоже все помогать? Раньше помогала, теперь ему пять с половиной. Он естественно знает что нужно раздеться перед сном, но вот ему лень делать просто так. Он хочет по возможности что-то у меня выпросить за это, а хочется чтобы делал без этой торговли постоянной и условий. Было даже так, что я говорю: "Если быстро разденешься и почистишь зубы, я успею почитать тебе сказку". Он все равно раздевается оооочень медленно и зубы чищу я, но при этом он потом хнычет что я якобы обещала почитать и не читаю.
03.03.2011 05:36:02, ne vazhno
Елена Д.
Вы сравниваете его с дочкой, а мальчики взрослеют позже, да и в 5,5 лет можно помогать ребенку раздеться, если не физически, так морально, это так трудно? могу сказать на примере своего, помогала до тех пор, пока не видела, что действие стало на уровне рефлекса и не вызывает какого-либо неприятия, тогда он сам легко отказывался от помощи, про зубы и душ напоминаю до сих пор, ему почти 15 лет :) но! он уже лет 5 не спрашивает зачем ему это нужно, уже прогресс :)) 04.03.2011 10:42:18, Елена Д.
у меня ребенок примерно такого же возраста. одевается, раздевается сам быстро, НО, если не устал. ни о каких школьных заданиях речи вообще нет. только когда сам хочет, делает задания из подготовки. по-моему Вы слишком много от него требуете, он еще маленький. 03.03.2011 16:55:38, pumuckl.
>А потом это не войдет в привычку, что я должна рядом сидеть все время?
Я наблюдала одну семью, где мама в седьмом классе вынужденно уселась с сыном делать уроки и сидела года два, когда выяснилось, что мальчик из интеллегентной обеспеченной семьи по учебе ниже плинтуса. То-то она комплексовала.
Все должно быть в свое время, лучше посидеть в неполных шесть (!!!!) чем потом тратить деньги не репетиторов и психологов и свои нервы естественно тоже.
03.03.2011 10:39:27, ЮлияФ
Ему не УЖЕ, а ВСЕГО 5 с половиной. И да, в таком возрасте нормально делать уроки и убирать комнату вместе с мамой. Не войдет ли в привычку? Ну когда он родился, Вы его пеленали и кормили грудью, и это не вошло у него в привычку :)
А что он просит помочь с раздеванием - это может быть просто просьбой о внимании, о ласке. У меня складывается впчатление (возможно, неверное), что с этим у вас туго... Пробовали просто обнимать его почаще? Играть, валяться на диване в обнимку? Целовать и говорить нежные слова? И не "за то, что...", а просто потому, что он есть?
03.03.2011 10:30:01, маугленок
Дело не в задании и даже не в уборке, а в манипуляциях. Когда даю ему суп, он тут же хочет чтобы я пообещала что дам ему мороженое после супа и еще печенье и еще это и это. А иначе будет сидеть над супом и есть не будет.

Ласки, любви, обниманий и самых нежных слов на ушко ему точно хватает.
03.03.2011 17:02:17, ne vazhno
Елена Д.
так это Вы его приучили, что за каждое его телодвижение - вы что-то будете делать в ответ, кто же тут виноват то? отучайте.. 04.03.2011 10:43:20, Елена Д.
Ну так не давайте ему мороженое за обед! Да и сам обед не давайте, пока ОН Вас, а не ВЫ его, не попросит.
Вы ему предлагаете - что же, он, дурак, чтобы отказываться? Знаете, есть такая грубая, но верная поговорка: "Что же девку н взять, если она дает?"
Вы ему даете - и недовольны, что он берет.
03.03.2011 19:23:42, маугленок
Я не даю мороженое за обед. Не даю. Если даю, то вовсе не за обед, а просто так и когда хочу. Я говорю что он просит все время (вместо мороженого может также попросить купить новую игрушку за суп или же не делать домашнее задание, если сьест суп). Если не дам ему обед/суп произойдет следующее. Он бес спроса сам возьмет себе печенье или тоже мороженое. Но суп есть не будет. 03.03.2011 19:46:47, ne vazhno
Birke
Убиться прямо за этот суп. Может, готовить то, что ребёнок любит ?
Я суп варю раз в месяц, наверное. А обедаем каждый день (не мороженым и не печеньем).
03.03.2011 20:13:01, Birke
А где я сказала что он суп не любит? Очень даже любит. Но предпочитает совмещать приятное с полезным. То есть и суп сьесть и получить за это что-то было бы намного лучше чем просто сьесть суп. А если не дам конфетку, то суп не будет есть не из-за того что он невкусный, а просто назло мне и потому что знает что я хочу чтобы он его таки сьел. 03.03.2011 20:19:02, ne vazhno
Гэллор
а зачем вы хотите,чтоб он его обязательно сьел? забейте вы на этот суп,не стоит он таких разборок 03.03.2011 21:00:55, Гэллор
Birke
Как-то слишком сложно для меня...на всё у Вас готов ответ. Причём, не просто ответ , а возражение.

Попробуйте всё упростить :)). Хочешь суп - садись , ешь. Не хочешь - не ешь до ужина. Конфет нет,печенья нет, мороженого тоже.

Кстати, а зачем всё это покупается и хранится в доступности ребёнка ? Если сформировалось деструктивное поведение и какая-то маниакальная зависимость от этих конфет, то раздражитель надо убрать. Лучше вообще не покупать.
03.03.2011 20:38:03, Birke
кажется автор пишет в основном сообщении, что как раз обнимаются они регулярно. 03.03.2011 10:57:44, ЮлияФ
Возможно, это автору кажется, что обнимаются достаточно, а ребенку этого маловато.
В любом случае не вижу криминала помочь 5-летке что с уроками, что с раздеванием.
03.03.2011 11:10:00, маугленок
Birke
Хммм...подумала, что если бы мне кто-то дал совет обниматься с сыном почаще...он с рождения очень нетактильный. Даже маленького на руки взять было сложно - вырывался и слезал на пол :"Ну всё, игать, игать!".
И сейчас обнять его крайне сложно.
03.03.2011 11:18:34, Birke
Интересно, какой же у него "язык любви"?
И кстати, возможен и такой вариант - что ребенку автора обьятия вовсе не нужны, что для него, на его языке любовь проявляется в заботе, в том, чтобы помочь раздеться...
03.03.2011 11:52:20, маугленок
Нет, моему обьятия и поцелуи очень нужны как раз и он их получает МНОГО и часто. И сам тоже бежит обниматься целоваться и высказывать свою неземную любовь мне. Но при этом ему это не мешает через 2 минуты начинать выдвигать свои условия на которых он готов таки поесть суп или пойти сейчас спать. 03.03.2011 16:56:36, ne vazhno
Скорее всего изначально идея произошла от Вас, а потом он ее успешно перенял. 03.03.2011 17:40:13, ЮлияФ
Birke
Вербальный. Он ярко выраженный аудиал. Абсолютно ВСЮ информацию воспринимает только через уши.
Вплоть до того, что читает (сам себе) вслух. Ему важно услышать.
03.03.2011 12:24:26, Birke
языки любви по Чепмену:

телесный
совместно проведенное время
подарки
слова одобрения
помощь
03.03.2011 12:34:50, ЮлияФ
Birke
Интересно :).

У сына 2 и 4, у дочки 1 и 4, у мужа 4, у меня ВСЕ !!!
:))
03.03.2011 12:59:59, Birke
Гэллор
у меня - 1,2,4 и 5. а смысл в чем этого деления? 03.03.2011 13:01:41, Гэллор
Смысл в том, что любовь, выражаемую не тем языком, мы не замечаем.
И если хочется донести до партнера (в том числе и до ребенка) свою любовь - имеет смысл это делать на ЕГО языке.
03.03.2011 13:51:35, маугленок
Гэллор
это не языки,а способы. а способ не обязан совпадать. частенько это только мешает

вот я люблю помогать тем,кто мне приятен,но чувствую себя неудобно и неприятно,когда лезут помогать мне. и говорить люблю и умею куда больше,чем слушать. если бы мой любимый был бы таким же любителем выражать любовь словами,мы бы постоянно друг друга перебивали и ссорились на ровном месте. к счастью,он не болтлив
03.03.2011 13:57:49, Гэллор
Birke
А смысл, видимо, в том, что мы можем неосознанно навязывать человеку (ребёнку, мужу, подруге) свой собственный язык любви. Который инстинктивно считаем истинным и верным.
А человеку он противен.

Пример : Есть очень "контактные", тактильные люди. Они начинают гладить и обнимать партнёра . А партнёру это-то и не надо. А надо , чтобы хвалили УСТНО :))
Отсюда непонимание и т.д. и т.п.

И с детьми так же.
03.03.2011 13:22:48, Birke
Гэллор
это немного другое. это про каналы репрезентации. они действительно информативны. а то,что юлия привела - просто привычки 03.03.2011 13:35:39, Гэллор
То что я привела это надстройка над каналами репрезентации. 03.03.2011 14:44:33, ЮлияФ
Гэллор
я бы сказала - это паразитирует на каналах репрезентации 03.03.2011 14:51:16, Гэллор
в книге про пять языков любви описывается история женщины, которая была в отчаянии на грани развода, и попав к психологу автору книги она спасла семью по его методике, в этом и смысл:) 03.03.2011 13:13:35, ЮлияФ
Гэллор
а я думала,это к педагогике

не,семью мне спасать не надо. я вообще имею имху,что спасать разваливающиеся семьи это как спасать хронических суицидников - вредная практика
03.03.2011 13:21:19, Гэллор
любопытная Анна
Точно дело только в любви/нелюбви? Меня в детстве вообще не волновало, любят меня или нет.

Меня в детстве одно время занимал факт, что я никак не могу узнать наверняка, что я родилась именно у этих родителей. Не то, чтобы меня это сильно волновало, это был скорее философский вопрос :)
03.03.2011 12:07:19, любопытная Анна
Если не волновало - значит, скорее всго Вы были в этом уверены.
Про точно или нет - ну этого никто тут сказать не может. Мы высказываем мысли, а автор отфильтрует и оставит то, что ей покажется верным :)
03.03.2011 12:42:43, маугленок
любопытная Анна
<Если не волновало - значит, скорее всго Вы были в этом уверены.> А других вариантов вы не допускаете, потому что... Почему? Потому что со всех сторон говорят и пишут только про такой вариант.

И про любовь также. Сказано - нужна любовь, будем искать. Неважно, что никто не знает, что это такое. Вернее, может и знает, но что искать - все равно непонятно.
03.03.2011 13:00:48, любопытная Анна
Если бы не допускала других вариантов, я бы писала не "скорее всего", а "несомненно" :)))
Я ВСЕ допускаю. Но что-то МНЕ кажется более вероятным. Вам кажется иначе - что же, я не спорю. Это уж автор пусть выбирает.
03.03.2011 13:50:00, маугленок
любопытная Анна
Да, конечно. Просто сейчас столько говорят о любви, возможно упуская другие аспекты. 03.03.2011 14:00:33, любопытная Анна
любопытная Анна
Помочь с раздеванием - может быть потому что просто лень раздеваться. Как я его понимаю! :) Вы наверно и не представляете, что такая лень возможна :)) 03.03.2011 10:42:29, любопытная Анна
Birke
По Вашим репликам сложилось впечатление, что Вы же сами его к такому и приучили. Он привык, разумеется :)

Надо ломать стереотип. "А что ты мне за это?" - "Ничего".
03.03.2011 09:36:21, Birke
Возможно что и так. Я уже не знаю, как все началось. Так как теперь отучать? Что конкретно делать то? 03.03.2011 16:58:31, ne vazhno
Birke
Прекратить обещать конфетку-мороженое-печенье за сделанное или сьеденное. Я выше уже написала - не хочет есть - пусть не ест.

Не хочет убираться - согласна, он ещё маленький. В этом возрасте его "уборка" - это принесённые два кубика и один солдатик :)). Не "иди убирайся", а "давай уберёмся". И за принесённые два кубика надо хвалить.

Не хочет раздеваться перед сном или одеваться утром - надо помочь. Вы боитесь, что он привыкнет - а Вы видели взрослого мужчину, которого с утра одевает мама ?

Не хочет садиться за занятия - возможно, поговорить с учителем ? Пусть мальчик пару раз придёт неподготовленным - что ему за это будет в школе ? Возможно, на него подействует именно порицание и сдвинутые брови учителя , раз Вы у него не в авторитете ?
03.03.2011 17:37:28, Birke
Дикая хозяйка
Вот мне тоже так показалось, что приучили. 03.03.2011 10:14:27, Дикая хозяйка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!