Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про раннее чтение. Элле.

Сильно ниже прочитала ваше замечание по поводу чтения и захотелось спросить. Озадачила Ваша фраза: "Вообще, я, честно говоря, озадачена необъяснимым рвением родителей научить ребенка читать как можно раньше".

Элла а если чтение не ради навыка, когда ребенок может прочитать только отдельные слова, а чтение ради чтения?
Раньше начнешь учить, раньше придешь к такому результату, имхо.

Разве полноценное умение читать не дает мощный толчок в развитии ребенка. Ребенок начинает САМ получать информацию. Причем, ту информацию, которого именно его интересует. С гораздо большей скоростью, чем тот ребенок, которому читают вслух.

Я сравниваю себя и мужа. Он начал читать в 4 года, а я только в школе. Кроме своей физики, которую учила и в спецшколе, и в институте я ничего не помню. А его чего не спросишь - все знает. Сегодня делала карточки для ребенка, спрашиваю:

- Знаешь такое животное - фаланга?"

- Насекомое такое, типа паука из членистоногих, ядовитое, кажется.

- Откуда?

- Про пустыни в детстве книжки читал.

- А про членистоногих

- Интересно было, когда зоологию учили.

И так во всем. Он такой же технарь, как и я, но читает гораздо больше и охотнее. Легко может процитировать понравившиеся куски. Конечно, просто бОльший набор фактического материала ни о чем не говорит, но чем больше фактов известно (непроизвольно, или, скажем так, ненавязчиво), тем больше человек стремится их обобщать и систематизировать. Разве нет?
09.09.2000 21:17:13,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я сама в свое время читала и даже чуть-чуть пробовала Домана, слава богу вовремя остановилась, потом Зайцев, правда быстро поняла, что от него мало было пользы. Теперь считаю, что безусловно нужно ждать интереса ребенка и идти за ребенком. Дети намного умнее чем нам кажется. Они просто говорят на другом языке. Да действительно бывает что ребенок готов к чтению очень рано, в 3 года, например. Но это бывает очень редко и никакой Доман с Зайцевым такому ребенку не нужен. Он сам научается читать. Такой пример описан у Леви в "нестандартном ребенке". Остальным же детям могут сильно навредить ранние навязанные занятия. Поверьте видела я уже много таких деток. Их просто тошнит от одного вида букв, потому что их мучили этими буквами тогда когда им было крайне интересно совсем другое. Вообще развитие речи, затем письменной речи и чтения совсем неоднозначный процесс. Чем раньше тем лучше - здесь не подходит. Вспомните того же Пушкина или Эйнштейна, которые не говорили до 3-х лет. Фонетические игры, расширение словарного запаса в игре - пожалуйста, после 4 ближе к 5 СНАЧАЛА ПИСЬМО, потом чтение. И не тупо за партой, а с интересом и пониманием. Например письма от феи, положенные под подушку, значительно интереснее чситать, чем "мама мыла раму". И больше всего меня раздражает аргумент, что в школе не все учителя - гуманные и что лучше пораньше научить ребенка всему подряд, чтобы в школе он нравился учительнице. Но ведь не совсем мы бессильны против этих жутких учителей. давайте требовать с них хоть что-то, а не ублажать подарками. Ведь есть же у нас хоть какой-то выбор! давайте не будем отдавать детей плохим учителям! И не говорите, что это можно сделать только при наличии больших денег. далеко не все платные школы - хорошие, и далеко не все государственные - плохие. 11.09.2000 10:25:03, Masha
Маша! А можно вопрос? Почему в начале
ПИСАТЬ, а уже потом ЧИТАТЬ? Дело в том,
что моя дочь как раз пытается писать простые слова, но читать не умеет и не рвется этому учится. Ей 4г4м. Заранее спасибо.
11.09.2000 12:49:43, Татьяна Д.
Из нашего опыта. Моя дочка тоже вначале с бОльшим удовольствием писала, чем читала. Через письмо мы выучили буквы, а потом, намного позже, начали читать. 11.09.2000 20:23:49, Мара
Баба Нюра
Размышления на тему раннего чтения.

Пункт первый. Готовность к чтению.
Почему мы говорим о готовности ребенка к садику, к школе, к сексу и никогда не говорим о готовности к чтению?
Рассказ а ля Глен Доман: «Перед ребенком держат две карточки со словами «МАМА» и «ДОМ». Говорим ему: «Покажи, где мама?», и ребенок радостно тянет ручки к карточке со словом «МАМА». Ах, он просто гений в свои ... месяцев.» Лично мне в этом месте очень хочется вызвать бригаду психиатров к этим экспериментаторам. А Вам?
Ребенок растет. Никогда не слышали спора двухлеток примерно следующего содержания:
- Мама Лена!
- Нет! Мама Ира!
Мысленно пририсуйте рядом дяденьку с пресловутой карточкой «МАМА» в руках. Он пытается объяснить детишкам, что ЭТО тоже значит «мама». Реакция детишек легко предсказуема. Мама – единственная на всем свете, а дядя – явный Бармалей. А если заменить чужого дядьку мамой одного из споривших? Тут и свихнуться недолго.
Ребенок еще подрос. Он уже понимает, что его мама – Лена, мама соседского Димки – Валя, он даже уже осознал, что бабушка – это мамина (или папина) мама. С прабабушкой все еще сложновато.
Сколько еще шагов нужно пройти до принятия абстрактного набора закорючек как общего понятия? Вы можете это предсказать или хотя бы проконтролировать?

Пункт второй. Мировосприятие ребенка (почти то же, что и пункт первый).
Мне казалось, мы уже договорились, что нельзя требовать от дитятки “правильной” реакции на наши провокации (см. разговор о посещении зоопарка). Ан нет, опять двадцать пять “заинтересовать, устлать квартиру пособиями и учебными материалами”. И с нетерпением ждать результата. А лучше как-нибудь простимулировать правильную реакцию. Так решите для себя наконец, Ваш ребенок единственный и неповторимый или правильный и среднестатистический?

Пункт третий. Много читать=много знать.
В этом месте рассуждения напоминают мне разговор о компьютере, винчестер коего надо поскорее заполнить, дабы туда побольше влезло. Применительно к ребенку: вообще «по жизни» или перед школой? Ну что такого важного в смысле информации он способен САМОСТОЯТЕЛЬНО воспринять до шести-семи? Этому возрасту рекомендованы в основном сказки. И даже в этом случае Вам придется сидеть рядом и объяснять ему (ей) незнакомые слова. Возможен, правда, вариант, когда ребенок будет читать книжку как на плохо знакомом иностранном, не обращая внимания на непонятные слова, но по мне тогда лучше не читать вовсе. Вы думаете легко объяснять значение слов, используя ТОЛЬКО уже хорошо знакомые ребенку понятия? Я второй день пытаюсь объяснить дочке, что такое эхо. Она поняла только, что нужно пойти в лес и там покричать или спеть. Муж смеется надо мной и предлагает показать ей мультик про дедушку Ау.
Так что особой эрудированностью опять-таки будет отличаться скорее ребенок, много общающийся со взрослыми, а не просто читающий.

Пункт третий. Мамина мотивация.
Случай а). Услышала, как читает чужой маленький ребенок, и ощутила непреодолимую потребность сделать своего таким же чудесным. Решение: напишите дома где-нибудь на видном месте: «Мой ребенок самый лучший». Снизу можно приписать телефон психоаналитика. Для себя.
Случай б). Маму поздно научили читать, и это видится ей причиной ее недостаточной эрудированности. Решение: займитесь самосовершенствованием. От этого пользы точно будет больше, чем от попытки мамы избавиться от собственного комплекса путем передачи его ребенку.
Случай в). Мама хочет поскорее подготовить ребенка к вступлению в мир взрослых. Чтоб больше времени на адаптацию было. И этот мир априорно представляется враждебным. Вы боитесь, что ребенку будет трудно в школе и ПОЭТОМУ учите. Независимо от Вас, обучение приобретает характер тренинга перед десантом в тыл врага. Параллельно с обучением Вы настойчиво навязываете ребенку свое отношение к окружающему миру, свой взгляд, свои стереотипы, свои комплексы. Ему это нужно?

В общем, мы все то ли жертвы рекламы, то ли жуткие перестраховщики. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. Вы согласны? Тогда помните и то, что сделать счастливым насильно (хитростью, убеждением) нельзя.

Будьте счастливы!
11.09.2000 07:54:32, Баба Нюра
Ната
В свое время я научила старшего читаь, когда ему не было и 3-х.Было время, море энтузиазма и опаска, что рожу второго, тогда времени на это не останется ( ну, молодая была, глупая ).А теперь сижу и думаю - а зачем? Думаете, он стал читать себе книги - да ничего подобного.Все интересующие его вопросы ( а их очень много ) он узнает у меня или папы,книги мы читаем вместе и в огромных количествах.А все потому ( это я только теперь поняла ), что воображение 3-4 летнего ребенка еще не настолько развито, чтобы читать и одновременно представлять себе прочитанное, как это делают взрослые.Чтение превращается из увлекательного занятия в монотонное повторение написанных букв и не несет никакой информации.Сейчас сыну 5, и только месяца 2 назад он САМ достал с полки книгу и начал читать.Ну, и зачем я потратила кучу времени в 2 года на приобретение невостребованного навыка, если в 4 это можно сделать за 1-2 недели без особых усилий и сразу получить результат в виде интереса к чтению?Хотя заниматься нам нравилось, и методику я подогнала под сына.В общем, вряд ли я буду учить младшего читать раньше 4-х лет, реальной пользы от этого - никакой.Просто родительское тщеславие.Не спорю, приятно сказать всем знакомым " А мы уже читаем!", но вот насколько это нужно ребенку?.. 11.09.2000 09:29:17, Ната
Ну, вот, наконец-то, хоть кто-то высказал здесь умные мысли. Еще несколько месяцев назад я уже пыталась объяснить это.
Девочки! Ну, конечно же- ребенку тяжело осознать ту информацию, котрая не понятна ему в его в 2-3 года. Зачем такое чтение? Только для тщеславия родителей.
Правда, я поняла это довольно рано и не стала свою дочь мучать Доманом, Зайцевым и пр.... А порывалась :), даже карточки есть в доме.
Подтверждаю! После 4 лет намного проще ребенка научить читать. И это дается очень легко и просто!
Я еще хочу добавить к вышесказанному.
Дело в том, что раннее влияние на мозг мланьких деток, ведет к неравномерному развитию полушарий мозга. Ведь чтение, счет....- это развитие логического мышления, а значит- левого полушария. До 5- 6-7 лет, у ребенка идет активное развитие правого полушария- полушария, которое ответственно за эмоциональное состояние ребенка. Именно до 5-7 лет идет закладка внутреннего восприятия мира, развитие творческих способностей, эмоций... А мы стараемся сбить нормальное развитие психики и соотвественно полушарий тем, что начинаем активно давить на развитие левого полушария. Не думаю, что это есть хорошо.
Подумайте про это. Может я сумбурно изложила, но суть ухватить можно.
Элина
11.09.2000 23:36:37, Эля
Екатерина Озерова
Девушки, спасибо вам за интересные и "отрезвляющие" письма. У меня, правда, проблема "раннего чтения" практически не стоит - мой сын мало интересуется книжками, к сожалению - в основном, читаем мы перед сном, в другое время это почти чудо, чтобы он взял книжку хотя бы полистать :((( Но мой, родительский, комплекс по этому поводу есть - все уже массу букв знают, а мой (3 г. 2 мес.) - всего несколько, из которых рисуем в основном одну - А. Возникали у меня, правда, мысли, что, видно, не время еще - он очень подвижный, не сидит на одном месте - да все боюсь чего-то упустить... 11.09.2000 16:02:49, Екатерина Озерова
Связь между ранним чтением и энциклопедическими знаниями довольно спорна. Мой муж начал читать в школе и обладает потрясающими знаниями во всех областях. Когда обсуждали подлодку, он перечислил все затонувшие лодки с самого начала. Ему это было просто интересно в школе. И так по любому вопросу. И такая у него была книжка, и сякая. Тут очень важна роль родителей. Свекровь с гордостью рассказывала, как она приносила книги и подкладывала сыну, а тот проглатывал. Дальше. Племянник начал читать в 4 года, в 5 читал "Маленького Принца", сейчас, в 14 не читает совсем. Всё забил телевизор и компьютер. И это очень прискорбно. Так что вопрос ни втом, когда ребёнок начал читать, а сколько он читает. И ещё конечно память.
11.09.2000 06:26:39, Мара
Мара! Позвольте, я внесу свою лепту: вопрос в том, для чего он(она) читает. 11.09.2000 19:58:03, Элла Прокофьева
Маша! Я за то, чтобы обучение чтению было собственной потребностью ребенка. Если ребенок просит: "Мама, научи меня читать", то грех этого не сделать, но, когда мамы, не спросясь:) у ребенка, притаскивают в дом кубики для обучения чтению, ждут каких-то необыкновенных результатов и сильно расстраиваются, что у малыша совсем другие планы, то я не могу не встать на защиту интересов ребенка.
По поводу энциклопедических знаний и собственно мышления здорово написал Л. Толстой. Не помню дословно, суть в том, что память слуга мышления. Пока работает только память, мышление отдыхает.
Не стоит зацикливаться на получении информации, способность ребенка МЫСЛИТЬ - вот чему действительно стоит радоваться.
P.S. Мне так обидно за людей, которые, утратив возможность смотреть каждодневные новости, теряют смысл жизни:(
09.09.2000 23:22:18, Элла Прокофьева
Безусловно. Но без наличия фактов, событий вокруг и размышлять не о чем!

Зачем, допустим, белке такой пушистый-большой хвост? Вопрос никогда не будет поставлен, если ребенок никогда не видел белки и ребенок никогда не выдаст гипотезы, если у него нет жизненного опыта или этот опыт минимален. Я, уверена, что даже многие взрослые не смогут дать более-менне исчерпывающий список и уж, тем более, не зададутся таким вопросом.
10.09.2000 15:37:11, Маша
Но ведь факты и события никто не отменял:) Только выводы из своих гипотез ребенок хочет делать сам.
Мне интересно, что скажет ребенок, а не то, что я и так знаю. Если ему интересно мое мнение, я рассказываю. Мы общаемся:)
10.09.2000 20:10:52, Элла Прокофьева
Извините, что вклиниваюсь, но
мне кажется , не надо ждать
пока ребенок попросит сам научить
читать. Надо СОЗДАТЬ ему все
условия чтобы он захотел. А это
значит и кубики, и азбуки всякие,
и вобще массу книг приобретать
надо.Да еще чтоб на глаза
все время попадалось.
А как ребенку
не спросить, если висит, напр.
красивый плакат, глаза мозолит,
ну сколько можно на него смотреть
и не спросить что это, и с чем
его едят? Да кубики с пазлами -
туда же. Похоже, да не то. Ну
и появляется желание ПОСЛЕ
этого. А просто ждать
(не чего не предпринимая, а
надеясь что сам попросит) можно долго...


10.09.2000 00:45:47, Anna
Дети намного прозорливее, чем кажется, и способны сами учиться читать, просто мы им не даем такой возможности. 10.09.2000 00:55:36, Элла Прокофьева
Знаете, похоже я поняла, что Вы
имели в виду.
Прочитала в одном месте, что
ребетенка научили буквам
(занимаясь с 5 мес.), а теперь
думают, когда учить читать
( а ребетенку 1г.1м.). :)
Что-то типа, кушай ребеночек
быстрее, побольше, а то
жизнь тяжелая, потом не успеешь...
10.09.2000 15:39:01, Anna
С этим я согласна. И, кстати, мысли после этого письма возникли аналогичные. Поэтому мне не очень нравится Доман. Не понимаю: зачем? Но, вот начинать пробовать без нажима, в игре, ближе годам к трем, мне кажется разумным. С четырех уже многие дети вполне могут реально читать. 10.09.2000 19:12:54, Маша
По этой логике, самые заброшенные-предоставленные себе дети, как правило, умели бы читать.

Еще один момент. Ребенок может попросить научить его читать, но надолго ли хватит его желания? Даже если всячески развлекать и играть - это все равно тяжелый труд.

Еще одно: Ребенок - часть общества. Мы пускаем процесс на самотек. Попробовали и так, и этак - ребенок не заинтересовался, ну и бог с ним. Но дальше он попадает в школу и с чем он там сталкивается? Совсем другое дело, если мы начали пробовать заинтересовать как можно раньше. У нас по-крайней мере есть время на то, чтобы сделать несколько ненавязчивых попыток!
10.09.2000 15:27:21, Маша
"Забросить" и "оставить в покое", дав свободный доступ к книжному шкафу - это разные вещи. Некоторые родители хранят взрослые книги, на многих страницах которых расписывались (каляками-маляками) их совсем еще маленькие дети.
И учились потом по ним читать, к 5-6 годам, самостоятельно.
Насчет того, что учение - тяжелый труд: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
10.09.2000 16:51:35, Элла Прокофьева
Элла, вы всерьез считаете, что если дать ребенку свободный доступ к книжному шкафу И БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, то он начнет читать?

У нас дома, у моих родителей, громадная библиотека. Любая книга была в моем распоряжении. Не трогали меня до школы, честное слово. Мама очень много и с интересом читала. Но как-то безрезультатно :(

Кстати, если ребенок все-таки попросил научить его читать, то какая методика с точки зрения психологии, вам кажется оптимальной. Традиционная (побуквенная), Зайцевская (склады, кубики, таблицы) или методика, при которой ребенку предъявляется все слово целиком, например, когда весь дом увешан табличками-подписями или домики делаются с окошечками.
10.09.2000 19:18:11, Маша
Маша, просто все люди разные, Ваш случай говорит о том, что именно ВЫ не научились читать до школы, при наличии библиотеки, это еще не выборка. Я и мой брат научились читать в 4 и 4.5 года. Нас никто не учил, с нами просто много разговаривали, объясняли (когда МЫ спрашивали). Нельзя забрасывать ребенка,но не стоит и доставать его, как Вы думаете? Надеюсь, я не обидно написала?
И почитайте воспоминания Марины Цветаевой, в них как-раз об этом.
13.09.2000 01:09:28, Lessa
Именно об этом и говорит: наличие библиотеки, взахлеб читающая мама ничего не гарантируют. Хотя в целом, возможно, прогноз и более благоприятный.

Так стоит ли особо на это рассчитывать?
13.09.2000 20:11:04, Маша
А кто гарантирует, что ребенок будет любить читать, если с ним заниматся с двух лет? Мне кажется , что любовь к чтению зависит не от этого. Правда не знаю от чего:) Но некоторые друзья, научившиеся читать только в школе - читаю взахлеб и нынче, а муж, читающий тоже с 4 лет, читал всю жизнь из под палки :(
15.09.2000 00:49:33, Lessa
Никто не говорит про обязательную корреляцию раннего чтения и любви к чтению. Тут действуют, имхо, другие механизмы. Просто начиная учить читать в три года мы имеем время для экспериментов. Мы можем попробовать и так, и этак. Мы можем и, это особенно важно, организовать процесс так, чтобы ребенок не воспринимал это как обучение. Мы можем вообще забыть о всяких попытках и на год и на два, если ребенку неинтересно и продолжить позже с чистого листа. Главное, чтобы все попытки оставались мягкими, как бы проверяющими: можно? интересно? рано?

Когда же мы начинаем учить читать в пять-шесть лет, то все происходит намного жестче в силу внешних и внутренних обстоятельств: ребенка желательно пристроить в хорошую школу, окружающие уже по-другому относятся к ребенку не умеющему читать в 6 лет по сравнению с четырехлеткой и так или иначе оказывают на него давление.

Ребенок комплексует: другие читают, а он то еще нет, чувствует, что он "должен". В такой ситуации организовать процесс так, чтобы ребенок сам был инициатором, чтобы ему было интересно значительно сложнее. По крайней мере, со мной было именно так. Спохватились за год до школы: "Ах, не читает". И тюкали, тюкали, тюкали.

Тогда, кстати, можно было и не спохватываться: я в спецшколу без проблем перешла в 9 классе, было бы желание. Но сейчас пускать такие вещи на самотек уже опасно - слишком большое расслоение среди школ, а нечитающий ребенок имеет меньше шансов попасть в хорошую школу. Он же не только технически не читает, он еще и не получает (сам) информацию.

И вообще вопрос стоит не когда учить читать, а как ребенок будет учиться читать. Элла совершенно правильно заметила, главное чтобы ребенок был не объектом обучения, а субъектом. Я только считаю, что почву для таких условий могут и должны создавать родители, ориентируясь, естественно, на особенности своего ребенка.
16.09.2000 00:25:32, Маша
У моих родителей была хорошая библиотека, в том числе детская, читать я научилась задолго до школы, хотя не помню, что со мной кто-либо занимался специально, причем любимых книг было две - Успенский и Чуковский и Энциклопедия детская "Кто такой и что такое", где я искала описания интересовавших меня предметов и понятий.
Я думаю, все индивидуально...
12.09.2000 19:35:35, Шин
Я не написала, что это невозможно. Я написала, что это необязательно. Возможно, причина в том, что я ну никак не гуманитарий. 12.09.2000 21:57:05, Маша
Одно дело - громадная библиотека.
А свободный доступ - это возможность
ребенка подойти к полкам на кото-
рых стоят ЕГО КНИЖКИ(желательно
ни высоко ни низко). По росту
ребенка - маленькому пониже,
постарше - соответственно.
Если книг много, самых разных
(по возрасту), (а уж сейчас-то
выбор огромный), то ни один
ребенок ни устоит! :)
Даже детки не любящие читать,
приходя к нам домой, покопавшись
не полках, всегда находят
что-нибудь интересненькое для себя
(а ведь ни кто их не подбивает
на это) :)
А таблички и плакаты повесть,
наверное, все же можно!
Вдруг, именно это и поможет?
11.09.2000 00:16:35, Anna
Если ребенок попросил научить его читать, то лучше всего учить по реальным книгам, а не таблицам. Это с точки зрения психолога. Вы ведь книги читаете, а не карточки со словами.
Если у Вашей дочки есть любимая книжка, которую она знает почти наизусть, начните с этой книги. Сначала ребенок делает вид, что читает. Потом просит показать, где какое слово, какая буква. Потом начинает отыскивать знакомые слова (если склонен к синтетическому восприятию) или буквы (если аналитик). Дочка сама Вас "поведет" и именно туда, куда надо ЕЙ, а Вы - терпеливый проводник.
10.09.2000 19:42:54, Элла Прокофьева

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!