Раздел: Образ жизни

В блог Подписаться на Дзен!
Сергуша

Господа :-)) Я предлагаю отвлечься от об

Господа :-)) Я предлагаю отвлечься от обсуждения животрепещущих тем :-)) Тем более мы не договоримся :-) Я предлагаю вернуться к русской литературе :-) В свое время у нас с Алексом был интересный спор про Пушкина. Не знаю как для него - но для меня лично он был интересен и продуктивен.
Предлагаю поговорить о Лермонтове.
Не уверен, что у меня лично достатончо знаний на эту тему, но вопросы есть :-))
1. Был ли Лермонтов патриотом и как с его патриотизмом соотносится четверостишие про "Прощай немытая Россия"
2. Дуэль. Случайность или таки политика правительства
(особенно учитывая стихотворение "погиб поэт невольник чести" и "второй раз стреляют в русскую литератутру и второй раз удачно")
3. Влияние лермонтовского творчества на мироощущение его круга - что первично - лермонтовские изыски или настроения общества - я про Печорина в основном, ну и менее известный "Маскарад"
4. Вопрос о связи творчества и судьбы, хотя конечно это не только Лермонтова касасется.
5. Насколько закономерно появление Лермонтова - сразу после Пушкина
6. Специфично - но тем не менее - наколько Лермонтов был православен по мироощущению?
7. Ну вопрос - Лермонтов и власть - стороной не обойти в любом случае.
8. Кавказ и лермонтовское отношение к межнаиональной теме
9. Феномен - возраст и творчество. 1814-1841 - способен ли человек так тонко чувствовать жизнь в этом возрасте
Я выскажусь :-) Но давайте попробуем без ругани и перехода на личности и с фактами :-))
Спасибо :-))
29.10.2006 22:13:39,

32 комментария

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

еще забыл-влияние склонности к мужеложеству на творческий процесс. 04.11.2006 01:13:57, хмыкаю над изысканиями
Все вопросы, кроме 2 и 6, требуют каждый больше времени, чем мы здесь проводим все вместе взятые, ИМХО. Вы уж поуже сформулируйте, что ли.
2) - это вообще не в компетенции большинства из нас, без возможности реально работать в архивах или как минимум ОЧЕНЬ хорошего знания истории все это будет словоблудием.
6) - ИМХО не слишком, чтобы не сказать нисколько. "Быть может, небеса востока меня с ученьем их пророка невольно сблизили..."
Да, и еще 8) - согласна с Алексом, ниже приписала к нему.
31.10.2006 01:27:36, маугленок
да уж, надо бы по одному вопросику и сразу при этом даватьсвое мнение для затравки... 31.10.2006 10:29:49, AleXXX
Ундина
Это вопросы или темы для сочинений? 30.10.2006 11:55:28, Ундина
Сразу отметем последний вопрос :) По следам "семейной" конфы было неоднократно показано, что и "свежестьчуйств" и "любовькдетям" и "ответственностьзасемью" не всегда напрямую связано с возрастом. Думаю, и тут также :) 30.10.2006 09:28:26, AleXXX
+1. И что значит - "мог ли"? По факту - мог! Или Вы считаете, что это не он писал, а за него какой-то "старший товарищ"?
И вообще мне кажется, что лично я умнее всего была лет в 12-14, а с тех пор стала больше знать, но мыслить - хуже.
31.10.2006 01:20:40, маугленок
Прекрасные темы для сочинений!
А главное - их так много%)! Пиши себе, да и пиши... Жаль, что некогда - а то уж я бы оторвалааааась;)))....
30.10.2006 00:50:52, Инанна
:) потянет на темы для диссертаций, или минимум для эссе в крутых журналах :) 30.10.2006 06:59:26, Nastasja
И у меня есть один вопрос. Насколько произведение Чуковского "Крокодил" является стебом над "Мцыри" Лермонова:

И встал печальный Крокодил
И медленно заговорил:

- Узнайте, милые друзья,
Потрясена душа моя,
Я столько горя видел там,
Что даже ты, Гиппопотам,
И то завыл бы, как щенок,
Когда б его увидеть мог.
Там наши братья, как в аду -
В Зоологическом саду.

О, этот сад, ужасный сад!
Его забыть я был бы рад.
Там под бичами сторожей
Немало мучится зверей,
Они стенают, и зовут,
И цепи тяжкие грызут,
Но им не вырваться сюда
Из тесных клеток никогда.

Там слон - забава для детей,
Игрушка глупых малышей.
Там человечья мелюзга
Оленю теребит рога
И буйволу щекочет нос,
Как будто буйвол - это пёс.
Вы помните, меж нами жил
Один весёлый крокодил...
Он мой племянник. Я его
Любил, как сына своего.
Он был проказник, и плясун,
И озорник, и хохотун,
А ныне там передо мной,
Измученный, полуживой,
В лохани грязной он лежал
И, умирая, мне сказал:
"Не проклинаю палачей,
Ни их цепей, ни их бичей,
Но вам, предатели друзья,
Проклятье посылаю я.
Вы так могучи, так сильны,
Удавы, буйволы, слоны,
Мы каждый день и каждый час
Из наших тюрем звали вас
И ждали, верили, что вот
Освобождение придёт,
Что вы нахлынете сюда,
Чтобы разрушить навсегда
Людские, злые города,
Где ваши братья и сыны
В неволе жить обречены!"-
Сказал и умер.
Я стоял
И клятвы страшные давал
Злодеям людям отомстить
И всех зверей освободить.
Вставай же, сонное зверьё!
Покинь же логово своё!
Вонзи в жестокого врага
Клыки, и когти, и рога!

А вот кусочек из "Мцыри"

И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:

3

"Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.

4

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать".
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

29.10.2006 22:19:11, AleXXX
ОттО
только если это стеб, грубый и не по смыслу...
Но я почему-то сама именно из-за Мцырей Лермонтова читать перестала, или из-за разницы моего восриятия и требуемого в школе тогда анализа...
Вот пойдут девченки в школу, все перечитаю....
01.11.2006 09:09:06, ОттО
на самом деле это не стеб. Это он сочинял больному ребенку, чтобы хоть как-то отвлечь его от болезни. Сочинял сходу, практически импровизируя. Может, недавно "Мцыри" перечитывал? 01.11.2006 10:44:52, AleXXX
ОттО
может.. Напугал, наверно, чтобы побыстрее выздоровел... Или, если провести линию "старый крокодил-больной молодой крокодил", то это стеб над каким-то другим зоопарком, но в стиле слога Лермонтова? 01.11.2006 11:25:13, ОттО
класс! как это я не замечала?!?! 30.10.2006 07:01:04, Nastasja
Дельная аналогия, честно признаю!;)

Может, теперь для разнообразия "Беглецом" займемся?%)

Ну, "Демона"-то понятно, за што в совке так любили переиздавать... Только ведь не учли, что автор-то, скорее всего, имел в виду совершенно другое!...
30.10.2006 00:57:41, Инанна
Сергуша
НЕ торопись :-)) Про серебряный век мы поговорим позже :-0)))
А Корней Чуковский - он хуже Булгакова :-))
29.10.2006 22:27:13, Сергуша
Не люблю Чуковского, и в детстве не любила. ИМХО - стихи просто убогие, слова вставляются в строку лишь бы в рифму, не думая о смысле. 31.10.2006 01:18:29, маугленок
ОттО
смысл есть, но детям его не понять - слишком абстрактно и заметафоризировано. А рифма для детей как раз, забыла, как это называется - когда повторяются буквы, слоги ... Но мн тж не нравился - оч агрессивно наисано, страшнов детстве было читать. 01.11.2006 11:34:57, ОттО
А нынче модно Корнея Иваныча относить к Серебряному веку, да?;))
Или я чё-то опять пропустила...
Надо будет спросить у своей старой подруги, которая с ним в детстве за ручку гуляла по Переделкино;)...
30.10.2006 00:49:21, Инанна
Сергуша
Формировался то он как раз в этот период, равзе нет? :-) 30.10.2006 10:11:59, Сергуша
фьялка
А что, время формирования - это критерий? 31.10.2006 09:39:37, фьялка
Сергуша
А разве нет? 01.11.2006 10:33:18, Сергуша
фьялка
Скажем, Бунин родился в 1870 году, Зинаида Гиппиус - в 1869. Никогда не слышала, чтобы первый позиционировался как поэт Серебряного века. В отличие от второй. 01.11.2006 12:53:50, фьялка
Сергуша
А Бунин прежде всего писатель. Но влияние серебряного века у него чувствуется однозначно и как у писателя и как у поэта. А причислять или не причислять - кто это решает. Был общекультурный фон, который, хотите Вы этого или нет оказывал влияние на всю культуру.
Вот возьмме художника Билибина - с одной стороны - сюжеты на русские сказки и полна народность - а с другой стороны - если мы назовем это псевдорусским стилем, то творчество можно отнести к модерну :-))
01.11.2006 13:25:22, Сергуша
фьялка
Бунин не может быть писателем "прежде всего" :) Он начинал, как поэт. Прежде писателя лет на семь. И вообще, какая разница, поэт-писатель. Скажем так, автор. Я вобще не понимаю, где там у Бунина чувствуется влияние модерна, и в чём это проявляется. Какие такие новации, свежий взгляд на привычные вещи, переработка образов? Он скорее, один из самых верных продолжателей традиций реализма, такое плавное перетекание из девятнадцатого века в двадцатый. Кстати, по новомодной поэзии, поэтам, особенно поэтессам он проезжался очень едко :) 01.11.2006 19:19:37, фьялка
Сергуша
Прежде всего - писатель :-) И нобелевскую получил за прозу :-)
Что касается влияния модерна -я про это не писал. Я писал про влияние серебряного века.
02.11.2006 13:51:21, Сергуша
фьялка
Ну, так объясни-расшифруй, что такое влияние серебряного века. Я не искусствовед, но у меня в реге стихотворение Волошина. Это не стихотворение 19 века, это очевидно, а вот стихи Бунина могли быть написаны и там, и там, в них нет "новых веяний", в виде, скажем, инкрустаций древнеславянского. 02.11.2006 19:23:32, фьялка
Сергуша
Влияние серебряного века прежде всего в круге общения, на мой взгляд.
Я еще не могу сборник "Листопад" найти, чтобы процитировать - там чувствуется таки влияние :-)
02.11.2006 21:34:16, Сергуша
фьялка
Ой, та ну Вас. Сформировался и сложился Бунин в провинции, и какой там ваш век, в столицу приехал в двадцать пять лет уже вполне себе литератором, и там его круг - Горький, Чехов. Кумир - Лев Толстой. Ну найдите сборник, найдите. У меня полное собрание сочинений Бунина, там нет деления на сборники, но до 1901года (год сборника) стихотворения все вот такие, примерно:

Засинели, темнеют равнины...
Далеко, далеко в тишине
Колокольчик поёт, замирая...
Мне грустней и больнее вдвойне.

А вот ещё, тех же лет, что любопытно, практически, о тех же местах, что и у Волошина и почти тем же размером, а впечатление?

Всё точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь,
А тёмных голых скал прибрежная стена,
В бымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле небес теряясь,

Суров и дик её могучий вид!
Под шум и гул морской, она в дыму стоит,
Как неугасший жертвенник титанов,
И ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поёт в седых клубах туманов
Торжественный хорал неведомым богам.
03.11.2006 00:21:11, фьялка
Сергуша
Я про Листопад не просто так сказал - он в символистском издательстве выпущен :-)) Мало того - именно общение с символистами побудило Бунина потом написать им гневную отповедь :-))
И круг его общения помимо Толстого и Чехова - еще и Сологуб тот же :-))
04.11.2006 00:43:10, Сергуша
фьялка
Это символистское издательство печатало, скажем, в альманахе "Северные цветы" и Пушкина, и Фета, и Тютчева. Они ж от этого символистами не стали! Повторяю, Бунин сформировался в провинции, сколько бы он ни приятельствовал потом с поэтами и писателями новых направлений, ему с ними было не по пути всё равно. А так уж сложилось, что поэтами и писателями серебряного века принято считать именно поэтов и писателей этих новых направлений.

И не само общение с символистами побудило его потом их проклинать, а именно его природа, всю эту лабуду принимать воспротивившаяся в конце концов :)
06.11.2006 01:32:38, фьялка
Он лучше Булгакова. :) 29.10.2006 22:40:58, AleXXX
Сергуша
НЕ соглашусь - но тут дело вкуса :-)) Ну и надо смотреть о каких книгах мы говорим :-))
Но по большому счету и тот и другой - рефлексирующая интеллигенция - причем одного поколения. Просто они совершенно по разному решали проблему выживания.
29.10.2006 22:47:38, Сергуша

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!