Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!
Василиса из сказки

Кругом враги

Залезла в учебник русского. Автор вроде приличный, "из старых".
Но издание переработанное и дополненное.
Перепечатаю, не поленюсь.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза И.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации, не допускают вставки союза И.
Примечание: определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: На море в нем всегда подымалось широкое, теплое чувство.

О полиграфии умолчу.
О заданиях тоже.
У меня высшее лингвистическое. Я начала соображать, о чем речь, с 3-го раза.
Вот сидит ребенок на ЕГЭ и думает на тему постановки запятой: "А с какой интонацией я ЭТО произношу?"
12.12.2014 20:46:38,

50 комментариев

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Граждане филологи !!! Встречайте стих из домашки старшей группы детсада:

"Эп, эп, эп, ток дает нам ЛЭП"

И нарисованы высокие (без зпт) металлические опоры с проводами.

Пойду напьюсь, штоле ...
13.12.2014 20:54:44, OlgaStPb
я до сих пор вспоминаю: "Папа, попотев слегка, вылепил снеговика..." 14.12.2014 08:58:46, muallima
я прошу прощения, я ни разу не лингвист, но все изложено ясно и четко, структурировано и без допущения двоякого толкования...

Объясни мне - ЧТО тут можно не понять?
13.12.2014 13:23:03, AleXXX
Василиса из сказки
Для начала: однородность определений никогда не определялась по расположению в предложении. И, самое главное, почему слово металлический относится к слову штанга по-одному, а слово высокий по-другому?
Излагать все надо не так, чтобы понял человек с 2мя хорошими ВО, а чтобы понял ребенок средних способностей.
13.12.2014 16:17:22, Василиса из сказки
ну не знаю про порядок. если рассматриваем "высокая металлическая штанга" - ясно что "высокая" относится именно к словосочетанию "металлическая штанга", между ними не поставить "и" следовательно запятой не надо. именно как и написано в правилах. Если металлическая высокая штанга - ясно, что главное в штанге - что она высокая, а металличность или деревянность характеризуют именно высокую штангу... 13.12.2014 19:56:27, AleXXX
Электра
Может, потому что металлический - относительное прилагательное, а высокий - качественное? Однородность, насколько помню, проверяется банально путем подстановки союза "и". высокий и металлический - звучит некомильфо, значит, члены не однородные.
Что касается цитаты - объяснено приемлемо для взрослого\старшеклассника, но, конечно, не для средних классов.
13.12.2014 16:33:02, Электра
Василиса из сказки
Хорошо))). Красивый аккуратный лис подметал хвостом тропинку.
Оба качественные.
Проверяется характеристикой предмета "с одной стороны".
Зеленые, желтые листья (цвет)
Зеленые круглые листья (цвет, форма). Нас так учили, по-моему, понятно.
Потому что можно же сказать зеленые и круглые листья.
13.12.2014 16:38:15, Василиса из сказки
зеленые и желтые листья тоже можно сказать - ну висят разные листья и висят... осень, еп 13.12.2014 19:57:49, AleXXX
А у осины листья зеленые и круглые. А у липы зеленые, сердцевидные. Этим она отличается от осины. В ботанике, еп. Признаки какие-то, не помню уже. Морфологические, штоле?

Так что аффтар учебника, похоже, прав. Но, боже ж мой, какая же зубная боль эти правила ...
13.12.2014 21:05:01, OlgaStPb
Сварной закаленный клинок. Оба прилагательных - технологии изготовления. Но запятая тут глаз режет. Потому что каждый меч сначала сварили, потом закалили? А не так, что часть мечей сварная, а часть закаленная? С точки зрения технаря, под верхнее определение подпадает лучше, чем "разные цвета через зпт, форма и цвет без зпт".

Но все равно имхо нафик, нафик. Теплые широкие чувства, да еще куда-то там поднимающиеся, это "понять нельзя, можно только запомнить".
13.12.2014 17:43:10, OlgaStPb
Да, технологии. Но закаленный может быть и просто кованый и сварной. То есть сварной относится к словосочетанию "закаленный клинок". Все верно по правилам. 14.12.2014 00:22:55, AleXXX
Это-то (и определение выше) интуитивно понятно. А вот где внизу тов. гуманитарии объясняют, что перечислять не значит характеризовать - ужас ужасный. То есть если сегодня по Питеру шляются пешеходы сплошь (через зпт) слепые, глухие, слабоумные и с суицидальными намерениями, то это я их перечисляю, а не характеризую. Брррр ... 14.12.2014 01:43:26, OlgaStPb
Василиса из сказки
"Товарищи гуманитарии" просто чаще сталкиваются с текстами и знают, что пример "сварной закаленный клинок" - это только частный случай.
И сами по себе словосочетания "одинаково относится к определяемому слову" и "неодинаково относится к определяемому слову" - это очень специфические формулировки.
Примерно как нас учительница в 1м классе учила задачи решать: если первое число в тексте задачи больше второго, то это задача на вычитание, а если меньше - то надо складывать))). И ведь задачи были так сформулированы, что до какого-то времени это прокатывало.
Лично мой явно не гуманитарный ребенок впал в ступор, увидев "одинаково относятся" и "неодинаково относятся".
Все эти определения в случае относятся к определяемому слову одинаково: их связь с определяемым словом называется согласованием. И это есть в курсе русского языка.
Ну, как объясить... Это все равно, что учить в школе арифметике, нарушая при объяснении базовые какие-то математические законы с целью правильного решения задач из конкретного параграфа. То есть, параграф прошли, галочку поставили, а в голове базы не осталось, чуть шаг в сторону - и мыслительный процесс не пойдет в правильном направлении.
14.12.2014 11:39:05, Василиса из сказки
Василиса из сказки
Теплые широкие чувства - это да))). Авторские знаки - дело серьезное. В сварном закаленном клинке я бы решила, что дело о разных технологиях идет. Поэтому без зпт.
В языке я бы никогда практически не рисковала что-нибудь объяснять с точки зрения "относится по-разному" и "это прилагательное стоит перед этим и определяет что-то там". Очень нечетко получается. И так не математика.
13.12.2014 18:10:25, Василиса из сказки
Не, ну "кованые, штампованные, литые заготовки" тоже технологии разные, но через зпт :-)) Тут уж либо отливали, либо штамповали :-)) 13.12.2014 18:31:50, OlgaStPb
Василиса из сказки
В этом случае Вы просто перечисляете виды заготовок, а не характеризуете их.
Вот перечисление:
возможный цвет: лиловый с металлическим отливом, белый матовый, желтый, зеленый гороховый, синий морской.
на нашей выставке представлены самые разные куры: упитанные белые, крупные рыжие, миниатюрные серые
13.12.2014 21:42:19, Василиса из сказки
Электра
Я правильно понимаю, что это примеры из учебника с авторской расстановкой знаков препинания?
Я бы в первом (лис) поставила запятую. и в третьем тоже, потому что, если развить мысль дальше (Зеленые, круглые, блестящие, жесткие листья), то запятая напрашивается. А вообще лично для себя я решила, что язык (любой) нельзя систематизировать так же однозначно, как и математику, поэтому есть такие "мутные" разделы орфографии и пунктуации, которые при возможности выбора лучше обойти стороной))
13.12.2014 17:13:07, Электра
и в итоге грамотно пишет тот, у кого больше прочитанных букв. 13.12.2014 19:59:00, AleXXX
Василиса из сказки
Не, примеры мои.
Если бы Вы в предложении о лисе поставили зпт, Вам пришлось бы это отдельно доказывать.
Например, говорить, что это был перечень чем-то взаимосвязанных качеств лиса.
Например, в значении каждого из этих слов содержится сема "приятный в общении"))). Задача, сложноватая для восьмиклассника.
13.12.2014 18:15:12, Василиса из сказки
Может, просто сочинение не надо было заменять на эту псевдолингвистику? Тут тебе и грамотность тестируется, и нравственная польза некоторая имеется, и, если не уверен насчет листьев, можно по-другому сформулировать мысль. Если мне не изменяет память, "русский язык" с правилами благополучно заканчивался в 8-м классе. Да, на уровне "цвет и форма разные вещи". Дальше читающие писали прилично, просто потому, что читали. Зеленые и круглые листья для математики годятся, для программирования и ботаники, а в сочинении имхо странно выглядят.

А тут надо старшеклассникам нечто наукообразное в определении изобразить. А не "жи, ши пиши с буквой и" для детишек. Вот и изобразили.
13.12.2014 16:58:48, OlgaStPb
Василиса из сказки
У меня ребенок учится в 8м. И совершенно фиговато у них с правилами, хоть и учатся на год дольше. И орфография у них закончилась в 7м, как сказал учитель.
Упражнения у них тоже на грани фантастики.

1. Напишите предлоожения, используя в составе сказуемых словосочетания "пришли вторыми", "приехал огорченным", "мог стать механиком".
ЗАЧЕМ? Это учебник иняза?
2. Спишите, расставляя знаки препинания. Какие виды сказуемого встречаются в тексте? Как связано их распределение с типами речи?
Я даже нашла, что такое типы речи. Но я не смогла выполнить это задание))). В свое время я сдала русский устный (а это теория (правила) и разборы предложений, слов по составу и морфологический разбор) на 5 на вступительном экзамене, принимали у нас преподаватели с филфака, кто знает, тот поймет))). Русский письменный проверялся на другом экзамене, на сочинении, там тоже ошибок не было))). Но тут я пас, граждане. Как моя дочь еще учиться умудряется, не будучи склонной к гуманитарным предметам.
13.12.2014 18:29:31, Василиса из сказки
Первая часть - easy money (чтобы каждый хоть на трояк наработал?), зато вторая - брррр :-((

Вопрос, конечно, интересный, что именно приобретет страна к своей конкурентоспособности, подготовив (допустим) этими великим трудами ежегодно миллион превосходных филологов.

Вообще, имхо, проблема в том, что потеряли "для чего учить", а не в том, "как учить".
13.12.2014 18:46:52, OlgaStPb
Василиса из сказки
Превосходных филологов так не обучишь. Филолог должен чувствовать смыслы, а не отсчитывать прилагательные))). 13.12.2014 21:34:06, Василиса из сказки
Я же говорю - ну предположим, нашли способ и обучили таки. Не 100 чел. прирожденных, а миллион обыкновенных. И чего от этого страна выиграла? 13.12.2014 22:15:30, OlgaStPb
Василиса из сказки
Причем здесь обучение филологов? Просто какие-то абстрактные базовые вещи, зная которые, человек потом в состоянии пойти учиться в гуманитарный вуз. Так же и с тригонометрией в 9м классе. Может, пригодится, а может, нет.
И гуманитариями-то не пренебрегайте))). Пренебрегали уже одни такие в СССР, недооценивали силу слова...
А уж сохранение языка - это вообще сохранение этноса.
Вот повадились тут некоторые писать общаЦЦа, штоле, делемо.
Не понимаете Вы, видать, граждане, что форумы читаются и подростками, которые и так менее грамотны, чем наше поколение. И что зрительная память рулит.
И что надо передавать традиции бережного отношения к своему языку, иначе мы будем бережно сохранять чужой язык, это как с историей.
Я, конечно, ушла в сторону и снова "на трибуну влезла", но уж, простите, повод возник)).
14.12.2014 11:49:44, Василиса из сказки
Для сохранения языка надо Пушкина читать и пр. Те самые презренные школьные сочинения про вольнолюбивые лирики писать. А это выкинули, в погоне за отношением прилагательных. Потому что целью стоит не сохранение языка и не поддержание уровня грамотности населения, а, видимо, поступление кого-то куда-то.

А с безграмотностью - ну нашелся бы, наконец, в государстве какой-нибудь умный карьерист, и развернул пропагандистскую кампанию, которая загнала бы интеллектуальных "олбанцев" в один позорный отстойник с "педиаторщицами", и сделала бы порчу языка , и умышленную, и от незамутненной малограмотности, столь же стыдным и маргинальным делом, как демонстрацию русофобии и/или социал-дарвинистских убеждений. Можно ведь сделать, если захотеть.
14.12.2014 13:31:50, OlgaStPb
Василиса из сказки
Самое интересное, что эти однородные члены были в школьной программе при СССР, они нужны, чтобы объяснять постановку знаков препинания))).
Ну, так их и объясняли быстро и конкретно, укладывались в 8 классов, а так эту тему в школе жуют уже несколько лет, а ребенок у меня все равно ее до конца сам не понял, пока я не объяснила)).
Но вот интересно, что самой по себе теории у них почти столько же, но... Она растянута и объясняется специфически. ЧТобы не вдаваться снова в лингвистически-методические дискуссии, приведу тот же пример с йолками. Нам это объясняли уже классе в 4м, когда все знали, как пишутся ёлки. Теперь это объясняют в детсаду. ЗАЧЕМ??? В детсаду от них больше вреда.
ОФФ: я рыдаю просто последние несколько дней. Народ уже в никах стал ошибки делать. Или человек сообщает, что он получил корочку и теперь умеет учить малышей физики (я переиначиваю темы, но смысл остается). А интеллегентные педиаторы и геникологи - это вообще непреходяще, похоже(((.
14.12.2014 15:01:38, Василиса из сказки
Ну так и в матем случилось похожее, давно, еще при Союзе. Решили всунуть в школу часть вузовских курсов и ради этого перетащить наукообразие из старших классов в младшие и сократить традиционное разжевывание материала, причем не кто-нибудь, а сам Колмогоров и другие крупные люди. Не вредительства ради, а от привычки работать с наиболее способными студентами. Кончилось резким падением уровня знаний.

Второй раз повторяется в виде фарса, как обычно.
14.12.2014 15:44:18, OlgaStPb
По-моему так ничего удивительного. Пед. образование всегда считалось непрестижным и шли туда те, кто в более продвинутые места не поступил. Наиболее умные после окончания убегали подальше от школ, и вот мы имеем то, что заслужили. 13.12.2014 11:22:24, Иллика
А вот я как раз вижу много удивительного. То, что вы говорите, применимо разве что к общей массе, да и то очень сомнительно. Скорее были те времена, когда жить на зарплату учителя было можно, но вот прокормить семью уже не получалось никак. Но это уже в прошлом.

Настоящие же учителя, были тогда, и есть сейчас и достаточно много. В любом случае книжки хорошие написать могут многие. А вот что принимается и по чему конкретно учатся - это уже вопрос министерства. Так что тема врага вполне применима. Мало пока у нас суверенитета.
13.12.2014 13:27:30, Тайный Сигнал Барабанщика
Да что уж сомнительного, за те 15 лет, что я читаю детские конференции ни один человек не сказал: как тяжело поступить в пед! Какой конкурс!, напротив, это последнее место, туда идут все, у кого нет надежды на лучший вуз. Исключения лишь подтверждают правило. Тем более, попадают в министерство, я как-то уверена, не лучшие по отметкам:), а карьеристы, т.е лучшие, но в других умениях:). И началось это не в 90ых, а гораздо раньше. 13.12.2014 14:08:03, Иллика
RareCat
Вот ссылка, по которой можно скачать кучу старых учебников. Может, будет кому-то полезной.
А вообще я бы взялась за тиражирование, думаю, это был бы успешный проект, перед учебным годом расхватывали бы.
13.12.2014 08:01:37, RareCat
Гы. Скоро будем, как монахи темных веков, копировать античных классиков, буковка за буковкой :-)) 13.12.2014 18:56:06, OlgaStPb
Именно благодаря им мы знаем про античную классику. Чего тут смишного? 14.12.2014 00:24:39, AleXXX
ОК. Сохраним школьную классику до нового ренессанса. Наступит же он когда нибудь. 14.12.2014 01:35:12, OlgaStPb
У меня второй сын учится в школе, 8-й класс. Я давно перестала понимать учебники русского, хотя по русскому в школе всегда была 5-ка, и до активного пользования инетом гордилась грамотностью. 13.12.2014 00:15:20, Атом
Такое впечатление, что чёткие определения выгоняются из всех учебников по всем предметам. Интересно, а кто-нибудь из МинОбра это когда-нибудь чем-нибудь обосновал? 13.12.2014 00:00:29, Тайный Сигнал Барабанщика
ИМХО тут абсолютно четкие и однозначные правила. Чуть тяжеловесно сформулированные, правда. Надо было чуть лучше структурировать - для того, чтобы не только мне, но и тебе было понятно :) 14.12.2014 00:24:02, AleXXX
тут нет вообще правил. ты сам-то понял что такое "одинаково относятся"? 14.12.2014 03:32:55, ALora
да 15.12.2014 17:40:52, AleXXX
Чтобы написать четкое определение, надо самому четко разбираться в описываемом вопросе. Поэтому, мне кажется, что не то, что "чёткие определения выгоняются из всех учебников по всем предметам", а нет тех, кто бы эти четкие определения написал. Наверняка, такие люди есть, но пишутся учебники другими, к сожалению. Писателей нынче много. 13.12.2014 08:56:28, muallima
Много есть оч. хороших учителей, которые могут написать отличный учебник по любым предметам. Но работа по учебникам ведётся слабая. Вроде Путин недавно поднимал тему. Посмотрим.Будем верить в лучшее :) 13.12.2014 13:32:02, Тайный Сигнал Барабанщика
я и говорю, что пишут учебники не те люди :)

конечно, надо верить в лучшее :) хорошие учителя есть, были и будут. и хорошими они были есть и будут не из-за зарплаты, это точно. какая же это жизненная удача, повстречать такого учителя в школе.
13.12.2014 23:13:45, muallima
Электра
Да есть хорошие учебники. А вот учителя харизматичные что-то давно мне не попадались... 13.12.2014 16:36:41, Электра
тут все хуже - приведенные Василисой примеры "определения" - это вопиющая безграмотность - понятийная, смысловая и терминологическая.

вот это: "ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ одинаково относятся к определяемому слову." - просто бессмыслица. набор слов.
13.12.2014 01:11:47, ALora
Катя_О
Абсолютно по всем.Даже из географии и биологии. 13.12.2014 00:21:53, Катя_О
Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
Я неделю назад так с физикой пыталась разобраться и с химией. В итоге достала свой старый учебник и ребенок очень обрадовался, что можно все понятно и доступно объяснить. Я только не понимаю, как сами-то учителя детей учат по этому.... хм... учебнику. Ведь у них же результат должен быть в виде успеваемости... 12.12.2014 22:36:53, Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
Разговаривала как-то с учительницей школы, в которой учится мой внук, как раз по поводу физики. Ее мнение: учебники, выпущенные после 90 года, настолько плохи, что по ним вообще нельзя учить.Более того, молодые учителя, которых учили по новой программе, сами не очень-то понимают физику. Кто поумнее, ищут учебники 70-80 годов. Эти учебники по крайней мере написаны на понятном языке. 13.12.2014 07:08:50, Марина Резвая
Электра
Вот как я стописят лет назад училась по Перышкину, так дочери его в школьной библиотеке и выдали. Учебник новый, содержательно от моего, навскидку, не отличается (физика не была моим любимым предметом, могу ошибаться). Я ей (дочери) для лучшего понимания предмета прикупила еще учебник физики УМК Сферы (автор Белага). Красочный, великолепно оформленный. По содержанию мало отличается от Перышкина.
Уж чего там такого сакрально-великолепного было до 90-х - убейте, не пойму.
13.12.2014 23:15:17, Электра
Ведь не выбросили :) молодец какая. 12.12.2014 23:25:00, Begliynka

Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!