Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Научить играть в ролевые игры.

Мамочки, не подскажите ли мне где найти описания как развивать навыки ролевой игры с ребенком?
Преамбула: С Гошей занимаются дефектологи, но у меня такое впечатление, что они больше уделяют внимания "академическому" развитию. Ну там - разбить слова на слоги, разобраться в какой ячейке таблицы что должно находиться (ну там - ряд-цвет, столбец-форма), задания на память, внимание и прочее. В общем развивают логическое мышление. Это очень хорошо. Он начал рассуждать и все такое, но вот как он не играл, так и не играет. Приходит в садик и занятся ему там нечем. Не умеет он себя занять. Начинает просто бесцельно носиться. Дома то мы ему не позволяем, а там не за ним же одним будут следом ходить. Отсюда постоянная аутостимуляция в садике.
Вот и решила я каждый вечер с ним играть в ролевые игры - сейчас играем "в доктора". Ему нравится. Проблемы какие - очень зависит в игре от подсказок. Практически не импровизирует, не развивает игру. Если капельницей нос промываем, значит не используем ее больше ни для чего другого, если вчера кот приходил с больным хвостом, то и сегодня тоже придет с тем-же (если мама не придумает другого). В общем если я сейчас вдруг это брошу (я не собираюсь конечно) то и он перестанет играть.
В общем прошу помощи - где чего почитать, чего найти и т.д. Как научить ребенка играть. Самому. И чтобы ему было интересно. Понимаю что это дело не одного месяца.
10.08.2006 03:05:13,

7 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Девочки спасибо большое сейчас скачала, буду читать. Вот только Венгера не нашла. Посмотрю может в магазинах есть. 11.08.2006 02:22:30, Мама_Дракоши
Вы это читали?
"Игры и занятия с особым ребенком", Сара Ньюмен
В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. http://www.autismwebsite.ru/Books/Small_Steps_Forwards.htm
"Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия", Янушко Е.А. "Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия." http://www.autismwebsite.ru/Books/Games_For_Autistic_Child.htm
10.08.2006 14:42:30, Л.Н.
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер “Домашняя школа”.
Методички к программам – у меня это Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.Васильевой, но Вам, может, другая понравится.
В методичках – методика работы с коллективом детей, а у Венгеров – именно родителей и ребенка.

Играйте, тем более, что мальчику нравится. Покажите пример – как еще можно эту капельницу применить, кроме промывки носа. Ну и пусть у кота хвост болит несколько дней (у меня вон нога уже неделю болит). Надоест Вам хвост лечить – пусть заживет. А у кого-нибудь другого заболит еще что-нибудь.

Пусть мальчишка набирается от Вас опыта – как можно играть, как какие предметы использовать и т.д. и т.п. Пускай пока количество копит.

Некоторые ребятишки хорошо начинают играть по сюжетам знакомых сказок - а потом уже и свои игры придумывают. Сейчас много продается наборов для разыгрывания сказок - наборы кукол-перчаток, деревянных конструкторов, картонных.
10.08.2006 10:01:55, Snegurka
"Только учтите - дети очень неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя?Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж "дочки-матери", так пусть дочка выполняет роль мамы, а маме придется изображать дочку. Зато как смешно и весело! Ну а в другом случае мама может суграть гостью, которая пришла навестить хозяйку, да еще и своего ребенка (куклу) привела с собой..." (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер “Домашняя школа”) :- ) 10.08.2006 14:35:29, Snegurka
Хочу сказать пару слов про игру с ребенком с нормальным психологическим развитием. В том возрасте, когда интересно играть с мамой «в доктора» и «в магазин» разнообразие неделями минимальное. Сегодня я у ребенка «покупала» хлеб, мясо, молоко, овощи, потом он у меня тот же набор, завтра то же самое с варьированием только количества и цены, а также подробнейшим его рассказом о взвешивании и так до одурения несколько недель подряд, пока появляется интерес к чему-то еще, например, к описанию витрины. При этом просьба поиграть настойчивая с возвратом ко вчерашнему сюжету. Как мне кажется, ролевые игры получаются либо, если они инициированы взрослым, либо у детей постарше, например, в 6-8 лет, либо когда компания разновозрастная, а инициатива исходит от старших. Дети детсадовского возраста скорее вместе строят что-то из кубиков, играют машинками, причем эта игра по сути даже не требует сильного взаимодействия. Один ведет игрушку по полу и «гудит», другой рядом делает то же самое, не особенно слушая соседа. Иногда выясняют, чья лучше.
В этом смысле посмотрите, какие игрушки есть в детском саду. Купите что-то похожее, но не совсем такое, чтобы было интересно и дома, и в саду и играйте дома в такие игрушки вместе или по очереди. Если кубики, то можно предложить каждому построить крепость. Сложность постройки не важна. 3 кубика друг на друге или 25 – это другой вопрос. Чаще спрашивайте, что делали другие дети, особенно, если с кем-то он уже вместе хоть что-то делал. Что Ванечка делал сегодня? А ты не смотрел, как Ваня (строил дом, рисовал и т.д.). Может, ему захочется сделать то же самое, если фиксировать внимание. Кстати не все нормальные хотят играть друг с другом. Если он будет играть с какой-то игрушкой сам, к нему могут подойти и смотреть. Уже будет общение. Я не знаю правила садика: можно ли ребенку дать с собой безопасную игрушку, например, ты же машинку, которую нельзя проглотить, без острых краев или что-то еще. Если получится уговорить, чтобы покатал машинку сам, потом дал тому, кто попросит – будут игры вместе. Ну хотя бы один катает, ругой ждет.
10.08.2006 07:36:08, обязательно ли ролевые?
Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и иследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.

Для детей игра- это когда стираются границы между фантазией и действительностью, когда можно легко превратиться в бесстрашных Батмена или Шварцнегера или вдруг оказаться козлёночком, иногда даже испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго.

Игра позволяет ребёнку лучше понять себя, так как ломает условности и позволяет проверить себя в разных ролях –''сильный-слабый'', ''красивый-гадкий'', ''храбрый –трусливый''.

Игра учит детей общаться и понимать других людей.
12.08.2006 10:11:07, Meliana
К сожалению не помню откуда я это скопировала, но хочу поделиться...
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах
10.08.2006 18:29:58, Считаю, что ролевые игры нужны


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!