Раздел: ДЦП

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как научить переворачиваться и подтягивать ноги

Уважаемые форумчане! у нас ДЦП атотически-астатическая форма и эпилепсия. мы не умеем даже переворачиваться. руки вроде посильнее ног, поэтому мы можем стояь на четвереньках(но не становимся:(, но ноги не передвигаются ни на сантиметр, не может она их подтягуть к себе истать на колени, даже совсем попыток нет, как у других деток-они раз и подтянули, а моя ну ни как:((((
может что-то подскажите, какие-то упражнения, чтоб научить её.
заранее благодарна.
03.04.2006 16:05:13,

19 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПОВОРОТОВ ТУЛОВИЩА ПО Бадаляну
Повороты со спины на бок и на живот способствуют одновременному включению в единый координированный двигательный комплекс многих групп мышц шеи, туловища и конечностей. Это стимулирует подъем головы, вращательные движения туловища, тормозит влияние шейных тонических рефлексов.
Тренировка поворотов на бок стабилизирует опорную функцию нижележащей стороны туловища, что важно как для формирования поворотов на живот, так и для развития способности самостоятельно садиться из положения на боку. Ротация туловища облегчает приведение рук к средней линии и к контралатеральной стороне. В положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке руко-ротовых реакций и зрительно-моторной координации. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия; они являются важной первоначальной ступенью будущего передвижения — ползания, ходьбы. Вначале тренируют повороты со спины на бок.
44. Методист слегка сгибает голову ребенка, затем медленно поворачивает ее в сторону. Ожидают, что за головой последует вначале верхняя часть туловища, а затем таз. Сгибание головы, ротация головы и плечевого пояса должны совершаться одновременно(рис. 146).
45. Методист берет ребенка за плечо и поворачивает его в сторону, за плечом следует верхняя часть туловища, затем таз(рис. 147). Можно стимулировать поворот, переместив руку ребенка в противоположную сторону таким образом, чтобы ладонь была повернута к лицу, и предложить игрушку с этой стороны.
46. Ноги ребенка сгибают в коленных суставах, поворачивают их в сторону. За этим следует ротация таза и верхней части туловища(рис. 148).
47. Одну ногу разгибают и отводят, другую сгибают в тазобедренном и коленном суставах и перемещают в сторону поворота. Ожидают, пока поворот будет завершен(рис. 149).
48. Метод поворота по V. Уоitа.Грудной ребенок спонтанно занимает асимметричное положение голова повернута в сторону, руки в положении АШТ-рефлекса. Методист надавливает на грудную клетку по ключично-сосковой линии в области седьмого —девятого межреберья на лицевой стороне по направлению к грудине. Это вызывает поворот головы в противоположную сторону. За головой следует туловище и затем таз. Когда туловище достигло бокового положения, оно опирается на нижележащее плечо и разогнутую ногу (рис. 150, а, б).
При нормальном развитии поворот на бок осуществляется с ротацией между верхней частью туловища и тазом. Формирование ротации способствует развитию реакций равновесия при сидении, стоянии и передвижении. Ребенок с церебральным параличом поворачивается «блоком» или принимает позу опистотонуса на боку, поэтому задача методиста — тренировать ротацию между верхней частью туловища и тазом.
Чтобы выработать у ребенка чувство ротации, следует тренировать повороты через обе стороны. В случаях асимметрии мышечного тонуса их осуществляют преимущественно через более пораженную сторону. Повороты можно начинать с головы и плеч или с таза.
49. При тренировке поворотов туловища с головы и плеч оказывают давление на таз, противодействуя его повороту одновременно с поясом верхних конечностей. После поворота верхней части туловища таз отпускают (рис. 151).
50. При тренировке поворотов с таза оказывают давление на плечо или фиксируют голову, препятствуя одновременному их повороту. Затем плечо освобождают, ребенок поворачивается на бок(рис. 152).
51. Чтобы снизить напряжение мышц туловища при ротации, начиная с тазового конца, руку ребенка следует поднять вверх в наружной ротации (рис. 153).
Для окончательного поворота на живот оказывают давление на плечо, медиальный край лопатки или гребень подвздошной кости вышележащей стороны в направлении поворота. При завершении поворота на живот ребенок высвобождает лежащую внизу руку, отводя плечо назад и вверх; одновременно он разгибает позвоночный столб и поднимает голову.
52. Ребенка кладут на небольшую наклонную плоскость или приподнимают край простынки, на которой он лежит. Ожидают, что ребенок под действием силы тяжести повернется на бок, а затем и на живот. При необходимости ему помогают (рис. 154).
53. В тех случаях, когда повороту туловища мешает выраженная ретракция рук, их можно поднять над головой, приблизить друг к другу, стимулируя поворот(рис. 155).
Повороты на бок и на живот облегчаются, если активность АШТ-рефлекса в положении на спине подавлена. Этого можно добиться, применяя следующие упражнения.
54. Голову поворачивают в сторону, одновременно сгибая «лицевые» руку и ногу. Упражнение делают в обе стороны попеременно(рис. 156).
55. Сгибают руку, а голову удерживают в срединном положении или слегка поворачивают в сторону согнутой руки.
56. Просят ребенка поднести корту игрушку, вложенную в руку.
57. При фиксации ребенка в патологической позе АШТ-рефлекса показано упражнение на растяжение укороченной стороны туловища. Голову ребенка фиксируют в срединном положении, препятствуя повороту в более пораженную сторону, и стимулируют ротацию туловища в сторону, противоположную той, где АШТ-рефлекс более выражен.
04.04.2006 10:19:53, МаринаП.
Nayta
Девочки, а как определить правильно ребенок поворачивается или нет? У меня она раньше тоже не умела, но я ее учила таким же способом. Теперь она то делает с такой скоростью, что я не могу уловить, правильно или нет. 04.04.2006 11:42:33, Nayta
Только многократными повторениями и стимуляцией определенных зон, которые должны знать инструктора. У нас эта проблема уже в прошлом, ттт, поэтому я помню только действия на обучение переворотам, а о зонах сегодня распрошу инструктора и тогда напишу:
- лежа на спине, согнутую в колене правую ногу заносите влево (при этом можно стимулировать зону позвоночника чуть выше- и саму поясницу), если забрасывается голова назад, то своей рукой привести подбородок ребенка к груди. После переворота на живот заставляйте самостоятельно вытаскивать руки вперед.
-лежа на спине с вытянутыми руками вперед заносите ручку за голову для переворота обратно.
В этих упражнениях важно, чтобы первоначально движение исходило от поворота головы в сторону разворота, а ней уже и все тело. Еще эти упражнения полезно выполнять на большом мяче для фитнеса. Сперва в одну сторону комнаты, перекатывая мяч, выполняете подряд несколько поворотов со пины на живот, а в другую сторону - с живота на спину.
Подтягивать коленки под живот можно учить, стимулируя определенные точки и зоны, но об этом позже, а может кто знает, так и напишет раньше меня :)
03.04.2006 16:35:03, Helin
спасибо огромное, а если б вы мне написали про эти точки, то цены б вам не было. очень прошу, черкните об этих точках. Спасибо. 03.04.2006 17:18:16, НадеждаС
Ох, даже не знаю, как вам описать местонахождение этих точек. Надежда, поищите в библиотеках медицинских книгу Бадаляна в соавторстве, кажется, с Журбой, 1983 г. издания "Детские церебральные параличи", в ней очень хорошо описаны точки и упражнения, которые вам нужны. Ищите точки на ягодицах, приблизительно в области ямочек с обеих сторон ("тройная" точка на приведение ноги одновременно в трех местах- бедро, колено, стопа) и те, что под ягодицами по центру мест примыкания с ногой (не знаю, понятно ли я пишу?). Еще куча точек на подздошном гребне (гребни, чьи косточки выпирают на бедрах), их самих и под ними даже просто растирать полезно (это из области склеромерного массажа). Неужели ваш массажист не знает этих точек? 03.04.2006 19:39:34, Helin
А вы не пробовали учить дите переворачиватся через голову тоесть ,держать голову ,а тело пусть поворачивает в любые стороны, вы ему помогаете,тоесть стимулируете. С нами так кинезотерапевт учил переворачиваться. 03.04.2006 20:57:57, Galiy
Если этот вопрос ко мне, то практически это мы и делали. Я же написала, что первично поворачивается голова, а за ней тело. Только многим деткам надо показывать, как именно дальше действовать, а отсюда уже и разные позы и упражнения. 03.04.2006 21:08:53, Helin
Эту книгу я сейчас сканирую,так что не ищите,завтра если все нормально,то напечатаю. 03.04.2006 20:06:49, МаринаП.
Я как-то эту книжку тоже отсканировала. Но получилось что каждую страницу сканировала в отдельный pdf файл, и они много места занимают...Как бы это все дело уменьшить? Если бы уменьшить - я бы многое выложила, у меня и отсканированные статьи про Склеромерный массаж есть, но там вообще вордовский файл около 7 Мб веса, из-за картинок... 04.04.2006 05:55:03, Катя С. из Владивостока
Так же один раз уже неудачно сканировала,сохраняя с таким же расширение.В Ворде все начинает скакать,много картинок и текста,но думаю получиться в этот раз,уж больно нужная книга. 04.04.2006 09:12:22, МаринаП.
Люся Капустина
И еще, игровая стимуляция самостоятельных движений. Малышку класть в кроватку только спать. Остальное время на жестком полу. Лежа на полу, играйте с ней, предлагая ирушку сбоку, чтобы она могла дотянуться до нее только с поворотом туловища. Обязательно следите, что бы повороты были в обе стороны. Игру не затягивайте, - 3 минуты и меняете, но возвращаться к не раз 10 в день. Потом игрушку предлагать сбоку вверху...
Стиуляция ползания труднее. Я брала старую дверь, клала ее на пол. Под один край клала стопку книг (за что получала втык от мужа :)). Получается большая горка. Кладете малыху головой вниз и предлагаете игрушку или печеньку чуть впереди. Она тянется и немного соскальзывает, запоминает движения, которые продвинули ее вперед. Потом стопку книг уменьшаете, угол наклона сокращается, навык остается. Сережа сначала боялся ,потом привык и пополз.
03.04.2006 22:25:56, Люся Капустина
Люся Капустина
И еще, когда будите так заниматься, надевайте наиболее "скользкую" одежду для облегчения движений. Это я брала из методики Глена Домана. 03.04.2006 22:29:39, Люся Капустина
спасибо огромное, очень буду ждать книгу.
я дочу тяну за ручку, а она сразу скрючивается и хочет как бы сесть, а не перевернуться, а результат и не перевороти не присаживание, так, закорючка какая-то. аж злость берет. злость на себя.
а за голову это как? только за голову держать, так она же только орать будет и все, и ногами болтать. мож голову куда-то тянуть нужно? вообщем жду книжку вашу. еще раз спасибо огромное!!!!
03.04.2006 21:20:07, НадеждаС
В клубочек сворачивается из-за лабиринтного тонического рефлекса (см. Бадаляна), который проявляется в повышении тонуса мышц-сгибателей в положении лежа на животе, и разгибателей, лежа на спине. Бороться с ТР нужно обязательно !!!, от этого зависит будет ли ребенок дальше развивать свои двигательные навыки и самостоятельно себя обслуживать. В той же книге Бадаляна описана система специальных поз-упражнений для подавления тонических рефлексов по Бобат-методике (отдельной темой я пыталась описать этот метод своими словами и на своем опыте убедилась, что без укладок очень тяжело погасить ТР). 05.04.2006 13:40:09, Helin
1)что значит без укладок?
2) а как понять, что он уже будет погашен?
3)как проверить, какие рефлексы у нас еще не погашены?
4)где взять книгу Бадаляна?
я нашла только Бортфельда. 2 раза уже прочитала, когда читаю вроде чуть понятно, ну а закрою книгу, то все. Хоть сначала начинай.
5)а для года не поздно погашать рефлексы?
спасибо всем, кто ответит.

05.04.2006 22:19:51, НадеждаС
1. Укладки - это когда вы с помощью песочников-утяжелителей фиксируете ребенка в положении, подавляющем тонические рефлексы, и оставляете так на продолжительное время, у ребенка начинает действовать механизм обратной связи, т.е. когда сигнал идет не от головного мозга к конечностям (как у здоровых людей), а от правильно уложенной конечности к мозгу, где эта правильная поза со временем откладывается. Это я пишу уж совсем банальным языком, а если серьезно, то все это (тонические рефлексы, укладки, Бобат-позы и т.д.)хорошо описывает Бортфельд(ссылку на эту книгу я давала, когда описывала комплекс по Бобат). А Бадаляна, кажется скачивала МаринаП. У него хорошо даны упражнения и точки, но направить, что именно использовать вам, должен врач или инструктор ЛФК. Читать такие книги как худож. литературу бесполезно, надо выбрать оттуда упражнение и тут же попробовать его на ребенке и т.д.
2. Погашен будет рефлекс, когда при повороте головы не будет содружественных действий конечностей. Для каждого вида ТР содружественные движения разные, например, при ассиметричном шейно-тоническом рефлексе при повороте головы вправо сгибается левая рука и выпрямляется правая, получается так называемая "поза фехтовальщика", которая не дает развиваться координации "глаз-рука", необходимой для действий руками.
3. Рефлексы проверяют неврологи, правда грамотный инструктор ЛФК или массажист сразу их видит, т.к. на наличии того или иного ТР строится реабилитация (подбираются физические упражнения, укладки, тактика массажа на расслабление одних мышц и стимуляцию других). Сами Вы, конечно, прочитав книгу, можете проверить ТР, но не думаю, что сможете подобрать соответствующие реабилитационные меры.
4. Рефлексы гасят до тех пор, пока они не сдадутся :), иначе вся остальная работа с ребенком будет тормозиться. Вот почему часто слышишь, что повторяешь-повторяешь упражнения, а толку нет. Это я сейчас уже поняла, что надо начинать работать с ребенком поэтапно - гасить ТР, параллельно добиваться контроля головы, затем ползания, а потом уж биться над ходьбой. К сожалению, перескачив сразу на более глобальные задачи и не укрепив начальных основ, толку не будет. Так что работать над погашением ТР не только не поздно, но и обязательно в вашем возрасте, т.к. с возрастом они начинают мешать развитию координации, анализаторных систем (зрение, вестибулярного аппарата, различной чувствительности и т.д.), пространственных представлений и ориентировку в целом.
Надежда, а невролог вашего ребенка вообще смотрел, вы спрашивали его о наличии у ребенка тонич.рефлексов? Я смотрю, что вы практически не ориентируетесь в этих понятиях, поэтому и возникают у меня такие вопросы. Может вы накручиваете себя, прочитав переписку в конфе? а если эта проблема для вас реальная, то почему вы об этом впервые слышите? или у вас такие специалисты грамотные? Вы задайте своему врачу конкретные вопросы: есть ли полный контроль головы у ребенка, какие ТР сохраняются, какие упражнения и укладки делать, с какими мышцами должен работать массажист и как (на расслабление или стимуляцию). Если же все-таки ТР присутствуют, то можете смело делать тот комплекс, о котором я писала (по Бобат с пассивной разработкой), бейте на их погашение и тогда появится почва для формирования нормальных движений. Только посоветуйтесь с вашим инструктором, какую именно разработку делать, это зависит от состояния мышц (в тонусе или наоборот). Напишите мне на мыло, если будут еще какие-то вопросы.
06.04.2006 18:32:40, Helin
У нас с переворотом на живот так и не вышло:) Папа научил, но то ли особо не где было, то ли еще что- все затихло.С живота на спину научилась и все. 04.04.2006 07:50:54, Иркка
Попробую вам обьяснить.
Например вы держите голаву между своих ног,а тело крутите в разные стороны,так чтобы ноги были прямыми,можно одеть тутора или завязать,это если ребенок не понимает.
Мы после таких упр начали в левую сторону поворачиваться.
03.04.2006 21:44:14, Galiy
Люся Капустина
Надя, я послала Вам "маленькие ступеньки" 03.04.2006 22:36:27, Люся Капустина

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!