Раздел: Формирование умений и навыков

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Olga U

Методики развития речи

Девочки, моя тема ушла вниз – огромное вам всем спасибо за поддержку и ценные советы! Теперь я очень хочу начать скорее заниматься с ребенком. Но пока еще не могу переварить все море информации про разные методики которое есть в интернете. Особенно трудно когдда в одном месте читаешь одно, в другом полностью противоположное и тоже очень убедительно :-) Но я так понимаю надо пробовать на своем конкретном ребенке, что ему подойдет. Поэтому пока я разбираюсь с теорией серьезных программ, я попыталась из ваших советов составить первоначальный план. Но у меня возникли вопросы. Прокомментируйте пожалуйста.
1. Говорить с ребенком простыми словами-предложениями.
Это оказывается очень не просто, тут нам всем нужна тренировка и самоконтроль. Я сегодня со стороны слышала как мама моя пыталась это использовать. «Митя хочет кушать?» «Да, Митя хочет кушать...» Называет просто тарелка, ложка, а потом «ой, подожди, я сейчас тебе порежу маленькими кусочками....», т.е. срывается на быструю и разнзообразную речь. Я думаю у меня получается еще хуже :-) Есть советы бывалых, как вы СЕБЯ тренировали? :-)
2. Показывать на предметы и называть их
Ну тут вроде все понятно, хотя легко это делать если ребенок на руках, а если рядом идет и своими делами занят, то труднее :-(
3. Использовать музыку (пение) как способ «запуска речи»
Я думаю этот ресурс для нас очень важен, т.к. он действительно лучше всего повторяет песенные фразы и слова похожие получаются. Но как именно это использовать я не знаю.
4. Должны ли игрушки быть в свободном доступе?
Раньше я старалась чтобы всякие игрушки типа машинок с гаражом, солдатиков и кукол были ему легко доступны – хотелось чтобы он стал играть в иммитирующие игры и он вроде играет. Все развивающие материалы я ему в свободный доступ не даю, сама достаю когда с ним играю. А сейчас почитала что похоже надо ВСЕ убрать и на высокие полки чтобы у него была необходимость просить. Так?
5. Еще я думаю что самое важное сейчас научить его «отвечать», реагировать на вопрос, просьбу. ЭТО для нас задача номер один! Т.е. я пока вижу какие-то «жесткие» методы в голове, усадить на стул и «не выпускать» до тех пор пока не выберет и не даст из двух картинок (игрушек) ту которую я прошу. Но ведь есть наверное более гуманные и главное более результативные методы! Где мне про это почитать?
21.12.2005 23:10:22,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я не знаю какой у вашего малыша диагноз, но могу рекомендовать книгу "Говори, ты это можешь!" Августова Р.Т. Это книга в основном про детей с синдромом Дауна, но в ней много нестандарных рекомендаций. По этой книге я работала (сын - ДЦП), подруга (дочка - сенсорная аллалия). И еще она с нетерпением ждет продолжения этой книги. Удачи вам! 23.12.2005 16:59:16, Елена, Москва
Olga U
Я сама не знаю какой у нас диагноз :-)
Но попробую найти эту книгу и почитать, спасибо!
23.12.2005 19:10:16, Olga U
Мы "включали" ребенка при помощи показывания Жениным пальцем на предмет - например, при разглядывании кошки в книжке показывали ее пальцем ушки, носик, глазки. Просто брали ее за руку, складывали пальчики "чтобы показать" пальцем - и показывали, называя медленно."Это нос. Нос. Это нос." В такт словам тычем ее пальчиком. Также учили части тела человека, да и ко всему можно применить. Затем так отрабатывали буквы, слоги, слова. Еще очень хорошая игра в один цвет. Называем все красное (например), тычем ее пальцем в красные предметы и говорим: "красный шар", "красная чашка", "красный носок", выделяя голосом "Красный". Через год мы уже играли - показываем все предметы в доме "красные", "синие" и т.д. , сопровождая словом или контуром слова ( по возможности).
Еще одно замечание. Сначала начните с имени ребенка. Он должен у Вас твердо знать свое имя и откликаться на него голосом. Мы работали с этим довольно долго. "Мама зовет Женю. Женя! Женя отвечает - Я здесь!" - Это все прогогваривали мы, показывая ее пальчиком сначала на маму, а затем легонько ткнув ее пальцем в ее грудку. Ваше лицо должно быть обязательно на уровне глаз ребенка, даже если он не смотрит Вам в глаза.
Когда ребенок осознает, что Вы от него хотите и усвоит свое имя, постепенно переставайте говорить о нем в 3-м лице и переходите к местоимениям - я, ты, затем - мы. Это только самые первые шаги.
23.12.2005 16:41:26, мама Жени
Olga U
Спасибо, похоже именно так нам и надо делать! 23.12.2005 19:09:34, Olga U
1-1-1 Мои слова важны
Дети аутичного спектра плохо умеют слушать. Авторы советуют не приучать ребенка слушать постоянные призывы: «Внимание. Посмотри на меня. Ты слушаешь» и пр. Ребенок привыкает полагается на других ждет, когда ему скомандуют. Необходимо умение добровольно переключать внимание.
Инструкции: нужно говорить медленно, делать паузы между словами и предложениями. Отчетливое произношение. В вашем высказывании должно быть столько слов, сколько в высказывании ребенка (т.е. если ребенок говорит двух-трех сложными предложениями, взрослый должен говорить также). Не стоит продолжать говорить, если ребенок не воспринял первую «порцию». Нужно сделать ваши слова ценными для слушателя. В речи должны быть сигналы для ребенка, помогающие обратить внимание. Глубокое дыхание, вздох, запинка на самом важном в предложении. Можно изменить объем голоса вместе с «заиканием». Можно менять тембр и скорость речи, делать паузы, кашлянуть, прочистить горло.

1-1-2 Я потерял голос
Важно привыкать обращать внимание на выражение лица, не только на слова. Многие прекрасно говорящие дети при разговоре могут смотреть в сторону, отходить и даже вообще уходить из поля зрения.
Игра состоит в том, что Вы «теряете голос». Это нужно сделать в такой момент, когда ребенку действительно нужно пообщаться. Необходимо, чтобы он не мог уйти во что-то другое, например, видеоигры и пр. Ребенок должен понимать, что это игра, а не наказание молчанием. Можно и ему предложить притвориться, что он потерял голос. Как и первое упражнение, это должно протекать на положительных эмоциях.

1-1-3 Неожиданные звуки и действия
Дети могут ускользать, отвлекаться в процессе разговора. т.е. сначала они обращают внимание, но потом отвлекаются, например, на что-то новое. Предлагается делать что-то неожиданное, но не пугать ребенка.
Близко подходить во время разговора.
Вставить бессмысленное слово в середину предложения.
Перейти от шепота к крику и обратно на одной фразе.
Поставить туфлю на голову
Положить на лицо носовой платок.
Неожиданно свалиться в середине фразы.

1-1-4 Скандирование (песнопение)
Предлагается повторять с ребенком слова, фразы, растягивая главное слово: “Мы идем, идем, идем на ку-ухню” глядя на ребенка, кивая, широко улыбаясь, приглашая ребенка на кухню. Маршируя, напевая как военный марш. Делая фразовое ударение на разных словах, меняя скорость. Постепенно можно добавлять новые игровые моменты, например, “поскакать на лошадке”. Потом можно менять, постепенно развивать его фразу.
Для детей, которые задают повторяющиеся вопросы, попробуйте предупреждать их, говоря: «Задай мне другой вопрос», говоря это несколько раз. Когда ребенок повторит вопрос, повторите его, скандируя и сопровождая фразами: «Какой великолепный вопрос! Какой чудесный вопрос! Задай мне другой вопрос. Вы обращаете внимание ребенка на том, что это игра, а не делаете акцент на информационном содержании речи.

1-1-5 Неожиданные названия
Развитие чувства юмора. Игра: дети вокруг коробки с разными предметами. Из коробки достается предмет, например, туфля, кладется на голову. «У меня новая шляпа, элегантно. не правда ли?» . Ребенок смотрит, вы смеетесь вместе.
Потом ребенок выдумывает название. Вы говорите еще что-то. Ребенок достает скрепку, говорит, что это носок, вы сообщаете, что это кетчуп! Ребенок учится шутить.
Это отсюда:
Steven Gutstein, Rachelle Sheely. Relationship Development Intervention with
Young Children: Social and Emotional Development Activities for Asperger
Syndrome, Autism, PDD and NLD. 2002. Jessica
Kingsley Publishers Ltd; ISBN: 1-84310-714-7
Ссылка: http://www.connectionscenter.com
23.12.2005 15:37:39, ЛяМур
Olga U
Спасибо! Не все нам пока подходит, но какие-то идеи я себе "отложила" :-) 23.12.2005 16:26:51, Olga U
Пока, для начала - только гуманными методами!!!
Наши самые лучшие результаты - именно через них. Да, одеваться я научила силой. До сих пор это дело не любит. И я думаю, что теоретически могла бы исхитриться и научить по-хорошему, просто в тот момент это казалось мне невозможны.
Идея не выпускать, пока не даст ответ мне очень не нравится. Да, в АВА есть нечто перекликающееся, но это нужен человек, который будет действовать очень последовательно и очень профессионально. А подобные действия мамы "наскоком" могут принести вред. Я пыталась дочку переупрямить в кое-каких вопросах. В большинстве случаев потерпела неудачу и до сих пор не могу расхлебать последствия. А те темы, где я изворачивалась, танцевала и порхала вокруг ребенка, придумывала разные игровые приемы, пошли хорошо. Конечно, надо проявлять твердость и последовательность. Вплоть до жесткости даже иногда. НО. Может помочь, а может навредить. Я применяла и несколько раз - помогло. Этот метод не должен идти с бухты-барахты. Он должен быть выношенным и выстраданным. И когда ничего другого не остается, ребенок понимает, что он должен что-то сделать.
Про игрушки. Попробуйте забрать, вдруг поможет и начнет просить. Но если не будет идти, то не упорствуйте и вовремя откажитесь от затеи. Если от ребенка требовать того, к чему он объективно еще не готов, то последствия будут неважными.
Нелохо было бы раздобыть "метод семьи Кауфман".
"Услышать голос твой", наверное, читали?
Я еще хотела рассказать ВАм про свою дочку, но сейчас нет времени. Если интересно, то я его попробую изыскать:) Да, кстати, подумала вот - ведь моя младшая, та, которую я считаю здоровой:) начала уверенно говорить мама и папа только в полтора года, т.е. не так уж далеко от двух. Это к тому, что вы не так уж и сильно отстаете.
22.12.2005 19:31:54, теоретик
Olga U
Спасибо, очень неудобно занимать чужое время, но может быть если найдете что-то из "старого" или напишете мне - буду благодарна, очень.
За советы спасибо. Буду стараться нащупывать нужный подход.
Вообще все мое общение в сыном приводит меня к выводу, что педагогика это очень творческая деятельность! Чтобы я не придумала и оно вдруг срабатывает, уже не работает через день или два, надо новое придумывать :-) Поэтому то я и пристаю ко всем с идеями, пытаюсь выискивать тут в конфе какие-то мысли. Вот внизу сейчас про фотографии семьи прочла, хочу попробовать "тыкать" как с книжкой.
22.12.2005 19:54:37, Olga U
Слово неудобно - прочь:) На нужное кому-нибудь дело очень приятно находить время.
Напишите мне на мейл, я пришлю из старого.
22.12.2005 20:13:14, теоретик
Здравствуйте, Ольга! Мы полтора года назад ничего не говорили, не понимали речь. сейчас сыну 4 года- рассказывает стихи, поет песни, белее менее понимает речь.Тогда специалисты (логопеды, воспитатели) отказались с нами заниматься, из-за полного отсутствия внимания ребенка. А самой очень сложно заниматься с ребенком регулярно, были большие перерывы. Полгода мы потеряли из-за семейных проблем. Потом мы попросили заниматься женщину, по часу в день воспитатель из его группы в садике. Внимание было переменным, потом стало стабильным хорошим - большие успехи. Мы теперь можем общаться с сыном, это радует, хотя он еще отстает от своих одногруппников (садик простой). Желаю вам удачи и терпения, не теряйте время, если есть возможность советую звать на помощь "говорливых родственников" или педагогов,воспитателей. 22.12.2005 13:32:23, было......
Olga U
Спасибо за оптимистичный ответ!
"Говорливых родственников" это чистая правда! У нас когда гостила бабушка моя (ей 90 лет), она такая эмоциональная, все с ним разговаривала очень эмоциональном, мол "ну, давай, давай...." и он "давал"!
Но уж больно пожилая бабушка у меня чтобы ее призывать к спасению :-) А мы все немножко более спокойные и замкнутые даже :-(
Мне интересно другое, как вы ходили в садик при том что он ничего не понимал из речи? Какое у него было поведение в тот момент?
И конечно хочется знать КАК вы занимались?
Просто 1 час в день с хорошим специалистом?
Ну и большое спасибо за оптимистиченый ответ!!!!
22.12.2005 16:28:57, Olga U


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!