Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Какого рода психологическая помощь нужна ребенку?

Хочу послушать ваши мнения. У Вовы в анамнезе задержка речевого развития с легкими аутичными чертами, за полгода прогресс в речи (ттт) очень хороший (от полной тишины еще полгода назад до стихов и перессказов сказок сегодня). В поведении особых проблем нет, вполне разумный и адекватный ребенок, но но из аутичного -чрезмерная застенчивость (например, на приветствие соседки "доброе утро, Вовочка, ты идешь в садик?" чаще всего спрячется за меня или уткнется мне в колени). К детям тянется, но общаться пока не очень получается, не очень понимает, как с ними взаимодействовать (по наблюдению очень хороших опытных воспитателей в саду, "общаться не умеет, а только учится"). Эти проблемы с коммуникацией наталкивают на необходимость работы с психологом, но какого рода должна быть психологическая помощь в нашем случае?
У нас был недавний опыт сотрудничества с психологом, который вызвал у меня массу вопросов. Началось с того, что психолог на первой же встрече, после 2-х минутного общения с ребенком, уверенно диагностировала у него аутизм и завела разговоры об оформлении инвалидности. Диагноз этот не совпал ни с мнением лечащего врача, ни с моими внутренними ощущениями, но со счетов я мнение психолога сбрасывать не стала. Далее рекомендация психолога обязательно использовать для альтернативной коммуникации карточки PECs, несмотря на то, что ребенок вполне может выражать все потребности вербально, тоже удивила. Потом приступили к самим занятиям. Ребенок у меня дисциплинированный и любознательный, если приступили к занятиям, знает, что сейчас будет проходить занятия (хотя был ранее период, когда я мотивировала его заниматься за конфетку, которую потом сменили поцелуи в щечку :) А занятие проходит примерно в такой форме. Ребенок выполняет одно задание. "Молодец, вот тебе машинка, поиграй" . Ребенок радостно бросается катать машинку. "А теперь отдай машинку, будем рисовать". -"Неет, я хочу играть с машинкой!"- "А конфетку хочешь?" - "Даа!" - "Отдай машинку, получишь конфетку. А теперь давай заниматься". Выполняет еще одно задание. "Молодец, возьми машинку, а потом, когда я тебе скажу, отдай". В следующий раз ребенок снова не хочет отдавать машинку, в ход идет таймер "когда зазвонит таймер, отдашь", а мне по ходу читается лекция, что " у аутичных деток проблемы с переключаемостью, поэтому используйте дома таймер и пр"...По факту, у в обычной жизни у Вовы проблем с переключаемостью не многим больше, чем у большинства трехлеток (ну может вопить "нет, еще хочу!" когда истекает время на аттракционах например, но не более того), но когда в очередной раз на занятии ему дают машинку и через минуту отбирают, у него начинается истерика. Я пытаюсь призвать ребенка к порядку (т.к. в обычной жизни истеричность ему не свойственна), на что психолог рассказывает мне, что "для ЭТИХ деток это в пределах нормы, что же вы хотите, мы имеем то, что имеем". Может, я сильно не в теме, но мне действия психолога показались провокационными, что ли...зачем ребенку, у которого предположительно проблемы с переключаемостью, несколько раз прерывать занятия игрушкой (при том, что ребенок изначально настроен заниматься) а затем комментировать его низкую способность к переключаемости?
Само построение занятия: простенькие развивающие задания (конструктор -пирамидки -формочки и пр) и на имитацию (повтори движение, повтори звук и т.д). Тоже не совсем понятно, как это может решить насущные проблемы, т.е. помочь ребенку преодолеть застенчивость и научить общаться. То, что я наблюдаю на занятиях, как -то очень далеко от этого... Или я не совсем понимаю специфику данных занятий? Помогите разобраться.
06.10.2013 23:26:38,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
при том, что я всегда плохо отношусь к виртуальным "попугаям", которые заявляют, что "жираф большой, ему видней", хочу сказать ,что имхо Вы описали совершенно нормального трехлетку и совершенно больного психолога.
воспитатели видят проблему? если нет, то все ок, с очень большой долей вероятности.
тому из моих детей, что не аутичен, 5 и он прячется за меня, когда соседка с ним здоровается. сначала он стеснялся, потом это переросло в игру. а в 3 он еще не говорил. и стихи до сих пор учит с большим трудом.
07.10.2013 22:41:37, в гости
о, давай я до полноты картины опишу все проблемы младшей:).
- бутылку с соской сосала до 4 лет перед сном.
- ногти грызла до десяти, а может еще и сейчас подгрызает
- читать не могла до шести совершенно, и в семь тоже было много ошибок, перестановок, быстро истощалась
- почерк ужасный
- до сих пор длинное слово может не прочитать, а пытаться угадать.
- до трех лет меня от себя не отпускала, последний всплеск был в 4 года, когда я вынуждена была вернуться и взять ее с собой в магазин, потому что истерику было слышно на весь подъезд - ребенка пытались оставить с бабушкой.
- истерики при прививках были такие, что сбегались врачи из всех соседних кабинетов
- да, стихи тоже долго не могла рассказывать, а уже пересказ текста в три года - вообще недостижимо было, как и в шесть.
- да, речь до пяти лет была весьма невнятной, потом правда с помощью логопеда выправили.

Сейчас по рейтингу лучшая ученица в классе.
08.10.2013 00:37:38, ЮлияФ
ага-)))
список очень похож
08.10.2013 10:33:44, ex_muha
Спасибо, очень хочется Вам верить:) Воспитатели ( их несколько сменилось, мы ведь и сад меняли) о ребенке хорошо обычно отзываются, характеризуют как очень спокойного и очень послушного ребенка, но отмечают его излишнюю застенчивость и проблемы в общении с детьми. Но справедливости ради все же отмечу, что в данном посте я описала ребенка, какой он на сегодняшний день. А еще год и даже полгода назад аутичных черт было ощутимо больше: и стереотипии были, , и тревожность при смене привычного маршрута, и т.д(правда, все это слабовыраженный характер имело, но все же присутствовало), и было именно ощущение ребенка, спрятанного в раковину. Ну а сейчас только проблемы с коммуникацией остались. 07.10.2013 23:14:43, white-dove,
имхо просто не торопите события, у всех своя скорость развития. я не призываю сидеть сложа руки;).
да. о психологе. когда-то, когда старшему было 5 и о диагнозе я не подозревала, милая психолог, которая за мои деньги просто играла с ребенком и явно получала от этого удовольствие, решила походя для меня проблему похода в детсад;). он не начал получать от сада удовольствие, но и закатывать истерики на входе перестал.
08.10.2013 22:57:52, в гости
Танцующая :-)
Мне не понравилось твое описание работы психолога...совсем-совсем....
Во-первых ты правильно подметила, что занятия не направлены на работу с тем запросом с которым Вы пришли.
Во-вторых, я полностью согласна с твоим мнение, что действия носят именно провоцирующий характер, они безграмотны.
На мой взгляд такие методы могут привести к повышенной тревожности.
Ищите другого специалиста.
А вообще на нашем опыте хочу сказать, что как только у ребенка расширится словарный запас и он научится конструировать сложные предложения, так сразу и с детьми пойдет контакт.
Не бегите вперед паровоза, работайте над общим развитием речи.
Мой вот только сейчас (7 лет) учится налаживать взаимодействие с детьми, наконец дозрел , может сказать что хочет и предложить свою форму игры. Кстати он сначала более менее научился согласовывать свои действия с нами (в комфортном кругу) и только потом начал пробовать это делать с детьми. Взаимодействие с детьми самое сложное ибо это хаос как говорил кто-то из психологов:-).
07.10.2013 15:37:38, Танцующая :-)
Спасибо, Надя. В речи очень хорошая динамика (сейчас в логопедический сад перешли, где над речью работают буквально каждую минуту пребывания детей в саду -в речи прогресс с первых же дней пребывания там), дома ребенок не замолкает, а в саду ( и где бы это ни было)бОльшей частью молчит пока. 07.10.2013 23:19:24, white-dove,
Танцующая :-)
А зачем ты хочешь , чтобы он здесь и сейчас начал выстраивать контакты с другими детьми?
Ты не задумывалась, что ему самому на данном этапе это может быть не нужно, вот он и не пытается преодолеть барьер?

Или сын переживает из-за того, что с детьми играть не получается?
08.10.2013 11:27:28, Танцующая :-)
Надь, я даже не знаю. То, что я наблюдала летом на детской площадке -Вова пытался бегать за ровесниками и принимать участие в их играх, а они отмахивались и прогоняли его. И мне было его жалко:( В садике под руководством воспитателя дети более цивилизованно себя ведут, чем на площадке, изгоем он в группе не выглядит -но он скорее играет рядом с детьми, а не вместе, совместные игры не очень получаются.
Но у Вовы вообще такое характерное свойство: в принципе, в саду, среди шумных активных детей и чужих взрослых, моему ребенку-интроверту не очень комфортно. Но он не протестует против сада, идеально себя ведет в саду -но если за ним в саду наблюдать со стороны, то впечатление, что он полностью погружен в себя. Этим он себя от дискомфорта ограждает, что ли...
08.10.2013 12:38:30, white-dove,
Танцующая :-)
Денис вел себя практически также, как Вова. Для того, чтобы организовать/включиться в игры Вове нужны определенные навыки, и поведенческие и речевые.
Речевыми занимается логопед, поведенческие можешь ты помогать нарабатывать во время прогулок. У моторных алаликов (мой алалик, я не помню ставили Вове алалию или нет) есть проблема с произвольной речью, т.е. он не может вовремя сконструировать нужную фразу. Вот я и помогала, видела что он хочет от другого и подсказывала фразу, для первичного контакта этого было достаточно. Потом контакт разрывался, но опыт установки он уже имел. Потихоньку расширяешь , помогаешь ему удерживать контакт на 2 точке взаимодействия, а потом он получив опыт научится первичные действия делать сам. Потом научится и удерживать в рамках определенных сценариев. Со временем сценарии расширятся. ИМХО тут либо работа целенаправленная с психологом в мини-группах, либо твоя работа на прогулках.
08.10.2013 14:39:53, Танцующая :-)
Спасибо, Надя. Да ,ставили в три года моторную алалию, и очень похоже на нее 08.10.2013 16:12:27, white-dove
"Помочь ребенку преодолеть застенчивость и научить общаться" - задача не на год-два-десять и не только для психолога, а постоянная составляющая вашей жизни. Ну вот такой он:))

В этом возрасте занимались игротерапией: игры под руководством психологов. Помню, что постоянно нужно было тонизировать, поощрять, уговаривать. Сочиняла о ребенке сказки. Мы его и рисовали, и прочее.
Просто развивалки позволяют выявить интересы ребенка.
Повторять звуки и прочее - у аутистов это слабое место, они же отказываются.
Задача психолога - контакт. Мне кажется, это первично.

Этот психолог... Странно. Моего бы ребенка в том возрасте ТАК увлек таймер, что все остальное... вообще было бы бесполезно. Он бы и играл таймером. Он западал на всю технику:) Мы бы вместе его включали и т.д. Возможно, даже слушались таймера.
07.10.2013 15:19:28, ЛяМур
Ну я так поняла, психолог использовала типовую методику работы с аутистами. Система поощрений, жетоны (ответил на вопрос "Как тебя зовут, как маму-папу зовут"- жетон, хлопнул по просьбе в ладоши -жетон, собрал все жетоны - молодец, возьми машинку поиграть). Наверное, по методике все правильно, но в чем смысл лично для моего ребенка, я понять не смогла. Повторять движения, например -так он их каждое утро в садике на зарядке повторяет, звуки тоже повторять не отказывается, с логопедом нормально сотрудничает и т.д. Проблема ведь в другом у него... 08.10.2013 09:38:19, white-dove,
Любые малые подгруппы хороши: музыкальные, творческие (лепка, рисование, мягкая игрушка и т.п.), спортивные (на этой неделе уже был пост Марины). Еще пока сохранились психологические центры, где можно найти такие группы и в частных развивалках можно поискать. 07.10.2013 13:01:09, Арля
спасибо, подумаю в этом направлении 07.10.2013 23:22:02, white-dove,
Так с ребенком заниматься не надо точно. Возможно, группа общения была бы полезна. Почитайте книгу "Аутичный ребенок: пути помощи", там о том, как разговаривать и играть с таким ребенком. Если кратко - к обоюдному удовольствию читая книжки, смотря фильмы, наблюдая за людьми, обсуждать кто что подумал, почувствовал, хотел, как он может это сделать. То же самое - в играх с игрушками. 07.10.2013 12:00:11, ЮлияС
спасибо 07.10.2013 23:20:37, white-dove,
Танжер
По описанному я бы вообще сказала, что все у вас нормально, и ничего, кроме собственно общения и сада и не нужно. В таких занятиях с психологом смысла не вижу, равно как и в карточках говорящему ребенку. По моему она не профессиональна. На взаимоотношения это скорее у нас были занятия- - 4 детей и на каждого мама, , на них два психолога, которые и организуют занятия, и параллельно консультируют родителей, что как и в какой момент говорить ребенку, в какой момент включаться в игру, в какой предоставить самостоятельность. 07.10.2013 09:06:43, Танжер
Про психолога тут все единогласны:) А садик у Вовы очень хороший, на него возлагаю большие надежды в плане развития коммуникабельности, но пока играть с детьми не очень получается, да и взрослых в саду он стесняется тоже. 07.10.2013 10:13:53, white-dove,
У нас было игровое занятие на взаимодействие в группе детей. Сейчас очень много центров с такими группами, где психолог помогает научиться общаться. По поводу Вашего психолога печатно высказаться не могу:) Мы полгода занимались в Солнечном мире, это место, где собраны очень тяжелые дети, и сестра моего мужа просто сознание потеряла, когда оттуда вышла. И даже в таком невеселом месте, куда идут по показаниям, психолог мне говорила, что не нужны никакие карточки, мы учим ребенка жить в обычном мире с обычными людьми и все у него будет хорошо.
Еще у нас всегда было много детей дома, на все выходные дети друзей и родственников, в будни я после сада брала домой детей из многодетной семьи по соседству. Процесс обучения общению шел без перерывов и выходных. В 3 года мы вообще не видели света в конце тоннеля, увидели только в 4.
07.10.2013 08:38:51, mama_malchika
По поводу психолога спасибо за мнение, оно совпадает с моими ощущениями, но не хватало решимости прекратить занятия. Подумаю о подобных группах, не знаю правда, есть ли у нас такие, но посмотрим.. 07.10.2013 10:07:28, white-dove,
Данного психолога- в сад.
А вообще насчет ребенка вспоминается фраза: "Вам помочь или не мешать?"
Так, может, все-таки достаточно ему не мешать?
07.10.2013 03:17:30, кузяка
Я бы рада не мешать, но, наверное сильно напугана предполагаемым диагнозом и прогнозами о том, что будет, если его сейчас не "вытащить". И сама не всегда могу понять, где аутичность, а где обычная черта характера. 07.10.2013 10:04:26, white-dove,
Из того, что Вы написали- у ребенка нет аутичных черт. Застенчивость=стеснительность+­нерешительность, а не аутичность.

Вот чего к ребенку-то прицепились)), если сама такая же? Логичней начать с себя. а там уж и ребенок подтянется :) Он же с мамы, в первую очередь, берет пример.

Поищите психолога СЕБЕ, чтобы поработать с собственной застенчивостью.
Ребенку оставьте садик, ну, если уж очень хочется- игровую терапию добавьте. Только, скорей всего, это будут выброшенные деньги и время, пока Вы сами будете проявлять именно те черты и поведение, с которыми пытаетесь бороться у ребенка.
07.10.2013 14:17:29, кузяка
Со своей застенчивостью я с психологами полжизни работала, насколько могла -преодолела, дальше не могу -все,предел. Ну как-то с ней адаптировалась. Теперь задача ребенка адаптировать...Мне бы очень хотелось верить, что это не АЧ, а просто характер такой 07.10.2013 14:25:43, white-dove
Преодолевать застенчивость( как и другую стойкую черту), бороться с ней бесполезно, а с застенчивостью, как правило, и небезопасно.
Грубо говоря, у каждого поведения и реакции есть положительная функция.
И, если нет других способов эффективного выполнения этой функции, то будет использоваться имеющийся.
Ищите психолога, который поможет Вам определить функцию своей застенчивости, поможет найти более комфортные , но не менее (а лучше более) эффективные варианты реакций и поведения.
Первый и самый важный шаг на этом пути- принятие, об этом ниже пишет ЮлияФ. Допишу только, что Вам важней именно СВОЮ застенчивость принять, ведь именно из-за того, что видите только отрицательное в застенчивости, развернули борьбу с ребенкиной))
07.10.2013 14:46:55, кузяка
В точку:) только отрицательное и вижу, и, наверное, не нашла психолога, который бы помог определить функцию застенчивости. А кстати, раз уж речь зашла, почему с застенчивостью небезопасно бороться?
Вот в ребенкиной застенчивости я вижу как раз и положительного много: он при своей застенчивости очень ласковый, очень послушный, неагрессивный, неконфликтный. Но беспокоит его дальнейшая социализация все же.
07.10.2013 23:34:56, white-dove,
Понимаю Вашу неуверенность. Вам бы надежного человека, которому Вы поверите, и который компетентно выскажет мнение о состоянии ребенка.

Мне было легче, после старшей я уже сама видела, что все проблемки младшей - именно проблемки, а не проблемы.
07.10.2013 10:25:09, ЮлияФ
скажи, как повезло нашим младшим, быть оставленными в покое))) 07.10.2013 22:56:11, в гости
ага:) я там выше уже написала речь. Это, помню, Женя теребит на занятии юбку, учительница мне "это она у вас нервничает...может вам к неврологу?" Говорю, спокойно, Марьванна. Это у нас в семье самый здоровый экземпляр. (взрослых я тоже посчитала) 08.10.2013 00:39:58, ЮлияФ
Вова проходит лечение у психоневролога. Специалист очень хороший, судя по нашим результатам (назначает легкие ноотропы, на которых ребенок просто расцветает на глазах -если сравнить с тем, что было еще несколько месяцев назад, то просто небо и земля). Ее мнение -небольшая ЗПРР и не более того. Когда я ее начала прицельно расспрашивать о наличии у Вовы АЧ, ответ был примерно таким: " Вам не все равно, как это называется? Если есть какие-то проблемы в поведении, вы их для себя отмечайте и будем думать, как их решать, а аутизм - это сейчас модный диагноз. Может, и есть у вас легкие АЧ, а может, просто застенчивый ребенок -время покажет". Это мнение одного специалиста. Искать еще врачей для подтверждения или опровержения -не знаю, нужно ли. Боюсь еще сильней запутаться во мнениях:) 07.10.2013 10:47:23, white-dove,
Вот и доверьтесь ей! По поводу аутичных черт - я всегда говорю, что в том или ином количестве они есть у массы здоровых людей. Патология - это когда их слишком много.
так же как подпороговое количество стафилококков живет у каждого и не вредит ему.
07.10.2013 16:36:30, ЮлияФ
tЮлька
При том, что он хорошо ходит в сад я бы пока отстала.

Он речь хорошо понимает? Застенчивость это в принципе черта характера.
Мне вот нафиг не надо играть с кем-то, мне подойти к незнакомцу или позвонить кому-то - жуткая неприятная повинность. И я прям болею, когда необходимо заниматься чем-то подобным, в лежку причем. Конечно меня можно таскать к психологу, но проще отстать наверно и не кантовать. Жить это сильно не мешает.
07.10.2013 01:20:50, tЮлька
Я тоже очень застенчивый человек. Мне это сильно мешает:) ситуаций ведь, когда нужно кому-то звонить или общаться с незнакомыми, ведь не избежать, не на острове живу - а очень тяжко это дается. Но речь не обо мне. Я думаю, ребенку тоже не просто. В сад он ходит хорошо, в сентябре сменили массовый сад на логопедический - привык к новому саду очень быстро. Он очень послушный, дисциплинированный и старательный ребенок, для сада вполне удобный. Но видно, что ощущает себя очень неуверенно. На тех же занятиях, например, хорошо может отвечать только при индивидуальной работе, на групповых занятиях зажимается. Ну и т.д. А впереди школа:) 07.10.2013 10:01:05, white-dove,
У Грея (дети с небес) мимоходом высказана одна интересная мысль. Не ручаюсь за ее истинность, просто перескажу. Что если ребенок имеет некий темперамент - который имеет свои недостатки - скажем, меланхолик - то родителям нужно его темперамент искренне принять и дать ребенку возможность себя полностью в этой роли проявить и прочувствовать. (а не отвергать и отрицать его качества). Тогда в будущем скорее всего будет наблюдаться, вопреки Павлову, некий дрейф в сторону других темпераментов! Там даже есть таблица, откуда куда будет этот дрейф. 07.10.2013 10:28:33, ЮлияФ
Спасибо, Юля, всегда с огромным интересом вас читаю. Если будут еще вопросы, можно вам в личку? 07.10.2013 10:49:33, white-dove,
Да, конечно. 07.10.2013 16:34:36, ЮлияФ
Впечатления чисто по Вашему рассказу такое, что психолог знает про аутистов больше в теории. 07.10.2013 00:06:55, ЮлияФ
Совпадает с моим, если честно...у меня ощущение, что психолог не конкретно моего ребенка видит перед собой, а конспект лекций по аутизму.
Но знать бы, как должен работать психолог в нашем случае, и какого психолога нам искать..
07.10.2013 00:10:29, white-dove
Игровая терапия!!! проигрывать жизненные ситуации на игрушках. Это то, что пришло сейчас в голову - не по книгам. Конечно, чередовать игру с заданиями, занятиями, общением (как твои дела?) и, главное, искренние личные отношения ребенка и человека, который с ним занимается. 07.10.2013 00:26:25, ЮлияФ
Спасибо, Юля. Про игрушки мысль, сама попробую так с ним.
У меня еще мысль про театрально-психологическую студию, старшая в такой занимается: то, что я там вижу -из реально проблемных детей делают звезд настоящих. Может, подошло бы для преодоления застенчивости и снятия барьера общения?
07.10.2013 00:37:51, white-dove,
Конечно студия отлично, но, конечно, постарше:).
Вообще я с младшей поняла одну вещь. Если размер проблемы позволяет занять выжидательную позицию, то полезно это сделать, и дать ребенку возможность просто перерасти проблемы, конечно, с поддержкой, но не с радикальным вмешательством.
07.10.2013 10:16:39, ЮлияФ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!