Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Iволга

Поделитесь опытом - как наладить контакт и вызвать подражание?

Здравствуйте все!
Съездили мы в ИКП в лбораторию Никольской, смотрели нас М.М. Либлинг и И.А. Костин. Признали у Кости аутизм. В заключении написали аутистические черты развития, но на словах сказали, что РДА есть, правда нетипичный. Собственно, надо контакт налаживать, иначе никакого развития нам не светит (его и нет, развития). Ну и добиваться подражаний. Дали нам такую рекомендацию - выбрать 7 потешек с телесным контактом и ярким концом (типа по кочкам-по кочкам в ямку бух, идет коза рогатая мишка косолапый - ножкой топ), 15-20 раз в день с ним в них играть, но так, чтобы при этом он смотрел в лицо. Затем, когда он эти потешки как бы запомнит, делать паузы и ждать какого-либо отклика от него. Ну еще звуками, песенками привлекать внимание, дуть. подражать ему. Вот если честно, мне мало верится в то, что я добьюсь от него отклика и, тем более, подражаний. Потому спрашиваю у вас - кто каким образом пытался этого добиться и что получилось. Как долго длился процесс?
31.03.2011 20:15:46,

41 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Все занятия проводите перед зеркалом. Настраивайтесь на занятия долгие годы. Результаты идут-но это годы упорных занятий,причем каждый день. Даю вам ссылку. Очень хороший сайт. Скачайте карточки. Показывайте сначала две фотографии- свою и Кости. Под фото подкладывайте таблички МАМА- Костя. Показываете фото и говорите МАМА,потом показываете другое фото и говорите Костя. И так изо дня в день. До тех пор,пока он не покажет где мама -а где Костя. Ноготь указательного пальца ребенка покрасите красным лаком-вам нужен указательный жест.Либо сшейте рукавичку на руку и сделайте там только одну дырочку-для указательного пальца.
[ссылка-1]
03.04.2011 14:22:20, tamarant
Iволга
Спасибо Тамара Николаевна, но все специалисты нам говорят, что карточки-фотографии это пока не наше (он вообще на них не смотрит, так же как и в зеркало). Для начала мы вводим символы. 03.04.2011 15:51:54, Iволга
Расскажу как моего ребенка-аутиста учили подражанию в 2-2.5 года. У него тоже никакого подражания не было. Но это АВА-терапия, как там называют, дрессировка :) Кстати, папе Димы ниже, современная АВА не применяет метод кнута, только пряника.
Ребенка сажали за детский столик (это потому что моему так удобнее сосредоточиться), говорили ему: "Рон, сделай как я". И показывали самое простое действие, например, стучание рукой по столу. Потом брали руку ребенка и стучали ей по столу, одновременно говоря: "Молодец, сделал как я!" и давали ему "мотиватор" заранее выбранный. Т.е. заранее составляется список вещей, которые ребенок очень любит, это могут быть игрушки какие-то, сладости. У нас, например, было пианино игрушечное со всякими звуковыми эффектами, детская бутылочка с питьем, лакомства, которые давались крошечными, пракически символическими кусочками.
Это этап обучения. Через какое-то время ребенок начинал сам немного реагировать. Начинался этап минус-минус-промпт. Ему говорят: "Делай как я", стучат по столу. Если он повторил хоть чуть-чуть, всячески выражают бурный восторг и дают "мотиватор". Если не сделал (отвлекся, не сумел, не хотел), то говорят спокойным голосом: "ты старался...". Если не сделал два раза подряд, то опять берут его руку и стучат по столу его рукой и говорят "Молодец, сделал как я!"
Если ребенок освоил подражательное стучание по столу, то берут следующее простое действие из списка и делают то же самое, естественно чередуя с уже выученным ранее.
Понятно, что результаты зависят не только от стараний тераписта, но и от возможностей ребенка. Мой юный индеец освои сейчас к 4.5 годам простые подражательные действия, но часто делает типа два прихлопа и хватит. С ним работают над рподолжительностью действия. А дальше как вам написали, два действия подряд, но это уже другая песТня.
01.04.2011 23:50:36, Miri
Вот здесь есть хорошая иллюстрация к тому, что я рассказала [ссылка-1]
Первые пару минут совершенно идиотские, вы их пропустите, а дальше идут именно задания на подражания сначала с ребенком, который практически не подражает, а затем на более продвинутом этапе.
Заметьте, что все эти дети более-менее научились делать первое задание из этой серии "посмотри на меня". Делалось по тому же принципу "посмотри на меня", далее ребенка обучают, т.е. создают условия, чтобы он посмотрел, звуком, поднесением интересующего ребенка предмета (или еды) к своему лицу и глазам, поворачивают легонько его голову, чтобы посмотрел. Как только ребенок посмотрел, выражают бурный восторг "молодец!" и т.п., дают "мотиватор".
Ссылка, которую я дала, - это классический Ловас (основатель этой школы), и записи очень старые. Сейчас форматы несколько другие, того, что в начале фильма, и в помине нет.
02.04.2011 00:15:59, Miri
Iволга
Спасибо, посмотрю. И на счет АВА обсудить надо со спец-ми, но боюсь нам рановато. 03.04.2011 15:53:23, Iволга
Самая лучшая методика на подражание (из которых я знаю) у Елены Борисовны, руководителя лекотеки 1708. Простая и действенная. Всего по минут 5 3-5 раз в день. Лучше им позвонить, получить консультацию и купить брошюру.
Мы этап подражания упустили, поэтому имеем много много проблем. Щас будем наверстывать.
01.04.2011 12:16:43, Надя и сахарок
Iволга
Спасибо! Далековато они от нас... А суть метода парой слов не обрисуете? 01.04.2011 13:17:16, Iволга
Так это же 1 раз приехать)
Просто, что я в свое время не приняла это в расчет. Думала фигня какая то. И тока щас дошло, что по другому то никак(((

3 раздела.
Подражание действиям
Мимике
Манипуляции с игрушками

1 Этап - подражание 1 действию (мимике, игре)
Раньше у нас не было даже этого. Сейчас сын повторит (не всегда точно, но хоть чтото)
2 этап - 2 действия подряд
вот тут полная засада. Т.е. поднять руки вверх а потом шлепнуть ими по коленкам мы НЕ можем. По отдельности ДА, подряд НЕТ. Так о какой речи может быть речь?)
3 - 3 действия подряд
4 - ребенок делает по вашей СЛОВЕСНОЙ команде с помощью
5- делает по команде сам.

В брошюре написаны сами упражнения и их комбинации. Но не менее важно, чтобы показали КАК привлечь ребенка к занятиям.
01.04.2011 14:17:59, Надя и сахарок
Iволга
Вот у нас с первым этапом то и самая засада - ребенок никак не подражает, вообще, ничему. ни мимикой, ни жестом, ничем. Манипуляции - не то что подражать, и сам ничего не делает. Думаете есть смысл съездить? Мне и надо чтобы показали КАК. А что, они там могут разово проконсультировать? 01.04.2011 14:36:28, Iволга
499 131 95 95, елену борисовну спросить. фамилию забыла. Скажите мама Захар взахлеб рассказала о Вашей методике...Она правда очень своеобразная, вы внимание не обращайте)))) вам главное суть метода понять и... сперва будет ОЧЕНЬ тяжело, будут опускатся руки,и хотется все бросить. НЕ сдаваться!!!! 01.04.2011 16:15:35, Надя и сахарок
Iволга
Спасибо, возможно позвоню и съезжу. 03.04.2011 15:53:59, Iволга
Юля, Семкина мама
а есть у вас эта брошюра? может поделитесь? 01.04.2011 14:20:31, Юля, Семкина мама
Брошюрка есть, сканера нет. Тем более что нужно видеть КАК работать с ребенком.

Но я постараюсь что нить придумать, не обещаю что быстро(((
01.04.2011 16:12:44, Надя и сахарок
Обратитесь к Lepest,она вам может дать дельные советы. 01.04.2011 08:30:40, tamarant
Iволга
спасибо 01.04.2011 13:17:28, Iволга
Как-то странно очень... 7 потешек! Я не знаю, какого уровня у Вас сыночек, но я вспоминаю свою барышню в этом возрасте. Мы играли в "Баба сеяла горох" (у нас с бабушкой у ребенка было определенное взаимное "сродство" и приязнь))), поэтому слово "баба" было эмоционально окрашено). Так вот, СЛОВЕСНОЕ со-участие и эффект "оживляжа" на данной потешке возник только где-то лет в 7... А они говорят 7 потешек. Деток они таких знают ли? А в лицо смотреть? Она сейчас-то, в 14 лет, только по требованию в лицо смотрит ((((. Своего желания к этому нет. Надеюсь, что только пока.
Вот что реально помогло с вниманием, это развитие координации "рука-глаз" ( показываете его ручкой-его пальчиком и называете предмет - постоянно в течение дня, и не 7 раз, а 7 миллионов раз))))). Чем больше будет знать ребенок, чем больше у него будет хотя бы пассивный запас слов и знаний - тем лучше.
Еще порекомендую, как это ни странно, видео. Я уже рекомендовала здесь телепузиков, поищите на ю-тьюбе на русском языке. Для нас это была веха в развитии. Смотреть нужно вместе с ним, опять же, его пальчиком указательным жестом и называнием - характеристикой сопровождать просмотр. Еще хорошо мультики наши для самых маленьких, сутеевские лучше всего. Всё смотреть по 100 тысяч мульёнов раз, с комментариями и тыканьем пальца. Фильмы про животных хорошие, добрые - НЕ видовые, а игровые, где животные "очеловечены". У нас первое произвольное внимание было на фильм "Babe" про поросенка в 3-4 Жениных года. А в лицо смотреть.... ну не знаю-не знаю...
31.03.2011 20:44:00, мама Жени
Iволга
Спасибо за такой развернутый ответ! Я думаю детишек они таких знают, а эти рекомендации были конкретно к Косте, все-таки он не типичный аутист, поэтому может Вам кажется что рекомендации странные? взгляда в глаза у нас добиться можно (правда вот сейчас пытаюсь - ничего не получается, не смотрит он в лицо вообще), но вот поддержать контакт никак не получается и вызвать хоть какое-то подражание. А понимания речи нет вообще, потому нет и никаких эмоциональноокрашенных слов...
на счет показывания пальчиком... он вообще, вообще не смотрит - хоть своим пальцем показываю, хоть его, т.е. вот этой самой координации как раз-то и нет... видео тоже не смотрит, ну может на яркую картинку или при измненении звука секунд 15 посмотреть...
А как вы подражать учились?
31.03.2011 21:17:45, Iволга
1. Своим пальцем можете показывать до второго пришествия, толку не будет. Надо ЕГО пальцем! Я, вообще, поживя с Женей, поняла, что надо идти от "телесного", соединяя телесное движение с речью. Это потом даст огромную отдачу на письме, чтении. При показывании его пальцем пальчик "потрясите" немножко, чтобы он научился понимать телесные сигналы. И сразу ничего не получится, это долгий путь.
2. Еще хотите "один умный вещ скажу"? Нет у вас аутизма - никакого! Нам тоже в ИКП в 7 лет и Башина в 5 лет поставили атипичный аутизм. Нет его! Там другие проблемы, связанные с генетикой. Просто ИМ в их вышних эмпиреях так легче формализовать проблему. Есть определенная атипичность поведения, связанная с дефицитарностью высшей нервной деятельности при генетике. И поэтому подход через АВА или PECS, прокатывающий при аутизме, у нас не пошел. И не забывайте про умственную отсталость, нарастающую с каждым днем "отклоняющегося развития" при полном отсутствии речи и реакций на внешние раздражители.
3. Вообще-то, все это очень долго писать и не всем интересно.Если хотите, можем по мейлу обменяться телефонами и поговорить - быстрее будет.
31.03.2011 21:38:24, мама Жени
Простите, что вмешиваюсь, а как вы поняли, что у вас АВА не пошел и где вы его пробовали, не подскажете? 01.04.2011 11:46:55, Ольга, мама Макса
Несколько лет тому назад, когда мы толкались во все двери и не знали, что с нашим чудом придумать, чтобы вызвать речь, по рекомендации зав.пед.отделением областной неврологической больницы к нам стала ездить молодая психолог, выпускница МГУ и, получившая обучение по уже не вспомню, как называлась программа, инициированная американским сообществом прикладного поведенческого анализа, Наталья Владимировна, имевшая небольшой, но хороший опыт работы с аутичными детишками, в т.ч. в стенах той больницы. Занятия проходили 2-3 раза в неделю у нас дома, Женя была не то чтобы индифферентна, но полностью абстрагирована от происходящего. Иногда были просто абсанс-подобные состояния. В общем, картинка была страшненькая. Дама потыркалась, поняла, что стимулов к общению, мало-мальских проявлений интеллекта и первичных зацепок у ребенка нет, и отказалась заниматься. Хорошо помню ее слова:"Ваша Женя меня переломила через коленку".
С карточками PECS ситуация развивалась еще быстрее - ребенок настолько не осознавал свои потребности, что нам предложили перевести ее в группу только ухода за ребенком (это было в Израиле). Женю нужно было просто насильно поить, кормить итп., потому что она ни при каких условиях не реагировала на жажду и голод, день-два-три.( Это не я поставила такой эксперимент, это уже в д/с 1708 в 2002 г. было.) Резюмируя скажу, что ABA и PECS ориентированы все-таки на детей с первично сохранным интеллектом, а при нашей хромосомной патологии занятия в стимулирующих системах бесполезны.
З.Ы. В том числе, и по методу Марии Монтессори.
01.04.2011 21:04:20, мама Жени
Iволга
1.пока он не позволяет делать своими руками пратически ничего, прижимает их к себе и все(((
2.ну ни кто и не говорит, что аутизм первичен (я вообще рассматриваю как один из симптомов нашей генетики), и наличие УО никто не отрицает(у него же хромосомная патология). вообще мне пофиг как это называется. ясно одно - что огромную роль в том, что ребенок не развивается играет отсутствие контакта и общения, подражаний. Это мне уже 3-й раз говорят, да и сама я это вижу. И с этим надо что-то делать, налаживать этот контакт и добиваться подражаний. без этого развития не будет...
3.ОК)))
31.03.2011 22:00:24, Iволга
1.пока он не позволяет делать своими руками пратически ничего, прижимает их к себе и все(((

а вот это и правда к Максимовой. Пока над телом не поработаете все это подражание и контакт тяжело выходить будут.

Мы 1 раз занимались прошлой весной. Эффект был через 3 мес., по 1 разу в неделю. Щас тоже 3тий мес. ходим, но щас тяжелее результат увидеть...
01.04.2011 14:26:46, Надя и сахарок
Iволга
как понять над телом? что вы имеете ввиду? 01.04.2011 14:37:16, Iволга
очень советую эти книги Э.Джин Айрес | Ребенок и сенсорная интеграция -именно эту лучше первой.очень доступно,просто и очень увлекательно
Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие-лучше читать второй,т.к. она постоянно ссылается на Айрес
02.04.2011 21:59:19, Ольга местная
я сама не очень углубляюсь, ибо мне тяжело все понять и проверить на реальность метода, но... в нашем очень сложном (почитай безнадежном) случае, куда только не пойдешь, что тока не попробуешь.
1708 и максимова более или менее один район. Если вам далеко ехать, можно записаться на 1 день в 2 места.
01.04.2011 16:18:22, Надя и сахарок
Ой, это в двух словах сложно объяснить, но в целом, есть такая теория, что у детей с РДА нарушено сенсорное восприятие. Поверхностная сенсорика, перцептивная, вестибулярные ощущения.
Отсюда самостимуляции, "странные" движения, нелюбовь к определенным текстурам, звукам, нежелание трогать что-то руками т.д. У кого что где нарушено, в общем.

Все эти нарушения и особенности организм ребенка старается скомпенсировать тем или иным образом, поэтому на развитие высшей нервной деятельности у него уже "сил не остается"

Максимова (как и Шпицберг?? (поправьте, пожалуйста, если ошибаюсь)) стараются особыми упражнениями восстановить целостное восприятие окружающего мира у ребенка.

Благодара чему уходят многие проявления РДА
01.04.2011 16:02:01, Ольга, мама Макса
Iволга
короче надо почитать на эту тему, правда ничего я толком не понимаю, все это психиологически-психиатрическое мне никогда не давалось для понимания((( 03.04.2011 15:54:58, Iволга
А вы не в Мск? У нас в ситуации закрытости ребенка, непонимания речи, отсуствия имитации ОЧЕНЬ помогли занятия с Максимовой
[ссылка-1]
Мы были всего-то 2 раза + домашние упражнения, но ребенка как подменили, стал понимать инструкции, стал подражать, появился повтор слов (!!!)
В общем, очень сильно он изменился за 2 месяца..
Но у нас аутизм в чистом виде (правда тоже, говорят, нетипичный какой-то), у нас и АВА хорошо пошла, но именно после Максимовой. То есть растормошили ребенка через тело, а теперь тащим к знаниям через АВА :)
01.04.2011 11:51:05, Ольга, мама Макса
Iволга
Мы в Москве, а где она территориально находится? 01.04.2011 13:14:01, Iволга
Юля, Семкина мама
она работает на Профсоюзной улице, ЮЗАО. Нам понравилось сотрудничество, были улучшения, смогли кое-что сдвинуть, но без чудес, все очень резонно и аргументированно, у нас ДЦП 01.04.2011 13:28:21, Юля, Семкина мама
за 2 раза????
чудеса да и только...
01.04.2011 12:19:48, Надя и сахарок
Вот и я смотрю и удивляюсь :)
Но и правда - в январе лежал на полу и ни на что не реагировал, а слово было 1, а сейчас выполняет двухсоставные инструкции и повторяет слова за логопедом (ну не все, но хоть что-то). И почти совсем перестал кружится и ходить на цыпочках.
Работа еще совсем не закончена, мы еще будем ездить, но т.к. нам туда далеко, то да - раз в 2-4 недели ездим, плюс дома занимаемся.
Еще там у них есть чудная женщина-остеопат, после ее работы результаты просто видны невооруженным глазом на следующий же день (изменилась походка, научился управлять языком, по другому стал держать голову и т.д.), у нее 3 сеанса прошли..
01.04.2011 12:44:18, Ольга, мама Макса
Юля, Семкина мама
а кто там остеопат? Мы были у Татьяны Герасимовны, она делает руками проработку суставов, сухожилий и тд, но она не остеопат.
Больше ни про кого не слышала... напишите, если знаете
01.04.2011 13:26:44, Юля, Семкина мама
Да? а мы гадали-гадали, кто она, пришли к выводу, что скорее остеопат :) Т.к. на мануальщицу не похоже, а как еще это можно назвать - я не знаю.
В общем, мы у нее же были
01.04.2011 15:51:41, Ольга, мама Макса
Гыыы) мы к ней тоже ходим. Неделю к Максимовой, неделю к ней. Еще у них какая то "тибетская лама" есть...

Сама смотрю и не понимаю, что делают, зачем...Но пока ходим))))))
01.04.2011 16:19:45, Надя и сахарок
Понятно :)
А мы к Максимовой официально "в очереди", просто когда окошки у нее выдаются - приезжаем, как раз в среднем раз в месяц получается.
А что за "тибетская лама"???
Нам еще там игротерапевта предлагали, но поскольку нам 2 часа ехать на оленях и собаках, я отказалась
01.04.2011 20:48:41, Ольга, мама Макса
Я пока не очень поняла, вроде какая то тетка, которая по образованию детский невролог, но лечит тибетской (а может и не только) медициной.
Я вот все жду когда, у кого то результат будет. может и мы пойдем)
01.04.2011 23:27:42, Надя и сахарок
Мамашка двойняшек
Надь, привет! Я Leno4ek с Евы. Мы с Варькой у этой Майи были один раз. Я пока не очень впечатлилась. Она не только травы дает, но и руками что-то делает. Е.В. утверждает, что она лучше всех из них "делает шею и голову". А вот Татьяна Герасимовна мне очень понравилась - после нее Варька выпрямилась, стала по сторонам смотреть. Да и мне досталось - за десять минут мне "починили" шею, которая последние два года в левую сторону не поворачивалась и не наклонялась :). 04.04.2011 19:20:43, Мамашка двойняшек
1.Вот!!!! Это говорит за то, что Вы должны сначала наладить телесное - массажи, сенсорика итп.
2.Хромосомная патология не означает УО. У Natem умненький и талантливый мальчик, например! А до игры еще очень долгий путь, и не отсутствие контакта не дает ребенку играть, а отсутствие ПРИЯТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ЧУВСТВА ДОВОЛЬСТВА от действий, в т.ч. от игры, подражаний итп. и отсутствие негативных ощущений от чего-то неприятного.
3. ОК.
31.03.2011 22:06:29, мама Жени
Iволга
1.вот нам как раз сказали, что сейчас на это силы не надо тратить, и в Монтессори толку нету ходить (я и сама это вижу правда, хоть мне и нравится туда ходить)
2.ну у Кости есть УО, это во-первых просто видно, а во-вторых с такой делецией УО есть всегда. А мне вот кажется, что для того, чтобы понять, есть ли удовольствие или неудовольствие от какого либо действия, надо сначала это действие совершить.
31.03.2011 22:21:10, Iволга
МОему помогает повторение и ещё раз повторение. Раньше тоже проблеммы были с имитацией, сейчас лучше, даше с 1 раза может повторить, чего требуешь. Монтессори мы тоже забросили, тольку ни какого на данном этапе((( 01.04.2011 18:06:11, grig


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!