Раздел: Просто поделиться...

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ChiChi

Я страшно озадачена! Помогите разобраться..

вчера сын 11-классник принес список литературы для обязательного чтения. Ну то. что там "Макар Чудра" М. Горького есть, это ладно, но странно.. А вот завершали сей список такие фамилии:
В.Высоцкий
А.Башлачев
В. Бутусов
В.Цой.
Я озадачена, т.к. не знаю у Бутусова достойных текстов, вернее, я вообще не знаю его текстов. Там же Кормильцев писал?
Хорошо, у Башлачева -стихи, даже фаны его мне известны.
Но Цой.. В отрыве от музыки..не понимаю..
07.09.2006 11:49:51,

238 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Буквально сегодня смотрела энциклопедию для детей (изд.Аванта) Том 2 Русская литература, так вот в нём расписано творчиство этих людей(стр.472-479), может Вам это поможет при анализе творчества и написании сочинения. Я, в принципе, была сама удивлена что такое задают по литературе, и еще больше удивлена тому, что их уже в детские энциклопедии поместили. Спорить с педагогом лучше и не пытайтесь, на собственном опыте убедилась, своего не добьетесь. Нам пришлось школу сменить (дочь, 12 лет, отличница) 12.09.2006 18:35:17, Katiii
ChiChi
Спасибо! Конечно, пригодится. Я с педагогом в 11 классе спорить не стану, пусть бабуинчик доучится :) Просто думала, что уже никакими выкрутасами в школьных программах меня не уидившь, а вот и опять.. 12.09.2006 18:59:39, ChiChi
И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дашыть в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья...

На мой взгляд, любовная лиирка у Высоцкого вообще изумительна....
08.09.2006 13:13:00, залетная пташка
У меня еще вопрос к автору темы возник.

А можно узнать полный список, рекомендованный к чтению (если Вам не сложно, конечно)? Что в него еще включено, помимо Башлачева с Высоцким и Бутусовым?

А то у большинства, похоже, создается превратное мнение о том, что Цоем в 11-ом классе подменили "действительно стоящих" писателей и поэтов, и ничего другого изучать и не планируют... А мне кажется, что это не так - и Цой с Высоцким только дополнение к остальной программе.
07.09.2006 16:37:26, Wise Angel
Пи-Джин
Там где-то ниже ссылка есть. Вполне ортодоксальный список, имхо :) 07.09.2006 16:40:06, Пи-Джин
Тьфу... прочитала список... Так из-за чего тогда вообще сыр-бор весь разгорелся? Я-то, грешным делом, подумала, что Цоя с Башлачевым уже чуть ли не в основные авторы записали и чуть ли не по целой четверти на их изучение отвели. А там так, мельком, в конце разок упомянули. Если по программе и будут проходить - то это пара-тройка уроков от силы. И что в этом плохого тогда? 07.09.2006 16:49:40, Wise Angel
Ну, "Макар Чудра", согласитесь, лучше все ж чем "Мать", имхо, ранний Горький весьма поэтичен. А чем вам не угодили перечисленные поэты? Вот что касается "музыки" у Цоя или Высоцкого или того же Башлачева, я пас, для меня это не очень ассоциируется со словом "музыка". А стихи у них есть очень хорошие, здесь внизу уже писали. 07.09.2006 16:27:00, мама-аня
Пи-Джин
Да, хорошо что напомнили про Чудру :) Почему надо считать странным включение в программу произведения, ярко иллюстрирующего направление революционного романтизма? 07.09.2006 16:33:13, Пи-Джин
Кстати, да. Очень хорошо, что именно "Чудру" включили, просто прекрасно (на мой взгляд, разумеется). 07.09.2006 16:35:01, Wise Angel
Кстати, это не только в Вашей школе такое.

Я вспомнила, в учебнике моей четвероклассницы (по российской системе - третьеклассницы) Гребенщиков соседствует с Сапгиром и Барто :))).

И что Вам сказать... Учили они Гребенщикова - "Город золотой". Полгода прошло - до сих пор дочь помнит. И картинку она рисовала к этому стихотворению по своему желанию(город, звезду, животных) - уж очень визуальный ряд запоминающийся у Б.Г. в этой песне (стихотворении).

А позавчера задали Генриха Сапгира. Вот это стихотворение (см. ниже). Дочь его два дня учила. Не запоминается - и все тут. А я почитала и про себя подумала (извините, если кого из поклонников Сапгира как детского поэта обижу) - "Ну и хороший план у дяди был" :))).

Вот и само стихотворение, собственно. Вроде и ритмика хорошая, и мысль ясна ("Как чудесно жить на свете!"), но как же путанно звучит для девятилетнего ребенка... А ведь это хороший детский поэт.

Пробудился я сегодня ,
Пробудился утром рано -
На дворе сияет солнце.
Я подумал: "Как вчера ".

Если завтра будет тоже,
Если будет завтра солнце,
Если завтра будет солнце -
Замечательно, ура!.

А вчера что я подумал -
Я подумал про сегодня :
"Если завтра будет солнце -
Замечательно, ура!".

Значит, я вчера подумал,
Что сегодня - это завтра.
Но когда пройдет сегодня,
Назовут его вчера.

Значит так, проснусь я завтра
И подумаю: "Сегодня
На дворе сияет солнце,
И сегодня, как вчера".

А потом настанет завтра,
Будет новое сегодня,
Как чудесно жить на свете,
Замечательно, ура!
07.09.2006 16:06:54, Wise Angel
Сима Полосатая
и правда. бредятина какая:)) 07.09.2006 16:34:44, Сима Полосатая
А песенка на эти стихи в Петрове и Васечкине очень миленькая получилась. И как раз для 9-леток в самый раз 08.09.2006 10:19:59, Маня&
Песенка - действительно чудесная. Да и остальные песни в "Петрове и Васечкине" на стихи Сапгира - просто класс.

А вот как стихотворение - ну "незаучиваемое", и все тут :))).
08.09.2006 13:53:12, WiseAngel
ES
Этта.. а текст "Города" - это ж не БГ написал. Может, они не знали, конечно (аффтары учебника). 07.09.2006 16:33:38, ES
А это, кстати, до сих пор вопрос спорный, кто написал - вот авторы учебника и решили не париться :)

А то Б.Г. до сих пор разбирается с Хвостенко, кто же из них чего написал - Хвостенко утверждает, что он в соавторстве с Волохонским, а Б.Г. говорит, что у Хвостенко строчки совершенно другие, мол, у него, Гребенщикова, они совсем по-другому звучат. Темная, в общем, история :).
07.09.2006 16:43:17, Wise Angel
Хвостенко уже, увы, ничего не утверждает некоторое время:( 08.09.2006 10:19:25, Маня&
Это да :((((. Я просто не могу избавиться от старой привычки - говорить даже об ушедших в настоящем времени (что-то вроде "Цой в своих песнях поет" и т.д.)... Грустно... 08.09.2006 13:54:40, Wise Angel
Ай! Марин! Я как обрадовалась бы на твоем месте! Ну может быть, лично мой выбор был бы несколько другим. (Но Башлачев и Высоцкий, ага, там были бы.) А вообще, по-моему, замечательно, что широкий спектр дается.

Есть дивная серия книг - поэты рок музыки, что ли, не помню, как точно называется, могу пошарить. Там по городам. Я таааак оценила тексты именно, ну скажем, Бутусова, да и других, когда в отрыве от музыки прочла!..
07.09.2006 15:46:17, АнглоГалка
И еще для удивляющихся... Вот это - поэзия или нет?

От стыда и от смерти, от медленной боли,
Защити меня - знаю, ты можешь спасти
От безумной свободы, от горькой неволи,
От меня самого защити.

Обними, отнеси, отпусти мои мысли,
Заговоренный омут надежды твоей...
Если вымерзну в ясной и песенной выси,
Хоть слезами ладони согрей.

А вот это - поэзия или нет?

Кто из вас вспомнит о тех, кто сбился с дороги?
Кто из вас вспомнит о тех, кто смеялся и пел?
Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада,
Музыку волн, музыку ветра?

А это тоже из авторов, упомянутых Вами.
07.09.2006 13:57:10, Wise Angel
На всякий случай уточняю - это я выше Цоя и Бутусова цитировала. 07.09.2006 16:31:49, Wise Angel
Перечитала все ветку с удовольствием. Ваши посты, то есть. Позволите ли выразить Вам респект? 07.09.2006 15:47:28, АнглоГалка
SveM
Присоединяюсь:).
Приятно читать, когда спорят не "голосом", а аргументами.
И, так доброжелательно.
07.09.2006 17:28:23, SveM
Ну что Вы (смущенно)... Но мне приятно встретить единомышленников :))). 07.09.2006 16:00:36, Wise Angel
ChiChi
Я могу процитировать поэтов не из "приведенного мною" списка, но уже изученных и оцененных высоко. Почему изучать современную поэзию надо на примере Бутусова? 07.09.2006 14:05:04, ChiChi
А почему надо учить литературу на основании только признанных авторов? 08.09.2006 16:35:50, Фейерверк
Пи-Джин
Когда анализируется текст признанного мэтра, легко впасть в зависимость от принятых позиций и формулировок. Дайте человеку почувствовать свободу воприятия и понимания, не заучить то, что сказал такой-то по этому поводу, а САМОМУ прочитать, понять и высказать мнение. 07.09.2006 14:08:38, Пи-Джин
ChiChi
В таком случае я бы предпочла, чтобы сын прочитал Бродского, которого в программе нет. Я ему любовь к поэзии не смогла привить, может быть позже само придет, поэтому появление Бродского в обязательном списке было бы для меня выходом из этой ситуации.
А читать литературоведов с их формулировками, ребенок не станет.
07.09.2006 14:13:00, ChiChi
Пи-Джин
Предпочтения бывают разные, и вкус вкусу не указчик: кто любит арбуз, а кто - свиной хрящик (с). На всех не угодишь. Учитель за два часа, отведенных на современную поэзию, не в состоянии объять всё. Зато, если вы сформируете в сыне уважение к выбору учителя, ребенок может действительно заинтересоваться рифмованными текстами - и пойдет дело :-)
ИМХО, в 17 лет как раз с бОльшей вероятностью можно ожидать, что поэзия увлечет не через Бродского, а именно через рок-тексты :-)
07.09.2006 14:18:16, Пи-Джин
Бродского зря, конечно, не включили.

Хотя к нему тоже с осторожностью подходить надо. Скажем, включишь в программу вот такое стихотворение (см. ниже), и что из этого о Бродском поймет одиннадцатиклассник?

Весы качнулись. Молвить не греша,
ты спятила от жадности, Параша.
Такое что-то на душу, спеша
разбогатеть, взяла из ералаша,
что тотчас поплыла моя душа
наверх, как незагруженная чаша.
07.09.2006 14:17:06, Wise Angel
ChiChi
Если это прочитать хорошо вслух, он может оценить музыку стиха, как минимум, ИМХО:)) 07.09.2006 14:26:29, ChiChi
Ну, я и Петра Мамонова могу так хорошо вслух прочитать, что любой музыку его стиха оценит, как минимум :))). Но вот нужно ли Мамонова в школьной программе изучать - это еще вопрос :))). 07.09.2006 14:37:40, Wise Angel
Зря так все высказавшиеся в этой теме про Бутусова... Он действительно талантливый поэт - если отвлечься собственно от песен, написанных именно Кормильцевым для "Нау", и почитать стихи именно Вячеслава.

А пишет сам Бутусов (не Кормильцев) примерно вот это:

Пусть дождь превращается в грязь,
Но крик превращается в мысль.
Весь мир превращается в нас -
Во что превращаемся мы?
Как стрела, на дыханьи одном,
Ты вошла в этот воздух за окном...

Могу еще процитировать для интересующихся. Как человек типа с филологическим образованием (меня даже угораздило когда-то стать кандидатом филологических наук :)))), могу сказать, что и Бутусов, и Цой, и уж тем более Башлачев - это очень даже поэзия. Просто с мыслью этой мы еще не свыклись. Но точно так же когда-то не принимали многие современники и Блока с Есениным...
07.09.2006 13:49:01, Wise Angel
ChiChi
Тогда скажите как филолог, а чем может быть обусловлен выбор именно Бутусова для школьной программы? Что, разве у нас нет более достойных поэтов? (я не в теме современной поэзии)
Всегда считала, что такой выбор - не для всех подряд сочинителей.
07.09.2006 14:02:44, ChiChi
Если стихи хорошие - то какая разница, кто их написал - общепризнанный автор или популярный исполнитель, или еще кто-то?
Это стихи Олега Ладыженского (1/2 Г.Л.Олди).

НЕПРАВИЛЬНЫЙ СОНЕТ

Увы, чудес на свете не бывает.
На скептицизма аутодафе
Сгорает вера в злых и добрых фей,
А пламя все горит, не убывает.

И мы давно не видим миражи,
Уверовав в своих удобных креслах
В непогрешимость мудрого прогресса
И соловья по нотам разложив.

Но вот оно приходит ниоткуда,
И всем забытым переполнен кубок:
Любовь, дорога, море, паруса...

Боясь шагнуть с привычного порога,
Ты перед ним стоишь, как перед Богом,
И все-таки не веришь в чудеса.
МАЛЬЧИКАМ

Мальчики взрослеют, вырастают,
В угол их давно уже не ставят,
Надоело им играть в войну.
Начитавшись Брэдбери и Кларка,
Мальчики беседуют о кварках
И глядят в ночных аллеях парков
На большую желтую луну.

Мальчикам не занимать силенок,
Мальчики выходят из пеленок,
Мальчикам ветров набат соленый
Нужен в пресной жизни городской --
Им необходима доля риска,
Как вчера нужна была ириска,
И порой в глазах мелькает искрой
Предвкушенье зрелости мужской.

РОМАНС

Я Вам не снилась никогда.

Зачем же лгать? -- я это знаю.
И с пониманием внимаю
Решенью Вашего суда.
О чувство ложного стыда! --
Тебя я стала ненавидеть,
Когда, боясь меня обидеть,
Вы вместо "нет" шептали "да".

Я Вам не снилась никогда.

Любовь? Я поднялась над нею.
Став и печальней, и сильнее,--
Но в этом лишь моя беда.
Рождая пламя изо льда,
Я жгла опоры сей юдоли,
Вы были для меня звездою --
Гори, сияй, моя звезда!

Проходят дни, пройдут года,
Я, может быть, Вас вспомню снова,
Но пусть звучит последним словом:
"Я Вам не снилась никогда!"
* * *

Разбиты стекла в нашем витраже
И не помогут жалобные речи.
Пора учиться тверже быть и резче,
Пора учиться говорить:
-- До встречи!
И знать, что мы не встретимся уже.
08.09.2006 16:43:32, Фейерверк
Да, Олди - это тоже замечательные авторы (обе половины творческого дуэта :))). 08.09.2006 18:04:21, Wise Angel
Как Вам сказать... Я ведь не составитель этой конкретной программы - могу лишь догадываться о том, чем руководствовались ее авторы. Скажем, одним из мотивов могло быть "а давайте включим в программу "голоса эпохи" - тех, кто наибольшим образом повлиял на формирование менталитета нынешнего поколения". По этому же принципу раньше в программу включали и других авторов, по крайней мере.

Других современных поэтов (достойных поэтов), несомненно, полно - но вот про кого из них можно сказать, что его творчество действительно повлияло на умы и души целого поколения?
07.09.2006 14:07:03, Wise Angel
ChiChi
Интересно, проходят ли в Великобритании в школьных курсах творчество Леннона Дж.? 07.09.2006 14:14:15, ChiChi
В Великобритании про Леннона - не знаю, там я никогда не была.

А в Штатах я была - там творчество Моррисона изучают. Кстати, Моррисон ("Дорз") тоже тот еще талантище (именно как поэт), почему бы и не изучать его?
07.09.2006 14:18:58, Wise Angel
Пи-Джин
Добавлю. Оценить Высоцкого как поэта я смогла только когда пришлось увидеть его тексты напечатанными, именно в отрыве от музики и голоса. В.С. даст сто очков вперед многим и многим поэтам как человек, у которого потрясающее чутье языка, а его метафористика вообще блеск. 07.09.2006 14:01:05, Пи-Джин
Да-да, полностью согласна с Вами. Кстати, Высоцкого я бы тоже в этот список добавила - наряду с тем же Башлачевым. Странно, что его упустили, а не то, что Цоя с Бутусовым включили. 07.09.2006 14:03:41, Wise Angel
ChiChi
Почему это упустили? Он там первым стоит в списке. 07.09.2006 14:07:23, ChiChi
Ой... прошу прощения, не заметила... Тогда все в порядке :)))) 07.09.2006 14:08:17, Wise Angel
Пи-Джин
Ну и что вас так встряхнуло-то? В отрыве от музыки есть тексты. Тексты - предмет исследования литературы. Весомую часть современной поэзии можно найти именно в бардовских песнях и роке. (Только давайте обойдемся без дискуссий на тему, а что такое поэзия, барды и рок :-) Что плохого в том, что молодой человек прочитает текст (небольшой, кстати, не "Малая земля") и попытается его проанализировать? Может, научится слышать текст и генерировать свое к нему отношение. 07.09.2006 13:42:21, Пи-Джин
пчела Майя
А почему выбор именно такой? Это Самые Главные Классики в перечисленных областях? 07.09.2006 13:58:22, пчела Майя
Господи, ну почему, почему только КЛАССИКА достойна рассмотрения, изучения и т.д.? Классика - это то, что уже признано. Но ведь сколько талантов остается ЗА ее рамками! И, если уж на то пошло, если в школах преподают, какая должна быть ХОРОШАЯ литература, то почему не преподают, какая бывает ПЛОХАЯ? С разбором, что, почему и как. Так, для сравнения, чтоб в будущем хоть представлять, как оценивать то или иное произведение! 08.09.2006 17:03:35, Фейерверк
ChiChi
Опередили:)) 07.09.2006 14:03:10, ChiChi
Пи-Джин
Подозреваю, что ЛЮБОЙ набор вызвал бы волну возмущения. 07.09.2006 14:01:53, Пи-Джин
Да-да. Кого из более-менее современных авторов ни включи. Скажем, добавить туда Юрия Левитанского, а кто-нибудь из родителей почитает его и скажет: "Ну и что, и это - поэзия? На Пушкина непохоже, до Лермонтова - не дотягивает..." 07.09.2006 14:12:55, Wise Angel
Ну чего Вы в дурдоме под названием "школа" ищете логику. Как будто сын 11-классник будет читать по списку для обязательного чтения. В наши времена там аж "Малая земля" была, и тоот культурного шока никто не умер. 07.09.2006 13:27:35, Фо хум хау
Пи-Джин
Логика бывает разная. Тем более вкусы. В данном случае бОльшую роль играет несовпадение вкусов.
ПС Кстати, если бы родители не внушали детям мысль, что школа - дурдом, дурости там было бы гораздо меньше.
07.09.2006 13:57:11, Пи-Джин
Там СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Понимаете? ПРОГРАММА. А какой-то креатиффщик засовывает в него материал по собственному вкусу. А при этом выпускники вузов в рабочей бумаге в одной строке лепят по три ошибки, читать тошно. А школа, вместо того, чтобы давать НОРМАЛЬНОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (при котором можно было И "проклятых поэтов" нежно любить, И письма грамотно писать) дурью мается. 07.09.2006 14:10:18, Фо хум хау
Пи-Джин
Вы хорошо знакомы с разными видами программ? Да, в большинстве программ по литературе для 11 класса указаны поименно авторы и произведения, обязательные к изучению. Кроме того, как ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ, указаны темы, выбор произведений по которым оставлен на усмотрение учителя. К таким темам чаще всего и относятся современная авторская песня, литература рубежа 20-21 вв. и др. 07.09.2006 14:14:18, Пи-Джин
Я знакома с результатами демократического креатива в образовании, т.к. мне по должности интересен не процесс, а результат. На выходе имеем удручающий рост безграмотности, люди не могут быстро, внятно и грамотно писать рабочие документы на своем родном языке (и это хорошие выпускники хороших вузов). А что процесс приятен и учителям, и ученикам, не сомневаюсь. 07.09.2006 14:20:10, Фо хум хау
Это говорите Вы?? Вы, которая постоянно засоряет свою русскую речь легко переводимыми при желании английскими терминами? :))))) 07.09.2006 21:36:42, Well, well, well...
ChiChi
Подпишусь. Еще надо учитывать, что словарный запас современных подростков и так небогат, даже не так, не небогат, а наполнен мусором. Вот и растут люди, не умеющие правильно говорить на родном языке. 07.09.2006 14:29:30, ChiChi
Боюсь, что в повальной безграмотности нынешнего поколения нужно скорее не рок-музыку восьмидесятых (Цоя, Бутусова, Башлачева) обвинять, а "Дома-2", Тимоти и прочих...

А мое поколение (которое на Башлачеве росло) скудостью словарного запаса как раз не страдает.
07.09.2006 15:09:56, Wise Angel
Пи-Джин
Зря не сомневаетесь.
Безграмотность имеет отношение не к программе по литературе, а к изучению русского языка. А неумение составлять грамотные тексты - к мизерному количеству часов, которое уделяется культуре речи. Так что давайте отделим мух от котлет.
07.09.2006 14:29:01, Пи-Джин
Знаете, школа (как общественный институт) берет из кармана налогоплательщиков X денег и из жизни ученика (и семьи, которая его в это время содержит) Y лет. Эти ресурсы школа вправе как угодно перераспределять, был бы результат на выходе - образованный человек. А она перераспределяет - например, от русского языка и "культуры речи" (риторики что ли?) к "бардовской поэзии" и "мировой художественной культуре". Вопрос - нафига? Ради учительского творчества? 07.09.2006 14:37:24, Фо хум хау
Пи-Джин
Насчет Х денег - это вы в яблочко, только не в латинице, а по-русски если :-)
Ну, вам нафига мировая культура и барды, другим - риторика, третьим - тригонометрия и всем нафига учительское творчество. Или выбирайте школу, где вас все устраивает, или "догоняйте" в домашних условиях.
07.09.2006 14:56:34, Пи-Джин
Знаете, когда вместо "бардов" была "Малая земля", хоть понятно было, зачем это государству. А теперь сам вопрос "зачем" неприличен (т.к. денег мало плОтют), а обсуждается, хорошая это поэзия или нет :-))

Под непонятно что непонятно зачем больше чем "X" денег нигде не дают, а в бузинессе за такие обоснования трат еще и с работы выгоняют. "Дурдом" не из-за Высоцкого-Башлачева-сотоварищи, а из-за того, что школа есть учреждение, где вопрос "как" имеет абсолютный приоритет над вопросом "зачем". А когда спрашивают "зачем", творцы встают в оскорбленную позу.
07.09.2006 15:37:22, Фо хум хау
Пи-Джин
Перечитала пять раз. Встал вопрос "Ась?"

07.09.2006 15:49:30, Пи-Джин
Пи-Джин
Про позу почти поняла :) Где вы ее углядели? Я - как раз в постах тех, кто возмущается включением в список литературы неугодных им или не понятых ими авторов.
А вопрос "зачем" - он в вашей компетенции? Ну-ну, подойти так к учителю биологии на переменке и взять за грудки: нафига моему ребенку фильм про клонирование? Пусть предъявит планы, методразработки. А потом - к историку: зачем, подлец, в программу экскурсию по современной Москвы включил? Пусть обоснует. А потом еще можно будет возмутиться, почему у них времени не хватает предметом заниматься.
07.09.2006 16:11:15, Пи-Джин
Ой :-)) Мои родители справлялись с этим проще - да включили хоть Пупкина П.П., и шут с ними. И мне объясняли, что в дурке свои законы. Мне эта позиция здорово помогла благополучно пройти школу :-)) 07.09.2006 16:33:37, Фо хум хау
Пи-Джин
Ну и расслабьтесь :)
А если вы еще найдете в себе моральные силы не дуркой объяснять, а уважением к законам чужого монастыря, то вообще респект :)
07.09.2006 16:39:20, Пи-Джин
:))))))))))) 07.09.2006 16:14:32, Wise Angel
Вы спрашивали, почему к школе (некоторые родители) относятся как к дурдому, и от детей это отношение не скрывают. Мое имхо - потому что это уникальное учреждение все время суетится с какими-то переменами (у нас в 10-м, например, Ахматову с Цветаевой в программу героически вводили, думаете, их потом читали усерднее Войны и Мира?), но вопросом "а нафига менять?" (результат-то какой получить надо на выходе?) не задается. 07.09.2006 16:01:51, Фо хум хау
Пи-Джин
Вы путаете министерство образования с одним отдельно взятым учителем. Глобальные вопросы - это к чиновникам, от лихих заворотов которых нормальный учитель страдает в первую очередь. 07.09.2006 16:17:06, Пи-Джин
ChiChi
Если у человека в ходу (условно) 10 глаголов вместо 100, то Вам не кажется, что культура речи уже не поможет ему в описании более-менее сложных вещей? 07.09.2006 14:31:48, ChiChi
Пи-Джин
В курс культуры речи входит и расширение словарного запаса. 07.09.2006 14:33:38, Пи-Джин
ChiChi
Это должен быть очень насыщенный курс культуры речи:) 07.09.2006 14:43:51, ChiChi
В школах здесь присутствующих дам, как правило, курса риторики не было. Однако ж словарный запас набирали откуда-то. Интересно, откуда? 07.09.2006 14:39:30, Фо хум хау
Скажем, мои друзья (многие из которых уроки литературы в школе просто прогуливали) словарный запас из того же Башлачева набирали. А потом как-то сами собой и к чему-то посерьезней пришли. И со словарным запасом сейчас в итоге все в порядке. 07.09.2006 15:12:16, Wise Angel
В Вашем поколении Б. уже д.б. сильно "ретро", так что сомневаюсь я насчет происхождения запаса, звиняйте :-)) Ну, допустим, колокольчики это наше все. Тогда смысл действий этого авангардста от педагогики - загнать прогульщиков в класс? :-)) Или спасти юные души от искушения Ф.Киркоровым с сотоварищи? 07.09.2006 15:43:48, Фо хум хау
И еще добавлю, не удержусь. По-Вашему, именно Киркорова сейчас слушают нынешние подростки? Ну-ну. 07.09.2006 15:59:53, Wise Angel
Имхо, и Б., и К. одинаково не в кассу. Просто этот учитель (чья программа) прочно застрял в своих 14 годах, оттуда и программа. Мне это совсем не кажется симпатичным. 07.09.2006 16:05:32, Фо хум хау
Хорошо, моя школьная учительница литературы очень любила в свои 14 лет Ахматову и Цветаеву. По своей инициативе в программу их добавила (в советскую программу, напомню). Как же она рассказывала про Цветаеву!!! Как она читала ее стихи!!! У меня до сих пор буквально все мои одноклассницы и Ахматову, и Цветаеву любят и минимум по несколько строчек прочитать могут...

И что, можно сказать, что моя учительница "прочно застряла в своих 14 годах", и Цветаеву читать нам не надо было? И Ахматова с Цветаевой - действительно такие плохие поэты, что не заслуживают внесения в школьную программу? Тоже не в кассу? А кто тогда в кассу для нынешних 17-летних?
07.09.2006 16:12:35, Wise Angel
Если она в 14 лет любила взрослых Ц. и А., а не только "молодых генералов" и "звенела музыка в саду" (кто ж в 14 лет этого не любил), то у учительницы Вашей, видимо, божий дар, и не в 14 годах она застряла, а наоборот ... А в исходном топике совсем другой вариант. 07.09.2006 17:51:03, Фо хум хау
А в исходном топике вообще ничего не сказано о самом учителе - только о списке рекомендованной литературы.

Может, учительница у сына автора тоже обладает каким-то божьим даром, который позволит ей донести того же Башлачева и Высоцкого не на уровне "застрял на 14 годах", про который Вы говорите. Мы с Вами этого не знаем, правда?
07.09.2006 17:59:50, Wise Angel
Что-то не поняла, мудрено больно... "Д.б." - это что? А "сильно ретро" - это как? Башлачев с собой покончил в 88-м, к тому времени мои друзья (в моей компании все постарше меня были лет на несколько) знали его произведения очень хорошо. Да и мне тогда 14 было - самый возраст, для меня это все очень актуально было.

И кто такой этот "авангардист от педагогики"? Автор программы? Башлачев? Как-то закрученно Вы изъясняетесь, извините. Хотя, может, это я одна такая непонятливая?
07.09.2006 15:58:17, Wise Angel
Про "посмертный синдром" я забыла, Вы правы. Просто культовые фигуры такого типа имхо в каждом поколении свои, а между классом и учителем таких поколений многовато. Мы бы (наш 10-ый) не оценили разбор поэзии Макаревича нашей училкой :-)) 07.09.2006 16:23:12, Фо хум хау
Опять не поняла. А к чему здесь "посмертный синдром"? Мы с друзьями Башлачева и до его смерти любили. И культовой фигурой он стал еще задолго до своей смерти. А тот же Бутусов вроде пока помирать и не собирается?

А вообще, если так рассуждать, так Ваш "посмертный синдром" практически к любому из поэтов из школьной программы применить можно - Пушкин с Лермонтовым тоже как бы давно не с нами :))). А уж какие культовые фигуры для своего времени были!
07.09.2006 16:28:51, Wise Angel
Пи-Джин
Мой 11-ый очень оценил "Скованные одной цепью" "Наутилуса". 07.09.2006 16:26:13, Пи-Джин
Мы просто тогда были чуть старше :-)) Подходящий возраст для восприятия прошел.

Как воспоминания молодости - не именно эти, но похожие тексты и мне дороги :-)) Но как предмет изучения на уроке литературы - как-то странно выглядит, имхо.
07.09.2006 16:59:20, Фо хум хау
Так и Есенин для кого-то когда-то воспоминанием молодости был, Вам не приходит в голову?

И в его время мало кому из его критиков могло в голову прийти, что "кабацкого поэта" потом в средних школах изучать будут наряду с Жуковским и Пушкиным...
07.09.2006 17:05:16, Wise Angel
Я даже видела (в детстве) такого живого человека :-)) (человек был интересный). Именно кабацкого поэта в средней школе наряду с Пушкиным etc. не "изучали" (как и Пушкина в определенных проявлениях его гениальности не изучали), эти стихи разными путями доставали и переписывали, и этот процесс придавал стихам много дополнительных достоинств :-)) А когда-то и Пушкин "неположенное" в лицее вместо Цицерона читал и тоже переписывал в тетрадки, наверное. Имхо не стОит лишаться этого процесса :-)) 07.09.2006 17:38:58, Фо хум хау
Пи-Джин
Не иначе как из уроков литературы, которые все из присуцзесьдам безумно обожали и не которых штудировали все без исключения программные произведения, ежеминутно воспевая осанну книгам, школе и учителям литературы :)
Вы уж определились бы. Или вам претит отечественное преподавание литератур и набор предложенных к изучению произведений. Или ратуйте за расширение сетки часов по литературе и языку, дабы школа донесла до детей тот словарный запас и культуру речи, которые они недополучили в семье.
07.09.2006 14:52:19, Пи-Джин
А тут как раз говорили- что риторика- это бред... 07.09.2006 14:30:46, Альт
ChiChi
Не все преподаватели риторики-риторы:) 07.09.2006 14:33:18, ChiChi
Пи-Джин
А о чем тут не говорили, что это - бред? :-) 07.09.2006 14:32:25, Пи-Джин
мне кстати кажется что сворачивать надо лит-ру классе в 9м для тех, кто не гуманитарий и учить их лучше грамотно писать. и умению аргументированно излагать свои мысли.
высокая литература и литературоведение - удел профессионалов. часы эти лучше отдать под иностр. языки и профподготовку.
07.09.2006 13:21:02, Кити Щербацкая
Для того, чтобы учить грамотно писать, надо иметь набор добротных текстов. Без особого филологического экспериментирования, но и не упрощенных до уровня дамского журнала. Имхо для этого классику в школе и "проходят", Война и Мир с Братьями Карамазовыми для этого прекрасно подходят. Но каким-то идиотам во все времена не терпится навернуть на грамотность еще и идейный компонент :-((((( 07.09.2006 13:36:39, Фо хум хау
Что-то Вы совсем о другом говорите, мне кажется... И примеры неудачные приводите.

"Добротные тексты" - и Толстой??? Поговорите с любым филологом-специалистом, и столько всего интересного о добротности текстов у Толстого услышите...

Я вот всегда считала, что Толстого в школе вовсе не для обучения грамотному письму проходят. Грамотное и связное письмо - это к другим авторам, правда.
07.09.2006 16:19:58, Wise Angel
Имхо, Толстого "изучают" по традиции как очень бронзового классика, и никто не рискнет его убрать :-))Не из-за советской идеологии же. А так - большие куски текста, не слишком сложного, с пристойным словарным запасом, с сюжетом, никого не шокирующим. Почему бы и не использовать, раз уж так сложилось? Интересно, в царских гимназиях как-то умудрялись изготавливать грамотных людей на кондовой классике? А ведь тогдашнюю "детскую" литературу читать невозможно, а всякие новации в казенную гимназию не допускались. 07.09.2006 17:22:48, Фо хум хау
Я все поняла - Вы просто путаете два совершенно разных предмета, литературоведение (школьный предмет под названием "русская литература") и развитие культуры речи (школьные уроки русского языка). А некоторые из "классиков", оказавших просто огромное влияние на умы своего и последующих поколений, увы, писать "связно и красиво" совсем не умели... Но это отсутствие связности и красивостей вовсе не означает, что этих писателей надо предать забвению и даже вычеркнуть из школьной программы, я об этом не говорю.

Так вот Толстого именно что проходили и будут проходить еще многие поколения именно "по литературе". А вот насчет языка и культуры речи у Толстого хочется поспорить. И насчет текста "не очень сложного" - опять же это Вы явно Толстого с кем-то путаете.
07.09.2006 17:50:45, Wise Angel
Мне кажется, "проходить" Толстого как "Толстого в истории русской и мировой культуры" в 9-м классе бесполезно. Как бесполезно и иметь в школе настоящий курс истории (слишком сложно, спорно и кроваво). Во все времена острые углы обходились разными хрестоматиями, цитатниками и пр. Мне кажется, для школы просто грамотность + привычка читать были бы большим достижением. Я никоим образом не гуманитарий, но те ребята, что приходят на работу сейчас - это жуть безграмотная даже по меркам законченного технаря :-((((((( Какое при этом может быть "литературоведение"?

"Не очень сложно" - я имею в виду, что специально продираться через текст, насилуя извилины, не надо. Читабельно. Как пример - мы с Вами, наверное, со школы помним половину Онегина наизусть, это так легко. Но это не значит "примитивный текст".
07.09.2006 18:26:51, Фо хум хау
По правде говоря, и какую-нибудь стереометрию в 9-ом классе тоже проходить бесполезно. Сколько людей учит-учит математику в школе, а потом в 40 лет не может посчитать 20% от 100 - какая может быть при этом тригонометрия, скажем (ведь вполне можно калькулятором обойтись)? Да и химию с биологией тоже - много мы с Вами из школьного курса химии сейчас помним? :))) К тому же биология как школьный предмет (скажем, та же анатомия) - это и кроваво, и сложно...

Да и физику тоже туда же - можно же обойти "острые углы" какой-нибудь брошюркой типа "Физика для чайников" :))). А заодно и астрономию. Главное - это грамотность, все правильно. И привычка читать. Вот только ЧТО читать?

Нет, не могу я уже серьезно с Вами, уморили :))))).
07.09.2006 21:59:36, Wise Angel
Да ладно, это меня сегодня ушибло эпистолярными шедеврами с рабочего мейла :-((( А вообще-то я за изящные искусства, и за Цоя с компанией тоже :-((( 07.09.2006 22:29:14, Фо хум хау
Пи-Джин
И это вы упрекаете образовательных чиновников в новаторстве? Вы ж сейчас такую реформу предложили, что хоть стой хоть падай. 07.09.2006 20:53:30, Пи-Джин
Я понятия не имею, что там можно (нужно?) реформировать, и упаси мена аллах что-то предлагать, но имхо когда учитель-словесник базовой грамотности не научил (не знаю, как сейчас, но у нас один учитель был, и русского, и литературы), потому что (Вы говорите) часов мало, часы на современную поэзию (неважно, хорошую или плохую) выглядят каким-то неуместным эстетством :-((( 07.09.2006 22:13:17, Фо хум хау
Пи-Джин
Обучение - процесс обоюдный. Учитель учит, ученик учит. Здесь, как в любви, единство двоих :) Может, не во всем учитель виноват-то? Чуть что - "учитель не научил". Плюс-минус пару часов в неделю - это, конечно, важно, но, поверьте многолетним наблюдениям, корень проблем не в этом, а в отношении к процессу обучения вообще и к изучаемому предмету в частности - причем как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Знаю массу примеров того, как за мизерное колтчество часов удавалось овладеть огромным корпусом знаний и умений, а также массу примеров долговременного топтания на месте исключительно из-за того, что человек просто не хочет дать себе труд поработать.
Если следовать вашей логике, то все, выходящее за рамки обечения чтению и прописям, можно считать эстетством.
08.09.2006 15:16:36, Пи-Джин
Пи-Джин
Ой, мамочки! :) Литературу,в основном, изучают из-за мыслей, которые в ней заложены. Толстой и все остальные - это не традиция, это люди, которые сыграли важнейшую роль в формировании мышления поколений. 07.09.2006 17:30:18, Пи-Джин
Вы это всерьез? В школе Пушкин был (кажется) 8 класс (или 6-7-ый - Капитанская дочка?), Толстой - 9ый. Про уровень этих мыслителей и их роль во всем, в чем можно, я как-бы догадываюсь, но .... ээээээ .... тот уровень не по школьным годам. Ничего, это судьба всех классиков, и от классиков не убудет.

07.09.2006 18:06:22, Фо хум хау
Пи-Джин
В любом возрасте человек в состоянии понять хорошую литературу - особенно если ее грамотно преподносят. Или вы считаете, что 14-летний не в силах понять трагедию героя "После бала" или вникнуть в ситуацию нравственного выбора, перед которой оказался Гринев? Да им это ближе, чем нам. 07.09.2006 20:50:01, Пи-Джин
Имхо, в 14 лет совсем неочевидно, почему заслуженный офицер руководит прилюдным убийством человека. Про пугачевщину и не говорю. 07.09.2006 22:02:01, Фо хум хау
Пи-Джин
Вам просто не повезло. 08.09.2006 15:18:19, Пи-Джин
Подпишусь под каждым словом, что называется... 07.09.2006 17:52:36, Wise Angel
Пи-Джин
Спасибо вам за поддержку! 07.09.2006 20:51:35, Пи-Джин
И Вам за поддержку и понимание большое спасибо! 07.09.2006 21:40:33, Wise Angel
да, к сожалению именно идейный компонент перевалирует в этом курсе.
а часть изучаемых текстов, увы устаревает потихоньку. и за рамками курса остается много хорошей публицистики, к примеру.
Не понимаю, почему бы того же Гиляровского в школе не изучать? Еще и интерес к истории был бы.
А сочинения субьективного характера на темы программных произведений - более имхо, актуально проводить в форме эссе на общечеловеческие/этические и пр. темы.
А Цой - не уверена, что это литература. это скорее бренд.
07.09.2006 14:00:26, Кити Щербацкая
Nanik
Для этого есть профильные классы после девятого. Одни математику учат, другие - лит-ру. А уж аргументированно излагать свои мысли литература (в нормальном преподавании) учит очень даже. 07.09.2006 13:26:01, Nanik
пчела Майя
Так они профильные-то профильные, но литературу все проходят. 07.09.2006 13:59:19, пчела Майя
Nanik
И математику тоже. А что, не надо совсем по-вашему? 07.09.2006 14:08:59, Nanik
пчела Майя
Да они классику все равно не читают, а только проходят мимо. Думаю, если сделать программу поближе к народу, они может и почитают что-нибудь. Вот мой в 10 классе, и я точно знаю, что Преступления и наказания он читать не будет. Равно как и Войны и мира. 07.09.2006 14:12:33, пчела Майя
Что такое абстрактный "народ"? Я и многие мои одноклассники с огромным удовольствием читали в школе и Преступление и наказание, и Цветаеву с Ахматовой, и многое другое. И именно нашей замечательной учительницей по литературе (в обычной дворовой школе) была заложена любовь, например, к Достоевскому, моему любимому писателю. Она познакомила нас с бардовской песней, сначала с самыми популярными авторами, которые у всех на слуху. Потом, с годами мы сами познакомились с творчеством Луферова, Щербакова, Берковского... Для детей из дворовых школ, из не очень благополучных и образованных семей, поверьте, это глоток свежего воздуха, при грамотном преподавании литература дала возможность многим из нас немножко приподняться над "болотом", в котором мы находились. Извините за пафос, но это искренне. Я до сих пор очень благодарна нашему учителю за то, что она показала нам другую сторону жизни. 08.09.2006 09:45:58, про "народ"
наш (мужнин сын)тоже ничего не читал из программы. говорит красиво. пишет без ошибок.
читать серьезные вещи начал после 20.
работает.
спрашивается, что дали ему уроки литературы?
07.09.2006 15:11:19, Кити Щербацкая
я тоже не осилила. хотя, я читала почти все, что шелестит. 07.09.2006 14:26:49, Альт
Nanik
Так это зависит а) от ученика, б) от учителя. У нас читали. Не скажу, что прямо все. Но и те, кто потом шел в Бауманку, - тоже. 07.09.2006 14:18:02, Nanik
пчела Майя
Отдельный пример бывает для чего угодно. 07.09.2006 14:20:10, пчела Майя

Показано 118 комментариев из 238


Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!