Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Связь оценки и самооценки

Меня очень заинтересовал этот вопрос.
Действительно, в российской специфической среде, есть линейная связь:
пятерки=высокая самооценка?

Я в жизни, как раз наоборот наблюдала одни сплошные комплексы отличников. Рано или поздно человек получал таки свою ЧЕТВЕРКУ. И вот тут с ним просходило нечто ужасное. Причем, чем позже это происходило, тем хуже было для психики.
Например, есть у меня подруга, которую первую свою четверку получила по классический физике на третьем курсе. Причем, до этого, явно фрустрировала 2,5 года, потому что тянуть на полную отличницу было, ну очень тяжело, а надо :) Кому надо, зачем надо - опускаем.
В результате девочка, получив такую оценку, тут же, перешла на другой факультет с потерей курса...
В конце концов, с точки зрения образования, она, видимо, выиграла. Но вот "комплекс отличника" живет с ней до сих пор.
Причем, речь именно о внешней оценке. Человек очень зависим от того, что скажет княгиня Марья Алексеевна. Что скажут, какую мебель она купила, где лечила зубы и так далее. Мысли тоже должны быть в порядке - отсюда склонность лицемерить...
У меня никогда не было круглых пятерок. В началке подводил русский. Потом другие предметы, которые просто не считала нужным доучивать до пятерки. Зато, никаких комплексов на тему моих оценок :)
21.10.2004 09:08:34,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
ИМХО, комплексы возникают тогда, когда оценки являются ЕДИНСТВЕННОЙ личностной ценностью и самоцелью. Знаю такого одного, но у нас только в группе в ВУЗе из 10 человек 6 красных дипломов и все с ДРУГИМИ комплексами:) Кстати, я считаю, что человек, не имеющий никаких комплексов, просто хроник по психиатрии:))), гипомания называется.
Меня как-то эта проблема "комплекса отличницы" миновала. Да, средний балл аттестата, он учитывался тогда при поступлении - 5 (с одной четвёркой по химии и "удовлетворительным" поведением:))) ), в институте - красный диплом, но я, как бы Вам это поточнее сформулировать, никогда не напрягалась в эту сторону:))). Оно САМО так получалось, а учиться было просто интересно, да и ВУЗ - МОЙ:))). У меня очень редко проскакивали четвёрки и тройки, поэтому знаю лишь две оценки: либо 5, либо 2, когда совсем "забивала":). Родители к последним относились абсолютно спокойно, правда, не без здорОвой язвительности, по принципу: "Нравится создавать себе проблемы, а потом их преодолевать? Вперёд".
Единственный момент, когда я очень удивилась, это когда меня перевели в сильную школу в 8 классе. В старой (я кстати тогда этого не замечала) я только открывала рот, и все расплывались в благостной улыбке: "достаточно", а в новой почему-то говорили: "ну-тес, ну-тес, продолжайте". А чего продолжать-то, я же дальше не читала:))). Очень даже подстегнуло и простимулировало до конца дочитывать, потом уже в привычку вошло.
А самооценка (внутренняя), к сожалению, формируется в дошкольном возрасте и начальной школе именно через внешнюю со стороны референтных групп. Если знаете другой путь формирования, намекните, обсудим:).
21.10.2004 23:37:54, Alice
У моего сына в школе оценок практически не ставят, до 5-го класса точно. Поэтому связи оценка-самооценка там в принципе нет. У всех самооценка формируется по другим механизмам. :) 21.10.2004 19:29:38, Наташа и Игорек
Ada
Внизу топика пошли дебаты о том, что значит "родители подталкивают или определяют" оценку детям.
Можно попытаться объяснить на своем примере?
У меня с учебой все было в порядке. До 7-го класса все получала "автоматом", то есть экзаменов вообще не сдавала. Все было на 4, иногда были 4-ки в четвертях и очень редко за год (2 4-ки за 3-тий класс и 1 за 4-ый). Все относительно легко давалось, учитывая, что мне родители в учебе не помогали со 2-го класса. Так вот их аргументы всегда были "что, тебе трудно?", "не смогла доучить", "а вот Таня выучила на 5-ку" (Таня моя подружка и тоже отличница). А теперь моя точка зрения: Физику не люблю до сих пор, особенно некоторые разделы. Я ее понимаю, но как что-то решать и срочно вспоминать что-то надо -меня иногда заносило или в слишком сложные расчеты или все забывалось напрочь :(, отсюда 4-ки. Меня "клинило", если шло время "на скорость", даже если было определенное время, но постоянно напоминали, что НАДО сделать ВСЕ задания и что время идет (а то я сама этого не понимала), то меня "кондратий" разбивал. Причем, обычно, этим страдали все физики и математики (интересно, почему так). Далее, постоянные упреки и сравнения с подружкой (для которой, кстати, физика была любимым предметом) меня бысили. При этом родители забывали, что с литературой, вернее сочинениями, у нее было туго. Не, она была грамотная девочка, были практически одни 5-ки, даже больше, чем у меня, но, сочинения на уроке ей диктовала я (помимо написания своего собственного), некоторые даже для нее писала дома (ну, подружка ведь, да и она в той же физике мне помогала с объяснениями, да и вообще, кто между друзей тогда считался с услугами). Потом, в 4-ом классе я очень болела и дважды за учебный год ложилась в больницу, так потом все самостоятельно "догоняла". Это считалось само собой разумеющимся, только 4-ки, а тем более, 3-ки все равно были как ЧП. То есть мои родители считали, что их дочь самая умная и ОБЯЗАНА учиться только на одни 5-ки. Мое мнение и мои пристрастия при этом не учитывались. В итоге, в 8-ой класс я перешла в физмат школу, просто за компанию, чтобы узнать, что такое "сдавать экзамены" :). Потом пошли и тройки иногда, но в итоге я окончила школу с 4 4-ками (причем по 2-ум предметам "не засчитали" экзамены, так как только на наш класс из 27 человек было 8 золотых медалей и 7 серебрянных -тех, что выдали. Это учитывая, что именно на нашем выпуске учитывались оценки за 9-ый класс -еинственный год с таким бредом). В принципе, мне уже было не так важно это, так как уже в августе я знала, что поступила в Университет по результатам тестов от института.
Но, тем не менее, когда родители считают, что их дети ДОЛЖНЫ, а возможности, вкусы и наклонности этих самих детей их не инетересуют, вот это тяжело и вот как раз такое отношение может привести к "комплексу отличницы". Мне повезло :) -я взбунтовалась. И после поступления в физматшколу заявила, что я сама туда пошла, что они и сами знают, что наша 3-ка приравнивается к 5-ке в обычной школе, поэтому пусть отстанут и не лузет, учитывая, что я самостоятельно учусь со 2-го класса, а моему брату уже 3 год подрад помогают в учебе. И мне "до лампочки", что "он слабее", я так не считаю. А если он слабее, то тогда пусть меня не контролируют. В общем, наверное, эта вспышка гнева была первой серьезной в моей жизни и чем то или испугала или надоумила родителей, но они "исправились", хотя и не совсем сразу :). Однако так не каждый ребенок сможет противостоять родителям.
Кстати, по поводу "оценка =престиж". Мои подружки, после поступления в универ (на поступлениион был институтом, хоть и с 3-4 аккредитацией), всегда первым делом спрашивали о моих одногруппниках "а какие у него/нее оценки?", чем меня "слегка бесили". Так нас, вернее нашу комнату и называли в общежитии: "отличницы и Люба" :).
В общем, sorry, за длинное повествование. Спасибо всем, кто дочитал до конца :).
21.10.2004 15:37:19, Ada
Елена Д.
У меня не было комплекса отличницы несмотря на "круглость" до 6-го класса (до перехода в другую школу), не знаю почему, наверное, потому, что в семье 5 не считалась чем-то из ряда вон, как и 4(так, обычная оценка).. 3 и 2 это да из ряда - вон, типа недостойно твоих способностей :) или "себя не уважать".. да и давались они мне не титаническими усилиями. Вот когда это дается непросто, когда человек зубрит, не понимая материал, стремясь поучить оценку выше, когда он пытается "объять необъятное", тогда да, 4-ка кажется провалом и смерти подобно.. В институте я уже спокойно получала 3-ки за некоторые предметы, в которых мне все-равно было никогда не разобраться (типа электротехники), без потери самооценки.. Вот мне кажется, если учеба или что-то там еще дается легко, легко эти самые 5-ки получаешь, то особых комплексов не возникает, а если приходится "пахать" ради оценки, заниматься дольше других и т.д. ради мифической цели "быть первым" тогда да, проблемы могут быть. 21.10.2004 13:54:03, Елена Д.
ABDDavidoff
Есть такой комплекс, и успешному человеку от него не скрыться.
Если ты всегда побеждал, проигрыш переживается тяжело, но в нем же и заложена энергия на дальнейшую борьбу на продвижение.
Когда все совсем здорово -куда двигаться?
Сама отличница, проигрыши только обогащали мои возможности.

У отличника нужно воспитать борцовский характер и все решение проблемы.
21.10.2004 12:22:35, ABDDavidoff
Красно Солнышко
У кого-то заложена, а кто-то ломается. Поэтому неожиданный сразу большой проигрыш уже во взрослом возрасте - ни есть хорошо. Лучше все-таки, чтобы не перевый парень на деревне, не всегда и не во всем - первый. Нормальные модели. Поработал - получил результат. Начиная с малого. А не результат всегда на тарелочке с голубой каемочкой. 21.10.2004 12:27:16, Красно Солнышко
ABDDavidoff
Согласна. Трудности -суть важнейшее дело для воспитания.
Мой рохля, эстет и интеллектуал сейчас руками-ногами на тренировках машет. Всем, как водится, проигрывает, и опять машет. Губу закусит и вперед.
Я так рада :-))))))
21.10.2004 13:11:01, ABDDavidoff
Irus
Мне кажется, что связь есть, но скорее не с общественной оценкой, а с внутренним настроем. Как у Эрика Берна люди делятся на:
1. победителей(тех кто ставит реальныецели и добиваются их). Например стреляя в мишень выбьют 7 из 10, а достаточно (внутренне) было 5 - выиграл :)
2. непобедители выбивая 9 из 10 выигрывают по факту, но не для себя(цель была 10 из 10) - не выиграл :(
3. проигравшие скорей всего не пойдут стрелять вообще(все равно проиграю)
Изложение, конечно вольное, но что то в этом есть. Как мы сами орентированы и как настраиваем детей.
21.10.2004 11:40:12, Irus
На мой взгляд, все индивидуальностью определяется. Есть люди (вот я, например, и моя дочь тоже), которым плохо от самого факта оценивания. У нас самооценка растет, если нас просто принимают не оценивая. По своему детству помню, что мои родители были просто помешаны на моих школьных оценках. Я очень старалась их не разочаровать, была по жизни отличницей. Тяжело было именно то, что мой "личный рейтинг" у родителей колебался в зависимости от того, что сегодня поставили. Тогда как мне лично эти самые оценки были совершенно не важны. И дочь у меня одинаково плохо воспринимает и похвалу, и критику. Она довольна собой, если чувствует признание себя независимо от каких-то своих результатов. А вот, например, подруга у меня (мы с ней со школы дружим) - она, получив пятерку, просто светилась и была исключительно горда собой. И сейчас она такая же, просто "пятерки" теперь у нее другие. 21.10.2004 11:32:22, Катя+Юлька
мама пимпсиков
Моя дочка учится во втором классе.В прошлом году им ставили оценки только на ин.языке,причем какие-то чудные:4++ или 5--,дети вообще запутались.В этом году по всем предметам,моей они ,кажется,совсем не важны:на днях в дневнике стоит 5,спрашиваю -за что.Ребенок смотрит непонимающим взглядом и говорит:"Не знаю!Учительница поставила."У нее даже нет желания,ну скажем,маму порадовать.Ну она у меня девушка самодостаточная,ей мнение окружающих как-то безразлично.
Я это все к тому,что все от ребенка зависит.
21.10.2004 23:09:12, мама пимпсиков
ABDDavidoff
Хм, тоже отличницей была, и моим родителям было искренне пофиг, что я приношу из школы. На вызов к классной, которая НИКОГДА не видела мою маму та сказала: "Передай, что если подожжешь школу -я приду." :-)))))))))

Постараюсь также относится к своему сыну. Скорее всего ты права, главное, чтобы "личный рейтинг" не зависил от оценок.
21.10.2004 12:31:28, ABDDavidoff
Моя до школы не доросла, но в развивающей группе им ставят пятерки:-) Другого ничего не ставят, к счастью, или ничего, или пятерки:-) Я когда это увидела, мне прям нехорошо сделалось - я думала, у нас только в общеобразовательных школах такие "крепкие педагогические традиции", а для мелких что-то другое вместо оценок. Ан нет. Теперь вот прячу эту тетрадочку от бабушки (моей мамы) - большой любительницы пятерки пересчитывать:-) 21.10.2004 13:12:44, Катя+Юлька
ABDDavidoff
О! Меня саму волнует само наличие оценок. Моему в подготовительном классе тоже оценки ставят.
Я сначала просто не поверила!
Была раньше убеждена, что оценки появляются с 2-3 класса.
И уж никак не малькам.
Вот и понятно, откуда комплекс отличников растет:-)
21.10.2004 15:36:22, ABDDavidoff
Комплексы про оценки бывают тогда, когда родители ребенка их провоцируют. Это не зависит от конкретных оценок- комплексы бывают у ЛЮБЫХ детей - от отличников до двоечников, со всеми промежуточными фазами.

Я была отличницей, потом "близко к отличнице" (т.е. выражаясь твоими словами "получила свою четверку") - меня это не скребло абсолютно, я просто не заметила того момента, когда в табеле появились две четверки (они потом "плавали" - то по физре и истории, то наоборот - по географии и труду:). Потому что я не "доучивала до" (пятерки, четверки, тройки), а просто училась, как мне это приходило в голову. У меня среди обычных оценок бывали и двойки, и четверки (помимо пятерок) - вот троек правда мало бывало.

В университете я была "круглее некуда" - только пятерки - это было связано сначала с тем, что мне это было легко, и привычка именно к ТАКОМУ учению была уже создана - а потом, неизбежно, с тем, что мне это было легко уже и по инерции, хотя я не все предметы знала одинаково. При малейшем сомнении преподаватели выставляли пятерку в мою пользу. Никакого толку, естественно, в этих оценках нет - мне повезло, что я и по совокупности училась серьезно, эти "пятерки" меня не сбивали с толку.
21.10.2004 10:12:51, Кондратея с работы
Красно Солнышко
Вот давай подробнее. Как родители могут их провоцировать. Вот здесь и зарыта собака.

Хотя, дело не только в родителях. Я, например, в родителями в этом вопросе не сошлась. Они не понимали: "Что мне трудно что-ли?" И мои, другие мотивы, их как-то не очень интересовали. В том числе, не очень им понятно было, почему я настояла на смене школы. Почему то им казалось, что учиться можно где угодно, надо только стараться.
21.10.2004 10:31:33, Красно Солнышко
Я с твоими родителями согласна. И про "трудно что ли?", и про "учиться где угодно". И понимаю, что вопрос чисто-психологического комфорта для них так остро не стоял, как сейчас это принято. Для моих родителей тоже не стоял - мне было весьма плохо в средней-средней школе, но перевестись в другую школу просто так - для них было бы странно.

Провоцировать элементарно могут, и многие так и делают. Ничего описывать тут не нужно - половина конференций кишмя кишит примерами. А вот желательны такие комплексы или нет - это выбор семьи. Мне не желательны. Кому-то желательны.
21.10.2004 10:42:00, Я же
Красно Солнышко
"но перевестись в другую школу просто так - для них было бы странно"

Вот здесь корень наших противоречий. Я не вижу проблем в смене группы. Никаких. Ни сама не видела, на своем опыте, ни по опыту перевода ребенка из сада в сад. А вот проблему дискомфорта в конкретном месте, вижу, и большую. И тут причины - вторичны. Если есть дискомфорт, то поменять группу, может быть простым решением проблемы. Мы же меняем работу, иногда, только на основании того, например, что там гадкий коллектив.

Кроме того, я не в другую школу перешла. А в физико-математическую. Кстати, в сложившийся коллектив, во второй четверти 8-го класса, в класс, где я была 42-ой, чем вызвала большое неудовольствие со стороны некоторых педагогов, с большим провалом по знаниям, по сравнению с другими, которые там уже учились семь с лишним лет, что тоже, некоторых педагогов, раздражало. В четвертях были тройки, и не одна, но закончила уже очень прилично. Но, главное, больше не фрустрировала. Некогда было :)
21.10.2004 10:52:41, Красно Солнышко
Это был 8-й класс, и те перешла сама, никто на тебя не давил. 21.10.2004 12:37:36, Маграт
Думаю, что на самооценку очень влияет отношение к школьным оценкам в семье. 21.10.2004 10:06:58, starka
Красно Солнышко
Именно так, имхо.
Причем, речь не только об оценках в виде 3,4,5.
Речь о любых оценках, данных другими.
21.10.2004 10:12:23, Красно Солнышко
Светлана
Не знаю, Маш. Почему-то мне кажется, что Alice не имела в виду такую вот прямолинейную зависимость ;-). Да и того, что ты описываешь, я тоже в жизни не наблюдала. Я вот такая круглая отличница - медаль в школе, красный диплом в Универе, и все это без напрягов (твоя фраза "другие предметы, которые просто не считала нужным доучивать до пятерки" мне просто не понятна, как это доучивать до пятерки?, оно само получается ), и особо оценкам значения не придавали никогда ни я, ни родители, и оценки, конечно, за годы обучения получала разные- от 4-к по письму,физ-ре, КПСне и иже с ними до двоек по поведению ;-), и чего-то ничего катастрофичного по этому поводу не припомню ;-) и самооценкой, надеюсь, не страдаю. У меня много подруг-друзей отличников, что-то не припомню у них проблем с самооценкой, разве что перфекционизмом многие из них страдают, но это обычно в конечном результате приносит плоды, самооценку очень укрепляющие. Мне тоже очень интересно, что народ по этому поводу скажет, т.к. для меня вопрос оценок моих детей - один из самых простых, но может, я что-то упускаю 21.10.2004 09:37:12, Светлана
Красно Солнышко
Разумеется, это крайний случай. Гипербола. Хотя и совершенно реальный случай из жизни. Клянусь.

"Доучиваться до пятерок". Сейчас поясню на примере.
Вот, допустим, была у нас ненормальная физичка в 8 классе. Которая из формулы движения сделала расчлененку (как слово то, хорошо!). И в результате - одно единственное уравнение движения превратилось штук в 30 отдельных. Все частные случаи. Начальная скорость нулевая, отрицательная проекция, ускорение нулевое и т.д., и т.п. Причем, диктовалось это на скорость. Большинство, не задумываясь, выучили все 30 уравнений наизусть и сдали. А я так не могла. Прекрасно понимая суть, я не могла написать этот дурацкий диктант, да еще и в таком темпе, понимая его бессмысленность. И получила свою тройку в четверти. Совершенно спокойно. Это была первая тройка, но не напряглась, абсолютно. Ну не виновата же я, что учительница дура! К слову, в следующей четверти перешла в физ.мат школу и получила четверку, а потом и пятерку. Но дело было не в оценке для меня. Знания, параллельно, оценки параллельно. Для меня важнее было, что я то понимала, что мне чего-то не хватает. Знаний, не оценок. Потому и из школы ушла, где в общем-то шестой класс еще на отлично закончила, а в седьмом имела одну четверку, вот только не помню, по какому предмету, чуть ли не по труду... Если мне неинтересны были сотки на английском, если я считала, что это лишь потеря времени, то я их и не делала. Ну пусть, это и стоило мне каких то понижений оценок. Зато я много решала сверх школы (физико-математической) по своим любимым предметам.
К этому обычно мальчики более склонны. Не все сразу, а тут учим очень глубоко, а здесь вообще игнорируем. И, кстати, они, при худших в целом оценках, в результате, как правило, добиваются бОльшего.
Девочки послушнее. Сказали надо, значит надо. Так вот я Ксюше не говорю надо. Я объясняю, зачем я вижу необходимость в той или иной ситуации сделать то или другое. Если мне не удалось найти для нее достойного мотива, она и не станет заморачиваться, делать ради того, чтобы сделать. Возможно, это неверный подход с точки зрения аттестата. Но, имхо, в отдаленной перспективе, это правильнее. Очень спасает от учительского субъективизма, который, неизбежен. Ведет к самодостаточности во взрослой жизни.
21.10.2004 09:56:16, Красно Солнышко
Светлана
Ну, вот у меня с Кондратеей ситуация один в один была. И на "что тебе трудно что ли" я смотрю с нсколько другой стороны. Есть вещи в жизни малоприятные и не слишком лакомые, а делать их все равно надо хорошо - не стоная, не впадая в этом месте в глубокую депрессию и не ожидая, что мама всегда будет помогать и спасать от очередных ненавистных палочек. Просто научиться делать такие вещи быстро и качественно, на автомате, сделали и не заметили, проехали, но без халтуры, т.к. она ИМХО недопустима ни в чем. Независимость от чужих мнений - это самое простое. Гораздо важнее, во-первых, научить и из чужой субъективности извлекать уроки для себя, а во-вторых, к самому себе относится строго и не позволять себе халутрить в мелочах. 21.10.2004 11:21:54, Светлана
Красно Солнышко
Собственно, это расхождение, мы уже давно обозначили.
Я так не считаю. Для меня такие палочки - программирование посредственности. Это не значит, что любой будет посредственностью, нет, конечно, вы вот с Кондратеей, да и я сама, пожалуй :), яркие представители подтверждающие обратное :), но это увеличивает шансы, скажем так. Тут же еще есть неизменяемая гинетическая составляющая, которая, для нас, долгое время, абсолютно черный ящик.
21.10.2004 12:20:25, Красно Солнышко
А что ты такие за цели ставишь воспитания? Представь - палочки перестанете рисовать, а ребенок вырос, выучился и сел себе в офис - бумажки перекладывать (за приличную зарплату). Это посредственность, или нет? Стоило копья ломать, или нет?

Я, видимо, как-то иначе прежде всего на себя смотрю - поскольку еще раз повторяю, не помню и не вижу НИЧЕГО даже в нелюбимой школе, что бы радикально повлияло на мои результаты по знаниям/образованию/карьере. Психика - это да, нервы всякие, комплексы, с которыми живу. Но искренне думаю, что меня все это не задержало, что должно было быть - то и появилось. На что я была способна.

Посредственность или нет - я такими словами не оперирую, так как не очень понимаю. Я довольна своими результатами по жизни - но это не связано с потрясающими достижениями. Скорее - меньше всего связано с теми достижениями, которые внешне легко перечислить. И куда больше связано со внутренним уравновешением - а это не от "хватания звезд с неба" ко мне пришло.

Что до внешнего - сижу себе на вполне обычном месте, вокруг меня полно коллег, которые "сделали" не хуже меня карьеру, все они достаточно индивидуальности, но извиняюсь - потрясающих творцов-выдающихся гениев что-то не видно.
21.10.2004 12:27:20, Кондратея с работы
Красно Солнышко
Не придирайся к словам. Тем более, что ты четко обозначила выше и я четко для себя всегда держу. Я не отвечаю за всех. Мне, по большому счету все равно, будет ли писать палочки Вася Пупкин. Но я отвечаю за своего ребенка. Пока еще отвечаю.
В остальном, я уже давала пояснения своего виденья данной проблемы:
21.10.2004 12:47:12, Красно Солнышко

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!