Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

LOO

Как справиться с волнением в школе?

Очень хочется услышать мнение Эллы, Марии Д. и всех, кто сталкивался с подобной проблемой и сумел ее решить. Проблема в следующем: мой сын, 9 лет, ходит в 3 класс, очень волнуется, когда отвечает устно при всем классе, что отражается на его оценках (в случае письменных контрольных работ волнение меньше и, соответственно, результат лучше). Я об этом догадывалась, т.к. хорошо знаю своего очень ответственного ребенка и его очень чувствительную нервную систему. Но вчера после разговора с учительницей испытываю сильное замешательство, т.к. не представляла себе, насколько остра эта проблема. Учительница сказала, что он волнуется так, что даже дыхание перехватывает и ей его жалко лишний раз спрашивать, а также что он был бы отличником, если бы не волновался, и именно из-за волнения он допускает очевидные ляпы. После разговора с ним выяснила, что учительницу он не боиться, т.е. она лично не вызывает в нем отрицательных эмоций. За оценки никогда его не ругаю, иногда расстраиваюсь, конечно, но стараюсь вида не показывать. Он говорит, что волнуется, т.к. боится, что ответит хуже, чем знает на самом деле. А знает он действительно хорошо, и дома у нас таких проблем не возникает (при подготовке уроков делает все уверенно). Налицо неуверенность в своих знаниях и в себе самом именно перед "чужими", от которых он в какой-то степени зависит в данный момент. Я ему посоветовала сегодня в школе попробовать при ответе представить себе, что он отвечает не учительнице, а мне. Не знаю, удастся ему это или нет. Чем еще ему можно помочь? Посоветуйте, мудрые люди?
28.11.2002 18:15:21,

14 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А мне вот что в голову приходит:
1. Может быть можно создать ситуацию, при котроой Вашему сыну перед классом придется рассказывать не урок, а что-нибудь другое, например, какое-то важное сообщение, историю или еще что-нибудь, что не подлежит оценке аудиторией. Как вариант, можно назначить его отвественным за ежедневное сообщение прогноза погоды на завтра (может не самый удачный пример, но зато передает идею)
2. Что касается театральных приемов... Вещать перед аудиторией гораздо легче, если смотришь на одного человека из этой аудитории. Предложите сыну, стоя перед всем классом, рассказывать урок своему другу, глядя только ему в глаза.
3. Очень понравилась идея Эллы диалога с учителем. Я бы даже добавила. Если в учителе Ваш сын будет видеть Человека, а не учителя, то этот диалог наладится, как мне кажется, быстрее. Но тут кроется одна засада: Вашему сыну может не понравиться этот Человек, и тогда уж точно диалога не получится...
02.12.2002 03:02:29, Подмастерье (Верочке 7 месяцев)
Возможно, что это не "неуверенность в своих знаниях". Скорее, это идет от того, что ему нужен "собеседник", "собеседники", а не "экзаменатор" (учитель) и аудитория (ученики).
Учительница ведет с ним диалог у доски, или задает вопрос и ждет ответного монолога?
Можно научить его вести диалог с учительницей...
Помню, как сама не раз получала пятерки, не зная ответа на вопрос:), а просто вступая в задумчивый:) диалог с учительницей, и краснела-потела, пытаясь объяснить то, что знала прекрасно:)
29.11.2002 16:32:35, Элла Прокофьева
да ,я согласна. когда учитель вступает в диалог - у меня все выходит само собой .Так же как и спонтанные "выступления"...но вот когда учитель смотрит в глаза и ЖДЕТ..... 01.12.2002 07:52:57, ИМА
Это ужасно, как и вопросы сформулированные ... (это я ругаюсь через что), когда сам задающий вопрос имеет в виду совсем не то, что в нем звучит, но хочет определенного ответа и только его. 01.12.2002 08:32:51, Сонечка
LOO
Скорее всего Вы правы. Он знает, что он знает, но боится, что не сможет это доказать, представить в лучшем свете. Своеобразный перфекционизм что-ли? Ребенок привык к мягкому и бережному стилю общения дома, когда все домашние внимательно его выслушивают, оказывают внимание, в котором он нуждется в данный момент, играют с ним, т.е. ребенок очень востребован взрослыми дома. Ему психологически малознакомы ситуации, когда свое мнение необходимо отстаивать, подбирая нужные слова и аргументы, когда нужно добиваться внимания со стороны окружающих к тому, что ты говоришь. Зная психосоматические проявления его волнений, мы стараемся дома просто не доводить до этого. Я уже писала, что с письменными работами он справляется лучше. Если его спросили ответ на задачу, которую все только что решали в тетради, то он нормально отвечает. И у доски, когда задача решается письменно, более менее справляется с волнением. Теряется он исключительно, когда учительница задает вопрос, потом называет фамилию и ждет ответа вся во внимании. Элла, а как научить его этому диалогу с учительницей? 29.11.2002 16:49:42, LOO
Первое - это Вам самой постараться оценить, какие качества в учительнице ЛЮБИТ ребенок.
Можете сейчас сформулировать, просто из опыта наблюдений и слушаний рассказов ребенка об учительнице, не расспрашивая пока сына?
Затем постараться разговорить его на тему: "За что я люблю Марью Ивановну..."
Понятно, что это не формальная тема сочинения. Ну, я думаю, Вы найдете нужные слова и сумеете поговорить с сыном задушевно...
29.11.2002 17:24:38, Элла Прокофьева
Честно говоря ,у меня такая же проблема. Хотя я с 6- лет выступала регулярно на сцене(пианистка:)ужасно плохо отвечаю устно. Неуверенностью в себе катастрофической никакой не страдаю:)))но устные экзамены для меня - кошмар. Один вид учителя ,уставившегося на меня с ожиданием с лицом "нуууууууу" меня парализует и выветривает из головы знания напрочь. Причем не обязательно перед классом - один на один с учителем тоже самое.
Так что учительницу можно попросить больше опрашивать его письменно.Оценки не должны зависеть от ораторского искусства ученика,а исключительно от знаний.
29.11.2002 11:17:27, ИМА
LOO
Спасибо за ответ. Я тоже бывшая пианистка :), и до сих пор вспоминаю, как перед каждым экзаменом в музыкальной школе руки тряслись и ноги на педали не попадали. Особенно сложно было играть быстрые и высокотехничные вещи - этюды, например. Но ничего, переболела. Стимулом было чувство удовлетворения от достижения поставленной цели, задачи. Это для меня как наркотик до сих пор :) А насчет ораторского искусства, как раз язык-то у него подвешан будь здоров, тут нечто другое: подсознательное волнение и, соответственно, выброс адреналина в кровь, настолько сильные, что ребенок просто не в состоянии соображать чего-либо в этот момент. Налицо психосоматические явления: нехватка дыхания, учащение пульса, бросание в жар, иногда даже рвота и головная боль :( Конечно, такие состояния у него не всегда, периодами. Вот сейчас, видимо, такой период. Нужно учиться показывать свои знания в наилучшем свете, но как? Дома репетировать? Но все ситуации заранее не обыграешь? 29.11.2002 16:25:03, LOO
мне кажется - обходить эти ситуации ,и ждать,что наладится. Или не наладится. У меня вот не наладилось - ничего,живу:) 01.12.2002 07:51:41, ИМА
Аврорик
А Вы не хотите попробовать театральный кружок? Есть такое - "боязнь публичных выступлений", кажется, называется. Как правило, новеньким дают совсем несложные роли, часто и без слов - например, "дерево", которое в нужный момент изображает "ветер", т.е., машет руками с листьями:)) Человек постепенно привыкает к присутствию себя перед публикой, а там и роли усложняются. К тому же, как правило в таких кружках учат и сценической речи, актерскому мастерству, и другим довольно полезным вещам. Не ГИТИС, конечно, но мне кажется, неплохо. Мы занимаемся:) 29.11.2002 10:51:34, Аврорик
LOO
Спасибо за интересную идею, тем более, что ребенок обладает актерскими способностями. Но с ее реализацией надо подумать, и потом страшновато как-то, вдруг вообразит себя великим актером, что я тогда с ним делать буду? :) 29.11.2002 16:30:17, LOO
Аврорик
:))) Я уже боялась:))), теперь вот боюсь, вдруг он себя вообразит великим электронщиком на фоне сделанных собственноручно "электронной канарейки" и "двухтональной сирены", потом скорее всего будет еще что-то. На ребенке мои боязни ровно никак не отражаются - я их не афиширую, он делает свои дела, а я свои. Везде занимается с удовольствием. А если что-то перейдет рамки обычного - а вдруг так и надо, и это талант, который грех зарывать в землю? 29.11.2002 16:45:14, Аврорик
ПривеТ.Т.
Договориться с учительницей, что бы она его спрашивала на переменке или после уроков.
Пусть она в это время собирается, готовится к другому уроку, то есть своё внимание переключила с него на что-то другое.

Прося её об этом, можете сказать что вам так посоветовал школьный психолог из какого-нибудь городского центра. Что это проблема перерастёт с возрастом.(Она действительно перерастёт ) Его слова будут серебром, а молчание золотом.
(У нас была таже проблема.)

Только имейте ввиду, что за особое расположение учителя к вашему сыну сами предложите что-то расксерить, распечатать или любую другую помощь.
28.11.2002 19:24:22, ПривеТ.Т.
LOO
Спасибо, попробую поговорить с учительницей еще раз. Только знаете, сыну может это не понравится, что он не как все: все на переменах играют или отдыхают, а он - отвечает. :) 29.11.2002 16:33:39, LOO


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!