Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Учитель и ученики

Благодаря топику, открытому Доран, всплыла, наконец, мысль, которую я хотела обсудить еще летом, но как-то соскользнула:)
Почему родителей так беспокоят психологические особенности ребенка, отличающие его от пресловутой готовой к школе "норме", которую каждый понимает по-своему?:)
Посмотрите, сколько "экспресс-диагностик готовности к школе" появилось в последнее время.
На самом деле забыта роль Учителя в организации группового учебного процесса как его стержня и роль Учеников как движущего фактора в развитии этого процесса, обеспечении его динамики.
Неужели эта динамика будет полнокровной, если мы лишим ребенка его индивидуальности, будь он хоть сто раз соцерцателем? Нужны и дети-созерцатели, и дети-первопроходцы, и дети-трансформаторы и т.д.
Существует четыре основных типа детей-учеников, и, поверьте, очень тяжело вести занятие, когда нет поддержки от ребенка, который обязательно должен присутствовать в группе для обеспечения нормальной, полнокровной динамики. Тогда педагогу, психологу приходится брать на себя ту роль, которую здорово исполняет этот ребенок. Если в группе присутствуют все четыре типа детей, это счастье для психолога:)
03.10.2001 18:45:09,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Итак, в ходе нашей дискуссии (топики "Ребенок на каждом уроке просится в туалет" от Алены Владимировны", "Психология характера" от Доран, "Учитель и ученики" от Эллы Прокофьевой) определились два пути в разрешении проблемы "учитель-ученики": мы можем искать хорошего учителя и довериться его профессионализму, а можем настроить ребенка на участие в сюжетно-ролевой игре "Урок в школе", благодаря которой учитель будет восприниматься в его специфической роли, а сам ученик произвольно (а не бессознательно) выберет себе роль, соответствующую его психологическим особенностям.
05.10.2001 12:31:26, Элла Прокофьева
Н.Г.

…мы можем искать хорошего учителя и довериться его профессионализму, а можем настроить ребенка на участие в сюжетно-ролевой игре "Урок в школе"
Союз "а" в Вашем сообщении звучит, как противительный. Ведь одно другого не исключает:) Наоборот: учителя нужно будет искать в любом случае, а если ребенок примерился к роли ученика и готов ее "исполнить", то это как раз и будет свидетельством его готовности к обучению в школе.
07.10.2001 22:45:55, Н.Г.
Баба Нюра
Судя по всему, второй вариант наааамного более вероятен :). Осталось опять-таки "подковать" ребёнка, чтоб "осознанно" выбирал. 06.10.2001 19:54:17, Баба Нюра
Элла.
Экспресс-диагностики - много. ИМХО, 50% из неё - вполне профессиональной.
"Норма", согласна, понятие субъективное. Но возникает лишь один вопрос: "Сколько вариаций этой "нормы" приходится на данного конкретного ЖИВОГО учителя?" Сколько из них, как профессионал, он в состоянии воспринять, читай, ПРИНЯТЬ, в качестве "движущего фактора в развитии этого процесса, обеспечении его динамики"?
А четыре основных типа детей ( при данной наполняемости класса:))) ) мы учителю обеспечим, только успеет ли он понять за последующие 4 года "Who is Who?"?
05.10.2001 04:06:37, Alice
Вот это вопросик!:) Alice! Вы действительно встречали таких педагогов, которые в течение 4 лет не могут понять "кто есть кто"?
Я видела многоопытных воспитателей, которые понимали, "кто есть кто" раньше, чем я начинала проводить очередную сентябрьскую диагностику и рисование психологических портретов:)
Другое дело, все ли из них использовали это знание во благо себе и детям...
Прекрасно Ваш "учитель" все видит - достаточно просто сравнить разных детей, наблюдая за их поведением.
Но ему не нужна эта самая динамика, и стержнем он быть не хочет в этой карусели, он хочет Абсолютом восседать "сверху".
Я, конечно, не обо всех учителях, а о том гипотетическом, который 4 года не может понять детей, вверенных его педагогическим заботам;)
05.10.2001 10:49:02, Элла Прокофьева
Элла.
Вы даже представить себе не можете, СКОЛЬКО я видела таких учителей:))).
Дело не в том, что он "не способен" понять, кто есть кто, а в том, что ему эти знания абсолютно не нужны:), он не успевает (физически) и НЕ УМЕЕТ эти знания использовать. Поэтому он и идёт простейшим путём: "движущим фактором" учебного процесса является он сам (тогда и получается "Абсолют сверху":))), а дети по ходу учёбы ВЫНУЖДЕНЫ подстраиваться по принципу "Кто не спрятался, я не виноват":(.
Увы, но их встреченных мной таких учителей (воспитателей) большинство.
Хорошо, что хоть иногда попадаются исключения:))).




06.10.2001 18:42:18, Alice
Н.Г.

Так оно и есть – про то, что не успевает и НЕ УМЕЕТ. Если бы УМЕЛ и ЗНАЛ, то, мне кажется, время нашлось бы, успел… У меня вопрос к Аlice и к Карине. КАК в этом плане учат сейчас студентов педвузов?
07.10.2001 22:48:12, Н.Г.
Мариванна
Погано учат:(((
Я из обучения в институте ничего по педагогике не вынесла (кроме огромного собрания "изречений"), училась в других местах (но пробелы явно ощущаю:(((
07.10.2001 23:10:37, Мариванна
Да-а, давно я школу покинула - видно, вовремя...
Неужели такое запустение?
06.10.2001 22:16:20, Элла Прокофьева
Н.Г.
Элла, не каждый психолог может быть учителем. Далеко-о-о не каждый:))
Но каждый учитель должен быть психологом (в рамках свой профессии, хотя бы). Это непросто. Требований к учителю - выше крыши со всех сторон. Нужно учитывать условия, в которых пребывает учитель массовой общеобразовательной школы, чтобы требовать с него "по Гамбургскому счету":) Помочь им нужно в этом плане, учителям. Тем, кому это нужно, конечно.
Я тут маниловщину такую слегка разведу:)). Если уж мечтаешь, так не следует себя ограничивать:)А хорошо бы, в каждом классе были и учитель, и детский психолог, а? Хотя бы в начальной школе сначала. Не просто психолог в школе, а именно, как учитель, в каждом классе. Не в качестве классной дамы, чтобы за дисциплиной следить, а наравне с учителем работать в этом классе - и учителю помогать, и детям, и родителям. Я, на месте учителя, была бы рада:)
07.10.2001 22:54:19, Н.Г.
Баба Нюра
:))) 08.10.2001 12:59:33, Баба Нюра
Елена Д.
Все это хорошо и многие родители бы вообще не "заморачивались" на счет того, что умеют их дети (как, например наши родители), т.к. в школе будет педагог, он подберет к каждому "ключик", всех научит - но ведь это только мечта далекая от реальности, в реальности от детей с первых шагов требуют чуть ли не взрослых умений, поэтому родители и переживают и я в том числе, т.к. не пишет у нас 5 летний ребенок практически, не хочет и не умеет, т.е. геометрическую фигуру нарисовать для него- проблема, а всякие логические тесты предполагают такое умение (из-за чего в прошлом году были получены плохие результаты тестирования в воскресной школе), а в настоящую пойдешь - везде тестирование, я вот знаю, что мальчик у меня умный, как же ему другим это доказать? Чего-то меня уже не туда "понесло", просто тема "больная". 04.10.2001 14:17:03, Елена Д.
А не навязывают ли нам сами учителя начальных классов эти "нормы"? Сейчас в каждой более-менее приличной школе обязательно вступительное тестирование, к которому готовятся не только дети, а их родители, мучаясь в переживаниях "не забракуют ли моего ребеночка?" 04.10.2001 00:30:25, Бяка-кулебяка
Как совершенно справедливо заметила Шин, а я немножко перефразирую: если школа имеет свой фирменный знак, то гордые и лояльные к своей фирме учителя хотят получить соответствующих сотрудников (в виде "готовых":) учеников).
Это очень интересная тема...
04.10.2001 09:22:55, Элла Прокофьева
Да! тема очень интересная. Еще больше меня поразило в школе то, что прошедшие тестирование дети хорошо умеют читать, красиво писать и считают до 100 -сложение и вычитание, т.е. их знания можно приравнять к знаниям первоклассника в конце года, однако, в первом классе их снова учат тому же! Мне, например, стоило больших усилий удержать внимание ребенка на учебном процессе. Удивляет нежелание учителей, а может и сама система не дает учителям возможности "двигать" детей дальше, укреплять их интерес к процессу обучения. Вместо этого их тормозят, в результате отбивается напрочь желание учиться, появляется безразличие и не только в учебе.
04.10.2001 11:08:12, Бяка-кулебяка
В этом отношении сейчас в обычных, "непродвинутых" муниципальных школах поступают даже мудрее - могут семилетнего ребенка сразу после сада взять во второй класс. Что время зря терять?
Что касается продвинутых школ, там система, которую описываете Вы - тестировали до умопомрачения, а потом Букварь 1 сентября открывают на 1 странице...
04.10.2001 11:23:34, Элла Прокофьева
А у нас не тестировали, а букварь в начале октября уже к концу подходит (это я хвастаюсь) 04.10.2001 11:33:26, Лада
Школа "обычная" или "с уклоном"? 04.10.2001 11:54:24, Элла Прокофьева
Обычная, даже класс не "гимназический", самых лучших взяли в гимназический, а у нас все кого или не взяли туда, или не стремились. 04.10.2001 12:07:16, Лада
Мне кажется, что родители сами сталкиваясь с проблемами связанными сосвоей "непохожестью" на окружающих, заранее предвидят возможные сложности с "вхождением" ребёнка в мир школы.
А увлечение тестами и опросниками, скорее всего, способ снятия страхов и напряжения.
У меня сын-первокласник и я сейчас "проживаю" все те страхи которые не были прожиты в начальной школе.
Они были где-то глубоко, а теперь "включились"....
Достаточно тяжело, но стараюсь не переносить их на собственного ребёнка. Ведь у него другая учительница, другая школа, но всё равно - тяжело...
03.10.2001 23:20:07, Машенька Л.
Знаете, Машенька, я думаю, что сложнее всего детям, не понимающим, что ученик - это роль, учитель - тоже роль, вот перемена - это жизнь, а урок - это игра, хорошая обучающая игра, если учитель придерживается творческого стиля в своей профессиональной деятельности, будь он трижды скучным человеком в жизни. Понимаете, жизнь и работа, профессия - это не одно и то же. Необходимо переключаться.
Как грустно наблюдать в детском саду, в школе, когда педагоги живут на работе и работают дома...
Это передается и детям, которые все меньше и меньше играют в сюжетно-ролевые игры.
Это передается их родителям, которые сами "заразились" слишком серьезным отношением к веселой, в общем-то, игре, под названием "Школа"...
04.10.2001 09:32:56, Элла Прокофьева
Согласна.
Понимаю и борюсь.
Но не всегда получается. Чувство ответственности какое-то ненормальное, гнёт - неизвестно куда... И за сына, и за маму, и за всех окружающих...
Если можешь помочь, как же стоять в стороне....?
Давит, скорее всего то, что я то понимаю соотношение ЖИЗНИ и школы, а учитель - живёт в школе. Его-то не переделаешь...
04.10.2001 11:08:05, Машенька Л.
Чувство ответственности за все вокруг, если оно не уравновешено чувством ответственности за саму себя (причем, начинать лучше с себя:)) - это оборотная сторона неуверенности в себе.
Отсюда - желание переложить ответственность за то, что происходит со мной, на других.
Учителя не переделаешь, но совсем необязательно жить его жизнью...
04.10.2001 11:27:22, Элла Прокофьева
тогда вопрос - сейчас распространено, принимая на работу, приглашать психолога для собесдования на предмет подходящести данной должности и данному коллективу? может тогда подбирать м школьников в классы с учетом, так сказать?
вопрос гипотетически-риторический , но все же
ЗЫ заодно (раз уж пошел разговор о школе) - как вы относитесь к школам (начальная) , где мальчики и деволчки учатся отдельно? каковы плюсы и минусы такого обучения?
03.10.2001 20:56:05, Шин
Как я отношусь? Пока Европа объединяется (надо же, валюту общую вводят:)), у нас не знают, что бы еще такое придумать, чтобы усложнить детям жизнь;)
Я знаю, что в Коньково есть балетная школа для девочек - это понять можно.
Можно это понять, если из девочек собираются растить "верных супруг и добродетельных матерей", а из мальчиков защитников Отечества. То есть подгонять развитие ребенка под какой-то социальный образец.
Смысл же раздельного (по половому признаку) обучения в школе с общеобразовательными задачами не совсем ясен...
04.10.2001 13:51:52, Элла Прокофьева
Честно говоря, я вообще не понимаю - зачем? Не вижу ни одного плюса, ну минусов, может накопаю парочку, если подумать 04.10.2001 11:35:57, Лада
Вы про раздельное обучение? 04.10.2001 12:19:03, Шин
Про раздельное обучение мой преподаватель говорил, что совместное обучение провоцирует гетеросексуальные игры, но гомосексуальную ориентацию, а раздельное обучение - гомосексуальные игры, но гетеросексуальную ориентацию. Ну, типа, "запретный плод" и все такое. 04.10.2001 14:11:25, Яся
Яся.
Как здорово и верно:)))!!!
05.10.2001 04:12:52, Alice
Это не я :)) 05.10.2001 16:27:33, Яся
Может, наоборот? Вспомните начало прошлого века, когда все школы были раздельными....и что? выросли гомосексуалы? по-моему нет. -:))) 05.10.2001 00:45:35, Бяка-кулебяка
Так и не должны были - именно раздельное обучение в итоге как бы выдает гетеросексуалов, просто среди школьников в процессе обучения наблюдались гомосексуальные игры :)) А вырастают он при этом гетеросексуальными. Просто игры детей и ориентация взрослых - разные вещи :)) 05.10.2001 01:02:48, Яся
Ну хорошо, мы то совместно обучались, и что выросли гомосексуалами? 05.10.2001 06:49:43, Лада
Мы - не знаю :)), меня, например, этот вопрос в некоторый период жизни интересовал, пока не попробовала и не поняла, что я даже не би, а полнейший гетеросексуал :)). Честно сказать, большинство моих знакомых задавались в жизни таким вопросом, и многие проверяли. А вот про поколение своих родителей я такого сказать не могу.

Речь же идет не о том, что тип обучения воспитывает определенную ориентацию. Не воспитывает, а провоцирует, то есть в некоторых пограничных состояниях выбор будет определяться этой провокацией :))

05.10.2001 16:26:09, Яся
ну да 04.10.2001 12:19:36, Лада


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!