Недавно сингапурский интернет взорвался от задачки, опубликованной в газете, и по словам газеты эта задача предназначалась пятиклассникам. Я и сама пребывала в шоке, т.к. мой сын пятиклассник, пока не опубликовали опровержение, что задача олимпиадная для детей 14 лет.
Мой ребенок точно такую задачу не решит. Однако одна знакомая, которая живет за границей, но ее ребенок (ровесник моего-11 лет) посещает русскую школу, сказала, что в русской школе такие задачки решают каждый день, и ее ребенок ее решил за 5 минут.
Вот эта задача, в принципе не сложно, но я бы в 5-м классе моей советской школы тоже бы вряд ли решила, хотя всегда была одной из лучших по математике.
[ссылка-1]
Альберт и Бернард недавно подружились с Шерил. Они хотят узнать, когда у нее день рождения. Шерил дала им список из десяти возможных дат:
15 мая, 16 мая, 19 мая,
17 июня, 18 июня,
14 июля, 16 июля,
14 августа, 15 августа, 17 августа.
Потом Шерил назвала Альберту только месяц, а Бернарду только число дня своего рождения.
Альберт: “Я не знаю, когда день рождения у Шерил, но я знаю, что и Бернард этого не знает”.
Бернард: “Сначала я не знал, когда день рождения Шерил, но теперь я его знаю”.
Альберт: “Тогда я тоже знаю, когда у Шерил день рождения”.
Вопрос: так когда же все-таки день рождения у Шерил?
А ваши дети правда, решают такие задачи в школе? Вопрос интересен в свете того, что сингапурские школы считаются одними из самых сильных в мире по математике. Но по отдельным высказываниям мне иногда кажется, что российская школа намного сильнее.
Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Уроки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
вопрос не в возрасте, а в знании подхода к решению таких задач, а так и первоклашка справится если знает как :)
в нашей школе этому учат с 1 класса, если что -школа языковая, не физ-мат 24.05.2015 10:56:59, Желток
в нашей школе этому учат с 1 класса, если что -школа языковая, не физ-мат 24.05.2015 10:56:59, Желток
в школе - математика, потом алгебра и геометрия
а задача - комбинаторика, логика с элементами математики, в школе такие направления не проходят, иногда простые задачи из этой сферы проскальзывают
но на олимпиадах их очень любят 21.05.2015 21:23:04, Dezi
а задача - комбинаторика, логика с элементами математики, в школе такие направления не проходят, иногда простые задачи из этой сферы проскальзывают
но на олимпиадах их очень любят 21.05.2015 21:23:04, Dezi
В обычной школе таких задач не решают, в мат.кружке были похожие и на экзаменах в физматшколы тоже есть подобные. Мой ребенок не мгновенно, но сделал, т.к. подход знает и любит такое, особенно вместо длинных примеров с дробями.
20.05.2015 12:36:36, Есть пятиклассница
Я бы все-таки сказала, что в обычных школах - не решают. Все, кто увлекаются математикой, что-то подобное решают на кружках, олимпиадах, в мат. школах.
20.05.2015 12:26:40, oleal
5 класс ребенок решил
мама решила за минуту..
задача несколько не стандартная, зато требует просто логики и никаких особых приемов/натаскиваний 20.05.2015 11:16:59, Lilurus
мама решила за минуту..
задача несколько не стандартная, зато требует просто логики и никаких особых приемов/натаскиваний 20.05.2015 11:16:59, Lilurus
младший ( 4 класс) не решил, старший не стал.
20.05.2015 08:49:06, ЛУЧИК
Для 4 класса очень сложно, как я понимаю, а старшие решают.
20.05.2015 09:46:26, В. с работы
В школе могут решать, но не каждый день и в продвинутых.
Задачка на элементарную логику, дополнительных знаний не требует,
поэтому в 5-м классе умным детишкам почему бы не дать?
Есть много похожих задач. Типа такого:
КТО ВИНОВАТ?
Финди, Ферти, Пит и Пач
На дворе гоняли мяч.
Чудный день, но, как назло,—
Бац! И мяч попал в стекло!
Вышел гневный дядя Билл:
— Отвечайте, кто разбил?
Финди пискнул: — Это Ферти!
Ферти:— Это Пач! Да! Да!
Пит сказал: — Не я, поверьте!
Пач: — А Ферти врет всегда!
Кто ж разбил на самом деле?
На решенье,—пять минут:
Сопоставьте «заявленья»
И учтите — трое лгут!
Для начала предположим:
Ферти правду говорит.
Но тогда выходит тоже,
Что — пойми - не лжет и Пит.
Предположим: честен Финди…
Так иди за ходом ход,
Не робей! Подумай! Выйдет!
Тот, кто ищет, тот найдет! 19.05.2015 13:24:22, Тайный Сигнал Барабанщика
Задачка на элементарную логику, дополнительных знаний не требует,
поэтому в 5-м классе умным детишкам почему бы не дать?
Есть много похожих задач. Типа такого:
КТО ВИНОВАТ?
Финди, Ферти, Пит и Пач
На дворе гоняли мяч.
Чудный день, но, как назло,—
Бац! И мяч попал в стекло!
Вышел гневный дядя Билл:
— Отвечайте, кто разбил?
Финди пискнул: — Это Ферти!
Ферти:— Это Пач! Да! Да!
Пит сказал: — Не я, поверьте!
Пач: — А Ферти врет всегда!
Кто ж разбил на самом деле?
На решенье,—пять минут:
Сопоставьте «заявленья»
И учтите — трое лгут!
Для начала предположим:
Ферти правду говорит.
Но тогда выходит тоже,
Что — пойми - не лжет и Пит.
Предположим: честен Финди…
Так иди за ходом ход,
Не робей! Подумай! Выйдет!
Тот, кто ищет, тот найдет! 19.05.2015 13:24:22, Тайный Сигнал Барабанщика
Ваша задача полегче. Решается простым перебором лгавших и говоривших правду, и применением формулы если A истинно, то не А-ложно. Т.е. путь решения сразу ясен (ну он и в самом стишке подсказан).
А вот в задачке про Шерил логические шаги более сложные. Мне самой понадобилось время, чтобы отсечь целиком весь май и июнь. 20.05.2015 11:24:28, nastyk
А вот в задачке про Шерил логические шаги более сложные. Мне самой понадобилось время, чтобы отсечь целиком весь май и июнь. 20.05.2015 11:24:28, nastyk
Согласен,что полегче. Способ решения одинаковый.
Везде надо рассмотреть все варианты и отсечь заведомо неверные. Просто в задаче про Шерил таких вариантов больше и отсечение менее тривиальное.
Я не говорил, что задача про Шерил лёгкая.(У нас на работе не все решили сразу :) ) Я говорю, что тот, кто решит вторую, решит и первую, если подольше подумает. 23.05.2015 09:59:09, Тайный Сигнал Барабанщика
Везде надо рассмотреть все варианты и отсечь заведомо неверные. Просто в задаче про Шерил таких вариантов больше и отсечение менее тривиальное.
Я не говорил, что задача про Шерил лёгкая.(У нас на работе не все решили сразу :) ) Я говорю, что тот, кто решит вторую, решит и первую, если подольше подумает. 23.05.2015 09:59:09, Тайный Сигнал Барабанщика
у нас периодами такие пробегают в школе и раньше были, год назад. Но это, как я понимаю, типа доп.материала. Дочь сейчас в 6-ом классе (12 лет)
19.05.2015 12:59:21, pelenka
Кажется мне, это 5-6 класс. Мой в прошлом году (6 класс) прорешивал тесты (не олимпиадные, а просто для закрепления знаний), там такие задачи точно встречались, какие-то бесконечные Маши-Тани-Пети, двое из которых что-то знают, зато другие двое что-то другое знают. Или двое старше, другие двое младше и т.д.
19.05.2015 12:50:53, SunFlower
Ну да, наверное, если ребенок на такие задачки натаскан, то ничего сложного. А если впервые такое видит, то вряд ли поймет, что делать.
19.05.2015 14:00:05, nastyk
Там же математики нет никакой. 15-летка решила почти сразу, но у нее и возраст, конечно, соответствующий. Хотя их на такое не натаскивали.
19.05.2015 17:41:28, Василиса из сказки
Это очень круто, если они без натаскивания такое смогли решить. Имхо. Но очень круто :)
19.05.2015 18:19:59, Аня-лэ
Для физматлицея нормально. Хотя...
Вообще, на экзамене не дают как-то ничего с бухты-барахты. Дают задачи на темы, которые проходили на уроке. Задачу без подготовки "на подумать" могут дать во время работы в классе или на дом.
Но может, сейчас все по-другому и проверяют то, чему не учили? 20.05.2015 11:27:07, Аня-лэ
Вообще, на экзамене не дают как-то ничего с бухты-барахты. Дают задачи на темы, которые проходили на уроке. Задачу без подготовки "на подумать" могут дать во время работы в классе или на дом.
Но может, сейчас все по-другому и проверяют то, чему не учили? 20.05.2015 11:27:07, Аня-лэ
)))
Когда идет добор (а классы уже набирались за пару лет до этого), программа может отличаться от программ обычных школ. 20.05.2015 11:39:01, В. с работы
Когда идет добор (а классы уже набирались за пару лет до этого), программа может отличаться от программ обычных школ. 20.05.2015 11:39:01, В. с работы
Ну это обо всем так можно сказать, натаскан на сложение степеней, натаскан на признаки равенства треугольников и т.д. Вряд ли кто-то сам додумывается до всего, что изложено в школьной программе. Конечно, сначала учитель объясняет, потом домашку делают, потом самостоятельные-контрольные.
Но при сильном логическом аппарате, наверное, можно и не зная алгоритма решить. 19.05.2015 14:11:49, SunFlower
Но при сильном логическом аппарате, наверное, можно и не зная алгоритма решить. 19.05.2015 14:11:49, SunFlower
Там написано что это их олимпиадная задачка. На олимпиадах такиечасто встречаются в начальной школе. Мне больше китайские задачки прикалыдвают)) там вообще взрыв мозга))
У нас петерсон по мат и еще какая то книжка ,5 класс чего они там проходят даже не знаю) вроде логики в этом году небыло. 19.05.2015 12:44:51, Дюны
У нас петерсон по мат и еще какая то книжка ,5 класс чего они там проходят даже не знаю) вроде логики в этом году небыло. 19.05.2015 12:44:51, Дюны
А что такое китайские задачки?
Китайскую программу я знаю, т.к. она идентична нашей сингапурской. 19.05.2015 14:02:45, nastyk
Китайскую программу я знаю, т.к. она идентична нашей сингапурской. 19.05.2015 14:02:45, nastyk
В обычных школах не решают, конечно.
В математических может быть. Когда я была в математической, мы именно такие не решали, но я там была с 7-го класса, там уже другие задачи были - алгебра, геометрия. Тоже непростые бывали. 19.05.2015 11:49:33, Аня-лэ
В математических может быть. Когда я была в математической, мы именно такие не решали, но я там была с 7-го класса, там уже другие задачи были - алгебра, геометрия. Тоже непростые бывали. 19.05.2015 11:49:33, Аня-лэ
Я даже объяснение решения не поняла ))
19.05.2015 10:09:03, Акелла.
Если день рождения был в мае или июне, то Альберт не мог с уверенностью сказать, что Бернард не знает, т.к. дата, которую знает Бернард могла бы быть 18 (июня) или 19 (мая), и тогда бы Бернард точно знал, когда день рождения, т.к. числа 18 и 19 больше не повторяются в других месяцах. Поэтому из первой фразы отсекаем май и июнь.
Дальше Бернард говорит, что знает. Если бы день рождения был 14 июля или 14 августа, то Бернард не мог его знать, т.к. он знает только число. Поэтому остаются только 15 и 17 августа и 16 июля.
Теперь Альберт говорит, что знает. Если Альберт знает только месяц, и это август, то он не может сказать, когда день рождения, т.к. в августе осталось 2 даты (15 и 17). Поэтому день рождения в июле, а именно 16. 19.05.2015 12:36:14, nastyk
Дальше Бернард говорит, что знает. Если бы день рождения был 14 июля или 14 августа, то Бернард не мог его знать, т.к. он знает только число. Поэтому остаются только 15 и 17 августа и 16 июля.
Теперь Альберт говорит, что знает. Если Альберт знает только месяц, и это август, то он не может сказать, когда день рождения, т.к. в августе осталось 2 даты (15 и 17). Поэтому день рождения в июле, а именно 16. 19.05.2015 12:36:14, nastyk
Почему отсекается май я не поняла.
Допустим, что у А май, а у Б 16. Б не знает какой месяц выбрать май или июнь.
Допустим, что у А июль, а у Б 16. Б не знает месяц. 19.05.2015 16:00:43, Акелла.
Допустим, что у А май, а у Б 16. Б не знает какой месяц выбрать май или июнь.
Допустим, что у А июль, а у Б 16. Б не знает месяц. 19.05.2015 16:00:43, Акелла.
Вернее, так.
Представьте себя на месте Альберта. Вам сказали, что месяц май. Можете вы быть уверены, что Бернард не знает точную дату? Не можете, потому что дата может быть 19 мая. 19.05.2015 16:58:17, Аня-лэ
Представьте себя на месте Альберта. Вам сказали, что месяц май. Можете вы быть уверены, что Бернард не знает точную дату? Не можете, потому что дата может быть 19 мая. 19.05.2015 16:58:17, Аня-лэ
Спасибо ))
19.05.2015 21:24:30, Акелла.
С точки зрения Альберта: если ему сказали месяц май, тогда Бернарду МОГЛИ сказать число 19 - в этом случае Бернард знает точную дату, потому что 19 по списку есть только в мае. А Альберт был уверен, что Бернард знать точную дату НИКАК не может. Поэтому не май.
С июнем аналогично, 18 есть только в июне. 19.05.2015 16:36:17, Аня-лэ
С июнем аналогично, 18 есть только в июне. 19.05.2015 16:36:17, Аня-лэ
Поняла ))
19.05.2015 21:24:07, Акелла.
Ребенок назвал правильный ответ, начал объяснить, почему, но закончить не смог))). Но он в 4м классе, ему простительно.
19.05.2015 09:51:09, Василиса из сказки
Ну вообще это задачка не из тех, которую можно решить без четкого обьяснения "почему". Это задача на жесткую логику. Я сама сначала решила с ошибкой, потому что одно из логических построений было не верным.
А мой ребенок даже не знает, как к такому подступиться, он таких задач в жизни не видал. Так у вас в школе такие задачки решают? 19.05.2015 10:48:43, nastyk
А мой ребенок даже не знает, как к такому подступиться, он таких задач в жизни не видал. Так у вас в школе такие задачки решают? 19.05.2015 10:48:43, nastyk
У меня дочь именно так решала в началке задачи на логику - что-то щелкало, щелкало в голове и озвучивался результат без возможности вербализировать ход щелканий)
И игра быки-коровы, помните? Она выигрывала, но объяснить выбор не могла никогда
Т.е. логическая схема где-то в мозгу строится, действительно, но не проговаривается, т.е. не словами. Какими-то мыслеобразами. Возраст не позволяет эти образы транслировать в текст. 19.05.2015 16:27:32, читатель мы*
И игра быки-коровы, помните? Она выигрывала, но объяснить выбор не могла никогда
Т.е. логическая схема где-то в мозгу строится, действительно, но не проговаривается, т.е. не словами. Какими-то мыслеобразами. Возраст не позволяет эти образы транслировать в текст. 19.05.2015 16:27:32, читатель мы*
Нет, не решают, по-моему. Я сама бы такую решила, кстати (сказала я, посмотрев на решение). Мой начал рассуждать правильно (прямо как в первом предложении написано, а потом смутился и сказал, что не помнит, как рассуждал дальше. У него это бывает(((, очень мешает на экзаменах). О, я старшую спрошу, когда прискачет))).
19.05.2015 11:00:22, Василиса из сказки
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?