Раздел: Школы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Начальная школа - как ее есть

Итак, июнь. Большинство нормальных родителей первоклассников уже в марте-апреле (а кое-кто и в прошлом сентябре) присмотрели себе школу, класс, учителя начальной школы и все остальное. Понятно, что этот процесс выбора был долгим, иногда мучительным. Но. Вы, господа, серьезно убеждены, что вам повезло и вы действительно нашли себе нечто (хотя в случае начальной школы – скорее некто) приличное? Невзирая на то, сколько денег вы за это отвалите и сколько красивых слов вам наговорят насчет того, какие хорошие учителя, и классы, и образование в отдельно взятом учебном учреждении? :) Особенно радуют мнения родителей насчет учителей. Типа, мы с ней общались, мы знаем, кто это, знаем, чего от нее ждать. Анекдот. Вы хоть раз видели, как она общается с детьми на уроке без вас? Наверное, это уже в подсознание въелось – на безрыбье и рак рыба. И таких «рыбьих» учителей, которых в начальной школе большинство, вы и получите. Статистика – неумолимая штука.
Надо свыкнуться с одной грустной мыслью. В нее можно не верить, но убедиться придется, рано или поздно. Российская начальная школа сейчас очень тяжело больна. Тех немногих, что как-то рыпаются и что-то пытаются сделать, очень продуктивно прихлопывают. И будут прихлопывать. Даже существенное поднятие зарплаты (которого не будет, это понятно) на нынешнем этапе «развития» - весьма условный шаг. Можно назвать десяток причин, почему мы вдруг из лучшего образования в мире оказались месте на тридцатом (данные уже не новые, и место это вовсе не увеличивается). Можно долго чесать языком по поводу того, почему это уровень способностей детей уже в первом классе падает на рекордно низкую величину, и дети теряют даже те учебные навыки и способности, что имели до школы. Можно долго обсуждать то, почему это четверть детей после начальной школы даже читать толком не умеет, а не понимает прочитанное еще больше. Можно, можно. Скучно это и предсказуемо.
Большинству из вас, господа и дамы, и тем, кто отдал ребенка в школу, и тем, кто еще отдаст, не повезет. Вашего ребенка в школе изуродуют. Каким бы он ни был хорошим, талантливым и так далее. Вырастет стандартная единица (как правило, меньше, единица – это уже хорошо). Если у вас мальчишка – еще хуже, наше образование уже давно не рассчитано на мальчишек. Только каждый пятый ребенок сможет частично восстановить свои способности и поступить куда-нибудь. В вузе тоже начнутся проблемы, но не об этом сейчас.
Ладно, обычные родители всего этого не понимают или не знают. Они помнят, как они учились, это было не так уж и плохо. К тому же к началке традиционно принято относиться как «ну пересидит, а потом, если что не так, репетиторов наймем, догоним». Не догонят. Да бог с ним. Но вот одну вещь совсем понять не могу. Объясните мне, не понимающему. Почему, когда людям, родителям и учителям начальных классов, показывают, как учатся живые дети, которые не повреждены этой системой, которые здоровеют, а не скатываются в хронические заболевания, которые не устают от уроков, но проходят на них очень много, которые ЖИВЫЕ, почему большинство этих родителей и учителей первым делом мрачнеют и говорят «не может быть»? Причем не просто так показывают, а предлагают – давайте так заниматься, давайте вместе делать таких детей. Почему никто просто не может порадоваться за этого ребенка? ЕДИНИЦЫ реагируют как живые люди. Может, мы постепенно превратились в нежить, а? Вы думаете, что вы другие? Большинство - нет. Увидев семилетнего ребенка, который гораздо умнее и тоньше вашего ребенка, его ровесника, вы очень редко можете радоваться за него. Проверено не раз, не два и не десять. Вот не знаю я, что это. Зависть?
И объясните вот еще что. Что это за миф о «классическом» образовании? Типа, если наших детей пытаются учить не так, как в остальных школах, да еще, не дай бог, денег за это просят, то родитель немедленно хочет вникнуть – а как это, а что это, а почему вот так, а не иначе, а что тут за методики, а как вы вот здесь, а вот тут, а не повредите ли моему чаду? Разумно, правильно, вникать нужно. Зато в случае «классического» образования родитель проявляет изумительное безразличие. Купить что надо, забросить ребенка – и хоть трава не расти. Вы хоть знаете, родители, какие уроки бывают в школах? Родители второклассников, которые уже год каждый рабочий день провожали своего ребенка в школу, вы видели хоть один урок, который проводил с вашим ребенком в первом классе обыкновенный учитель? Даже урок, подготовленный всячески. Очень поучительное зрелище, надо сказать. Но вам неинтересно, зачем вам. Выучат как-нибудь.
Уважаемые родители первоклашек! То, как вас учили – это уже неправильно. Но это было еще терпимо. Еще были люди, еще была система образования, еще были грамотные методисты и учителя, которым не все равно. То, как будут учить ваших детей – это нетерпимо, но сойдет, рак ведь рыба. А вот до детей детей может и не дойти. Жаль.
24.06.2004 13:09:01,

50 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
mzh
Вы совершенно правы по поводу началки. Все то, о чем Вы написали я поняла, отдав ребенка в 1 класс (до того наивно полагала, что с наших, совковых времен что-то изменилось, и что мы нашли ребенку не-совковую школу - увы, ошиблась!). Но - я не вижу, как можно изменить ситуацию. После 1 класса я забрала ребенка от "мерзавки" в ОЧЕНЬ оригинальную частную школу. К сожалению, масса "бытовых" факторов заставляет сейчас опять идти в "обычную". С этим-то что делать? Если что-то и приходит в голову - то какие-то такие "курсы-семинары" для родителей. Потому что учителям мозги не вправишь по определению. Детей - не спасешь, пока этого не захотят родители. Действительно, пока родители, по тем или иным причинам принимают то безобразие, которое делается в начальной школе (в большинстве случаев и не понимая, что это безобразие) - ни новых школ, ни нового типа учителей не будет!
Сколько "сознательных" родителей клюнуло на всякие курсы для беременных - в прорубь прыгают, в воде рожают, до того как родить - вместо того, чтоб спокойно воздухом подышать, ездят учиться. Так почему бы не придумать что-то аналогичное для родителей, готовящихся к школе? Немножко рекламы - и ломанутся, и можно немножко почистить мозги! Может быть хоть скольким-то будущим первоклашкам это поможет!
25.06.2004 13:14:45, mzh
Очень дельное предложение. Как мама сына, которому через 2 года в школу уже сейчас с ужасом думаю, как я буду выбирать ему школу. На что ориентироваться, на что смотреть? Как оценить школу и конкретного учителя? На что обращать внимание после начала учебы? 25.06.2004 15:06:20, И
По-моему, на семье даже статьи про это лежат.
Хорошо, если школа близко. Но не критично, если вдруг она несколько подальше - если она лучше. В общем, судите по себе - готовы ли вы возить ребенка и куда.
В начальной школе немаловажен учитель. С ним обязательно пообщаться лично. С директором, думаю, так и так пообщаетесь. Но если вас выучат нормально в началке - дальше можно и другую школу выбрать.
Как оценить - это, увы, индивидуально. Кто-то умеет видеть пустых людей, кто-то нет. Но вы сможете оценить по тому, какой у вас станет ребенок. Можете посравнивать отзывы учителей и воспитателей детского сада о ребенке, не удивляйтесь, если они окажутся диаметрально противоположны :)
А вообще в случае с мальчишкой можно посочувствовать. Наше образование, и начальное в том числе, не рассчитано на мальчишек. Об этом хорошо написано в книжке Хризман и Еремеевой "Мальчики и девочки: два разных мира". И вообще эта книжка полезная для родителей, она еще продается, даже в инете, найдите, почитайте.
25.06.2004 16:11:25, Logpoint
mzh
Это все хорошо. Но на своем опыте могу сказать - теория с практикой могут разойтись :). Наш случай: в детск. саду у ребенка 4 года было все ИДЕАЛЬНО. Всех воспитателей - обожала, ни одного конфликта, ни одной претензии. Пошли записываться в школу, выбранную заранее, в которой я уже побывала, поговорила с родителями. Там даже оказалась более или менее знакомая завуч. Директор приняла нас как дорогих гостей. Учительница будущая - хоть и показалась мне простоватой, но вроде молодая и доброжелательная, веселая, спокойная. Ей понравилась девочка, она понравилась девочке. Пошли "первый раз в первый класс" - ребенок шел в школу с желанием учиться, слушаться. До декабря - дочка говорила, как ей нравится школа, какая хорошая учительница. К концу декабря - интерес стал пропадать. Думали - просто усталось накопилась. Одним словом, к весне ребенок вообще не хотел ходить в школу. "Очаровательные" характеристики учительницы стали выплывать постепенно, что-то летом. То, что ничему не научили - тоже не сразу было видно. Узнали, что во 2 классе будет другая училка. Решили подождать, посмотреть. К концу 1-й четв. стало ясно, что первая - это еще были цветочки. Забрали в частную школу. Когда забирали - та самая директрисса, которая нас так любезно принимала - орала на нас, как базарная баба. Стали ездить в частную - поскольку дочка серьезно занимается балетом - времени и так мало - ребенок уставал. Не успевала пообедать, когда надо ехать на балет или на английский - в результате - фастфуд в машине. А потом 3 часа у станка! Особых результатов в учебе - не видно было. Но стресс снялся, а то "мерзавка" за одну четверть 2-го класса ребенка уже зажала-замучила. Ну, в общем, сейчас опять идем в обычную школу, познакомились с учительницей - ничего особенного не жду ни от нее, ни от школы. Идем опять во 2-й класс (по возрасту можем), т.к. в частной школе были авторские программы, соответственно, по гос. программе дочка за 2 класс ничего не знает. Под гребенку моего ребенка не остандартили - не на такую напали :). Но вот, уже 3-я школа - это же тоже плохо. А ведь я как раз из тех родителей, которые все проблемы началки понимают, не отдают куда попало. И вроде бы пустого человека от непустого отличаю. Но теперь понимаю, что очень многого я не предусмотрела.
А семинары для родителей хорошо бы не только перед школой, но и когда дети уже в школе. И чтоб родители детей из одного класса собирались, обсуждали бы свои проблемы и т.д. Не на форуме - а в своей школе, возможно вместе с учителем и психологом (только к сожалению психологи, зачастую, еще большие "мерзавки", чем училки :()
25.06.2004 23:44:44, mzh
Ситуация грустная, но достаточно типичная для родителя, которому не безразличен собственный ребенок :)
Навскидку - у вас, скорей всего, был неплохой детский сад, но в школе меняется система ценностей, и прежде всего хвалят за то, _что_ получается, нежели за сам процесс. Очень многие ребенки на этом деле срываются - для них важно, что они что-то делают, что их просят, а им говорят, что все плохо, потому что результат не достигнут.
Насчет второго класса опять - я бы вам порекомендовал крепко подумать. Найдите образовательные стандарты, посмотрите - _действительно_ ли девочка не справится. Пройдите срезы знаний в другой школе. Подучите за лето. Не расслабляйтесь, если учитель более-менее неплох - девчонка быстро догонит. В начальной школе есть достаточно четкий перекос на ее конец, когда пытаются впихнуть то, что не успели пройти по стандарту. а первые два класса они достаточно мало дают. Не забывайте, что три класса превратились в четыре, и первые два года разгрузили. Задерживать ребенка в начальной школе обычно значит окончательно убить ее способности, какой бы ни был ребенок изначально. Кстати, какой возраст точно был у ребенка, когда он пошел в школу?
И еще насчет первой школы. Возможно, вы просто перестали соответствовать каким-то ожиданиям школы и директора :) Может, они планировали, что вы им деньги будете платить? :) Или что-то еще?
В случае, если вы _точно_ уверены, что ребенка ничему не научили в частной школе (это подтверждено документально), а эта частная школа обладает лицензией - можете подать на школу в суд с компенсацией ущерба. Вернее, можете им намекнуть, что это сделаете - возможно, вам вернут часть вложенных денег. Маловероятно, конечно, но если действительно все плохо - почему бы не попробовать? Главное, ведите себя корректно и по возможности без сильных эмоций.
26.06.2004 17:09:56, Logpoint
неужели авторские программы в частной были настолько другими, что ребенок не потянул на целый класс? меня это вопрос очень волнует, потому что мое чадо идет в частную школу.. 26.06.2004 01:23:27, Tigra_Natasha
mzh
Ну, что значит "не потянул" - можно было бы, конечно, догнать. Дело в том, что, например, по математике - в частной школе акцент на логику, вводятся понятия множества, пересечение-объединение, понятия "истинно vs ложно", но при этом арифметика, т.е. обычный счет - практически отсутствует. Считают на калькуляторе. Поэтому обычное сложение-вычитание двузначных чисел у нее оказалось почти на нуле. Схему типа, скажем, 14+5 это 10+(4+5)=10+9 и т.п., как в стандартной программе - она просто не понимает. Прибавляет по одному на пальцах или рисуя 14 палочек и еще 5 палочек. А что делаеть, если это 76+14 - пальцев и палочек не хватает. Чистописания там тоже нет - пиши, как хочешь (им выдавали задания на листочках с "окошками", в которые вписывать ответ) - лишь бы правильно. А ведь эти навыки - это и есть, по сути, программа начальной школы. Я не хочу ругать частную школу - они действительно развивают мышление, а главное - они учат тому, что не надо что-то писать и говорить, если ты этого не понял. Там не страшно сказать учителю: "Я не понял, поэтому не написал", напротив, это поощряется. И это очень хорошо, ИМХО. Никакой тупой зубрежки, а главное - не вырабатывается этот ужасный рефлекс: надо что угодно сказать, авось попаду, а сказать "не знаю, не понял" - это уж заведомо двойка.
Еще из минусов частной школы: как бы демократия, а на деле - дети есть дети, и порой они просто встают на уши. Да, когда я пошла в 1 класс учительница посмотрела на нас (человек 30-40) и железным голосом сказала: "Руки на стол, глаза на меня", чем меня привела в полный ужас. Сегодня, слава Богу, этого в школах нет. Но есть оборотная сторона. Просто дети разбалтываются.
Я думаю, что учась в частной школе с нестандартной программой, может быть стоит параллельно - самим, с репетитором, с бабушкой - осваивать какие-то навыки "по старинке" - не все же так плохо было. Тогда, если потом надо будет переходить в "обычную" - возможно будет легче.
26.06.2004 23:36:48, mzh
понятно... 27.06.2004 17:09:57, Tigra_Natasha
Между прочим, действительно больной вопрос - научить считать, но не расстраивайтесь, большинство детей и после обычной началки считать толком не умеет :) Раз уж в программе первого класса счет в пределах двух десятков тянется, тянется, тянется... Но то, что они во втором классе счета не знают - это преступление против ребенка, вообще-то. Читать-то ребенок умеет? А понимать прочитанное?
"Руки на стол, глаза на меня" - еще как есть :) Не обольщайтесь, есть и похуже. И мат у некоторых учителей стоит иногда такой, что топор вешай. Учителя в началку в основном (не все, но в основном) шли недоучившиеся или не прошедшие в пединститут :) И учить толком их никто не научил. А вот собственные комплексы на детях отработать... Грустно это.
Понимаете, частным школам сейчас в некотором смысле еще трудней, чем государственным - у них ведь учителя немногим лучше, а чему-то соответствовать надо. Да, они им платят побольше. Но если ты _не_умеешь_, кто тебя научит?
Насчет самим - контролировать-то надо. Научить и развить сейчас проще, чем потом. Вернее, сейчас это еще можно :)
27.06.2004 01:23:26, Logpoint
пчела Майя
Вы верите в чудеса - что за счет школы можно детей сделать стандартными (одинаковыми). Не бывает - дети все разные, как до школы, так и после нее. 24.06.2004 21:55:50, пчела Майя
Я вот, если честно, не могу отличить одного китайца от другого (в массе), хотя они все разные. Точно так же они не могут отличить нас. Вот вы как раз об этом :)

Где написано, что я говорю о стандартных _одинаковых_ детях? И в каком ключе это "чудо"?
То, что школы стандартизируют детей - это не значит, что они их делают одинаковыми во всех смыслах. Это значит, что гребенка для них одна, и они ей очень даже научаются соответствовать :)
24.06.2004 22:19:44, Logpoint
пчела Майя
Да школы-то разнообразные есть. Конечно, к ним масса претензий, но лично у меня как раз к началке их меньше, чем к средней школе. 24.06.2004 22:42:55, пчела Майя
Возможно, как раз потому, что в началке еще можно что-то исправить. В средней школе дети костенеют, и становятся видны все недочеты, допущенные в началке (и раньше, собственно, тоже). 24.06.2004 22:45:25, Logpoint
А к чему этот топик-то? Все плохо - понятно, а что вы предлагаете взамен-то? Частные дорогие школы? Как вариант ,можно рассматривать и их, но думаю найдется много родителей деток, посещающих частные дорогие школы, которые напишут не менее разгромный топик про обучение в частных школах... 24.06.2004 18:10:19, НБ
И еще, насчет кчемушности топика. Плохо-то плохо, но школа-то в этом виновата не на все 100%. И процент участия родителей в уродовании собственного ребенка не так уж мал.
Очень мало родителей интересуется, как у него там, в школе. Не от ребенка, а вообще. Большинство удовлетворяется словами "нравится-не нравится" от своего чада.
В школу приходят 60% способных детей. После первого класса этих детей остается 10%. После начальной школы - еще в два раза меньше. А родителям что? Да ничего. Часто и не замечают :)
Со школой надо работать. Интересоваться тем, как живет там ребенок. Надо обязательно знать учителя начальных классов - и понимать хоть немного в людях, чтоб отказаться от явного мерзавца (вернее, мерзавки :). В начальной школе сейчас главное - все-таки учитель и его отношение к детям. Большинство учителей детей тихо ненавидит, а родителям невдомек. Дети-то этого не заметят, а если заметят - то вывод не сделают.
24.06.2004 20:48:44, Logpoint
С этим согласна полностью. Но это уже другая проблема, это из серии "отцы и дети", взаимоотношения поколений, а не "организация системы образования в России". 25.06.2004 11:28:27, НБ
пчела Майя
Не приходит в школу 60% способных детей. 24.06.2004 21:53:22, пчела Майя
Сейчас, может, уже и нет.
Это данные 80-х годов, когда была специальная программа ЮНЕСКО по исследованию способностей детей разных возрастов.
Но в этом возрасте низкий уровень общих способностей - еще не такой криминал, как в 11 лет. Их еще можно развить в первом классе, даже если родители не занимались ребенком. Но, естественно, если речь не идет о патологиях - здесь нужно специальное обучение.
24.06.2004 22:24:29, Logpoint
пчела Майя
Способности и родители занимались - это вообще разные предметы. Если способные - это в смысле одаренные, то их никогда не было 60% (что именно измеряла программа ЮНЕСКО и как - совершенно непонятно), да их и не должно быть много. 24.06.2004 22:44:27, пчела Майя
Нет, способные - это именно способные.
Разрабатывались тесты для детей от двух лет на общие способности. И дети подвергались этим тестам - в разных странах. У нас был очень неплохой уровень, надо сказать :) Между вторым и третьим местом в мире.
24.06.2004 22:47:40, Logpoint
пчела Майя
Теоретически я могу поверить в тест, который отделит именно способности от обученности, однако практически мне такое не встречалось. 24.06.2004 22:55:36, пчела Майя
Частные дорогие и не очень школы, кстати, являются, наверное, единственным выходом - если в них действительно хотят заниматься образованием, а не просто деньги срубать. Грусть в том, что и там чаще работают обыкновенные учителя (чуть получше остальных, если повезло) по обыкновенным методикам (а методистов сейчас не воспитывают почти, не нужно это никому). Многие неплохие учителя не могут и не умеют работать в частной школе - специфика другая. Но если они любят детей - это уже очень хорошо. В государственной школе любить детей как-то не принято :) Но поругать частные вдоволь тоже можно, и есть за что - но только конкретные, про частные школы "в общем" трудно выражаться, тем более "выражаться".
А к чему топик - крик души :) Родился после общения с родителями, которым предложили пойти в принципиально новый первый класс на очень неплохих условиях. И показали уже выращенных первоклассников. Рассказали о том, как это делается. А те ничего не поняли - в большинстве. Может, не поверили. Может, просто не захотели вникнуть. Мне вот и хочется узнать.
24.06.2004 18:57:36, Logpoint
А нельзя ли конкретно и по-пунктам:
1. Что за "принципиально новый" первый класс?
2. Нельзя ли и нам "рассказать, как это делается"?
3. Если Вы смогли "показать" "уже выращенных" первоклассников, значит эта программа уже где-то применяется. Где?
24.06.2004 19:06:16, KROK
1. Необыкновенный прогимназический 1-й класс с углубленным изучением математики :) Где конкретно, если действительно интересно - пишите мылом, а то модераторы заудаляют :)
2. Хотите знать, как учили не самую плохую учительницу начальных классов, что нужно делать, чтобы не убить способности детей, чтобы они не болели и много знали? Ежедневно полтора-два часа разговоров и консультаций методиста. А содержательно - это курс компьютерных слайд-фильмов. Иногда персонально ориентированных. На большом экране, естественно.
3. Там, где применялась, больше ее нет - нет перспектив, грызня началась. Сейчас есть договоренность с одной школой об открытии класса, может, будет еще две, но это еще неточно. Детишек тех с большим удовольствием берут в любую школу по результатам тестирования. Правда, чаще сначала говорят "не может быть" и внимательно смотрят свидетельство о рождении :)
24.06.2004 19:32:54, Logpoint
пчела Майя
А зачем в первом классе углубленное изучение именно математики? Почему не чего-нибудь другого? 24.06.2004 21:54:22, пчела Майя
Потому что тот, кто разработал курс - математик. Потому что "математика ум в порядок приводит" - и это действительно так. В классах, где количество математики снижено (а сейчас это делается повсеместно), _все_ уроки идут хуже.
А еще на этой математике детишки углубленно изучают окружающий мир, смотрят мультфильмы, учатся читать, много всего делают :)
24.06.2004 22:21:30, Logpoint
согласна, математика это очень хороший "массаж мозгов". 25.06.2004 11:31:15, НБ
пчела Майя
Некоторые дети и обычную-то математику не вполне догоняют. И углублять ее надо далеко не всем, поэтому углубление часто приводит к тому, что папа, мама и старший брат весь вечер решают олимпиадные задачки, а первоклассник мирно спит. Плавали, знаем. 24.06.2004 22:47:01, пчела Майя
Мне кажется, что Вы сознательно или неосознанно говорите разные вещи с автором... Углубленная математика в младщей школе это не олимпиадные задачки. А наоборот - умение классифициаровать, отделять частное от общего и наоборот - синтезировать. Пусть даже на уровне младщей школы - выделить лишний предмет или собрать из кусочков единую фигуру - это же тоже математика. Но это и основа умения работать с внешним миром.

А Вы что-то не о том
24.06.2004 23:36:44, vfhnsirf
пчела Майя
Я о том, что видела на самом деле. А вы видели то, что вы написали? И как программа называлась? А автор пишет абстрактно - я как раз и пытаюсь понять, о чем он, собственно. Помимо рекламы конкретного продукта. И критики родителей как класса. 24.06.2004 23:44:04, пчела Майя
В общем, вам достаточно точно ответили :)
Углубленное изучение математики в начальной школе - это, конечно, не олимпиадные задачки. Это просто обучение (естественно, по государственному стандарту), в котором легкие вещи проходятся легко, а трудным уделяется больше внимания. Это немножко другой подход к математике, чем есть сейчас, и ни в коем случае не на повышенной сложности.
Или вы мне предлагаете рассказать всю методику, перечислить все темы, которые проходят? Так это в государственный стандарт можно заглянуть :) Или вас интересует сам учебный процесс?
А о математических способностях и соответственно математическом "уклоне", конечно, говорить в этом возрасте рано.
25.06.2004 01:38:21, Logpoint
пчела Майя
Правильно. Только вы написали именно про углубленное изучение математики, что в школьной терминологии и есть уклон. Что мне показалось сомнительным. А так - подробности мне конечно ни к чему, оно мне неактуально. Но вот по-моему у моего ребенка была вполне приличная программа по математике в началке - рекордовская. У меня к ней нет таких ужасных претензий, которые вы выше высказали по отношению ко всем существующим программам. 25.06.2004 01:52:43, пчела Майя
Ну и замечательно, что у вас претензий нет - я за вас рада :)

Я сама училась в школе с углубленным изучением математики и знаю, чего не хватает в старшей школе для успешного обучения. А именно - развития логики. В старшей школе ребенок теряется, когда становится необходимо именно классифицировать и анализировать. Когда нужно не просто запоминание, а умение перейти от простого к сложному, от общего к частному, построить логическую цепочку и пр. Этому можно учить на самом простом, в младших классах. И сейчас, мой сын, учась во вполне приличной школе, с хорошим знанием математики - я вижу, что не умеет этого делать. Не умеет потому, что не учат.

На мой взгляд - углубленное изучение математики в младших классах - это развитие именно этого умения. Наскольо я поняла первоначальный текст.
А я сама, честно говоря, не совсем понимаю, как этому учить. Не получается именно из-за не знания методики...
25.06.2004 14:46:34, vfhnsirf
пчела Майя
А я вообще никак не поняла первоначальный текст, там ничего конкретного написано не было - кроме критики всего существующего. Конечно, развитие логики - это замечательно, но было ли оно предусмотрено в программе, про которую автор написал, неизвестно. И знает ли автор, как его добиться - тоже неизвестно. Решать логические задачи - недостаточно, так как некоторые дети умеют их решать, а некоторые как не умели, так и не умеют. Если автор знает секрет, пусть напишет. Логические задачи, кстати, были в рекордовской программе и мой ребенок даже научился решать некоторые из них, хотя умнее от этого не стал. 25.06.2004 15:13:31, пчела Майя
Лично я секрета не знаю. Вернее, знаю его кусочки, но чтобы представить это в целостной картине - нужно очень много вреемени. Но я знаю, кто знает :) Тот методист, который сделал курсы для этого класса... Один из авторов учебника математики для 5-6 классов. Но таких нынче единицы. И те все не очень молодые... Увы. 25.06.2004 16:04:59, Logpoint
пчела Майя
А учебник выпущен и продается? В смысле - можно ли его увидеть в магазине и составить свое мнение? А еще - вроде бы речь шла про началку. Вы писали, что в началке мы их так портим, что дальше они уже учиться не могут. И что тогда толку с 5-6 класса? 25.06.2004 16:09:23, пчела Майя
Но учить-то детей надо. Любых, и способных, и не очень. По отзыву методиста, в пятом классе несколько детей на класс можно вытащить. А научить по этому учебнику 5 класса легче.
Учебник 5-6-го классов - возможно, и вы по нему учились - "на слуху" как учебник Виленкина.
Учебник первого класса - это набор мультимедийных слайдов и методических материалов. Его в продаже, естественно, нет :)
25.06.2004 16:19:49, Logpoint
пчела Майя
Видимо, по нему мой ребенок и учился. К сожалению. наизусть из авторов я помню только Виленкина, поэтому насчет остальных не уверена. Кстати, на основе Виленкина мы поначалу считали, что учебник "продвинутый", однако он был проще, чем рекордовский учебник третьего класса. 25.06.2004 16:33:48, пчела Майя
А учебник должен быть сложным? :) 26.06.2004 19:37:07, Logpoint
пчела Майя
Смотря для кого. Для моего двоечника - совсем нет. Просто в старших классах у Виленкина продвинутые учебники для мат. классов. Поэтому когда учительница назвала автора учебника, мы думали, что он тоже такой, а оказалось - вовсе нет. А еще когда в 5 классе предлагаются задачи, которые дети уже решали во 2-3 классе, то это не очень здорово. 26.06.2004 20:03:34, пчела Майя
В старших классах Виленкин с несколько другим авторским коллективом. Собственно, тот Виленкин, который учебник писал, умер, к сожалению, на обложке старших классов сын его стоит, насколько я помню. И в старших классах (10-11) оптимальным является как раз учебник не Виленкина, а Колмогорова.
А насчет того, что "не очень здорово" предлагать задачи, которые дети уже решали - это неверно. Во-первых, необходимо повторение того, что дети знают, нынче у детишек память ухудшается. Во-вторых, вы знаете, какие дети приходят из начальной школы? :) Их многому приходится учить заново из того, что они _должны_ бы знать. Учебник же не существует просто так, он существует под конкретные исторические условия и для конкретных детей :) И сейчас этот учебник для 5-6 классов просто наиболее удачен именно потому, что обеспечивает бОльшую выучиваемость детей в этих классах плюс грамотно обеспечивает преемственность со следующими курсами плюс еще и ухитряется ребенка развить, в меру возможности. Хоть развить и сложней, чем в начальной школе.
27.06.2004 18:14:26, Logpoint
пчела Майя
Я учебник и не ругаю. Так как мы к сожалению математику учим вместе с ребенком, как 5-й, так и 6-й класс по этим учебникам мною изучен вполне подробно. Про всякие делимые, делители и кратные я сама уже все забыла, мне сначала нужно было прочитать параграф, а потом уж его пересказывать. А вот началка рекордовская у нас как раз была весьма приличная - в отличие от того, что вы написали в первоначальном топике, посему все же 5-й класс оказался потерей качества. 27.06.2004 23:24:30, пчела Майя
Приличность началки все-таки не в малой степени определяется и успешностью последующего обучения в средней школе. Известно немало примеров, когда, успешно заканчивая школу по рекордовской программе, дети не в состоянии были учиться в школе в среднем звене. Видимо, интеллектуальные умения, которые развиваются по этой программе, не являются достаточной базой для изучения основных школьных дисциплин. 28.06.2004 12:00:39, Logpoint
айрана
Или я непоняла или мы вернулись к тому что было во времена моей школярной молодости. Виленкин и Колмогоров - я за, в отличае от многих "продвинуто-современных " авторских методик там какраз все просто и понятно. Но ведь это классика жанра?
Кстати не согласна что после 5го класса Виленкин становится сложнее всего лишь проявляется элемент логики, обычный неплохой учебник для инженерного профиля.
28.06.2004 23:01:16, айрана
пчела Майя
А вот то, что детей надо учить любых, а не только способных - это золотые слова. Жалко, что от учителей таких слов почти не услышишь. 25.06.2004 18:32:05, пчела Майя
Спасибо.
Собственно, весь курс 1-го класса и был как раз рассчитан, чтобы научить всех и никого не забыть. В том первом классе, который закончил в этом году, все дети были лучше, у всех глаза светились, даже у "неспособных" - которых стало гораздо меньше, чем в начале года :) Специально фотографировали детишек в сентябре, в январе и в конце учебного года. Даже с учетом того, что ребенок взрослеет - все равно одухотвореннее стали лица...
25.06.2004 18:39:54, Logpoint
Ма
Хорошо, допустим, все так плохо. А что Вы конкретно предлагаете? А то, знаете ли, просто обругать и уйти - неконструктивно как-то... 24.06.2004 15:32:49, Ма
Никто и не уходит. Заметьте, никто даже и не ругается :) Ругаться бессмысленно, я привел просто констатации. Есть много грустных фактов о том, как стремительно понижается наше качество образования и глупеют наши дети. Но мне - мне просто хочется получить ответ на вопрос - неужто чтобы родителям что-то объяснить, им мало разжевать и в рот положить, нужно еще и рот захлопнуть, и потом забыть про их мозг и разговаривать непосредственно с желудком - типа, перевари, дорогой, информацию.
Если интересуют подробности - см. предыдущее письмо, или на e-mail, в форуме публиковать не хочу, модераторы могут счесть за рекламу.
24.06.2004 19:04:49, Logpoint
Все Ваши претензии к классической начальной школе справедливы. Здесь даже обсуждать нечего. Но ни о какой альтернативе я никогда не слыхал. Что Вы подразумеваете, когда говорите "живые дети, которые не повреждены этой системой"? Где Вы их видели? Как они учатся? По какой программе?

24.06.2004 15:05:28, KROK
Один год эти детишки учились в обыкновенной школе, где по новой методике преподавалась только математика. Методику проработал один из авторов учебника математики для 5-6 классов, по которому сейчас в основном учатся, наиболее близкий подход - у Занкова. С множеством очень интересных нововведений. Но половине родителей этого класса _очень_ не понравилось, когда им намекнули в середине года, что за такого рода обучение нужно немножко, но приплатить учителю (там действительно большая работа), потом начались трения в школе, зависть учителей - если один ребенок в первом классе знаком с отрицательными числами, знает почти всю таблицу умножения, и при этом почему не болеет весь год, а другой - с трудом оперирует в пределах двух десятков и из болячек не вылезает, найдется кому завидовать.
Теперь все начинается заново в другой школе, с новой методикой по основным предметам - математика, русский, чтение, а вот родители, похоже, остались теми же. Вернее, делятся на два полярных круга :) Те, кто убежден, что все им подавай за так, нищенскими учителями, и те, кто убежден, что заплатив деньги, они гарантированно получат хорошие оценки, а сами дети, их состояние, способности их почему-то не так волнуют. Или не волнуют совсем. Типа, я плачу - вы учите, все довольны. Жуть. Нормальных родителей, с которыми можно было пообщаться, набралось меньше 20%. Хотя мне говорили, что это очень хорошее соотношение :)
24.06.2004 19:21:40, Logpoint

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!