Раздел: Обучающие программы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

про советское образование к которому многие хотят вернуться

По ссылке очень длинные но весьма интересные рассуждения о советском образовании и стандартизации
29.05.2015 19:08:26,

34 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
<Даже написание сочинения – творческая, казалось бы, работа – подчинялась этим правилам... Попытки выйти за рамки общепринятых трактовок литературного произведения вызывали у большинства педагогов недоумение, а в худшем случае – искреннее возмущение> - а сейчас не так? Я что-то не заметила. Не говоря о том, что сейчас то, что дети вынуждены изучать на уроках литературы, еще больше оторвано от их реальных представлений и о жизни и о морали. Что касается остальных предметов, начиная с началки: трудно представить, чтобы в СССР ребенок, не слабоумный, не заброшенный, в полной семье нормальных родителей, которые конечно же следят за его уроками и выполнением ДЗ, вдруг к концу 1 класса оказывается не усвоившим школьную программу и его предлагают оставить на 2-й год за то, что он плохо читает и пишет. 1 класс! В мое время приходили дети, не все буквы знавшие, но читать-писать учили всех. Да, не все читали бегло, не все красиво писали, но никого за это не оставляли на 2-й год, в том числе и детей малограмотных и маргинальных родителей. Как же учились дети алкоголиков? Кто проверял их скорость чтения?
Я училась в школе, по нынешним меркам "отстойной", мои дети в соседней, наиболее приличной в радиусе 30 мин пешком. Я училась на 4, дочь закончила со средним баллом (если бы он был) больше 4,5, но по большинству предметов знаю больше, при том, что в жизни почти не пользовалась этими знаниями, особенно по математике. Помнится, помогая дочери решать что-то в 8 кл, я так изумилась, что могу сделать, что написала своей учительнице по математике благодарность (ей хорошо за 80, случайно увидела ее в одноклассниках). А ведь в школе я не любила ни математику, ни учительницу. Но это все до 80-х, до 1982 г.
30.05.2015 20:30:15, hanhi
Да,знания крепко вбиты. Я до сих пор могу и математику и русский сыну помочь.
И всё же не перегружали так детей. К/р на доске умещалась - 4-5 заданий. У моего сейчас меньше 12 нет. Да и выпускные с 30 билетами по 3 вопроса в каждом. Помню,в начале 10-го класса каждый учитель велел нам завести тетрадь как записная книжка с номерами билетов и в течение года каждую тему в эту тетрадь записывали. к экзаменам надо было только повторить все записи.
30.05.2015 21:09:22, ольгастик
Мой вчера такой экзамен сдал. 24 билета + по 2 задачи. 4 я скромно отношу на 60% на свой счет (по 5 билетов в день). Тетрадочка с билетами тоже была, но за неделю выяснилось, что там у него какой-то ред написан. Пришлось открыть тындекс... 30.05.2015 21:38:53, hanhi
Красно Солнышко
Вот недооценваете вы себя, как родителя :)))
Поздравляю!
31.05.2015 10:41:44, Красно Солнышко
Колокольчик(п)
О, поздравляю! 30.05.2015 23:25:58, Колокольчик(п)
Василиса из сказки
4 получил-таки? Ну, поздравляю! 30.05.2015 22:52:49, Василиса из сказки
Статью пока не прочитала.

Я пошла в школу в 1961 году.
Это то самое время, которое и вспоминают, когда говорят, что Советское образование было лучшим.
Нас учили, что из чего вытекает, учили доказательствам не только в математике, но и в естественных науках, литературе и истории (несмотря на их политизированность).
Учили логическому мышлению!
Я училась в физмат-школе, там высшая математика была в большом объеме, но и в обычной школе она была.
Многое, конечно, зависело от учителей. Были, кто отбывал номер. Мне повезло, в нашей школе таких было мало.

До сих пор спорим с мужем об избыточности прежнего образования. Мне казалось, что было много лишнего, особенно в математике, химии, физике, биологии.
Хотя с другой стороны, это расширяло кругозор. Ну, и может наложилось на мой технический склад ума.

Сейчас же, с внучкой, видим, что им в лицее дают все в кастрированном виде. Непонятно, что из чего вытекает, одно с другим не связано. И только мы как-то что-то объясняем.
30.05.2015 11:39:08, litana
"школа воспитывала инженерный тип мышления – дали тебе алгоритм, заучи и работай по нему" - странное у авторов представление об инженерном типе мышления, однако. А что касается заучиваемых шаблонов - так советское образование нынешнему в подметки не годится. И тяга к стандартизации всего и вся только увеличивается. 29.05.2015 22:23:59, тупик
Инженерное образование учит делать выводы! Учит учило логическому мышлению, причинно-следственным связям.
Сейчас этого нет. Сейчас клиповое мышление. Заучиваются ситуации и принципы их решения. Т.е. почему происходят те или иные процессы, нынешние образованные дети не всегда понимают.
30.05.2015 11:25:50, litana
Cat-S
+1
Это не странное, это современное понимание инженерного мышления. Идеи бакалавров; преподавания практических курсов практиками, а не теоретических курсов учеными - это все одни идеи.
29.05.2015 22:29:46, Cat-S
Исключения есть и в школах. 29.05.2015 22:44:59, GalaNTka
Я застала советское образование. Про началку могу сказать одно - однозначно лучше сегодняшней. Для отстающих были доп.занятия,система соревнований звездочек. У нас и двоечников-то из 42 человек не было.
И что особо запомнилось,что профессия учителя была стоячая,а не сидячая. Вот прям целый урок учительница ходила между рядами,заглядывая в тетрадки Таблицу умножения учили в классе,каждый урок учительница по одному поднимала. Полноценный труд,рисование. Пришивали пуговицы,собирали железный конструктор и ещё помню наборчики такие были по физике - собирали последовательно цепь,чтобы лампочка загоралась.

В средней школе не так радужно всё было. Разные учителя,как и сейчас. Литература действительно преподавалась шаблонно , до сих пор в голове "Катерина - луч света в темном царстве".
29.05.2015 21:44:23, ольгастик
Советское образование было хорошим в советской системе, когда во всех слоях общества ценилось образование и уровень жизни был связан с уровнем образования. Тогда были стимулы для хорошей учебы. Но автор прав, развал системы начался раньше 90х годов. Когда программу перегрузили раз делами из высшей школы. Про недостаток акцента на запоминание скажу, что вся нынешняя система раннего развития детей как раз и за вязана только на развитие памяти. В детей впихивают знания, не давая им время на саморазвитие. 29.05.2015 21:35:12, starka
Василиса из сказки
Вот да. Мы в детстве играли, к поступлению в начальную школу и переходам в гимназии после 4-го и далее массово не готовились, а в каникулы отдыхали))). 29.05.2015 21:39:25, Василиса из сказки
Потому что не грузили всякой фигней в началке (ну, разве что календарь погоды, который мы всегда заполняли накануне сдачи - и терзали родителей расспросами о температуре за бортом две недели назад). Учили читать, писать, считать. Четвертый урок - труд, пение или физкультура. И - свободен. Никаких презентаций родители по ночам не ваяли. А какая трава была зеленая ... 29.05.2015 22:49:46, тупик
Мурзя
Ни тебе ОРКСЭ, ни 3-й физ-ры, ни информатики с москвоведением :) 4 урока - и гулять! 29.05.2015 22:56:29, Мурзя
И никакого английского раньше 2 класса - даже для самых продвинутых. Сначала научись как следует читать и писать по-русски. И пересказы - Маша нам расскажет, а Петя дополнит, если Маша что упустила. 29.05.2015 23:14:44, тупик
Василиса из сказки
Очень правильные мысли про научись читать и писать по-русски и Маша расскажет, а Петя дополнит. У моего так на английском было, жаль, учитель на пенсию уходит. Но она уже в возрасте, да и с современными родителями не всегда срабатывалась.
Я тут писала про пример несрабатывания: Петя, выйди к доске и исправь ошибку, которую допустила Маша - в качестве примера издевательства над ребенком. Комиссия из департамента аж приезжала.
А вот на некоторых других предметах у нас совсем не так. В рез-те и класс ходуном ходит, и мысли нормально излагать дети так и не могут научиться.
30.05.2015 11:10:46, Василиса из сказки
И сейчас есть такие школы))) моей в началке с апреля уже домашние задания не задавали, дети и так устали) списки для чтения на лето- родители, вы изверги?))) каникулы- ОТДЫХАТЬ) при этом дети научились учиться и любить этот процесс. 29.05.2015 21:44:00, GalaNTka
Cat-S
Советское образование я не застала... А перестроечное - вполне.

Тогда был культ толстых журналов. Ну, там Москва, Новый Мир... часть из них сейчас лежит мертвым грузом на даче. Когда я их достаю, листаю и понимаю, что я их читала и обсуждала статьи в 13-14 - я чешу репу. Половину значений этих слов я забыла, и за их значением мне сейчас нужно лезть в словарь :))) Что как бы многое объясняет... и об упадке текстовой культуры в том числе.
29.05.2015 21:23:40, Cat-S
Василиса из сказки
От школьников совершенно не требовалось самостоятельных выводов или каких-то литературных экспериментов. Все гораздо проще – запомни алгоритм написания сочинения и пиши на любую тему. Вступление, основная часть, цитата кого-то из вождей, заключение (с).

Если кто-то усваивал предмет медленнее одноклассников, на нем ставилось клеймо двоечника, а потом догнать остальных было очень сложно. (с)

А то сейчас это не так))). Одни требования к эссе чего стоят.
29.05.2015 21:13:54, Василиса из сказки
Cat-S
"Сколько было разгромов в романе Фадеева "Разгром" " - это тема сочинения нашей восторженной литераторши, убежденной, что Фадеев что-то там клеймил.

0 - пишу я и доказываю свою мысль по тексту. "4" - т.к. с мнением учителя не совпадает :))) Но можно иметь свое мнение, можно!
Не "2", не "3" - "4", хотя это супротив 5-ти проведенным урокам литературы :)
29.05.2015 21:29:42, Cat-S
Василиса из сказки
Эта тема - не ее изобретение))), я эту формулировку слышала не раз.
ОФФ: тут дочери надо было эссе наваять, рассуждение какое-то. Я правил не знала, ну и получила 4. У меня тезис слишком завуалированно сформулирован в начале текста и не в первом же предложении. А надо было в первом и четко))).
Мне не обидно, конечно, спасибо и за 4, видно же, что это не ребенок писал))).
29.05.2015 21:43:04, Василиса из сказки
Cat-S
Она была безумно интересным учителем литературы, т.к. перелопачивала (было видно!) горы критики, но была подвержена всем перестроечным модам. Но это я к чему. Отличное от своего мнение она уважала, а "5" мне не нужна была, мне нужна была возможность свободно выражать свои идеи. Я ж ведь даже на выпускном сочинении хулиганила :) Тогда было возможно, это были просто выпускные из школы, а не вступительные куда-то 29.05.2015 21:54:06, Cat-S
Помнится мы Мать Горького практически как роман о любви материнской и не только изучили) Учитель был вообще вне политики) при этом его программу утвердили где- то в верхах, старшие классы мы литературу учили без учебников) 29.05.2015 21:59:01, GalaNTka
Cat-S
В перестройку такие были приколы на уроках, о перестроечных уроках почти не говорят, почему-то пишут о скучном застое.

На музыке между Аve Maria и "горных вершин" в 6-м мы изучали пластинку "По волнам моей памяти" Тухманова, Высоцкого, и -та-да-дам- песни Бутусова.

По "Собачьему сердцу" я умудрилась написать сочинение в 6-м.

Старшие классы школы по литературе кроме программной классики - Живи и помни, Котлован, Окаянные дни, Бабель рассказы, Матренин двор. И все надо было читать,а потом сочинения
29.05.2015 22:15:06, Cat-S
В перестроечные времена нашему учителю было уже за 60, он 1919 года рождения. Низкий ему поклон. Просто гениальный человек. За два года ни ращу не смотрели в учебник, жили ощущениями.
Да и сама школа была на редкость академической.
Я сейчас безумно счастлива, что дочь попала в подобную среду.
29.05.2015 22:32:55, GalaNTka
В перестройку с деньгами на образование совсем нехорошо было. Крепкий середняк учительской среды вымывался, в большинстве оставались или совсем никакие, или настоящие учителя-энтузиасты. Последних по рукам не били, они экспериментировали вовсю. Тогда появилось много разных программ по всем предметам. 29.05.2015 22:31:31, тупик
Василиса из сказки
Да, так и было. 30.05.2015 11:11:13, Василиса из сказки
Cat-S
Программу-то учителя не трогали. Все-все по программе было пройдено. Но вот в часы, отведенные на внеклассное чтение, отрывались каждая по своему вкусу. Поэтому, когда вспоминают советское образование как что-то догматическое - я удивляюсь.

Никаких догм в школе не было середины 80-х, даже не с 90-х. В 92-м я уж школу закончила, поэтому что там было в "лихие 90-е" - понятия не имею.
30.05.2015 06:41:02, Cat-S
Вы вспоминаете не советское, как его имеют в виду, а именно перестроечное образование. Оно уже было другим по настроению (хотя еще тем же по учебникам). 30.05.2015 08:51:06, tavifa
Середина 80-х - золотое время образования (в крупных городах, по крайней мере). Обнищание только началось, а свобода упала на всех разом. Историей и литературой заинтересовались люди почти всех слоев населения. Телевизор стали смотреть те, кто раньше утюг боялся включить во времена Леонида Ильича.
Мне кажется, именно в перестроечные годы, где-то в 90-х, начался процесс активного вовлечения родителей в образование детей. Для кого-то это было вынужденной мерой - когда в их школе перестали учить и требовать что-то от детей. Другие увидели, что их детей учат совсем-совсем по-другому, и спорили или горячо поддерживали новые веяния.
Ну а потом, когда все успокоилось, школа воспользовалась ситуацией и стала перекладывать на родителей все больше.
30.05.2015 08:33:56, тупик
Василиса из сказки
Согласна про вовлечение родителей. 30.05.2015 11:11:55, Василиса из сказки
В то время все очень зависело и от педколлектива. Под одну гребенку не всех гребли. И программы нестандартные были возможны. 29.05.2015 20:41:47, GalaNTka


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!