Часть 1 можно прочитать здесь.

С няней лучше всего заключить договор - это организует. А я со всеми заключаю договор и беру на работу только по трудовой книжке, даже если без оформления. Если человек не может отдать трудовую, значит, нам такой человек неудобен, а кто неудобен - тот не нужен.

Няня Валя. Казалась идеальной Мери Поппинс - довольно молодая (36 лет), активная, педагог, работала в детском саду, с большим опытом няни на дому. Все было хорошо, пока я работала. Как только я стала появляться дома пораньше, Валя занервничала. Кроме того, у нее не сложились отношения со старшим ребенком. И даже более того, вышла скандальная история, когда он ударил (случайно) ее дверью по руке, а она ударила его журналом по голове. После этого она объявила об увольнении, обвинив во всем старшего ребенка. Потом оказалось, что она не любит гулять, что она сажала ребенка смотреть мультики, а сама спала рядом на диванчике (была застукана домработницей за этим занятием), да и вообще давно уже поговаривала об увольнении, потому что ей не нравилось, что у нас дома есть соглядатаи. Отсюда я сделала вывод №7, может быть, не очень-то имеющий отношение к найму персонала: в спорных ситуациях всегда надо верить ребенку, а не няне.

Няня Наталья Николаевна. Она была у старшего преподавателем английского языка. Но преподаватель из нее был такой хреновый, что я предложила ей понянчить младшего. Она согласилась. Она, в общем, была довольно неплохой няней, но больше беби-ситтером - она не очень-то умела заниматься с ребенком, а когда я ей предложила попретендовать на повышение з/п, освоив Монтессори, она отказалась, сославшись на непонимание вопроса. Кроме того, еще у нее была издержка в том, что страсть она как любила гулять с ребенком на ближайшей помойной площадке, потому что "скорешилась" она там с местными воспиталками, и сидела с ними, кости мыла, пока ребенок один копался в песочнице. После таких прогулок он стал бояться кататься с горки и на качелях, хотя до этого у него все это прекрасно получалось. Из этой истории я сделала вывод №8: надо изыскивать возможности для проверки, например, прийти с работы пораньше, или попросить соседей пройти мимо и посмотреть, или кого-нибудь из родственников попросить заехать и т.п.

Теперь о преподавателе по подготовке к школе. Она у нас была одна, и нам сразу и крупно с ней повезло. Она сначала занималась со старшим, готовила его к школе, но потом оказалось, что она просто клад по раннему развитию - она занималась и с младшим: рисовала, лепила, играла в театр и проч. Тут, в общем, опыт небольшой, поэтому даже и что написать, не знаю.

Преподавателей по английскому языку было много, были они разные, но все - не фонтан. Большинство из них я искала по объявлениям в "Из рук в руки". Думаю, что их как раз надо искать только через знакомых.

И вот сейчас у нас последняя помощница по хозяйству - по первому варианту, потому что старший пошел в школу, средний в сад, и народился еще один ребятенок. Нынешнюю помощницу мы взяли тоже через агентство. В общем, я всем довольна. Иногда надо ее строить, иначе она начинает "баловать", иногда похвалить… Я поняла, что тут, как с детьми и собаками - кнут и пряник. Но нельзя перегнуть ни в том, ни в другом.

Из "кнутов":

  • делаю замечания, если работа выполнена халтурно;
  • если испорчена какая-то вещь, дороже 100 руб., высчитываю из з/п ее стоимость.

Из "пряников":

  • похвалы;
  • премии;
  • подарки на праздники и не только ("не только" лучше пореже);
  • отпускаю пораньше;
  • и поговорить.

Последнее - тоже целая наука. Я пока выработала нужный тон в разговоре, пуд соли съела. Разговаривать надо обязательно, иначе человек может подумать, что им пренебрегают, а это может обернуться внезапным увольнением или еще какими-нибудь штучками-дрючками. При этом говорить надо участливо и тепло, но избегать личных тем. Не дай Бог начать обсуждать семейные проблемы - все, пропали рабочие отношения. В общем, тепло, но на расстоянии, не допуская до уровня "подружек", но и не в коем случае не свысока. Не стоит обсуждать покупки каких-то дорогих предметов или одежды, это может вызвать зависть.

Как лучше организовать собеседование с кандидатками?

Для начала надо для себя определить требования к кандидатке и обязанности и написать их все.

Например, мои выстраданные требования такие: женщина 40-55 лет, желательно пенсионерка, проживающая только в (моем) районе, без семейных проблем, со взрослыми детьми, желательно без маленьких внуков. Естественно, я озвучиваю не все требования, иначе круг претенденток сильно сужается, но при окончательном решении эти моменты имеют очень серьезные преимущества.

Список дел, которые необходимо делать каждый приход, раз в неделю и раз в месяц, например, такой (приблизительно, у каждого свои потребности в этом деле):

  1. Обязанности по уборке:
    1. Два раза в день делать влажную уборку пола.
    2. Один раз в день вытирать пыль.
    3. Один раз в день делать уборку в санузлах.
    4. Поддерживать порядок в комнатах и шкафах (в прихожей, детской и на кухне).
    5. Гладить белье.
    6. Один раз в неделю делать полную уборку пылесосом - полов и мягкой мебели.
    7. Один раз в неделю мыть холодильник и бытовую технику.
    8. Один раз в месяц протирать верхнюю часть шкафов, антресоли, вытяжку и проч.
  2. Обязанности по уходу за ребенком:
    1. И т.д.

Этот список надо дать прочитать при приеме на работу, чтобы человек точно знал, за что он получит те деньги, о которых вы будете договариваться. Оговорить надо все до мелочей, особенно принципиальные для работодателя моменты: для меня, например, принципиально, чтобы влажная уборка производилась моющим пылесосом, если она производится один раз в день, а если шваброй, то она должна производиться два раза в день, но перед этим нужно пылесосить; еще для меня принципиальна чистота посуды, а также нахождение вещей на своих местах (я не люблю, чтобы вещи, которыми я пользуюсь, перекладывали - ложки, вилки, ножи, а не наоборот).

Далее я распечатывала для всех одинаковые анкеты - ФИО, адрес, телефон, паспортные данные, и некоторые вопросы, которые позволяли определить круг знаний и интересов, имеющих отношение к работе (например, по первой медпомощи, по педагогике для нянь и проч.). Одна дама, которая пришла устраиваться няней с дипломом о высшем педобразовании, на вопрос "Какие игрушки развивают мелкую моторику?", ответила "Машинки с мотором". Анкеты также позволяют хранить небольшой "банк данных" - это очень удобно.

Я приглашала всех кандидаток домой, заранее предупредив, что у них с собой должен быть паспорт, трудовая книжка, санитарная книжка (если есть) и диплом (если я нанимала няню-педагога).

Некоторые отсеиваются сразу же по внешнему виду: если человек неопрятен, то он, скорее всего, не может хорошо убираться, ну, а про уход за ребенком и говорить смешно.

Некоторые отсеиваются по предыдущему месту работы (одна из "перелетных" домработниц, например, была "бывший частный предприниматель" - это говорит только о том, что с человеком будут большие проблемы; другая, которая взяла 80 рублей на больную маму, раньше работала буфетчицей на судне - и так все ясно; или, например, приходила устраиваться на работу домработницей женщина с двумя высшими образованиями, действующий менеджер, которой "надоела вся эта суета").

Некоторые отсеиваются по семейному положению. Я не беру незамужних женщин, разведенных одиноких женщин, бездетных женщин - в общем, тех, кто не состоялся в браке, не вырастил детей и проч. Из отрицательного опыта у меня были и те, и другие, и третьи - тушите свет.

Дальнейший этап отсеивания - это собственно беседа и впечатление, которое производит человек. В процессе собеседования я снимаю ксерокопии со всех документов и прошу заполнить анкету. Если у человека возникают какие-то затруднения по этому поводу, он усмехается, или говорит что-нибудь про "усложнение процесса", это может сказать только о его завышенной самооценке - я в этом случае на анкете ставлю галочку.

В анкете есть одна хитрость. Это два вопроса. "Что должно входить в обязанности няни?" и "Что не должно входить в обязанности няни?". Я заранее даю пояснения, что во втором вопросе, естественно, не имеется в виду забивание гвоздей или перетаскивание тяжестей. С первым вопросом и так все ясно, а вот второй вопрос воспринимается разными людьми по-разному. Если у человека большие претензии, он пишет что-нибудь типа "приготовление обеда" или "покупка йогуртов". Если же у человека все нормально с контактами, он затрудняется с ответом на этот вопрос, и говорит, что "в принципе, обо всем можно договориться".

Далее я сообщаю, что принимать на работу буду по договору, и трудовая при этом останется у меня.

Я никогда не сообщаю свое решение на собеседовании, даже если человек мне очень понравился. Я обещаю позвонить в случае положительного решения, или прошу позвонить мне через пару дней, если я не позвоню. В принципе, я уже в процессе собеседования почти всегда знаю, кого я возьму.

Вот, собственно говоря, и весь опыт.

Успехов вам в поисках!

Белякова А.