Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Anya Sh.

Раннее развитие.

Раннее развитие, своевременное развитие - все в основном сводится к тому, сколько времени родитель занимается с ребенком, как он с ним занимается. Конечно, большую роль играет и развивающая окружающая обстановка. Занятия с ребенком в основном сводятся к играм с ним, к чтению и к творческой деятельности. Предлагаю пообщаться на эту тему. Наверняка у каждой пары родитель-ребенок есть какие-то интересные игры, простые и сложные, которые сами собой рождаются и в которые можно подолгу играть. Мне кажется, что будет интересно создать коллецию таких игр.

У меня, например, дочка в полтора года очень любит играть с фасолькой: из миски, в которой смешаны несколько видов фасоли, руками или ложкой пересыпать ее в разного размера баночки, с крышками и без них, сортируя ее при этом или просто пересыпая, пересыпать ее из стаканчика в стаканчик, опускать фасолинки с разнокалиберные прорези на крышке одной из банок - причем маленькие фасолинки она опускает в маленькие дырочки, а крупные - в большие. Нравится ей из чайной ложки кормить фасолькой кукол, варить импровизированный суп на детской плите. Немного эта игра сродни играм с водичкой.

Сын в 1.5 - 3 года любил самодельные поезда, из обклеенных цветной бумагой коробок, которые скрепляли между собой с помощью скрепок, любил возить машинки по городам и дорогам, построенных на листе ватмана. Любил буквы и цифры, и слова, с ними мы тоже очень много играли. Но одно из самых любимых занятий было - аппликации. Мы много разных делали.

Еще интересно - как вы читаете своим детям? Мои дети очень любят книги. Сыну в младшем возрасте я читала все, как есть, с разными интонациями, а дочка любит чтобы ей прозу пересказывали близко к тексту, используя те яркие слова, которые она любит.

Другая интересная тема - как кто применяет методики раннего развития? С сыном я много по ним занималась, а с дочкой выработался немного другой подход - ей я даю то, что она в данный момент может применить. Например, чтению до полутора лет не обучала (сына начала обучать с трех месяцев). В данный момент мне казалось, что важнее развивать разные органы чувств, нежели обучать чтению совсем маленького ребенка. Сейчас, когда она уже начала интересоваться текстом книг, мы с ней начали рассматривать некоторые слова. Нравственные понятия, эмоциональная окраска, восприятие внешнего мира - на мой взгляд важнее навыков чтения в полтора года. Может, одно другому и не мешает, но зачастую подход и ожидания родителей, которые занимаются с ребенком по какой-то методике, начинает смещаться в ту сторону, и развитие получается в чем-то однобокое. Вместе с тем, дети, особенные маленькие, устроены совсем по-другому, смотрят на мир другими глазами и воспринимают информацию совсем не так, как взрослые. И попытка их обучить тому, что более интересно взрослым но еще никак не может примениться маленьким ребенок - обедняет детский мир, не дает ему полностью раскрыться по-детски.

Вот, много написала, много тем. Обсудим? :)
01.11.2006 05:47:39,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня старшие дети ходили сюда:http://www.rebenok.com/montessori/, сейчас и с младшей попробывали. Надо утрясти расписание со старшими, и будем ходить по абонементу. 15.11.2006 15:20:43, Настя77
Очень хотелось бы услышать ваше мнение о компьютерах, как у вас обстоят дела с компьютерами -"обучающими программами"? Можно ли это как то избежать , когда кругом такое повальное увлечение ? 07.11.2006 19:32:27, Lenka-Penka
Anya Sh.
Для детей младшего дошкольного возраста иногда встречаются интересные игровые развивающие программы. Для старшего дошкольного и школьного - нам хорошие не попадались. Лет с 4-5 мы с сыном занимались по взрослым обучающим дискам. Например, сын очень любил и любит до сих пор диск по астрономии "Red Shift 3". Эта программа расчитана на взрослых, но там есть десяток 5-10 минутных лекций с видеофильмами, и сын с четырех лет очень любил их смотреть и слушать.
Еще года в три-четыре сын любил рисовать в графическом редакторе. С 4 до 7 лет - занимался цифровым микроскопом. А сейчас школа началась, времени стало гораздо меньше, и приходится выбирать, чем заниматься - на компьютер времени у него совершенно не остается, другие занятия интереснее, чем компьютер. Возможно, это потому, что мы не нашли интересных занятий на компьютере для его возраста - программировать еще рановато, а из всего остального уже вырос. Из компьютерных игр на данный возраст остались только шахматы и морской бой. :)
Что касается компьютерных игр - многие из них не очень умные и/или "кровавые". Их можно избежать, если Вы покажете своему ребенку, что есть вещи поинтереснее. Покажете отрицательные стороны "кровавых" игр. Если все правильно поставить - то ребенку будет интереснее обучаться чему-то новому, что-то придумывать, творить, нежели играть в компьютерные игры. Просто будет скучно играть в такие игры, жалко на это тратить драгоценное время. Ведь реальная-то жизнь гораздо интереснее! :)
09.11.2006 00:00:38, Anya Sh.
а мы во взрослые стратегии играем... "кровавость" отсутствует. Думать надо. И читать-считать приходитсь - иначе как играть-то?

П.С. ничего, что вмешиваюсь? просто очень захотелось добавить к тому, что <Из компьютерных игр на данный возраст остались только шахматы и морской бой.>
09.11.2006 19:08:26, Тан Я
Anya Sh.
Только рада Вашим репликам! :)
Мы тоже раньше во взрослые стратегии играли. Было бы, может, и сейчас побольше времени, - тоже порой бы играли. Но из-за школы время стало совсем драгоценное.. Морской бой и шахматы остались, потому что они занимают минимум времени.
09.11.2006 20:30:50, Anya Sh.
Спасибо Вам за тему! Я в эту конфу не заглядывала уже сто лет - с тех пор, как мои мечты о супер-гениальном ребенке моя старшая дочь перечеркнула всем своим поведением. С ужасом вспоминаю, как раздражалась и злилась на нее, что она не хочет учить буквы (это в ее 2 года!!!), причем я видела, что она может это делать и все прекрасно понимает, но просто НЕ ХОЧЕТ! Чего я только не предпринимала - разные уловки, я сидела в этой конфе, я перепробовала кучу способов - бывали кратковременные всплески, когда мне казалось, что вроде все пошло, но потом опять - "будем играть в кубики в паровозик - но предупреждаю, мама, УЧИТЬ НИЧЕГО НЕ БУДЕМ!!" Сейчас мне просто стыдно вспоминать, но сюда решила написать, чтобы мои ощибки не повторяли другие мамочки - я просто допекла своего ребенка своим стремлением научить ее... Поведение у нее стало отвратительное, в свои 2,5 года она умела своим цинизмом и издевательским тоном моментально выводить меня из себя, тут еще наслоились ее слишком самолюбивый, независимый характер и рождение второй и вечерами я просто рыдала, когда уложив их спать, я сидела и с ужасом осозновала, что я боюсь следующего утра - когда проснется мой монстр... я боялась себе признаться, что я просто терпеть не могу свою старшую и пыталась найти хоть каплю любви в себе к ней - и не могла, и осознание этого, что вот я такая мать - нелюбящая своего ребенка, просто сводило меня с ума, я ненавидела и себя, и ее, и просто ревела от безысходности... Меня (да и ее)спасли книги по детской психологии, которые я начала читать от отчаяния. КАк будто кто-то отчетливо и внятно сказал мне - что надо делать, и что не надо. До сих пор одна из них является моей настольной книгой, я перечитываю ее и каждый раз нахожу для себя что-то новое. К тому же моя старшая все-таки непростая дама, частенько ставит меня в тупик.
Ну так к чему это я в этой теме - про раннее развитие. Благодаря этим книгам я просто оставила дочь в покое! Я перестала лезть к ней и под любым предлогом навязывать ей СВОЕ - я стала видеть, что хочет ОНА. И чудо свершилось - дочь хорошо читает, соображает, правда большую часть времени она проводит не за книгой, а вися кверх ногами на кольцах гимнастических и выделывая пируэты. И если раньше меня это злило, то теперь радует, так как это радует ЕЕ! И вот мало-помалу она сама стала предлагать мне то, что раньше я ей навязывала и чему она активно сопротивлялась - то стишок сама прочитает, то посчитает в обратном порядке, то книгу младшей сядет почитать (стишки простенькие). В общем все банально - не настаивай и сила сопротивления будет равна нулю, но чего мне стоило, чтобы понять это!!!!
А вот младшая растет - совсем другая. Сама все спрашивает и интересуется, слоги хорошо складывает и тешит мое самолюбие. Но я не лезу к ней со своими идеями - хватило опыта.

Очень надеюсь, что мой печальный опыт поможет кому-то не сделать мои ошибки... Любите детишек и обнимайте их почаще просто так!!!!
06.11.2006 01:22:46, Мам (Уля 5,2 и Ксюша 2,8) из дома
Да, на первом ребенке мы УЧИМСЯ быть родителями, а вот со вторым уже используем свои знания... 06.11.2006 16:16:01, Родинка-мать
Юлия К.
Вы молодец! К сожалению, не все вовремя это понимают... А что за книга? 06.11.2006 10:01:32, Юлия К.
Это книга Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Одна из немногих книг, в которой даются РЕАЛЬНЫЕ практические советы вместо рапространенных - "будьте ближе к ребенку, понимайте его", а КАК быть ближе я так и не знала, пока не прочитала эту книгу. Удачи Вам!!! 06.11.2006 13:20:43, Мам (Уля 5,3 и Ксюша 2,8) из дома
Юлия К.
Да, хорошая книга. А для меня такой была и есть "Нестандартный ребенок" Леви. Правда, с младшей у меня никаких проблем в общении не было. В основном, книга очень помогла понять старшую дочь-подростка. 06.11.2006 17:18:59, Юлия К.
Эту книгу язык не поворачивается назвать книгой номер 2, но все-таки из книги Гипперейтер я почерпнула больше, хотя благодаря одному замечательному совету Леви я отучила старшую грызть ногти в ее 3 года после года тщетных попыток. 07.11.2006 00:51:45, Мам (Уля 5,3 и Ксюша 2,8) из дома
Юлия К.
Угу, поддразнивание :)) Я со старшей это тоже проходила. Ей, правда, тогда уже лет 9 было. Именно в это время книга и попала мне в руки. 07.11.2006 13:10:54, Юлия К.
Не-е, у нас на поддразнивание трехлетка не клюнула:-) подействовал совет - "не ругай за то, что есть, а хвали за то, что хочешь увидеть", так вот я ее нахваливала каждый день, что она перестает ногти грызть, каждый день малая победа - то мизинчик целый, то еще один устоял... за три месяца отучила! 07.11.2006 23:29:31, Мам (Уля 5,3 и Ксюша 2,8) из дома
GalaB
Ой, давно хотела высказать свое мнение по многим аспектам раннего развития, но как-то не решалась раньше.
У меня 2 дочери 13 и 2 лет. Исходя из опыта со старшей, пришла к таким выводам:
1. во сколько (я имею в виду рано, а не заниматься вообще) бы родители не начали заниматься с ребенком, он начнет выполнять задания только тогда, когда дазреет до этого. Примеры, я поставила старшую на коньки в 2,5 года, а соседка в 4. Итог, через месяц обе катались одинаково. Старшая научилась читать в 4 года, а соседский мальчик к 6 годам. Итог, в первом классе они читали одинаково.
2. Важно привить ребенку любовь к чтению, а не научить читать как можно раньше. Если два пункта совпадают, то Вы - гениальный родитель. Моя старшая научилась читать в 4 года, а в 13 лет я регулярно настоятельно рекомендую (читай, заставляю) ей взять в руки книгу.
Зато мы вдвоем много рассказывали историй по картинкам (можно по комиксам). Результат, ребенок хорошо пишет сочинения, и регулярно берет какие-нибудь дополнительные сочинения у учителя.
3. Плохо по-русски учить читать ребенка по системам Домана или аналогичным, хорошо по Зайцеву или по логопедическому букварю Жуковой, к примеру. Объясняю, Доман и другие англоязычные авторы имеют в своем арсенале язык, в котором нет спряжений и склонений. А в русском языке, если ты "фотографическим" способом научился читать слово МАМА, то не факт, что ты сможешь так "прочесть" слова МАМОЙ.
4. В математике важно научить ребенка логически мыслиь и выражать свои размышления вслух. Со старшей мне это удалось во многом благодаря тетрадям Петерсона и "Веселым картинкам". А 10 цифрам можно и в школе научиться.
5. Обязательно надо ходить с ребенком в музеи, театры на выставки, ездить на экскурсии. Если я у 13-летней девицы спрашиваю, куда пойти в театр или кино, она с вероятностью 80% выберет театр.
6. Обязательно надо заниматься физическим развитием ребенка и желательно в спортивной секции. Тут у меня со старшей полный провал, к сожалению.
7. Желательно отдавать ребенка в какой-нибудь кружок, а лучше несколько. Мы ходили на рисование с 5 лет (и до сих пор ходим), на танцы и на вокал с 6 лет.

Исходя из опыта со старшей я строю свою методику развития с младшей. Сейчас нам очень нравится рисование карандашами, мелками, пальцами красками; танцы (я включаю классику, когда мы вдвоем дома, или попсу, когда дома остальные члены семьи); читать книги и смотреть диафильмы, помогая маме "рассказывать" известные (в нашем арсенале больше 20 стишков); очень любит показывать сказки "Колобок" и "Теремок"; с удовольствием учимся пересчитывать предметы, не привязывая ОДИН к знаку 1. Пытаемся собирать бусы (пока только гигантские), любит по одной горошине собирать со стола и складывать в стаканчик. Обожает лазить по шведской стенке (я сильно стимулирую), иногда по настроению исполнять другие гимнастичекие упражнения ( тут у меня стимулировать не получается). А изучение букв и обучение чтению я отложила на потом.
02.11.2006 22:12:54, GalaB
Anya Sh.
Согласна почти во всем! Про "дозреть" - Юля хорошо ответила.
А по Доману вообще невозможно научить читать, ни на какаом из языков! :)) Это физиологический факт. :)
03.11.2006 01:23:12, Anya Sh.
Юлия К.
Да, согласна. Единственное, что хотела бы уточнить-не согласиться: ребенок начнет выполнять задания тогда, когда дозреет, да. Но можно помочь ему "дозреть" немного раньше. При условии, что ребенку этого хочется, конечно. Так, у меня Машуня в 1,7 собирала паззлы из 6-10 крупных элементов. Ей это нравилось страшенно. Но сначала я ее тщательно обучала соединять "замочки" паззлов между собой. Если бы не научила, она бы это дело забросила. Когда у малыша что-то упорно не получается, он, как правило, теряет к занятию интерес. 02.11.2006 22:38:18, Юлия К.
Я как и все мамы в этой конфе, я думаю, прошла путь от наивных мечтаний о супер-гениальном ребенке, читающем в 1-2 года, с энциклопедическими знаниями словаря Брокгауза и Ефрона как мининмум...
Играющем на всех музыкальных инструментах в 3 года...

Но, жизнь расставляет все на свои места, как ни крути. Ребенок уже рождается яркой индивидуальностью и как бы мы не старались слепить их по своему усмотрению, они все равно идут своей личной дорогой (с нашей помощью, конечно, но все равно сами!)

Да, у меня дочка знала почти все буквы в год...Да, она различала и называла основные цвета в 1,3 (притом, что говорила тогда еще слогами).
Ну и что? Читать она еще не может, да и не хочет особо...Зачем настаивать? Мы любим с буквами в ванной играть..."Пишем" слова разные...Я стараюсь, чтобы она сама буковки находила по звучанию слова, слоги составляла (от письма иду так сказать)..Когда получается, когда нет - всему свое время, я думаю.

Считать тоже учила с младенчества. Сейчас считает до 15 (предметно-абстрактно), складывать-вычитать только в пределах 4-5 и то не всегда...А зачем ей пока больше, собственно говоря? Зато считает все - это 2 яблока, а это 3 банана...Причем удовольствие доставляет именно не процесс пересчета, а определение количества сразу, на глаз...

Зато у нас сейчас творчество в ходу! Поет не переставая, рисует с удовольствием. И мне кажется, что это действительно то, что им необходимо! Самовыражение в творчестве дороже всех интеллектуальных успехов, мне кажется, для таких малышей..Подарить свою картинку бабушке, спеть новую песенку папе - видно как глазки светятся счастьем от осознания того, что это ЕЕ произведение! что его ЦЕНЯТ!

Читали мы много с младенчества, почти всегда интерактивно, т.е. просто спокойно сидеть и слушать не могла и не может сейчас - нужно сразу все выспросить, высказать свою точку зрения и т.д.
Сейчас у нас диафильмы идут на ура! Без них не засыпаем никогда!
У мамы на руках смотреть в темноте волшебные картинки с любимыми сказками, помогая рассказывать знакомые стихи и сказки....Что может быть чудеснее! 8-)))

Где-то в 1,5 - 2,5 года очень любила дочка разные задания на логику, мышление и т.п. Я согласна с Юлией К, очень они способствуют интеллектуальному развитию. Но сейчас почему-то уже спал интерес к ним, если только с наклейками будут задания - тогда с удовольствием поделает...

По карточкам Домана (или нечто похожем на них) мы тоже занимались - зрительную память действительно развивают хорошо, силуэтные очертания узнает безошибочно.

Я всегда старалась развивать у нее фантазию - угадывать что нарисовано, делать разные узоры из чего только возможно и т.д. Мне кажется, это тоже очень важно для творческого развития, развития мышления. Очень любим мы стихи сочинять - примитивные конечно, с 1-й рифмой, но дочка уже чувствует рифму, чувствует сходство-различие слов, звуков.

И чем дальше, тем больше я стараюсь идти за ребенком, стараться помочь ей там, где ей трудно, показать значимость ее достижений. А все остальное - узкие рамки методик, возрастные нормативы и т.п. - это все хоть и очень соблазнительные для родительского тщеславия вещи, но очень порочные, мне кажется...Особенно если им строго следовать и расстраиваться по поводу неудач.

Большое спасибо за тему! Действительно интересно узнать, кто чем живет, возможно почерпнуть что-то полезное из опыта других родителей и поделиться своим опытом, если он может кому-то помочь.
01.11.2006 14:38:41, Taniola
Anya Sh.
Полностью с Вами согласна!
Здорово, что у вас так хорошо получается с дочкой заниматься!
01.11.2006 21:22:23, Anya Sh.
Юлия К.
А еще интересно обсудить, что из ранне-развивающих занятий было правильным и нужным, а что оказалось бесполезным. Я, например, была уверена и утвердилась в этом еще больше, что раннее чтение (до 3 лет) - бесполезно и неэффективно. И даже начинать читать в 3-4 года - тоже сомнительно. Все равно к 6 годам и те, что начали читать в 3 и те, что зачитали в 5 примерно сравниваются. Можно, правда, относится к чтению, как к переходу на новый этап развития. Именно так я и относилась. Дочка начала читать по слогам в 3,2 практически сама по таблицам Зайцева. Для меня это было просто очередным этапом развития, не больше. Поэтому, я никогда не настаивала на чтение, если ей не хотелось. Беглого чтения нет и сейчас, зато есть огромное желание читать. Что само по себе гораздо важнее.

Еще оказались полезными занятия по Доману (карточки с картинками)с 8 мес. до 1,5 лет. Хотя делалось это довольно спонтанно и нерегулярно, у дочки великолепная зрительная память. Потрясающая просто. Хотя, может, дело и не в Домане...

Очень правильным было решение разных логических задачек и заданий, головоломок с раннего возраста. У дочки очень острое, цепкое мышление. Математическое.

Творчеством, пожалуй, нужно было побольше заниматься. Мы много занимались и занимаемся, но побольше нужно было.

Путешествия с детьми с раннего возраста - огромный скачок в развитии. Ощущение СЕМЬИ. И счастливые детские воспоминания, конечно. Очень важно во взрослой жизни.

И самый главный вывод: не знания нужно вкладывать в ребенка-дошкольника, а учить думать, анализировать. Конечно, можно на осенней прогулке рассказать все об осени и о том, почему листья желтеют. А можно предложить подумать самому об этих листьях и попытаться ответить. Пусть и не правильно!

И чтение книжек детских, хороших и МНОГО - очень здорово. Мы каждый вечер читаем лет с полутора, наверное. Столько всего перечитали. А сколько еще всего интересного есть! Мне самой интересно. Сейчас увлеклись Софьей Прокофьевой. Замечательные сказки!

Вот. У кого еще какие мысли по этому поводу :)))
01.11.2006 12:34:00, Юлия К.
<Очень правильным было решение разных логических задачек и заданий, головоломок с раннего возраста.> - скажите, а какие логические задания и головоломки имеются ввиду? В частности, в возрасте примерно 1.10 какие можно использовать? 06.11.2006 16:13:53, Родинка-мать
Юлия К.
Как раз в этом возрасте мы осваивали "квадраты" Никитина 1 уровень. Еще "радужное лукошко" Даниловой (похожий принцип). Самые простые паззлы можно пробовать собирать (из 4-6 элементов, крупные). 06.11.2006 17:16:31, Юлия К.
спасибо, поняла, что имеется ввиду 06.11.2006 20:22:09, Родинка-мать
GalaB
Ой, слушайте, я написала, а потом прочитала Ваш ответ. Вы более понятно выразили мои мысли. Вот повезло детям с мамой!!! 02.11.2006 22:15:19, GalaB
Земляничный дождик
А Вашим значит не повезло? :)
По-моему повезло всем детям, чьи мамы хотя бы изредка заглядывают в эту конференцию (и моим, надеюсь, тоже :)))).
03.11.2006 09:47:48, Земляничный дождик
Anya Sh.
Очень понравилось то, что Вы написали по поводу развивающих занятий! Согласна с этим! Конечно – в первую очередь надо учить ребенка думать. Про творчество, и про путешествия всей семьей – это здорово!

Про возраст обучения чтению:
Мой сын знал все буквы в 1.5 года, придумывал звуки для тех букв английского алфавита, которые были не похожи на русские буквы и которые мы ему не называли (не хотели мешать алфавиты), он был влюблен в буквы и слова, везде их находил и просил меня их ему писать. С 2.5 лет писал на компьютере письма бабушкам. Но при этом зачитал только в шесть лет, а увлекся самостоятельным чтением – только в семь лет. Ну и что? Все равно нам с ним интересно было в раннем детстве заниматься чтением. Интересно не потому, что было желание, чтобы ребенок зачитал в три года, а потому, что это занятие приносило нам обоим радость. Мне кажется, что не так важно, в каком возрасте (до шести лет) ребенок зачитает. В три года все равно неинтересно самому читать. Насколько я понимаю, детское восприятие устроено так, что где-то до 4.5 лет даже неполезно ребенку самостоятельно читать книжки - полезнее, когда ему их взрослые читают – в этом случае получается совершенно другая эмоциональная окраска текста, а это гораздо важнее, чем сам навык чтения.

Энциклопедическими знаниями по методике Домана мы занимались с 6 месяцев – к двум годам ребенок знал порядка 300 животных. Потом он их, конечно, забыл. :)
Возможно, это повлияло на то, что сейчас у сына очень хорошая память – запоминает все с первого раза, любой текст пересказывает практически наизусть.

Мне кажется, что главное – это в ребенком заниматься и делать это с любовью.
А ребенок, как растение из почвы, из этих всех методик возьмет то, что именно ему надо. :) Конечно, есть основные вещи – Вы очень хорошо их описали.
01.11.2006 22:41:52, Anya Sh.
я хочу по поводу чтения вмешаться...
Не всегда можно технику чтения отложить на потом. Вот, например, живя в другой стране (кажется, здесь очень много таких?). Ребенок ходит в садик/пре-скул/скул (у нас, например школа с 4-х лет). Есть определенный возраст (как я понимаю, они разнятся от страны к стране), когда ребенка начинают там учить читать на МЕСТНОМ языке.
Я убеждена, что чтобы ребенок ЧИТАЛ (хотябы потом, когда-нибудь) художественную литературу (в удовольствие) по-русски, для этого изначалсьно чтение по-русски должно опережать чтение на языке среды. Т.е. первые несколько лет чтения по-русски должно быть ЛЕГЧЕ читать.
Я не ставила никаких временых рамок для обучения чтению в РАННЕМ возрасте. С буквами играли... даже не помню с какого времени, но до года точно. Просто потому, что было интересно обоим. Переход к чтению был долгим, но и торопиться было пока еще некуда. К трем научились складывать буквы в слова, но дальше этого не шло. 3-4 буквенные слова и все. Дальше было трудно. Но в 5 я начила заставлять читать именно для улучшения техники. Не часто. По чуть-чуть, но надо было, потому как в 6 начинают учить читать по-голландски (буквы раньше учить начинают, но это не важно). А сейчас (6) стало читать намного легче, так и использовать стал иногда самостоятельно этот навык :)

Я все к чему... Вот ВЫ что думаете, о сроках обучения чтению в условиях проживания в среде с другим языком?
Влияло ли это на ваш взгляд на обучение чтению?
02.11.2006 23:23:58, Тан Я
Anya Sh.
Для нашей семьи русский язык очень важен. И если ребенок начинает говорить дома на другом языке - для меня это очень тревожный звоночек: значит, школа/сад в головушке ребенушка начинают занимать бОльшее место, нежели наши с ним отношения. Значит, ему с нами недостаточно интересно, значит, мы с ним мало общаемся. Потому что при правильной постановке отношений общение с родителями должно быть интереснее, чем общение с друзьями в дошкольном и младшем школьном возрасте (про старший пока не знаю - доживем увидим) - потому что родители могут больше дать ребенку, могут удовлетворить любопытство на любую тему, ну и многое еще кроме этого. :) Может, я не права, но я так чувствую.
Мы сначала учили чтению на русском. Знал буквы в 1.5 года, плохонько читал в 5 лет, нормально зачитал - в 6 лет. Где-то с 4 лет в садике/школе учителя начали обучать чтению по-английски. Ребенок наш не смешивал чтения на разных языках - т.е. одно не мешало другому. Окончательно, бегло, с интересом для себя - сын зачитал в 7 лет по-русски, и буквально через пару месяцев после этого - по-английски. Сейчас сам с удовольствием читает на обоих языках. Но: в русском у него словарный запас больше - по-русски мы с ним говорим на любые темы, сложные и простые, а по-английски в школе они говорят не дальше, чем на темы школьной программы и на игровые темы. Поэтому английскую энциклопедию ему было бы сложно читать. Старый английский, всякие ньюансы - тоже ему будет сложно читать по-английски, а вот с русским таких проблем будет меньше. Все-таки проще читать литературу на том языке, на котором ребенок думает. Если будет думать по-голлански, то все равно потом переключится на голланские книги.
Мне не верится, что оба языка могут быть одинакого развиты, я такого еще не видела - потому что думает-то ребенок на каком-то одном языке, и вот он и развит лучше. Дети так быстро переключаются с одного языка на другой, им достаточно лишь пары месяцев!.
И еще мне кажется, что лет до 10 для ребенка должна играть бОльшую роль семья, нежели школа - тут психологические аспекты важны, ребенок еще не созрел, чтобы отделяться от родителей. Если это так, то и с родным языком не будет проблем.

Речь ребенка, физиологическая, развивается до 10 лет. И "мелкая моторика" мозга развивается только годам к 4-5 - поэтому до тех пор трудно ждать от ребенка беглого чтения. А пока нет беглости - ребенку не будет интересно самому читать.
03.11.2006 01:16:53, Anya Sh.
<Все-таки проще читать литературу на том языке, на котором ребенок думает. Если будет думать по-голлански, то все равно потом переключится на голланские книги.>
Согласна, но ведь еще влияет и:
<А пока нет беглости - ребенку не будет интересно самому читать.>
Суперпозицию этих двух факторов надо, наверное брать? :) Беглость на разных языках все же разная.... хотя, наверное и правда, быстро "второе чтение" догоняется - еще нет такого опыта у меня - мы только начинаем по-голландски читать...

У нас тоже русский доминирующий (во всяком случае пока). Тоже энциклопедию гоооораздо легче и интереснее читать по-русски, "дискавери сайнс" смотреть - тоже, думаю по-голландски было бы очень сложно. Но как насчет "детских" тем? В играх (простых, не "заумных" :) ) с детьми на каком языке легче общаться? Что-то здесь я в нашем русском начинаю капельку сомневаться....
хотя недавно зашел разговор - говорит, что по-русски думает
03.11.2006 01:50:46, Тан Я
Anya Sh.
<<А пока нет беглости - ребенку не будет интересно самому читать.>>
<Суперпозицию этих двух факторов надо, наверное брать? :) Беглость на разных языках все же разная....>
Если рассматривать беглость с физиологической стороны - то она будет одинакова в любом языке. Потому что как только у ребенка в достаточной мере разовьется этот механизм - так он и зачитает, вне зависимости от языка. Хотя, может, с азиатскими языками сложнее, не знаю. Развитие речи (а, значит, и чтения) у ребенка зависит от физиологического-фонематического механизма. Кстати, фонематический слух у ребенка сформировывается только к десяти годам.
Обычно, стоит ребенку зачитать на одном из языков (освоить механизм чтения), - он легко сможет научиться читать и на другом языке.

Нашему сыну на детские темы абсолютно все равно, на каком языке общаться. Общаясь одновременно с русским и английским ребенком он мгновенно переключается с одного языка на другой и обратно.
Когда у него не было русских друзей, ему было привычнее говорить на детские темы по-английски, а сейчас русские друзья сбаллансировали эту ситуацию. :) Это точно также, как мне, когда я училась, было проще говорить о своей работе по-английски, и надо было прилагать некоторое усилие, чтобы заговорить о ней по-русски. Но тут стоит только пару раз обсудить тему по-русски, и сразу становится легко говорить о ней на родном языке. Так и в детских играх: порой ребенок просто забывает некоторые русские термины, или английские выражения ему кажутся наиболее яркими и подходящими ситуации - но стоит ему показать, что по-русски это же можно сказать красиво и точно, как он с радостью их воспринимает.
Возможно еще, что время в течении дня, проведенное в обстановке того или иного языка, играет главенствующую роль в том, насколько ребенок переключается на иной язык. Тут, конечно, каждый решает в меру своих возможностей. Мы для себя решили, что ребенку нельзя проводить больше половины дня в общественном помещении. Это, на наш взгляд, очень важно для психологического развития ребенка.
03.11.2006 04:20:22, Anya Sh.
<Если рассматривать беглость с физиологической стороны - то она будет одинакова в любом языке. Потому что как только у ребенка в достаточной мере разовьется этот механизм - так он и зачитает, вне зависимости от языка. Хотя, может, с азиатскими языками сложнее, не знаю. Развитие речи (а, значит, и чтения) у ребенка зависит от физиологического-фонематического механизма. Кстати, фонематический слух у ребенка сформировывается только к десяти годам.Обычно, стоит ребенку зачитать на одном из языков (освоить механизм чтения), - он легко сможет научиться читать и на другом языке.>

То, что на втором языке читать учится гораздо быстрее, это я заметила :) Но я не согласна, что техника чтения зависит только от физиологической стадии развития. Если мы говорим о детях около 5-7 лет, то тут уже скорее, на мой взгляд, сказываются тренировки. Автоматизация процесса, я бы сказала. Физиологически ребенок готов. Он читает уже на одном языке. А вот то, что на втором языке он читал пока еще мало - это влияет на то, как легко он читеат. Например, я долгое время по-английски читала гораздо медленнее, чем по-русски (имею ввиду именно технику чтения, а не понимание или недостаток словарного запаса, хотя оно немного и связано)... на самом деле сейчас не знаю, не засекала, но, не исключено, что и сейчас есть небольшая разница. Правда, не знаю, может и нельзя здесь так по себе судить :)
По поводу русского общения - это да, у нас имеется недостаток русскоговорящих детей подходящего возраста, но делаем все возможное :)

Переключаемся с одного языка на другой легко. Но вот оно:
<Но тут стоит только пару раз обсудить тему по-русски, и сразу становится легко говорить о ней на родном языке. Так и в детских играх: порой ребенок просто забывает некоторые русские термины, или английские выражения ему кажутся наиболее яркими и подходящими ситуации - но стоит ему показать, что по-русски это же можно сказать красиво и точно, как он с радостью их воспринимает.>

Вот это меня и беспокоит. Именно, что недостаток каких-то детских фразочек (дразнилок, шуток, рифмовок и прочей ерунды). Если подворачивается ситуация и если сами вспоминаем, то, конечно, подсказываем, рассказываем. Ребенку нравится, иногда даже забавно как он смеется над какой-нибудь простой игрой слов :)
Но недостаток ДЕТСКОЙ русской компании все же сказывается. Взрослый не в состоянии компенсировать это на 100% (если он, конечно, психически здоров :)) )

Или я многого хочу? Или я зря голову себе забиваю?
Пыталась недавно поговорить здесь с итальянской мамой. (Дети говорят по-итальянски, но оценить уровень, конечно же я не могу) именно о недостаточности детского общения на материнском языке и влиянии этого на речь. Так она меня СОВСЕМ не поняла! Единственное, что она сказала "если бабушка (итальянская) пытается говорить с внуками по-голландски, я ей говорю, чтобы она разговаривала только по-итальянски - и все окей...". Все, дальше этого она просто не заморачивается. И она не одна такая. Таких очень много. Так вот после подобных случаев я стала задумывается - а может, я из мухи слона раздуваю? Может, надо поще к этому относиться? Может, это просто мой перфекционизм говорит?
Склоните меня в какую-нибудь сторону!
03.11.2006 11:59:29, Тан Я
Anya Sh.
<Но я не согласна, что техника чтения зависит только от физиологической стадии развития. Если мы говорим о детях около 5-7 лет, то тут уже скорее, на мой взгляд, сказываются тренировки.>

Где-то после 4.5 лет ребенок уже физиологически готов, и дальше важны только тренировки. Про физиологическую стадию развития я говорила только относительно возраста до 4.5 лет.

Интересно, что Вас беспокоит недостаток русских шуток, дразнилок и прочего! А я наоборот радуюсь, что ребенка моего этому не научат. :))) Детские ругательства - это то, чего я хотела избежать. :) Здешние шутки и прочее ребенок узнает на английском - что ж, мне кажется, что на одном языке нам этого добра нам хватит. :) Так ли они нужны еще и на русском? :) Все, что нам кажется хорошим (шутки, рифмовки) - мы ему рассказываем и вместе смеемся. А как мы с мужем вспоминаем детскосадовские ругательства и мат из начальных классов (а мы ходили в хорошие школы) - так радуемся, что здесь этого нет.
В детских русских книгах есть много интересных фразочек и выражений, фильмы-мультфильмы сын в основном смотрит только русские.
Хотя, конечно, русское детское общество никакие родители и книги не заменят. Это большая часть русской детской культуры. В этом я с Вами полностью согласна. Кстати, интересно, что тут среди русских детей, выросших заграницей, нет нехороших ругательств, они этого не знают. А всякие шутки, и то, что дети сами придумывают, всякие интересные фразочки и стишки на русском - это, как раз, есть. И это то, что надо. Мы все стараемся организовывать детское общение. Сначала это было непросто, но потом все родители вошли во вкус. Организуем кружки, школы, совместные поездки с родителями русских детей.
А у вас там нет русскоязычных знакомых с детьми? Тоже можно было бы что-нибудь совместное организовать. А если нет никого - то что ж, и так Вы даете ребенку многое, Вы молодцы, просто в этом случае Вам приходится больше работать над этой проблемой. Во всем есть свои плюсы и минусы, и, может, вместо того, что ребенок будет проводить после сада/школы время с русскими друзьями он проведет его с Вами - ему только на бОльшую пользу пойдет. У нашего сына тоже не так много времени на друзей остается.
Так что не переживайте и не расстраивайтесь! :)
03.11.2006 22:48:04, Anya Sh.
ну я имела ввиду не ругательства :)))

А можно вас спросить? Это у вас мальчик китайсткий начинал учить? Я не путаю? Можно поинтересоваться что из этой затеи получилось? Не остыл интерес у ребенка? Он удовлетворил свой интерес несколькими уроками или на самом деле учит?
06.11.2006 11:19:56, Тан Я
Anya Sh.
:)
Интерес к китайскому остыл у сына где-то через пару месяцев занятий. Чего-то он начал в нем понимать, знал порядка 50 слов, простые фразочки мог сказать. Потом ему это надоело. Ему тогда 4.5 года было. Не очень хороший учитель у нас был - китаяночка, без пед. образования. Часто получалось так, что сын начинал лидировать на уроке, а она ничего не могла с этом сделать.
Последние два года у сына огромный интерес к математике и к музыке - этим в основном занимаемся. Ну, конечно, и всякие опыты по физике-химии. :) С языками - пока английского хватает. Все не успеешь..
А у Вас по каким направлениям сын идет? Что ему нравится?
06.11.2006 22:55:11, Anya Sh.
а мы, похоже, изобретатели :) Интересует физика, химия, биология больше на уровне клеток-молекул , правда, глубоко пока не копали - в начале пути, так сказать, астрономия.... вобщем, по точным наукам больше.
Очень-очень любит опыты и эксперименты.

"про зверей и насекомых не так инересно, как про лучики света..." - это его фраза :)
07.11.2006 01:11:38, Тан Я
Anya Sh.
Здорово! Нам тоже это очень-очень интересно! Но опытами надо заниматься чаще всего со взрослами, в то время как математикой - можно и самому. Активно и регулярно мы начали ею заниматься с пяти лет, до тех пор больше логические игры и мат. развлечения были. Перерыла много учебников, больше всего понравилась одна из тетрадок Эльконина-Давыдова - сын как начал по ней заниматься, так занимался по 40-60 минут кряду, не оттащить было от заданий. :) Математика - она с налетом таинственности и волшебства - нравится она детям, если ее с нужной стороны давать. ;) А сейчас уже сын довольно сложной математикой заниамется. 08.11.2006 21:13:09, Anya Sh.
А тетрадка та - на какой возраст была? Мы математекой так, иногда, по ходу дела, под настроение. Логикой занимались немного. Одно время сильно шахматами увлекались, но потом интерес как-то уменьшился... надеюсь временно и еще вернется :) 08.11.2006 22:36:26, Тан Я
Anya Sh.
Тетрадка - на 5-7 лет (1 класс). Вот ссылка: http://www.ozon.ru/context/detail/id/951602/
Еще под редакцией Александровой (тоже методика Э-Д) хорошие тетрадки. Но для 1 класса именно эта нам понравилась больше всего.
08.11.2006 23:44:18, Anya Sh.
А какоей там уровень? Наверное уже поздно нам... Или там что-то сильно нестандартное? Мы какое-то время назад пытались тетрадки Петерсон (которые для 1-ого класса) - нам там совсем уже нечего делать :( скучно - слишком простое все. 09.11.2006 12:38:24, Тан Я
Anya Sh.
На Петерсоне я сама засыпала, когда листала его. :))) Ребенку даже и предлагать не стала. :)
В тех тетрадках - нестандартные задачи, интересные. Первая тетрадка для первого класса - простая, но детям 5-6 (думаю, и семи) лет интересно те задания выполнять, а 2-я и 3-я тетрадки 1-го класса - посложнее (у меня не все знакомые 5-6-ти летни их смогли решать). Честно говоря, взрослые нематематики испытывают трудности и с задачами из первой части 1-го класса, не говоря уж и второй и третьей! :) У меня потом ребенок своим бабушкам и дедушкам предлагал задачки, подобные задачками из 2-й части (сам придумывал по образу и подобию), и родственники впадали в ступор (а у половины из них высшее техническое). :)
Нам с мужем очень понравились все эти задачки.
09.11.2006 20:38:03, Anya Sh.
У нас раньше тетрадки Петерсон для дошкольников хорошо шли, а вот со школьными - там просто тоже самое, скучно и слишком легко 11.11.2006 00:42:43, Тан Я
Петерсон - женщина. 10.11.2006 19:00:01, Караул подпольный
Подпишусь под каждым словом! Браво! 01.11.2006 14:14:03, Taniola


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!